Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию


Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию

альфия васильева

Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию

Картотека бесед

по воспитанию нравственности

у детей в средней группе

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй»

?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова»

в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

карточка-2

»Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

карточка-3

«Что такое доброта»

Цель:Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

карточка-4

»Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро»

и
«зло»
. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
карточка-5

“Если добрый ты…”

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

карточка-6

«Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

карточка-7

«Нечаянно и нарочно «

Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

» Учимся прощать своих друзей «

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый «.

карточка-9

» Почему бывают драки? «

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

» Фантазеры и лгунишки «

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

» Давай помиримся «

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-12

» Хороший друг познается в беде «

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные»

слова. Смотри в лицо
собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).
карточка-14

«Добрый – злой»

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

карточка-15

«Правдивость»

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость»

, учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

карточка-18

«Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

карточка-19

«Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить)

.

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего.

карточка-21

«Вежливость»

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

карточка-22

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность»

и
«щедрость»
. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитыватьотрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

карточка-28

«Лучше добрым быть»

Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость)

. Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

Календарно-тематический план по духовно-нравственному воспитанию 1 класс

Введение

I.Целевой раздел

I. 1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Доброту откроет сердце» реализует духовно-нравственное направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями).

Данная программа, основана на нравственном воспитании, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Особенность существования программы в том, что она содействует сохранению здорового образа жизни детей. Воспитание личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Идет упор на выработку жизненно — важных социально — психологических умений, навыков, мотивов и норм поведения, воспитание эмоций и чувств, способствует успешной адаптации школьному обучению учащихся, а так же условиям жизни в обществе, установлению атмосферы дружелюбия, так необходимой для формирования коллектива. При использовании в работе составленной программы, вносится вклад в укрепление и восстановление психологического и психического здоровья воспитанников: проводится работа по развитию психологических процессов, эмоционально – волевой сферы, формированию коммуникативных и культурно – гигиенических навыков и т.п.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя

использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на первый год обучения.

Цель программы:

создание единого воспитательного пространства, направленного на реализацию образовательных прав учащихся с умственной отсталостью, формирование человека — гражданина, патриота, ведущего здоровый образ жизни, коррекцию отклонений в развитии для последующей интеграции в общество.

Задачи:

— создание благоприятной психологической атмосферы, основанной на принципах гуманизации воспитательного процесса;

— формирование базовых навыков поведения, воспитание учащихся на основе личностно – ориентированного подхода, привитие навыков коллективизма, толерантного отношения к окружающим людям;

— совершенствование работы коллектива по формированию духовно-нравственных качеств личности обучающихся;

— расширение кругозора обучающихся и формирование мировоззрения об окружающей действительности;

Формы работы:

беседа, викторины, рисование, игры, сюжетно-ролевые игры, инсценировка, просмотр презентаций, анализ и просмотр картинок, прослушивание классической музыки с учетом возрастных особенностей школьников.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, учебных недель — 33.

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные результаты освоения программы

К концу изучения программы по духовно-нравственному воспитанию у младших школьников формируются следующие личностные качества:

— формирование и развитие личностной культуры;

— формирование мотивации личной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой деятельности;

— формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

— развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

— формирование семейной культуры;

— формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

— формирование ответственности за другого человека;

— готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

— развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

— расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей, умение работать в коллективе, знать что такое чувство общности;

— формирование потребности в общении, творческой деятельности;

— приобщение обучающихся к развитию духовной культуры общества, передача семейных и народных традиций;

— развитие эмоциональной сферы обучающегося как основы формирования культуры чувств;

— формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения.

II.2. Планируемые результаты освоения внеурочной программы:

К концу учебного года учащиеся приобретают такие умения и навыки, в соответствии с возрастными особенностями, как:

— развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой деятельности;

— воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;

— формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;

— воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

— овладение опытом использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

— формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.

II.3. Содержание программы

1. «Кто я такой?» (2 ч.)

Вводная часть. Знакомство с каждым учеником. Игра: «Я люблю». Просмотр фотографий каждого ребенка с последующим ознакомлением с членами семьи.

2. Я и моя семья. Наши семейные традиции. (2 ч.)

Беседа о семье, членах семьи, условиях проживания и семейных ценностях. Просмотр короткометражного видео о важности семьи, и его дальнейшее обсуждение. Привитие уважительного отношения к членам семьи.

3. Мои друзья и одноклассники. Игры, в которые мы играем. (2 ч.)

Беседа о дружбе. Прослушивание и разучивание пени «Дружба крепкая». Игра «Вместе мы».

4. «Природа вокруг меня, какая она?». (1 ч.)

Воспитание ценностного отношения к природе. Просмотр видеоролика и его дальнейшее обсуждение.

5. «Красота рядом с тобой». (1 ч.)

Повторение пройденного материала. Составление общего рисунка «Ладошки на дереве».

6. «Здравствуй, книга!». (1 ч.)

Знакомство с книгой. Обложка, содержание, страницы. Бережное отношение к книгам. Просмотр книг разного жанра (мини-выставка книг).

7. «Сказка, какая она?». (1 ч.)

Знакомство с жанром сказки, ее структурой (зачин, концовка), викторина «Угадай-ка сказку».

8. Русские народные сказки «Колобок», «Репка». (2 ч.)

Прослушивание сказок с иллюстрациями, просмотр видеороликов с сюжетом сказок, их дальнейшее обсуждение.

9. Гости из сказок. (1 ч.)

Просмотр различных сюжетов из сказок и угадывание сказочных героев. Повторение букв со сказочным героем «Буратино».

10. Русская народная сказка «Вершки и корешки». (1 ч.)

Чтение сказки учителем с наглядными иллюстрациями на интерактивной доске.

11. Викторина «Сказочные персонажи». (1 ч.)

Разгадывание загадок с участием сказочных героев, с вручением призов (закладка для книги).

12. Листая страницы книг. Итоговое занятие. (1 ч.)

Рисование на тему прочитанных сказок.

13. Бережем книги. (1 ч.)

Беседа об аккуратности во время чтения и просмотра книг и учебников (нельзя пачкать, рисовать, читать во время еды). Проверка книг и учебников и приведение их в порядок.

14. Помоги другу. (2 ч.)

Беседа о дружбе. Рассказ каждого ребенка о его друге. Игра «Дружные ребята»

15. О важности уважения старших. (1 ч.)

Просмотр социального видеоролика с дальнейшим обсуждением. Вопрос ребятам: «Какую помощь вы можете оказывать взрослым?».

16. Как беречь природу?. (1 ч.)

Просмотр мультимедийной презентации с изображениями загрязненной окружающей среды, с дальнейшими путями решения проблем.

17. «Помощь животным». (2 ч.)

Демонстрация презентации с изображениями диких и домашних животных. Разгадывание загадок на тему «Животные». Правила ухода за домашними животными.

18. Что такое забота?. (1 ч.)

Итоговое занятие по пройденным темам. Ответы на вопросы о помощи, работа с иллюстрациями.

19. «Хорошие поступки». (1 ч.)

Беседа о добрых делах. Прослушивание рассказа о доброте, и его дальнейшее обсуждение.

20. Эмоции и чувства. (1 ч.)

Введение в тему. Разгадывание эмоций людей на картинках. Упражнение «Дотронься, до…». Упражнение «Угадай — ка». Игра с мячом «Не урони». Упражнение «Хоровод». Рефлексия.

21. Вежливость и прилежность. (1 ч.)

Знакомство с новыми понятиями. Чтение и анализ притчи о вежливости. Беседа по теме.

22. Я в гостях. (1 ч.)

Беседа о правилах поведения в гостях. Просмотр картинок с сюжетом (в гостях).

23. Посещение музея, правила поведения. (1 ч.)

Беседа о правилах поведения в музеях. Какие музеи есть в нашем городе?

24. От улыбки станет всем теплей. (1 ч.)

Беседа о необходимости бодрого духа и хорошего настроения. Прослушивание песни «От улыбки».

25. Составление стенгазеты. (1 ч.)

Коллективная работа, составление стенгазеты по пройденным темам.

26. Дорога к добрым делам. (1 ч.)

Подведение итогов за год. Повторение всех тем.

III. Организационный раздел

III.1. Календарно-тематическое планирование

1 четверть – ч.

Тема урока Личностные результаты
Любовь к своему окружению
1 «Кто я такой?» Знакомство с одноклассниками. Самосознание себя как личности.
2 Я и моя семья. Наши семейные традиции. Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.

Ценностное отношение и любовь к близким.

3 Мои друзья и одноклассники. Игры, в которые мы играем. Расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей.
4 «Природа вокруг меня, какая она?» Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой.
5 Красота рядом с тобой. Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома.
2 четверть — ч.

Лучшие друзья – книги.

6 «Здравствуй, книга!» Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры.
7 Сказка, какая она? Уважительное и бережное отношение к книге, привитие интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества.
8 Русские народные сказки «Репка», «Колобок». Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, развитие связной речи.
9 Гости из сказок. Формирование интереса к книге как произведению искусства, источнику познавательной информации.
10 Русская народная сказка «Вершки и корешки». Повысить познавательный интерес детей к книге как источнику познавательной информации.
11 Викторина «Сказочные персонажи» Умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено, тем самым совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания.
12 Листая страницы книг. Итоговое занятие Формирование чувственного восприятия мира, художественного вкуса. Развитие в ребенке эстетической восприимчивости, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях.
3 четверть — ч.

Помощь – залог успеха!

13 Бережем книги! Интерес к чтению, стремление к опрятному отношению к вещам.
14 Помоги другу! Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
15 О важности уважения старших Почтительное, доброжелательное и уважительное отношение к старшим.
16 Как беречь природу? Ценностное отношение к природе и всем формам жизни. Бережное отношение к растениям и животным.
17 Помощь животным Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
18 Что такое забота? Различение хороших и плохих поступков.
4 четверть — ч.

Учусь быть вежливым

19 «Хорошие поступки» Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
20 Эмоции и чувства Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения.
21 Вежливость и прилежность Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
22 Я в гостях Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
23 Посещение музея, правила поведения. Расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей.

Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности.

24 От улыбки станет всем светлей. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
25 Составление стенгазеты Способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
26 Дорога к добрым делам Итоговое занятие.

III. 2. Список литературных источников

  1. Воспитываем личность. Воспитательная работа в школе/Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – (Сердце отдаю детям.)
  2. Ганина М.Э. Книжный мир ребенка. // Журнал «Детский сад от А до Я», 2005, №1.
  3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – Москва: Просвещение, 1992 г.
  4. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми. Практическое пособие для воспитателей. – Воронеж: Лакоценин С.С., 2012.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]