С чего начать празднование Дня семьи, любви и верности в детском саду?
Праздник — это не только веселье, но и воспитательный процесс. Именно в детском саду ребята получают начальные знания о семейных ценностях, о любви, добре и справедливости. В играх, конкурсах, песнях детям прививается любовь к своей семье – родителям, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам.
Начать праздник в дошкольном учреждении лучше всего с истории праздника, которая может быть выстроена как рассказ детям о Петре и Февронии Муромских – святых, которые являются покровителями брака и супружеской любви.
Проект « Международный День семьи » в старшей группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 К.В.г. Бокситогорска»
Проект
« Международный День семьи » в старшей группе.
Выполнила:
Воспитатель: Ягишева Е.В.
Бокситогорск 2021 г.
15 мая в России отмечается праздник «Международный День семьи»
Это очень душевный, эмоциональный, яркий, красивый праздник! Каждый ребенок любит свою семью, испытывает особые, трепетные чувства к родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам и родным.
Цели:
- расширить представления о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека;
- представить информацию о семье.
Задачи:
- изучить историю развития семьи;
- узнать значение слова «семья»;
Объект исследования:
- семья
Введение
Семья является важнейшей общечеловеческой ценностью на протяжении веков. В традициях разных культур семья занимает первое место, ею всегда было принято гордиться, на семью надеялись в трудные моменты жизни.
Семья — это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге.
Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми».
В русском языке слово семья произошло от славянского Šeima, имеющего индоевропейское происхождение. В основе слова «семья» лежит тот же корень «зем», что и в слове «Земля», который указывает на территориальную общность проживания членов семьи.
В настоящее время семья является основной ячейкой общества. Именно семья даёт первоначальное представление о мире своему ребёнку, воспитывает его, стремится к тому, чтобы дети в семье выросли достойными гражданами общества. 15 мая Международный день семьи, учрежден генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи. В России и по всей территории страны он празднуется с 1994 года, и стал широко известным. Поэтому выбранная мной тема считается актуальной.
Из истории создания семьи
Учеными было дано объяснение тому, каким образом в далекой древности появилась семья. Они считают, что ее создали добытчики-мужчины со своими верными спутницами. История возникновения семьи началась на определенном этапе развития. Древние женщины поняли, что отношения с тем, кто способен обеспечить пропитанием не только себя, но и свою избранницу, гораздо комфортнее. Так стали создаваться семьи.
Значение слова «семья»
В словаре Ожегова Сергея Ивановича семья — это:
- это группа живущих вместе близких родственников;
- объединение людей, сплочённых общими интересами.
В словаре Ушакова Дмитрия Николаевича семья — это:
- группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Итак, семья — это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Раньше семьи всегда были большими (больше 10 человек). А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
По словарю В. Даля семья – это:
- это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.
- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни
Значение семьи в жизни
Семья — это самое дорогое, что у нас есть. Это наши мама и папа, сестры и братья, бабушки и дедушки — самые близкие нам люди, которые нас любят, заботятся о нас, делают всё, чтобы наша жизнь была счастливой.
Семья — самая необходимая ячейка общества. Чем мы обязаны семье? Ну, конечно, тем, что мы появились на свет. Мама и папа полюбили друг друга и создали семью. Значит, главное предназначение семьи в том, чтобы появлялись новые люди и не исчез человеческий род.
В семье рождается ребёнок — это большая радость, и большая ответственность. Родители учат его ходить, говорить, играют с ним, гуляют, знакомят с окружающим миром. В школьные годы семья помогает ребёнку учиться. Родители и другие взрослые члены семьи знакомят с правилами поведения в обществе и нормами морали. Они учат его быть честным, справедливым, уважать старших, любить Родину и многому другому. Поэтому семья нужна ещё и для того, чтобы помочь ребёнку стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Но семья не сможет дать своему ребёнку полноценного воспитания, если не будет того, что нужно для нормальной жизни. Поэтому взрослые члены семьи работают. Значит, семья ещё и трудовая ячейка общества.
И конечно же, семья всегда считается хранительницей домашнего очага, здорового образа жизни. В кругу родных мы находим тепло, сочувствие, понимание, которые нам нужны. Этим всем мы обязаны своей семье.
