Проект «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»


Проект «Наши зубки!»

Не обжора я, вовсе нет.

И тут он почувствовал, что невидимая иголка снова воткнулась в него.

Но я же не кушал иголку, откуда ей появиться? — не успел подумать малыш, как вдруг почувствовал невероятную боль в дырочке. И малыш, что есть силы, захныкал. От его рева проснулись все, начиная от самого маленького до старого дедушки. И принялись его, бедняжку, успокаивать, уговаривать.

Как только зубная боль утихомирилась, все до единого зубки, включая и не выспавшегося малыша, пошли в поликлинику. Кто — на профилактику, а кто — на лечение. Малыш после лечения стал таким здоровым, таким веселым, что даже его бледные щечки зарумянились, округлились. В глазках появился свет, и он почувствовал себя самым счастливым. А, главное, он понял, что нельзя кушать без меры много сладостей. И теперь у него стало так много друзей, что он и сам удивился!

Ирина Гурина «Сказка про зубную фею и вредный кариес»

Высоко над облаками есть Волшебная страна. Там живут волшебники и волшебницы. Прекрасным теплым вечером одна маленькая Феечка сидела на облаке и наблюдала за тем, что творилось в мире. Прямо под ее облаком на зеленой полянке стоял чудесный домик. А в садике за домиком играли мальчик и девочка. Вскоре из дома послышался голос их мамы:

— Машенька! Ванечка! Идите ужинать, умываться и спать.

Детки убрали игрушки и побежали в дом. Фея вздрогнула: чья-то черная тень мелькнула и пропала на пороге дома. И на мгновенье повеяло холодом. Кто бы это мог быть? Но так как больше ничего Феечка не увидела, она решила, что ей померещилось.

Мама испекла Маше и Ване на ужин вкусный пирог. Поставила на стол в плошках спелую сочную малину и налила в глиняные чашечки парного молока, что давала их корова Буренка. Деткам очень понравилось угощение! Они с аппетитом поели и помогли маме убрать со стола.

Потом мама пошла стелить им кроватки, а деткам сказала, чтобы они умылись, почистили зубки и шли в детскую слушать вечернюю сказку и спать.

Маша и Ваня так устали за день, что решили только умыться, а зубки договорились не чистить. И маме про это решили ничего не рассказывать, чтобы не расстраивать ее. Так и поступили.

Нехорошо, подумала Феечка. Обман никогда не приводит к добру.

Детки послушали мамину вечернюю сказку, и когда их глазки стали закрываться, мама зажгла на столе маленький ночничок, поцеловала их в румяные щечки и, прикрыв дверь, вышла из комнаты. Сквозь открытое окошко при свете ночника Феечке было хорошо видно, что происходит в детской. Она увидела, как дверь приоткрылась и в комнату тихо скользнула та самая черная тень, что она видела у порога дома. Феечка узнала, кто это, и задрожала от страха. Это был Злой Волшебник Кариес! Кариес приходит к людям, которые не ухаживают за своими зубками. Он заколдовывает их зубы, и те начинают чернеть, рушиться и очень болеть! Так, что приходится идти к Зубному доктору. Но иногда, даже добрый доктор не может спасти заколдованные вредным Кариесом зубки, и их приходится удалять. Больше всего Кариес любит детские зубки ведь они такие маленькие, такие нежные и их легче заколдовывать.

Исследовательская работа «Для чего необходимо чистить зубы»

Содержание

Глава I. Чистота зубов – залог здоровья ………………………………………………1-2

Глава 2. Методы и результаты исследований………………………………………….. 2-6

2.1. Практическая работа №1 «Социологический опрос»……………………………………3

2.2.Практическая работа №2 «Социологическое исследование»……………………… 4-5

2.3.Практическая работа №3 «Эксперимент по оценке качества чистки зубов с

помощью специальных красящих растворов» ……………………………………….6

Глава 3. Общие выводы по работе и рекомендации……………………………………. 7

Литература…………………………………………………………………………………… 8

Приложения

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ?

