Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группекартотека (средняя группа) на тему
Картотека: Хозяйственно-бытовой труд в средней группе.
Карточка № 1.
«Порядок в шкафу с игрушками и пособиями»
Цель: учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Карточка № 2.
«Чистые подоконники»
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Карточка № 3.
«Помогаем няне»
Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Карточка № 4.
«Дежурство по столовой»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного ; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов и подметать пол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 5.
«Дежурство по занятиям»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 6.
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 7.
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты (вместе с помощником воспитателя)»
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе, дружно.
Карточка № 8.
«Ремонт книг»
Цель: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.
Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам и игрушкам.
Карточка № 9.
«Чистые стульчики»
Цель: учить детей помогать поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Карточка № 10.
«Стирка кукольной одежды»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Карточка № 11.
«Моем расчёски»
Цель: Учить детей помогать воспитателю в мытье расчёсок: полоскать замоченные расчёски, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.
Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатам.
Задачи:
- Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
- Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
- Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
- Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Методы и приемы: беседа, объяснение, вопросы проблемного характера, разъяснение, художественное слово, опора на знания детей, практическая работа, сюрпризный момент.
Место проведения: группа.
Материалы и оборудование: губки, фартуки, чистая вода, подносы, клеенки, тазы, столы; наборы посуды, игрушки, муляжи фруктов; мультимедийное оборудование (телевизор).
Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, чтение стихотворений и сказок, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры.
Прогнозируемый результат: в результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Воспитатель: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам, а вы улыбайтесь своему соседу.
— Ребята, сегодня я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма, о том, как важно поддерживать чистоту и порядок! (просмотр фрагмента мультфильма).
— А вы знаете, как называется этот мультфильм? (ответы детей)
— Правильно! Ребята, а кто написал эту сказку? (ответы детей)
Воспитатель: Это кто у нас тут плачет? Что случилось?
(Входит бабушка Федора)
Воспитатель: Здравствуй, Федора!!!
Федора: Здравствуйте! (обращается к воспитателям) Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему Федора плачет?
Дети: Да, от нее посуда ушла, потому что она посуду не мыла, свои вещи не стирала и не прибирала, ленилась.
Воспитатель: Дети, а разве хорошо быть ленивым?
Дети: нет
Федора: Не любила я трудиться: мыть посуду и полы, прибирать свои все вещи. Вот теперь беда случилась…
Ребята, я не знаю, как мне быть?
Как все вещи воротить?
Помогите, научите
И к порядку приучите.
Воспитатель: Дети, давайте научим Федору, наводить чистоту и порядок в доме, а заодно сами потрудимся и группу приведем в порядок. Но сначала давайте вспомним последовательность действий и сразу же уточним, для чего мы это делаем:
— фартук… Ответы детей (чтобы во время работы не замочить одежду)
(воспитатель предлагает подарить Федоре фартук)
— столы накрываем клеёнками… Ответы детей (чтобы не замочить столы, если вода нечаянно прольётся на стол).
— на одном столе у нас лежит полотенце… Ответы детей (на него будем складывать вымытые игрушки.)
— в одном тазу будем мыть игрушки с мылом, а в другом… Ответы детей (ополаскивать их.)
— мыльница нужна для того… Ответы детей (мыльница нужна, чтобы не запачкать стол мылом.)
— тряпочками… Ответы детей (будем вытирать пыль на полках, мебели, мыть игрушки.)
Воспитатель: Ребята перед работой давайте разомнем и поиграем.
Физкуль.
Маме дружно помогаем: сами в тазике стираем (наклоны вперёд)
И рубашки, и носочки для сыночка и для дочки (движения, имитирующие стирку, полоскание)
Через двор растянем ловко, для одежды три верёвки (потягивание — руки в стороны)
Светит солнышко-ромашка, скоро высохнут рубашки (потягивания — руки вверх)
Воспитатель: Но прежде, чем начать трудиться, давайте вместе вспомним правила безопасного обращения с предметами труда.
Правила:
- хорошо отжимать тряпочку
- не лить воду на пол, потому что можно поскользнуться и упасть
- нельзя толкаться, мешать друг другу в работе
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое
- делай все аккуратно, не торопясь
- не оставляй работу незаконченной
— если окончил дело раньше, помоги другим.
Воспитатель: Теперь я вам предлагаю выбрать по одной фишке (красная, желтая, зеленая). У кого красные фишки, те ребята моют посуду. Ребята, у кого зеленые фишки – моют овощи и фрукты, а у кого желтые фишки, те ребята, протирают пыль.
Дети идут к рабочим местам, помогая друг другу, разбирают оборудование.
В процессе труда воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду, оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Молодцы, какие замечательные и трудолюбивые дети, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем столе.
(Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики)
Воспитатель: «Сделал дело — гуляй смело» Можем мы смело гулять? А почему? (Ответы детей…)
3. Заключительная часть. Анализ трудовой деятельности в подгруппах
— Как вы думаете, теперь бабушка Федора научилась ухаживать за своими вещами, мыть посуду и поддерживать порядок в доме? Ответы детей.
— Всё вы успели сделать?
— Дружно ли вы работали?
— Довели ли начатое дело до конца?
— Изменилось ли ваше настроение?
— Почему?
— Это потому что вы любите трудиться! А труд приносит радость. В совместном труде рождается дружба.
— А сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один фрагмент мультфильма!
Воспитатель: Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в группе, ведь чистота – залог здоровья. А самое главное – мы научили Федору трудиться!
Федора: Спасибо вам за то, что научили меня наводить порядок в группе. Я теперь тоже всегда буду трудиться, это так интересно! Я буду поддерживать чистоту и порядок в своем доме.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я свой дом
В чистоте весь содержать!
Федора: До свидание, ребята!
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, молодцы! Я хочу вас поблагодарить и вручить каждому медаль за добросовестный труд!
Следующая > |
Картотека трудовых поручений в доу.
Картотека трудовых поручений
для детей старшего дошкольного возраста
составитель: воспитатель Десятова Г.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Трудовая деятельность в детском саду
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
Краткая характеристика видов труда:
Самообслуживание
– это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Хозяйственно-бытовой труд
– труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно — бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.
Труд в природе
– уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной и художественный труд
– труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).
Краткая характеристика форм организации труда:
Поручения
– это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,
Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.
Дежурства
– труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд
– предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд
– предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).
Коллективный труд
– форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
• повысится интерес дошкольников к труду;
• сформируются навыки совместной деятельности;
• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
• расширятся представления детей об окружающем;
• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
• Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• Сформируется чувство общественного долга;
• Труд станет для детей потребностью.
Картотека трудовых поручений
для детей старшего дошкольного возраста
Задание №1
«Полив комнатных растений».
Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №2
« Мытьё комнатных растений».
Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
Задание №3
«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора».
Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.
Задание №4
«3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка).
Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Задание №5
«Ухаживаем за растениями».
Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.
Задание №6
«Рыхление почвы у комнатных растений».
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Задание №7
«Подкормка растений».
Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.
Задание №8
«Мытье поддонов».
Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.
Задание №9
«Пересадка комнатных растений».
Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.
Задание №10
«Посадка лука».
Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Задание №11
«Посадка семян гороха».
Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.
Задание№12
«Посев семян цветов и овощей».
Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №13
«Высаживание рассады, уход за ней».
Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №14
«Дежурство по столовой».
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №15
«Дежурство зоне образовательной деятельности» Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.
Задание №16
«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности». Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.
Задание №17
Очистить от пластилина, доски для лепки.
Цель: формировать навыки коллективного труда
Задание №18
«Учимся заправлять свои постели».
Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.
Задание №19
«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».
Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
Задание №20
«Смена грязных полотенец».
Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Воспитывать желание трудиться и помогать взрослым.
Задание №21
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»
(вместе с младшим воспитателем)
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.
Задание №21
«Мытьё стульчиков».
Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание №22
«Мытьё строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание №23 Влажная уборка модулей для конструирования.
Цель: формировать навыки коллективного труда.
Задание №24
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».
Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.
Задание №25
«Наведение порядка в группе после игры».
Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.
Задание №26
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.
Задание №27
«Мытьё кукол».
Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание № 28
Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.
Задание № 29
«Стирка кукольного белья».
Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №30
«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».
Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).
Задание №31
« Поддержание порядка в шкафу с пособиями». Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.
Задание №32 «Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне». Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде. Задание №33
«Уборка строительного материала». Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены. Задание №34
« Уборка в игровом уголке ». Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.
Задание №35 «Расставим стулья в определенном порядке». Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.
Задание №36 «Ремонт коробок для бросового материала». Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.
Задание №37
«Работа в книжном уголке».
(реставрация книг).
Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.
Задание №38
«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы».
Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта книг.
Задание №39 «У нас в шкафу порядок». Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.
Задание №40
«Генеральная уборка в групповой комнате».
Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.
Как организовать график дежурств?
Основой для оформления дежурства в детском саду, создания расписания и графика может послужить ватман. На листе лучше всего разместить фотографии воспитанников либо закрепить за каждым ребенком собственный символ. Подобное обозначение пригодится в дальнейшем. Очередь дежурств можно выстроить в алфавитном порядке фамилий детей, по желанию либо по принципу парт, сначала дежурят дети за первым столом, в конце месяца — дети за последним.
