Презентация «Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»

Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского сада. Нет-нет, речь не о том, чтобы заставить дошколят брать интеграл или проектировать 3D-графику. Речь о том, чтобы научить детей мыслить творчески и находить пути решения возникающих перед ними задач.

Согласитесь, даже самые любящие и заботливые родители не могут дать детям готовые шаблоны решений на все случаи жизни. И даже не потому, что это физически невозможно, а потому, что это не нужно. Гораздо более разумным шагом будет привить детям алгоритм решения возникающих задач и научить детей им пользоваться.

В этом вам поможет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни». И, конечно, наша статья про методики ТРИЗ для дошкольников, где мы рассмотрим основы этого творческого подхода для самых маленьких, кто уже дорос до детского сада, но кому пока рано в школу. Это самый важный этап, потому что именно в этот период жизни у малышей закладываются основы мышления и основы их будущего успеха в учебе и жизни.

Что такое ТРИЗ?

Для начала скажем пару слов о том, что такое ТРИЗ. Изначально идея ТРИЗ заключается в том, что разные задачи часто можно решить одинаковыми методами. В основе теории лежит несколько десятков готовых приемов и шаблонов решений, из которых нужно выбрать наиболее подходящие для конкретной задачи.

Изначально поставленную задачу приводят к некому общему виду, потом ищут для ее решения подходящий прием, а после применяют найденное решение к первоначально поставленной задаче. Сначала теорию применяли для решения технических задач, позже стало понятно, что можно применять ТРИЗ для жизни и решения широкого спектра проблем.

Самую первую версию теории решения изобретательских задач разработал

Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный любителям фантастики под псевдонимом Генрих Альтов. Да, он не только изобретатель, но и талантливый писатель, а его «Легенды о звездных капитанах» и другие произведения любимы многими поколениями читателей [Г. Альтов, 2015]. Кстати, Генрих Альтшуллер очень много писал для детей. Не потому ли изобретенная им теория решения изобретательских задач применима даже для детских садов?

Генрих Альтшуллер начал разработку принципов и методики ТРИЗ в послевоенные годы, затем продолжил работать над теорией в соавторстве с изобретателем Рафаэлем Борисовичем Шапиро (1926-1993). Кстати, Шапиро тоже был писателем и подписывал свои произведения псевдонимом Рафаил Бахтамов. Показательно, что самая первая публикация, посвященная ТРИЗ, затрагивала преимущественно вопросы психологии изобретательства и так и называлась «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956].

В этой же статье была сделана попытка систематизировать процесс творчества, разбив его на стадии:

  • Аналитическая стадия – выбор и определение основ задачи, выявление главного противоречия и его причины.
  • Оперативная стадия – изучение типичных способов решения в природе и технике, и последующий поиск новых способов в пределах системы и за ее пределами.
  • Синтетическая стадия – внедрение функционально обусловленных изменений в систему и методы ее использования, проверка применимости принципа к решению прочих задач.

Более подробно понятия, методы и схемы решений были изложены в многократно затем переизданной книге «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» [Г. Альтшуллер, 2011]. Так, автор теории считает, что первым шагом к изобретению является правильная формулировка ситуации так, чтобы сразу исключить из рассмотрения не слишком эффективные и не совсем перспективные способы решения.

Далее нужно поставить задачу в формате «убрать ненужное качество без потери функциональности системы» или же «добавить нужное качество в придачу к существующим». Такая постановка задачи позволяет ответить на ряд крайне важных для последующей работы вопросов:

  • Какие части есть у системы и как они взаимодействуют?
  • Какие части и взаимодействия являются полезными, какие – вредными и какие – нейтральными?
  • Что можно изменить без потери функций, а что нельзя?
  • Что приведет к улучшению функций системы, а что к ухудшению?

Затем нужно выявить противоречия на пути к решению всех этих вопросов и устранить их. Например, увеличить прочность конструкции без увеличения массы сооружения. Собственно, после того как это все удалось сделать, до изобретения остается буквально шаг. Разработанный Генрихом Альтшуллером алгоритм решения изобретательских задач (сокращенно АРИЗ) включает в себя несколько десятков шагов. Количество шагов различается в зависимости от версии алгоритма.

Как все вышеизложенное можно применить в детском садике, когда большинство малышей только-только начало запоминать буквы и цифры? Давайте разбираться!

Путеводитель по ТРИЗ

Любознательные родители, открыв сборник методик обучения и воспитания детей, поразятся количеству материалов. Начнёшь читать, всё написано глубоко, верно, умно. Метод системного мышления, актуализация творческого сознания. Но как применить это на практике?

