Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников


Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников

Библиографическое описание:

Айвазян, А. Г. Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников / А. Г. Айвазян, О. В. Маршалкина, О. Е. Панкратьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (16). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3693/ (дата обращения: 21.11.2021).


Данная статья посвящена теме экологического воспитания и его роли в системе дошкольного образования. В современном мире вопрос состояния природного мира достаточно актуален. В статье раскрываются следующие вопросы: «Что такое проблемные ситуации и как их использовать в работе с дошкольниками»; «Как повысить познавательную активность детей»; «На что обращать внимание при организации экологической деятельности на экотропе».

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экология, экологической воспитание, проблемные ситуации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования главной целью педагогов провозглашает формирование целостной духовно-нравственной личности. В современных реалиях понятие нравственности и духовной культуры человека включает в себя не только моральные ценности, но и определенный уровень экологической культуры. Сформированная экологическая культура дошкольника выражается в твердых знаниях o природе, бережном и эмоционально окрашенном отношении к ней, привитом здоровом образе жизни, умениях познавать явления окружающего мира.

Целенаправленное расширение знаний, умений и навыков практического взаимодействия с природой является основой экологического просвещения и воспитания детей, под которыми подразумевается воспитание гуманного и интеллектуального отношения к природе (т. е. формирование системы экологических знаний и представлений), духовности, развитие эстетических чувств (т. е. эмпатия к красоте природы). Одновременно решаются задачи развития эмпирического и теоретического мышления, познавательной активности, закладываются основы осознанного взаимодействия с миром. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано [1].

Одной из наиболее продуктивных педагогических технологий в дошкольном образовании является технология проблемного обучения. Цель этой технологии в ДОУ — воспитание способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить правильный ответ. Необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации, которая подразумевает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие. По мнению известного советского психолога С. Л. Рубинштейна именно с возникшего противоречия и начинается мышление.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

‒ педагог обозначает проблему (задачу) и сам разрешает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

‒ проблему обозначает педагог, но разрешают ее самостоятельно или под руководством взрослого сами воспитанники. Роль педагога — направить воспитанника на поиск путей решения проблемы (частично-поисковый метод).

‒ проблему ставит сам ребенок, педагог оказывает помощь в ее разрешении. На данном этапе формируется способность самостоятельно формулировать проблему.

‒ воспитанник сам выявляет проблему и самостоятельно ищет пути решения.

Технологию проблемного обучения можно использовать в разных направлениях и в различные режимные моменты. Относительно экологического воспитания целесообразно использовать данный подход в следующих ситуациях:

  1. Во время занятий на экологической тропе.Экологическая тропа — это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием живого мира природы и взаимообусловленностью его объектов. Образовательный и воспитательный процесс на экологической тропе проходит в форме непринужденного общения непосредственно в природном окружении. Использование проблемных ситуаций на маршруте позволяет закреплять нормы и правила поведения в природе. Например, можно отработать следующие ситуации:

‒ Дети нарвали большой букет цветов для воспитателя, но он не обрадовался, а расстроился. Почему?

‒ Перед вами ягодная поляна. Ягод очень много, а времени у вас мало. Может, стоит собирать ягодки не по одной, а просто наломать веток?

Если на маршруте экологической тропы есть «аптечный огород», можно отыграть ситуацию, когда какой-то персонаж поранился, а аптечки рядом нет.

Также на тропе можно отработать навыки участия в природоохранной деятельности, труде в природе. Например, ситуация с деревьями, у которых кто-то поломал ветви. Или занятие по теме «Почва» можно отработать при помощи проблемной ситуации такого плана: «Аня посадила цветы, но они совсем не растут и плохо выглядят. В чем может быть причина?».

  1. В уголке живой природы при помощи проблемно-поисковых ситуаций можно отработать навыки ухода за растениями. Например, ситуация, когда два ребенка по очереди полили один и тот же комнатный цветок и «слишком напоили его». Задача педагога в данном случае натолкнуть детей на мысль o том, как можно спасти растение («просушить») и каким образом можно реализовать данную задачу.
  2. Однако наиболее продуктивным использование проблемного обучения будет в опытно-экспериментальной деятельности. В ходе этой деятельности воспитанники не только учатся выдвигать гипотезы, вести наблюдение, анализировать полученную информацию и делать выводы, но и совершать собственные «научные открытия».

