Картотека «Игры малой подвижности»картотека (средняя группа)


Малоподвижная игра в детском саду как форма работы по физическому развитию

Воспитанники дошкольного возраста много двигаются в течение дня в детском саду: разучивают танцевальные движения с музыкальным руководителем, занимаются на физкультуре, делают зарядку в группе и на прогулке. Педагоги обучают дошкольников подвижным играм с целью расширения их игрового опыта, потому что в самостоятельной деятельности ребята предпочитают другие развлечения. Внимание детей XXI века захватывает телевидение и компьютерные технологии. Ребята отдыхают после занятий и в выходные дни, играя в мобильные приложения или просматривая мультфильмы.

Современные дети проводят много времени перед телеэкраном

Малоподвижные игры — игры с незначительной интенсивностью действий. В них присутствуют все основные движения: ходьба, бег, прыжки, приседания, махи, метание и т. д. Цель проведения малоподвижных игр в детском саду — обучение дошкольников игровому способу снижения физической активности. Как часто детей ругают за то, что они не могут мгновенно успокоиться после резвой игры! Но это естественное состояние, ребёнок в силу особенностей нервной системы неспособен регулировать эмоциональное и мышечное возбуждение по указанию. За время пребывания в детском саду ребята усваивают, что каждая подвижная игра имеет этап завершения — небольшой отрезок времени, во время которого двигательная активность постепенно снижается. Дети запоминают, что после игры интенсивной следует игра спокойная.

Игра малой подвижности «Ладушки» создаёт хорошее настроение и помогает успокоиться после повышенной активности

Кроме того, малоподвижные игры проводятся как форма смены деятельности на занятиях в небольшом помещении: по изобразительной деятельности, познавательному и речевому развитию. На этих занятиях дети находятся в сидячем положении, и подвижные игры рекомендованы для профилактики перенапряжения и усталости. Разумеется, игра выбирается спокойная и проводится рядом с рабочими местами воспитанников.

Совет: если содержание игры соответствует теме занятия, это вызывает дополнительный интерес у ребят.

Например, на занятии по рисованию «Мышонок» в младшей группе можно провести игру «Цапки». У воспитателя ведущая роль — кошка. Он вытягивает руки вперёд ладонями вниз и зачитывает прибаутку («Под моею крышей собрались мыши…»). Дети выполняют роли мышат, ставят пальчики под «кошкины лапки». Как только прибаутка закончилась, дети должны резко убрать пальцы, чтобы кошка не поймала мышек. По завершении игры воспитатель приглашает ребят занять рабочие места и нарисовать каждому мышонка, который смог убежать от кошки.

Детям нравится участвовать в играх, героями которых являются животные, например, кошка и мышка

Как любая форма деятельности в детском саду, малоподвижные игры направлены на разностороннее развитие воспитанников. Кроме формирования привычки к здоровому образу жизни, эти игры приобщают детей к народным традициям: текст и герои взяты из фольклора. Игры могут быть направлены на развитие реакции, внимательности, памяти. Малоподвижные игры возможно проводить со всей группой воспитанников одновременно, чтобы в ребятах зарождалось чувство коллективизма.

Таблица: задачи малоподвижных игр в разных возрастных группах

Возрастная группа детейЗадачи
Первая младшая/ясельная (1,5–3 года)
  • Формирование умения повторять движения за педагогом.
  • Обучение движению по кругу, по цепочке.
  • Развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.
Вторая младшая (3–4 года)
  • Развитие памяти посредством проведения знакомых игр.
  • Развитие умения повторять песенки, подговаривать текст.
  • Совершенствование координации движений и мелкой моторики.
Средняя (4–5 лет)
  • Развитие умения координировать движения с самостоятельно произносимым текстом.
  • Закрепление в игровой форме знаний, полученных на занятиях (повадки животных, народные песни и т. д.).
  • Создание положительного эмоционального контакта между детьми.
  • Формирование способности играть различные роли (участника, водящего).
Старшая и подготовительная (5–6 и 6–7 лет)
  • Развитие словесно-логической памяти (восприятие на слух правил игры и умение их воспроизводить).
  • Создание устойчивой мотивации к проведению малоподвижных игр вне детского сада.

Игра «Карлики и великаны» развивает слуховое внимание: дети выполняют движения только на условленные команды

Виды малоподвижных игр

Классифицируют игры малой подвижности по содержанию:

  • Бессюжетные игры. Правила не предусматривают деление по ролям, в игре нет сценария. Бессюжетные игры основаны на выполнении заданий: найти, повторить, запомнить, перенести, поменяться и др. Эти игры развивают внимательность, память, моторику.

