Программа по познавательному развитию детей дошкольного возраста 5–6 лет


Программа развития познавательных процессов у детей 4-5 лет

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

(Комплекс занятий по развитию познавательных процессов

у детей 4-5 лет.)

Пояснительная записка

Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия в процессе формирования перцептивно-интеллектуальных действий. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении.

Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.

Разработанный комплекс занятий способствует проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

Мышление. Важность развития логического мышления у ребенка ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше он научится видеть закономерности, группировать и обобщать, составлять последовательности, делать выводы, тем успешнее он будет усваивать курс математики и другие дисциплины в школе.

Для детей 4-5 лет уместны простые иrры и занимательные упражнения, цель которых как можно раньше начать формирование классификационных навыков. Выполняя их, ребенок учится выделять общие и отличительные признаки предметов. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Память. Хорошая память — необходимое условие умственной деятельности ребенка. В дошкольном возрасте развитие памяти идет очень быстрыми темпами. У 4-5 летнего ребенка память носит непроизвольный характер. Он лучше запоминает все новое, яркое, интересное. Чем больше органов чувств участвует в процессе запоминания, тем легче ребенок усваивает информацию. Поэтому очень важно активизировать зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и даже вкусовые ощущения.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения в школе. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, т.е. оно носит непроизвольный характер. Используемые в комплексе занятий игровые задания и упражнения направлены на развитие концентрации и устойчивости внимания, на тренировку пространственного поиска.

Восприятие. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте также носит непроизвольный характер. Дошкольник не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах он замечает не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Предлагаемые нами игры и упражнения способствуют развитию восприятия ребенка, помогают сделать его более точным, целостным.

Воображение. Доказано многими исследованиями, что без развитого воображения невозможна творческая и умственная активность ребенка. Очень важно научить ребенка именно в дошкольном возрасте создавать новые образы, находить оригинальные решения, воспитывать способность к проявлению инициативы и экспериментированию. Предлагаемые упражнения направлены на формирование навыков абстрагирования от второстепенных деталей, созданию в воображении образов на основе схематичного рисунка, развитию творческих способностей, навыков нестандартного подхода к решению задач, умению преобразовывать нереальный объект в реальный.

Цель

программы:

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста 4-5 лет

Задачи

программы:

— активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;

— развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.;

— развитие самостоятельности мышления.

Принципы построения программы

:

1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

2. Принцип нормативности развития: последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

3 Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущий деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.

Форма организации занятий

:

— занятия проводятся 1раз в неделю;

— Каждое занятие состоит из четырех частей, продолжительность занятия 20 минут ;

— среднее количество детей в группе 5- 7 человек.

Начинаются занятия с октября месяца, так как в сентябре проводится мониторинг уровня развития познавательных процессов. Мониторинг проводится индивидуально.

Формы и методы контроля

:

— отзывы родителей и педагогов;

— диагностика познавательных процессов .

После проведения развивающей программы дети приобретают следующие навыки:

— способность классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки;

— активность познавательных процессов.

Алгоритм занятия:

1. Приветствие;

2. Развивающая игра или разминка;

3. Задание на развитие определенного познавательного процесса;

4. Комплекс на расслабление;

5. Подведение итогов: обсуждение что получилось, а что нет, мнение о встречи, оценка ребят;

6.Прощание: поощрение активности детей.

Комплекс рассчитан на 32 недели, по 4 занятия в месяц.

ОКТЯБРЬ

Мышление Память Внимание Восприятие
Воображение
I
НЕДЕЛЯ
«Игрушки, посуда и мебель» Цель: развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку. «Запомни домики». Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать. «Кто спрятался». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. «Узнай предмет» Цель: развивать умение определять предметы с помощью тактильных ощущений.
II
НЕДЕЛЯ
«Заштопай коврик». Цель: развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. «Веселый клоун». Цель: развивать восприятие величины, цвета.
III
НЕДЕЛЯ
«Подбери недостающий предмет». Цель: развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать, «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок. «Путаница». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. «Чего не хватает?». Цель: развивать наблюдательность.
IV
НЕДЕЛЯ
«Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение находить отличный от других предмет. «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память. «Найди такую же фигуру». Цель: развивать умение сосредоточивать внимание. «Забавный человечек». Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей.

НОЯБРЬ

Мышление Память Внимание Восприятие
Воображение
I
НЕДЕЛЯ
«Подбери недостающий предмет». Цель: развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать». «Сосчитай и запомни». Цель: развивать умение запоминать и припоминать, закреплять счётные навыки в пределах 5. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. «Сделай так». Цель: развивать восприятие, умение конструировать из кубиков по образцу.
II
НЕДЕЛЯ
«Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники. «Покажи фрагмент». Цель: развивать концентрацию внимания. «Утёнок и цыплёнок». Цель: развивать воображение, умение находить оригинальные решения.
III
НЕДЕЛЯ
«Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение находить отличный от других предмет и умение объяснить свой выбор. «Запомни картинки». Цель: развивать зрительную память. «На кухне». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. «Найди игрушку». Цель: развивать восприятие, внимание.
IV
НЕДЕЛЯ
«Что перепутал художник?». Цель: развивать мышление, умение находить ошибки. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать. «Кто где живёт?». Цель: развивать устойчивость внимания. «Домик и солнышко». Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей.

ДЕКАБРЬ

Мышление Память Внимание Восприятие
Воображение
I
НЕДЕЛЯ
«Сравни предметы». Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные рисунки-помощники. «Кораблики». Цель: развивать концентрацию внимания. «Чего не хватает?». Цель: развивать наблюдательность, умение находить недостающие детали у предметов.
II
НЕДЕЛЯ
«Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. «Парные картинки». Цель: развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет. «Кто спрятался в цветках?». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. «Гусеница». Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальные решения.
III
НЕДЕЛЯ
«Подбери недостающий предмет» (2). Цель: развивать аналитическое мышление, умение рассуждать. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки и находить отличия. «Коврики». Цель: развивать зрительное восприятие, умение подбирать заплатку к коврикам, не нарушая узор.
IV
НЕДЕЛЯ
«Цирк». Цель: развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу. «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память. «Фрагмент». Цель: развивать концентрацию внимания, умение быстро находить нужные фрагменты. «Кляксы». Цель: развивать воображение.

ЯНВАРЬ

Мышление Память Внимание Восприятие
Воображение
I
НЕДЕЛЯ
«Подбери недостающий предмет» (2). Цель: развивать аналитическое мышление, умение рассуждать. «Запомни слова». Цель: развивать слуховую память. «Помоги Коту». Цель: развивать внимание, умение находить заданные предметы на рисунке. «Что перепутал художник?». Цель: развивать зрительное восприятие.
II
НЕДЕЛЯ
«Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение классифицировать. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. «Что стёр ластик?». Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальные решения.
III
НЕДЕЛЯ
«Заштопай коврик». Цель: развивать мышление, умение составлять смысловые пары. «Цвета-помощники». Цель: учить детей запоминать слова, используя вспомогательные цвета-помощники. «Весёлый жонглёр». Цель: развивать концентрацию внимания, умение находить одинаковые предметы. «Пуговицы». Цель: развивать восприятие цвета, величины.
IV
НЕДЕЛЯ
«Бусы рассыпались». Цель: развивать мышление, упражнять в поиске закономерности. «Чего не стало?». Цель: развивать зрительную память. «Помоги щенку». Цель: развивать устойчивость внимания. «На что похожи фигурки?». Цель: развивать воображение.

ФЕВРАЛЬ

Мышление Память Внимание Восприятие
Воображение
I
НЕДЕЛЯ
«Куда едут дети?». Цель: развивать мышление, умение находить закономерность и объяснять свой выбор. «Запомни пары картинок». Цель: развивать зрительную память. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания. «Волшебный квадрат». Цель: упражнять в составлении картинки из геометрических фигур.
II
НЕДЕЛЯ
«Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение объяснять свой выбор. «Машинки». Цель: развивать умение запоминать цвета и фигуры. «Неваляшки». Цель: учить находить одинаковые предметы. «Разноцветные дуги». Цель: развивать воображение.
III
НЕДЕЛЯ
«Подбери недостающий предмет». Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. «Чего не хватает?». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки. «Подбери фигуры». Цель: развивать восприятие цвета и формы».
IV
НЕДЕЛЯ
«Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. «Цвета-помощники». Цель: учить детей запоминать слова, используя вспомогательные цвета-помощники. «Деревенский дворик». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. «На что похожи фигурки?». Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальное решение.

МАРТ

Мышление Память Внимание Восприятие
Воображение
I
НЕДЕЛЯ
«Кому что нужно?». Цель: развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу. «Сосчитай и запомни». Цель: развивать умение запоминать количество предметов в группах. «Найди одинаковые предметы». Цель: развивать концентрацию внимания. «Что перепутал художник?». Цель: развивать зрительное восприятие, умение находить несоответствия.
II
НЕДЕЛЯ
«Подбери недостающий предмет» (2). Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. «Волшебный карандаш», Цель: развивать воображение.
III
НЕДЕЛЯ
«Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. «Фигуры-помощники». Цель: учить запоминать слова, используя вспомогательные геометрические фигуры-помощники. «Что изменилось?». Цель: развивать умение сравнивать рисунки и находить отличия. «Построй по росту». Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте.
IV
НЕДЕЛЯ
«Такие разные карандаши». Цель: развивать мышление, умение обобщать, составлять последовательную цыпочку. «Каскад слов». Цель: развивать слуховую память. «Найди цифры». Цель: упражнять в пространственном поиске. «На что похожи фигурки?». Цель: развивать умение придумывать оригинальное решение.

АПРЕЛЬ

Мышление Память Внимание Восприятие
Воображение
I
НЕДЕЛЯ
«Подбери недостающий предмет». Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. «Кто спрятался?». Цель: развивать зрительную память. «Разноцветные чашечки». Цель: развивать концентрацию внимания, умение соотносить предметы по цвету, форме, размеру. «Найди и закрась». Цель: развивать восприятие формы и цвета.
II
НЕДЕЛЯ
«Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. «Фигуры-помощники». Цель: учить запоминать слова, используя вспомогательные геометрические фигуры-помощники. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. «Что делают мальчик и девочка?». Цель: развивать воображение.
III
НЕДЕЛЯ
«Составь группы». Цель: развивать мышление, умение группировать предметы по определённому признаку. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. «Зайчик и морковка». Цель: развивать устойчивость внимания. «Сравни предметы». Цель: развивать восприятие величины, размера предмета.
IV
НЕДЕЛЯ
«Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. «Запомни слова». Цель: развивать слуховую память. «Найди и вычеркни». Цель: развивать устойчивость внимания. «Котята». Цель: развивать воображение, умение мимикой и движениями изобразить разных котят.

МАЙ

Мышление Память Внимание Восприятие
Воображение
I
НЕДЕЛЯ
«Семья». Цель: развивать мышление, умение классифицировать. «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память. «Найди одинаковые предметы». Цель: развивать внимание, умение сравнивать. «Незаконченные рисунки». Цель: развивать целостность восприятия.
II
НЕДЕЛЯ
«Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать словосочетания с помощью рисунков. «Лабиринт». Цель: развивать устойчивость внимания. «Волшебные очки». Цель: развивать воображение, умение находить необычные решения.
III
НЕДЕЛЯ
«Составь группы». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. «Сосчитай и запомни». Цель: развивать умение запоминать количество предметов. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. «Продолжи ряд». Цель: развивать восприятие формы.
IV
НЕДЕЛЯ
«Волшебный лес». Цель: развивать мышление, умение классифицировать и обобщать. «Ёжики в лесу». Цель: развивать умение запоминать текст с помощью пиктограмм. «Найди и вычеркни». Цель: развивать устойчивость внимания. «На что похожи рисунки?». Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
  2. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
  3. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
  4. Земцова О.Н.Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
  5. Земцова О.Н.Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
  6. Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
  7. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
  8. Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-М.,1999.
  9. Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург, 1996.
  10. Ковалев В.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]