Методические приёмы для воспитания КГН в подготовительной группе
В работе с детьми 6–7 лет повышается значимость речевых приёмов, так как в этом возрасте в комбинации наглядного и образного восприятия преимущество оказывается за вторым. А поскольку ребята уже полностью овладели речью, то создание образов опирается именно на этот источник информации. При этом другие способы взаимодействия — наглядность, игры, практика — применяются ничуть не менее активно.
В работе по воспитанию КГН важно рационально использовать весь арсенал методических приёмов
Беседа
Как уже отмечалось, работа по воспитанию КГН с подготовишками неразрывно связана с формированием положительных моральных качеств, что, в свою очередь, определяет важность такого приёма, как этическая беседа, в частности, обсуждение вопросов, связанных с культурой обращения к знакомым и незнакомым людям, воспитанием привычки следить за своими вещами и т. д. Ознакомиться с примером тематики бесед по КГН в подготовительной группе можно в публикации воспитателя Ломовской Л.В.
Объяснение
В контексте воспитания КГН разъяснение используется для определения порядка действий при отработке конкретного навыка. Например, процесс пришивания пуговицы может быть описан так: «Втягиваем нитку в иголку, затягиваем концы в узелок, вставляем в игольницу. Прикладываем пуговицу к вещи в том месте, откуда она оторвалась. Берём иголку с ниткой и протягиваем в дырочку пуговицы с изнанки на лицо. Делаем стежок, проводя иголку в соседнюю дырочку, и возвращаем её наизнанку. Повторяем стежки».
Это интересно. Объяснение практической деятельности, связанной с КГН, часто носит характер мотивационного приёма, настраивающего на освоение того или иного умения: пришить пуговицу, постирать носовой платок и т. д.
Загадки
Многие педагоги дошкольного образования называют этот приём беспроигрышной мотивацией: с одной стороны, рифмовки привлекают внимание малышей — каждый хочет отличиться и отгадать, а с другой — настраивают на дальнейшее освоение темы. Этими приёмами обычно начинается рассмотрение темы по КГН.
Прочтите также: Игры для детского сада своими руками
К примеру, в своей практике рассмотрение темы «Вода, мыло, полотенце», посвящённой отработке умения намыливать руки, лицо, тщательно смывать пену водой и вытираться, я начинаю с загадок:
- Бывает семейным, хозяйственным, банным, Бывает душистым иль не пахнет совсем, Разного цвета, размера и формы любой, Но скользким бывает только с водой! (Мыло),
- Без неё мы никуда: «ни туда и не сюда», Всем для жизни нам нужна Очень чистая… (вода),
- Длинная дорожка, Два вышитых конца, Мягкое и чистое После умывания осушит меня. (Полотенце).
Ответами на загадки могут быть конкретные практические действия детей
Чтение, стихотворения
Эти два приёма могут успешно использоваться и по отдельности, и в сочетании. Причём в обоих случаях в основном для мотивации. В первом случае взрослый или подготовленные дети декламируют стихотворения перед практическим освоением навыка. В своей работе я использую этот вариант в виде отрывков из «Мойдодыра» К. Чуковского, которые рассказывают дети перед повторением порядка складывания вещей в шкафчике и важности чистоты постельного белья.
Чтение практикуется в двух формах: или сами ребята зачитывают подходящие по теме тексты, или это делает взрослый. Безусловно, более эффективным является первый вариант, так как он даёт возможность детям лучше понять суть произведения и к тому же развивает важный навык, определяющий уровень подготовленности малышей к школе. Но поскольку зачитывать целые стихотворения или прозаические произведения детям 6–7 лет ещё сложно, тексты стоит делить на смысловые отрывки. Например, стихотворение О. Григорьева «Варенье» можно зачитывать по две строки:
- У Сергея нет терпенья, Он руками ест варенье. Слиплись пальцы у Серёжи, Приросла рубаха к коже. Ног от пола не отнять, Рук от ног не оторвать. Слиплись локти и колени, Уши склеило варенье. Раздаётся жалкий всхлип – Сам к себе Сергей прилип.
