Статья:
С детьми старшей и подготовительной к школе групп игры с овощами и фруктами организуют, начиная с осени, с начала учебного года. Хотя задания в них достаточно сложные, дети в некоторой мере подготовлены к их выполнению: они видят, что делают дома с овощами и фруктами, и сами принимают посильное участие в работе взрослых (перебирают овощи и фрукты на засолку и варенья, консервирования). Помимо того, осеню всегда найдётся богатый выбор природного материала для разнообразных игр. Последовательность игр определяется постепенно усложняющимися дидактическими задачами и объёмом знаний, который должны усвоить дети. Так, в начале проводят игры на узнавание предметов по одному признаку (на вкус, на форму, на ощупь). Затем педагог вводит более сложную задачу, требуя знания частей растений,- составляя целое из частей. И, наконец, самое сложное задание-определить степень зрелости овощей и фруктов (даётся дошкольникам после усвоения об изменения внешних признаков растений после созревания).
Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами
Вершки и корешки
Дидактическая задача. Составить целое из частей.
Игровое действие. Поиски своей пары.
Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребёнком вставать в пару всё время нельзя, надо искать другую пару.
Ход игры. Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он даёт корешки (лук, репа, морковь, картофель), другой -вершки-ботву. «Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три — свою пару найди».По этому сигналу все дети выбирают себе пару.
Второй вариант: «вершки» (или «корешки») стоят на месте. На площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель даёт команду: «корешки» найдите свои «вершки»! Дети должны стать таким образом, чтобы ботва и корень составили одно целое. Правильность выполнения могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары.
Задай, мы отгадаем
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Игровое действие. Загадывание отгадывание загадок о растениях.
Правила. Описание давать в принятом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. Называть предмет при описании нельзя.
Ход игры. На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям хорошо были видны детали их формы, неравномерность окраски.
Первый вариант. Один ребёнок выходит за дверь, он водит, а все оставшиеся готовят описание любого растения. Водящему надо догадаться и назвать то, о чём рассказали дети. Воспитатель может напомнить или предложить ребятам вспомнить последовательность описания: форма, её детали, окраска, поверхность, вкус.
Второй вариант. Ребёнок описывает предмет, а другой узнаёт его по описанию. Тому, кто рассказывает об овоще или фрукте, воспитатель предлагает не смотреть постоянно на предмет, о котором он рассказывает, иначе остальные легко догадаются.
Почтальон принёс посылку Угадай, что в мешке
Дидактическая задача. Описать предметы и узнать их по Дидактическая задача. Описать признаки воспринимаемые на описанию. ощупь.
Игровое действие. Составление загадок (описания) и отгадывание Игровое действие. Угадывание на ощупь предмета предмета.
Правило. Рассказывать о том, что ты получил, нужно, не называя предмета.
Оборудование. Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
Ход игры. Коробку (посылку) приносят в группу. Воспитатель говорит: «Сегодня нам почтальон принёс посылку. В ней разные: овощи и фрукты». Педагог даёт нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так чтобы все догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты.
Отгаданные предметы кладут на стол. В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точно вкусовые ощущение, его неоднородность (кислое, кисло-сладкое, и т.д.
Правила. Выбирая предмет, смотреть на него нельзя. Описать ощупывая руками.
Оборудование. Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, репа, редька, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.) лежат в мешочке.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям о том, что они знают игру
«Чудесный мешочек», и говорит, что играть в неё можно по иному.
«Тот, кому я предложу достать из мешочка предмет, не будет ёго вытаскивать, а, ощупав, назовёт характерные признаки». Педагог приглашает к себе одного ребёнка и просит выполнить задание. Ребёнок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребёнок вытаскивает его из мешочка и показывает в руке. Названный предмет обратно в мешочек не ложится.
Созрело — не созрело
Дидактическая задача. Определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровое действие. Поиск пары..
Правило. Искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.
