Программа развития познавательных процессов у детей 4-5 лет
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
(Комплекс занятий по развитию познавательных процессов
у детей 4-5 лет.)
Пояснительная записка
Период дошкольного детства благоприятный для развития познавательных процессов. Интенсивно происходит развитие восприятия в процессе формирования перцептивно-интеллектуальных действий. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении.
Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.
Разработанный комплекс занятий способствует проведению коррекции интеллектуального развития и позволяет в ходе выполнения игровых заданий развивать у детей мышление, внимание, память, восприятие, воображение.
Мышление. Важность развития логического мышления у ребенка ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше он научится видеть закономерности, группировать и обобщать, составлять последовательности, делать выводы, тем успешнее он будет усваивать курс математики и другие дисциплины в школе.
Для детей 4-5 лет уместны простые иrры и занимательные упражнения, цель которых как можно раньше начать формирование классификационных навыков. Выполняя их, ребенок учится выделять общие и отличительные признаки предметов. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Память. Хорошая память — необходимое условие умственной деятельности ребенка. В дошкольном возрасте развитие памяти идет очень быстрыми темпами. У 4-5 летнего ребенка память носит непроизвольный характер. Он лучше запоминает все новое, яркое, интересное. Чем больше органов чувств участвует в процессе запоминания, тем легче ребенок усваивает информацию. Поэтому очень важно активизировать зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и даже вкусовые ощущения.
Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения в школе. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, т.е. оно носит непроизвольный характер. Используемые в комплексе занятий игровые задания и упражнения направлены на развитие концентрации и устойчивости внимания, на тренировку пространственного поиска.
Восприятие. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте также носит непроизвольный характер. Дошкольник не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах он замечает не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. Предлагаемые нами игры и упражнения способствуют развитию восприятия ребенка, помогают сделать его более точным, целостным.
Воображение. Доказано многими исследованиями, что без развитого воображения невозможна творческая и умственная активность ребенка. Очень важно научить ребенка именно в дошкольном возрасте создавать новые образы, находить оригинальные решения, воспитывать способность к проявлению инициативы и экспериментированию. Предлагаемые упражнения направлены на формирование навыков абстрагирования от второстепенных деталей, созданию в воображении образов на основе схематичного рисунка, развитию творческих способностей, навыков нестандартного подхода к решению задач, умению преобразовывать нереальный объект в реальный.
Цель
программы:
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста 4-5 лет
Задачи
программы:
— активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
— развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.;
— развитие самостоятельности мышления.
Принципы построения программы
:
1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.
2. Принцип нормативности развития: последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
3 Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущий деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.
Форма организации занятий
:
— занятия проводятся 1раз в неделю;
— Каждое занятие состоит из четырех частей, продолжительность занятия 20 минут ;
— среднее количество детей в группе 5- 7 человек.
Начинаются занятия с октября месяца, так как в сентябре проводится мониторинг уровня развития познавательных процессов. Мониторинг проводится индивидуально.
Формы и методы контроля
:
— отзывы родителей и педагогов;
— диагностика познавательных процессов .
После проведения развивающей программы дети приобретают следующие навыки:
— способность классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки;
— активность познавательных процессов.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие;
2. Развивающая игра или разминка;
3. Задание на развитие определенного познавательного процесса;
4. Комплекс на расслабление;
5. Подведение итогов: обсуждение что получилось, а что нет, мнение о встречи, оценка ребят;
6.Прощание: поощрение активности детей.
Комплекс рассчитан на 32 недели, по 4 занятия в месяц.
ОКТЯБРЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Игрушки, посуда и мебель» Цель: развивать мышление, умение группировать предметы по общему признаку. | «Запомни домики». Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать. | «Кто спрятался». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Узнай предмет» Цель: развивать умение определять предметы с помощью тактильных ощущений. |
II НЕДЕЛЯ | «Заштопай коврик». Цель: развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Веселый клоун». Цель: развивать восприятие величины, цвета. |
III НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет». Цель: развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать, | «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок. | «Путаница». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Чего не хватает?». Цель: развивать наблюдательность. |
IV НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение находить отличный от других предмет. | «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память. | «Найди такую же фигуру». Цель: развивать умение сосредоточивать внимание. | «Забавный человечек». Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей. |
НОЯБРЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет». Цель: развивать аналитическое мышление, умение сравнивать и рассуждать». | «Сосчитай и запомни». Цель: развивать умение запоминать и припоминать, закреплять счётные навыки в пределах 5. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Сделай так». Цель: развивать восприятие, умение конструировать из кубиков по образцу. |
II НЕДЕЛЯ | «Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники. | «Покажи фрагмент». Цель: развивать концентрацию внимания. | «Утёнок и цыплёнок». Цель: развивать воображение, умение находить оригинальные решения. |
III НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение находить отличный от других предмет и умение объяснить свой выбор. | «Запомни картинки». Цель: развивать зрительную память. | «На кухне». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | «Найди игрушку». Цель: развивать восприятие, внимание. |
IV НЕДЕЛЯ | «Что перепутал художник?». Цель: развивать мышление, умение находить ошибки. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать. | «Кто где живёт?». Цель: развивать устойчивость внимания. | «Домик и солнышко». Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей. |
ДЕКАБРЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Сравни предметы». Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные рисунки-помощники. | «Кораблики». Цель: развивать концентрацию внимания. | «Чего не хватает?». Цель: развивать наблюдательность, умение находить недостающие детали у предметов. |
II НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Парные картинки». Цель: развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет. | «Кто спрятался в цветках?». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | «Гусеница». Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальные решения. |
III НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет» (2). Цель: развивать аналитическое мышление, умение рассуждать. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки и находить отличия. | «Коврики». Цель: развивать зрительное восприятие, умение подбирать заплатку к коврикам, не нарушая узор. |
IV НЕДЕЛЯ | «Цирк». Цель: развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу. | «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память. | «Фрагмент». Цель: развивать концентрацию внимания, умение быстро находить нужные фрагменты. | «Кляксы». Цель: развивать воображение. |
ЯНВАРЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет» (2). Цель: развивать аналитическое мышление, умение рассуждать. | «Запомни слова». Цель: развивать слуховую память. | «Помоги Коту». Цель: развивать внимание, умение находить заданные предметы на рисунке. | «Что перепутал художник?». Цель: развивать зрительное восприятие. |
II НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение классифицировать. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Что стёр ластик?». Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальные решения. |
III НЕДЕЛЯ | «Заштопай коврик». Цель: развивать мышление, умение составлять смысловые пары. | «Цвета-помощники». Цель: учить детей запоминать слова, используя вспомогательные цвета-помощники. | «Весёлый жонглёр». Цель: развивать концентрацию внимания, умение находить одинаковые предметы. | «Пуговицы». Цель: развивать восприятие цвета, величины. |
IV НЕДЕЛЯ | «Бусы рассыпались». Цель: развивать мышление, упражнять в поиске закономерности. | «Чего не стало?». Цель: развивать зрительную память. | «Помоги щенку». Цель: развивать устойчивость внимания. | «На что похожи фигурки?». Цель: развивать воображение. |
ФЕВРАЛЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Куда едут дети?». Цель: развивать мышление, умение находить закономерность и объяснять свой выбор. | «Запомни пары картинок». Цель: развивать зрительную память. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания. | «Волшебный квадрат». Цель: упражнять в составлении картинки из геометрических фигур. |
II НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение объяснять свой выбор. | «Машинки». Цель: развивать умение запоминать цвета и фигуры. | «Неваляшки». Цель: учить находить одинаковые предметы. | «Разноцветные дуги». Цель: развивать воображение. |
III НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет». Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Чего не хватает?». Цель: развивать концентрацию внимания, умение сравнивать рисунки. | «Подбери фигуры». Цель: развивать восприятие цвета и формы». |
IV НЕДЕЛЯ | «Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Цвета-помощники». Цель: учить детей запоминать слова, используя вспомогательные цвета-помощники. | «Деревенский дворик». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | «На что похожи фигурки?». Цель: развивать воображение, умение придумывать оригинальное решение. |
МАРТ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Кому что нужно?». Цель: развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу. | «Сосчитай и запомни». Цель: развивать умение запоминать количество предметов в группах. | «Найди одинаковые предметы». Цель: развивать концентрацию внимания. | «Что перепутал художник?». Цель: развивать зрительное восприятие, умение находить несоответствия. |
II НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет» (2). Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Волшебный карандаш», Цель: развивать воображение. |
III НЕДЕЛЯ | «Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Фигуры-помощники». Цель: учить запоминать слова, используя вспомогательные геометрические фигуры-помощники. | «Что изменилось?». Цель: развивать умение сравнивать рисунки и находить отличия. | «Построй по росту». Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте. |
IV НЕДЕЛЯ | «Такие разные карандаши». Цель: развивать мышление, умение обобщать, составлять последовательную цыпочку. | «Каскад слов». Цель: развивать слуховую память. | «Найди цифры». Цель: упражнять в пространственном поиске. | «На что похожи фигурки?». Цель: развивать умение придумывать оригинальное решение. |
АПРЕЛЬ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Подбери недостающий предмет». Цель: развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать. | «Кто спрятался?». Цель: развивать зрительную память. | «Разноцветные чашечки». Цель: развивать концентрацию внимания, умение соотносить предметы по цвету, форме, размеру. | «Найди и закрась». Цель: развивать восприятие формы и цвета. |
II НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Фигуры-помощники». Цель: учить запоминать слова, используя вспомогательные геометрические фигуры-помощники. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Что делают мальчик и девочка?». Цель: развивать воображение. |
III НЕДЕЛЯ | «Составь группы». Цель: развивать мышление, умение группировать предметы по определённому признаку. | «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность, умение припоминать. | «Зайчик и морковка». Цель: развивать устойчивость внимания. | «Сравни предметы». Цель: развивать восприятие величины, размера предмета. |
IV НЕДЕЛЯ | «Что сначала, что потом». Цель: развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий. | «Запомни слова». Цель: развивать слуховую память. | «Найди и вычеркни». Цель: развивать устойчивость внимания. | «Котята». Цель: развивать воображение, умение мимикой и движениями изобразить разных котят. |
МАЙ
Мышление | Память | Внимание | Восприятие Воображение | |
I НЕДЕЛЯ | «Семья». Цель: развивать мышление, умение классифицировать. | «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память. | «Найди одинаковые предметы». Цель: развивать внимание, умение сравнивать. | «Незаконченные рисунки». Цель: развивать целостность восприятия. |
II НЕДЕЛЯ | «Найди лишний предмет». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать словосочетания с помощью рисунков. | «Лабиринт». Цель: развивать устойчивость внимания. | «Волшебные очки». Цель: развивать воображение, умение находить необычные решения. |
III НЕДЕЛЯ | «Составь группы». Цель: развивать мышление, умение выделять общий признак. | «Сосчитай и запомни». Цель: развивать умение запоминать количество предметов. | «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | «Продолжи ряд». Цель: развивать восприятие формы. |
IV НЕДЕЛЯ | «Волшебный лес». Цель: развивать мышление, умение классифицировать и обобщать. | «Ёжики в лесу». Цель: развивать умение запоминать текст с помощью пиктограмм. | «Найди и вычеркни». Цель: развивать устойчивость внимания. | «На что похожи рисунки?». Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться. |
ЛИТЕРАТУРА
- Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
- Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
- Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
- Земцова О.Н.Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
- Земцова О.Н.Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
- Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
- Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-М.,1999.
- Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург, 1996.
- Ковалев В.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004.