Нередко так бывает, что родители сводят знакомство малыша-дошкольника с географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминанию флагов. Но география очень обширна, имеет множество разделов и касается едва ли не любой стороны нашей жизни. Это не только географическая карта…
В понятие географии входят также метеорология, этнография, геология, экология, краеведение, геодезия, геофизика, тектоника и множество других смежных наук. И это, пожалуй, самая интересная для малыша область знаний. Ведь любой маленький человечек очень интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальние страны, люди и животные, которые там живут. Он задает множество вопросов о том, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, зачем море все время накатывает на берег волны и почему вода в нем соленая, что находится под землей и на дне океана…
Наш дом — Земля
Первые представления малыша о себе и окружающем мире обычно очень разрозненные и бессистемные. Наша задача как родителей — помочь крохе осознать, что каждый человек (в том числе и сам малыш) является частью этого мира. С чего же начать? Прежде всего познакомьте кроху с нашей удивительной планетой. Ваш рассказ может звучать примерно так: «У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения». Можете вместе с малышом нарисовать и этих слонов, и черепаху, и Землю у них на спине и вместе посмеяться, потому что любой, даже самый маленький ребенок, отлично знает, что Земля никакой не блин, а огромный шар. Конечно вам очень пригодится глобус. Ведь только с его помощью малыш сможет хоть чуть-чуть представить себе, как же на самом деле выглядит наша планета. Возможно, так ее видят космонавты из далекого космоса. Вот такой же крошечной, будто мячик.
Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая. Отыщите с малышом на карте ту точку, где вы живете. Пусть малыш поставит на нее пальчик и, словно древние путешественники, движется, пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулся «домой»?
Цель изучения
Для многих взрослых география не являлась любимым предметом в школе. Это не повод думать, что ребенку она будет неинтересна. Рассказать малышу о реальности существующего мира в доступных для его сознания формах как можно раньше необходимо по нескольким причинам:
- для формирования правильной жизненной установки, направленной на интерес к окружающему миру и усвоение знаний;
- для своевременного развития мышления, речи, воображения и т. д.;
- чтобы школьные знания в дальнейшем хорошо усвоились без насилия над разумом и чувствами ребенка;
- чтобы малыш не рос эгоистом, с детства понимая как велика планета Земля, на которой он живет вместе с миллиардами людей.
Уроки географии помогут заложить в ребенке с детства уважение к людям другой национальности. Ребенок поймет, что планета Земля, на которой он живет, нуждается в охране и бережном отношении к ее ресурсам.
Где живет Карлсон
Чем раньше в комнате малыша появится географическая карта, тем лучше. Не стоит думать, что малыш ничего не поймет и не запомнит. Достаточно лишь время от времени обращать внимание юного географа на карту, показывать и называть географические объекты, и очень скоро ребенок будет знать и части света, и океаны, и даже многие страны с их столицами.
А разнообразная детская литература — это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы будем читать малышу, тем шире будут его представления об окружающем мире. И не просто читать, а непременно отыскивать на карте те места, где происходят события. Для подобных игр удобнее всего, если карта висит прямо над детской кроватью. Так, читая о проделках Карлсона, отыщем страну Швецию и запомним ее столицу — Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполлино, найдем на карте и его родину — Италию. А еще узнаем, где побывала проказница Пеппи во время своих морских плаваний вместе с папой-капитаном. Особенно хороша детская карта мира со всевозможными биологическими, историческими и сказочными объектами-значками. Малыши очень любят их рассматривать, параллельно запоминая множество полезных сведений. Но подойдет и обычная физическая карта мира или карта полушарий. А «развивающую» карту несложно сделать и самостоятельно из самой обычной. Можно наклеивать на изображение материков наклейки и картинки с животными и сказочными героями. Например, наклейку с героями мультфильма «Мадагаскар» поместим возле одноименного острова. А заодно найдем в энциклопедии и прочитаем вместе с малышом об этом острове что-нибудь интересное. И не забудем проследить путь зебры Марти и ее друзей от Нью-Йорка до Мадагаскара. Если у вас отыщутся старые журналы или атласы, откуда можно вырезать флажки разных государств, вместе с крохой наклеивайте их на карту. Подобные игры принесут крохе несомненную пользу и во многом облегчат дальнейшее школьное обучение.
Сказки Киплинга как нельзя лучше познакомят маленького географа с животным миром Индии. Пусть малыш запомнит месторасположение на карте и этой страны. Путешествуйте по карте вместе с доктором Айболитом, отправившимся в Африку лечить больных обезьян, и вместе с Нильсом и стаей гусей. Когда малыш немного подрастет, прочитайте ему сказку о приключениях капитана Врунгеля. Она просто изобилует всевозможными географическими подробностями. Конечно, не забываем находить на карте все места, где побывал отважный капитан на своей знаменитой яхте «Беда». А еще лучше, отмечайте карандашом его путь прямо по карте. Вообще, возьмите себе за правило обращаться к карте во всех случаях, когда в повседневной жизни заходит речь о каких-то географических названиях, будь то чтение книг, просмотр мультиков или рассказ вернувшихся из путешествия друзей. Это поможет малышу запомнить множество полезных сведений, научит пользоваться картой. И все это практически без усилий, как бы само собой.
