Изобразительные технологии в творческом развитии дошкольников

Когда педагоги начинают использовать в своей работе инновационные технологии, как уже принято называть такие изобразительные техники – это позволяет уравновесить возможности всех детей. В силу своих индивидуальных особенностей дети даже одного возраста развиваются неодинаково, осваивают навыки владения кистью, карандашом, красками по-разному. Иногда ребенок пугается того, что у него не получится нарисовать кистью то, что ему хотелось бы и постепенно может потерять интерес к изобразительному творчеству. Этого не происходит, если наряду с основными изобразительными технологиями присутствуют изобразительные техники несколько иного плана, требующие других умений, а иногда позволяющие и совершенно неподготовленному ребенку сотворить свое маленькое произведение искусства.

Довольно часто случается так, что наиболее интересными с художественной точки зрения получаются работы как раз у тех детей, которым обычные занятия по изодеятельности даются нелегко. Именно возможность экспериментировать, исследовать, пробовать не боясь ошибиться, позволяет таким детям раскрыть художественно-творческий потенциал.

Основные задачи, решаемые при помощи инновационных технологий.

1.Развитие творческих способностей детей, эстетического восприятия окружающей действительности. 2.Развитие интереса к экспериментированию с материалами и средствами изображения. 3.Развитие умения самостоятельно выбирать материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие художественному замыслу.

Использование нетрадиционных технологий не исключает и основных задач, которые педагог ставит перед собой при проведении занятий по изодеятельности.

Индивидуальный подход и коллективная работа с детьми

Каждому ребёнку прививается способность чувствовать баланс между коллективными занятиями с преподавателем и проявлением собственной индивидуальности. Вся группа получает заданную тему, но выполняет это задание каждый по-своему.

Проведение НОД по рисованию на выбранную тему

  1. Подборка демонстрационных материалов для беседы (фотографии и рисунки) составляют основу наглядного пособия для урока. Такие картинки нужно подбирать с учётом возраста детей. Изображение должно быть чётким, объёмные, в меру ярким, понятным для детей, и не сложным для воспроизведения.
  2. Музыка и стихи подходящие к теме урока помогут созданию благоприятного фона и творческой атмосферы. Они также подбираются с учётом возрастных особенностей. Доказано позитивное влияние классической инструментальной музыки, например Баха или Бетховена. Прекрасно подходят и тематические детские песенки об изображаемом объекте для предметного изображения.
  3. Конспект занятия по рисованию в выбранной технике для разных возрастных групп готовится преподавателем заблаговременно.

Перспективный план занятий по ознакомлению с окружающим миром

Возрастная группаТемаМетод и техникаМатериалы
2-3 года, младшая группаЯблокоТочечное рисование ватной палочкой.Акварель или гуашь, ватные палочки, плотная бумага или картон с контуром яблока. Баночка с водой, заполненная на 3/4.
3-4 года, вторая младшая группа.Цветущее весеннее деревоГрафика цветными карандашами.Набор цветных карандашей: розовый, зелёный, коричневый. Бумага или картон.
4-5 лет, средняя группа.Осенний садик.АкварельНабор акварельных красок 10-12 цветов, бумага или картон, 2-3 кисти из белки маленького или среднего размера, баночка с водой.
5-6 лет, подготовительная группаПодводный мирАппликация. С помощью трафаретов простым карандашом наносится рисунки на бумагу, затем они вырезаются и наклеиваются на фоновый лист.Основа — цветной картон бирюзового цвета, клей пва, жёсткая кисть для клея, стакан с водой, набор цветной бумаги или картона разных цветов, ножницы, трафареты (моллюски, раковины, морские звезды, рыбки, осьминоги и т.д.), простой карандаш.

Методика работы с пооперационными (технологическими) картами.

Пооперационные карты позволяют педагогу доступно и наглядно познакомить детей с новым способом рисования; помогают детям проанализировать, какие материалы понадобятся для выполнения работы в той или иной технике; какую последовательность операций нужно выполнить для достижения желаемого результата.

После того, как дети познакомились новой техникой, пооперационная карта помещается в центр ИЗО. Дети в самостоятельной деятельности используют ее для того, чтобы вспомнить, как работать в данной технике. Постепенно в ходе знакомства с другими инновационными технологиями в центре собирается подборка карт, что позволяет ребенку самостоятельно делать выбор техник и материалов в соответствии со своей задумкой.

Описание изобразительных техник.

Набрызгивание

Непростая техника. Ее суть — в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки — быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на нее… Вот и все.

Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем, потому лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке. А теперь за работу. «Салфетка для мамы». Сделаем «набрызг» разными красками и полюбуемся полученным эффектом. «Снегопад». По разному цветному фону белый «набрызг». Кружатся в танце белые снежинки, сплетаются в хоровод. «Закружила осень золотая». Золотой краской набрызгать кружащуюся листву. Кисточкой прорисовать стволы. Материал: расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.

Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра — для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке. Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания. Набрызгиванием занимаются дети 6-7 лет.

Рисование ладошкой, ребром, пальчиками

Технология рисования: посредине листа ребенок рисует ребром ладошки, или ладошкой, пальчиками. Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Потом краска вытирается тряпкой. Материал: лист альбомной бумаги, розетки с гуашевой краской, кисти, мокрая тряпка.

Тематика занятий: «Тюльпаны»,«Дерево летом», «Весеннее дерево», «Дождик», «Мимоза», «Опушка», «Рыбки», «Веточка рябины», «Падает, падает снежок», «Волшебные бабочки», «Праздничный салют», «Веселые ладошки», «Цыпленок», «Лебедь», «Кролик», «Улитка», «Зимнее дерево», «Солнышко»

Рисование свечой

Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.

Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе'(или согласно теме) На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью. Аналогично этому выполняются работы в технике «Акварель и восковой мелок»

Зеркальное отображение

Развивает воображение, творчество.

Материал: гуашь всех цветов, кисточки, бумага.

Сначала сворачивают лист бумаги пополам. Затем разворачивают. Наносят различного размера гуашевые пятна (произвольно). Затем опять сворачивают, проводят рукой, дают краске смешаться — разворачивают и получают все что угодно, от мотыльков до елочек от щенков до разбойников. Этот вид рисования очень нравится детям всех возрастов.

По мятой бумаге

Технология рисования: эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной — это называется эффек-том мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать.

Материал: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки.

Тематика занятий: «Морское царство»

Тампонирование

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберем краски — и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

В младших группах — облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. И не беда, что цветными станут не только ваши герои, но и руки: они легко отмоются!

В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).

А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях (аппликация и рисование) сочетать эту технику с техникой «Трафарет». Сначала вырежем трафарет. Кто, какой хочет! Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведем по контуру легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет… Чудо! Четкий и ясный, он остался на бумаге! Все то же самое можно повторить другим цветом и в другом месте

Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.

Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.

Тематика занятий: «Весенняя листва», «Сады зацвели», «Осенняя листва», «Деревья зимой», «Сова — мудрая голова», «Веселые утята», «Снеговик», «Винни Пух и Пятачок»

Монотипия (получение изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, оттиск изображения)

Одним из наиболее интересных, красочных и изобретательных способов является монотипия. Для ее решения надо иметь фотобумагу или любую другую (чем качественнее бумага, тем качественнее изображение), акварельные краски, мыло, кисти или зубные щетки, воду, стеклянные или пластиковые пластины. Они могут быть любой формы и размера.

Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности, необходимости последовательных действий. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Поэтому рекомендуется: — на начальном этапе обучения использовать прием сотворчества со взрослым; — ребенок должен получить лист бумаги с готовой линией сгиба; — обучение техники монотипии лучше организовать с подгруппой детей.

Методика работы: На стеклянную (пластиковую) основу при помощи краски, воды, мыла кистью или зубной щеткой наносится акварель. Лист бумаги накладывается сверху и делается оттиск пальцами, ладошкой или тампоном. На полученном изображении можно дорисовать нужные детали или оставить рисунок как есть. Высушенную работу оформить в рамочку.

Рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком

Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.

Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

На занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствуют решению задач речевого развития детей: накопления и обогащения словарного запаса, развитие связной речи, правильного произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении. Процесс создания изображения у ребенка тесно связан с речью.

Дети называют предметы, которые изображают; описывают их, выделяя и отмечая характерные признаки. Объясняют действия и поступки своих героев, иногда детально описывают весь процесс изображения, вступают в диалоги с партнерами по игре, рассказывают, что, как и почему происходит в рисунке. Речевое сопровождение процесса рисования, изображения предметов позволяет ребенку осознать то, что он рисует, лепит, вырезает и наклеивает; понять и выделить качества изображаемого, последовательно строить этот процесс. Называя, что он рисует и что будет изображать после, ребенок как бы планирует свою деятельность, устанавливает последовательность действий по созданию образов. Педагог не только не должен пресекать разговоры детей, их высказывания в процессе изобразительной деятельности, но, наоборот, поощрять их общение, стимулировать его, спрашивая о том, как они будут создавать изображение, в какой последовательности, какие материалы могут им понадобиться дополнительно и т.п.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается воображение, восприятие, память, мышление. Дошкольный возраст сенситивен для развития памяти и воображения, самоконтроля ребенка и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного твор​чества. Специальная работа на занятиях, в играх и т. п., нацеленная на развитие этих познавательных процессов старших дошкольников, должна органично войти в жизнь ребенка.