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение у воспитанников представлений об окружающем мире через практическое самостоятельное познание. Такая деятельность может быть как основной, организованной в специальной предметно-пространственной среде (уголок исследователя, центр экспериментирования и т. п.), так и сопутствующей, во время занятий, на прогулках, тематических досугах или во время самостоятельной деятельности.

Для реализации данной деятельности педагогу необходимо выполнить ряд условий:

‒ подготовить картотеку проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания для дошкольников;

‒ обеспечить среду для самостоятельного изучения воспитанниками свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира;

‒ способствовать организации поисковой и исследовательской деятельности, в ходе которой дошкольники самостоятельно (или совместно с взрослым) находят пути решения возникших проблемных ситуаций.

Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

В рамках опытно-экспериментальной деятельности можно проводить следующие виды занятий:

Игры-эксперименты. К занятию привлекается сказочный персонаж, который просит o помощи в проблемной ситуации. Например, в группе появляется Ежик, который жалуется на то, что никак не может обустроить себе норку для сна — на шишках слишком жестко, еловые иголки колючие и т. п. Ему пора ложиться спать, а он никак не может устроиться. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство Снежной Королевы, в гостях у Феи воздуха и др.)

Моделирование. Построение моделей объектов природы позволяет получить знания o свойствах этих объектов, особенно, если эти объекты невозможно изучить в непосредственном контакте. Поводом для построения и изучения модели также может послужить проблемная ситуация и ее разрешение.

Проведение опытов. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Подвести к проведению опыта также можно через проблемную ситуацию. Например, история Буратино, который торопился в школу, но на пути у него встретилась широкая река, переплывать которую он боялся, чтобы не утонуть. Опытным путем, используя емкости с водой и деревянные игрушки, дети устанавливают, что дерево не тонет, соответственно, деревянный Буратино может смело переплывать реку.

Как правило, проблемные ситуации должны быть хорошо спланированными, с заранее подготовленным материалом, но одновременно предполагать достаточно гибкий сценарий. Однако и житейскую ситуацию можно использовать как проблемную, при этом актуализирую повседневную жизнь в группе.

Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:

  1. Решение предложенной воспитателем проблемной ситуации должно быть направлено на воспитание самостоятельности и развитие творческого начала у воспитанников.
  2. Решение проблемы должно находиться в зоне ближнего развития ребенка.
  3. При постановке проблемы необходимо соблюсти баланс между создаваемой трудностью в ее решении и соответствием степени трудности возможностям воспитанников, чтоб сохранить устойчивую мотивацию и потребность в разрешении проблемной ситуации.
  4. Проблемная ситуация должна быть максимально четко и понятно сформулирована.
  5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности).

Этапы работы с проблемными ситуациями в образовательном процессе:

  1. постановка, формулирование проблемы;
  2. актуализация знаний детей;
  3. выдвижение гипотез, предположений;
  4. выбор, проверка решения, обоснование гипотез;
  5. введение знаний в систему.

Для эффективного использования проблемного метода необходимо разделять деятельность педагога и деятельность воспитанника.

Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность воспитанника: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Принципиальным является переход от обобщенного экологического знания к индивидуализированному [2], что подразумевает способность ребенка использовать новые шаблоны поведения, а также влияет на развитие его способностей к анализу и рефлексии.

В процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

Литература:

  1. Ворошилова В. В., Баглаева Ю. П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания [Текст] / В. В. Ворошилова, Ю. П. Баглаева // Педагогическое образование. — 2009. — № 2. — С. 13–29.
  2. Золотарева О. В., Аронова Е. Ю. Экологическое воспитание дошкольников в совместной с педагогом креативно-исследовательской деятельности / О. В. Золотарева, Е. Ю. Аронова // Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы ежегодн. международн. науч.-практ. конф., 2021 г., г. Москва / ООО «Мозаика Синтез». — М., 2021. — С. 625–626.
  3. Михеева Е. В. Эколого-субкультурные практики в экологическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Михеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. — С. 148–149.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: проблемная ситуация, ситуация, окружающий мир, проблемное обучение, экологическая тропа, дошкольное образование, опытно-экспериментальная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание.

Зарудняя Людмила Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №67» г. Сыктывкара. Автор раскрывает опыт работы по экологическому образованию дошкольников. В статье раскрывается алгоритм использования проблемных ситуаций, опытов в разных видах совместной образовательной деятельности.

