Конспект НОД по лепке в старшей группе «Мои любимые игрушки»


Работа над поделками по дымковским мотивам

Лепим олешек

Дымковские игрушки удобно лепить скульптурным способом

Для создания олешка используется комбинированный способ лепки, но, всё же, основу составляет скульптурный, то есть части фигурки малыши лепят из цельного куска.

Инструкция:

  1. «Из куска пластилина (можно в один шар объединить остатки после выполнения других поделок) скатываем 2 колбаски (толстую и чуть тоньше) – это заготовки под туловище и голову с шеей».
  2. «Из той, что потолще формируем туловище и ножки. Для этого делаем надрезы по 1/3 всей длины с обоих концов».
  3. «Сглаживаем получившиеся элементы в цилиндры».
  4. «Слегка выгибаем фигурку посередине, установив её на ножки».
  5. «Небольшой сегмент второй колбаски надрезаем стекой наискосок».
  6. «Место надреза примазываем к туловищу и сглаживаем переходы».
  7. «Берём небольшие кусочки пластилина для ушек. Формируем шарик, а затем скатываем маленькие толстые колбаски, вытягиваем одну часть так, чтобы фигура стала напоминать объёмный треугольник».
  8. «Крепим ушки на голове, хорошо сглаживаем переходы».
  9. «Скатываем колбаску, сгибаем посередине и крепим между ушек — это рога».
  10. «Дополняем олешка маленьким хвостиком. Для этого скатываем тонкую колбаску и крепим на туловище, сгладив место соединения».

Это интересно. Поскольку поделка ещё будет краситься, то рожки, ушки и хвост не должны быть тонкими, иначе они сломаются при нанесении краски.

Приступаем к окрашиванию.

Инструкция:

  1. «Опускаем заготовку в мисочку с белой гуашью».
  2. «Достаём поделку» (лучше, если это сделаем взрослый).
  3. Даём просохнуть и наносим гуашью выбранный рисунок.

Пример конспекта занятия

Ведерникова Наталья Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам дымковских игрушек «Олешек» (фрагменты)

<�…Беседа с детьми Педагог: Ребята, хотите отправиться в мастерскую дымковских игрушек? Дети: Хотим! Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.) Педагог: – Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр). Педагог: – Все готовы? Ковёр взлетает: Раз, два, три, четыре, пять, Начал наш ковёр взлетать Над полями, над горами, Над высокими лесами. Мы быстрее ветра мчимся, Глядь — и мигом приземлимся! (открывает декорацию) .2 часть: Рассказ педагога: Рассказ о дымковской игрушке (стихотворение) «Дымковские игрушки» Приготовьте, детки, ушки, Это интересно знать: Всё о дымковской игрушке Я хочу вам рассказать. В Дымково, вблизи от Вятки, Лет четыреста назад К празднику весны, «Свистунье», Их лепили стар и млад. Эти вятские игрушки, Словно радуга весной: Посмотрите, вот индюшка, Хвост, как веер расписной, Удлинённая бородка, Как султанчик, гребешок, Крылья с яркою подводкой – Вся игрушка, как цветок! Рядом барышня — красотка, Подбоченившись, стоит; Фартук, юбка и кокошник: Всё сверкает и горит. Брови чёрные дугою, Глазки, щёчки, алый рот – Кажется, взмахнёт рукою И немедля в пляс пойдёт. Скоморохи, водоноски, Барыни и петухи – Украшают их полоски, Клетки, точки и круги. Красный, жёлтый и зелёный, Алый, синий, голубой – Все цвета на белом фоне Этой дымки расписной. Знает промысел народный Вся страна и целый мир; Вы увидели сегодня Этот русский сувенир. Педагог: – Вот посмотрите, мы оказались перед мастерской, где изготавливают дымковские игрушки. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую. Педагог: – Но мастерская закрыта. Чтобы войти в неё, надо ответить на вопросы. Педагог: – Из чего делают дымковские игрушки? Дети: -Из глины Педагог: – Какие ещё нужны материалы? Педагог: – Какие нужны инструменты для работы? 3 часть: Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места. Педагог: – Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Педагог: – Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить: Стоит на стройных ножках — Вся краса в рожках. Правильно, это олешек. Педагог: Обратите внимание на схему! (на плакате — образцы и приёмы лепки)…> <�…Педагог: – Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Физкультминутка Педагог: Давайте перед работой разомнём пальчики. Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой) Ну-ка за работу, чудо-мастера! (руки вперёд, в стороны) Слепим, высушим — и в печь! (лепят «ладошками») А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии) Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками») Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают) А в печи не калачи, (машут указательным пальцем) А в печи – игрушки! (руки вперёд) Педагог: – Прежде чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Педагог: – Вот теперь можно приступить к работе. Самостоятельная работа. Педагог: – А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые. Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приёмы работы. 4 часть: Итог занятия. Анализ работ. Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят оленей на подставку. Педагог: – Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Педагог: – Все ли игрушки ладные? Педагог: – Чья работа больше всех нравится? Почему? Педагог: – Какая игрушка самая аккуратная? Педагог: – Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута — и он оторвётся от земли. Дети садятся на ковёр — самолёт Педагог: – Раз, два, три! Лети! Педагог: – Повторяйте за мной прощальные слова: Мы о дымковской игрушке Будем вспоминать не раз. А сейчас, друзья — подружки, Мы закончим наш рассказ…>

Фотогалерея: готовые поделки детей


Раскрашивать поделку нужно только после того, как первый слой краски, то есть грунтовка, хорошо высохнет, иначе роспись потечёт


Некоторые варианты изготовления олешка предполагают большие ветвистые рога


Олешек в силу своего возраста может не крепко опираться на ножки

Лепим козлика

Роспись поделки лучше оставить на следующее занятие — так можно больше внимания уделить сглаживанию деталей

Как вариант изготовления дымковской игрушки можно предложить малышам слепить козлика. При знакомстве с домашними животными (или после изучения сказки «Волк и семеро козлят») в младшей и средней группе, дети уже делали козлёнка. Техника выполнения будет такой же, только дымковская игрушка отличается большими рогами. Также лепка туловища, конечностей, головы и хвоста будет аналогична тому, как мы делали олешка. Остановимся на создании этих самых больших рожек и ушек.

Инструкция:

  1. «Скатываем две длинные колбаски».
  2. «Загибаем их кругом, но оставив при этом один конец свободным».
  3. «Примазываем этот край к голове».
  4. Повторяем для второго рога.
  5. «Формируем из 2 маленьких кусочков пластилина 2 шарика, делаем из них блинчики».
  6. «Защипываем заготовку, прихватив по краю круга, так, чтобы получилась лопатка».
  7. «Примазываем узкую часть к голове в том месте, где крепятся рога».
  8. «Мордочку козлика чуть заостряем, слегка вытянув её для этого».

Пример конспекта занятия по лепке дымковского козлика

<�…Организационный момент (1–2 мин.) – Посмотрите ребята, к нам в гости пришёл козлик. Какой он? – Козлик, козлик круторогий, У него характер строгий. На ногах его штанишки, Полюбуйтесь ребятишки! – А вы знаете, что у козлика есть друзья, вы хотите с ними познакомиться? Отвечают на вопросы: – Красивый козлик. – Хотим познакомиться.
  1. Беседа о дымковской игрушке — козлике (3–4 мин.)

– Ребята посмотрите на картинки, на них вы видите игрушки козликов, какие они? – Да, они очень необычные. Посмотрите, козлики — это дымковская народная игрушка. Скажите хором: дымковская игрушка! – Игрушка эта не простая, а волшебная расписная: давайте рассмотрим его. – Что есть у козлика? – А какого цвета у него уши? – Какого цвета хвост и копыта? – Рассмотрите узор на козлике? Из чего он состоит? – Какие цвета в узоре на козлике? – Кому из вас понравилась эта игрушка? Хорошо! Дети говорят хором: – Дымковская игрушка. Дети отвечают: – У козлика есть голова, шея, туловище, ноги хвост, уши, рога. – Узор состоит из кругов.

  1. Пальчиковая гимнастика (1–2 мин)

Пластилин в руки возьмём, И получше разомнём. На кусочки все разделим, Козлика лепить начнём: Мы скатаем голову, Ноги — раскатаем. Штанишки словно колокол, Их соединяем. Выполняют движения за воспитателем: (сжимают и разжимают пальчики) (показывают, как отрывают кусочки) (движение, имитирующее скатывание шарика между ладонями) (движение, имитирующие скатывание колбаски между ладоней) (соединяют пальцы двух рук друг с другом в виде домика)

  1. Объяснение задания: последовательности лепки козлика (5–6 мин.)

– Возьмите в руки один кусок пластилина, разомните его. – После того как размяли пластилин, раскатайте этот комок пластилина на доске для лепки. У вас получится вот такая фигурка — цилиндр (или столбик). – Возьмите цилиндр (столбик) в обе руки и правой рукой вытягивайте один конец цилиндра (столбика). – А теперь сгибайте его дугой. У вас получится шея и голова козлика. – Внизу, где соединяется шея с туловищем, у козлика есть ноги. Чтобы сделать ноги козлику возьмите стеку в руки и сделайте надрез посередине туловища. После этого вытягивайте пластилин влево и вправо — это будут ноги козлика. – На голове сделаем бороду и рога из пластилина другого цвета, например, жёлтого. – Отщипните маленькие кусочки и скатайте круглые шарики, и расплющите их, чтобы получились круги — шайбочки. Украсьте красивыми разноцветными кругами свою игрушку. – Затем возьмите немного чёрного цвета и сделайте глаза, нос и копыта козлику. Дети берут в руки пластилин, разминают, раскатывают его. Сгибают и вытягивают шею и голову козлика. Дети делают стекой надрез и вытягивают ноги козлика. Вытягивают на голове козлика рога и бороду. Лепят разноцветные круги из пластилина для украшения туловища козлика. Делают из чёрного цвета пластилина глаза, нос, копыта козлика.

  1. Пальчиковая гимнастика (1–2 мин.)

Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане, А всех их пригоже – Корова в рогоже. Выполняют движения за воспитателем. На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших пальцев. Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками. 6.. Самостоятельная продуктивная деятельность детей (7–8 мин) Дети лепят игрушку из пластилина.

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия (2–3 мин.)

– С какой игрушкой вы сегодня познакомились, как она называется? – Давайте рассмотрим сказочных козликов, которых вы слепили. – Какие красивые игрушки у вас получились! – Кому понравилось лепить козлика? – Молодцы! Подойдите ко мне, поставьте игрушки на подставку, вот какие замечательные друзья для козлика у вас получились! Дети отвечают: – Дымковская игрушка. Дети рассматривают слепленные игрушки…>

Фотогалерея: готовые поделки


Для усложнения можно добавить к фигурке бородку, а также шерсть на ножках


Чтобы сделать фигурку в сидячем положении, не нужно разрезать заднюю треть основы туловища пополам Черты мордочки можно прорисовывать стекой

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]