Бессюжетные игры часто воспринимаются детьми как своеобразный вызов их способностям: «Сможешь ли ты, как я?». И им это нравится, потому что каждый ребёнок копирует в повседневности действия взрослых, хочет быть таким же умелым, как родители, воспитатели. Когда мои дети были маленькими (3 и 4 года), успокоить их после шумной игры было легко играми на имитацию. «Ребята, а я умею принимать позы морских животных! Сможете повторить?». Уговаривать не приходилось, дети с удовольствием включались в игру.

В игре «Тень» дети принимают позы, показываемые ведущим

  • Сюжетные игры. Правила основываются на сказочной или бытовой ситуации. Сценарий предполагает распределение по ролям: ведущий — кот, участники — воробьи, например. Сюжетные игры сопровождаются стихотворным текстом или исполнением короткой песенки. Дети учатся выразительному исполнению роли в этих спокойных играх, а также развивают скорость реакции и координацию движений со словами. В сюжетных играх рекомендуется использовать ролевые шапочки и маски, медальоны с изображениями персонажей.Сюжетных игр малой подвижности существует немного. В готовых сборниках представлены в основном спокойные игры без ролей. Совет: попробуйте изменить правила сюжетных игр высокой и средней подвижности так, чтобы движения в игре обрели слабую интенсивность. Например, сюжетные игры с ловлей участников («Волк и зайцы», «Медведь и пчёлы», «Кот и воробушки») становятся малоподвижными, если бег врассыпную заменить на спокойные действия. Зайцы стоят — волк может их поймать. Если зайчик сел — он в домике. Прятаться от ведущего ребята могут, закрывая глаза ладошками, накрывая голову платком, ставя руки «домиком» над головой. В таких играх участникам следует располагаться кругом, а ведущему — внутри его, но не в центре (чтобы было видно всех).

    В малоподвижном варианте игры «Волк и зайцы» участники-зайчата не разбегаются от ведущего, а закрывают глаза ладонями

  • Народные игры — забавы, основанные на сказочных сюжетах, сопровождающиеся фольклорными текстами. В малоподвижных играх используются песни, потешки и прибаутки (ритмизованные короткие истории с игровыми движениями). Русские народные игры воспитывают в детях чуткое отношение к традициям страны, любовь к родной природе.Популярную игру «Колечко» можно определить как среднеподвижную: получивший колечко старается добежать до ведущего, а остальные участники догоняют его и стараются удержать. Уменьшить интенсивность игры возможно, упростив задачу игрока с колечком. Ведущий не отходит далеко от сидящих в ряд участников, отступает на один шаг. Таким образом, для выигрыша получившему колечко нужно успеть встать и сделать шаг к ведущему.

    Народная игра «Колечко» развивает скорость реакции у ребят

    Наши предки проводили подвижные забавы разнообразные, в соответствии с временами года. В народных играх сохранились мотивы, связанные с календарными обрядами славян. Летние подвижные игры содержат движения-имитации полевых работ. Осенние посвящены сбору урожая. Зимние игры «буйные», потому что в это время года крестьяне были свободны от работ в поле. В весенних играх зазывают солнце.

    Хороводные игры в спокойном темпе с имитацией движений полевых работ проводятся на прогулках

Цели и задачи

Малоподвижные развлечения направлены на снижение интенсивности физической нагрузки и постепенный переход от состояния возбуждения к спокойной деятельности. В них педагогу не нужно объяснять правила, достаточно несколько раз самостоятельно показать движение или продемонстрировать его на любом участнике.

Дети

В детском саду любая форма деятельности призвана разносторонне развивать дошкольников. Малоподвижные игры — не исключение. В непринужденной форме развиваются память, внимательность и реакция, а взятые из фольклорных сказок герои приобщают малышей к народным традициям.

Обратите внимание! Зимой они проводятся в обязательном порядке в помещении. На площадке возле веранды или внутри нее занимаются весной, в летние и осенние дни.

Малоподвижные игры в старшей группе направлены на:

  • Внедрение в привычку смены активных занятий на деятельность низкой интенсивности.
  • Увеличение памяти словесно-логической (воспроизведение правил, продиктованных вслух).

Игры малой подвижности в подготовительной группе — картотека с целями.