Статья «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста»

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования отмечена необходимость вовлечения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность, подразумевающую исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, для развития инициативы, любознательности, умения высказывать свою точку зрения и проверять её в ходе наблюдений и практических действий.

Так как в учебном году образовательная деятельность всего педагогического коллектива была направлена на внедрение проблемных технологий и повышение качества работы по экологическому воспитанию, то я решила объединить эти 2 направления и осуществлять работу по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста через использование проблемно-поисковых ситуаций.

Цель опыта работы — формирование экологических представлений об окружающем мире у детей 5-7 лет через использование проблемно-поисковых ситуаций.

Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:

— создать картотеку проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания для дошкольников;

— способствовать организации поисковой и исследовательской деятельности, в ходе которой дошкольники самостоятельно (или совместно с взрослым) находят пути решения возникших проблемных ситуаций;

— создать условия для самостоятельного изучения детьми свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира.

Проблемно-поисковая ситуация — это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта.

Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить этот момент и помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

Этапы организации поисковой, исследовательской деятельности

1 этап Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы.

2 этап Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент.

3 этап Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно.

Поставленные перед детьми проблемы должны быть таковыми, чтобы дошкольники не могли выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но смогли бы самостоятельно (или при необходимости с помощью взрослого) проанализировать ситуацию и найти неизвестное (добыть знания).

Один из наиболее интересных и увлекательных способов нахождения путей решения проблемных ситуаций — опытно-экспериментальная деятельность дошкольников, в ходе которой дети не только учатся выдвигать собственные гипотезы, наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, но и делать свои маленькие «открытия».

Остановлюсь на опыте растворимости соли в стакане с водой, проводимом на моём открытом занятии (описание опыта). Дети экспериментировали, выдвигали свои гипотезы, наблюдали за опытом, размышляли, делали выводы и устанавливали причинно-следственные связи (соль не исчезла, а растворилась, дети узнали, попробовав на вкус).

При создании и решении проблемно-поисковых ситуаций использовала следующие приёмы:

  • подведение детей к противоречию и предложение самим найти способ его решения (пример спрашиваю у аудитории. Ответ: Не тонут в воде определённые предметы, н-р, деревянные, а яйцо не утонуло, хотя должно было утонуть). – Вот вам и противоречие.
  • изложение различных точек зрения на один и тот же предмет (явление); Задаю вопросы аудитории: «Экологические ситуации»

Однажды волшебник решил превратить густой, тёмный еловый лес в берёзовую рощу. Как вы думает, к чему это привело?

Волшебник решил осушить все болота? К чему это привело?

Волшебник решил избавить лес от лис. К чему это привело?

Волшебник решил сделать так, чтобы всегда стояла солнечная, тёплая погода. К чему это приведёт?

  • побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов; (погружение яйца в воду зависит от ее концентрации)
  • эвристические (наводящие, «ключевые») вопросы; (почему в одном стакане яйцо погрузилось глубже, почему башни из одинакового количества кубиков могут быть разной высоты)

Для самостоятельного изучения детьми свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира группе был создан уголок опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием.

Работа по экологическому образованию проводилась в разных видах совместной образовательной деятельности:

— на прогулках

Опыт: «Вода при замерзании расширяется» Цель. Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. Ход. Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла? Вывод. В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратился в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

в досуговой деятельности.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

в ходе работы и наблюдений в уголке природы (примеры: за скоростью распускания веточек с разных деревьев)

посещение интерактивных экскурсий в музее.

«Рыбы Коми республики»

«Реки Коми республики»

«Путешествие с лосяшей Йола»

«Секреты невидимки»- о воздухе

Таким образом, в процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Известно, что ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества и взаимодействия с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Для повышения родительской компетентности было проведено родительское собрание “Мы – будущие исследователи”; составлены рекомендации: «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Родители привлекались к проведению опытов в детском саду.

Конечно, экологическое образование детей — процесс довольно длительный и сложный, но он может стать очень увлекательным, интересным и для педагога, и для воспитанника. Необходима лишь заинтересованность с обеих сторон, создать которую помогает использование проблемно-поисковых ситуаций. Но уже сегодня можно сказать, что регулярное использование проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания и решение их детьми, даёт положительные результаты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]