Нравственное воспитание детей: какая роль отводится семье, а какая воспитателям и педагогам

Без исключения все родители должны нравственно воспитывать своих детей. Это важный критерий объединяет в себе комплекс всех положительных чувств и умений любого человека. Те дети, которых вырастили в атмосфере нравственности, легко идут на помощь другому человеку, комфортно чувствуют себя в коллективе, они настойчиво идут к своей мечте, превращая ее в цель, при этом оставаясь честными. Эти дети обладают уверенностью в себе, они смелы и мужественны, вежливы по отношению ко всем окружающим без ограничения, адекватно воспринимают критику.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: роль семьи

Дошкольник – это ребенок 4-6 лет. В этот период взрослые могут активно влиять на взгляды ребенка и некоторые черты его личности.

Многие ребята посещают детские сады, но все же именно родители имеют максимальный моральный авторитет для малышей. Поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста почти полностью возлагается на семью.

Ценности, которые в дальнейшем будут много значить для ребенка, определяются его окружением. Чтобы дети росли честными, гуманными, ответственными, им нужен перед глазами достойный пример для подражания. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста основывается, прежде всего, на личном примере близких. Если родители делают искренний выбор в пользу духовных ценностей, то и ребенок сможет вслед за ними поступить также.

К сожалению, многие мамы и папы не имеют возможности проводить с детьми много времени. Напряженный трудовой график может сильно ограничивать общение с подрастающим поколением. Снижается ли от этого роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста? Конечно, нет.

Постарайтесь максимально интенсивно использовать то время, которое вы проводите с малышом. Банально звучит фраза, что дети быстро растут. Но этот факт имеет прямое отношение к нравственному воспитанию. Уже через несколько лет ваш дошкольник обретет и другие авторитеты, кроме родителей, его мнение будет зависеть от слов множества чужих людей, а одобрение семьи не будет определяющим. Необходимо использовать все возможности нравственного воспитания детей дошкольного возраста, чтобы успеть вложить в ребенка духовные ценности.

Ошибки, мешающие воспитывать нравственность

  1. Пытаясь воспитывать нравственного приемника, не нужно вынуждать его что-то делать, говоря, что это нравственное дело. Детей необходимо подводить в семье к тому, чтобы они сами очень хотели всегда поступать честно и справедливо, именно это означает нравственное воспитание.
  2. Нельзя говорить своим чадам, что хорошие дела нужно совершать только для семьи, а с другими людьми можно поступать иначе.
  3. Ошибаются люди, которые не разрешают своим малышам давать поиграть свои вещи другим ребятишкам или угощать члена семьи или кого-то чужого.
  4. Ошибкой оборачивается плата деньгами или подарками за отличную учебу или добрые дела.

Цели нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, как и любого воспитания вообще – подготовить достойного члена общества. Подумайте, каким бы вы хотели увидеть своего ребенка в будущем. Моральный аспект личности вашего малыша имеет большое значение. Почти все родители хотели бы увидеть своего ребенка сильным, ответственным, гуманным, добрым, честным.

Целью нравственного воспитания детей дошкольного возраста является знакомство малыша с моральными законами и основными духовными ценностями. Выбор в пользу доброго начала ребенок должен сделать искренне и самостоятельно, но под чутким руководством взрослых.

В наше время находятся родители, протестующие против нравственного воспитания детей. Их основной аргумент – ребенку с высоким моральным уровнем будет крайне тяжело выжить в нашем жестоком обществе. В целом такой подход понятен, но является очень спорным.

Во-первых, нравственность – это искренняя приверженность внутренним идеалам общества, а значит, она помогает жить в коллективе. Во-вторых, даже если аморальной личности и удастся многого добиться в жизни, то это будут, прежде всего, материальные ценности. Создать прочную семью, обрести друзей, поддерживать общение с родственниками без соблюдения моральных законов почти невозможно. Может быть, при полном отсутствии духовных начал такой человек и не будет ощущать собственного одиночества и ущербности. Но будут ли счастливы родители, воспитавшие безнравственного ребенка? Скорее всего, нет.

Нравственное воспитание детей – это движение к счастливому будущему для вашего малыша. Опираясь на традиционные ценности, ребенок сможет в дальнейшем преодолеть любые трудности.

Что это такое

Как выбрать правильную позицию нравственного воспитания?

Для этого взрослые должны знать определение понятий нравственности, морали, воспитания.

Под воспитанием понимается усвоение определенных навыков общественного поведения, привитые окружающей социальной средой, родителями, учителями.

Эти навыки человек использует в общественной жизни. Например, он учится правилам поведения в школе, на отдыхе и т. д.

Нравственность – моральные качества индивида, которые ставят границы поведения, его духовные качества, необходимые для адаптации к социальной среде.

То есть, моральные принципы – это та граница, которую человек никогда не переступит. Без этих принципов человечество уподобляется животным, которыми руководят только инстинкты.

Индивид может быть воспитанным, знать все правила этикета, но его поступки будут безнравственны, аморальны.

Нравственное воспитание младших дошкольников

У маленьких детей есть определенные особенности в восприятии нашего мира. Чем младше малыш, тем более образным мышлением он обладает. Нравственное воспитание младших дошкольников строится с учетом этих особенностей.

В возрасте 3-4 лет ребенок, в основном, познает мир через игру. Вводя в игровой процесс элементы нравственного воспитания, можно достичь колоссальных успехов. На примере различных персонажей можно демонстрировать доброту, сострадание, смелость и честность. Для ребенка важна ваша оценка поведения и поступков вымышленных героев.

Игры со сверстниками тоже имеют значение для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Взрослым необходимо следить за этими занятиями малышей и ненавязчиво вмешиваться в процесс при необходимости.

