Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками
Библиографическое описание:
Громилина, Л. В. Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками / Л. В. Громилина, Л. В. Камызина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Бук, 2021. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12271/ (дата обращения: 21.11.2021).
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:
‒ любовь и привязанность к Родине;
‒ преданность ей;
‒ ответственность за нее;
‒ желание трудиться не ее благо;
‒ беречь и умножать богатства.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Родине — месту, где родился человек.
В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственному дошкольному возрасту.
Общими формами работы с детьми по патриотическому воспитанию могут быть:
‒ целевые прогулки;
‒ экскурсии;
‒ труд детей;
‒ изобразительная деятельность.
Как же в образовательной деятельности, в играх, в трудовой деятельности решаются задачи патриотического воспитания? Знание о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:
‒ занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);
‒ занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и т. д.);
‒ занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание),
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Поэтому планируя работу по патриотическому воспитанию, педагог непременно намечает, какие игры (сюжетно-ролевые, строительные) он может провести с детьми, что может предложить им сделать самим, какие дать темы для рисования, аппликации, конструирования.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину-защитнику Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием. Интерес к ним может быть вызван рассказами о солдатах, проявивших героизм.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к его богатствам.
Труд ребенка невелик и не сложен, однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для города, для детского сада. Труд по озеленению участка детского сада, своей улицы, поделка игрушек для малышей, починка книг, работа на огороде — все это те доступные дошкольникам дела, которые способствуют воспитанию у детей гражданских чувств.
Эмоциональная атмосфера на занятиях, в играх играет большую роль в воспитании чувств детей. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство.
Старшие дети уже знают о своем родном городе. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы.
Уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях. Педагог коротко объясняет, зачем нужна библиотека, универмаг, комбинат бытового обслуживания. Экскурсии к памятникам, обелиску погибшим воинам сопровождаются уже более подробным комментарием. Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, могут принимать посильное участие в субботниках (помочь высадить рассаду, полить цветы, сгрести листья).
Круг интересов и представлений детей шестого года жизни воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям старшей группы дают довольно широкие знания о родной стране. Для этого предлагаются новые темы, которые углубляют и расширяют знания о родной стране — «Россия — родина моя», «Города России», «Москва — столица нашей Родины».
В старшем дошкольном возрасте продолжается изучение темы «Город — село». Наряду с данными понятиями (село, город) дети должны усвоить новые для них понятия «столица», «область», «страна»; они должны знать, что больше — село или город, страна или область.
В старшем возрасте расширяются знания о городах России. Представления детей о городах нашей страны позволяют организовать интересные игры, «Путешествия по родной стране». Эти игры включают детское строительство, самостоятельную художественную деятельность, а поэтому интересны и увлекательны для ребят. Углубить интерес к родной стране помогут рассказы, беседы о климатических и природных зонах нашей страны. Интерес к занятиям по географии родной страны усиливается, если воспитатель рассказывает им об их сверстниках — мальчиках и девочках, живущих на севере и юге — в тундре, в тайге или пустыне. Эти рассказы о детях воспитывают у ребят доброжелательность и симпатию к сверстникам, живущих далеко от них.
Интересной формой работы являются переписка детей со сверстниками из других городов.
Дети старшего возраста интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы. Такими интересующими детей событиями являются космические полеты.
Ребята, под руководством взрослых, собирают фотографии космонавтов, значки, вырезки из газет и журналов, где рассказывается о полетах в космос. Педагог должен поддерживать и углублять интерес детей к космонавтам и их работе.
В групповой библиотеке должно быть несколько книг о героях космоса, а также альбомы, сделанные руками ребят, детские рисунки на данную тему.
Чувство причастности детей к событиям, происходящих в родной стране, формируется и во время рассказов воспитателя о высоких нравственных качествах русских людей. Материалом для таких рассказов могут быть очерки из газет и журналов.
В старшем дошкольном возрасте углубляются знания детей о великих русских писателях, художниках, композиторах. Дети должны знать определенные произведения, которые написали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, узнавать их на портретах; знать некоторые факты их биографии.
Дети продолжают также знакомиться с произведениями великих мастеров кисти. Дети этого возраста могут воспринимать довольно сложные произведения живописи, понимать настроение, передаваемое художником.
Очень интересно проходят занятия, на которых рассматриваются репродукции картин Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Снегурочка». Ребятам знакомы сказки по мотивам, которых написаны эти произведения, и они сразу узнают их героев.
Все это обогащает мысли и душу ребят, учит гордиться культурой своей великой страны.
В патриотическом воспитании дошкольников рекомендуют использовать следующие формы работы:
‒ факультативные занятия (беседы, игры);
‒ все виды художественной творческой деятельности;
‒ проведение совместных праздников (Масленица, Рождество, Пасха);
‒ просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
‒ экскурсии, целевые прогулки по городу;
‒ детская благотворительность;
‒ тематические вечера;
‒ организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
Таким образом, в программе прослеживаются несколько направлений работы:
- Духовно-образовательное (занятия, беседы, чтение);
- Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые, строительные игры, прогулки, экскурсии, походы);
- Культурно-познавательное (встречи, концерты, просмотр диафильмов);
- Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Предлагаются следующие формы работы с родителями:
- Родительские собрания.
- Консультации.
- Открытые занятия.
- Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники).
- Наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы).
Литература:
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2003г., № 5 2004 г.
- Жуковская Р. И. Родной край — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
- https://raguda.ru/sk/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos.html
- Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2000. — 132 с.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: родная страна, ребенок, игра, патриотическое воспитание, город, занятие, детский сад, изобразительная деятельность, родной город, старший возраст.
Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитаниюкартотека (подготовительная группа)
Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию
Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны.
Карточка-1
Беседа «Праздник в моей семье»
Цель: Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять представления детей о родственных отношениях, знакомить с культурными нормами и традициями, формировать социокультурные компетенции.
Карточка-2
«Россия — Родина моя»
Цель: расширить представления детей о родном крае, углубить и уточнить представление о Родине – России. Закрепить знания о флаге, гербе и гимне, о столице Москве, о своей малой родине – Нижнем Новгороде. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, к родине.
Карточка-3
«Пословицы о Родине».
Цель: Продолжать знакомить детей с видами устного народного творчества: пословицы и поговорки; обратить внимание на способность русского народа подмечать и точно, ярко выражать словами замеченное. Воспитывать интерес к творчеству русского народа.
Карточка-4
«С чего начинается Родина?»
Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
Цель: Помочь детям осмыслить понятие Родина и причины любви человека к ней. Формирование чувства любви и гордости за свою Родину.
Карточка-5
«Государственные символы России»
Цель: Формировать у детей основные понятия о символах государства, как общечеловеческой, государственной ценности. Воспитывать уважительное отношение к символам своего государства.
Карточка-6
«Герб города»
Цель: Рассказать детям о функциональном значении герба, дать представление о его истории, рассказать о том, что изображено на гербе города. Совершенствовать знания детей о символах, изображенных на гербе, раскрыть, что они обозначают. Воспитывать в детях патриотические чувства.
Карточка-7
«Москва – столица нашего Отечества»
Цель: дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа.
Карточка-8
«Планета Земля в опасности»
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
Карточка-9
«День знаний»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник – начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.
Карточка-10
«День матери»
Цель: закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции.
Карточка-11
«Новый год»
Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу.
Карточка-12
«Масленица»
Цель: продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
Карточка-13
«Наша Армия».
Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов.
Карточка-14
«8 марта»
Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Карточка-15
«Первый космонавт»
Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Карточка-16
«День Победы»
Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.