Методика выявления творческих способностей дошкольников


Диагностика: научные подходы, принципы и критерии

Диагностировать креативность невозможно без изучения и применения научности, на которой основаны способы, принципы и критерии.

Научные подходы к исследованию

В процессе изучения расположенности к творчеству выделяют два подхода.

  • Изучение креативности, как процесса творческой познавательной деятельности. В основе взаимодействие интеллекта, умозрительных способностей, проявление их на практике.

Над подходом работали: Д. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, Э. Торренс, С. Тейлор. Принципы основаны на исследовании, которое показывает: как влияет интеллект на процесс создания оригинальных новых идей. Наблюдаться при этом могут разные люди.

  • Изучение самой творческой личности.

Здесь речь идет о комплексе творческих способностей одного человека. В основе подхода создание «портрета» творческой личности. Это направление развивали: А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Принципы методики диагностики творческих способностей


При выборе способов исследования креативных способностей необходимо учитывать возраст ребенка и условия проведения тестирования.
Диагностические методики нацелены на выявление стереотипного мышления. Основной индикатор креативности – отдалённость от штампов, полный отказ от стереотипов.

Неординарность определяют по частоте выдачи необычных ответов. Уникальность оценивается соотношением количества новых идей и общего количества ответов.

Итог исследования не всегда может отразить степень способности человека к креативному мышлению. Творчество может проявиться у каждого человека спонтанно и быть нерегулируемым.

Несовершенство всех разработанных тестовых методик основано на общем подходе. Они не учитывают «эффект неожиданности» проявления индивидуальных особенностей в конкретной ситуации.

Критерии оценки

Показатели, по которым определяют уровень:

  • быстрота и непринужденность проявления креативности (подсчитывается количество предложенных вариантов за время выполнения задания);
  • «гибкость» ответов (умение переключаться);
  • оригинальность (частота повторений одного и того же ответа).

Удобным и простым способом проверки способностей к творчеству признается тест, разработанный Элисом Полом Торренсом. Он состоит из трех частей, которые характеризуют вид творчества:

  • вербальное,
  • изобразительное,
  • звуковое.

Время выполнения теста жестко не ограниченно, на усмотрение педагога. Для оценки рассматривают следующие критерии:

  1. Беглость/скорость – количество выданных ответов за период времени.
  2. Вариативность ответов (гибкость).
  3. Необычность (эксклюзивность, оригинальность).
  4. Подробности.

Проведенные исследования определили критерии оценки для ориентира.

  • Внимательность (сосредоточенность на задаче).
  • Разносторонность (множество подходов).
  • Гибкость (легкость переключения с одного утверждения на другое).
  • Оригинальность (отказ от штампов и стереотипов).
  • Вариативность (многообразие вариантов).
  • Конкретность (определенность и четкость подхода).
  • Абстрактность (умение отойти от реальности мира).
  • Гармония (логичность и последовательность предложений).
  • Независимость (отсутствие страха перед выбором решения).
  • Открытость восприятия (восприятие новизны и проявление интереса).

Использовать приведенные в статье методики можно в школе, центрах дополнительного образования, дома. Способы диагностирования адаптируются под каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

О развитии творческих способностей дошкольников и младших школьников в следующем видео:

Ключи к развитию креативности

Для того, чтобы целенаправленно развивать креативность и расти творчески, определяют основные понятия: «ключи» к запуску. Под ними понимаются факторы, которые способствуют появлению, развитию и дальнейшему использованию ребенком собственного потенциала.

  1. Знания.
  2. Способность контролировать ситуацию.
  3. Опыт.

Необходимо накапливать позитивный опыт детей, которые научились применять творческое мышление. Важно делиться этим опытом с другими школьниками.

  • Поддержка лидеров.

Выделение детей с ярко выраженными способностями так, чтобы не «перехвалить» и не умалить старания остальных. Воспитание в успешных детях готовности делиться и опытом в достижении успеха.

  • Награды и поощрения.
  • Сила эмоций.

Поддержка хорошего настроения ребенка даже в случае неудачной попытки стимулирует «веру в следующий раз».

  • Широкий кругозор.

Чтение, собеседование, обсуждение прочитанного развивают способность к креативному творчеству.

  • Независимость, отсутствие «якоря».

Детям, способным легко переключаться с идеи на идею легче проявлять гибкость.

  1. Способность к игре.
  2. Настойчивость.
  3. Способность к сопереживанию.

Дети, умеющие слышать окружающих, обладают даром «групповой» креативности. Они способны воспринимать нереализованные идеи других детей, добавлять в них что-то свое и представлять как совместное решение.

  1. Развитие уважения к себе.
  2. Изобретательность, открытость мышления.
  3. Способность выходить за рамки.

Создание комбинаций идей и решений, объединение идей в группы по направлению стимулирует развитие креативности.

  1. Самоанализ.

Подведение итогов тестирования, игры или опроса должно стимулировать ребенка развиваться далее, а не «зацикливаться» на неудачном результате.

  1. Баланс между чувствами и мышлением.
  2. Смелость, уверенность в себе.
  3. Способность рисковать.

Необходимо объяснить ребенку, что не все, даже самые смелые креативные решения обречены на успех. Готовность рискнуть и потерпеть поражение должно стимулировать к дальнейшему совершенствованию идеи.

  • Понимание и приоритет креативности.

Мыслить творчески чаще, чем это обычно получается – девиз каждого дня.

  • Ответственность.

Это потенциал, который не позволит выдать чужие идеи за свои. В то же самое время ответственность должна отличаться от рутины. Она не должна мешать осуществлению творческих идей.

  • Дисциплина.

Взаимосвязь наклонностей и способностей

Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.

Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.

Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.

Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.

Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.

С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.

Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.

Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.

Как выявить способности ребенка

Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.

  1. Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
  2. Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
  3. Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.

Кто и где выявит способности ребенка


Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.

В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.

Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.

Замечательный факт

История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.

Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».

Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании. Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.

Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.

Диагностика на выявление творческих способностей у младших школьников


Диагностировать творческие и умственные способности необходимо с раннего возраста. Это выявляет показатели развития ребенка.
Диапазон способностей зависит от физического здоровья, восприятия окружающего мира, воспитания и психоэмоционального состояния:

  • минимальное проявление (отставание);
  • соответствующий возрасту уровень (нормальное развитие);
  • проявление высокого уровня (опережение).

Основной целью диагностики является своевременное выявление отстающих и одаренных детей. Это позволяет разработать в дальнейшем мероприятия, направленные на дальнейшее развитие школьников.

К распространенным методам диагностики относится тестирование:

  • графическое;
  • устное;
  • ситуативное.

Для достижения максимально эффективного результата методики комбинируют.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]