Развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников

Автор: Низамутдинова Гульсина Габдулкадировна

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с подгруппой детей (не более 10 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве. В его подготовке нам помогают родители.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы: игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала хорошо использовать загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

В представленной мною презентации, вы увидите наиболее яркие моменты по работе над развитием мелкой моторики и сенсорики.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма, и формируется художественный вкус

Хотелось бы остановиться на каждом возрастном этапе поподробнее, итак

1-2 года

Задача игр-занятий по сенсорному развитию детей

Главная задача игр-занятий для детей – это накапливать разнообразный сенсорный опыт, который бы на следующих этапах обучения и ИЗО и конструировании помогал систематически накапливать знания, получать новые и применять их в разных ситуациях.

— Какими играми вы пользуетесь дома для сенсорного развития?

— Как вы играете со своими детьми?

— Чему эти игры учат ребенка?

Важно, чтобы воспитатели при организации игр-занятий пользовались краткими речевыми инструкциями, не отвлекали детей словами от выполнений заданий.

Но множество исследований в сфере коррекционной педагогики показывают, что дети часто обладают недостаточно развитым восприятием: оно носит фрагментарный характер, неточное и нецеленаправленное. У дошкольников недостаточно сильно развиты сенсорные эталоны.

Поэтому есть потребность в создании условий, которые бы позволяли упражнять сенсорные функции во время систематических тренировок. Дети тренируются различать и классифицировать признаки окружающего мира, чтобы более точно и адекватно взаимодействовать с ним.

Эффективность дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников

Главные способы воздействия на сенсорные эталоны у дошкольников – это упражнения, дидактические и предметные игры. Это можно объяснить тем, что младшие дошкольники больше всего нуждаются в игровой активности.

В процессе дидактических игр можно не просто следить за формированием навыков и качеств ребенка, но также направлять и корректировать их в нужном направлении.

Дидактические игры вызывают у детей способность мыслить самостоятельно, применять имеющиеся знания в разных условиях согласно поставленным задачам. Также нужно отметить, что упражнения и игры нужно проводить в определенной системе в связи с тем, как проходит воспитание и сенсорное обучение детей.

Учитывая это чтобы развивать сенсорные эталоны и повышать уровень развития сенсорики, мы разработали комплекс дидактических игр.

Работая с сенсорным развитием, я последовательно и систематически используют упражнения и дидактические игры. Именно это является главным средством воспитания сенсорики. Стараюсь внедрять их в те или иные формы образовательного процесса.

Во-первых, я составила перспективный план по формированию сенсорных эталонов. Материал старалась распределять в той последовательности, которая предусматривает постепенный переход от легкого к трудному.

К примеру, сначала дети должны познакомиться с определенными сенсорными свойствами – формой и величиной объектов, которые исследуют с помощью ощупывания. Затем они способны воспринимать цвет с помощью зрения.

Принцип последовательности применяется также и в том, что сначала дети знакомятся со свойствами, которые резко различаются друг от друга, а затем уже те, которые имеют близкие признаки. Более того, нужно учитывать возраст дошкольников и то, на какой стадии находится их развитие.

Развивая у дошкольников представления о разных цветах, нужно действовать поэтапно. Сначала дошкольники должны научиться ориентироваться в контрастных цветах и подбирать к образцам подобные предметы.

С этой целью организуют дидактические игры, в которых дети могут раскладывать вещи по тарелочкам, находить подобные мячики и показывать похожую мозаику. С первых занятий важно не просто называть, каким цветом предметы, но и прикладывать плотно одни предметы к другим.

На следующем этапе дети учатся развивать способность ориентироваться в контарстных цветах: зеленом и желтом, синем и красном. Для этого используют задания, в которых дети подбирают согласно образцу подобные предметы.

Для этого существую разные дидактические игры. Дети привязывают к шарикам ниточки, ставят букеты в вазы, прячут мышек, раскладывают предметы по цветам, садят бабочек на цветки. И если на первых порах дети ошибаются, то им помогают, показывая правильный образец действий.

Чтобы детям было интереснее, можно применять разные дидактические материалы, стараясь чередовать их во время всего занятия.

На данном этапе у дошкольников как правило развивается понимание того, что один и тот же цвет может быть у разных предметов. Подбираются игрушки и природные материалы, обладающие нужным цветом.

Дети могут выполнять следующие задания: «Отыщите предметы лишь синего или красного цвета». Чтобы развивать представления о том, какую форму имеют предметы, нужно помогать детям сравнивать их.

К примеру, я могу задать вопрос: «Скажите, ребята, какую форму имеет этот мячик?». А затем говорю им: «У этого мяча круглая форма, как у апельсина». Затем я предлагаю детям самим находить объекты с похожим признаком.

При этом нужно учить детей выполнять такие практические действия, как накладывание фигур, переворачивание их и прикладывание. Дети обводят контуры фигур пальцами и выполняют другие действия.

Когда ребенок выполнил ряд практических действий, ему проще узнавать фигуры, которые нужно знать в младшем дошкольном возрасте. Чтобы правильно определить величину предмета, у дошкольников нужно развивать способность подбирать объекты с той же величиной, что и у образца.

Потом детям дают задания, которые бы развивали их способность различать предметы по их величине, накладывая или прикладывая их друг ко другу.

Это позволяет закреплять названия предметных свойств. Во время игр на определение величин нужно использовать как можно больше предметов, которые подготавливаются заранее. Это могут быть игрушки, имеющие разные размеры.

С помощью дидактических игр нужно формировать мышление детей и их внимание. Эти процессы неразрывно связаны с приобретением нового сенсорного опыта.

Все это позволяет закрепить представления о величине. Чтобы формировать тактильные ощущения, нужно использовать упражнения и игры с применением тактильных дорожек и сенсорных панно.

Детям предлагаются цветные палочки и красивые шнурки, а также детские прищепки. Ребятам нравится играть с разноцветными пробками, липучками, с закручивающимися предметами и щетками.

Нужно также отметить, что развитие сенсорики – это неотъемлемая часть образовательной деятельности. Но и в совместной деятельности, а также в режимных моментах мы этому тоже уделяем внимание.

В зависимости от возраста ребенка осуществляются разные подходы для организации дидактических игр.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни в соответствии с ФГОС ДО».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 г. Апатиты

Подготовила: воспитатель: Шикалова В.П. г. Апатиты

Сообщение из опыта работы:

Игра— это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» А. Сухомлинский.

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В ФГОС ДО складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное развитие.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка.

Цель: способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.

В своей работе мы поставили и решали следующие задачи:

  1. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  2. формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
  3. воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

Игра — ведущая деятельность детей, она способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобретать новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • три величины; большая, средняя, маленькая.

Основными средствами развития сенсорики у детей являются обследование, дидактические игры и упражнения.

Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Многие не знают цвет, форму, качества предмета. Связано это с резким омоложением современных родителей, которые, уделяя своим детям, любовь и ласку, забывают выступать как «активные партнеры» в деловом общении с ребенком, знающие, чего нужно добиться от ребенка, чему его научить.

В группе созданы условия для сенсорного развития и собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра. Многие дидактические игры и пособия созданы своими руками, так например игра «Чудесные прищепки», «Волшебные бусы», «Разноцветная мозаика», «Чудесные цветы», «Укрась зайчика красивым бантиком», «Спрячь мышку», «Воздушные шары», «Улетающие шары», «Подбери по цвету» и т.д.

В своей работе используем разные виды дидактических игр, способствующих сенсорному развитию:

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

  1. «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму).
  2. «Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).
  3. «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки).
  4. «Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

  1. «Сравни предметы по высоте».
  2. «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам).
  3. «Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).
  4. «В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).
  5. «Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше).

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  1. «Какого цвета не стало?»
  2. «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета).
  3. (Шапочки и шарфики для мишуток»; «Куклы – растрепки и цветные бантики»; «Цветное чаепитие у Маши и Даши»; «Что нам стоит дом построить!»; «Всему свое место» и др.
  4. «Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки).

Помимо перечисленных дидактических игр для определения и закрепление цвета, величины, формы используем и другие виды игр:

  • игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Например, «Большие и маленькие», «Какой это формы», «Какой мяч больше?», «Волшебные макароны», «Протяни дорожку». Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами;
  • Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению, например, «Найди окошко для фигурки», «Узнай, кто спрятался», «Спрячь мышку, Зайку»;
  • Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось»;
  • Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие в которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, врача) или животных (волка, зайчика, котика), например, «Угости зайчика», «Поможем ежику», «Чудесные пуговицы».
  • Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть – «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».
  • Игры – экспериментирования, направленные на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.

В группе собран материал на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. — сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений.

  1. «Чудесный мешочек».
  2. «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку).
  3. «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
  4. «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру).
  5. «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, используем игровые персонажи. Сказочные герои помогают детям освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов.

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств. «смешивание цветов» при ознакомлении с цветом, «вкладыши» с формой и величиной.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Подбор игровых методов и приёмов, а также планирование всех видов деятельности построено на основных дидактических принципах с опорой на систематичность и последовательность, конкретные педагогические условия: возраст и уровень развития детей. Методы и приемы игровых технологий.

Важным принципом организации процесса развития является систематичность. Поэтому каждое игровое занятия я начинаю с пальчиковой гимнастики, или игр с текстом «все захлопали в ладоши», «мы хлопаем руками».

Использование игровых технологий позволяют говорить о результативности их использования:

  • повысилась любознательность, пытливость;
  • сформировались знания об определенных сенсорных эталонах;
  • дети овладевают рациональными приемами обследования;
  • дети активны при взаимодействии со взрослым;
  • проявляется желание творить;
  • повысился интерес к опытно — экспериментальной деятельности.

Из бесед с родителями было выявлено, что дома они мало обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому возникла необходимость подготовить ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. На протяжении всей работы большое внимание уделялось детям с низким уровнем развития. Для них использовались игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давались советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года была проведена итоговая диагностика. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а некоторые из детей — сразу на высший уровень.

Успешным результатам способствовало то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе.

Литература:

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под редакцией Л. А. Венгера.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л. А. Венгер; Э. Г. Пилюгина; Н. Б. Венгер.
  3. Занятия по сенсорному воспитанию. Э. Г. Пилюгина.
  4. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников 1 – 7 лет. И. А. Лыкова.
Следующая >

Методика организации дидактических игр для сенсорного развития

Рассмотрим методику организации дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.

  1. У младших дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Наглядность для них более действенная, чем слово. Поэтому целесообразно объяснить им правила и продемонстрировать само игровое действие. Если в игре есть разные правила, не стоит сообщать их все за один раз.
  2. Игры нужно проводить таким образом, чтобы они позволяли детям испытывать радость и бодрость.
  3. Нужно научить детей играть так, чтобы они не мешали друг другу, постепенно учились объединяться для игры в небольшие группы и осознали, что вдвоем играть намного интереснее.
  4. Воспитатель с младшими дошкольниками должен стараться сам включаться в игровой процесс. Сначала нужно привлечь детей поиграть с дидактическими материалами. Затем нужно разбирать их и собирать вместе с ребятами. Нужно пробудить у детей интерес к дидактическим материалам и научить с ним играть.
  5. В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие окружающей действительности. Беря это во внимание, воспитатель старается подобрать такой материал, который можно было бы исследовать и активно с ним действовать.
  6. Знакомые для ребят игры станут еще более увлекательными, если в их содержание вводить что-то сложное и новое, что требует активизации умственных процессов. Поэтому нужно повторять игру в различных вариациях, постепенно усложняя их правила.
  7. Когда объясняются правила игры, воспитатель должен обратить свое внимание на разных игроков, чтобы каждый подумал, что рассказывают об игре лично ему.
  8. Чтобы игра становилась более успешной, педагог должен подготовить ребят к игровому процессу: до игры дети должны познакомиться с предметами, которые будут использованы, с изображениями и их свойствами.
  9. После игры воспитатель должен обязательно подметить положительные стороны: похвалить детей за то, что у них получилось.
  10. Интерес к играм усилится, если воспитатель предложит им играть с теми игрушками, которые были использованы во время игры.

Игры с элементами сенсорной интеграции

Цели: развить, усилить, сбалансировать обработку сенсорных стимулов нервной системой. В перспективе это:

  • развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
  • развитие высших психических функций;
  • совершенствование моторики;
  • стимуляция познавательной активности;
  • формирование и развитие всех компонентов речи;
  • коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
  • совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;
  • помощь в адаптации ребенка к новым условиям.

Мы используем различные материалы, игры и оборудование, способные стимулировать органы чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: восприятия положения тела в пространстве, тактильного восприятия, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия.

Рассмотрим применяемое в этом методе оборудование и технологии.

Сенсорные игровые системы и условия их использования

В методической литературе содержится информация о разных игровых системах. Такие системы были разработаны в том числе и Т.В. Башаевой. Они позволяют развивать восприятие дошкольников и младших школьников. ИССО разрабатывалась на основании закономерностей развития восприятия в дошкольный период и на психологических аспектах перевода внешних действий во внутренний план. Также учитывались законы овладения сенсорных эталонов.

Чтобы реализовать каждый вид восприятия, были созданы игровые системы, которые основаны на принципе постепенного усложнения согласно этапам развития перцептивных действий. В начале дети играют с реальными предметами с помощью взрослых, так они начинают воспринимать то, какими свойствами обладают разные предметы. Потом в игровую систему вводятся модели, с помощью которых свойство можно выделить специально, чтобы облегчить их восприятие.

Играя с моделями, дети учатся манипулировать свойствами как в реальных действиях, чтобы расчленить внешние действия и сами предметы на составляющие их элементы. Это дает возможность проще усвоить перцептивные действия и перевести их на уровень зрительного восприятия объектов.

Каждый вид восприятия должен завершаться зрительным различением и узнаванием свойств явлений или предметов, с помощью чего можно определить, развит ли у дошкольника механизм восприятия изучаемых свойств.

Игровые методы формирования представления о цвете

Главное место занимают упражнения и игры на различения цветов. С их помощью дошкольник может познакомиться с общепринятой системой оттенков и цветовых тонов, которые включаются в виде переходных фраз.

Игры эти очень важны, ведь дети при восприятии цвета в окружающей обстановке, рисуя его с помощью красок и карандашей не способны самостоятельно научиться систематизировать оттенки и тона.

Г.С. Швайдо предлагает собственную модель построения игр на различение и узнавание цвета. Сначала ребенок должен запомнить близкие друг для друга цвета. Затем он должен научиться различать цвета по темным и светлым оттенкам.

После этого дети должны научиться различать оттенки для одного цвета. Сначала выбирают два оттенка. Затем несколько.

Чтобы прочно усвоить сенсорные эталоны, нужно множество раз повторять игры. Но повторность нужно организовать в различных вариантах. Если повторять дидактические игры без изменений, это даст возможность детям в процессе упражнений закрепить приобретенные умения и знания.

Но если немного усложнять знакомые игры, это развивает к ним интерес. Решение новых задач приносит детям чувства удовлетворения и радости, дети разжигаются желанием вести умственную активность.

Формирующая среда и игровые методы

Согласно Р.А. Курашовой, можно выделить предметную развивающую среду, являющуюся одним из условий развития сенсорных эталонов у дошкольников.