Картотека малоподвижных игр

НазваниеЦельОписаниеПримечание
ПузырьРазвитие дисциплины, внимания, умения действовать по командеДети стоят в кругу и держатся за руки. Воспитатель читает стихотворение, пока происходит чтение, дети отходят, увеличивая круг. Как только произносятся слова «Пузырь лопнул», малыши должны опустить руки и произнести звук «с-с-с», имитируя сдувшийся шарик.Стихотворение: «Надувайся пузырик, Надувайся большим Оставайся таким И не лопайся». Игра проходит от 2-4 раз.
КошечкаРазвивается ловкость и артистические качестваДается задание — изображать кошечку, ползая на четвереньках. По зову останавливаться и оглядываться, поворачивать голову либо наклонять ее (пить молоко). Также можно добавить задания, в которых кошечка ползает между ног, забирается на высоту, мурлычет.
АттракционыИдет развитие мышления и памятиДетей посадить за стол, пальцы рук должны быть на поверхности. Воспитатель называет любые предметы, животных, птиц и т. д. Когда называется летающий предмет, малыши должны поднять вверх все пальцы.
Море волнуетсяПроисходит развитие внимания и дисциплины, дети учатся соблюдать правила игрыСтавятся стулья, по количеству на 1 меньше числа игроков. По словесной команде «море волнуется» дети бегают вокруг стульев. Как только послышится «море утихло», нужно занять стул. Одному стула не хватит — он идет водить.Лучше всего данную игру проводить на прогулке в летнее время года. Следует запрещать детям бегать слишком близко к стульям. Также строго следить за соблюдением правила — занимать стул лишь когда прозвучат слова «море утихло».

Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах

Картотека малоподвижных игр в детском саду

С младшими воспитанниками проводятся игры на основе фольклорного материала. Рекомендуется использовать музыкальное сопровождение для малоподвижных игр: инструментальные мелодии в медленном темпе, народные песни, записи звуков природы.

Старшие дошкольники часто проводят подвижные игры во время самостоятельных занятий. Сориентировать их в необходимости перехода от игры с высокой интесивностью к малоподвижной также помогает музыкальный фон. Звучит музыка в быстром темпе — игры соответствующие, музыка медленная — пора играть спокойнее.

Представленная ниже подборка игр составлена на основе программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» и методического пособия О. Е. Громовой «Подвижные игры для детей ФГОС ДО».

Игра должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Игры для детей 1,5–4 лет

В первой и второй младших группах рекомендуются к проведению следующие малоподвижные игры:

  • «Все котятки мыли лапки»;
  • «Где же ручки»;
  • «Жили-были зайчики»;
  • «Зайка»;
  • «Карусели»;
  • «Котик к печке подошёл»;
  • «Кошка выпускает коготки»;
  • «Ладушки»;
  • «Летает — не летает»;
  • «Мыши и кот»/«Цапки» (вариант, где мышки — это пальчики детей);
  • «Найди игрушку»;
  • «Найди свой цвет»;
  • «Повстречались два…»;
  • «Раздувайся, пузырь»;
  • «Солнышко и дождик»;
  • «Тишина»;
  • «Ты медведя не буди!»;
  • «Холодно — тепло»;
  • «Шалтай-Болтай»;
  • «Шёл король по лесу»;
  • «Это глазки, вот, вот!».

Примеры подборок игр с подробным описанием для воспитанников младших групп:

  • Картотека малоподвижных игр в первой младшей группе (Сорокина Т. С.);
  • Игры малой подвижности с детьми второй младшей группы (Тарарухина Т. В.).

Фотогалерея: примеры карточек с описаниями игр


Игра «Где же ручки?» предназначена для самых маленьких детей, рекомендуется играть в неё сначала подгруппами по 2–3 человека


Игра «Зайчик» развивает крупную моторику малышей


«Ладушки» разучивают в паре: ребёнок и воспитатель


Игра «Вышел дождик погулять» развивает скорость реакции и мелкую моторику


Игра «Найди свой цвет» развивает внимание малышей


«Раздувайся, пузырь!» — популярная игра в ДОУ, её проводят на занятиях, праздниках, прогулках


В игре «Солнышко и дождик» дети ритмично двигаются и учатся играть с атрибутом (зонтиком)


Дети тренируются ходить колонной в игре «Тишина»


Игры с поиском игрушек развивают внимание детей


Ри проводится в форме хоровода с движениями по тексту


Игра по стихотворению «Шалтай-Болтай» направлена на снятие мышечного напряжения

Игры для детей 4–7 лет

С воспитанниками средней, старшей и подготовительной групп можно проводить разнообразные малоподвижные игры, среди которых:

  • «Верёвочка»;
  • «Воздушный шар»;
  • «Где постучали?»;
  • «Запрещённое движение»;
  • «Зеркало»;
  • «Как живёшь?»;
  • «Карлики и великаны»;
  • «Кого не стало?»;
  • «Колечко»;
  • «Кто я в семье?»;
  • «Лён»;
  • «Медленная черепаха»;
  • «Море волнуется, раз!»;
  • «Найди себе пару»;
  • «Найди и промолчи»;
  • «Ни зги не видно»;
  • «Нос-ухо-нос»;
  • «По дорожке»;
  • «Путешествие в Москву»;
  • «Съедобное-несъедобное»;
  • «Три движения»;
  • «Флюгер»/«Четыре стихии»;
  • «Шарик».