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – одна из таких методик. Само название чего стоит. Цели методики самые похвальные: научить ребёнка мыслить логически, творчески, нестандартно. А дальше начинаются вопросы: как? Я предлагаю вам компактный путеводитель по методу ТРИЗ.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми. Вы удивитесь, но многие из них взрослые регулярно используют, просто не знают научного обоснования.

Метод мозгового штурма

. Нужно высказать как можно большее количество вариантов решений проблемы, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Наверняка вы тоже хоть раз, но предлагали ребёнку поразмышлять «А что, если…». Самые фантастические предположения поощряются, изначально абсурдные обычно подвергаются критике самим ребёнком.

Метод «Системный анализ»

. Как часто дети не видят взаимосвязи предметов или думают, что каждый функционирует отдельно. Когда я уже взрослым школьникам рассказываю про дружбу знаменитых поэтов или провожу параллель исторических и литературных событий, это неизменно вызывает удивление: «Как, а мы думали, они отдельно были». Поэтому важно учить детей видеть взаимосвязи с самого раннего детства. Цель «системного анализа» – определить роль и место объектов и их взаимодействие. Для этого рисуйте схемы сами и просите об этом детей. Вот головастик, стрелочка, это лягушонок. Вот тучка на небе, стрелочка, падает дождь, стрелочка, лужи под ногами. Вот увидите, через некоторое время ребёнок научится мыслить во взаимосвязях, его картина мира перестанет быть точечной.

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка»

. Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие реальную и фантастическую. Возьмите саму сказку: что могло быть в реальности? Старик с неводом, старая его избушка. Фантастическое – говорящая рыбка, исполняющая желания. А теперь ставьте вопрос по-другому: попробуйте найти реальные проявления фантастической составляющей? Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Как могла аквариумная рыбка попасть в море? На некоем судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море. Вот они, реальные черты фантастической сказки. Такие размышления, во-первых, очень веселят, во-вторых, приучают размышлять.

Метод типовых приёмов фантазирования (ТПФ)

. Типовая фантазия?» – удивитесь вы. Да. Набор отправных точек, в сторону которых может фантазировать ребёнок. Маленьким детям сложно сразу определиться в огромном выборе, мысли разбегаются, и наступает полная пустота в голове. Чтобы этого не случилось – играйте! Итак, к нам на помощь проходят шесть волшебников. Их цель – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование времени, оживление-окаменение, узкая специализация-универсализация. Познакомились с волшебниками? А теперь вперед фантазировать!

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками)

. Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых, – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Тогда становится понятно, что в зависимости от состояния Маленькие Человечки ведут себя по-разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

В методических разработках вы найдёте ещё большее количество ТРИЗ приёмов. Задача взрослого – правильно ставить вопросы и проблемы для малыша и направлять по одному из методов решения. Но проблемы и вопросы звучат так уныло для ребёнка, а вот игра… Именно поэтому технология ТРИЗ не используется «в чистом виде», но её элементы всегда могут быть включены в игру.

«Вагончики»

Давай составим длинный поезд из слов, каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова должны быть объединены между собой, значит, каждое слово должно по смыслу тянуть за собой следующее. Например, зима-снежная-холодная. Это один вагончик, теперь следующий. Что бывает холодным? Мороженое, лёд, ветер.

«Перевирание сказки»

Я расскажу тебе сказку, только я немного забыла её… – Жила-была девочка, которую звали Жёлтая Шапочка. – Не Жёлтая, а Красная. – Ах да, Красная. Так вот, позвал её папа и… – Да нет же, не папа, а мама!

«Волшебные картинки»

Сейчас будет звучать приятная музыка. Закрой глаза и рисуй на листе бумаги фломастером любые линии. А когда музыка закончится, посмотри на свой рисунок и найди в нём знакомые предметы, образы животных, людей. Закрась их и дорисуй необходимые части.
Алиса Акинина, педагог дополнительного образования

Зачем нужна методика ТРИЗ в детском саду?

Мы все родом из детства, и основы будущей жизни человека закладываются именно в дошкольном возрасте. В это время маленький человек учится ходить и говорить, читать и писать, слушать и понимать, общаться и выражать эмоции, и, конечно же, мыслить.

Сегодня творческое мышление нужно практически в любой сфере деятельности: юриспруденции и разработке программного обеспечения, медицине и строительстве дачных коттеджей, педагогике и даже монтаже телекоммуникационных сетей, потому что средства связи проникают туда, где ничто не приспособлено для их использования.

От того, как будет построена работа с детьми в детском саду, во многом зависит, насколько удастся развить творческое мышление у малышей. А, значит, и то, насколько хорошо они будут учиться, насколько удачно выберут профессию и смогут вписаться в современный мир. Задачи методики ТРИЗ как раз и состоят в обучении творческому подходу, и поэтому как нельзя лучше подходят для работы с дошкольниками.