Специальные занятия по нравственному воспитанию в этом возрасте практически не нужны. Личный пример взрослых и правильно организованные игры способствуют знакомству с основами нравственных законов общества.

Первичная социальная адаптация и ее особенности

Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.


Стадии социализации детей младшего возраста

Благодаря всему этому ребенок включается в явление, называемое первичной адаптацией в социуме. Для того, чтобы первичная социальная адаптация и ее основы прошли максимально результативно, у ребенка должна быть сформирована потребность в общении и взаимодействии с родителями. На почве этого в дальнейшем у него будет формироваться доброжелательное отношение в его сверстникам и близким людям целом. Ребенок начинает «считывать» вербальные и невербальные сигналы с их стороны, понимать их, а позднее – реагировать и отвечать на них. В его жизни появляются и играют все более весомую роль дозволения и запреты.

Механизм понимания того, что можно и что нельзя в дальнейшем ляжет в основу формирования правильного поведения и полезных привычек.

Нравственное воспитание старших дошкольников

Дети постарше уже обладают большим запасом знаний о человеческом обществе и его законах. Дошкольник 5-6 лет не только прекрасно понимает разницу между добрыми и злыми поступками, но и имеет достаточно самоконтроля, чтобы ограничивать себя.

Нравственное воспитание старших дошкольников является сложной задачей, так как требует максимальной искренности и увлеченности от взрослого.

Впрочем, в чем-то с подросшими детьми становится легче. Так, например, на помощь взрослым приходят гуманные книги, мультфильмы, спектакли. Хорошие художественные произведения воздействуют на ребят на уровне эмоций и интеллекта. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с помощью искусства является традиционным методом. Родителям нужно правильно подбирать произведения и обсуждать с ребенком полученные впечатления. Роль беседы в этом возрасте становится постепенно все больше.

Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей — прот. Борис Ничипоров

Хри­сти­ан­ская педа­го­гика про­ни­зана верой в чело­века, в любого чело­века. В житии Иоанна Бого­слова есть одно место: дове­лось ему повстре­чать раз­бой­ника, быв­шего прежде вполне доб­ро­по­ря­доч­ным хри­сти­а­ни­ном. Уви­дав свя­того, раз­бой­ник вдруг уви­дел и себя духов­ным взо­ром и, сго­рая от стыда, попы­тался убе­жать. Но Иоанн Бого­слов бежал за ним, сколько мог. Когда же выдохся, оста­но­вился, пере­вел дыха­ние и стал про­сто звать его. Раз­бой­ник оста­но­вился, заго­во­рил, а затем, искре­ние пока­яв­шись, вер­нулся к доб­рой и пра­вед­ной жизни.

В этом эпи­зоде – образ нашего упо­ва­ния. Насто­я­щий педа­гог не про­сто верит, он твердо верит – образ Божий в чело­веке неуни­что­жим. И пока чело­век жив – есть надежда.

I. Осно­во­по­ла­га­ю­щий догмат.

Фун­да­мен­таль­ное уста­нов­ле­ние, откры­ва­ю­ще­еся для педа­гога одно­вре­менно и мисти­че­ским и раци­о­наль­ным духов­ным зако­ном – есть дог­мат о двой­ной при­роде во Хри­сте. Боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская при­роды во Хри­сте соеди­нены между собой нес­ли­янно, но нераздельно.

Уко­ряют дог­ма­ти­че­ское цер­ков­ное мыш­ле­ние в кос­но­сти, в непро­грес­сив­но­сти. Любая мыс­ли­тель­ная уста­новка дог­ма­тична. Тот же ате­и­сти­че­ский гума­низм жестко и даже жестоко дог­ма­ти­чен. Не стоит обо­льщаться его улыб­чи­вым фасадом.

Догмы его: 1) Бога нет. 2) Чело­век,- но чело­век обез­бо­жен­ный, лишен­ный соб­ствен­ного ядра,- центр Все­лен­ной. 3) Догма-про­ек­ция преды­ду­щей и почти не осо­зна­ется, но по суще­ству важ­ней­шая. Содер­жа­ние ее может варьи­ро­ваться, но смысл один: именно я, теря­ю­щий не только образ Божий, но и чело­ве­че­ское лицо,- центр Все­лен­ной. 4) Смерти нет, есть только жизнь. Но смерть нельзя упразд­нить нашим жела­нием. С этой дог­мой без­жиз­нен­ность и мерт­вость, кото­рые никуда не делись, вхо­дят в саму жизнь.5) Завер­шим, хотя можно было бы про­дол­жать дальше, дог­мой при­о­ри­тета моло­деж­ного созна­ния, моло­деж­ной суб­куль­туры, назна­че­ние кото­рой не допу­стить углуб­ле­ния мира, не дать при­оста­но­виться и заду­маться , лишить чело­века скон­цен­три­ро­ван­ного опыта и духов­ного потен­ци­ала поко­ле­ний. Неда­ром куль­тура без­ре­ли­ги­оз­ного гума­низма вообще не знает инсти­тута стар­че­ства, духов­ни­че­ства, в отли­чие от всех духовно раз­ви­тых цивилизаций.