Пример картотеки игр для старших дошкольников можно посмотреть здесь (автор — Сяпкаева О. С.).

Фотогалерея: карточки с описаниями игр


Игра «Верёвочка» способствует выработке красивой осанки и развитию чувства равновесия


Игра «Удочка» развивает внимательность и скорость реакции, тренирует в прыжках на месте


Игра «Воздушный шар» развивает одновременно речевые и двигательные умения


Играя в «Зеркало», ребята развивают внимательность


Игра «Запрещённое движение» развивает слуховое внимание и память


В игре «Как живёшь?» детям предоставляется свобода в изображении движений по тексту


«Карлики и великаны» — ещё одна забавная игра на внимательность и скорость реакции


Существуют разные варианты игры «Колечко», в малоподвижной версии получившему колечко не нужно убегать


«Море волнуется» — одна из самых популярных игр малой подвижности


В спокойном варианте игры «Найди себе пару» бег заменён на ходьбу


В игре «По ровненькой дорожке» дети совершенствуют умение согласовывать движения с текстом


Наверное, нет такого ребёнка, который бы не знал игру «Съедобное-несъедобное»


В игре «Четыре стихии» используется замена слов на цифры, что активизирует мыслительную деятельность детей


«Кто я в семье?» — пример сочетания в подвижной игре познавательного элемента


Игра «Найди и промолчи» часто проводится на завершающем этапе физкультурного занятия

Картотека игр малой подвижности для детей 4-6 леткартотека по физкультуре (старшая группа) на тему

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 1

Малоподвижная игра «У кого мяч?».

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Упражнять в игре сообща.

Ход игры: Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр руга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется 2—З раза.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 2

Малоподвижная игра «Найди и промолчи».

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.

Развивать качество внимательности

Ход игры: Воспитатель заранее прячет какой-либо предмет и предлагает его найти. Тот, кто увидел, подходит к воспитателю и тихонько говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, педагог отмечает тех, кто оказался самый внимательный. Ходьба в колонне по одному.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015

Старший и средний возраст карточка № 3

Малоподвижная игра «Летает-не летает»

Цель: Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает вверх руки. Например, воспитатель говорит: Птица летает, стул летает, самолет летает» и т. д. дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая группа)2015

Старшая группа карточка № 4

Малоподвижная игра «Затейники… ».

Цель: формировать умение идти ровным кругом, совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: Выбирается водящий — затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! дружно вместе

Сделаем вот так…»

дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3—4 раза).

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (Средняя группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 5

Малоподвижная игра «Угадай по голосу».

Цель: Упражнять детей в построении в круг; ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание

Ход игры: Водящий встает в центр зала и закрывает глаза. Дети образуют круг, не держась за руки, идут по кругу вправо и произносят:Мы собрались в ровный круг. Повернемся разом вдруг,А как скажем; «Скок-скок-с кок», Угадай, чей голоиок.Слова «скок-скок-скок» произносит один ребенок (по указанию воспитателя).Водящий открывает глаза и пытается угадать, кто сказал эти слова. Если он отгадает, этот игрок становится на его место. Если водящий не угадал, то при повторении игры вновь выполняет эту роль. Дети идут по кругу в другую сторону.Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 7

Малоподвижная игра «Сделай фигуру».

Цель:, учить действовать по сигналу педагога, бегать по всей площадке не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движения

Ход игры: По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу (площадке). На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились (оказались наиболее удачными). Игра повторяется 2—3 раза (можно назначить, выбрать водящего, который будет определять, чья фигура лучше).

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 6

Малоподвижная игра «Найди предмет».

Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность

Ход игры: дети сидят вдоль стены. Воспитатель показывает детям флажок и говорит, что он его спрячет. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет флажок, после чего говорит «пора». Дети начинают искать спрятанный флажок. Кто первый найдет – тот его прячет. Повторить игру 3-4 раза.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 8

Малоподвижная игра «Здравствуй, друг!».

Цель: Упражнять в ходьбе по кругу, согласовывать движения с текстом

Ход игры: Дети встают в крг. Воспитататель читает стихотворение и выполняет соответствующие движения. Дети повторяют движения

Здравствуй друг! – вытягивают правую руку в сторону

Здравствуй друг! – Вытягивают левую руку в сторону

Становись скорее в круг, -берутся за руки

Мы по кругу пойдем и друзей себе найдем – идут по кругу

Здравствуй зайка! – машут над головой правой рукой

Здравствуй еж! – машут над головой левой рукой

До чего же день хорош! – поднимают обе руки вверх.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 9

Малоподвижная игра «Найдем следы зайца».