Дети пока что не скованы шаблонами восприятия, они любознательны и непосредственны, они только познают эту жизнь. Поэтому им ничто не мешает воображать свой придуманный мир и самим решать, каким они хотят его видеть. В идеале детям нужно не только не мешать, но и всячески потакать их стремлению к творчеству и познанию всего нового. Внедрение методики ТРИЗ в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) способствует творческому процессу в полной мере.

Заметим при этом, что творчество – это не какой-то отдельный оторванный от всего остального процесс. Творчество напрямую связано с развитием аналитического мышления, наблюдательности, внимательности, воображения, речи, получением новых сенсомоторных навыков. Как следствие, умение творчески мыслить способствует формированию многогранной личности с широким кругозором и умением на практике решать возникающие задачи.

Задачи методики ТРИЗ:

  • Развитие творческого восприятия и мышления.
  • Развитие качеств творческой личности.
  • Формирование словарного запаса.
  • Развитие связной речи и умения выражать мысли.
  • Коррекция произношения.
  • Формирование восприятия чисел и математических представлений.
  • Обучение конструктивной деятельности.
  • Привитие навыков социализации, взаимодействия и командной работы.

Таким образом, методика ТРИЗ способствует не только собственно творчеству. Не менее полезна методика ТРИЗ в развитии связной речи, пополнении словарного запаса, получении навыков оперирования числами и математическими понятиями и многом другом. Наверное, легче найти, что не входит в задачи методики ТРИЗ.

Поэтому методика ТРИЗ в детском саду нужна, с одной стороны, для развития гибкости и системности мышления, с другой стороны, для стимулирования поисковой активности и умения находить ответы на нестандартные вопросы. Используя методику ТРИЗ, можно заметно активизировать творческий потенциал ребенка, его мыслительную активность и фантазию, вырастить из ребенка настоящего изобретателя и генератора новых идей.

И еще один немаловажный момент. Детский сад, группа в детском садике – это маленький, но коллектив. А иногда и не маленький, а достаточно большой детский коллектив. Групповые занятия по методике ТРИЗ учат детей сотрудничеству, взаимодействию, умению помочь товарищу и найти выход из сложной ситуации, а также порадоваться своим и чужим успехам, когда задача будет успешно решена.

Результаты не заставят себя долго ждать. Родители и воспитатели достаточно скоро увидят, что рисунки ребенка стали разнообразнее, художественные сюжеты сложнее, речь грамотнее, да и сооружения из конструктора «Лего» теперь малыш собирает не только по предложенным картинкам, но и придумывая свои собственные фигуры.

В общем, ТРИЗ – методика для детей полезная во всех отношениях. Осталось лишь разобраться, как применить такую сложную методику как ТРИЗ для таких маленьких детей как дошколята.

Новые ТРИЗ-игры для развития мышления

По-прежнему призываю продолжать ювелирную огранку умения думать однако, инструменты для работы следует менять, хотя бы время от времени. Потому что это скучно, когда одинаково, и даже граничит с абсурдом, если все время одними и теми же играми играть с творческим мышлением))

Так что сегодня будем бороться с психической инерцией (это страшный зверь для творчества!) в триз-играх: играть задорно и по-новому, при этом сохраняя прежние смыслы.

Расскажу про то, что не так давно спонтанно пришло в голову при подготовке к занятиям (подозреваю, что пришло оно из коллективного бессознательного, поэтому однозначно на авторство я не претендую) – этакий микс игр, которые развивают вариативное, образное, функциональное и диалектическое мышление. Они подойдут в качестве разминки-пятимянутки перед занятием или скрасят время ожидания в очереди или в дороге.

1+1 (от 5 лет)

В эту игру можно играть без реквизита, а можно перебрасывать мяч для динамичности.

Играем!

Ведущий называет любой предмет, игрок подбирает для него сначала подходящее, а затем неподходящее свойство. Если играть небольшой компанией, то ведущий может меняться после каждого ответа.

Например:

Лампочка – круглая (подходит) – деревянная (не подходит)

Шкаф – высокий — сплошной — без дверей (не подходит)

Велосипед – быстрый — толстый

Карандаш – цилиндрический — электрический

Количество подходящих и неподходящих слов-свойств для предмета можно увеличивать до 2+2, 3+3 и далее. Шаблонные ответы (когда похожий признак примеряется на все объекты подряд), полагается останавливать. Иногда слово-признак только сперва кажется неподходящим, а при некотором сдвиге воображения вариант вполне оказывается жизнеспособным. Например, конфета – несъедобная, а если бутафорская на витрине магазина? Кстати, еще это хороший способ прокачать эрудицию – кто-то уже знает про съедобные бутылки?

Не заяц (от 4 лет)

Название игры навеяно картинкой)))

Играем!