После чего в беседе малыши обсуждают основную мысль рифмовки: чтобы не оказаться в ситуации Сергея, нужно не забывать о культуре приёма пищи.
Чтение также помогает привлечь внимание малышей к рассматриваемой теме
Наглядность
Для воспитания КГН из этой группы приёмов педагог использует:
- картинки (причём не только для сопровождения объяснения, иллюстрации каждого этапа отработки навыка, но и в качестве демонстрации этапов «до» и «после», например, героя «Незнайки в Солнечном городе» Н.Носова Пачкули Пёстренького до умывания и после как способа пробудить любопытство малышей относительно того, что же помогло ему так преобразоваться),
- атрибуты (малышей нужно знакомить с разными формами средств личной гигиены — твёрдым и жидким мылом, обычной и электрической зубной щёткой, мочалками разных форм и пр., чтобы в дальнейшем у них не возникало недоразумений относительно использования мыла в форме конфеты или зубной щётки с колпачком в виде игрушки),
- демонстрация (любой навык — пользование вилкой, салфеткой, наведение порядка в шкафчике, смена постельного белья и пр. – требует презентации педагогом),
- показ (если в младших группах этот приём в виде мультфильмов прямо разъяснял суть того или иного навыка, то в старшем дошкольном возрасте видеоматериалы могут использоваться в качестве мотивации для последующей беседы по теме).
Игры
Игровая форма работы не теряет своей актуальности и в подготовительной группе. В аспекте воспитания КГН используются:
- подвижные игры (обычно в виде соревнований «Кто лучше застелит постель», «Кто быстрее выполнит гигиенические процедуры после возвращения с прогулки» и пр.),
- театрализованные игры (этот приём незаменим при отработке культуры поведения за столом, когда дети в сюжетно-ролевых играх предстают посетителями кафе, гостями короля),
Работа по воспитанию КГН объединяет режимные моменты с отработкой навыков
- дидактические игры, позволяющие закрепить порядок выполнения той или иной гигиенической процедуры.
Это интересно. Игры могут использоваться как элемент мотивации перед непосредственной продуктивной деятельностью.
Таблица: примеры дидактических игр на занятиях по КГН в подготовительной группе
Название (оборудование) | Цели | Ход игры |
«Оденем Машу на прогулку» (картонная кукла Маша и набор карточек с изображением предметов одежды для разных сезонов). |
| Дети раскладывают перед Машей предметы одежды, необходимые для прогулки в указный воспитателем сезон или определённую погоду. |
«Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур). |
| Дети по очереди бросают кубик и описывают порядок выполнения процедуры. |
«Правила гигиены» (игровой барабан со стрелкой и картинками, иллюстрирующими средства гигиены). | Обобщить знания о важности соблюдения правил личной гигиены. | Водящий вращает барабан, а ребята по очереди комментируют те, средства гигиены, на которые указала стрелка (для чего нужны, как хранить, как использовать). Ещё один вариант игры: педагог просит назвать все средства для ухода за телом (лицом, волосами). |
Прочтите также: Дыхательная гимнастика в первой и второй младших группах детского сада: картотека и методика проведения
Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН
Игру Оденем куклу Машу на прогулку можно проводить в обратном порядке, то есть раздевать после прогулки
В игре Воспитываем хорошие привычки дети, кроме всего прочего, развивают монологическую речь
За каждый правильный ответ в игре Правила гигиены ребёнок получает балл
Практические приёмы
Это собственно реализация детьми КГН в жизни, а также:
- экспериментальная деятельность (например, чтобы доказать, что есть пятна, которые нельзя оттереть, а только смыть, дети рисуют маленькое пятнышко на руке шариковой ручкой, затем пробуют её стереть, но лишь растягивают кляксу, и идут к умывальникам, где смывают чернила водой с мылом),
- творческие задания (рисунки, поделки, аппликации) по теме.
Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН
Образы рисунков могут придумываться совместно с родителями
В рисунках ребята могут изображать порядок выполнения конкретного КГН
Рисунки по теме ЗОЖ могут носить обобщающий характер