В Рос­сии куль­тура стар­че­ства знала высо­чай­шие взлеты. Вспом­ним век пре­по­доб­ного Сер­гия, игу­мена Радо­неж­ского. Вспом­ним пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, Иоанна Крон­штадт­ского, стар­цев Опти­ной пустыни…

Впро­чем, даже среди пра­во­слав­ных людей можно услы­шать раз­го­воры, что стар­цев уже нет. Надо ска­зать, что такие раз­го­воры велись и тысячу лет назад – задолго до века пре­по­доб­ного Сер­гия. Об этом упо­ми­нает Симеон Новый Бого­слов, жив­ший в деся­том веке, еще Русь была не кре­щена, а Симеон Новый Бого­слов писал при­мерно сле­ду­ю­щее: Вот, мол ходят монахи по нашему мона­стырю и гово­рят, что истин­ных стар­цев больше не будет. Он же ука­зы­вал дальше, что лучше иметь духов­ни­ком про­сто бла­го­че­сти­вого монаха или обык­но­вен­ного при­ход­ского свя­щен­ника, чем жить само­чинно, жить без бла­го­сло­ве­ния и совета.

Хорошо, если с дет­ства чело­век при­вык испо­ве­до­ваться и сове­то­ваться с духов­ни­ком. Это нор­маль­ное духов­ное отправ­ле­ние . Духов­ник – тот же семей­ный врач. На про­тя­же­нии мно­гих лет зная осо­бен­но­сти душев­ного устро­е­ния маль­чика или девочки, он быстро и пра­вильно может рас­по­знать исто­рию того или дру­гого порока, подо­плеку духов­ного кри­зиса. Азбуч­ная истина для любой насто­я­щей хри­сти­ан­ской семьи и совер­шенно неиз­вест­ная людям внешним.

Видимо самым важ­ным и самым труд­ным делом для духов­ника явля­ется его про­зрач­ность для Бога. Своей пер­со­ной духов­ник не дол­жен заго­ра­жи­вать для духов­ного сына сво­его Свет Бла­го­дати Божией. И еще ему нужно мисти­че­ски почув­ство­вать осо­бен­но­сти жиз­нен­ного пути вот этого именно, дан­ного чело­века. Тра­фа­рет­ных путей нет. Каж­дый путь ко Хри­сту уникален.

С помо­щью духов­ника при­об­ретя пер­вые навыки испо­веди, ребе­нок спо­со­бен сде­лать пер­вые шаги в том духов­ном дела­нии, кото­рое в пра­во­слав­ной аскезе полу­чило назва­ние «неви­ди­мой брани» (пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец), овла­деть пра­ви­лами борьбы с гре­хов­ными мыс­лями – чув­ствами – поступками.

Хри­сти­ан­ство обла­дает раз­вер­ну­той осво­ен­ной про­грам­мой прак­тики духов­ного само­вос­пи­та­ния и исправ­ле­ния. Именно на поприще пре­одо­ле­ния «себя – греш­ного» и фор­ми­ру­ется воля, рож­да­ю­щая муже­ство и тер­пе­ние, спо­соб­ность сла­дить с житей­скими труд­но­стями и не осквер­нить при этом свою душу.

Сво­бода педа­гога, сво­бода духов­ника состоит в том, что они должны лишь сеять, сеять умело, а почву пло­до­род­ную или каме­ни­стую выби­рать не нам.

II. Дидак­ти­че­ские принципы.

Все, что отно­сится к Богу, к рели­гии, обра­ща­ется к выс­шему в чело­веке, к образу Божьему в его душе и должно быть обя­за­тельно сопря­жено с чув­ством благоговения.

Голая инфор­ми­ро­ван­ность вообще не решает и не может решать ника­ких нрав­ствен­ных и духов­ных задач. Без бла­го­го­ве­ния, на мой взгляд, духов­ное обра­зо­ва­ние бес­смыс­ленно. Это даже хуже, чем ничего. Инфор­ма­ци­он­ный под­ход: све­де­ния об Авра­аме, пре­по­доб­ном Сер­гии и т.д. может стать только под­пит­кой отвра­ти­тель­ного «сов­ко­вого» цинизма, еще более мерз­кого на фоне некой обра­зо­ван­но­сти, «начи­тан­но­сти» и «нахва­тан­но­сти». Умест­нее назвать такую обра­зо­ван­ность – обра­зо­ван­ством, столько в ней тупо­сти, чван­ства и глу­бо­чай­шего неве­же­ства. Как гово­рит апо­стол: такое зна­ние только над­ме­вает, а любовь нази­дает (I Кор. 8,1).

Бла­го­го­ве­ние – это чув­ство с одной сто­роны совер­шенно понятно, с дру­гой сто­роны плохо под­да­ется опи­са­нию. Один подвиж­ник гово­рил, что бла­го­го­ве­ние это соеди­не­ние страха Божия и радо­сти о Боге и Спа­си­теле. Видимо оно (бла­го­го­ве­ние) свя­зано с устро­е­нием души, кото­рая при­бли­жа­ясь к неко­то­рым пред­ме­там чув­ствует сопри­сут­ствие Божие. Нужно при этом нечто совер­шить и внеш­нее и внут­рен­нее. Как Мои­сею было ска­зано Богом, когда он уви­дел куст, кото­рый горел и не сго­рал: Не под­ходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на кото­ром ты сто­ишь, есть земля свя­тая (Исх. 3:5).

Бла­го­го­ве­ние в рам­ках рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния фор­ми­ру­ется при сопри­част­но­сти или пере­жи­ва­нии той или иной реаль­но­сти как святыни.

Выс­шей Свя­ты­ней явля­ется Сам Гос­подь. «Свят, Свят, Свят Гос­подь Саваоф»,- поет Цер­ковь. Свя­тыня и сама Цер­ковь, иконы и дру­гие свя­щен­ные пред­меты. Свя­ты­ней явля­ется Собор Свя­той Церкви во главе с Пре­свя­той Вла­ды­чи­цей нашей Бого­ро­ди­цей и Прис­но­де­вой Марией. Свя­ты­нями без­условно сопря­жен­ными с выше­на­зван­ными явля­ются «мать», «отец», «хлеб», «Родина», «мой город», «мой дом»…

Нако­нец свя­ты­ней должна стать соб­ствен­ная душа и даже тело.