Условия для занятий
Для того чтобы занятия географией проходили успешно, необходимо учитывать особенности ребенка:
- быструю утомляемость;
- обостренное чувство самолюбия (в определенном возрасте);
- интерес к усвоению знаний посредством игры;
- потребность в вашем поощрении (словесном).
Исходя из этого, можно сделать вывод об особенности проведения занятий:
- уроки должны быть короткими (5-10 минут);
- нужно доверять ребенку, не проверяя, как он усвоил знания;
- занятие должно быть заранее подготовлено и интересно, проходить в игровой форме, с яркими, наглядными материалами по географии;
- хвалить малыша за его интерес к занятиям.
Ребенку необходимо быть заинтересованным в том, что ему рассказывают. География для малышей двух лет предмет незнакомый, поэтому ожидать конкретных вопросов на разнообразные темы по предмету не приходится.
Можно зацепившись за сторонний вопрос, который заинтересовал, развить тему в нужном вам направлении. Вопросы должны возникать у ребенка после знакомства с новым явлением или предметом, неизвестным ранее, поразившим его воображение.
Просмотр по телевизору программ о природе не лучший способ познакомить малыша полутора лет с географией.
В этом случае вы скорее познакомите его с телевизором.
Лучше повезите его на природу, туда, где есть разнообразный ландшафт, течет речка или расстилаются поля. Пусть он почувствует красоту, которая его окружает, увидит синее небо, далекий горизонт. Расскажите малышу, что там, далеко за горизонтом есть другие страны. Что попасть туда совсем не так просто как кажется.
Малыш познакомится со многими понятиями физической географии после такой прогулки. Для детей четырех лет и старше есть интересные серии мультфильмов: «География для малышей», «Почемучка» и т. д.
Для того чтобы у ребенка возникали вопросы можно купить на географическую тему интересные детские игры, игрушки, магнитные карточки, красивые картинки. По картинкам объяснять малышу природные явления окружающего мира, которые изучает физическая география, необходимо с полутора-двух лет.
Очень интересен способ усвоения информации у детей. Они всему безоговорочно верят. Особенно если авторитет рассказчика не вызывает у них никакого сомнения. Детей очень легко обмануть. Поэтому, если вы чего-то не знаете, не отвечайте на вопрос ерунду, попросите у малыша время на раздумья.
Малыши быстро устают. Долгие занятия им не под силу. Не нужно затягивать увлекательный рассказ, потому что вам очень интересно его закончить. Говорите кратко просто и ясно. Другое дело если география детям интересна, и они сами просят рассказывать дальше.
Обычно на одном предмете малыши сосредотачивают свое внимание не дольше пяти или десяти минут.
Рассчитывайте уложить урок географии в это время. Это требует предварительной подготовки и продуманного плана. Желательно проводить ежедневные домашние занятия в одно и то же время.
Чтобы научить ребенка замечать и осмысливать окружающий мир, изучая географию, общайтесь с ним на прогулке, показывая и называя предметы и явления.
По следам Сесиль Лупан
Много интересных географических идей можно почерпнуть из книги Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя». Прежде всего, это песенки с названиями столиц государств. Можно рассказывать малышу стишки или петь песенки, в которых упоминаются географические названия. Ведь в стихах подобная информация запоминается куда легче. Вот несколько примеров:
Над Италией парим, Видим вечный город Рим. А в Испании — Мадрид В центре всей страны стоит. Вот во Франции, в Париже, Башня всех построек выше! А в Британии, без спора, Лондон — самый главный город.
Было бы здорово почитать с малышом замечательную книгу А. Усачева «Мои первые географические открытия», где география изучается в стихах и очень весело:
На свете много островов, Так много, что не счесть… А вот больших материков Мы насчитаем шесть: Африка, Америка (Северная и Южная), Австралия, Евразия, Антарктида (Вьюжная). Что такое Евразия? Это — Европа плюс Азия: Из двух частей света возник Самый большой материк!
Первое знакомство с географией
Свои первые «географические» открытия малыш делает на прогулке около дома, а вопросы по географии задает уже в дошкольном возрасте. Сначала совсем еще кроха пытается понять, почему сменяются день и ночь, светит солнце или идет дождь. Спустя время маленький «почемучка» спрашивает, откуда в тучах вода, почему извергаются вулканы и происходят землетрясения.