Цель: развивать наблюдательность, зрительное внимание

Ход игры: Воспитатель заранее в каком-то месте на участке о и постепенно подводит к ним детей. Увидевший следы первым считается победителем.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 10

Малоподвижная игра «Кто ушел?».

Цель: развивать внимательность, учить играть сообща.

Ход игры: Дети стоят кругом или полукругом. Педагог предлагает одному ребенку запомнить тех, кто находится рядом (пять-шесть человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Кто-то из детей прячется. Воспитатель спрашивает: «Отгадай, кто ушел?». Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 11

Малоподвижная игра «Что изменилось?»

Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве. Развивать зрительное внимание

Ход игры: Одного из играющих выбирают водящим — это волк. Остальные дети изображают зайцев. На одной стороне зала «зайцы» устраивают себе «домики» (кружки из шнуров или обручи большого диаметра). В начале «зайцы» находятся в своих «домиках», «волк»- на другом конце зала «в овраге»).

Воспитатель произносит:

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают

Не идет ли волк.

«Зайцы» выпрыгивают на двух ногах из «домиков» И разбегаются по всему залу (площадке), прыгают на двух ногах, присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за «зайцами», стараясь их поймать (коснуться). «Зайцы» убегают каждый в свой «домик». Пойманных «зайцев» «волю отводит В свой «овраг». Игра возобновляется. После того как будут пойманы 2-3 «зайца», выбирают другого «волка».

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 12

Малоподвижная игра «Вершки-корешки».

Цель: формировать умение ловить мяч, воспитывать умение слушать

Ход игры: Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках (игру может вести кто-нибудь из детей). Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему. Водящий. Баклажаны. 1-й ребенок. Вершки. Водящий. Редька. 2-й ребенок. Корешки. Водящий. Капуста. 3-й ребенок. Вершки. Водящий. Картофель. 4-й ребенок. Корешки. Водящий. Клубника. 5-й ребенок. Вершки. Водящий. Чеснок. 6-й ребенок. Корешки. Водящий. Огурцы. 7-й ребенок. Вершки. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» старшая группа 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 13

Малоподвижная игра «Эхо».

Цель:игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Ход игры: Перед игрой взрослый обращается к детям: Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.

Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 14

Малоподвижная игра «Карусель».

Цель: закреплять умение ходить и бегать по кругу, взявшись за руки, развивать координацию движения

Ход игры: Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух:

«Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом!»

После того как дети пробегут 2—3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают выполнять ходьбу и бег. Затем воспитатель вместе с детьми произносит:

«Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра!»

Движение карусели постепенно замедляется. При словах «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются, кладут шнур на землю и расходятся по всей площадке.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 15

Малоподвижная игра « Белые медведи»

Цель: учить красиво идти хороводом, соединять движение со словами; развивать ловкость.

Ход игры: Дети образуют круг, взявшись за руки. Хороводом идут по кругу вместе с педагогом, который произносит текст.

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом.)

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег. (Идут к центру круга.)

А под елкой спит медведь.

Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми! (Присаживаются на корточки.)

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 16

Малоподвижная игра «Тихо-громко ».

Цель: формировать умение играть сообща, развивать интерес к играм

Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий, он становится в центр круга и закрывает глаза. Воспитатель дает одному из играющих какой-либо предмет, который можно спрятать (шнурок, ленточка). Все дети кроме водящего знают, у кого предмет. Когда водящий приближается к этому ребенку, дети начинают громко хлопать в ладоши, когда отдаляется — хлопки становятся тише. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет предмет. Если ему долго это не удается, то выбирается другой водящий..Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (Средняя группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 17

Малоподвижная игра «Великаны и гномы».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу

Ход игры: Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.

Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается на носочки.

Темп игры всё ускоряется и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который не разу не ошибся, становится водящим.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (старшая группа)2015,

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 18

Малоподвижная игра «Найдем воробышка(цыпленка и т.д.».

Цель: развивать зрительное внимание, интерес к играм

Ход игры: Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушечного цыпленка и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.

Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (средняя группа)2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 19

Малоподвижная игра «Повстречались»

Цель: упражнять детей соединять движение со словами

Ход игры: На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.

На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Гав-гав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»,

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога!

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 20

Малоподвижная игра «Пробеги тихо ».

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

.Л.И Пензулаева «Физическая культура в детском саду» (Средняя группа) 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 21

Малоподвижная игра «Каравай».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу, ходить по кругу

Ход игры: Дети образуют круг. Один ребенок стоит в центре круга. Остальные играющие берутся за руки и идут по кругу, произнося:

На Сережин день рожденья

Испекли мы каравай (Идут по кругу.)

