Виды транспорта является увлекательной и интересной темой практически для любого маленького человечка. Знакомя детей с этой темой, можно классифицировать все транспортные средства и рассказать о предназначении каждого из них. Задача родителей и педагогических коллективов состоит не только в знакомстве с различными видами автотранспорта, но и закрепление полученных сведений посредством игр.
Для чего нужны дошкольникам сведения о транспорте
Полноценного развития детей можно добиться только посредством знакомства их с окружающим миром. Ребенку всегда будет интересен вопрос о том, каким бывает автотранспорт и зачем он необходим людям? Дошкольников знакомят с классификацией автотранспорта не случайно. Это способствует обогащению словарного запаса и закреплению родового понятия «транспорт». Добиваются при этом и наличия и других моментов:
- Дошкольник научится проводить сравнение различных видов транспорта, находить в них какие-то общие либо отличительные признаки.
- Если имеются на то основания, он может объединять отдельные представители в единую группу и каким-то образом классифицировать их.
- Можно научить дошкольника правилам поведения, которые предполагают нахождение в том или ином виде автотранспорта.
Все это будет способствовать тому, что у дошкольника будут формироваться личностные качества. Это будет способствовать развитию мышления, ответственности, критичности.
Классификация транспортных средств
В основу разделения положены различные принципы. Это может быть способ передвижения либо предназначение. В зависимости от того, каким способом осуществляется перемещение, автотранспорт разделяется следующим образом:
- Наземный вид, при котором транспортное средство перемещается только по земле либо рельсам. Примером может служить локомотив или целый пассажирский (грузовой состав), автобус.
- Водный транспорт В этом случае перемещение осуществляется по воде.
- Авиационный вид транспорта. Представители этой категории свое перемещение осуществляют по воздуху.
По предназначению транспорт разделяется следующим образом:
- Пассажирский вид. Как следует из названия, он предназначается для перевозки пассажиров.
- Гужевой вид. Его основным предназначением является перевозка грузов. В качестве примера можно привести баржу либо обычную повозку.
- Специальный транспорт. Он предназначается для выполнения каких-либо конкретных задач. Ярким примером такого вида является пожарная машина.
- Сельскохозяйственный вид автотранспорта. Это различные трактора, комбайны, предназначенные для обработки земли в сельскохозяйственных целях.
Конспект НОД в старшей группе «Виды транспорта»
Конспект НОД в старшей группе.
Тема: «Виды транспорта. Профессии людей, работающих на транспорте».
Программное содержание
: — расширять представления детей о классификации видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения;
-продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный;
-закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами; -развивать мыслительную и речевую активность детей, используя технологию наглядного моделирования.
Активизация словаря:
Добросовестный, трудолюбивый, старательный, вежливый, ответственный, смелый, умелый, зоркий, дисциплинированный; водный, воздушный, наземный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный, названия транспортных профессий.
Оборудование:
— Раздаточные предметные картинки с изображением разнообразных транспортных средств. -Полотно «Небо – земля – вода». -Для моделирования: кружки, символизирующие виды транспорта (голубой – воздушный; черный – наземный, подземный; синий – водный) – диаметром 15-17см; кружки- символы видов транспорта в зависимости от назначения (желтые – пассажирский, коричневые – грузовой, красные – специальный, спасательный) – диаметром 5-6см.
Предварительная работа:
-Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним. -Наблюдение за транспортом на прогулке. — Экскурсии «Путешествие в страну дорожных знаков», «Машины на улицах нашего города». -НОД «Правила дорожные – правила надежные». — Подбор библиотечки и создание картотеки стихов и загадок о транспорте. — Создание уголка развивающих игр на тему «Транспорт»: пазлы, настольные игры («Собери машину или самолет», «Почини технику», «Что лишнее», разрезные картинки «Транспорт») — Режиссерская игра «Диспетчер» с использованием наборов картинок разных видов транспорта. — Раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств. — Выставка детских поделок из природного и бросового материала совместно с родителями на тему «Транспорт».
Ход НОД:
Воспитатель
читает стихотворение: — Поезд едет, поезд мчит, он колесами стучит. Под горой река течет, а на речке пароход. Едет по шоссе машина, у нее большие шины. В небо рвется самолет, всех друзей зовет в полет. Он возит грузы и людей, что это – скажи скорей?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Да, правильно, о транспорте. А что же такое транспорт? (Это то, на чем можно передвигаться, перевозить грузы). Игра
«Летает, плавает, едет».(
Игровая задача: закреплять в сознании детей представление о видах транспорта по среде передвижения.)
— Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Отгадки-картинки у вас на столах, отгадку надо прикрепить на полотно «Небо, земля, вода» ( Загадки про
автобус, поезд, грузовик, метро, самолет, вертолет, ракета, лодка, теплоход, подводная лодка
) — Есть разные виды транспорта: — Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль. — Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл. — Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.
Воспитатель:
— Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт). Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт) — Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт), под землей?(подземный)
Каждый вид транспорта будем обозначать разными цветами (воспитатель прикрепляет большие кружки на доску): голубой – воздушный, черный – наземный, подземный, синий – водный.
Дидактическая игра
«Путаница»
1)Транспорт воздушный мы полюбили, 2)Птиц всех быстрее летят автомобили. 3)На работу всех с утра нас развозят доктора. 4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае. 5)В детский сад сегодня нас привезли в автомобиле – просто класс! ( Дети руками показывают и хором отвечают: да-да……нет – нет)
Воспитатель:
— Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей). — Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда, передвигаться самим на большое расстояние и перевозить тяжелые грузы. Чтобы работать на машине, нужно много знать. — Как вы думаете, за счет чего могут работать и двигаться машины? ( Дети вспоминают детали самолета, машины, вертолета, поезда). (
выставляются:самолет,вертолет,грузовик,поезд,троллейбус,теплоход)
Дидактическая игра
«Что было бы?»
Что было бы, если бы …у машины пропали дверцы, (машина мчится на большой скорости). …пропал бензобак? …пропали фары? (ночью, в туман.) … у велосипеда пропали бы педали? … у самолета пропали крылья …пропали сиденья в салоне? … у экскаватора пропал ковш? … у грузовика пропал кузов? … у лодки пропали весла, а лодка находится на середине озера?
Воспитатель.: —
Мы выяснили: машине, чтобы она двигалась необходим мотор, бензин… а что еще? Ведь она сама не поедет! (Ответы детей….) — Конечно, нужен человек, который бы управлял машиной, а как называется этот человек?….Водитель. Вспомним профессии, которые связаны с управлением средств транспорта?
(Предполагаемые ответы детей: Водитель – водит машину, кондуктор – распространяет билеты за проезд, автомеханик — ремонтирует машины, таксист водит такси, тракторист работает на тракторе, крановщик на подъёмном кране и т.д.). — Какими должны быть эти люди? (внимательными, смелыми, ит.д.)
Все дороги мне знакомы,Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает он, что я — … (Ответы детей).
-Да, это шофёр. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей) Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!
-Как называется человек, который управляет самолетом?: Человек, который управляет самолетом, называется летчиком. -Летчик, или пилот. Пилот, управляющий самолетом, какой он? Он должен быть смелым, отважным, умелым. По аналогии выясняем, кто управляет разными видами транспорта: поезд, корабль, ракета, велосипед .
Игра
«Назови профессию»
Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофер) Кто летает на самолете? (смелый летчик) Кто управляет поездом? (зоркий машинист) Кто летает на ракете? (умелый космонавт) Кто управляет кораблем? (добросовестный капитан) Кто ездит на мотоцикле, велосипеде? (храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист) Кто летает на вертолете? (ответственный летчик).
Физкультминутка:
—
Представите, ребята, что мы едем на различном транспорте, сейчас мы его изобразим.