Сегодня по мере совершенствования системы воспитания, по мере того, как внедряются принципы гуманизации процесса образования, большое значение придается созданию формирующей среды.

Среда, которая включает в себя окружения ребенка, состоит из семьи, ближайшего окружения и социальной среды. Среда может как активизировать, так и сдерживать развитие ребенка. Но она не может не влиять не его развитие вообще.

Развивающая предметная среда – это комплекс объектов материального мира, с которыми ребенок взаимодействует. Она позволяет моделировать содержание физического и духовного облика ребенка.

Чтобы дидактические игры давали результат, нужно следовать общедидактическим принципам в их организации.

Например, нужно придерживаться принципа последовательности и систематичности, которые проявляются в том, что система знаний должна передаваться детям в логической последовательности с учетом познавательных возможностей учащихся. Еще один принцип – это принцип обучения. Он подразумевает организацию процесса из нескольких шагов. Он приносит больше результатов, если делать меньше перерывов, не нарушать последовательность и не допускать неуправляемых моментов.

Исходя из всего этого, дидактические игры должны проводиться последовательно от простых к сложным.

Согласно В.Н. Аванесовой, во время занятий, которые основываются на прямом воздействии взрослых на обучающего, невозможно осуществить все зачади по сенсорному воспитанию: большую роль по-прежнему играют дидактические игры.

Исследовательница считает, что в некоторых случаях игры являются определенной игровой формой проведения занятий. Их можно организовать со всеми дошкольниками во время занятий. В других же случаях игры нужно использовать в повседневной жизни, когда ребенок играет самостоятельно.

Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:

  • качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
  • гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
  • качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
  • доски-балансиры, надувные балансиры;
  • фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
  • дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
  • горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
  • батуты;
  • тоннели, маты, под которыми можно проползти;
  • групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).

Кто-то скажет, что не везде имеется необходимая материальная база, но любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное – активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры. Так, например, вместо гамака может быть использована простыня (у нас — с морскими мотивами), на которой мы раскачиваем ребенка. Мы придумали игру, переделав известный старинный текст «Море волнуется раз». Раскачивая ребенка в простыне (силами двух взрослых и команды маленьких помощников, ожидающих своей очереди), мы ритмично произносим, форсируя звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхиваем ребенка в простыне. А затем аккуратно опускаем на мат или ковер (обязательно сначала ноги).

Обучение

Елена Юрьевна Петрова

Авторская программа

Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции

Участвовать

Таким упражнением обычно завершается работа психолога в кругу. Дети воспринимают его как расслабление и награду за выполнение заданий. Игра позволяет не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения. Также дети отлично вовлекаются в игру за счет подражания и желания последовать за товарищем. Отлично отрабатывается очередность, а тем, кому гравитационный опыт дается с трудом, все это позволяет превозмочь тревогу.

Дидактические игры для мотивации обучения

Дидактические игры – это игры, которые создаются и приспосабливаются специально для обучения детей.

Это разновидность игр с правилами, которые специально создаются педагогами для воспитания и обучения детей.

Дидактические игры – это достаточно сложное педагогическое явление, состоящее из множества планов. Игра – это и игровой метод, и форма обучения, и самостоятельная деятельность, и средство для личностного воспитания.

Дидактические игры как методы обучения изучаются нами в двух видах: это занятия и дидактические игры. Во время занятий ведущую роль берет на себя воспитатель, который старается повысить у дошкольников интерес к занятиям с помощью игровых приемов. Он может создавать соревновательные элементы, внедрять игровые ситуации. Применение разных компонентов игровой деятельности можно сочетать с указаниями, с показом, с объяснениями и с вопросами.

Исследователи в области игр выделяют ее структуру: задачи, правила и действия.

Игра, которую используют для обучения, включает в себя дидактическую, обучающую задачу. В процессе игры дети стараются решить задачу в увлекательной для них форме, которую можно достичь определенными игровыми действиями.