Думаю, суть игры понятна: берем простой и узнаваемый контур и превращаем во что душе угодно, только не в то самое очевидное. Устраиваем выставку новых шедевров

Анти (от 5,5 лет)

Сначала я увидела работу Сальвадора Дали «Анти-зонт с распыленной жидкостью»(Из серии «Воображения и объекты будущего»), мне понравилось это название «анти-зонт».

Почти в это же время анти-зонтик встретился мне в картинке Марии Жизневской.

Принцип действия анти-зонтиков противоположен назначению простых зонтов – создавать преграду от дождя, направляя его капли «в обход». Я подумала, что из этого может получиться игра…

Играем!

Для тех, кто помладше, понадобятся картинки с изображением предметов, которым можно дорисовать новые свойства: фонарик, карандаш, ножницы, кровать, спички и др. Нужно выделить главное качество объекта (как правило, связанное с его основной функцией), затем изменить его на противоположное. Задумку дорисовать и рассказать о ней, обязательно уточнив, для кого был бы полезен такой анти-предмет.

Например:

Анти-фонарик – поглощает свет, полезен биологам для наблюдений за светлячками.

Анти-карандаш – стирает написанное, пригодится секретным агентам

Анти-кровать – постоянно двигающаяся конструкция, на которой невозможно спать, но можно тренировать равновесие.

Надеюсь, сегодняшняя подборка поможет вам победить шаблонное мышление и даст толчок новым изобретательским идеям для будущего!

LiveJournal

Игры, образное мышление, развитие мышления

Вам также может быть интересно: Новые ТРИЗ-игры для развития мышления

ТРИЗ-игры для развития вариативности мышления

Разбудить творчество: 19 практик и упражнений для взрослых

Развитие образного мышления: кляксография, handprint и другие интересности

Методика ТРИЗ: технологии внедрения

Суть методики ТРИЗ для дошкольников состоит в том, чтобы обращать внимание ребенка на особенности окружающего мира, интересные явления и события, однако при этом не давать исчерпывающего объяснения и ответа на все вопросы. Другими словами, не нужно давать детям готовых рецептов и решений, нужно учить их находить ответы самостоятельно.

В этом смысле ТРИЗ совершенно правильно считается «школой творческой личности», потому что ТРИЗ предполагает творчество во всем, начиная с постановки вопроса и заканчивая способами поиска ответа. Кстати, это полностью согласуется с концепцией великого российского педагога, психолога и исследователя Льва Выготского.

Так, он исследовал взаимосвязь обучения и развития, мышления и речи, творчества и воображения, социальной среды и умственного развития. Он ввел в научный оборот понятие «зоны ближайшего развития для детей» и всегда настаивал на том, что обучение не тождественно развитию. Подробнее о его разработках в данном направлении можно прочитать, в частности, в книге «Мышление и речь» [Л. Выготский, 1999].

Собственно, отличие ТРИЗ от традиционных методик работы с детьми как раз в том и состоит, чтобы дать детям возможность додуматься до доступных для их понимания вещей своим умом, а не просто повторять то, что сказали взрослые. Конечно же, такие методы требуют специальной подготовки со стороны воспитателей дошкольных учреждений.

Как минимум, они сами должны уметь видеть необычное в обычном, новом в привычном. И должны уметь показать это новое и необычное детям. Каким образом? Для этого существуют специальные методы и технологии, адаптированные к особенностям дошкольного возраста.

Методы ТРИЗ для дошкольников подробно описаны в книге «Занятия по ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений)» [С. Гин, 2010]. Варианты применения этих методов на практике можно найти в книге «Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Первая ступень. Рабочая тетрадь» [Е. Пчелкина, 2019].

Сразу скажем, что в методиках ТРИЗ для детей мы увидим много общего с методами стимулирования творческой активности и воображения у взрослых. Разница будет лишь в специфике задач, которые стоят перед детьми. Все задачи адаптированы с учетом возраста и восприятия дошкольников, а воспитатель выступает в качестве модератора дискуссии. Итак, давайте посмотрим, как это работает!

Метод мозгового штурма

Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе в садике. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей. Задачи для мозгового штурма выбирают из числа понятных детям:

  • Как спасти бабушку от серого волка.
  • Как тушить пожар без воды.
  • Где спрятаться от жары летом.

Когда идей накопится много, участники обсуждения все вместе выбирают оптимальный вариант.

Метод морфологического анализа

Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Допустим, если нужно изобрести новую игру, для наглядности рисуют две оси. Вдоль одной рисуют части тела, которые будут задействованы в игре (руки, ноги, руки+ноги), а вдоль другой игровые приспособления, которые можно использовать (мяч, теннисная ракетка, скакалка).

