Современная образовательная система все больше выдвигает на первый план необходимость воспитания нового типа личности. Этому аспекту посвящены многие программы профильных, научных организаций. Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС предполагает педагогическую поддержку становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина, наделенного инициативой, компетентного.
Духовно-нравственные ценности, которые общество старается привить своей смене, условно делятся на три группы:
- семейные, пропагандируют заботливые, бережные связи, любовь и верность по отношению к своим близким, опеку младших, уважение к старшим;
- культурные, основанные на фольклоре, национальных традициях, проповедующие красоту, гармонию;
- патриотические, развивающие у детей любовь к Родине, желание ей служить, уважительное отношение к закону и правопорядку.
Духовно-нравственное воспитание, его современные проблемы
Социально-нравственное воспитание закладывает базовые характеристики личности, которые позже дают о себе знать, проявляясь в поведении и деятельности. Развитые нравственные качества реализуются через уважительное отношение к ценностям общества, стремление быть полезным. Нравственный человек придерживается определенных рамок и целей.
Сегодня молодое поколение окружено множеством как позитивных, так и негативных влияний. Сильное воздействие оказывают средства массовой коммуникации, различные явления среди окружения. На еще неокрепший интеллект, молодые чувства, несформированную сферу нравственности производят впечатление такие базовые «ценности» современности как стремление к наживе, желание бесконечно потреблять и развлекаться. Следование им разрушает страну и неокрепшие души.
Родители слишком заняты, всецело полагаются на школу, школа же устранилась от воспитания, занимается только преподаванием. Учебное заведение должно не только учить, но и воспитывать человека. Основой развития должны стать литература, отечественная история. Бывает, что учителя негуманитарных предметов, химии или физики, становятся для воспитанников нравственными идеалами. Преподаватель, который ведет себя в соответствии с тем кодексом, который декларирует, становится старшим другом и образцом для взрослеющих детей.
Экологический аспект
Независимо от морали и нравственности каждому из нас всю жизнь будут нужны чистая вода и воздух. Ещё сто лет назад бережное отношение к природе было общепринятым. В советское время воплотилась более ранняя идея покорения природы. По факту шла война с природой, что ярче всего проявилось в безумном проекте отведения части рек Сибири в Среднюю Азию. И в настоящее время ситуация в целом очень тревожная.
Экологическое воспитание помогает осознать себя частью природы и ответственность за неё. Человек не царь природы, которому она что-то должна, а, скорее хозяин, от которого всё зависит. Воспитателям по силам найти примеры красивых решений энергосбережения и безотходного производства и антипримеры эксплуататорского, паразитического природопользования.
В эстетических категориях легко объяснить детям безобразие свалок и несовершенство потребительского отношения к природе. Кроме того, дети любят наблюдения — помогать выращивать растения, ухаживать за животными и видеть со временем результат, а также участвовать в уроках экологического просвещения. Главное – обращать на это внимание и не действовать наперекор своим словам: пользоваться возможностью сдавать лампочки и батарейки, отказываться от лишних поездок на машине (особенно коротких) и всегда убирать за собой мусор.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
В России утверждена не так давно Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.
?
Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и воспитания высоконравственной личности. Согласно ей, деятельность ДОУ и школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина.
Концепция подробно детализирует:
- Основные задачи воспитательного процесса.
- Векторы педагогической деятельности.
- Систему построения воспитательной деятельности.
- Формы и методы, применимые в процессе работы над духовно-нравственным развитием.
Документ указывает на необходимость целого комплекса мер, которые нужно осуществлять на уроках и во внеурочное время, вовлекая детей в разнообразную внешкольную деятельность. Эта работа не рассчитана исключительно только на школу, педагогам необходимо быть тесно связанными с родителями, общественными сообществами.
Нравственное воспитание младших школьников
Базовые национальные ценности
Выводы
В русской национальной традиции понятия образование и воспитание имеют духовно-нравственную природу и во многом изначально базируются на христианских ценностях. Русское слово образование означает формирование (созидание) образа Божьего в человеке, то есть задаёт духовное восхождение личности. В 1990-е годы, во многом, образование рассматривалось только как процесс передачи и восприятия знаний, воспитание же игнорировалось, так как имело идеологический «налёт». А, как известно, в 90-е годы боролись со всем идеологическим. Но русское слово воспитание, так же как и образование, имеет духовные корни, так как имеет связь с двумя словами «восприятие» и «питание». Воспитание означает вскармливание духовной пищей, то есть оно является питанием для души.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС
Ранний возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.
?
Одну из важных ролей в становлении детских нравственных ориентиров играет изучение родного языка. ФГОС берет во внимание принцип этнокультурного развития, образовательная программа реализуется на родном языке.
Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчеркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где ярко проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно-нравственному развитию.
Народные праздники, которые проводятся в ДОУ, – это яркая форма отдыха для воспитателей, родителей и детей, объединяющая их совместными действиями, переживаниями.
По мнению многих авторитетных священнослужителей, «ценности», вокруг которых правительство пытается объединить народ, превращаются в абстрактные понятия, если оторваны от христианской этики. Разговоры о добре, совести, нравственном долге – это неплохо. Но говорить о конструкции духовно-нравственных установок как результате культурного развития России, не упоминая христианство, нельзя. Оно стало главным образующим фактором того, что сейчас называют российской культурой.