Каждая дидактическая игра наделяется развернутым игровым действием. Согласно группе педагогов, дидактические игры становятся игрой благодаря тому, что в них присутствуют игровые моменты: неожиданности и ожидания, элементы соревнования и движения, загадки и распределения ролей.

Мотивация для выполнения дидактических задач – это естественное желание ребенка играть, достигать игровых целей, выигрывать. Именно это побуждает их более внимательно вслушиваться и всматриваться, быстрее ориентироваться на нужные свойства, выбирать предметы и группировать их как это требуют условия игры и правила.

Обычно педагоги смешивают понятия «игровое упражнение» или «игра». И игровые упражнения иногда педагоги ошибочно называют играми.

Но если использовать игровые упражнения вместо игр, то часто интерес детей может быстро угаснуть. Н.Я. Михайлено выделяет такие компоненты игры: это действия, правила, выигрыш.

Если в той деятельности, которую педагог предлагает для детей, нет соревновательного компонента и невозможно фиксировать первенство как выигрыш, то это просто игровое упражнение. Чтобы игра не превратилась в игровое упражнение, нужно вводить в процесс игровые действия с соревновательным компонентом.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.

Типы дидактических игр для сенсорного развития

А.Н. Аванесова, учитывая опыт сенсорного развития детей, выделила несколько типов дидактических игр:

  1. поручения, которые основываются на увлечении детей действиями с предметами и игрушками: их можно собирать, раскладывать, вставлять и выполнять другие операции с ними;
  2. прятание и поиск: дети увлечены неожиданному исчезновению или появлению предметов, их нахождением и поиском;
  3. отгадывания и загадывания, в которых детей привлекает неизвестность;
  4. сюжетно-ролевые: дети попадают в изображенные жизненные ситуации и выполняют роли взрослых людей: покупателей, почтальонов, продавцов и т.д;
  5. соревнования, в которых дети стараются быстрее достичь игрового результата и победить;
  6. фанты: в них дети стараются сбросить карту, избавиться от чего-либо, удержаться, избежать штрафного предмета, не произнести запретного слова.

Согласно А.Н. Аванесовой для развития у дошкольников представлений о цветах, о солнечном спектре, нужно сначала проводить дидактические игры, во время которых дети могли бы научиться различать основные цвета, узнавать их и называть правильно.

После этого дошкольников знакомят с дополнительными цветами. Затем дети выполняют упражнения, в которых учатся называть и различать оттенки для главных и дополнительных цветов.

Так формируются представления об определенных системах цветовых отношений, о последовательности всех цветов в солнечном спектре и об их месте там.

Приобретенные детьми знания о цвете позволяют развиваться умственно и сенсорно. Применяя эти знания в качестве эталонов, дети стараются быстрее и лучше, точнее и осознаннее ориентироваться в пространстве. Их деятельность приобретает боле совершенные формы.

Полученные сенсорные представления не говорят о том, что дети будут использовать их на практике.

Дидактические игры как раз позволяют расширить практику применения эталонов, расширить практические ориентировки.

Функция дидактической игры в результате становится не учебной, а направленной на применение уже имеющихся знаний.

Игры можно использовать в каждом занятии. Лучше всего сопровождать их потешками и загадками, что позволяет детям эмоционально осознавать и воспринимать игровые образы, понимать их эстетический характер, формировать воображение и образное мышление.

Похожие записи:

  1. Педагогические условия формирования сенсорных представлений о цвете у детей Условия формирования сенсорных представлений о цвете у детей дошкольного возраста:…
  2. Организация игр-занятий в процессе формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста Описание опыта работы по формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного…
  3. Расширение словарного запаса через ознакомление с животным миром Ознакомление детей дошкольного возраста с миром животных помогает формировать у…
  4. Что такое фольклор и как использовать его формы? Малые формы фольклора успешно используются в разных видах деятельности для…

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]