Помощники из Интернета
Перед тем, как начинать лепить птичку, нужно рассказать о ней и обязательно показать иллюстрации, чтобы перед глазами у ребят был образец. Вот как раз для этой цели можно использовать набор обучающих карточек «Птицы», который можно купить в Интернет-магазине «OZON.RU». 20 больших красочных картинок помогут детям расширить словарный запас, выучить названия птиц, развить фотографическую память.
Что еще понадобится для лепки пернатых? Понятно, что материал. В детском саду обычно мы лепим из пластилина, но бывает, что используем другие материалы. Отличный выбор на том же «Озоне»: пластилин разных цветов и разных производителей, масса для лепки, тесто, кинетический песок и необходимые аксессуары вы сможете выбрать, не вставая с кресла, как говорится. Все материалы сертифицированы, проверены, рекомендованы к использованию в условиях ДОУ, школы и дома.
Перейдем к книгам. «УчМаг» предлагает методичку «Лепка в детском саду с детьми 5-7 лет», которая поможет воспитателям составить конспект урока по лепке, а активным родителям – в решении проблемы, чем занять ребенка в выходной или на каникулах. В принципе, дополнительные карточки с иллюстрациями не нужны, в методичке есть красивые картинки.
Магазин в Интернете «Книга.ру» презентует два пособия по нашей теме: и . Мне обе книги нравятся, думаю, их стоит приобрести в библиотечку воспитателя, чтобы внести что-то новое в свою методику планирования развивающих занятий с дошкольниками. Первая методичка интересна тем, что там показано, как можно синтезировать несколько видов искусств (народная игрушка, скульптура малой формы, рисование, музыка, художественное слово) в занятиях лепкой.
Хорошие конспекты, рекомендую.
А второе пособие более универсально и посвящено не только лепке, но и аппликации, рисованию. Все занятия содержательны и взаимосвязаны, это целая система по эстетическому развитию дошкольников.
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы» (лепка)
КОНСПЕКТ
НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ЛЕПКА)
НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание:
1. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: кукушке, соловье, ласточке, граче, скворце; о частях тела птиц. 2. Учить лепить птицу из пластилина пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. 3. Продолжать учить пользоваться стекой. 4. Развивать способность работать руками, мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, память, творческое мышление. 5. Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе.
Демонстрационный материал:
иллюстрации перелетных птиц, изготовленная из пластилина ласточка.
Раздаточный материал:
пластилин, стеки, доски для лепки, тряпочки, веточки.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами во время прогулки; беседа о перелетных птицах, чтение рассказов о птицах.
Ход занятия.
1. Воспитатель
предлагает детям отгадать загадки: (5 мин) 1. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей)
2. В лесу на ветке она сидит, Одно «ку-ку» она твердит, Года она нам всем считает, Птенцов своих она теряет. «Ку-ку» то там то тут, Как птицу эту зовут? (кукушка)
3. Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (грач)
4. На шесте — веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поет отец — Он и летчик, и певец. (скворец)
5. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка)
Дети
отгадывают загадки.
Воспитатель
выставляет иллюстрации с изображением отгаданных птиц.
Воспитатель
задает детям вопросы:
— А как называются птицы, которых вы отгадали в загадке? — Почему этих птиц называют перелетными? — Назовите еще раз всех перелетных птиц?
Дети
отвечают на вопросы. 2.
Воспитатель
делает обобщение и сообщает, что ласточка прислала письмо. (2 мин)
(воспитатель показывает конверт) .
Воспитатель
предлагает открыть конверт, прочитать и узнать, что пишет ласточка.
(воспитатель зачитывает письмо) .
Здравствуйте ребята! Спешу написать вам письмо! Я со своими подружками-ласточками летела из теплого края. Отвлеклась я от полета, хотела посмотреть, как выглядит природа с высоты птичьего полета, как отстала от своих подруг. И теперь я одна и что мне делать не знаю. Пожалуйста, помогите мне найти моих подруг! |
Воспитатель
говорит, что вот и сама ласточка прилетела! Она не простая, а волшебная. Воспитатель предлагает слепить ей подружек-ласточек из пластилина и ей не будет скучно и одиноко, но для начала предлагает сделать пальчиковую гимнастику.
3. Пальчиковая гимнастика (загибаются пальцы обеих рук) (2мин) Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель, Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка Эта птичка – воробей, Серенькое перышко. Эта птичка – совушка, Эта – зяблик, Сонная головушка. Эта – стриж, Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам (руки за спину) .
4. Воспитатель
предлагает детям сначала рассмотреть ласточку. (10 мин) — Из каких частей состоит ласточка? (голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки) . — Какой хвост у ласточки? (раздвоенный) . — Какие крылья у ласточки? (широкие) .
Дети
рассматривают иллюстрацию ласточки и отмечают ее строение, особенности.
Воспитатель
сообщает детям, что теперь они начинают лепить ласточку. От куска пластилина нужно отделить большой (для туловища и хвоста) и 3 небольших кусочка для головы и крыльев. Из маленького кусочка мы скатываем шар (голову, клюв нужно оттянуть двумя пальцами и сделать его остреньким, глаза нарисуем стекой. Из большого куска скатаем овал (туловище, хвост нужно вытянуть двумя пальцами и разделить хвост стекой на две части. Так получим раздвоенный хвост. У ласточки белая грудка, для этого, используя белую лепешку, нужно сделать белую грудочку.
5. Упражнение «Отгадай и присядь». (2мин) Воспитатель
предлагает детям встать на физкультминутку, которое называется «Отгадай и присядь». Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц, если называет название зимующей птицы, то нужно присесть; а если название перелетной, то махать руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Дети
садятся на свои места.
6. Воспитатель
сообщает, что работа продолжается дальше и из оставшихся двух кусочков пластилина делают крылья. У ласточки изящные остроконечные крылышки, по форме напоминающие запятую. Для этого нужно скатать овалы небольшие по размеру, расплющить с одной стороны. Острие стека поможет создать иллюзию перышек, просто нужно сделать продольные борозды. Затем соединить все детали. Сначала голову прикрепить к туловищу, а затем и крылья. Ласточки готовы. (6 мин) 7.
Воспитатель
говорит, что их ласточки готовы и предлагает ответить: — Что сегодня делали? (лепили ласточек) . — Из чего лепили ласточек? (из теста) — Расскажите, пожалуйста, как вы лепили ласточек?
Дети
вспоминают проделанную работу.
Воспитатель
отмечает, что очень хорошие и красивые ласточки у них получились. Ласточке очень понравились ее новые подружки. И теперь они вместе будут жить, играть и радоваться теплому солнышку (3 мин).
Литература.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. – с.181.