По ФГОС, основными задачами воспитания у детей дошкольного возраста высокой духовности и нравственности называются:
- формирование доброго отношения к людям и природе;
- пробуждение чувства сопричастности к народному наследию;
- осознание своих национальных особенностей, внушение чувства уважения к своей нации, представителям других народностей;
- формирование доброжелательных коллективных связей, сочувствия, дружелюбия, сопереживания к товарищам;
- внушение уважения к труду;
- создание основ патриотизма, гражданственности.
Тематический семинар:
Патриотизм – это тоже любовь
Патриотическое воспитание больше касается школьного возраста, когда происходит осознание традиций своего народа – культурных, религиозных. Немалую роль в этом играет воспитание воли – в спортивных играх.
Антону Макаренко принадлежат слова: «Для меня не возникало вопроса: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, я ли должен воспитать труса. Здесь я предположил «стандарт», что каждый должен быть смелым, мужественным, трудолюбивым, патриотом». Известна и такая фраза, которую приписывают Салтыкову-Щедрину: «Стали напирать на патриотизм. Видимо, проворовались».
Фраза «Быть патриотом – значит любить Родину» звучит очень шаблонно потому, что слово «любить» часто трактуется слишком широко. Любовь – это именно активное качество, которое не позволяет бездействовать. Она выражается в самопожертвовании, в служении не своим частным интересам, а более высоким – своей семьи и своего народа.
Патриотизм связан с трезвым взглядом на проблемы своей страны, города и дома; и с ответственностью за их решение. В воспитании патриотизма исключительную роль играет личность педагога. Особенно по истории, литературе и искусствам. А главной проблемой снова является лицемерие.
Самую знаменитую речь в пользу бедных произнёс не кто иной, как Иуда Искариот, когда вознегодовал о трате дорогого ароматного масла женщиной на помазание головы Иисуса за два дня до распятия. Тогда он возмутился: «К чему такая трата? Можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим», но, как сказано, «не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор». И предал Иисуса Христа за деньги, взятые священниками-заговорщиками из храмовой казны (как раз деньги на благотворительность).
Объяснять детям, что есть злонамеренные люди, которые играют святыми чувствами ради своей выгоды лучше всего по ходу усвоения школьной программы. Один из лучших примеров для этого – роман «Война и мир». Гениальный Лев Толстой иллюстрирует всевозможные проявления патриотизма на контрасте глупости и трусости карьеристов.
В жертву личным амбициям Наполеон принёс благополучие французской империи и миллионы судеб, также как и Гитлер (и нынешнее время также не является мирным). Детям надо объяснить это до наступления переходного возраста.
Духовно-нравственное воспитание школьников
Как в условиях традиционного подхода, так и в рамках современных ФГОС, перед учителем всегда ставилась задача реализовать не только образовательную, развивающую цели, но и достичь воспитательного эффекта. Концепция выдвигает тот же принцип. Большим потенциалом в деле духовно-нравственного развития обладают уроки гуманитарной и эстетической направленности.
Воспитательные задачи могут быть реализованы в пределах любых учебных дисциплин, когда в ходе занятий применяются такие формы работы:
- за образец принимаются лучшие произведения художественной культуры;
- ребята знакомятся с героическими страницами истории государства;
- просмотр художественных, документальных кинолент обязательно обсуждается;
- проводятся сюжетно-ролевые, деловые игры;
- преподаватель организует общение в дискуссионной форме, привлекает к решению практических задач, создавая проблемные ситуации.
Методы и формы нравственного воспитания
При организации внеурочной деятельности учителям можно планировать такие мероприятия:
- общественные коллективные праздники:
- семейные творческие встречи;
- интерактивные квесты, ток-шоу;
- интеллектуальные викторины, диспуты;
- работу кружков, секций, клубов по интересам.
Преемственные взаимосвязи семьи и школы
Одной из характерных особенностей духовно-нравственного воспитания нужно считать принцип преемственности, сотрудничества между учебным учреждением и семьей. Развитие ребенка берет начало в семье, школа не подменяет собой этот процесс, а усиливает его.
Учителям необходимо изучать семейный воспитательный потенциал, при необходимости, содействовать гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Для этого привлекаются нестандартные формы родительских собраний, используются творческие домашние задания, родителей приобщают к школьным мероприятиям, вовлекают в органы управления.
При условиях, когда воспитательный семейный потенциал ограничен, недостаточная работа школы может привести к тому, что ребенок окажется под влиянием неформальных молодежных групп, на его нравственный облик в большой степени будет давить далекое от совершенства информационное пространство, что грозит потерей идентичности, моральной несостоятельностью личности.
Что происходит в школе?
Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.
Школьное воспитание осуществляется на основе базовой программы
Совет: Старайтесь как можно чаще спрашивать как дела у ребенка в школе. Нравственное воспитание должно основываться на детской реальности.
Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности. Если от него вовремя не избавиться, а в детском возрасте это наименее болезненно, впоследствии человек может стать замкнутым или некоммуникабельным.
Воспитание патриотизма – задача всех уровней воспитателей
Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.