Оборудование. Вначале нужно подбирать овощи и фрукты с ярким признаком спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и т.д. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.
Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздаёт спелые овощи и фрукты, а остальные — неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т. е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой зрелости. В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать спелых и неспелых овощей и фруктов.
Съедобное — несъедобное
Содержание заданий. Напомним детям о том, что овощные культуры выращиваются для питания. У одних в пищу идёт надземная часть — вершки, у других — подземная часть — корешки. Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем
предложить детям вспомнить её содержании: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай пополам. Хитрый мужик всё время выбирал съедобную часть (вершки или корешки), а остальную часть отдавал медведю.
Дидактическая задача. Выбрать растения используемые в питании.
Правило. Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю будет легко узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть.
Оборудование. На столе лежат овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и т.д.) и со съдобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.).Ход игры. Воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой — медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис.
Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они не вкусные (в прошлый раз «сеяли», например капусту). Возьму сейчас вершки».
При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.
Дети на ветке
Дидактическая задача. Подобрать предметы по принадлежности к одному растению.
Игровое действие. Поиск своей пары.
Правила. Искать пару можно после сигнала.
Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой — овощи («деток»). По сигналу: «Детки», найдите свои «Ветки»! — каждый ищет пару, то есть становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению.
Что сначала, что потом
Дидактическая задача. Определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.
Игровое действие. Поиск своей группы.
Правило. Искать своё место можно только по сигналу.
Оборудование. Овощи и фрукты (4-5 названий) разной степени спелости. Например, помидор зелёный, начинающий краснеть — бурый и красный.
Ход игры. Овощи и фрукты воспитатель раздаёт детям и предлагает их «перепутать». По сигналу: «Найди свой овощ!»- дети, в руках которых овощи и фрукты одного названия, собираются в группки.
Правильность выбора проверяют «Волшебные Причём внутри каждой группки они должны стать так, чтобы было ворота» (воспитатель и ребёнок или двое детей). Ворота видно, что сначала, что потом, то есть соблюсти закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила последовательность созревания — от неспелого к спелому.Задание правильно. Выигрывает то звено, которое соберётся быстро встанет в
При повторении игры дети меняются листьями и плодами. правильной последовательности.
В ходе игры дети несколько раз меняются предметами.
Овощехранилище
Содержание заданий. Напомнить детям о том, что колхозники
Первый вариант.
Магазин «Овощи-фрукты»
выращивают овощи на огороде, фрукты — в садах. Урожай привозят в город и хранят в овощехранилищах. Некоторые овощи и фрукты заготавливают на зиму свежими (картофель, лук, морковь), другие солят (огурцы). Дети должны знать, что есть
овощи, которые хранят и свежими и солёными, например, капусту. Овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые.
Дидактическая задача. Отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту.
Правило. Показывать овощи и фрукты для хранения так, чтобы они не испортились и сохранились зимой и весной.
Оборудование. В ряд расставляют три стола: на одном овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других — приёмные пункты овощехранилища. Один стол предназначен на хранение в свежем виде (на «вывеске» — овощи, хранящиеся свежими, картофель, свекла, морковь, и д.р.), на другой будут складывать то, что пойдёт на засолку (на «вывеске» бочка с огурцами или чем-то другим). Подготовить «тару» для хранения, для перевозки Овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).
Ход игры. Воспитатель говорит: «Колхозники вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Кладут овощи и фрукты для этого в овощехранилище». Затем педагог с детьми распределяют и
уточняют роли в игре: часть ребят будет приёмщиками, остальные — колхозниками. «Колхозники» привозят урожай, а «приёмщики» определяют способ хранения; «приёмщик» должен рассказать, почему он отбирает овощи и фрукты для определённого способа хранения.
Содержание знаний. Напомнить ребятам, что в городах овощи и фрукты покупают в магазинах. Дети должны знать характерные внешние признаки овощей и фруктов, уметь называть их. Рассказать дошкольникам, что свежие овощи и фрукты, квашеную капусту, огурцы привозят в магазин из овощехранилища.