Авилкина Валерия Викторовна

Россия, Тюменская область, ХМАО – Югра, Сургутский район, г. Лянтор,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4», 4 класс

Аннотация

Наше здоровье в немалой степени зависит от того, что и как мы едим. Это в полной мере касается и здоровья зубов. Но, то, что полезно для организма в целом – нередко вредно для зубов. И довольно глупо, укрепляя здоровье, разрушить себе зубы. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что и как полезно есть нашим зубам.

Гипотеза: Мы предположили, что человек рождается с залогом здоровых зубов и они должны оставаться такими всю жизнь.

Цель моей работы: выяснить, действительно ли чистота зубов является залогом здоровья; сформировать гигиенические навыки для предупреждения возникновения и развития кариеса.

Задачи:

  1. Выяснить, зачем нужны зубы и как они устроены?
  2. Какие продукты влияют на здоровье зубов?
  3. Как относятся дети к сохранению своих зубов?

Предмет исследования: зубы человека

Методы исследования: теоретический (анализ фактов из литературы, Интернет – источников); эмпирический (сравнение, сопоставление, проведение социального опроса); математический (статистическая обработка); исследовательский (эксперимент по оценке качества чистки зубов с помощью специальных красящих растворов).

Практическая значимость работы: исследовав состояние здоровья зубов и общий уход за ними, можно с уверенностью сделать вывод о необходимости и важности в целях преду­преждения заболевания полости рта и зубов соблюдение режима дня, нормального сна, правильного и полноценного питания, закали­вания организма, выполнение определенных гигиенических требований.

Глава I. Чистота зубов – залог здоровья

Наше здоровье в немалой степени зависит от того, что и как мы едим. Это в полной мере касается и здоровья зубов. Но, то, что полезно для организма в целом – нередко вредно для зубов. И довольно глупо, укрепляя здоровье, разрушить себе зубы. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что и как полезно есть нашим зубам. Мой папа работает врачом-стоматологом, он рекомендуют чистить зубы минимум два раза в день после еды. Периодически папа покупает нам ополаскиватель с фтором, которым мы полоcкаем рот. «Это необходимо для профилактики возникновения кариеса» — объясняет он нам. Возникают вопросы: что такое кариес и что нужно делать, чтобы его не было?

У взрослого человека 32 зуба, разных по строению и функции. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы украшают лицо ослепительной улыбкой, но нельзя забывать, что зубы играют важную роль в формировании звуков речи.

Зубы самые твёрдые части нашего организма. [4] Сверху зуб покрыт эмалью — твердым, гладким блестящим веществом. Под эмалью скрывается дентин- основное вещество, из которого состоит зуб. Ещё глубже пульпа — мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. [5-6] У всех зубов есть корни. Основание зуба со всех сторон окружено десной.

Глава 2. Результаты исследования

Во все времена ослепительно белые зубы считались признаком прекрасного здоровья и красоты. С медицинской же точки зрения, гигиена полости рта является огромным эстетическим фактором и показателем культурности человека. Мы решили провести социологический опрос детей дошкольного образовательного учреждения «Улыбка» и выяснить, как они соблюдают гигиену полости рта. (Приложение 1, видеоматериал). [7]

2.1 Практическая работа №1 «Социологический опрос детей дошкольного образовательного учреждения «Улыбка»»

Оборудование: видеокамера, книга «Уроки Айболита».

Ход работы:

В тематическом опросе приняли участие 15 дошкольников. Им было предложено ответить на несколько вопросов.

Результаты исследования:

По результатам опроса мы выяснили:

а) в этом возрасте дети уже встречались со стоматологом;

б) знают азы ухода за полостью рта;

в) знают отрицательное влияние сладкого на зубы;

Вывод: Результаты опроса показали, что дошкольники знают об уходе за зубами, стремятся соблюдать гигиену полости рта, имеют представление о пище, которая полезна или вредна для зубов.

2.2 Практическая работа № 2 « Социологическое исследование»

Оборудование: анкеты.

Ход работы: Мы провели анкетирование среди учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы № 4. Всего было распространено 40 анкет, из них возращено было 40.

Анкета содержала вопросы, направленные на определение уровня санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии, отношения старшеклассников к стоматологическому лечению.

Результаты исследования:

а) изучение данных интервьюирования школьников позволило установить, что знания и навыки по уходу за полостью рта у старшеклассников находятся на достаточно высоком уровне (Таблица 1). Так, среди школьников регулярно чистили зубы 93,5%, нерегулярно — 6,5%.

б) среди подростков, регулярно ухаживавших за полостью рта, однократную чистку зубов использовали 34,7%, двукратную — 58,8%. Причём правильно, после завтрака и перед сном, чистили зубы 51,1% школьников.

в) дети применяли для чистки зубов зубную щетку. Почти все подростки (93,0%) использовали зубную пасту, лишь некоторые — зубной порошок (0,3%).

г) большинство (81,0%) старшеклассников знали о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, применения зубочисток и ополаскивателей), а 59,7% применяли их на практике. Жевательную резинку употребляли 95% школьников, но после приёма пищи ею пользовались только 41,0% подростков. Более половины старшеклассников применяли жевательную резинку «когда захочется». [8]

д) о культуре правильного питания старшеклассники отвечали правильно, полезные и вредные для зубов продукты и напитки не путали. Однако большинство подростков не применяли на практике свои знания и употребляли легкоусвояемые углеводы в избыточном количестве. Почти все школьники (97,6%) употребляли углеводсодержащие продукты (чипсы, пирожные, кексы и др.) и напитки (различные колы и подобные) между основными приёмами пищи, причём считали, что после этого нет необходимости в полоскании рта, чистке зубов или употреблении жевательной резинки. Каждый второй подросток (49,9%) сообщил, что добавляет в чай более трёх ложек сахара.

Так как рациональное питание необходимое условие для того, чтобы зубы оставались крепкими и здоровыми, я в течение полугода вела наблюдение за питанием в школьной столовой (Таблица 2).

Мои наблюдения показали, что питание в школьной столовой разнообразное. Но по таблице 2 видно, что, содержащие основные источники кальция — молоко, молочные продукты, яйца, сырые овощи, в столовой не дают вообще или дают редко.

е) изучение ответов старшеклассников на вопросы, касающиеся отношения к стоматологическому лечению, выявило достоверные данные (Таблица 3). О страхе перед посещением врача-стоматолога сообщили 36,6% старшеклассников, об отсутствии страха – 63,4%. Негативное отношение к врачу-стоматологу высказали 32,4% школьников, позитивное – 67,6%. [9]

По-видимому, отношение детей к стоматологическому лечению влияло на причину обращений к стоматологу. Школьники чаще всего наносили визит к врачу для проведения профилактических процедур (65,7%), реже – для лечения зубов (59,9%).

Вывод: Таким образом, сравнительный анализ полученных данных показал, что у подростков достаточно хорошо сформированы навыки ухода за полостью рта: они регулярно чистят зубы с помощью зубной щетки и пасты, правильно применяют двукратную чистку зубов (после завтрака и перед сном).

В то же время у подростков не сохранились навыки правильного питания и регулярного применения дополнительных методов ухода за полостью рта.

У школьников было выявлено позитивное отношение к стоматологу, отсутствие страха перед лечением зубов, профилактическая направленность визитов к врачу. Клиническое стоматологическое обследование полости рта было проведено у третьей части респондентов.