Ребенок видит мир не так, как взрослый, поэтому у него много вопросов без ответов. Задача родителей — помогать маленькому человеку узнавать окружающий мир и раскладывать информацию «по полочкам».
Цветные моря
Наверное ваш кроха уже знает, что синим цветом на карте обозначаются реки, озера, моря и океаны. Знакомство с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных» морей. Малышу будет интересно узнать, что на нашей планете есть Черное, Красное, Белое и даже Желтое море. Отыщите их на карте и попробуйте вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Желтое море имеет желтоватый оттенок. В Красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона. Белое северное море действительно имеет очень светлый, почти белый цвет воды. А Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.
А может быть кроха захочет нарисовать эти цветные моря? Возле каких стран они находятся? Какие люди там живут? Возможно малыш уже побывал на каком-то из этих морей (например, на Черном или Красном) или вы вот-вот собираетесь отправиться в путешествие. Тогда ему будет вдвойне интересно побольше узнать об этих удивительных морях.
А потом находите на карте и рассматривайте и другие моря. И тоже пытайтесь разобраться в происхождении их названий. Это не только расширит географические знания малыша, но и потренирует мышление, смекалку и фантазию. Ведь можно выдвигать и фантастические версии. А потом вместе с мамой найти информацию в детской энциклопедии или в Интернете и проверить свои догадки. Ведь почему Средиземное море назвали именно так, ребенок наверняка догадается и сам. Достаточно лишь внимательно посмотреть на карту. Не вызовут затруднения и, например, Японское и Южно-Китайское моря. А вот о происхождении названия Мертвого моря придется подумать.
География в начальной школе
География, хотя и появляется в программе с 5-6 класса, в начальной школе изучается как предмет «Окружающий мир» или «Мир вокруг нас». Успех в обучении детей во многом зависит от того, насколько интересная и познавательная информация подается на уроках. Закреплять знания детей об окружающем мире в начальной школе лучше всего в игровой форме, поэтому учителя проявляют фантазию, находчивость, придумывают различные игры и викторины.
Однако не только педагог должен учить ребенка географии. Родители должны помогать школьнику закреплять знания, упорядочивать их, разбираться в том, что ему непонятно. Вот несколько идей, которые сделают изучение географии увлекательным.
География на прогулке
Где лучше всего изучать науку о Земле? Конечно на прогулке. А еще лучше устроить вместе с малышом настоящую научную экспедицию. Для этого вовсе не обязательно отправляться в многодневный поход. Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять. Вы идете в путешествие. А что нужно для настоящего путешествия? Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно, что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале. Готовы? Тогда в путь!
Не имеет такого уж большого значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес, парк, к реке или к пруду. Просто обращайте его внимание на окружающий мир и рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется и какие растения на нем растут. Разгребите палкой хвою в сосновом лесу, и пусть ребенок увидит собственными глазами, что сосны растут на песке. А что такое песок вообще? А глина, гранит, мрамор?
В ваш мини-поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказать о чудесной путеводной стрелочке. Наверное кроха уже знает, что утром солнышко восходит на небо на востоке, а вечером садится с другой стороны — на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойти на западе? Конечно нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, а вы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже знает, что такое линия горизонта?
Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в рукax и медленно вращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N (north — север). Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева — запад, справа — восток. Пусть кроха определяет в пути, в каком направлении вы движетесь.
Прямо на ходу можно играть в игру «Я знаю 5 названий…». Мама задает тему: «Я знаю 5 городов…». А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: «Москва — раз, Киев — два…». Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: «Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…» Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем наши географические познания.
Во время лесной прогулки закопайте в укромном местечке «клад» — плотно закручивающуюся стеклянную банку с детскими «сокровищами». Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во время следующей прогулки попробуйте отыскать тайник, ориентируясь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом, как те же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяют географические знания, но и тренируют пространственное мышление юного картографа и кладоискателя.
Разговаривая с малышом о таких непростых вещах, как устройство Земли, учитывайте детскую особенность понимать все буквально. Однажды, во время прогулки, пятилетняя дочь глубокомысленно рассматривала подъемный кран, виднеющийся из-за забора стройки. Кран поднимал бетонные плиты. «А что, те плиты, которые в земле, такие же, как эти?» Я не сразу поняла, о чем речь. Какие плиты в земле? «Ну те, которые сталкиваются между собой и землетрясение получается». Вот те раз! Читая когда-то в детской энциклопедии о том, что землетрясения происходят от столкновения больших масс земли (плит), дочь решила, что это такие вот бетонные строительные плиты лежат себе в земле да и сталкиваются время от времени, видимо от скуки. Просто других плит она в своей жизни не видела и не смогла представить, что же это такое. Так что, объясняя малышам подобные сложные вещи, пытайтесь выяснить у них, как они поняли ваше (или книжное) объяснение. Иначе путаницы в детских головках не избежать.