Мы с пилотом полетаем. Руки в стороны, в полет отправляем самолет. Левое крыло вперед, правое крыло вперед, Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет. На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль) Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда) Чух-чух-чух-чух! Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка Мы на берег спрыгнем ловко. И поскачем по лужайке Будто зайки, будто зайки.
Воспитатель
: — Транспорт служит для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров, грузов. Можем ли мы поделить на группы наземный транспорт в зависимости от его назначения? (Ответы детей…)
Воспитатель
(подводит итог ответам детей): — Да! Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный. Дети по предложению воспитателя самостоятельно раскрывают назначение каждого из этих видов транспорта и называют транспортные средства (одновременно ответы детей воспитателем переводятся в схему):
-Пассажирский транспорт занят перевозкой пассажиров, т.е. людей: автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, поезда, самолеты, морские лайнеры и т.д. -Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д.(объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта). — Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?
Так же делится на виды по назначению воздушный и водный транспорт. Схема составляется так: на каждый большой кружок, обозначающий вид транспорта в зависимости от среды передвижения (черный – наземный, подземный; голубой – воздушный; синий – водный), прикрепляются меньшие кружки (желтые – пассажирский, коричневые – грузовой, красные – специальный, спасательный)
Дидактическая игра
«4-й лишний»
(Работа по картам — взаимопроверка в парах): закрепление и проверка знаний детей по теме).
Подведение итогов занятия с использованием составленной схемы.
Наземный транспорт, задания для дошкольников
Для передвижения у представителей этого вида имеются колеса, гусеницы. Перемещаться они могут и по рельсам. Детям описывают различные виды автотранспорта.
Автобус
Предназначается для перевозки пассажиров из одного места в любую точку. Автобус идет по определенному маршруту, по ходу которого делает остановки. На них заходят и выходят пассажиры. Такая же функция наблюдается у трамвая, но в отличие от автобуса он ездит по рельсам. Перевозить пассажиров может и троллейбус. Но последние два вида отличаются от автобуса тем, что работают от электричества, а автобус ездит на бензине.
Задание «Кто водитель»
Поезд
Он может перевозить пассажиров, а также грузы. Двигается он по рельсам и осуществляет перевозки между городами и селами, иногда странами.
Пожарная машина
Она предназначена для тушения пожаров. Такие машины оснащаются световыми и звуковыми сигналами. Их включают, когда машина едет тушить пожар.
Задание «Найди лишнее»
Скорая помощь
На ней перевозят больных людей. Такие машины оснащаются веем необходимым оборудованием и также имеют сигналы.
Полицейская машина
Она предназначена для патрулирования дорог и поимки преступников. Такие автомобили снабжаются мощным двигателем для того, чтобы они могли развить большую скорость.
Задание «Разгадай кроссворд»
Грузовая машина
Она служит для перевозки грузов.
Бывает и подземный транспорт, например, метро. Для того, чтобы воспользоваться им, необходимо на специальном эскалаторе спуститься под землю.
Задание «Сосчитай»
Загадки про наземный транспорт
Загадки про наземный транспорт для детей научат их задумываться на чем люди ездят по земле.
Загадки про автомобиль
Загадки про автомобиль для детей.
Загадка №46
Сам бежать не хочет, Требует водителя. Жить он сам не может Без руководителя.
(Ответ: Автомобиль)
***
Загадка №47
Пью бензин и масло ем, Хоть не голодно совсем. А без них я так болею, Что поехать не сумею!
(Ответ: Автомобиль)
***
Загадка №48
Она доставит без труда Тебя в другие города. Но если ты собрался в путь Ее заправить не забудь!..
(Ответ: Автомобиль)
***
Загадка №49
Дом на колёсах По улице бежит. Людей он катает И громко урчит. Пить захочет – Сразу станет и стоит.
(Ответ: Автомобиль)
***
Загадка №50
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька.
(Ответ: Автомобиль)
***
Загадки про грузовик
Загадки про грузовик для детей с ответами.