За хорошее поведение, помощь и внимательность по окончании дежурства ребенок будет получать карточку. Если, к примеру, бумага красного цвета, значит, ребенок справился со своими обязанностями на отлично. Если что-то в процессе дежурства не получалось — то карточка может быть другого цвета.
На ватмане с графиком дежурств в детском саду своими руками можно добавить небольшие кармашки под фотографиями воспитанников, в которых будут храниться листочки, указывающие на достижения ребенка. Либо можно обойтись без фотографий детей и складывать изображения специальных символов, которые характеризовали бы воспитанника, сразу в специальную сумочку.
Например, дежурный выбрал себе белочку как собственный символ, и за успешно проделанную работу в кармашке будут появляться красные карточки с изображением белочки. Это будет означать, что именно этот воспитанник прекрасно справляется со всеми задачами.
Таким образом, дежурство развивает еще одну черту в детях — умение фантазировать. Ведь при создании уголка дежурств в детском саду своими руками воспитанники смогут в полной мере проявить свои творческие способности, так же как и при выборе личной картинки, которая станет символом успешной работы.
Конспект занятия «Организация дежурства в подготовительной группе»
Наташа Маралина
Конспект занятия «Организация дежурства в подготовительной группе»
Цель: продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол.
Образовательные области: «Труд»
, в интеграции с
«Познание»
,
«Безопасность»
,
«Коммуникация»
.
Задачи:
Воспитательные:
1) воспитывать положительное отношение к дежурству;
2) формировать у детей ответственность за порученное дело.
Развивающие:
1) развивать логику, память, мыслительные процессы;
2) развивать аккуратность, привычку к трудовому усилию.
Образовательные:
1) совершенствовать навыки выполнения последовательных трудовых действий в соответствии с заданием;
2) развивать умения оценивать результат свой работы.
Оборудование: Салфетницы с салфетками, хлебницы, салатницы, глубокие тарелки, мелкие тарелки, бокалы, вилки, ложки, чайные ложки для ягод из компота,подносы.
Предварительная работа: Беседа о сервировки стола, оформление уголка дежурства, знакомство детей с ним, разработка схемы-алгори. Д/и «Что с начала, что потом»
,
Воспитатель: Кто у нас сегодня дежурные по столовой?
Лера и Данила: Мы дежурные
Воспитатель: Очень хорошо. Ребята, к нам пришли гости посмотреть, как вы трудитесь. Они хотят убедиться, как хорошо у вас это получается и написать о вашем дежурстве заметку в нашу газету «Горошинки»
. Вы хотите, чтобы о вас написали заметку и родители прочитали ее?
Дежурные соглашаются.
Воспитатель: Тогда вам нужно постараться дежурить добросовестно, слаженно и доброжелательно по отношению друг к другу. Договорились?
Дежурные: Да
Воспитатель: Ребята, а как вы распределяете работу?
Данила : Мы договариваемся между собой.
Лера: Мы с Данилой решили, что я буду ставить салфетницы с салфетками и хлебницы. А Данила будет раскладывать ложки и вилки, а вместе мы будем стелить салфеточки, ставить бокалы, тарелки и салатницы.
Воспитатель: Лера, скажи, что такое сервировка стола?
Лера: Сервировка стола – это умение правильно, красиво и со вкусом накрыть стол.
Воспитатель: В какой последовательности накрываем стол?
Дети отвечают
Данила : Сначала нужно поставить салфетницы, хлебницы на каждый стол. Затем постелить салфеточки.
Лера: Потом поставить бокалы, салатницы, глубокие тарелки, ложки и вилки.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, для чего нужно дежурить?
Ответ дежурных: Чтобы помочь Марине Юрьевне. Нам нужно научиться помогать взрослым.
Воспитатель: Марина Юрьевна будет очень рада, если вы ей поможете.
Марина Юрьевна высказывает слова благодарности: «Да, с помощью дежурных работать легче»
.
Воспитатель: Пожалуйста, дежурные, приступайте к своим обязанностям. (Дежурные моют руки, надевают фартуки, головные уборы)
.
Воспитатель наблюдает за трудовыми действиями детей. Дети раскладывают столовые приборы.
Воспитатель проводит беседу с дежурными.
Воспитатель: Кто скажет, для чего предназначена тарелка?
Данила: В тарелки накладывают еду. Из них мы едим.
Лера: Хлебницы предназначены для хлеба. В глубокие тарелки наливают суп, щи, свекольник, рассольник. Мелкие тарелки нужны для вторых блюд.
Воспитатель: А что к ним относится?
Лера: Ко вторым блюдам относятся мясо, рыба, сосиски, котлеты;разные гарниры: рис, овощи, макароны, картофель.