Далее всем коллективом перебирают возможные варианты сочетаний и использования частей тела и игровых приспособлений в игре, а в завершении можно предложить всем вместе сыграть в новую игру, которую дети придумали только что. Такие игры по методике ТРИЗ очень развивают и фантазию, и воображение, и умение взаимодействовать. Это простейший пример, а в принципе по методу морфологического анализа можно изобретать гораздо более сложные вещи и находить десятки вариаций будущего изобретения.

Метод фокальных объектов

Этот метод предполагает в какой-то степени обратную ситуацию: нужно перенести свойства одного объекта на другой. Простейший пример: придумать и нарисовать, как может выглядеть собака с крыльями, птица с рогами, водоплавающий верблюд.

Аналогичным образом можно попытаться «создать» гибрид корабля и самолета, поезда и подводной лодки, машины и вертолета. Главное ни в чем не ограничивать детскую фантазию! В этом плане метод фокальных объектов идеален именно для детей, потому что для сложных технических решений его возможности применения ограничены.

Метод каталога

Суть метода в том, чтобы расположить события в логической последовательности и придумать связки и переходы между ними. Таким способом, например, можно сочинить новую сказку. Воспитатель дает подсказки в виде картинок и наводящих вопросов:

  • Кто наш главный герой сказки?
  • Этот герой положительный или отрицательный?
  • Почему этот герой положительный или отрицательный?
  • Что плохого сделал отрицательный герой?
  • Что хорошего сделал положительный герой?
  • Как они боролись друг с другом?
  • Кто поддерживал отрицательного героя?
  • Кто поддерживал положительного героя?
  • Чем закончилось противостояние добра и зла?

Помимо фантазии эта методика ТРИЗ полезна в развитии связной речи, навыка публичных выступлений и расширении словарного запаса.

Метод личностной аналогии

В рамках этого метода детям предлагается лично изобразить какое-либо животное, явление, предмет. Начинать следует с простых заданий. Допустим, изобразить кота или собаку, показать, как кот или собака сердится, радуется, просит есть.

После можно перейти к заданиям посложнее. Например, изобразить дождь, грозу, снегопад, шторм на море, закипающий чайник, работающий пылесос. Дальше можно дополнительно усложнить задание. Например, попросить детей изобразить, как бы спели песенку «В лесу родилась елочка» кот или собака. Или подобрать подходящую песню для «поющего пылесоса».

Метод моделирования маленькими человечками

Методика маленьких человечков в ТРИЗ представляет собой упрощенную и доступную для детского восприятия версию устройства окружающего мира из трех видов маленьких человечков: «гидратиков», «твердиков», «пневматиков». Из «твердиков» как бы состоят твердые предметы, причем «твердики» стоят плотно друг к другу и крепко держатся за руки.

По аналогии, из «гидратиков» как бы состоят жидкости, потому что «гидратики» за руки не держатся и могут перемещаться друг относительно друга. А вот «пневматики» находятся в движении постоянно, поэтому мы не можем увидеть воочию воздух, газ и прочие газообразные субстанции.

Для начала детям объясняют устройство твердых, жидких и газообразных предметов по отдельности, а уже затем во взаимосвязи и взаимодействии. Например, холодный чай находится в твердой чашке из «твердиков», а сам состоит из «гидратиков». Если же чай горячий, над ним поднимается пар из «пневматиков».

Аналогичным образом можно объяснить, почему из чашки с чаем можно легко вытащить ложку, взяв ее в руки, но нельзя взять в руки воду из чашки. Если представить, что ложка состоит из нескольких «твердиков», которые крепко держатся за руки, тогда, взяв и подняв одного «твердика», мы вместе с ним поднимаем всех остальных. А вода состоит из множества «гидратиков», которые за руки не держатся. Поэтому, взяв одного «гидратика», мы сможем вытащить из чашки только его, то есть только капельку воды.

Методика типовых приемов фантазирования

Методика типовых приемов фантазирования (ТПФ) предполагает изменение свойств предмета с помощью волшебства. На помощь детям приходит Волшебник Увеличения, Волшебник Уменьшения, Волшебники Деления и Объединения, а еще Волшебники, способные переносить нас в прошлое или будущее.

Детям нужно пофантазировать, что случится, если тот или иной предмет увеличить, уменьшить, разделить на части или перенести в другую эпоху. Примеры практических заданий можно найти в докладе «Методика типовых приемов фантазирования (ТПФ)», сделанном специально для педагогов, работающих с маленькими детьми [Л. Михайлина, 2016]. К слову, эта методика подходит не только для детских садиков. Применяется эта методика ТРИЗ и в начальной школе.

Метод «Золотой рыбки»

Метод «Золотой рыбки» заключается в разделении ситуации на составные элементы, оценке элементов как реальных или фантастических и поиске обоснования для элементов, которые кажутся невозможными и фантастическими. Данный метод получил название согласно сюжету всем известной сказки, да и рассматривать применение метода проще всего именно на примере сказки про золотую рыбку.

Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «реальное – фантастическое». Так, первые несколько строчек выглядят вполне реально. Старик действительно мог жить со своей старухой на берегу моря и действительно неводом вместо рыбы можно вытащить и водоросли, и тину. Фантастика начинается с момента, когда в невод попадает золотая рыбка.

Может ли рыбка быть золотой? Тут детям и предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя сверкала в лучах солнышка и потому казалась золотой. Или море было далеким и южным, где водятся рыбки самых причудливых расцветок. Так дети находят обоснование непонятным и нереальным на первый взгляд явлениям. Поэтому метод «Золотой рыбки» еще часто называют методом обоснования новых идей.

Метод «Снежного кома»

Метод «Снежного кома» – это полная противоположность методу «Золотой рыбки». В его основе лежит допущение некой фантастической ситуации, на которую, как на катящийся снежный ком наслаиваются вполне реальные события. Классическим вариантов применения этого приема является повесть Александра Беляева «Человек-амфибия».

На изначально нереальную фантастическую идею, что человеку были вживлены жабры для дыхания под водой, накладываются другие, вполне реальные события из жизни людей. К слову, метод «Снежного кома» чаще всего используется именно для написания сказок. И, пользуясь данным методом, вполне можно научить детей сочинять сказки самостоятельно.

Это самые основные и наиболее популярные методики ТРИЗ для дошкольников. Больше методических разработок вы найдете в статье «Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду» [Н. Фоминых, 2017].

Уже предвидим, что часть читателей готова приступить к скептическим замечаниям в адрес авторов методики и предположениям, что сами авторы в детском саду не работали и живых детей никогда в глаза не видели. И не в курсе, что даже самый любознательный и добродушный малыш может в мгновенье ока превратиться в злобное замкнутое существо, которое на все вопросы взрослых будет в ответ молчать или отвечать односложное «Не знаю». Что делать в этом случае?

Ссылки на ТРИЗ у дошкольников

Обещанный обзор по ТРИЗ материалам

Сайты по ТРИЗ

https://www.trizminsk.org/e/indexto3.htm — тут собраны некоторые работы по дошкольному ТРИЗу.опишу то что мне очень пригодилось:

https://www.trizminsk.org/e/prs/233016.htm — здесь программа экологического воспитания ( живая неживая природа) с элементами ТРИЗ. Программа мне очень понравилась — тааак все расписано, ничего не забудешь точно.

https://www.trizminsk.org/e/260015.htm — сборник дидактических игр Сидорчук. Игры представлены для большого количества детей, мне приходилось часть адаптировать или изменять для одного ребенка.

https://www.trizminsk.org/e/233007.htm — Веселая дидактика (пособие для преподователей ТРИЗ) А Корзун. мне очень нравится как она материал подает — у меня в голове все чудесно укладывается. есть приложение с примерными конспектами занятий в разных группах детсада, почти все можно дома использовать

https://www.trizminsk.org/e/23206.htm — игры для занятий ТРИз с детьми младшего возраста Мурашковской. Все прекрасно играются с один ребенком. Примеры подвижных игр.

https://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm — когда я стану волшебником… мурашковска. книга для взрослых по методике, написана в своеобразной манере — вроде бы как и с претензией на пособие для родителей, литературным разжеванным. шутливым языком — и очень много формул из настойщего ТРИЗ для взрослых.но многие игры и идеи я оттуда взяла. особенно картинки волшебников — распечала-раскрасила и играли с ними.

https://www.trizminsk.org/e/26008.htm Золотой ключик творческого мышления. коолектив авторов. описано много интересных приемов с примерами.

https://www.trizminsk.org/e/260021.htm — обзор материалов сайта поработе со сказкой у дошкольников

Сайт правда как кладезь по ТРИЗ — там и про обучение счету и письму и много методичек — можно самим освоить науку преподавания ТРИЗ собственным детям. Жалко что нет новых материалов.

https://www.triz.natm.ru/default.htm — Сайт Тамберга. на сайте есть школа ТРИЗ и небольшой курс развитие мышления ребенка с использованием ТРИЗ. Мне как то это вообще не показалось, но начальные представления о ТРИЗ педагогике дает.

https://www.trizway.com/ Сайт Анатолия Гина. Есть раздел родителям, где в кучу самый разные материал. Мне понравился Дневник занятий с Ирой о занятиях с 3-е классницей. Читала для вдохновения. https://www.trizway.com/art/roditeliam/277.html . еще там есть раздел Статьи с выделением статей по начальной школе и детсаду. https://www.trizway.com/art/primary/ конечно, там статьи в основном его жены Светланы Гин

обучение пересказу

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3661548 — Белоусова. Научится пересказывать? Это просто! очень удобно что текстовый файл. я просто распечатывала один пересказ — и вперед.

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3690703 — Учимся по сказке. Большова. это не совсем ТРИЗ, но тут тоже мнемокарты. очень интересные задания. самой писать конспекты не пришлось. просто немного разбавляла ТРИЗ упражнениями по сказкам.

https://www.trizminsk.org/e/2312.htm — Картинки без запинки. Мурашковска Валюмс. Неудержалась — опять ссылку на мой любимый сайт дала. Тут все по взрослому — полный анализ.

Книги по ТРИЗ

https://www.koob.ru/tamberg_u_g/ — книги Тамберга — фактически одна — 200 упражнений для развития образного мышления (вторая просто рекламка). Сборник интересных и не очень идей. в основном рисование, вырезание — я частично использовала в занятиях творчеству. Может я не понимаю чего-то — почему так Тамбергом многие восхищаются?

https://www.koob.ru/shusterman/ — книги Шустермана. Сейчас когда стала обзор писать — отрыла. Построена в форме рассказа о девочке в советской манере книг занимателные науки. Дается рассказ для ребнека и немного информации для родителей, иллюстрированные. Можно просто задавать ребенку вопросы из книги в реальной жизни. в 4 года сын не любил такие книги, попробуем сейчас почитать.

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3364912 — Занятия по ТРИЗ в детском саду С. Гин.

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3432298 — Учимся творчеству. коолектив авторов. Рабочая тетрадь. часть использовала.

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3760856 — 4 книги С Гин. Мир загадок и т.д. Ее программа для обучения старших дошкольников и в начальной школе.

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4180199 Архитектура для дошкольников. Тятьюшкина. конспекты занятий по архитектуре с искользованием упражнений ТРИЗ. очень нам была интересна. на ее базе своих игр напридумывали про дома — кучи. Но у нас тут пунктик.

Купить

https://www.jlproj-edu.org/test/печатные-издания/ — здесь методички с готовыми и опробоваными программами по ТРИз Хоменко и Сидорчука. в каких это единицах не знаю — Хоменко вроде в канаде живет, а Сидорчук на Волге матушке…. Если кто купит — пришлите скан. Особенно про круги Луллия.

https://www.labirint.ru/books/228537/ — Задачки кота потряскина за 68 руб больше нету. попробую на днях взять отсканировать. Если получится — выложу.

https://www.labirint.ru/books/228478/ — Сказки-изобреталки от кота Потряскина. Это новые сказки, не пересекаются с эконом-вариантом. Но меня жаба затопчет за 80 страниц отдать 552 руб.

https://www.ozon.ru/context/detail/id/3374940/ — в жаркой Африке В. Богат — задания для детей. Когда я оформляю заказ на ОЗОНе — ее все время нету на складе. Но кто ее все таки купил — а при цене 29 руб за те же 80 стр — ее просто большой грех не купить — говорят что дети в восторге.

вроде все…

Как быть, если ребенок отвечает «Не знаю»?

На самом деле те, кто работает по методике ТРИЗ, сталкиваются с самыми разными ситуациями, в том числе с детским упрямством, нежеланием идти на контакт и втягиваться в игры по методике ТРИЗ. И уже подготовили для вас рекомендации, что делать в этих случаях [К. Несютина, 2014]. Как правило, такие ситуации случаются по причине недоработок со стороны взрослых. При желании такие ситуации вполне исправимы, и со временем можно добиться того, чтобы, услышав вопрос, ребенок начал думать над ответом, а не просто отмалчиваться или говорить «не знаю».

Что делать, чтобы ребенок начал думать и рассуждать:

  • Никогда не ругайте детей за неправильный ответ! Очень часто «игра в молчанку» является следствием того, что ребенок уже когда-то что-то сказал или сделал не так, получил ворох замечаний и теперь просто боится ошибиться еще раз.
  • Рассуждайте вместе с ребенком и не ведите себя, как экзаменатор или всезнайка. Дети остро чувствуют фальшь, и, если ребенок уже привык, что вы всегда знаете правильный ответ, а вопросы задаете только с целью проверки, он может не захотеть быть испытуемым. Особенно, если в случае неверного ответа его еще и отругают.
  • Задавайте так называемые «открытые» вопросы, на которые изначально не может быть одного единственного правильного ответа. Так вам будет проще рассуждать вместе с ребенком, и ребенок не будет бояться ошибиться. Заодно поймет, что другое мнение вовсе не обязательно является ошибочным.
  • Отвечайте на вопросы, которые вам задают дети. В противном случае дети быстро усвоят, что можно и не отвечать или на все «Почему» давать ответ «Потому что кончается на «у». Как правило, таких отговорок дети набираются именно у взрослых.

Мы желаем, чтобы ваши дети были здоровы и счастливы, а вы всегда находили с ними общий язык! Напоминаем, что вас ждет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» и проверочный тест по теме статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Изобретательство: подборка полезных материалов
  • Процедура Шаретт
  • Сказки ТРИЗ в педагогике
  • Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
  • ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
  • Техника 8D для поиска решений
  • ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ на практике: разбираемся с советским интеллектуальным прошлым
  • Хорошие книги для самообразования
  • Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
  • Дайджест по развитию креативности

Ключевые слова:1ТРИЗ

Презентация «Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»

#Публикации #Применение технологий #Методист #Воспитатель #Дошкольное образование

«Каждый ребёнок в своё время – Есть настоящий гений». К. Чуковский Использование Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника. МБДОУ Б «Светлячок» выполнила Гостева О.А.

В окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зелёной вязь И небо голубое. В окно смотрели двое….

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его мышления. Современными психолого- педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что у современных дошкольников : *монологическая речь плохо развита; *небольшой опыт рассказывания текстов; *недостаточный активный словарь; *дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.

В связи с этим для речевого разви — тия детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приёмов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Около 50 лет назад эту теорию создал учёный, инженер, писатель — фантаст, организатор и преподаватель –Генрих Саулович Альтшуллер. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Цели ТРИЗ — не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основная задача ТРИЗ — это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного получения информации, что возможно через поисковую информацию, через организованное коллективное рассуждение, через игры. Преимущества ТРИЗ: *развивает фантазию, воображение у детей; *вселяет уверенность в своих силах; *не требует больших затрат времени; *можно использовать в традиционной системе обучения.

Методы технологии ТРИЗ: *обучение детей творческому рассказыванию по картине; *работа с противоречием; *обучение дошкольников сос- тавлению логических расск — зов по серии картинок; *обучение детей созданию об — разных характеристик объек- тов; *обучение детей сочинительству и словотворчеству; *обучение детей составлению текстов сказочного содержания.

Обучение детей творческому рассказыванию по картине. При рассматривании картины используются следующие методи- ческие приёмы: *Игровая мотивация « Волшебная картина», *Игра «Подзорная труба», *Игра «Фотографирование», *Игра «Вхождение в картину», *Игра «Живые картинки», *Игра «Превращение в объект на картине».

Работа с противоречием Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший или плохой(фильм кому-то нравится, а кому то нет), большой и маленький(сосулька сначала маленькая, а потом большая), крепкий и некрепкий(одна спичка некрепкая, легко ломается, а много сломать трудно, они крепкие. Решаем противоречие при помощи игр: *«Скажи об одном предмете много». *«Если бы ты попал в сказку…», *«Волшебная палочка- умень — шалка или увеличивалка», *«А что, если…».

Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок Этапы работы с серией картинок: *Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета. *Составлять краткий связный рассказ сюжета. *Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок.

Обучение детей созданию образных характеристик объекта. Технология обучению детей составлению сравнений. *Называется какой либо объект, *Обозначается его признак, *Определяется значение этого признака, *Данное значение сравнивается со значением признака в другом объекте. Например: цыплёнок такой же жёлтый(значение признака) по цвету(признак) как солнце.

Технология обучения детей составлению загадок. Основные модели составления загадок. *Какой? Жёлтый, но не лимон, *Что делает? Шипящий, но не вулкан, *На что похоже? Круглый, но не мяч. *Что бывает таким же? Самовар *Что(кто)делает так же? *Чем отличается?

Обучение детей словотворчеству и сочинительству. В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения: *«Складные картинки» — учить подбирать с изображения- ми предметов, названия которых рифмуются, *«Придумай рифмованные строчки», *«Придумай рифмованное слово».

Составление сказок с помощью метода «Каталога». Цель: научить ребёнка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять связный сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя(положительный и отрицательный),имеющие свои цели, их друзья, помогающие эти цели достигнуть, определённое место. Алгоритм составления тренинга: *Группе детей предлагается сочи- нить сказку с помощью картинки или игрушки. *Задаётся вопрос, ответ на который находится в шкатулке (достаётся игрушка). *Ответы детей собираются в единую сюжетную линию. *Дети придумывают название Сказки. *Дети пересказывают сказку.

«Коллаж из сказок » — придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).

«Сказка наизнанку» — игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Бабушка злая, а волк добрый», «Лиса добрая, заяц не пустил её в свой дом ».

Итоги: Активизируется познавательная деятельность детей. Развивается творческое мышление, воображение, связная речь. Дети свободно овладевают умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам. Создаются мотивационные установки на проявление творчества. Развивается способность ребёнка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку, загадку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]