Спросить, есть ли в магазине компоты, соки, сухофрукты, из чего их приготовили, как переработали.
Дидактическая задача. Сгруппировать предметы по категориям. Описать и найти растения по характерным признакам. Правило. Описывать покупку, не называя её.
Оборудование. Подготовить вывески «Овощи», «Фрукты» с изображением некоторых растений. На двух столах оборудовать витрины и прилавки.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям исполнить роли директора, продавца, покупателя. Директор магазина должен подготовить всё к работе: распределить товары по отделам, рассортировать солёные
Овощи, переработанные фрукты. Покупатели описывают, что хотят купить, называют отдел, где продаётся нужный им продукт, говорят из чего он приготовлен. Продавец называет покупку и выдаёт её покупателю.
Второй вариант.
Содержание знаний. Провести с детьми беседу о том, что овощи и фрукты и всё, что из них приготавливают, покупают в магазине. Туда их привозят с овощехранилища и консервного завода. В магазине покупают продукты питания для приготовления различных блюд. Рассказать какие овощи и фрукты нужны для борща, супа, винегрета, компота и др.
Дидактическая задача. Перечислить признаки предмета, найти его по этим признакам. Сгруппировать овощи и фрукты по способам использования.
Правила. Директор долен знать, откуда привезли продукты, и разнести их по отделам. Покупатель должен описать, что хочет купить, и назвать место произрастания, а также отобрать всё нужное для приготовления желаемого блюда. Продавец узнаёт продукт по описанию и говорит, в каком отделе его можно купить.
Оборудование. Вывески двух отделов: «Овощи», «Фрукты»,
витрины. продукты.
Ход игры. Назначают детей на роли шоферов, директора магазина, продавцов, покупателей.
Шофёры привозят продукты с консервного завода и овощехранилища. Директор готовит магазин к работе: распределяет привезённые продукты по отделам: овощному,
фруктовому; называет место переработки плодов. Покупатели описывают покупку: говорят, что хотят купить, и называют места произрастания того, что выбрали; подбирают и описывают все продукты, необходимые для приготовления какого-нибудь блюда: борща, супа и т.п. Продавец находит товар, называет покупку и отдел, получает «деньги», выдаёт покупку.
Магазин «Семена»
Содержание знаний. Рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом семян наиболее знакомых овощей (морковь Огурец, капуста, помидор и др.). Напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «шепотью»).
Дети должны усвоить, что овощи выращивают огородники, а цветы -цветоводы.
Дидактическая задача. Группировать растения по месту произрастания и использования в быту. Описать предметы и найти их по описанию.
Оборудование. Вывеска с рисунками и надписями: «Семена овощей», семена в спичных коробках, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).
Правила. Директор должен разложить семена по отделам, не называя их. Покупателю нужно сказать, кто он по профессии (цветовод, огородник), описать семена и растение, которое из них вырастет, способ посева семян. Продавец должен выдать покупку, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).
Ход игры. Воспитатель назначает по желанию детей на роли директора, продавцов, покупателей. Директор готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам, Продавцы занимают место за прилавком, в магазин входят покупатели. Часть из них- цветоводы, остальные — овощеводы. Каждый покупатель называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ
посева. Продавец должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать её покупателю. Директор (и все дети) контролирует правильность выполнения задания.
Консервный завод
Содержание знаний. Рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатываются для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, овощи и фрукты иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправлять на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.
Дидактическая задача. Определить спелость плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.
Правила. Разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет.
Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.
Оборудование. На трёх-четырёх столах ставят «вывески» цехов: сухофруктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поставить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи и фрукты, варенье. Ход игры. Дети исполняют роли заведующего и рабочих.
Заведующий складом выдаёт продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые — на сок, спелые мягкие — на варенье, спелые плотные на компоты, остальные сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют овощи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску.
Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.
Игры для ознакомления детей с комнатными растениями
Проводя игры с комнатными растениями в старшей и подготовительной к школе группах, воспитатель учит детей находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (строение стеблей, форма, окраска, поверхность, величина листьев, наличие цветов, их окраска, количество). Детям предлагают дать довольно полное описание растений. Например, говоря о листьях, они должны отметить их форму, окраску верхней и нижней листовой пластины, поверхность. Основные задания в играх с этим материалом-описать растения и найти их по описанию, запомнить название растений.
Найдите, что опишу
Дидактическая задача. Найти растение по описанию.
Игровое действие. Поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правило. Назвать растение можно только после его описания. Оборудование. 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: перлагония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная и зелёная и т.д.
Ход игры. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак
каждого растения.
Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому-либо из ребят показать растение и назвать его.
Отгадайте, что за растение
Дидактическая задача. Описать предмет и узнать по описанию.
Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растении.
Правила. Назвать растение можно только после его описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.
Ход игры. Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение.
Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ствол и есть ветки. Затем вспомнить, какие, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (тёмно-, светло-зелёный, пёстрый, с полосками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадывают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений.
Где спрятано растение ?
Дидактическая задача. Запомнить расположение предметов ,найти изменения в их расположении.
Игровое действие. Поиски изменений в расположении растений. Правило. Смотреть ,что убирает воспитатель ,нельзя.
Оборудование. Для первой игры нужно 4-5 растений, для последующих—до 7-8.
Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение ,а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами
(вначале два растения, а затем два-три ). «А теперь откройте глаза и скажите ,что изменилось , -предлагает он.- Какие растения представлены? Покажите ,где они стояли раньше».(Дети показывают)
Узнай растение
Дидактическая задача. Найди растение по названию.
Игровое действие. Соревнование кто быстрее найдет растение. Правила. Найдя растение, нужно объяснить ,как узнал его.
Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям : «Я назову комнатное растение ,а вы должны найти его , показать и рассказать ,по какому признаку определили .Кто быстрее это сделает ,получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше ,в конце игры присвоим звание «Знаток природы».
Магазин «Цветы»
Первый вариант. Второй вариант.
Дидактическая задача. Описать ,найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы» .Покупатели (дети) не называют понравившееся растение ,а только описывают его. Продавец должен узнать его, а
затем выдать покупку. В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания ,напоминая последовательность : есть ли стебель и какой он (прямостоящий свисающий и т. п.),какой формы листья, как они окрашены, какая у них поверхность ,плотность, есть ли цветы ,сколько их, какого они цвета. Затем педагог сам описывает растения. .В дальнейшем игру можно усложнять ,продавая в магазине растения, разные по месту произрастания, можно ввести роль директора, распределяющего цветы по отделам ,покупателю предложить называть отдел:полевых цветов ,садовых, комнатных растений, после чего делать описание растения.
Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, их внешний вид. Правила. Покупатель должен описать ,не называя ,растения ,которые хочет купить ,указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.
Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы купить ,надо описать растение, которое но не называть его, а только сказать ,где оно растет. Продавец должен догадаться ,что это за цветок ,назвать его и отдел, в котором он стоит (лесных ,полевых, садовых цветов, комнатных растений),затем он выдает покупку. В ходе игры роли могут меняться.
Игры для ознакомления детей с деревьями и кустарниками
Знакомясь в играх с деревьями и кустарниками, дети постепенно запоминают их, учатся находить отличительные признаки разных растений ,называть отдельные части растений ,называть отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому программные задачи постепенно усложняются :от нахождения растения по названию до все более полного описания предметов ,их подбора по принадлежности к определенному виду и выделения растения из группы других на основе характерных внешних признаков.Игры детей старшего возраста усложняются также тем ,что детям называют большее количество деревьев и кустарников (до6-7),отличительные признаки которых они должны знать.