Пословицы о семье
- Счастлив тот, кто у себя дома;
- Вся семья вместе, так и душа на месте;
- Не нужен и клад, коли в семье лад;
- Согласную семью и горе не берет
- Семейные традиции
Традиции
— это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей.
Семейные традиции русского народа
– наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков.
Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самым обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства».
Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи.
Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома.
И конечно же, самым любимыми являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья.
I этап. Совместное обсуждение, ознакомление. Взаимодействия с воспитанниками. Беседы о семье: «Что такое семья? «, «Зачем создаются семьи? «, «О какой семьи можно сказать счастливая семья? » Рассказы детей о своих семьях. Взаимодействия с родителями. Рассказ воспитателей о проекте «День семьи «. Предложить родителям обновить и обогатить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья». Консультация для родителей «Как помочь детям узнать о празднике «День семьи » как можно больше. II этап. Разработка совместного плана действий. Взаимодействие с воспитанниками. Беседы: «Зачем нам надо узнать о празднике? «, «Как мы можем поздравить своих родителей? » Взаимодействия с родителями. Предложить родителям совместно с детьми проявить творчество и принять участие в мастер — классе по аппликации ко Дню семьи «Семейное деревце-сердце»
В серединки цветков можно вклеить фотографии членов семьи
III этап. Дети исследуют, творят, беседуют с родными, рассматривают книги, художественные и книжные выставки. Взаимодействия с воспитанниками. Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», индивидуальные беседы с детьми, оформление с детьми книжной выставки, художественной выставки, где на репродукциях картин изображены счастливые семьи. Разучивание стихов и песен о семье
Изготовление Летбука «Моя семья»
Продуктивная деятельность — аппликация «Семейное деревце-сердце»
Взаимодействия с родителями. Предложить родителям принять участие в организации литературной и художественной выставки. Выставка творческих работ
Итог проекта: 1. Дети и родители познакомились с историей государственного праздника России, 2. Сформированы представления о счастливой, благочестивой семье; возникло стремление иметь такую же семью, в будущем быть хорошим мужем или женой, воспитывать много детей. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение, трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Заключение
«Для чего нужна семья?» «Для счастья!» Человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать дружная и счастливая семья. Мы все родом из семьи, и чем надежнее эта колыбель, тем сильнее мы сами. Не секрет, что жизнерадостные, счастливые люди выходят из крепкой, дружной семьи.
Таким образом, были достигнуты все цели моего проекта и выполнены все задачи.
Идеи для празднования Дня семьи, любви и верности в детском саду
Символом праздника является ромашка. Этот образ дает огромный простор для творчества:
- ведущей на празднике может быть методист или девочка в костюме ромашки;
- ромашками нетрудно украсить зал, фойе или даже площадку для проведения праздника на свежем воздухе;
- ребятам можно поручить выполнить поделки в виде ромашек в разных техниках, открытки для всех членов семьи, эмблемы для семейной команды, если планируется игра с участием семейных команд;
- в качестве домашнего задания семьям, участвующим в конкурсе, можно предложить приготовить блюдо и оформить его в виде ромашки;
- на лепестках можно написать задания конкурса для семей или названия подарков.
Награждение победителей конкурсов можно также обыграть с помощью этого символа: сделать большую ромашку из картона, а на лепестках написать название сувенира, который выиграла семейная команда.
Кроме ромашек, птичек (голубей) и шариков, в оформлении зала или площадки можно использовать фотографии, предоставленный семьями детей. Это может быть выставка «Семейный портрет» или стенгазеты, приготовленные каждой семьей. Желательно устроить и выставку детских рисунков, посвященных родственникам или семье.
Мероприятия в День семьи, любви и верности в детском саду
Песни, посвященные семье, маме, папе, бабушке, будут вполне уместны, как и танцы в народном стиле. Необходимо следить за тем, чтобы праздник семьи не превратился в перепев 8 Марта: как ни важна мама в жизни ребенка, всё-таки мама – ещё не семья! Если исполняется песня про маму, то надо что-то (танец, например) посвятить папам и т.д. Но желательно всё же сосредоточиться на семье в целом. В песнях и танцах можно обыграть символ праздника – ромашку.
Уместно будет провести семейные конкурсы и каждую семью наградить в какой-то номинации: «Самая дружная семья», «Самая творческая…», «Самая веселая…», «Самая неунывающая…», «Самая озорная…» и т.д.
В младшей и средней группах дети еще не могут осмыслить суть праздника в полном объеме, поэтому стоит просто предложить им рассказать о своих родных, разучить песенку, сделать из заготовок ромашку и украсить свою квартиру к празднику. А в старшей и подготовительной группах можно уже рассказывать о Петре и Февронии и проводить игры, конкурсы, готовить интересные поделки и инсценировки. Подробнее о сценарии праздника День семьи, любви и верности в детском саду.
В качестве творческого задания можно поручить детсадовцам зачитать отрывки из Повести о Петре и Февронии Муромских или стихотворение «На Руси есть сказ о том…», загадать загадки или рассказать стихи о символе праздника – ромашке, например:
- Ромашковый рай («Распустились ромашки на поле, много – много красивых цветов….»);
- Маленькое солнце («Маленькое солнце на моей ладошке, белая ромашка на зеленой ножке…»).
Полезным мероприятием станет презентация генеалогического древа семьи. В ходе его подготовки дети узнают о том, кем были их прабабушки и прадедушки, наглядно увидят, насколько большая у них семья. Вместо генеалогического древа можно оформить стенгазету или буклет «Наша семья».
В этот день можно рассказать детям о семейных традициях и их роли в жизни каждой семьи. Интересной и увлекательной будет презентация фамилии (что означает, откуда появилась и т.д.), которую каждый ребенок подготовит и покажет на празднике вместе со своей семьей.
Уроки семьи и семейных ценностей прошли в детских библиотеках города
С 1 по 3 сентября в дошкольных и общеобразовательных учреждениях г. Комсомольска-на-Амуре были проведены «Уроки семьи и семейных ценностей». В рамках уроков были проведены самые разные массовые мероприятия. Это, в первую очередь, красочно оформленные книжные выставки: «Семья – творение всему», «Семья – моя надежда и опора», «Мой дом – моя крепость», «Уголок семейного чтения» и другие. Приглашение библиотечных работников на уроки в первый учебный день уже стало традицией. Всего в первые дни сентября в девяти детских библиотеках города было проведено свыше 30 массовых мероприятий, на которых присутствовало более одной тысячи ребят самого разного возраста. Мероприятия отличались разнообразием форм.
Например, праздник «Семейные традиции» прошел в филиале № 8 со вторыми и третьими классами школ № 1, № 5, где малыши не только услышали о семье и семейных традициях. Были зачитаны отрывки из произведений писателей-классиков, в которых говорилось об одной из важнейших нравственных ценностей – уважении к старшим. Говорилось и о связи поколений, о том, что в нашей стране много трудовых династий. Приводя примеры известных династий, рассказывалось о династиях г. Комсомольска-на-Амуре (Каревы, Чернобай, Мироновы).
В заключение праздника дети утвердились в решении, что сохранять память о предыдущих поколениях очень важно. Это стремление всех дружных семей. Филиал № 9 на уроках познакомил юных читателей с литературой, посвященной семье. Это произведения Л.Толстого, В. Осеевой, В. Крапивина, кратким словарем «Семейное воспитание» и др. Проводя информационный час «Семья – моя надежда и опора», библиотекари филиала № 10 рассказали об истории семьи, о взаимоотношениях нескольких поколений. Тесно связан рассказ был с историей имен и отчеств, объяснялся порядок родственных связей, кто кому кем приходится: золовка, сестра, сноха, брат, дочь. Все это проходило в форме игры. Используя мультимедиа, ребятам показали семейные фотографии и истории семей присутствующих ребят. Это было домашнее задание. Интересно было слушать и взрослым, и детям, с какой душевной теплотой и любовью шел рассказ о своих семьях.
В заключение мероприятия сотрудники библиотеки провели обзор книг, используя следующую литературу: «Имя дома твоего», В. Леви «Я и мы», В. Сатир «Как строить себя и свою семью», сборник «Умеете ли вы общаться», В. Макейчик «Родители и дети» и др. Филиал № 11 уроки семейных ценностей провел для дошкольников в детских садах и во вторых классах школы № 37. С дошкольниками разговор о семье шел с использованием русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка». Громкое чтение сказок с обсуждением давало малышам возможность понять значения слов «семья», «уважение к старшим», «любовь к близким». В заключение мероприятия было показано театрализованное представление сказки «Репка», и дети вместе со взрослыми заучивали пословицы о семье, маме.