Организация интерес​ной содержательной жизни ребенка в дошкольном учрежде​нии и семье, обогащение этого содержания яркими впечатлениями, обеспе​чение эмоционально–интеллектуального опыта, который по​служит основой для возникновения замыслов и будет мате​риалом, необходимым для работы воображения, памяти, мышления и будет способствовать активизации речи.

Общественная направленность изобразительной деятельности состоит в том, что ребенок создает узнаваемые изображения. Он рисует не только для себя, но и для того, чтобы его рисунок о чем то рассказывал, кого-то о чем-то порадовал, чтобы изображенный им предмет или явление узнали.

Иногда приходится слышать, что детей радуют любые их рисунки. Потому что творят они для себя и мнение окружающих их не волнует. Это не так. Ребенок дошкольного возраста чутко реагирует на замечания товарищей, оценку педагога, семьи. Похвала радует детей, вызывает у них хорошее настроение, положительное отношение к деятельности.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду во всех возрастных группах от 2-х до 4-х раз в неделю. Содержание занятий планируется воспитателем в соответствии с требованиями программы и с учетом знаний и изобразительных умений, которые имеются у детей.

Дошкольники могут заниматься изобразительной деятельностью и вне общегрупповых занятий, во время, отведенное для самостоятельной деятельности. Педагог должен поддерживать это желание, поощрять проявление инициативы и самостоятельности ребенком, применять полученные изобразительные навыки. У малышей желание рисовать, лепить, конструировать кратковременно и не устойчиво. Старшие дошкольники испытывают определенную потребность в творческой деятельности, что говорит о наличии у них способностей, которые требуют внимания и правильного руководства со стороны педагога. Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому задачи, которые стоят перед изобразительной деятельностью изменяются и конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

В процессе подготовки и при проведении занятий в ДОУ создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициативность, умственная активность и самостоятельность, лежащие в основе детского изобразительного, как и любого другого творчества. Важное значение для умственного и эстетического воспитания имеет формирования у детей активного восприятия, умения активизировать жизненный опыт.

Формирование готовности воспитанников ДОУ к школе средствами изобразительной деятельности должно быть направлено на развитие у детей:

​ ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов и материалов, при этом также развиваются такие качества как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

​ пространственной ориентировки, в частности, на листе бумаги;

​ чувства ритма, умения согласовать темп и ритм движений, слово и жест;

​ изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений .

Специальные развивающие задания предлагаются ребенку на занятиях изобразительной деятельности в основном в игровой форме. По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у воспитанников положительного эмоционального фона, введение их в ситуацию игры. На этом этапе, как правило, используются различные пальчиковые разминки. Они создают позитивную атмосферу занятия, способствуют развитию мелкой моторики.

Задания основной части подбираются с учётом задач данного изозанятия и с точки зрения удобства для коллективной работы в группе.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов. Существенным моментом здесь являются ответы дошкольников на вопросы, чем занимались на занятии и чему научились.

Общая установка при проведении занятий – не спешить переходить к следующему заданию, если предыдущее хорошо не отработано всеми воспитанниками.

При проведении занятий очень важно, чтобы все дети правильно поняли инструкцию. Следует предоставлять дошкольникам больше самостоятельности при выполнении заданий. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех детей, но и проводить подвижные игры.

Каждое занятие изобразительной деятельностью в ДОУ начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Важным условием развития специальных умений, повышения уровня знаний ребенка является подбор определенного материала, сюжетов для изобразительной деятельности детей Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала. Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия.

Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт – рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание. Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования. У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям–осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть, возможно, более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.

Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие – медлительны, вялы. В средней группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе. Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной. Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка – координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.

Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе. У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы – компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое, что способствует эффективной подготовки к школе.

На занятиях изобразительной деятельностью возможно совершенствовать умения дошкольника принимать учебную задачу и следовать правилам, осуществлять кон​троль за собственными действиями и формировать «ручную умелость», обеспечивающую подготовку руки к пись​му. В процессе рисования координируется и конкретно-образ​ное мышление и абстрактно-логичес​кое, оно связывает зрительное восприятие, моторную координацию, речь и мышление, помогая ребенку упорядо​чить усвоенные знания.

В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кис​точкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зритель​ный контроль. На занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения по поводу деятельности и ее результата. Дети называют предметы, которые изображают; описывают их, выделяя и отмечая характерные признаки. Организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать, если надо – помогать, таким образом изодеятельность позволяет развивать нравственно-волевые качества детей, повышается мотивация к совместной деятельности, к обучению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]