Проект по ФИЗО «Веселая физкультура» для детей старшей группы
Заказ № 867528
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект по ФИЗО «Веселая физкультура» для детей старшей группы
Вид проекта: информационно-образовательный, долгосрочный.
Участники проекта:
- Дети старшей группы;
- Родители воспитанников;
- Воспитатели;
Сроки реализации проекта: 4 месяца
Актуальность проекта
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.
«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».
Цель проекта: Развитие двигательной активности и физической подготовленности посредством подвижных игр
Задачи:
- Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми
- Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
- Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.). Удовлетворять потребность детей в движении
- Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
- Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
- Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
- Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
- Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
- Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Таблица 1 – Возможные риски проекта
№ | Возможный риск | Возможный способ преодоления |
1 | Недостаточная осведомленность родителей о необходимости формировать физические качества в дошкольном возрасте | Консультативно-разъяснительная работа воспитателей и узких специалистов (консультации, памятки, буклеты, рекомендации, мастер — классы) |
2 | Пассивность родителей в преодолении проблем развития своего ребенка | Использование разных форм работы с родителями для привлечения их к совместной работе |
Литература:
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Аркти, 1993.
- Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Веракса Н.Е , Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Повышение уровня физического развития дошкольника. Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;
- Снижение заболеваемости. Укрепление здоровья детей при помощи подвижных игр;
- Привитие интереса к здоровому образу жизни;
- Умение детей играть в подвижные игры;
- Развитие двигательной активности детей;
- Сплочение детского коллектива;
- Обогащение словарного запаса детей (считалки, новые для детей слова).
Итог проекта
- У детей сформировался интерес к здоровому образу жизни.
- У детей сформировались представления о спорте, подвижных играх, здоровом образе жизни, здоровье.
- Дети научились играть и соблюдать правила в подвижных играх.
- У детей повысилась двигательная активность.
- Сформировался социально-коммуникативный навык общения между детьми.
Проект. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшей группы
Практико-ориентированный проект. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Автор: Давлетбаева Светлана Рафитовна Должность и место работы: воспитатель МДОБУ детский сад с.Ташкиново ГО г. Нефтекамск Описание материала: этот материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физкультуре, работающим в малокомплектном детском саду с разновозрастным составом групп. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду показана на примере старшего дошкольного возраста. Актуальность «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» – эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н.М.Амосову. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности. В 2000 г. 189 стран – членов ООН собрались на саммите Тысячелетия и выдвинули 8 целей и 18 задач нового тысячелетия, выполнение которых к условленной дате (2015г.) должно изменить жизнь народов мира. Четвёртая, пятая и шестая цели касаются вопросов здоровья, в том числе репродуктивного здоровья населения (В.В. Бодрова, Е.Н. Бодрова, 2005). В условиях социально–экономической нестабильности в России за время перестройки в состоянии здоровья детей и подростков сформировались устойчивые негативные тенденции: — распространённость факторов риска, влияющих на ухудшение здоровья и развитие; — увеличение заболеваемости и инвалидности. Интенсивность ухудшения качества здоровья детей и подростков в 3,5 раза выше, чем у взрослого населения (И.В. Журавлёва, 2002). Здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны. На начало 1991 года население России составляло более 290 млн., к 2014 году население сократилось, примерно, до 144 млн. Директор Научного центра здоровья детей РАМН, академик РАМН А.А. Баранов (2006) утверждает, что исправить демографическую ситуацию в современной России может только то поколение, которое сегодня ходит в детский сад. Николаева Елена Ивановна – доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена в своей книге (2014) пишет «Очевидно, чтобы дети были здоровыми в ситуации широкой распространённости заболеваемости при рождении, необходимо не столько сохранять здоровье (которого практически нет), сколько формировать его. Говорить сейчас о здоровьесбережении неэффективно. Нужно ставить вопрос об осознанном здоровьеформировании у населения с ослабленным здоровьем. Необходимо начать работать с детьми на уровне детского сада, чтобы максимально рано создать установку на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье». Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных организациях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Анализ физического развития детей, наблюдения, беседы, анкетирование родителей по вопросам состояния здоровья детей, показали, что и у детей посещающих детский сад с. Ташкиново так же есть тенденция к ухудшению здоровья. Мы задали себе вопрос: как научить детей заботиться о своём здоровье, начиная с детского сада и на всю последующую жизнь? Перед работниками ДОО встала непростая и нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и организовать целостную систему физкультурно – оздоровительной работы отдельно взятого педагога с отдельным ребёнком и целого педагогического коллектива с группой детей. Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, приведение в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя некоторые сложности. Такие как: • основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом дошкольных групп; • на селе невысокий образовательный и культурный уровень родителей не позволяет обеспечить должное развитие детей; • сверхзанятость большинства родителей в личном домашнем хозяйстве не оставляет им времени на общение и занятия с детьми; • низкое материальное обеспечение многих сельских семей не дает им возможности удовлетворить элементарные культурные потребности ребенка: купить книги, игры и игрушки, спортивный инвентарь, совершить с детьми поездки в город – в спортивные клубы и секции, в хореографические студии, в театры, музеи; • отдаленность от культурных центров, замкнутость, автономность. Ограниченность пространства, некоторая скудность возможностей для развлечения и отдыха открывается другой стороной, а именно если в клубе, школе, детском саду готовится какое-либо событие, то непременными участниками, заинтересованными благодарными зрителями будет все население села, независимо от возраста. Жизненный опыт и наблюдения показывают, что сельская среда имеет неоспоримые преимущества перед городом в воспитании положительных эмоций, доброты, трудолюбия, в закаливании, развитии двигательной активности ребенка. Пребывание на свежем воздухе, знакомство с окружающей природой: лес, овраги, водоемы, роднички, речка, деревня, луговые травы – все эти факторы при умелом использовании благотворно влияют на эмоциональное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка. Противоречия возможностей социального и природного потенциала и стали основанием для разработки проекта. В детском саду накоплен богатый опыт работы по физкультурно-оздоровительной работе, созданы максимально благоприятные условия для укрепления здоровья и гармоничного физического развития каждого ребенка в условиях использования благоприятной макросреды. В практику работы широко внедрены здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Оснований изменения содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной организации достаточно много. Но главным мы считаем следующее: 1.Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих; 2.Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания. Все выше перечисленное показывает актуальность проблемы укрепления здоровья детей. Цель проекта – систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, снижения заболеваемости, приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни. Задачи проекта: • Изучение опыта работы по данной проблеме ученых – дидактов и передовых педагогов; • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; • Формирование и развитие у детей двигательных умений и навыков; • Содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности у детей; • Привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье как одной из главных ценностей жизни; • Формирование у детей представлений о режиме, об активности и отдыхе. • Выработать у детей привычку ежедневных занятий физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Гипотеза. Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни. Тип проекта: практико-ориентированный. Сроки проекта: проект рассчитан на 2 года (2014-2015г.г.) Участники проекта: дети, педагоги и сотрудники МДОБУ детского сада с.Ташкиново, родители (законные представители воспитанников). Форма проведения: образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с их семьями. Ожидаемый результат: У детей: • сохранение и укрепление физического здоровья детей; • повышение эффективности процесса физического воспитания. У родителей: • совместное участие с детьми в физкультурно-оздоровительных мероприятиях; • повышение компетентности в вопросах физического развития детей; • использование здоровьесберегающих технологий в семье
У педагогов: • разработка методического и практического материала по проекту; • повышение компетентности по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных технологий; • систематизация работы по ЗОЖ в образовательной организации; • обобщение и распространение результатов работы среди педагогических работников ДОО; Ресурсы 1.Научно-методическая база. • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ; • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155). • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, 30 августа 2013г.№ 1014; • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792 – р) ; • Программа развития МДОБУ детский сад с. Ташкиново 2014-2016г.г.; • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; • Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1); • Устав дошкольного учреждения, локальные акты. 2.Кадровые ресурсы, дети, родители (законные представители). 3.Материально-техническая база Для реализации образовательного процесса в ДОО имеются: — 3 групповых помещения с развивающей предметно-пространнственной средой, соответствующей возрастным особенностям воспитанников: — физкультурно-музыкальный зал; — кабинет музыкального руководителя; — методический кабинет; — спортивная площадка на территории детского сада; — учебные методические пособия; — детская и методическая литература. 4.Современная информационно–техническая база: — компьютер подключен к Интернету, электронная почта; — музыкальный центр; — магнитофоны в каждой группе ДОО; — телевизор; — видеокамера; — копировальная и множительная техника; — цифровой фотоаппарат; — видеопроектор. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (Схемы) Этапы реализации проекта: Подготовительный этап: • Изучение и использование в работе литературы, материалов и документации по теме проекта. • Анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды ДОО; • Изучение (анкетирование) потребностей родителей; • Мониторинг физической подготовленности детей; • Повышение профессиональной компетентности педагогов, освоение здоровьесберегающих технологий; • Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта. Основной этап: Реализация проекта в различных видах деятельности. Заключительный этап: • Подведение итогов. • Создание фоторепортажа по проекту. • Специальный выпуск родительский газеты по физическому воспитанию «Здоровячок» План реализации проекта Таблица Заключение Использование в оздоровительной работе детского сада средств физического воспитания, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты. Работая в соответствии с требованиями образовательной программы МДОБУ детский сад с.Ташкиново, разработанной на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы» и применяя в своей работе здоровьесберегающие технологии, мы достигли следующих результатов: — положительная динамика состояния здоровья, — снижение уровня заболеваемости. Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни. И достигли следующих результатов: — наблюдается положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости. В 2014-2015 учебном году посещаемость во всех дошкольных группах составила более 80 %. — повысился уровень физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости. Мониторинг двигательной активности в этом учебном году составил более 74% (для сравнения с прошлым годом — 70%) . Мониторинг по образовательной программе дошкольной организации показал, что наши воспитанники знают основы здорового образа жизни, сознательно относятся к своему здоровью и умеют использовать доступные способы его укрепления. Проводимая в системе работа педагогов ДОО, выявила положительные тенденции к формированию у дошкольников интереса к здоровому образу жизни. План мероприятий по минимизации рисков Вероятные риски Дефицит квалифицированных кадров: — Недостаточная ориентированность педагогического персонала в современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологиях. — Несформированность стремления у отдельных педагогов профессиональной культуры в вопросах здоровьесбережения. — Основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на одновозрастные дошкольные группы. — Слабость материально – технической базы по оснащению развивающей предметно – пространственной среды, в том числе физкультурного оборудования. — Некомпетентность родителей в вопросах в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. — Сверхзанятость большинства родителей в домашнем хозяйстве. — Ограниченность возможностей семей, как в материальном плане, так и в территориальной отдалённости от городских центров физкультуры и спорта. Мероприятия по минимизации риска — Прохождение курсов повышения квалификации. — Внедрение механизмов поощрения и финансового стимулирования. — Повышение профессиональной компетентности педагогов, освоение здоровьесберегающих технологий путём изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта. — Введение дополнительных образовательных платных услуг. — Привлечение спонсорской помощи, участие в грандах. — Грамотная реализации проекта, обновление его содержания, расширение учебно – методической базы, разработка вариативных образовательных программ с учетом специфики работы сельского детского сада. — Развитие партнёрских отношений с родителями детей. — Планомерная и систематическая методическая работа с участниками физкультурно-оздоровительного процесса, — Своевременно корректировать направление на удовлетворение интересов и возможностей детей, потребностей родителей. Проектный продукт 1.Устройство «Тропы здоровья» на спортивной площадке. 2.Специальный выпуск родительский газеты по физическому воспитанию «Здоровячок». 3. Создание картотек в группах детского сада – спортивные, подвижные игры, пальчиковые игры, утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика. 4. Создание фоторепортажа по проекту.
Литература: Нормативная: 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155). 3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. 4. Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. N 7/1). Основная: 1. Алябьева. Е.А Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7лет. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144с. – (Растим детей здоровыми). 2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160с. (Здоровый малыш). 3. Дошкольное образование в XXI веке [Текст] // Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Уфа, 26 апреля 2013. –Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. 4. Николаева Е.И., Федороук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. Пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014. – 240с. 5. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128с. 6. Степаненко Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 144с 7. Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан. Семья и человеческое развитие. Подготовлен Центром изучения человеческого потенциала Института социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан и Башкирским филиалом Института социологии РАН при поддержке Правительства Республики Башкортостан, Программы развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) Уфа – 2013 file:///F:/Bashkortostan_doklad_2013.pdf
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Развивающая среда образовательного учреждения Физкультурно-оздоровительный досуг в средней — подготовительной группе. Сценарий Конспект физкультурно-игрового досуга по ПДД для подготовительной группы
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»