А для второклассников разговор о семейных ценностях состоялся с использованием электронных презентаций по книгам В. Осеевой «Просто хозяйка», В. Железникова «Про Катю» и др. Филиал № 12 урок семьи «По океану знаний всей семьей» провел для 3-4-х классов школы № 22. Красиво оформленный читальный зал с яркой красочной выставкой и высказываниями о семье, чтении создавали атмосферу семейного уюта. Дети вместе с родителями принимали участие в викторинах, путешествовали по станциям «Почитайка», «Отгадайка», рассказывали о своих семьях и семейных родословных. Главное, что вынесли дети и родители с этого замечательного праздника: Будет мир и лад в семье, будет мир на Земле! Для дошкольников филиал № 13 провел игровую программу «Вместе дружная семья». Были показаны небольшие видеоклипы (песни о семье, фотографии детей-читателей и т.д.). малыши прослушали обзор книг, поучаствовали в громком чтении и обсуждении книг, связанных с семьей, семейными традициями, учились на примерах литературы добру, любви и уважению к старшим. Это рассказ Л. Толстого «Косточка», «Филиппок», сборник «Маме дорогой», Е. Благининой «Посидим в тишине», сборник «Стихи и рассказы о маме». Урок семейных ценностей «Семья – творение всему» филиал № 14 провел для учащихся 4-5-х классов. На уроке шел увлекательный разговор о семье. Использовались легенды, загадки, пословицы о семье, проводились конкурсы «В магазин за покупками», «Ждем гостей», «Мамины помощники», «Большая семья». Мероприятие закончилось обзором книг о семье и семейных ценностях и традициях нашей страны. Филиал № 15 в течение первой недели сентября проводил уроки семьи под названием «Мы как радуги цвета неразлучны никогда» для дошкольников. Малыши с помощью Домовенка знакомились с семьей и ее домочадцами, шел разговор о таких семейных понятиях, как благополучие и спокойствие, и гостем в семье не проживешь. Особенно запомнилась детям игра «Я и моя семья», смысл которой заключался во взаимоотношениях в семье. Листочки в виде солнышка заполнялись словами, характеризующими крепкую семью: гостеприимная, дружная, культурная. А листочки – облачка – ссоры, обиды, непонимание. На семейной полянке все вместе читали стихи о папе, о маме, бабушке и дедушке. Затем библиотекари вместе с юными читателями составили семейную книгу. На одной стороне – лучшие слова для папы, а с обратной – для мамы. Малыши с удовольствием приняли участие в играх «Самовар», «Золушка». А для ребят 4-5-х классов в этом филиале прошли мероприятия «Семейному чтению – наше почтение» и разговор по душам «Нельзя в семье без уважения». Разговор по душам состоялся с громким чтением и обсуждением рассказов «Старый дед» и «Монетка на счастье» из сборника «Заповеди для родителей». В заключение мероприятия ребятам были предложены творческие задания по теме «За что я уважаю своих родителей?», «Что такое семья?». Закончилось мероприятие такими словами ребят: необходимо любить и уважать друг друга, верить, помогать и тогда будет крепкая, дружная семья. В 2012 году ЦГДБ им. М. Горького работает с учащимися 3-6 классов по целевой Программе этического и духовного воспитания детей «Страна семейных сокровищ». С начала текущего года для ребят этого возраста были проведены несколько мероприятий, на которых обсуждались толерантное отношение к окружающим, дружба между сверстниками, гостевой этикет. В начале учебного года, в сентябре библиотекари организовали классный час для ребят третьих классов гимназии № 45 и их родителей. Тема звучала так: «Мой дом – моя крепость». Ребята узнали об истории происхождения семьи, домостроя (для многих родителей история также оказалась интересной и познавательной). Семьи, присутствовавшие на классном часе, поведали присутствующим о своей родословной, поделились опытом провождения семейного досуга, рассказали о роли и круге обязанностей каждого члена семьи.
Библиотекари рассказали о семейных традициях за рубежом и в нашей стране. В заключение вниманию родителей и ребят был предложен ряд книг для домашнего чтения, для организации интересного совместного досуга детей и взрослых.
по материалам сайта www.kidslibrary.ru