Увлекательная география для школьников
География для школьников – наука, которая редкого ребенка оставит равнодушным. Моря, вулканы, флора и фауна, экспедиции, карты – все это увлекает школьника, расширяет кругозор, но это лишь некоторые грани науки, затрагивающей едва ли не каждую сторону нашей жизни. Как заинтересовать ребенка с малых лет, привить ему интерес к изучению географии и окружающего мира во всем его многообразии?
Экспедиции с Винни-Пухом
Для малышей с их развитой фантазией и бурным воображением географическим приключением может стать любое незначительное на наш взгляд событие. Помните, как Кристофер Робин вместе со своими друзьями Винни-Пухом, Пятачком, Осликом и Кроликом отправились в «искпедицию», чтобы отыскать и открыть Северный полюс?
Вся наша искпедиция Весь день бродила по лесу. Искала искпедиция Везде дорогу к полюсу…
А ведь и вы можете отправиться на поиски полюса. И не только Северного, но и Южного тоже. Только сначала покажите малышу эти полюса на глобусе и расскажите о земной оси — придуманной линии, которая как бы протыкает Землю насквозь. Те точки, через которые проходит наша воображаемая ось, называются полюсами. Верхний полюс называют Северным, а нижний — Южным. На полюса солнечного тепла попадает меньше всего, поэтому здесь находятся самые холодные места на нашей планете. Конечно, поиски полюса будут воображаемыми, и никакой земной оси на самом деле не существует. Зато, гуляя, вы сможете обсудить множество важных и интересных вещей: что называют Арктикой, а что Антарктикой, кто из животных на каком полюсе живет, что такое полярный день и полярная ночь, какие на полюсах зима и лето, что такое айсберги, для чего нужны ледоколы, что изучают полярные экспедиции и многое другое.
А в следующий раз можно отправиться на поиски экватора. И, конечно, поговорить о том, что экватор — это тоже придуманная линия. Она как будто поясом окружает нашу Землю по серединке. Туда солнечных лучей попадает больше всего, а значит на экваторе всегда жарко. Зимы здесь не бывает. Вспомним о жарких экваториальных странах и их жителях, о песчаных пустынях и густых джунглях, о тропических ливнях и засухе и конечно об удивительных животных, которые здесь живут.
Сказочная история
С изучением детской географии замечательно помогают сказочные герои. В русских народных сказках главный герой все время путешествует в поисках своего счастья, изучая обычаи и культуру других стран, и рельеф местности по пути. Можно купить «сказочную» географическую карту или сделать ее самостоятельно.
В России некоторые сказочные герои имеют постоянные места прописки, например, Чебурашка живет в Москве, дом Деда Мороза стоит в городе Великий Устюг и т. д. Можно «селить» сказочных персонажей в той стране, где была написана сказка.
Повесив карту на стену, и рассматривая ее каждый день вместе с ребенком, называйте материки, океаны, страны и их столицы. Вы можете быть уверены, что ваш малыш никогда не перепутает Швецию со Швейцарией, и не будет искать Амазонку в Африке на уроке географии в школе.
Полезные ископаемые
Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям. Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное «ископаемое» — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Все это полезные ископаемые.
Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле — о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве. Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.
Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др.
Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т.п. по праву займут в ней достойное место.
Домашние опыты
География изучает географическую оболочку земли (ее поверхность), а также геосферы – слои, заполняющие планету изнутри. Как заглянуть внутрь гигантского шара так, чтобы это понял ребенок?
Модель «слоеной» Земли
Младшему школьнику достаточно будет узнать, что Земля внутри имеет несколько слоев — земную кору (континентальную и океаническую), мантию, а также ядро с твердой оболочкой и жидким центром. Легче всего понять устройство планеты на наглядном примере.
Игры и полезные пособия
Школьнику пойдут на пользу географические игры, развивающие память, находчивость, внимание. В пробке или очереди за покупками можно играть в «Города», запоминать столицы и флаги разных стран, а затем устраивать викторину с вопросами: «На флаге какой страны изображен кленовый лист?», «Флаг какой страны имеет те же цвета, что и наш?».
Не обойтись, конечно, и без книг, которые захочется почитать даже взрослым. Вот только некоторые из них:
- «Земля. Полная энциклопедия», Е. Ананьева, 6+;
- «Занимательная география в вопросах и ответах», изд. «Робинс», карточки, 3+;
- «География России. Полная энциклопедия», изд. «Эксмо», 6+;
- «Карты. Путешествие в картинках по континентам, морям и культурам мира», изд. «Самокат», 0+;
- «Карты и география», Кен Дженнингс, 6+;
- «Атлас животных», В. Аладжиди, изд. CLEVER, 7+;
- «Космос и земля», изд. «Аванта», 6+.