Вот такой вышины, (Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки.)

Вот такой низины, (Присаживаются на корточки.)

Вот такой ужины, (Сходятся к центру круга.)

Вот такой ширины. (Отходят назад, расширяя круг.)

«Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай! (Хлопают в ладоши.)

Водящий выбирает любого ребенка на роль водящего. Тот встает в центр круга. Игра повторяется.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 22

Малоподвижная игра «Пропавшие ручки».

Цель: упражнять в умении сочетать движения с тектом

Ход игры: Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)

Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)

У меня пропали ножки. (Присаживаются.)

Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 23

Малоподвижная игра «Зеваки»

Цель: упражнять детей действовать по сигналу, ходить ровным кругом

Ход игры: Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего «Стоп!» останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 24

Малоподвижная игра «Это я ».

Цель: Развивать зрительное внимание.

Ход игры: » Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит тектс, дети повторяют движения.

Это глазки. Вот. Вот Показывают сначала правый глаз, потом левый глаз
Это ушки. Вот. Вот Берутся сначала за левое ухо, потом за правое
Это нос. Это рот Левой рукой показывают нос, правой рот.
Там спинка. Тут живот Левую ладошку кладут на спину, правую на живот
Это руки. Хлоп. Хлоп. Протягивают обе руки, два раза хлопают
Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают
Ой, устали. Вытрем лоб. Правой ладонью проводят по лбу

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 25

Малоподвижная игра «Будь аккуратным».

Цель: Упражнять детей в ловле и бросании мяча. Закрепить знания о личной гигиене

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в произвольном порядке бросает мячик играющим. Поймавший мяч возвращает его, называя предмет, который помогает быть чистым, аккуратным, следить за собой.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 26

Малоподвижная игра «Тишина».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала.

Ход игры: Дети идут в обход зала в колонне по одному и произносят :

Тишина у пруда.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте, малыши.

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 27

Малоподвижная игра «Вкусно и полезно»

Цель: упражнять детей в ловле и бросании мяча, закрепить знание о полезной пище

Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч ребенку, он ловит и кидает обратно, называя продукт полезной пищи.

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 28

Малоподвижная игра «У меня, у тебя ».

Цель: развивать умение согласовывать движения с текстом

Ход игры: Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня, (Показывают руками на себя.)

У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.)

Блестящие глазки, (Показывают глазки.)

У меня, у тебя – чистые ушки. (Показывают ушки.)

Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.)

Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте.)

У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают глазки.)

У меня, у тебя розовые щечки.

Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.

Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 29

Малоподвижная игра «Угадай, где постучали?».

Цель: Воспитывать внимательность и организованность.

Ход игры: Дети стоят по кругу (или сидят). Водящий выходит на середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг позади детей, останавливается возле кого – нибудь из ребят, стучит палочкой и кладет ее в руки ребенка, отходит в сторону и говорит : «Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали, и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав, он становится на место ребенка, у которого была палочка, тот становится водящим. Если ребенок не отгадает, то он вновь водит. Если второй раз он ошибется, то выбирают нового водящего. В игре дети должны соблюдать тишину.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду(средняя группа), 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 30

Малоподвижная игра «Круг-кружочек».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять ходьбу по кругу

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

«Круг – кружочек, аленький цветочек!

Раз, два, три – развернись-ка, Оля, ты!».

Названный ребёнок поворачивается спиной в круг, берётся за руки. Дети продолжают произносить слова игры. Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 31

Малоподвижная игра «Снежинки»

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге по кругу

Ход игры: Дети образуют круг. Ходьба по кругу; на сигнал воспитателя «Ветер!» дети-снежинки ускоряют шаг и переходят на бег в умеренном темпе. На сигнал «Ветер стих!» постепенно замедляют движение и останавливаются.

Старший и средний дошкольный возраст карточка № 28

Малоподвижная игра «У меня, у тебя ».

Цель: развивать умение согласовывать движения с текстом

Ход игры: Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня, (Показывают руками на себя.)

У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.)

Блестящие глазки, (Показывают глазки.)

У меня, у тебя – чистые ушки. (Показывают ушки.)

Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.)

Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте.)

У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают глазки.)

У меня, у тебя розовые щечки.

Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки.

Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей3-7лет, 2015

средняя группа карточка № 49

Подвижная иг

Перечень малоподвижных игр картотеки

Средний и старший дошкольный возраст

Название игры №карты Название игры № карты
У кого мяч 1
Найди и промолчи 2
Летает – не летает 3
Затейники 4
Угадай по голосу 5
Найди предмет 6
Сделай фигуру 7
Здравствуй, друг 8
Найдем следы зайца 9
Кто ушел 10
Что изменилось 11
Вершки-корешки 12
Эхо 13
Карусель 14
Белые медведи 15
Тихо-громко 16
Великаны и гномы 17
Найдем воробышка 18
Повстречались 19
Пробеги тихо 20
Каравай 21
Пропавшие ручки 22
Зеваки 23
Это я 24
Будь аккуратным 25
Тишина 26
Вкусно и полезно 27
У меня, у тебя 28
Угадай, где постучали 29
Круг-кружочек 30
31
32
33
34
35
36
37
38

Проведение малоподвижных игр в детском саду

Игры малой подвижности в ДОУ организуются несколько раз в течение дня:

  • в заключительной части физкультурного занятия или досуга, чтобы привести в относительно спокойное состояние воспитанников;
  • на прогулке после помощи в уборке или облагораживании участка, после игры высокой подвижности;
  • в середине занятия познавательной и художественной направленности для снятия умственного и мышечного напряжения;
  • вне режимных моментов: после прогулки, после уборки группового помещения, во время спокойных занятий во второй половине дня;
  • на утренниках и праздниках.

Игры малой подвижности проводятся во время тематического досуга

Педагог заблаговременно выбирает игры малой подвижности в соответствии с возрастом детей и темой занятия (досугового мероприятия). Если воспитатель планирует провести с детьми новую игру, он предварительно обязан выучить правила и текстовое сопровождение забавы, запомнить движения. Недопустимо зачитывание содержания игры с листа! Разрешается показать детям короткое видео, как проходит эта игра (не дольше 1 минуты), предложить познакомиться с правилами. Эмоциональный рассказ воспитателя об игре располагает детей и мотивирует.

Воспитатель передаёт детям собственный игровой опыт, учит ребят тому, что умеет сам

Таблица: этапы проведения малоподвижной игры

Этап проведения игрыМладшие группыСредняя, старшая, подготовительная группы
Сбор на игру
  • Звуковой сигнал: колокольчик — для младших, свисток — для старших.
  • Сюрпризный момент: письмо или видеопослание от вымышленного персонажа,
  • посылка,
  • появление сказочного героя.
Вводный этап, мотивирующее начало
  • Знакомство с содержанием «сюрприза» (если сбор был по сюрпризному моменту): просмотр видеопослания,
  • зачитывание письма,
  • изучение содержимого посылки, беседа со сказочным персонажем.
  • Рассматривание фотографий или просмотр ролика, где другие дети играют в конкретную игру; проведение беседы.
  • Выразительное исполнение песни или стихотворения педагогом по теме игры (кратко).
  • Угадывание названия игры по картинкам (если дети будут участвовать в знакомой игре).
ОбъяснениеВоспитатель объясняет игру во время её проведения: показывает движения, даёт сигнал к смене действий.
  • Педагог сообщает название игры: «Как сеют мак».
  • Излагает содержание: весной крестьяне готовили поля и засевали на них мак.
  • Объясняет правила: дети встают в круг, ведут хоровод «по солнцу» (по часовой стрелке) и выполняют движения-имитации, которые звучат в песне.
  • Задаёт несколько вопросов на закрепление правил: В какую сторону будет двигаться хоровод? (По солнцу).
  • Какие движения будут показывать ребята? (Посев).
  • Если игра знакомая, то после сообщения названия задаются вопросы на знание правил.
Игра
  • Роль ведущего выполняет педагог.
  • Он же поёт песню, проговаривает текст (если есть в содержании игры), дети вторят.
  • Во второй младшей группе, когда дети несколько раз повторили игру, ведущим назначается кто-то из детей.
  • Воспитатель является участником игры и одновременно наблюдателем.
  • Во время знакомства с игрой воспитатель выполняет роль ведущего.
  • В повторных играх дети выбирают ведущего самостоятельно при помощи считалки.
  • Педагог активно наблюдает за ходом игры: даёт подсказки, подбадривает, направляет ход игры, помогает избежать ссор.
Завершение
  • Отклик на сюрпризный момент: ответ на письмо, например.
  • Воспитатель благодарит ребят за участие в игре.
  • Отклик на сюрпризный момент.
  • Подведение итогов игры: была ли она интересна, какие эмоции возникали у участников, каким образом можно разнообразить игру (добавить персонажные маски или музыкальное сопровождение).

Длительность малоподвижных игр

Длительность игры от момента сбора участников определяется с учётом возраста детей:

  • в младших группах — не более 10 минут;
  • в средней — 12 минут;
  • в старшей и подготовительной — 15 минут.

