Этапы обучения
Даже очень любознательного, одаренного ребенка нельзя научить читать спонтанно, бессистемно. Навык будет формироваться устойчиво, если использовать комплексный подход.
Не торопитесь сразу дать понятие о букве, слове, способах их сложения и прочтения. Воспользуйтесь нашими рекомендациями по составлению плана занятий.
Развитие фонематического слуха, образного мышления в раннем возрасте
Это крайне важно для восприятия звуков, букв, текста. Способность к чтению закладывается в младенческом возрасте, хотя многие родители делают это неосознанно.
Играйте с грудничком в шумные игры, используйте музыкальные инструменты, звукоподражания. Вырабатывайте чувство ритма с помощью мяча, скакалки, пения, стихотворений. Учите различать тихие, громкие звуки, стук, гудение, вариантов развития фонематического слуха много.
Последний этап — дифференциация звуков в начале и конце слова. На такие вопросы кроха должен отвечать к 5 годам. Для этого не нужно знать буквы. Назовите слово, начинающееся на С (сорока, сом), пусть придумает еще несколько похожих. Потом используйте последнюю букву. Вы говорите ДОМ, он называет МАМА, МЫШЬ.
Справиться с последней задачей получится не сразу. Не настаивайте, тренируйтесь по дороге из детского сада, просите повторить правильный ответ за вами, уделяйте больше времени изучению незнакомых звуков на природе, дома.
Знакомство со звуками
Прежде чем познакомиться с внешним видом букв, расскажите ребенку о звуках. Разделите их на несколько групп. Например, гласные — их можно петь, звонкие — покажите на примере звуков природы (гром гремит, тигр рычит), глухие соотнесите с тихими, не мелодичными звуками (тс-с-с, пых).
На этом этапе важно сформировать образ, фонетическую оболочку букв.
Это поможет ребенку производить слоговой и фонематический анализ слов в школе.
На заметку! Для различения звонких и глухих при речи используйте прикладывание пальцев к горлу. При произношении Р, Д, М и других звонких согласных под пальчиками будет вибрация. При произнесении глухих (Ш, П, С и др.) — вибрация отсутствует.
Изучаем и запоминаем буквы
Знакомство с буквами начинайте с постановки целей. Объясните, для чего это нужно знать. Расскажите о возможностях, которые открывает книга, о письменности, культуре разных народов. Основная задача — заинтересовать малыша.
Мотивацию продолжайте на простых примерах букв. Начните с гласных, например А, У. Детсадовец быстро их запомнит, научится писать, сможет прочитать первое слово: АУ!!! Когда поймет, что читать совсем несложно, уроки могут быть занимательными и веселыми, двигайтесь дальше. Сочетайте новые буквы со складыванием слогов, простых слов.
Еще один вариант знакомства с буквами — изучение с привязкой к картинке. Для этого нужны буквари или азбуки. М – машинки, Т – тортик, В – ворона и т. д. Этот метод необходим детям-визуалам. Для быстрого запоминания символов, начертания алфавита используйте лепку, разукрашивание букв, обводите их в прописях.
На заметку! Николай Александрович Зайцев, автор методики обучения чтению по складам с помощью кубиков, считает, что не нужно давать знания о буквах постепенно. Предлагает заучить азбуку целиком, а потом переходить к складам.
С его мнением можно согласиться или нет. Ориентируйтесь на темперамент, способности своего малыша.
Складываем слоги
Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.
Покажите, как пропевать слоги. Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой. После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.
Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.
Составляем слова
Для этого этапа будут полезны разрезанные карточки со слогами. Сначала берите по 3–4 штуки, потом можно больше. Дайте задание составить слова из полученных карточек, лучше, если вариантов будет несколько. Например, на столе лежат слоги МА, РА, ЗИ, ПО. Пусть составит слова: ЗИМА, ПОРА, РАМА.
Карточки со слогами вы можете скачать ниже, нажмите на картинку, скачивайте и распечатывайте.
Следующий этап — составление слов с закрытыми слогами. Понадобятся отдельные буквы и карточки с открытыми слогами. Например, МА, ПА, СО и буквы на карточках К, Ж, М. Получится следующий набор: МАК, СОК, ПАЖ, СОМ.
Через 2–3 урока предложите составить слова из нескольких слогов. Выбирайте простые лексемы: ДОМИК, ТРАВА, ЛОПАТА.
После самостоятельного составления слов можно переходить к занятиям по книгам с небольшими текстами. Сначала малыш читает отдельные слова с одним слогом, потом с двумя–тремя. Торопить, ругать, подсказывать не нужно.