Нужно научиться таким поня­тиям как «осквер­не­ние (души и тела) через грех», «очи­ще­ние через покаяние».

Все это плохо усва­и­ва­ется, если только пре­по­да­ется на уро­ках и никак не свя­зано с реаль­ным вхож­де­нием в литур­ги­че­скую жизнь Церкви Христовой.

1. Прин­цип осво­е­ния насле­дия края.

Как уже было ска­зано род­ной край – свя­тыня. Поня­тие род­ного края явля­ется одно­вре­менно и мисти­че­ским и родо­вым (род­ным). Мисти­че­ским он ста­но­вится через сто­я­ние на земле храма, как живого и кон­крет­ного места соеди­не­ния Боже­ствен­ного и чело­ве­че­ского. Храм – это место вос­со­еди­не­ния гор­него и доль­него. Родо­вым оно явля­ется через мистику земли, ибо от этой земли были взяты наши предки. Здесь их могилы и дома. Здесь нынче и мы сами. Из земли вышли и в землю воз­вра­тимся телом.

Пат­ри­о­тизм – это прежде всего осо­зна­ние рус­ской земли как своей, это осо­зна­ние себя ответ­ствен­ным за эту землю, за ее бла­го­со­сто­я­ние, это осо­зна­ние себя в диа­логе с живой исто­рией земли. Это нако­нец и осо­зна­ние себя в ряду поко­ле­ний, насе­ляв­ших эту землю. Уточ­няя послед­нее, можно гово­рить о фор­ми­ро­ва­нии ответ­ствен­но­сти за пря­мое насле­до­ва­ние хозяй­ство­ва­ния на земле. Это, нако­нец, фор­ми­ро­ва­ние готов­но­сти про­стить (не осу­дить) ошибки отцам и дедам и стрем­ле­ния иску­пить их своей жиз­нью. Послед­нее можно назвать выпрям­ле­нием пути рода (семьи) и народа в целом.

Пат­ри­о­тизм не дол­жен носить агрес­сив­ного харак­тера. Это сила, кото­рая в Церкви име­ну­ется добролюбезной.

Видимо насту­пает время, когда мир будет осо­зна­вать себя еди­ным орга­низ­мом. И мы вовсе не должны пытаться спря­тать от детей то или иное рели­ги­оз­ное уче­ние, то или иное духов­ное содер­жа­ние. Напро­тив им нужно с воз­мож­ной пол­но­той пока­зы­вать иные рели­ги­оз­ные тра­ди­ции. Нет ника­кой нужды стро­ить подоб­ные курсы через огуль­ную кри­тику и ана­фе­мат­ство­ва­ние всего и вся. Необ­хо­димо стре­миться к тому, чтобы вывод о глу­бине и правде Пра­во­сла­вия был выво­дом самого ученика.

Сле­дует четко раз­ли­чать зна­ние фор­маль­ное, внеш­нее и зна­ние духов­ное, мисти­че­ское – оно все­гда таин­ственно и до конца непо­сти­жимо, тем более извне. Хри­сти­а­нин может знать (про­чи­тать) что-то о буд­дизме, но не может знать и даже едва ли спо­со­бен узнать, что зна­чит молиться как буд­дист. Также обстоит дело и с дру­гими рели­ги­ями, даже, воз­можно, с иными хри­сти­ан­скими исповеданиями.

Мы ничего не можем ска­зать об их спа­си­тель­но­сти или неспа­си­тель­но­сти. Мы твердо знаем истин­ность пра­во­слав­ного пути к Богу. Есть ли дру­гие пути – Бог весть. Бог знает. Мы же, оста­ва­ясь хри­сти­а­нами, должны по запо­веди всех любить и никого не судить.

Однако отдель­ные сек­тант­ские объ­еди­не­ния должны быть под­верг­нуты жест­кой кри­тике. Но кри­тика эта обя­за­тельно должна сопро­вож­даться состра­да­тель­ной любо­вью к заблуд­шим людям.

Но в основе насто­я­щего обра­зо­ва­ния все­гда должна лежать любовь к Родине, к ее исто­рии, к ее свя­ты­ням и ее свя­тым. Чело­век непол­но­це­нен, если не испы­ты­вает чув­ства «род­ного пепе­лища», если его не сози­дает «любовь к оте­че­ским гро­бам». Такого чело­века можно только от души пожа­леть, столь мно­гого он лишен в жизни.

Родина для нас рос­сиян, во-пер­вых, кон­крет­ное место рож­де­ния или ста­нов­ле­ния (город, село), а, во-вто­рых, Рос­сия. Трудно пред­ста­вить, чтобы кто-либо назвал Роди­ной Европу. Разве что со сто­роны аме­ри­кан­ского кон­ти­нента доно­сятся порой носталь­ги­че­ские воз­ды­ха­ния ста­ре­ю­щих эми­гран­тов о «доб­рой ста­рой Европе».

2. Прин­цип меры.