Таблица: временной план игры «Солнышко и дождик» в первой младшей группе

Этап игрыСбор и вводный этап: получение посылки с зонтикомОбъяснение правилИграЗавершение: воспитатель делает фото ребят с зонтиком, чтобы отправить в конверте сказочному отправителю посылки
Длительность1 минута1 минута4 минуты1 минута

Ребята изучают новый атрибут и учатся с ним играть во время первого знакомства с игрой «Солнышко и дождик»

Таблица: временной план игры «Море волнуется, раз!» в средней группе

Этап игрыСбор и вводный этап: в гости к ребятам приходит царь НептунОбъяснение правилИграЗавершение: Нептун беседует с ребятами, понравилась ли им морская игра
Длительность1 минута2 минуты6–7 минут2 минуты

В игре «Море волнуется, раз» дети не просто принимают позы, а фантазируют — как можно представить морское животное

Таблица: временной план игры «Летает — не летает» в старшей группе

Этап игрыСбор и вводный этап: письмо от насекомых из сказочного леса (картинки всех животных и объектов, которые считают себя летающими)Объяснение: беседа по вопросам о правилах знакомой игрыИграЗавершение: ребята составляют ответ насекомым, прилагая карточки летающих объектов
Длительность2 минуты2 минуты7–8 минут2 минуты

Игра «Летает — не летает» закрепляет знания детей об объектах окружающего мира

Таблица: пример конспекта игры малой подвижности для детей 5–6 лет

АвторНутикова Е., воспитатель МБДОУ Д/с №198, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Название«Мухомор»
Цель игры
  • Развитие основных видов движения (ходьба);
  • развитие музыкального слуха, восприятия.
Подготовка к игре
  • Изготавливаются атрибуты (шляпа мухомора, которая может быть изготовлена как самостоятельно воспитателем, так и совместно с детьми).
  • На этапе предварительной подготовки к игре с воспитанниками может быть разучено стихотворение.
МатериалКонус из пластмассы или картона высотой 40–50 см, к верхней части которого прикреплён кружок из красного картона с нарисованными на нём белой гуашью крапинами (диаметр кружка 10–15 см).
Ход игры
  1. Вводный этап. В.: Дети, я хочу вам рассказать удивительную историю. Однажды я шла по лесу и собирала разные грибы. Какие грибы вы знаете? (Ответы детей). Вот так однажды я бродила по лесу, и мне попался один удивительный гриб. Отгадайте, дети, о каком грибочке я говорю? Воспитатель загадывает загадку. <�…> В.: Верно, это мухомор. Далее воспитатель рассказывает стихотворение о мухоморе. <�…> В.: Вот такой мухомор мне повстречался по дорожке. (Показывает объёмный мухомор). Дети, почему мы не собираем в лукошко мухоморы? (Ответы детей).
  2. Объяснение содержания и правил игры. В.: Посмотрите, на нашем участке вырос мухомор. Давайте встанем вокруг него в круг и возьмёмся за руки. Мы вместе будем произносить стихотворение и водить хоровод. Как только стихотворение закончится, вы начнёте двигаться, приплясывать, вокруг «мухомора». Но не просто так. Ваша задача — стараться подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встаёт около меня. Нельзя толкать друг друга, специально поддаваться. Игра продолжается до тех, пока не останется 3 игрока. А стихотворение такое:
      Перед нами бор, А в бору мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмёт, Тот из круга уйдёт. Вариант усложнения игры: движения детей ограничиваются сигналом бубна.
  3. Проведение игры с 3–4 повторениями по желанию детей.
  4. Подведение итогов игры. В.: Какие вы все сильные, ловкие, умелые! Отдельно воспитателем выделяются дети, строго следовавшие правилам игры, которые были вежливы в игре. В.: Давайте нарисуем целую полянку грибов. Вот вам мелки.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnaja-igra-maloi-podvizhnosti-muhomor.html

Приведённый план-конспект описывает основные этапы организации и проведения подвижной игры с дошкольниками.

Плюсы разработки:

  • описание изготовления игрового материала (мухомора);
  • добавление усложнённого варианта игры;
  • указание в завершающем этапе игры перехода к самостоятельной творческой деятельности (рисование мелками).

Недочёт конспекта усматривается в одной из поставленных к игре целей: «развитие музыкального слуха, восприятия». Непонятно, каким образом во время описываемой игры развивается музыкальный слух. Дети произносят стихотворный текст, песни не поются. О привлечении музыкального сопровождения автором не говорится. Использование бубна нельзя считать за музыкальных элемент, так подаётся запрещающий сигнал по правилам игры.

Для хороводной игры «Мухомор» может быть использована песня Г. Вихарёвой «Мухоморчики-грибы».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]