Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию
альфия васильева
Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию
Картотека бесед
по воспитанию нравственности
у детей в средней группе
карточка-1
Зачем говорят «здравствуй»
?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова»
в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
карточка-2
»Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
карточка-3
«Что такое доброта»
Цель:Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
карточка-4
»Спешите делать добро»
Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро»
и
«зло»
. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
карточка-5
“Если добрый ты…”
Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.
карточка-6
«Вежливые слова»
Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
карточка-7
«Нечаянно и нарочно «
Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.
карточка-8
» Учимся прощать своих друзей «
Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый «.
карточка-9
» Почему бывают драки? «
Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.
карточка-10
» Фантазеры и лгунишки «
Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.
карточка-11
» Давай помиримся «
Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.
карточка-12
» Хороший друг познается в беде «
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.
карточка-13
«Как вести себя во время разговора»
Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные»
слова. Смотри в лицо
собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).
карточка-14
«Добрый – злой»
Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.
карточка-15
«Правдивость»
Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость»
, учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
карточка-16
«Каким должен быть друг»
Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.
карточка-17
«Будь опрятным и аккуратным»
Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
карточка-18
«Правда – неправда»
Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
карточка-19
«Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить)
.
карточка-20
«Игры без ссор»
Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего.
карточка-21
«Вежливость»
Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
карточка-22
«Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.
карточка-23
«Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
карточка-24
«Стремление помочь»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.
карточка-25
«Щедрость и жадность»
Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность»
и
«щедрость»
. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.
карточка-26
«Почему нужно уметь уступать»
Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
карточка-27
«Ступеньки доброты»
Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитыватьотрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.
карточка-28
«Лучше добрым быть»
Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость)
. Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
Календарно-тематический план по духовно-нравственному воспитанию 1 класс
Введение
I.Целевой раздел
I. 1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Доброту откроет сердце» реализует духовно-нравственное направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями).
Данная программа, основана на нравственном воспитании, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Особенность существования программы в том, что она содействует сохранению здорового образа жизни детей. Воспитание личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Идет упор на выработку жизненно — важных социально — психологических умений, навыков, мотивов и норм поведения, воспитание эмоций и чувств, способствует успешной адаптации школьному обучению учащихся, а так же условиям жизни в обществе, установлению атмосферы дружелюбия, так необходимой для формирования коллектива. При использовании в работе составленной программы, вносится вклад в укрепление и восстановление психологического и психического здоровья воспитанников: проводится работа по развитию психологических процессов, эмоционально – волевой сферы, формированию коммуникативных и культурно – гигиенических навыков и т.п.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя
использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на первый год обучения.
Цель программы:
создание единого воспитательного пространства, направленного на реализацию образовательных прав учащихся с умственной отсталостью, формирование человека — гражданина, патриота, ведущего здоровый образ жизни, коррекцию отклонений в развитии для последующей интеграции в общество.
Задачи:
— создание благоприятной психологической атмосферы, основанной на принципах гуманизации воспитательного процесса;
— формирование базовых навыков поведения, воспитание учащихся на основе личностно – ориентированного подхода, привитие навыков коллективизма, толерантного отношения к окружающим людям;
— совершенствование работы коллектива по формированию духовно-нравственных качеств личности обучающихся;
— расширение кругозора обучающихся и формирование мировоззрения об окружающей действительности;
Формы работы:
беседа, викторины, рисование, игры, сюжетно-ролевые игры, инсценировка, просмотр презентаций, анализ и просмотр картинок, прослушивание классической музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, учебных недель — 33.
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные результаты освоения программы
К концу изучения программы по духовно-нравственному воспитанию у младших школьников формируются следующие личностные качества:
— формирование и развитие личностной культуры;
— формирование мотивации личной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой деятельности;
— формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
— развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
— формирование семейной культуры;
— формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
— формирование ответственности за другого человека;
— готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
— развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
— расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей, умение работать в коллективе, знать что такое чувство общности;
— формирование потребности в общении, творческой деятельности;
— приобщение обучающихся к развитию духовной культуры общества, передача семейных и народных традиций;
— развитие эмоциональной сферы обучающегося как основы формирования культуры чувств;
— формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.
II.2. Планируемые результаты освоения внеурочной программы:
К концу учебного года учащиеся приобретают такие умения и навыки, в соответствии с возрастными особенностями, как:
— развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности;
— воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
— формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;
— воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
— овладение опытом использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
— формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.
II.3. Содержание программы
1. «Кто я такой?» (2 ч.)
Вводная часть. Знакомство с каждым учеником. Игра: «Я люблю». Просмотр фотографий каждого ребенка с последующим ознакомлением с членами семьи.
2. Я и моя семья. Наши семейные традиции. (2 ч.)
Беседа о семье, членах семьи, условиях проживания и семейных ценностях. Просмотр короткометражного видео о важности семьи, и его дальнейшее обсуждение. Привитие уважительного отношения к членам семьи.
3. Мои друзья и одноклассники. Игры, в которые мы играем. (2 ч.)
Беседа о дружбе. Прослушивание и разучивание пени «Дружба крепкая». Игра «Вместе мы».
4. «Природа вокруг меня, какая она?». (1 ч.)
Воспитание ценностного отношения к природе. Просмотр видеоролика и его дальнейшее обсуждение.
5. «Красота рядом с тобой». (1 ч.)
Повторение пройденного материала. Составление общего рисунка «Ладошки на дереве».
6. «Здравствуй, книга!». (1 ч.)
Знакомство с книгой. Обложка, содержание, страницы. Бережное отношение к книгам. Просмотр книг разного жанра (мини-выставка книг).
7. «Сказка, какая она?». (1 ч.)
Знакомство с жанром сказки, ее структурой (зачин, концовка), викторина «Угадай-ка сказку».
8. Русские народные сказки «Колобок», «Репка». (2 ч.)
Прослушивание сказок с иллюстрациями, просмотр видеороликов с сюжетом сказок, их дальнейшее обсуждение.
9. Гости из сказок. (1 ч.)
Просмотр различных сюжетов из сказок и угадывание сказочных героев. Повторение букв со сказочным героем «Буратино».
10. Русская народная сказка «Вершки и корешки». (1 ч.)
Чтение сказки учителем с наглядными иллюстрациями на интерактивной доске.
11. Викторина «Сказочные персонажи». (1 ч.)
Разгадывание загадок с участием сказочных героев, с вручением призов (закладка для книги).
12. Листая страницы книг. Итоговое занятие. (1 ч.)
Рисование на тему прочитанных сказок.
13. Бережем книги. (1 ч.)
Беседа об аккуратности во время чтения и просмотра книг и учебников (нельзя пачкать, рисовать, читать во время еды). Проверка книг и учебников и приведение их в порядок.
14. Помоги другу. (2 ч.)
Беседа о дружбе. Рассказ каждого ребенка о его друге. Игра «Дружные ребята»
15. О важности уважения старших. (1 ч.)
Просмотр социального видеоролика с дальнейшим обсуждением. Вопрос ребятам: «Какую помощь вы можете оказывать взрослым?».
16. Как беречь природу?. (1 ч.)
Просмотр мультимедийной презентации с изображениями загрязненной окружающей среды, с дальнейшими путями решения проблем.
17. «Помощь животным». (2 ч.)
Демонстрация презентации с изображениями диких и домашних животных. Разгадывание загадок на тему «Животные». Правила ухода за домашними животными.
18. Что такое забота?. (1 ч.)
Итоговое занятие по пройденным темам. Ответы на вопросы о помощи, работа с иллюстрациями.
19. «Хорошие поступки». (1 ч.)
Беседа о добрых делах. Прослушивание рассказа о доброте, и его дальнейшее обсуждение.
20. Эмоции и чувства. (1 ч.)
Введение в тему. Разгадывание эмоций людей на картинках. Упражнение «Дотронься, до…». Упражнение «Угадай — ка». Игра с мячом «Не урони». Упражнение «Хоровод». Рефлексия.
21. Вежливость и прилежность. (1 ч.)
Знакомство с новыми понятиями. Чтение и анализ притчи о вежливости. Беседа по теме.
22. Я в гостях. (1 ч.)
Беседа о правилах поведения в гостях. Просмотр картинок с сюжетом (в гостях).
23. Посещение музея, правила поведения. (1 ч.)
Беседа о правилах поведения в музеях. Какие музеи есть в нашем городе?
24. От улыбки станет всем теплей. (1 ч.)
Беседа о необходимости бодрого духа и хорошего настроения. Прослушивание песни «От улыбки».
25. Составление стенгазеты. (1 ч.)
Коллективная работа, составление стенгазеты по пройденным темам.
26. Дорога к добрым делам. (1 ч.)
Подведение итогов за год. Повторение всех тем.
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование
1 четверть – ч.
№ | Тема урока | Личностные результаты | |||||||||
Любовь к своему окружению | |||||||||||
1 | «Кто я такой?» | Знакомство с одноклассниками. Самосознание себя как личности. | |||||||||
2 | Я и моя семья. Наши семейные традиции. | Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе. Ценностное отношение и любовь к близким. | |||||||||
3 | Мои друзья и одноклассники. Игры, в которые мы играем. | Расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей. | |||||||||
4 | «Природа вокруг меня, какая она?» | Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой. | |||||||||
5 | Красота рядом с тобой. | Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома. | |||||||||
2 четверть — ч. Лучшие друзья – книги. | |||||||||||
6 | «Здравствуй, книга!» | Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры. | |||||||||
7 | Сказка, какая она? | Уважительное и бережное отношение к книге, привитие интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества. | |||||||||
8 | Русские народные сказки «Репка», «Колобок». | Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, развитие связной речи. | |||||||||
9 | Гости из сказок. | Формирование интереса к книге как произведению искусства, источнику познавательной информации. | |||||||||
10 | Русская народная сказка «Вершки и корешки». | Повысить познавательный интерес детей к книге как источнику познавательной информации. | |||||||||
11 | Викторина «Сказочные персонажи» | Умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено, тем самым совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания. | |||||||||
12 | Листая страницы книг. Итоговое занятие | Формирование чувственного восприятия мира, художественного вкуса. Развитие в ребенке эстетической восприимчивости, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. | |||||||||
3 четверть — ч. Помощь – залог успеха! | |||||||||||
13 | Бережем книги! | Интерес к чтению, стремление к опрятному отношению к вещам. | |||||||||
14 | Помоги другу! | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. | |||||||||
15 | О важности уважения старших | Почтительное, доброжелательное и уважительное отношение к старшим. | |||||||||
16 | Как беречь природу? | Ценностное отношение к природе и всем формам жизни. Бережное отношение к растениям и животным. | |||||||||
17 | Помощь животным | Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе. | |||||||||
18 | Что такое забота? | Различение хороших и плохих поступков. | |||||||||
4 четверть — ч. Учусь быть вежливым | |||||||||||
19 | «Хорошие поступки» | Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. | |||||||||
20 | Эмоции и чувства | Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения. | |||||||||
21 | Вежливость и прилежность | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |||||||||
22 | Я в гостях | Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни. | |||||||||
23 | Посещение музея, правила поведения. | Расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей. Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности. | |||||||||
24 | От улыбки станет всем светлей. | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. | |||||||||
25 | Составление стенгазеты | Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. | |||||||||
26 | Дорога к добрым делам | Итоговое занятие. |
III. 2. Список литературных источников
- Воспитываем личность. Воспитательная работа в школе/Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – (Сердце отдаю детям.)
- Ганина М.Э. Книжный мир ребенка. // Журнал «Детский сад от А до Я», 2005, №1.
- Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – Москва: Просвещение, 1992 г.
- Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми. Практическое пособие для воспитателей. – Воронеж: Лакоценин С.С., 2012.