Планирование логопедических занятий в младшей группе


Сентябрь, октябрь, ноябрь (1-й период обучения)

Лексические темы: «Игрушки», «Овощи», «Осень», «Фрукты», «Наше тело», «Лицо».

Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

• развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращен­ную речь логопеда;

• выделять названия предметов, действий, признаков, пони­мать обобщающее значение слов;

• формировать понимание и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных;

• формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного числа в винительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего вре­мени мужского и женского рода.

б) Развитие связной речи:

• учить владеть навыками составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным име­нем существительным в винительном падеже), по вопросам, демонстрации действий, по картинке;

• учить навыкам составления короткого описательного рас­сказа, пересказа, рассказа по картинке с использованием вопросов и предварительно составленного плана;

• формировать навыки диалогической речи.

в) Развитие когнитивных процессов:

• умение различать цвет (красный, желтый, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник);

• количественные представления (один — много, два);

• формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, память, внимание;

• формировать осознание собственного тела;

• формировать временные представления (осень).

г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

• познакомить с артикуляционным аппаратом;

• развивать слуховое внимание;

• познакомить со звуками «А», «У»;

• формировать просодическую сторону речи;

• формировать усвоение ритмической структуры речи (заучива­ние стихов).

Конспект фронтального логопедического занятия в младшей группе ДОУ. Животные

Фронтальное логопедическое занятие с детьми младшего дошкольного возраста. Тема «Животные»
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский Описание: Данное занятие проводилось с плохо говорящими детьми 3-х летнего возраста. При составлении занятия упор делался на лексическую тему «Животные». Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ. Цель: Развитие лексической стороны речи детей (обогащение словарного запаса детей по теме «Животные»). Задачи: • развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; • вызывать у детей звукоподражания; • развивать умение строить простые предложения, отвечать на поставленный вопрос предложением; • развивать речевой слух, умение ориентироваться в пространстве и количественных представлениях; • вызывать правильное произношение звука [а], формировать правильный артикуляционный уклад; • ввести букву «А» как символа звука [а]; • развивать внимание, мышление, память, усидчивость, самостоятельность.
Содержание

1. Приветствие. — Логори. — Пальчиковая игра «Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
2. Основная часть. — Введение детей в игровую ситуацию. Прилетает Совунья (мягкая игрушка), знакомится с детьми, рассказывает «Сказку про язычок». — Артикуляционная гимнастика «Прогулка язычка». Проснулся язычок, улыбнулся.
«Улыбочка»
Открыл окошко.
«Окошко»
Посмотрел вверх, вниз,
«Качели»
В одну сторону, в другую.
«Часики»
Закрыл окошко.
Закрыть рот
Пошел чистить зубки. Почистил зубки вверху, внизу и пошел гулять.
«Чистим зубки»
Сначала он искупался в речке.
«Болтушка»
Потом пошел к комарику играть в мяч.
«З-з-з»
Потом помогал жуку мотать нитки.
«Ж….»
Потом пошел в парк кататься на лошадке.
«Лошадка»
Увидел самолет. Сел в самолет, завел мотор, расправил крылья и полетел.
Руки в стороны, летим по кругу: «Л-л-л»
На посадку.
Присели
А домой захотел поехать на машине. Посмотрел, а шины спущены.
«Ш ….»
Давайте их накачаем.
«С-с-с»
Накачал. Сел в машину и поехал домой. «Нажимаю на педаль И машина мчится вдаль: Др-р-р, др-р-р!»
«Заведи мотор!»
— Игра на звукоподражания «Кто как разговаривает?». 1. Совунья предлагает детям трафареты животных и отдельные картинки к ним. Она загадывает загадку: — Этот зверь кричит: «Му-му!» — Этот зверь кричит: «Ав-ав!» — Этот зверь кричит: «Мяу-мяу!» — Этот зверь кричит: «Бе-бе!» Дети отгадывают (называем отгадку предложением: «Это корова (собака, кот, баран)»), находят подходящую картинку и ищут ей место в трафарете. После этого повторяют звукоподражание. 2. После этого картинки у детей снова собираются. Педагог называет животное, дети должны назвать звукоподражание. Кто первый скажет – тот и выигрывает карточку. 3. После разыгрывания всех картинок дети рассказывают какие у них картинки. — У тебя кто? — У меня корова …… и т. д.


— Игра на развитие речевого слуха, ориентации в пространстве и количественных представлений «Принеси игрушку». Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек (фигурки животных) из разложенных на другом столе: «Маша, принеси кошку». Ребенок идет, выполняет задание и говорит, что он сделал. — Динамическая пауза – Логоритмика. — Артикуляционная «подражалка» на вызывание звуков – Звук «А». — Детям дается карточка, разрезанная на несколько частей. Необходимо сложить картинку. Что получилось? — Педагог показывает целую картинку: «Превращаюсь в бегемота, открываю сильно рот я: «А-а-а».» Дети произносят звук «А».


— Педагог показывает детям картинки с разными ситуациями, а дети их озвучивают (кот и малыш радуются встрече – а-а-а; кот обжег лапу – а-а-а; у кота убежало молоко – а-а-а). — Пальчиковая игра «Пальчики здороваются». Все пальцы правой руки, начиная с указательного, по очереди касаются большого пальца этой же руки с одновременным произнесением звука «А» при каждом соприкосновении. — Введение буквы «А». Звук «А» мы можем обозначать буквой «А». Детям даются карточки с буквой.


Давайте обведем букву «А» пальчиком, а затем фломастером. — Логоритмика – пропевание звука «А». Это буква гласная, она очень легко поется. Давайте её споем. — Игра на распознавание букв «Найди букву». Детям даются разные буквы, им надо найти только букву «А». После этого включается музыка – дети танцуют, по окончании музыки каждый должен взять себе букву «А» и показать её. 3. Заключение. Подводятся итоги, дети прощаются.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического досуга для младшей группы «Домашние животные» Конспект занятия «Домашние птицы» младшая логопедическая группа Конспект совместного занятия детей и родителей 3-4 лет. Профилактика речевых нарушений у детей Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 3-4 лет

Похожие статьи:

Конспекты занятий по развитию речи во второй младшей группе

Декабрь, январь, февраль (2-й период обучения)

Лексические темы: «Одежда», «Обувь», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Дикие животные».

Коррекционные задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грам­матические категории;

• формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном и винительном падежах с предлогами и в предложном падеже;

• формировать понимание и практическое усвоение предлогов У, НА, В, ИЗ.

б) Развитие связной речи:

• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;

• учить навыкам пересказа рассказов и сказок «Три медведя», «Колобок» по вопросам и картинному плану;

• продолжать формировать навыки диалогической речи в процессе развития общения дошкольников.

в) Развитие когнитивных процессов:

• цвет (синий);

• продолжать работу, начатую в первом периоде;

• формировать сериационный ряд «большой, поменьше, маленький», «маленький, побольше, большой»;

• формировать временные представления (зима).

г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

• продолжать работу, начатую в первом периоде;

• познакомить со звуками «И», «О», «Э»;

• учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.

11.Большой или маленький?

Цель: научить детей соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов. Материалы: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки. Ход игры: При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты: «большой» — развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны), «маленький» — приблизить друг к другу ладошки (или приблизить друг к другу указательный и большой пальцы). Для этого логопед постоянно использует эти жесты и побуждает детей использовать их. Названия понятий следует выделять в речи. Покажите детям большой и маленький мячики. Посмотрите, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! (логопед показывает соответствующий жест), а этот мячик маленький (логопед показывает соответствующий жест). Какой этот мячик – покажите. (логопед побуждает детей показать жест) Правильно маленький. А этот мячик какой? Покажите! (логопед побуждает детей показать жест) Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика- это гимнастика для языка и губ. Язык- главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения, которые называют звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.

Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.

Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день. Результат — правильная и четкая речь.

«Шарик»

. Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка»

. Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик»

. Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота»

. Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

«Улыбка»

. Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье»

. Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

  • Кулачок

Этот пальчик- маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик- слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик- длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик- сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик- толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе- кулачок!

  • В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики- друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)

Друг без друга им нельзя.

  • Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки) Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заяньке усатому, Кому в зобок, Кому в платок, Кому в лапочку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]