На этот прин­цип ука­зы­вали все вели­кие педа­гоги. В образ­ной и кра­си­вой форме он был сфор­му­ли­ро­ван еще в чет­вер­том веке Анто­нием Вели­ким. Еги­пет­ский пате­рик повест­вует: «При­шел некто в пустыню поохо­титься на диких зве­рей и застал авву Анто­ния, когда тот гово­рил бра­тии речи нешу­точ­ные, и поду­мал о нем хорошо. А ста­рец, желая изъ­яс­нять ему, что ино­гда бра­тии должно быть ока­зано снис­хож­де­ние, гово­рит ему: Положи-ка стрелу на лук твой и напря­гай тетиву. Тот сде­лал по слову его. Ста­рец опять гово­рит:- Еще напря­гай! Тот напряг вовсю, а ста­рец снова за свое:- Напря­гай! Отве­чает ему охот­ник: – Зна­ешь, если напрягу черес­чур, тетива порвется. И тут мол­вил ему ста­рец:- Вот так то и с делом Божиим. Если бесе­дуя с бра­тьями, напря­гать тетиву пре­выше дан­ной им меры, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им чуточку снис­хож­де­ния. И охот­ник, полу­чив мно­гую пользу душев­ную, удалился».

Прин­цип меры имеет и аске­ти­че­ский аспект. В осо­бен­но­сти это каса­ется молит­вен­ной нагрузки наших детей. Она должна быть, если можно так выра­зиться, строго дози­ро­вана – не больше и не меньше. В молитве при­сут­ствует момент труд­ни­че­ства, но для ребенка она прежде всего должна быть в радость.

Часто мы строим раз­лич­ные обра­зо­ва­тель­ные про­граммы (осо­бенно аль­тер­на­тив­ного типа), не учи­ты­вая уров­ней утом­ля­е­мо­сти и исто­ща­е­мо­сти наших вполне совре­мен­ных синюш­ных и диа­тез­ных детей. В част­но­сти, не мешало бы при­за­ду­маться в связи с этим – насколько необ­хо­димо сего­дня нашим детям изу­че­ние гре­че­ского и латин­ского язы­ков. Не стоит ли за этим сле­пой, чисто меха­ни­че­ский, рестав­ра­ци­он­ный под­ход. Вынь да положь уро­вень про­шлого века! Забы­ваем, что век назад и воз­дух и вода и капу­ста были дру­гого качества!

Важно достичь пра­виль­ного соче­та­ния, баланса мисти­че­ского и реаль­ного в душе ребенка. Пре­об­ла­да­ние мисти­цизма порож­дает душев­ную болез­нен­ность, а реа­лизм сам по себе, вне глу­бин­ной духов­ной ори­ен­та­ции ста­но­вится при­чи­ной цинизма, скеп­сиса и меркантильности.

Кстати рус­скому интел­ли­генту свой­ственны были все­гда сомне­ния. И это вполне нор­мально! Чело­век может сомне­ваться не только потому, что он без­осно­вен. Сомне­ние может вести его к обре­те­нию Истины. Сомне­ние пло­до­творно, пока Истина не откры­лась в пол­ноте. Однако, если сомне­ние ста­но­вится спо­со­бом мыш­ле­ния и даже спо­со­бом жизни, это неиз­бежно при­во­дит к вырож­де­нию лич­но­сти. К цинизму, уны­нию и отчаянию.

Отно­си­тельно каче­ства и содер­жа­ния обра­зо­ва­тель­ных про­грамм нельзя не кон­со­ли­ди­ро­ваться с точ­кой зре­ния мит­ро­по­лита Сурож­ского Анто­ния (Блума), кото­рый писал, что нужна «детям не осве­дом­лен­ность, а живой кон­такт, кото­рый может взвол­но­вать душу, вдох­но­вить, нужна не про­сто исто­рия». И ни в коем слу­чае роди­тели не должны «пре­вра­щать опыт­ное зна­ние (ребенка) в моз­го­вой катехизис».

Можно ли посе­ять семена веры, надежды и любви, если рас­сказ без­на­дежно неинтересен?

3. Прин­цип един­ства мисти­че­ского и рационального.

Мы уже отме­тили в преды­ду­щем пункте необ­хо­ди­мость баланса между мисти­че­ским и реаль­ным. Прин­цип здра­вого, трез­вен­ного вхож­де­ния в духов­ную жизнь явля­ется осно­вой пра­во­слав­ной аскезы. Глу­бина веры должна соче­таться с без­вид­ной молит­вой. Это зна­чит, что во время молитвы не нужно ничего себе пред­став­лять. Отцы Церкви гово­рят: если моло­дой подвиж­ник полез на Небо, тащи его за ноги оттуда. Поэтому то в повсе­днев­ной мона­ше­ской жизни очень много вполне кон­крет­ного физи­че­ского труда. Выс­шие сту­пени духов­ной жизни дове­ря­ются только тем, кто про­шел так назы­ва­е­мый мона­ше­ский искус. В этом запе­чат­лена вели­кая муд­рость. Цер­ковь предо­сте­ре­гала людей от духов­ных опас­но­стей. Древ­няя прак­тика посте­пен­ного вхож­де­ния в духов­ную сферу предо­хра­няла людей от пси­хи­че­ских рас­стройств, от состо­я­ний одер­жа­ния и пре­ле­сти, пре­льще­ния, погру­же­ния в мир, кото­рого нет.

В сек­тант­ских груп­пи­ров­ках, укло­нив­шихся от пути трез­ве­ния, люди попа­дают в раб­ство жажды посто­ян­ных виде­ний, откро­ве­ний. Не надо забы­вать, что апо­стол Павел гово­рит, что сам сатана может пред­стать перед нами в виде ангела света. Нет энер­гий вообще – «из кос­моса», как в насто­я­щее время любят выра­жаться экс­тра­сенсы. Только чело­век, про­дви­нув­шийся по пути аскезы, пра­во­слав­ного трез­ве­ния спо­со­бен раз­ли­чить духов­ные энергии.