Угадай, какой наш дом
Дидактическая задача. Описать деревья и найти их по описанию.
Игровое действие. Составление и отгадывание загадок о деревьях. Правило. Назвать дерево можно только после его описания.
Ход игры. Игру проводят в лесу, парке, сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две группы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его входящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети. Например, дети говорят хором: «Угадай какой наш дом, всё расскажем мы о нём». Затем один из них даёт описание: называет цвета стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах (воспитатель, если нужно, напоминает последовательность описания).
Кто где живёт
Дидактическая задача. Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Игровое действие. Убежать от лисы.
Правила. Искать дом после сигнала. Правильно найти дом. Ход игры. Игра проводится во время экскурсии в лес, парк.
Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас—лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики—под которыми могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детямуточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего—лису, дают ему шапочку-маску лисы, всем остальным детям—шапочки маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность -лиса» — белочки бегут к дереву, зайцы к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит.
К названному дереву-беги Путешествие
Дидактическая задача. Тренировка в быстром нахождении Первый вариант. названного дерева.
Игровое действие. Убегать от водящего к названному дереву.
Правило. Воспитатель часто меняет названия растений. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного растения.
Ход игры. Игра организуется как подвижная, типа «Салок».
Воспитатель объясняет, что входящий может ловить только тех
Дидактическая задача. Найти дорогу по названиям знакомых растений.
Правила. Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно.
Ход игры. Игру проводят во время прогулки в парке или лесу.
Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущим. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему детей, которые только не стоят у названного дерева. Педагог путь и выбрать заметные ориентиры (крупныедеревья, называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, жёлтую акацию и рябину и др.
Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз, два, три-беги!».
кустарники).
Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо называть два три знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например, ведущий говорит: «Надо дойти до очень большой ели, от неё повернуть направо. За орешником будет полянка для прогулки».
Путешествие Лесник
Второй вариант. Содержание занятий. Напомнить детям внешний вид некоторых
Игру проводят так же, только дорогу к любимой полянке найти самую короткую, объяснить её всем детям.
Третий вариант.
Содержание занятий. Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки.
Дидактическая задача. Описать внешний вид растений и найти их по описанию.
Правило. Описывать растения-ориентиры, не говоря, как называется.
Ход игры. Игру проводят в лесу. Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3-4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя,
объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу. Можно выбрать двух ведущих, проделать два путешествия, а все дети сравнят, кто из них выбрал лучшее место для прогулки.
Игру проводят как поход за грибами. Ведущий объясняет, в какой лес пойдут, как найти туда дорогу.
деревьев и кустарников, их составные части, ствол, ствол, листья, плоды и семена. Научить ребят выражать свои знания словами.
Дидактическая задача. Назвать признаки растений. Выбрать нужные части.
Правила. Собирать семена можно только те, которые назовёт воспитатель.
Ход игры. Игру проводят во время прогулки в парке или лесу. Воспитатель выбирает лесников, которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети- школьники. Они пришли помочь лесникам собирать семена для
посадки новых лесов. Каждый лесник выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит: «На моём участке растёт много дубов. Давайте наберём желудей». Лесник может только описать дерево, не называя его. Школьники ищут семена, собирают их и показывают леснику. Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
Одновременно можно выделить двух-трёх лесников и столько же отрядов школьников, которые расскажут друг другу о своей работе в лесу. (Если есть возможность, то можно сдать собранные семена.)
Найди дерево по семенам
Дидактическая задача. Найти целое по части.
Игровое действие. Бег к определённому предмету.
Правило. Бежать к тому дереву, от которого семена, можно по сигналу.
Оборудование. Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клёна, ясеня, рябины и др.
Ход игры. Игра проводится зимой. Воспитатель раздаёт детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.
Чтобы дети не путали семена ясеня и клёна, обратить их внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня, (отдельные «лопаточки»), а у клёна семена скреплены попарно.
После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек.