Статья:
Одно из начальных математических понятий, которое необходимо освоить дошкольнику – деление целого на части. Это умение позволяет правильно воспринимать и устанавливать соотношение между объектом и его частью. Это важный шаг в развитии ребенка, упустив который вся подготовка к школе по разделу математика может сойти на нет.
Для первых подобных занятий ни в коем случае нельзя использовать ножницы. Отрезанные части ребенок будет воспринимать как отдельные целые объекты. Именно поэтому изучение деления целого на части нужно начинать с помощью целого предмета. Например, можно использовать лист бумаги, который делится на части путем сгибания.
Деление целого на части с помощью листа бумаги
Нам понадобится несколько листов бумаги и ножницы.
Сначала нужно показать ребенку лист бумаги и объяснить, что это – целый объект. Затем следует сложить бумагу пополам, получим половину листа.
Развернув лист, нужно пояснить ребенку, что две половины листа составляют один целый лист, так же происходит и с любым другим объектом. Нужно показать, что две половинки – абсолютно одинаковые, равные части.
Теперь сложим лист еще раз пополам, то есть разделим лист на четверти. Так ребенку нужно показать, что четыре равные части тоже составляют один целый лист бумаги. С помощью таких манипуляций ребенка можно научить делить объект на равные части, то есть пополам.
Далее следует объяснить ребенку, что при делении не всегда получаются равные части. Для этого нужно согнуть лист бумаги в произвольном месте. Но и в этом случае две полученные части составляют одно целое.
И только после того, как ребенок усвоит деление по частям с помощью сгибания, можно пустить в ход ножницы. Разрезав лист бумаги пополам, нужно показать ребенку, что полученные две части составляют целый лист. Затем можно разрезать эти половинки еще раз пополам и предложить ребенку самому составить лист бумаги из четырех маленьких частей.
Затем нужно взять другой лист и разрезать его произвольно на несколько частей. Таким образом, ребенок увидит, что делить можно и на неравные части.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ»
Цель: Упражнять детей в умении собирать (составлять рисунок) из нескольких разных частей.
Описание игры:Детям раздаются карточки, на половинках которых изображены насекомые. На столе разложены детали(части) этих насекомых. Дети по сигналу начинают собирать изображение этих насекомых из мелких частей. Кто первый соберет картину, тот получает фишку с изображением силуэта насекомого.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Цель: Учить детей узнавать насекомых по словесному описанию.
Описание игры:Н а столе разложены карточки с изображениями насекомых. Воспитатель называет внешние признаки какого либо насекомого. Дети угадывают название этого насекомого и показывают карточку.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙМИ УЛЕЙ»
Цель: Упражнять детей в умении отличать образ жизни домашних и диких пчёл, учить действовать быстро и ловко.
Описание игры: На полу разложены обручи по количеству на один меньше, чем детей. По сигналу воспитателя дети начинаю «собирать нектар», порхая с цветка на цветок. Когда воспитатель дает сигнал «займи улей», дети бегут занимать себе домик – «улей». Один ребенок остается без домика. Игра продолжается несколько раз.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Цель: Упражнять детей в умении узнавать насекомых по внешнему виду и правильно называть их.
Описание игры: Воспитатель заранее заготавливает карточки с изображением насекомых. Он поочередно вытаскивает карточки из коробки и спрашивает «Кто это?». Для усложнения игры воспитатель может спросить, где живет это насекомое, чем питается, способ передвижения.
УПРАЖНЕНИЕ «БОЖЬЯ КОРОВКА»
Цель: Упражнять в умении действовать в соответствии со словами в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Описание упражнения: Дети находят панно насекомых, называют их. Воспитатель: «А это кто? (Божья коровка.) Какого она цвета, формы, величины? Сколько у нее крапинок на спинке?
(Много.)
А теперь сами станем божьими коровками. Мы вокруг себя покружились
(кружатся)
И в божьих коровок превратились.
Божьи коровки покажите мне
Ваши головки, носики, ротики,
Ручки-крылышки, ножки, животики (показывают названные части тела).
Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. (Дети в стают на четвереньки и ползают по полу.)
Подул злой, холодный ветер, перевернул жучков. (Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.)
Подул добрый, теплый ветерок, помог жучкам перевернуться». Игра повторяется несколько раз.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ НАСЕКОМЫХ»Цель: Закрепить знания о том, что жуки и другие насекомые не могут жить в неволе.
Описание игры: Воспитатель отмечает, что в неволю попали насекомые (было в комнате открыто окно, подул ветерок и захлопнул окна, и насекомые забились в панике), что они здесь погибнут, потому что место насекомых в природе, что они приносят ей каждый по своему пользу. В свою очередь без насекомых природа тоже может пострадать, поэтому насекомым нужно помочь.
Воспитатель вызывает насколько детей и каждому из них дает по пластмассовому ведерку. Под музыку дети собирают в ведерки фигурки насекомых, разбросанные по полу. Когда музыка заканчивается, воспитатель смотрит, сколько ребята собрали насекомых, хвалит их и просит отпустить насекомых на волю. В игре нет победителей! Игра повторяется несколько раз, но уже с другими детьми.
УПРАЖНЕНИЕ «БАБОЧКИ»
Цель: Закрепить знания детей о том, что насекомые имеют защитную окраску, что выбирают растение в соответствии своей окраске. Развивать внимательность.
Описание упражнения: Дети рассматривают панно, определяют время года, находят бабочек. Звучит веселая музыка, и «бабочки» кружатся в веселом хороводе. Когда музыка заканчивается, ищут свой цветочек, изображенный на полу, подбирая его по цвету, форме, величине, эмоции. Уставшие «бабочки» «складывают крылья» (убирают руки за спину),
садятся на цветы и под спокойную музыку замирают на несколько минут. Игра повторяется несколько раз.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Цель: Упражнять детей в умении складывать из счётных палочек силуэт бабочки (по образцу). Развивать внимательность.
Описание игры: На столе лежат карточки с изображениями насекомых (из палочек). Дети складывают насекомых по образцу. Для усложнения они могут складывать насекомых на память.
Деление целого на части с помощью ленточки
На самом деле можно использовать не только ленточку, но и просто бумажную полоску. Кроме этого, понадобятся игрушки. Их должно быть четное число. Это могут быть мягкие игрушки или куклы. Задача игры – разделить ленточку на всех поровну.
Например, если в нашем распоряжении 4 куклы, то ленточку или полоску нужно поделить на 4 части. Для этого нужно разделить куклы сначала на 2 группы, а затем каждую из групп еще раз пополам. Точно так же делится и ленточка. Так, ребенок научится делить несколько предметов на равные части.
Закреплять пройденный материал можно и нужно изо дня в день. К примеру, когда ребенок помогает накрывать на стол и резать пирог к чаю. В играх тоже применимы полученные навыки. Так, играя с конструктором или собирая пазлы, можно напомнить ребенку, что он составляет целый предмет из мелких частей.
Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей). Примерное занятие На стол, перед которым сидят дети, воспитатель постепенно выкладывает детали разборной игрушки; затем собирает из этих деталей какую-то вещь — целое. — Дети, я буду вынимать из коробки вещи, а вы, кого я попрошу, будете их называть. (Достает колесо.) Витя, что это? — Колесо. — А это, Таня? — Тоже колесо. Далее вынимается велосипедная рама, педали, цепь, фары, руль. Дети это называют сами или по подсказке воспитателя. Что можно собрать из этих вещей? — спрашивает воспитатель. — Велосипед. — Правильно, Витя! Велосипед. Целый велосипед! Колесо — это еще не велосипед; рама — не велосипед; руль, педали, фары, цепь — это не велосипед. А вот все вместе — велосипед. Отдельно каждая вещь — это часть, или деталь, велосипеда. Значит, руль — это часть велосипеда. А педаль? Таня, скажи ты. — Педаль — часть велосипеда, деталь. Так же говорится о всех остальных частях велосипеда. — Итак, — подводит итог занятия педагог, — слово велосипед обозначает целую вещь, а слова колесо, педаль, цепь, руль — части этого целого. А теперь посмотрите друг на друга! Я буду называть слова, а тот, кого я попрошу, будет отвечать мне, что обозначает мое слово — целое или часть? Нос. Нина, как ты думаешь? Нина. Нос — это часть лица. Лицо все — целое. Воспитатель. Ты умница, Ниночка. А какие слова еще надо назвать, чтобы перечислить все части лица? Коля, ты скажи. Коля. Рот. Воспитатель. Правильно, Коля, рот — часть лица. Теперь ты, Витя, скажи. Витя. Глаза, лоб, щеки, виски, брови, подбородок. Если ребенок не назвал какую-то часть лица, воспитатель помогает ему и добавляет: глаза, брови, щеки, виски — правый и левый. Варианты дидактического материала: а) ножки, крышка — стол; ножки, сиденье, спинка — стул; б) мотор, кабина, руль, кузов, колеса, фары — автомобиль; циферблат, стрелки, корпус, механизм — часы; в) кисть, локоть, предплечье, плечо — рука; пальцы, ногти, ладонь — кисть руки; лицо, затылок, уши, темя — голова. «Назови сложное действие». Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее действие, состоящее из ряда детализирующих его действий. Примерное занятие Дидактический материал: кукла; кукольный обеденный стол, накрытый для обеда; стул. Воспитатель. Дети, к нам в гости пришла кукла Катя. Посадим ее за стол и будем угощать. Пригласи ее за стол, Валя. Валя. Садись за стол, Катя! Воспитатель (отвечает за куклу). Спасибо, я сяду вот на этот стул. (Обращаясь к детям.) Теперь, Валя, спроси у Кати, что она хочет на первое — суп или щи, а ты, Люба, отвечай за Катю, помоги ей выбрать первое блюдо. Валя. Ты что хочешь на первое, Катя, суп или щи? Люба (входя в роль). Налейте мне щей. Нет, я сама налью себе. (Девочка пододвигает к кукле глубокую тарелку, берет ложку и «кормит» ее, отламывая по кусочку хлеб). Воспитатель напоминает детям о словах благодарности, извинения, называет их и тут же предлагает более вежливые формы сказанных девочкой фраз. Игра-занятие продолжается. Воспитатель. У нас на второе, Катя, сегодня котлеты с картофельным пюре. Люба. Положите мне, пожалуйста, побольше. Воспитатель. Ешь на здоровье, Катя. Отламывай кусочки котлеты, набирай на вилку понемножку пюре и ешь. (Для детей более старшего возраста можно предложить такое блюдо, чтобы нужно было действовать ножом и вилкой. ) Вкусно, Катя? Люба. Ах, как вкусно! Спасибо. Воспитатель. Теперь выпей, Катенька, компоту. Л ю б а. Выпью, спасибо. Воспитатель. В вазе лежат орешки, Катя. Не хочешь ли орешков погрызть? Люба. Погрызу с удовольствием. Спасибо. — Итак, — обобщает воспитатель, — Катя села за стол, налила щей, взяла ложку и стала есть первое с хлебом, потом она стала есть второе — отламывала по кусочку котлету, набирала вилкой пюре, потом пила компот, грызла орешки. При этом она хвалила еду, благодарила гостеприимных хозяев. Вот как много всего делала Катя! А каким одним словом можно сказать, что же делала Катя? Коля, скажи! Коля. Обедала. Катя обедала. Воспитатель. Правильно, Коля. Дети (2-3 человека) по просьбе воспитателя еще раз сами перечисляют частные действия, составляющие целое — обедать. Варианты дидактического материала: а) вымыть руки — засучить рукава, отвернуть кран, подставить руки под струю воды, смочить их, взять мыло, намылить руки, положить мыло на место, потереть хорошенько руки одну о другую, подставить снова руки под струю воды, смыть мыло, стряхнуть воду с рук, вытереть руки досуха полотенцем; б) одеться для прогулки; в) убрать игрушки; г) сшить кукле платье и т. д. Во время беседы могут быть использованы дидактические игрушки (как описано выше, серии сюжетных картинок, диапозитивы, мультфильмы, обычные сюжетные фильмы). «Назови части». Ребенок должен, зная название целого, перечислить его части. Это занятие строится подобно описанному выше — «Назови целое», при выполнении его можно использовать и дидактический материал, рекомендуемый к двум предыдущим упражнениям, но, естественно, работа идет в обратном порядке: сначала называется целое (предмет или действие), а потом его части или составляющие его действия. В беседах воспитатель опирается только на словесные представления детей, без предметной наглядности. Например, воспитатель называет слова, обозначающие целое, а дети называют его части. а) Воспитатель. Голова. Дети. Лицо. Уши. Затылок. Темя. б) Воспитатель. Обедать. Дети. Наливать. Накладывать. Отламывать. Есть. Пить. Грызть. Хвалить. Благодарить.