Загадка №51
Была телега у меня, Да только не было коня, И вдруг она заржала, Заржала-побежала. Глядите, побежала телега без коня!
(Ответ: Грузовик)
***
Загадка №52
Я тяжёлый, я большой, Знаешь, мощный я какой! Грузы я возить привык. Кто, скажи, я?…
(Ответ: Грузовик)
***
Смотрите также:
100 неожиданных ответов в загадках-обманках
100 лучших загадок про ВЕСНУ с ответами
100 загадок на логику с подвохом
Загадки про мотоцикл
Загадки про мотоцикл для детей с ответами.
Загадка №53
Несется и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться За этой тараторкой.
(Ответ: Мотоцикл)
***
Загадка №54
Всадник на коне стальном! А за ним – дымок хвостом! Нынче рыцари привыкли Ездить лишь на …
(Ответ: Мотоцикл)
***
Загадки про такси
Загадка про такси для детей с ответами.
Загадка №55
В городах глубокой ночью Спят автобус и трамвай. Если транспорт нужен срочно – Ты машину вызывай. Та приедет: «Я свободна! Довезу куда угодно!»
(Ответ: Такси)
***
Загадки про велосипед
Загадки про велосипед для детей с ответами.
Загадка №56
Не собака — а с цепью. Не лошадь — а с седлом.
(Ответ: Велосипед)
***
Загадка №57
У меня друзей — не счесть. Среди них и козлик есть. Он с веселым голоском — Колокольчиком-звонком. Взяв его за рожки, Еду по дорожке!
(Ответ: Велосипед)
***
Загадка №58
У него — два колеса И седло на раме. Две педали есть внизу, Крутят их ногами.
(Ответ: Велосипед)
***
Загадка №59
Не похож я на коня, А седло есть у меня. Спицы есть. Они, признаться, Для вязанья не годятся. Не будильник, не трамвай, Но звоню я, то и знай.
(Ответ: Велосипед)
***
Загадка №60
День рожденья у меня — Подарили мне коня. Замечательный какой! Голубо-преголубой. Ездить нужно осторожно, За рога держаться можно, Жаль вот только — гривы нет… Что за конь?…
(Ответ: Велосипед)
***
Задания для усвоения материала
При знакомстве дошкольников с различными видами автотранспорта для того, чтобы они лучше запомнили их, используются различные игры. Они могут быть представлены следующими вариантами:
- Загадки. Они способствуют развитию логики, мышления, сообразительности.
- Подвижные игры. Каждому ребенку выдают картинку, на которой изображен какой-либо вид транспорта. Имеется домик, где расположена соответствующая транспортная база. Задача ребенка состоит в том, чтобы правильно определить ее применительно к тому виду автотранспорта, который изображен на полученной им картинке.
- Пазлы. Это, например, разрезанная на части картинка с самолетом. Ребенок отыскивает картинку с необходимой частью и рассказывает о том, для чего она предназначена.
Полученные дошкольником сведения о транспорте, будут способствовать его дальнейшему развитию.
Путешествием на различных видах транспорта
Содержится в разделах:
- Транспорт. Конспекты занятий 1984
Показаны публикации 1-10 из 164. Все разделы | Виды транспорта. Конспекты занятий
Новое
Фото
Лучшее
Конспект занятия по ФЦКМ «Знакомство с видами транспорта» ФЦКМ Тема: «Знакомство с видами транспорта»
Цель: Расширить знания детей о наземном, водном и воздушном видах
транспорта, местах передвижения транспорта – земля, вода, воздух, назначении транспорта. Активизировать словарь по данной теме. Материалы: Изображения транспорта ,…
Конспект коллективной художественной деятельности по аппликации в подготовительной группе «Виды космического транспорта»
Тема: «Виды космического транспорта»
Цель: Уточнить представление детей о космическом
транспорте. Задачи: Образовательные: — Формировать интерес к продуктивной деятельности детей (аппликация на тему «космос»
, умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов…