Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс ДО
Содержание второго этапа внедрения технологии ТРИЗ в педагогический процесс дошкольной образовательной
организации.
Содержание первого этапа внедрения технологии ТРИЗ в образовательный процесс детского сада представлено нами в выпуске журнала №3-2018. На втором этапе вводим игру «Помоги заблудившимся гномам», она помогает формировать у дошкольников умение самостоятельно соотносить признаки с анализаторами. Мы предлагаем детям игровые задания «Проложи дорожку», «Угадай анализатор», «Расскажи об объекте» и другие, которые способствуют закреплению представлений об анализаторах и определяемых с их помощью признаках, совершенствованию умения ориентироваться в пространстве, самостоятельно или с помощью взрослого ориентироваться в схеме и плане.
Игра «Помоги заблудившимся гномам»
Возраст детей
: с 3-х лет.
Категория детей
: дошкольники с нарушениями зрения, с задержкой психического развития и нормальным развитием.
Форма работы
: индивидуальная, подгрупповая.
Образовательные области по ФГОС ДО
: социально-коммунникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель
: Формировать умения самостоятельно соотносить признаки с анализаторами.
Образовательные задачи
: закреплять представления детей о признаках и анализаторах-помощниках «Умной головы»; формировать умение составлять описательный рассказ по признакам объекта.
Развивающие задачи
: развивать познавательный интерес к природному и рукотворному миру, внимание, память, мышление, связную речь, воображение, творческие способности.
Воспитательные задачи
: воспитывать желание сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Оборудование
: развивающая среда В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес».
Демонстрационный материал
: радужные гномы, набор изображений признаков и анализаторов (ТРИЗ).
Ход игры
На коврографе в верхней части размещены домики радужных гномов. Обозначающие органы чувств символы располагаем на домиках так, чтобы их было хорошо видно. На средней части коврографа выкладываем обозначения признаков, которые относятся к помощникам «Умной головы». На нижней части коврографа выставляем радужных гномов.
Задание «Проложи дорожку»
Однажды, гуляя по Фиолетовому лесу, радужные гномы так увлеклись, что не заметили, как зашли далеко в лес и заблудились. Они очень расстроились и задумались, как же им отыскать дорогу домой. Потом гномы вспомнили, что каждый из них может найти свой домик! Для этого нужно пройти по признакам, которые относятся к расположенному на этом домике анализатору. Например, анализатор – рука; тогда признаки – форма, вес, части, рельеф, температура, влажность, количество. Если анализатор — глаз, то признаки — цвет, форма, величина, материал, количество, расстояние.
Каждый гном прокладывает дорогу к дому с помощью соответствующей его цвету верёвочки.
Задание «Угадай анализатор»
Для усложнения поиска решения детям от лица радужных гномов загадывают загадки об анализаторах, которые прячут в домики.
Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (Нос
.)
Нам без них нельзя никак Слышать ход часов: «Тик-так!», Соловья в саду весеннем, На лугу шмеля гуденье, Звонкую в лесу кукушку, Новогоднюю хлопушку, И, помимо звуков прочих, Мамино: «Спокойной ночи!» (Уши
.)
На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза
.)
Четверо братцев, Высоки да тонки, Держатся вместе, А пятый — в сторонке. Но чуть за работу Приходиться браться, Четверо кличут Пятого братца. (Рука
.)
Красные двери В пещере моей. Белые звери Сидят у дверей. И мясо, и хлеб – Всю добычу мою Я с радостью Белым зверям отдаю. (Рот
.)
Добравшись до домика, дети проверяют правильность своей отгадки.
Задание «Сориентируйся по схеме (карте)»
Как-то вечером гномы возвращались из своего увлекательного путешествия. Но пока они гуляли, сильный ураган повалил много деревьев и преградил гномам путь к своим домикам. Радужные гномы очень расстроились и обратились за помощью к Ворону. Мудрый Метр подарил им карты с обозначением прохода домой. Ребята, давайте поможем гномам сориентироваться на карте. Развитию у детей ориентировки в микро пространстве способствуют графические диктанты, здесь использован Мини Ларчик. Для выполнения представленного задания предлагаем детям схемы (карты) дорожек к домикам гномам.
Задание «Расскажи об объекте»
Однажды на день рождения гномам подарили подарки. Они им так понравились, что гномы захотели узнать о подарках побольше. На домик каждого гнома крепим изображение подарка. Дети берут из стопки по 5 признаков и прокладывают по ним дорожки от гнома к домику. Каждый ребёнок описывает подарок только с помощью выбранных признаков. Например, при выборе признаков цвета, части, количества и формы дошкольник рассказывает, что подарок жёлтого цвета, он состоит из одной детали, а деталь — из одной части. Деталь одна и имеет форму многоугольника.
Задание «Расскажи по признакам»
Гномы очень любят играть и предлагают детям поиграть в необычную игру. Каждый гном превратится в анализатор, а дошкольникам нужно выбрать себе любой объект и рассказать о нем по признакам. Дети берут из стопки по объекту и анализатору. Объект они крепят на домике гнома. Дорожку от гнома к домику дошкольники прокладывают только по признакам того анализатора, который выбран.
Задание «Проведи и расскажи»
Однажды поспорили гномы Зеле и Кохле о том, каких объектов на их полянке больше — объектов природного мира или объектов рукотворного мира. Детям предлагают помочь гномам решить возникший спор и протянуть для этого от объектов природного мира дорожку к домику Зеле, а от объектов рукотворного мира — к домику Кохле.
Вверху поля размещены домики двух гномов, а внизу сами гномы и объекты в свободной форме. Дети с помощью зеленой дорожки обходят по пути от гнома Зеле к его домику все объекты природного мира, а затем с помощью красной дорожки также по пути от гнома Кохле к его домику обходят объекты рукотворного мира.
Ольга Косолапова, зам. директора по ВОР
Екатерина Тимонина, воспитательМАДОУ д/с № 3 «Радуга»г. Балаково, Саратовская область