Воспитатель: А для чего нужны бокалы?
Данила: В бокалы наливают чай,молоко, компот, кисель.
Воспитатель: С какой стороны раскладывают ложки,ножи, вилки?
Данила: Ложки, ножи раскладывают с правой стороны, вилки – с левой.
Приходит няня с пищеблока. Дежурные помогают Марине Юрьевне раздать хлеб- положить его в хлебницы.
По окончании подготовки к обеду дежурные садятся за стол обедать.
В это время заходят дети с прогулки: они раздеваются, идут мыть руки и садятся за столы.
Воспитатель: Дети, приятного аппетита. (Во время приёма пищи воспитатель хвалит еду, спрашивает из чего сварили 1-е блюдо,напоминает пословицы, поговорки про пищу «Щи да каша-пища наша и т д.»
, загадки, если дети плохо едят, то можно включить соревновательный момент).
Дежурные пообедав, берут подносы и уносят со своего стола посуду.
Дети едят первое.
Воспитатель: Дети, напоминаю, остатки супа доедаем, наклонив тарелку от себя. Когда дети съедают первое, дежурные уносят тарелки на подносах в моечную, а там помощник воспитателя забрав пустую тарелку, ставит на разнос второе. Пообедав, дети благодарят и уносят салфеточку и личную салфетку, которой вытирали рот. Идут полоскать рот. Остальную посуду убирают дежурные. Тарелки уносят на подносах; бокалы, салфетницы с салфетками в руках.
Воспитатель: А теперь дежурные,что будете делать?
Лера: Сначала сметем все крошки со столов, а потом протрём тряпочкой столы.
Итог:
Воспитатель: Дежурные наши молодцы, очень постарались. Со своими обязанностями справились, умело распределили работу.
Лера и Данила дежурили быстро, аккуратно. Спасибо вам за дежурство. Как приятно было детям сесть за такой красивый, правильно накрытый стол.Недаром говорят: «Дело мастера боится!»
.
Несколько интересных идей по оформлению уголков дежурства
Как правило, стенд, то есть основа уголка выполняется в виде панно, на котором расположены название, карманы для картинок-знаков (или фото) и элементы декора. Разнообразить и сделать уголок необычным помогут несколько идей по оформлению.
С названием уголка дежурных обычно не возникает сложностей, поскольку в большинстве групп его так и именуют: «Уголок дежурства, дежурных». Существуют также варианты: «Мы дежурим, сегодня дежурят». Но насколько интереснее и полезнее в плане развития и воспитания детей назвать уголок «Мы любим дежурить», «Маленькие помощники», «Трудолюбивые Солнышки, Пчёлки, Ромашки» (в зависимости от названия группы).
Ребятишкам непременно захочется узнать, что означает надпись, и куда приятнее будет услышать в ответ не просто фразу, а похвалу. Это вызовет желание участвовать в процессе труда и может даже послужить темой увлекательной воспитательной беседы: «Как вы думаете, почему так назван наш уголок? Кого называют трудолюбивым? Как вы можете помочь воспитателю, няне, своим друзьям по группе?»
Вариантов индивидуальных карточек-символов тоже существует несколько:
- Фигурные: в виде цветов, тучек, грибочков с индивидуальной картинкой и именем ребёнка. Сам стенд в таком случае должен быть соответственно оформлен — как лужайка, солнечное небо, полянка в лесу.
- С креплением на кнопки-гвоздики. В этом случае на стенде размещают картинки, обозначающие виды дежурства, а под ними — кнопки с выступающей пластиковой частью, так называемые гвоздики. Карточки детей в этом случае делают с петельками или прорезями, вешая их на кнопки. Крепить кнопки на стенд нужно надёжно, не просто втыкая, а дополнительно зафиксировав суперклеем, чтобы они не выпали и не стали причиной травмы.
- В виде флажков. Под картинками дежурных по столовой, природе и занятиям располагают полку, а на ней по два держателя для флажков к каждому виду дежурства. На флажки наклеивают индивидуальные картинки или фото детей и вставляют в держатели.
Зачем нужно дежурство?
Первое слово, которое ассоциируется с понятием «дежурство» — это «ответственность», и не только за жизнь и безопасность ребенка со стороны воспитателя, но еще и за развитие личности. Подобный вид трудового воспитания, когда малышу самостоятельно необходимо посильно помочь педагогу в организации занятия или накрыть на стол, формирует у детей изначальное понимание слова «труд».
Подобная методика позволяет осознать ребенку, что все находящееся вокруг нас не само собой появилось, кто-то это создал. Эта мысль формирует желание также попробовать что-то сделать, побуждает к самостоятельному труду.