Вме­сте с тем не надо и посто­янно пугать сата­ной. Напро­тив, необ­хо­димо все­гда под­чер­ки­вать, что Бог побе­дил демо­ни­че­ские силы на Кре­сте. И чего боится сатана, так это Кре­ста Господня.

А силы духов­ные, кото­рые так нужны ребенку, сле­дует чер­пать из свя­тых Таинств и глав­ное из свя­того При­ча­стия за Боже­ствен­ной Литургией.

Необ­хо­димо вну­шать детям, что мы не достойны Боже­ствен­ных Откро­ве­ний. Явле­ния могут быть и лож­ными. «Не вся­кому духу верьте»,- гово­рил апо­стол (I Иоан. 4,1).

Дру­гие рели­ги­оз­ные направ­ле­ния, прежде всего про­те­стант­ского толка, напро­тив, склонны отри­цать Таин­ства Церкви, крайне раци­о­на­ли­зи­руют и упро­щают бого­слу­же­ние. Они делают упор на нрав­ствен­ной сто­роне веры, нередко ока­зы­ва­ясь для нас недо­ся­га­е­мым при­ме­ром. И в этом не было бы ничего пло­хого, если бы не теря­лась попутно свет­лая истина Церкви, а чело­век не лишался духов­ной силы и глу­бины, не под­сту­пал вплот­ную к неве­рию и к без­раз­ли­чию к вере. Ате­изм, соб­ственно говоря, явля­ется край­ней фор­мой раци­о­на­лизма. Однако свято место не бывает в тече­нии про­дол­жи­тель­ного вре­мени пусто. На почве неве­рия как пыш­ная трава про­из­рас­тают суе­ве­рия и оккультизм.

Возь­мем наше обще­ствен­ное созна­ние. Аст­ро­ло­ги­че­ские про­гнозы сего­дня пода­ются как нечто само собою разу­ме­ю­ще­еся. Обы­ва­тель даже не подо­зре­вает, что аст­ро­ло­гия – древ­няя демо­но­ло­ги­че­ская дис­ци­плина, кото­рая про­клята Богом. В Биб­лии про­рок Исайя, говоря о страш­ном суде и пред­ре­кая страш­ную кон­чину блуд­ни­цам, пишет: «Ты (блуд­ница) устрем­лена мно­же­ством сове­тов твоих; пусть же высту­пят наблю­да­тель неба и звез­до­четы, и пред­ве­ща­тели по ново­лу­ниям, и ска­жут тебе от того, что должно при­клю­читься тебе. Вот они, как солома, огонь сожег их, не изба­вили души своей от пла­мени… никто не спа­сет тебя» (Ис. 47:13–15). Никто (из них) не спа­сет тебя. Слова эти очень акту­альны и важны сегодня.

Бала­мут, дядюшка-бес поучает сво­его пле­мян­ника в заме­ча­тель­ной книге К.С. Лью­иса. Он вра­зум­ляет его, как полов­чее иску­шать людей: «Если наи­бо­лее удастся создать изде­лие (т. е. совре­мен­ного чело­века) выс­шего каче­ства – мага-мате­ри­а­ли­ста, не только исполь­зу­ю­щего, но и почи­та­ю­щего то, что он туманно и рас­плыв­чато отри­цает… мы будем близки к побед­ному концу… «Черти» – коми­че­ские пер­со­нажи для совре­мен­ных людей, и это помо­жет тебе…» Похоже, что черти в насто­я­щее время недурно преуспели.

4. Прин­цип сопод­чи­не­ния духов­ного, душев­ного и телес­ного в струк­туре личности.

Еван­ге­лие гово­рит нам, что есть люди плот­ские. Это те, как гово­рит апо­стол Петр, кото­рые идут вслед сквер­ных похо­тей плоти (2Петр. 2:10). Есть люди душев­ные, а есть духов­ные. Вот что гово­рит о них апо­стол Иаков: «Мудр ли и разу­мен кто из вас, докажи это на самом деле доб­рым пове­де­нием и муд­ро­сти». Но если в вашем сердце вы име­ете горь­кую зависть и свар­ли­вость, то не хва­ли­тесь и не лгите на истину. Это не есть муд­рость, нис­хо­дя­щая свыше, но зем­ная, душев­ная, там неустрой­ство и все худое. Но муд­рость, схо­дя­щая свыше, во-пер­вых, чиста, потом мирна, скромна, послуш­лива, полна мило­сер­дия и доб­рых пло­дов, бес­при­страстна и нели­це­мерна. Плод же правды в мире сеется у тех, кото­рые хра­нят мир» (Иак. 3:13–18).

Без­условно, пока чело­век жив, гра­ницы духов­ного, душев­ного и телес­ного оста­ются пре­одо­ли­мыми. Путь же вверх, т. е. к духов­ному – это путь пока­я­ния в Боге. Нужно открыть в детях спо­соб­ность «гля­де­ния в себя». Не про­сто само­на­блю­де­ние, а само­на­блю­де­ние в Боге, кото­рое с одной сто­роны скло­няет к пока­я­нию, а с дру­гой не дает уны­вать, но дает бла­го­дать, радость и покой.

Чрез­вы­чайно важны чистота языка и осо­бое чув­ство и любовь к Слову. Это не есть только мораль­ная про­блема. В гораздо боль­шей сте­пени это есть про­блема, говоря совре­мен­ным язы­ком, энер­ге­ти­че­ская. Пош­лость, нецен­зур­ная брань имеют гораздо боль­шую энер­ге­тику, чем быто­вой и лите­ра­тур­ный язык. Именно поэтому мат заво­е­вы­вает все новые соци­аль­ные группы людей. Мы, хри­сти­ане, с горе­чью можем наблю­дать до какой сте­пени города наши осквер­нены матерщиной.

Нецен­зур­ная брань имеет демо­ни­че­скую при­роду. Духов­ный смысл нецен­зур­ной брани в оскорб­ле­нии Божией Матери и вообще свя­тыни. Она рас­слаб­ляет чело­века духовно и тол­кает его на путь гре­хо­па­де­ния. При­ми­ряет чело­века с жесто­ко­стью, ложью, предательством.

Ребе­нок, обла­да­ю­щий опы­том искрен­ней молитвы, не может быть при­част­ным к нецен­зур­ной брани. По слову пре­по­доб­ного Сера­фима: он будет слы­шать «эти» слова и как бы не слы­шать их, знать их и как бы не знать их. Чело­век, един­ствен­ный из всего живу­щего на земле, вла­деет сло­вом. Нельзя уни­жать чело­века, в нем образ Божий, но нельзя уни­жать и сло­вом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Но есть и дру­гой аспект этой три­ады: духов­ного, душев­ного и телес­ного. Если духов­ному соот­вет­ствуют рели­ги­оз­ные потреб­но­сти и соот­вет­ствен­ная им дея­тель­ность (ска­жем, молит­вен­ная, литур­ги­че­ская), то душев­ным потреб­но­стям соот­вет­ствует сфера искус­ства и т.п., телес­ным – сфера спорта, физи­че­ского труда и т. п. Духов­ным можно назвать того чело­века, кто пыта­ется с помо­щью Божией под­чи­нить (отнюдь не уни­что­жить) сферы душев­ную и телес­ную духов­ным осно­ва­ниям своей жизни.

Задача не в том, чтобы зада­вить душев­ное и телес­ное ради духов­ного. Выс­шая задача так урав­но­ве­сить все три сферы, чтобы духов­ная направ­ляла и про­свет­ляла душев­ную и телес­ную нашу жизнь.

III. Нрав­ствен­ные осно­ва­ния жизни.

1. Осно­во­по­ла­га­ю­щие или базис­ные нрав­ствен­ные чувства.

В. Соло­вьев выде­лял три осно­во­по­ла­га­ю­щих чув­ства, харак­те­ри­зу­ю­щих нрав­ствен­ное начало лич­но­сти. Это – чув­ства стыда, жало­сти и бла­го­го­ве­ния перед свя­ты­ней. Речь идет не об эмо­циях и чув­ствах, как их обычно пони­мают. Ско­рее это эмо­ци­о­наль­ные нрав­ствен­ные уста­новки, про­ни­ца­ю­щие все сферы лич­но­сти, в том числе и бес­со­зна­тель­ную сферу.

Нам уже дове­лось гово­рить о чув­стве бла­го­го­ве­ния. Стыд надо пони­мать как уста­новку на цело­муд­рие и душев­ную чистоту. Сле­дует отли­чать насто­я­щее чув­ство стыда от пато­ло­ги­че­ской стыд­ли­во­сти, кото­рую мы видим в рам­ках нев­ро­зов. Стыд – это неуступ­чи­вость пош­ло­сти, сто­я­ние в чистоте. Иде­а­лом цело­муд­рия и чистоты для нас явля­ется образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы и Прис­но­девы Марии.

Идеал, кото­рый заво­е­вы­вает сего­дня огром­ную попу­ляр­ность, несмотря на оче­вид­ную без­нрав­ствен­ность, – это девушка как блуд­ница. Дело, разу­ме­ется, не в том, чтобы ана­фе­мат­ство­вать, про­кли­нать этих несчаст­ных. Под­час, среди них попа­да­ются натуры искренне стра­да­ю­щие и глу­бо­кие. В самом Еван­ге­лии мы видим образы каю­щихся блуд­ниц. А житие пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской уже много веков сви­де­тель­ствует об огром­ных воз­мож­но­стях чело­ве­че­ского духа, стре­мя­ще­гося к воз­рож­де­нию в Боге.

Однако мы не можем не пори­цать осно­ва­ния духов­ного нездо­ро­вья обще­ства. Наше обще­ствен­ное созна­ние нрав­ственно неуко­ре­нено, в нем отсут­ствует поня­тие греха. Широ­кая про­по­ведь пор­но­гра­фии и наси­лия, рас­пу­щен­но­сти и блуда, не встре­ча­ю­щая ника­ких пре­пят­ствий, пря­мое след­ствие того, что для мно­гих вер­ши­те­лей дум обще­ства поня­тие сво­боды стоит вне вся­кого нрав­ствен­ного закона, оно для них абсо­лютно. У А.С.Пушкина име­ется на сей счет про­сто гени­аль­ное выра­же­ние – «безум­ство гибель­ной свободы».

Пона­чалу все «про­сто и легко», собы­тия раз­во­ра­чи­ва­ются «с лег­ко­стью необык­но­вен­ной». А по сути дела, уже к 25–30 годам такая жен­щина не может не почув­ство­вать опу­сто­ше­ния, оди­но­че­ства и тоски. Вспом­ним, что в толпе чужих людей оди­но­че­ство все­гда ощу­ща­ется ост­рее и безыс­ход­нее. Путь воз­рож­де­ния души нико­гда не пере­крыт пол­но­стью, но всту­пить на него очень трудно. Ведь для этого нужно при­знать свое нрав­ствен­ное пора­же­ние, горько рас­ка­яться и быть в сер­деч­ном сокру­ше­нии от своей нечи­стоты, не цело­муд­рия, осквер­не­ния свя­того, попра­ния образа Божия в своей душе.