Читаем предложения
Когда дошкольник легко воспроизводит простые слова, переходите к предложениям. На начальном этапе используйте знакомые сочетания: МАМА, ЛЕС, ВОДА, КОТ. Подберите материал с короткими текстами из 2–3 предложений. Чтобы ученик получил удовольствие от чтения, не хотел лениться от скуки, используйте стихотворения, прибаутки со смысловой нагрузкой. Например:
У Вани новые книги!
Сын сам есть суп. Мама рада.
Мишка шишки собирал
И все елки ободрал.
Следующий этап — выразительное чтение текстов из 5–10 простых предложений. Используйте занимательные задания, картинки, загадки, упражнения, чтобы не превратить процесс обучения в нудное занятие. Помните, лучше всего дети учатся в игре.
Как тренировать ребенка
Итак, дошкольник научился читать. Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух.
Чтение слоговых таблиц
Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:
Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.
Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.
Волна
Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.
Чтение отрывками
Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.
Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).
Пересказ прочитанного текста
Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.
Важно! На начальном этапе обучения чтению во главу угла ставьте понимание сути текста, а не количество слов. К повышению скорости переходите после отработки автоматического складывания слогов и слов в предложения.
Кружок по формированию элементарных навыков чтения «Читай-ка»
Людмила Козлова
Кружок по формированию элементарных навыков чтения «Читай-ка»
Пояснительная записка
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально – практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к воспитанию, обучению и развитию, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л. С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность регулировать детское развитие и направлять его по нужному пути. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей 4-5 лет. Этот возраст — время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя учитывать при обучении грамоте.
По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К. Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат.
Работая с детьми, заметила, что именно у детей в возрасте 4-5 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Работая по программе «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой образовательная деятельность по подготовке дошкольников к грамоте проводится 1 раз в неделю, в разделе образовательная область
«Коммуникация»
, поэтому обучение грамоте было решено организовать
кружок «Читай – ка»
. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная
форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
За основу построения программы кружка «Читай — ка»
взят принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б.Эльконина: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой
формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».
При подготовке детей к обучению мы используем программы, которые позволят не только обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием,но и исключают дублирование школьной программы: авторская программа Колесниковой Е. В. «Обучение дошкольников элементам грамоты»
; методика
«Ребус – метод»
Л. Штернберг; программа О. В. Узорова, Нефедова Е. А.
«Быстрое обучение детей чтению»
; программа – конспект Шумаевой Д. Г.
«Как хорошо уметь читать»
.
Цель: легкое, непринужденное обучение детей чтению в игровой форме с учетом индивидуальных интересов ребенка.
В связи с этим основными задачами кружка по обучению чтению являются следующие: развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями; образовательные – обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений; воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
Программа кружка «Читай – ка»
построена на следующих положениях:
1. Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности.
2. Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения.
3. Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий.
Обучение грамоте — это сложный процесс,который включает несколько этапов:
• подготовительный этап — подготовка к звуковому анализу слова;
• основной этап — формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом)
.
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
Задачи этапа:
1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов «звук» и «слово».
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап — формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела.
1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
3. Обучение чтению.
4. Формирование первоначальных навыков письма.
Программа кружка «Читай — ка»
включает в себя: дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала составленного в программах Corel Draw (дизайнерская программа, Power Point. Наряду с основными задачами программа
кружка включает задачи по подготовке руки ребенка к письму, с учетом его возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи;использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, а также использование ИКТ.
Образовательная деятельность проходит в форме игр и игровых упражнений с использованием презентаций по каждой теме, наглядного материала, игрушек, а также в работе используются Метод – ребус Л.Штернберга: тетради, карточки – ребусы, таблица слогов; программа О. В. Узорова, Нефедова Е. А. «Быстрое обучение детей чтению»
.
Во время образовательной деятельности широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.
Большое место в работе с детьми используются стихотворные тексты, которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для формирования и совершенствования их речевого слуха.
В образовательной деятельности по обучению грамоте детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления.
В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму.
Планирование предполагает проведение образовательной деятельности в следующей последовательности:
средняя группа 1 занятие в неделю; продолжительность – 15-20 минут;
старшая группа 1 занятие в неделю; продолжительность – 20-25 минут;
подготовительная группа 1 занятие в неделю; продолжительность — 25-30 минут.
Программа «Читай — ка»
рассчитана на 3 учебных года.
Данное обучение невозможно вести без совместной работы с родителями.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Только при поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном развитии ребенка. Педагог старается удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей. Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагога. Родители должны тоже быть активными участниками процесса. В течение года не раз проводится анкетирование, чтобы вовремя внести корректировку в программу кружка и в индивидуальные занятия. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводим консультации, оформляем рекламный блок, памятки. С большим успехом всегда проходят “Дни открытых дверей”, где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Они с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес малышей и взрослых, способствует возникновению желания мам и пап заниматься со своими детьми. Совместное создание предметно-развивающей среды для детей, участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений, родительские гостиные, тренинги по запросам родителей, мастер-классы, совместное творчество родителей, детей и специалистов и дают положительные результаты. Какой заряд положительных эмоций получают родители, принимая участие в интеллектуальных состязаниях, праздниках и досугах, в работе кружка.
В тесном взаимодействии с родителями педагог проводит диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают развивающую игровую среду.
Руководитель кружка рассказывает о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.
Заключение.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Но существуют определённые правила для успешного обучения чтению:
1. Поддерживать интерес ребенка к образовательной деятельности, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.
2. Важна не столько длительность образовательной деятельности, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.
3. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому должна преобладать игровая деятельность, чередовать с двигательными упражнениями.
4. Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Значит, что сделано не так, и необходимо вернуться на предыдущий этап.
5. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
Перспективный план для детей средней группы
ОКТЯБРЬ
1. Знакомство с многообразием слов, моделированием.
См. Презентация для детей 4 5 лет №1.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 1, задание 2)
Учить понимать и правильно употреблять термин
«слово»
, понимать, что слова бывают разные. Познакомить с многообразием слов. Закреплять
навыки правильного произношения звуков в словах. Познакомить с простейшим моделированием – слово можно нарисовать в виде прямоугольника.
2. Знакомство с многообразием слов, моделированием.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 2)
Учить моделировать слово в виде прямоугольника. Знакомить с разнообразием слов. Учить воспринимать стихотворение, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
3. Многообразие слов. Моделирование.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №2
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 4, задания 2, 3)
Знакомить с протяжностью слов
(длинные и короткие)
. Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием – слово обозначается в виде прямоугольника. Учить делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.
4. Сравнение слов по звучанию. Деление слов на слоги.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 3)
Продолжать знакомить детей с тем, что слова могут звучать похоже и по – разному. Учить отгадывать загадки; делить слова на слоги, используя схемы. Развивать внимание, логическое мышление.
Формировать интерес к речевой деятельности.
НОЯБРЬ
5. 5. Звуки «С»
,
«СЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №3.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 9, задание 3)
Учить различать и произносить изолированно звуки
«С»
,
«СЬ»
, интонационно выделять звуки
«С»
,
«СЬ»
в словах, подбирать слова, подходящие по смыслу.
Формировать интерес к речевой деятельности, умение самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.
6. Звуки «З»
,
«ЗЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №4.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 10, задание 3)
Познакомить с твердыми и мягкими согласными
«З»
,
«ЗЬ»
. Учить интонационно выделять звуки в словах; отгадывать загадки, выделяя характерные признаки предметов.
7. Звуки «С»
,
«СЬ»
,
«З»
,
«ЗЬ»
. Моделирование.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 11)
Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки
«С-СЬ»
,
«З-ЗЬ»
в словах и фразовой речи. Учить называть первый звук в словах. Учить делить слова на слоги, используя схему слова.
8. Звук «Ц»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №5.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 12, задание 3)
Учить различать и произносить твердый согласный звук
«Ц»
в словах, отгадывать загадки, выделяя характерные признаки предметов. Развивать внимание, наглядно – образное мышление.
Формировать интерес к речевой деятельности, умение самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.
ДЕКАБРЬ
9. Звук «Ш»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №6.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 13, задание 3)
Учить интонационно выделять твердый согласный звук
«Ш»
в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.
10. Звук «Ж»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №7.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 14, задание 3)
Учить четко и ясно произносить твердый согласный звук
«Ж»
изолированно, в словах и во фразовой речи. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.
11. Звуки «Ш-Ж»
.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 15)
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки
«Ш-Ж»
в словах.Продолжать знакомить с моделированием: учить соотносить схему слова с предметов на основе моделирования. Продолжать учить делить слова на слоги.
12. Звук «Щ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №8.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 16, задание 3)
Учить интонационно выделять согласный звук
«Щ»
в словах. Учить определять и называть первый звук в словах. Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
ЯНВАРЬ
13. Звук «Ч»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №9.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 17, задание 3)
Учить интонационно выделять согласный звук
«Ч»
в словах. Продолжать знакомить с термином
«звук»
и называть первый звук в слове.
14. Звуки «Щ-Ч»
.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 18)
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки
«Ч-Щ»
. Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.
15. Звуки «Р-РЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №10.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 19, задание 3)
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками
«Р-РЬ»
. Учить интонационно выделять звуки
«Р-РЬ»
в словах. Учить называть первый звук в словах.
16. Звуки «Л-ЛЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №11.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 20, задание 1)
Учить различать твердые и мягкие согласные звуки
«Л-ЛЬ»
. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей.
ФЕВРАЛЬ
17. Звуки «М»
,
«МЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №12.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 21, задание 2)
Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками
«М-МЬ»
. Учить называть первый звук в словах; отгадывать загадки; выделяя характерные признаки предметов. Развивать внимание, наглядно образное и логическое мышление.
18. Звуки «Б»
,
«БЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №13.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 22, задание 4)
Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки
«Б-БЬ»
в словах и во фразовой речи; отгадывать загадки, определяя характерные признаки предметов. Закреплять умение делить слова на слоги, используя схемы.
19. Звуки «К»
,
«КЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №14.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 23, задание 3)
Познакомить с твердыми согласными звуки. Учить интонационно выделять звуки в словах и во фразовой речи.
Формировать интерес к речевой деятельности, умение самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.
20. Звуки «Г»
,
«ГЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №15.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 24, задание 3)
Познакомить с твердыми согласными звуки. Учить интонационно выделять звуки в словах и во фразовой речи.
Формировать интерес к речевой деятельности, умение самостоятельно решать разнообразные познавательные задачи.
МАРТ
21. Звуки «Г – К»
.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 25)
Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки
«Г-К»
. Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических
навыков.
22. Звуки «Д – ДЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №16.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 26, задание 3)
Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки
«Д – ДЬ»
. Учить называть изолированно звуки
«Д – ДЬ»
. Развивать внимание, наглядно – образное и логическое мышление.
23. Звуки «Т – ТЬ»
.
См. презентация для детей 4 – 5 лет №17.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 27, задание 3)
Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки
«Т – ТЬ»
. Учить называть изолированно звуки
«Т – ТЬ»
. Развивать внимание, наглядно – образное и логическое мышление.
24. Звуки «Д – ДЬ»
,
«Т – ТЬ»
.
Работа в тетради Колесниковой Е. В. «От слова к звуку»
(лист 28)
Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки. Закреплять умение правильно называть первый звук в словах.
АПРЕЛЬ – МАЙ
«Ребус-метод — обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм»
Работа в рабочих тетрадях Л. Штернберга
Когда начинать
Со скольких лет начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нет точного ответа. Уроки буквенной грамоте проводят в 4–5 лет, перед началом обучения в школе, в 6–7 лет.
Возраст дошкольника не является основным показателем готовности к усвоению новых знаний и понятий. Гораздо важнее, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально, психологически, физически. Обратите внимание на следующие показатели, которые для знакомства с чтением должны быть в норме:
- Малыш хорошо разговаривает, использует распространенные предложения для рассказа или ответа на вопрос.
- Фонематический слух, артикуляционные навыки развиты согласно возрасту. Особое внимание обратите на правильность произношения звуков, дошкольник должен выговаривать и узнавать все фонемы.
- Ребенок поддерживает разговор, понятно и последовательно рассказывает о прошедшем дне, ярком событии.
- Дошкольник ориентируется в пространстве. Понимает направления право–лево, верх–низ. Если малыш путает стороны, но сам исправляется, это считается нормой.
- Детсадовец может заниматься настольными играми, рисованием более 10 минут.
Если все перечисленные показатели у дошкольника в норме или с незначительными отклонениями, ему больше 5 лет, пора задуматься об обучении чтению.
Неподготовленных шестилеток стимулируйте, привлекайте к азбуке собственным примером, решайте логопедические проблемы. Если же детсадовец еще совсем маленький, 3–4 года, но просит рассказать о буквах, научить складывать слоги, пойдите ему навстречу. Проводите занятия в легком режиме, чтобы не отбить интерес к чтению большими объемами информации, трудностями ее усвоения.
Полезные советы
Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:
- Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
- Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
- Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
- Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
- Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
- Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.
На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт. - Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.