Жалость – по В.Соловьеву, тож­де­ственна любви. В Пра­во­слав­ном созна­нии жалость – это то, что покры­вает мир. Пра­во­слав­ному чело­веку всех жалко. «Ибо знаем,- гово­рит апо­стол Павел,- что вся тварь сово­купно сте­нает и мучится доныне, и не только она, но и мы сами, имея нача­ток Духа, и мы в себе сте­наем, ожи­дая усы­нов­ле­ния, искуп­ле­ния тела нашего» (Рим. 8:22–23).

«Нет боль­шей той любви, как если кто поло­жит душу свою за дру­зей своих»,- гово­рит Гос­подь (Ин. 15:13). Жерт­вен­ность, пре­зре­ние к смерти, сто­я­ние до конца за свой народ были отли­чи­тель­ными осо­бен­но­стями рус­ского воин­ства. Оно было хри­сто­лю­би­вым, т. е. любя­щим Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, и доб­ро­по­бед­ным. Победы, кото­рые достав­ляла рус­ская армия сво­ему народу,- были побе­дами добра над злом. В то же время рус­ские воины в своем вели­ко­ду­шии вос­хо­дили до жало­сти к врагам.

Рус­ская армия сла­ви­лась своей дис­ци­пли­ной, послу­ша­нием, не допус­кав­шим ослу­ша­ния, и в своих дис­ци­пли­нар­ных фор­мах во мно­гом упо­доб­ля­лась мона­стырю – выс­шему иде­алу рус­ской жизни. В совет­ский период оста­лась задача сохра­не­ния орга­ни­зо­ван­но­сти и порядка, но при отсут­ствии насто­я­щего духов­ного содер­жа­ния дис­ци­пли­нар­ные формы все больше омерт­ве­вали. Армия, разу­по­до­би­лась мона­стырю, взяла за обра­зец для сво­его устро­е­ния тюрьму, прин­ципы и законы зоны. Уди­ви­тельно ли, что в ней воз­об­ла­дали дедов­щина и бес­цель­ная, ничем не оправ­дан­ная жестокость.

2. Собор­ное начало Церкви и хри­сти­ан­ское брат­ство людей.

В рус­ском бого­сло­вии и фило­со­фии все­гда в фокусе вни­ма­ния сто­яла цер­ков­ная общ­ность людей. Она опи­сы­ва­лась труд­но­пе­ре­во­ди­мым сло­вом собор­ность, гово­рили о собор­ном сознании.

Идея новей­шей педа­го­гики о при­о­ри­тете инди­ви­ду­аль­ного вос­пи­та­ния заве­домо тупи­ко­вая, обре­кает на про­иг­рыш. Инди­ви­ду­а­лизм несет в себе не меньше опас­но­стей, чем опо­сты­лев­ший совет­ский кол­лек­ти­визм. Один ребе­нок никак не в состо­я­нии про­ти­во­сто­ять полу‑, прото- и про-уго­лов­ным под­рост­ко­вым груп­пи­ров­кам, воз­ни­ка­ю­щим сего­дня в огром­ном числе на ули­цах рос­сий­ских горо­дов. Каж­дый при­ход – есть семья. В этой семье все­гда бывают труд­но­сти, вза­им­ные напря­же­ния людей, труд­но­раз­ре­ши­мые про­блемы. Но иде­а­лом, эта­ло­ном для хри­сти­а­нина все­гда оста­ется дух еди­не­ния, кото­рый был явлен в пер­вен­ству­ю­щей, апо­столь­ской Церкви Дух, уди­ви­тельно свет­лая, про­зрач­ная и чистая атмо­сфера апо­столь­ской собор­но­сти, все­гда слу­жат недо­ся­га­е­мым образ­цом для нас. Высо­кий образ хри­сти­ан­ской жизни взы­вает нас к пока­я­нию, к молит­вам, к труд­ни­че­ской жизни, к Божьему делу.

Вест­ник духов­ного про­све­ще­ния. М.: 1994 г. №1

Занятия по нравственному воспитанию дошкольников

Детские образовательные учреждения тоже вносят свой вклад в нравственное воспитание ребят. Очень многое зависит от личных качеств педагогов и от царящей в коллективе атмосферы. Специальные занятия по нравственному воспитанию дошкольников имеют вспомогательную роль.

В рамках образовательной программы детского сада проводится знакомство детей с некоторыми стихотворениями, сказками, рассказами. На занятиях по нравственности воспитатель обсуждает с детьми персонажей произведений, их поведение и характер. Желательно подходить к таким занятиям творчески. Для детей нагляднее покажутся небольшие театрализованные постановки по мотивам книг. Также можно устроить конкурс рисунков по произведению. Обсуждая персонажей, нужно помочь детям определиться с моральной оценкой их поступков.

Занятия по нравственному воспитанию дошкольников могут проходить и в форме торжественных мероприятий. Так детей могут заинтересовать постановки по теме «Уроки вежливости», «Дружба». Если на спектакле и во время обсуждения будут присутствовать приглашенные родители, то такие занятия принесут максимальную пользу.

Роль игры в формировании морально-нравственных качеств

Не забывая об исключительно важной роли игры на этом этап развития, нужно активно использовать ее и в привитии ребенку норм морали и нравственности. Игры позволяют не только смоделировать ситуации, в которых ребенку предстоит проявить свои лучшие качества и делать выбор в пользу более справедливого и правильного решения. Но также приучаться к таким феноменам, как распределение ролей, дисциплина, права и обязанности каждого участника игрового действия.


Сюжетно-ролевые игры – обучение взрослой жизни

Воспитание нравственных и моральных качеств в семье упростится, если использовать простейшие сюжетно-ролевые игры. Со временем игровой репертуар значительно расширяется и становится более сложным и разнообразным.
Оставить комментарий

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]