Как не тверды наши зубы, они могут разрушаться. В норме во рту человека живёт большое количество микробов, некоторые из них при поступлении в полость рта сахара могут образовывать клейкие вещества, которые фиксируются на поверхности зуба (так называемый зубной налёт). Но с течением времени — 18-28 часов налёт становится твёрдым, бактерии на нём размножаются, а при повторном поступлении сахара образуется кислота, которая разрушает эмаль зуба. [10] Так начинается кариес. [11]. Итак, процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день- 1 раз в 12 часов, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса. [12]

Оказывается, о гигиене полости рта заботились ещё древние люди. Они использовали различные предметы- палочки – зубочистки, для удаления с поверхности зуба кусочков оставшейся пищи. [13] Несколько тысяч лет назад жители Египта использовали щётки, сделанные из веточек деревьев с распушенными концами. [14] Но изобретателем современных щёток считается китайский император, сделавший первую зубную щётку 500 лет назад. [15] Щетина китайских зубных щёток была сделана из волос загривка сибирского дикого кабана, а ручки из дерева, или кости животного. В 1937 году изобрели нейлон и ворсинки стали делать из него. В наших магазинах и аптеках тоже очень большой ассортимент зубных паст, ополаскивателей флоссингов и зубочисток. [16]

Для того, чтобы выявить взаимосвязь между появлением мягкого налёта, приводящего в дальнейшем к кариесу и качеством чистки зубов, мы решили провести эксперимент. Основным условием опыта было то, что я должна прийти с нечищеными зубами.

2.3 Практическая работа № 3 «Эксперимент по оценке качества чистки зубов с помощью специальных красящих растворов»

Оборудование: зубоврачебное кресло, кариес-маркер зубная щётка, паста.

Ход работы:

Вначале я ознакомилась с оборудованием стоматологического кабинета. [17] Затем врач-стоматолог провёл осмотр моей полости рта. [18] Далее доктор с помощью аппликатора нанёс на мои зубы специальное красящее вещество-кариес-маркер, которое затем смыл водой. [19-20] Участки эмали, покрытые мягким налётом, оставались окрашенными. [21] Это говорит о высоком риске возникновения кариеса. Следующим этапом было тщательное полоскание полости рта антисептиком хлоргекседином и повторная оценка присутствия на эмали зубов мягкого налёта. [22] На последнем этапе опыта я провела чистку зубов с помощью зубной щётки и пасты. [23] После чего стоматолог опять нанёс мне на эмаль зубов кариес-маркер, смыл водой и оценил результат.[24-25]

Вывод: На нечищеных зубах скапливается большое количество мягкого налёта, что значительно повышает риск развития кариеса; тщательное полоскание полости рта антисептиком несколько улучшает ситуацию, но полностью налёт не убирает и лишь добросовестная чистка зубов не менее 3-4 минут полностью убирает мягкий налёт с зубов.

3. Выводы:

1.Зуб – не камешек, а живой орган, очень важный для человека.

2.Кариес – это разрушение зуба под действием различных факторов.

3.Уже несколько тысяч лет назад люди начали чистить зубы.

4. Личная гигиена полости рта является простым и наиболее дос­тупным методом предупреждения заболеваний зубов и фактором оздоровления всего организма.

Глава 3. Рекомендации:

1.Существуют определенные правила ухода за зубами, которые позволяют избежать болезней зуба.

2.Проведя исследовательскую работу я узнала, что большинство респондентов знают эти правила, но не всегда их выполняют.

3.Я постараюсь всегда правильно ухаживать за зубами, потому что поняла – это очень важно.

«ЗАБУДЬ ПРО ЛЕНЬ – ЧИСТИ ЗУБЫ ДВАЖДЫ В ДЕНЬ»
Литература

  1. Авраамова О.Г. Использование фторосодержащих зубных паст в системе профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (планирование и эффективность). – Автореф. дис. … докт. мед. наук. – М., 2005. – 45 с.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Строение моего тела. Зубы.
  3. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – М., 2001. – C. 115-122.
  4. Купец Т.В., Матело С.К. //Детская стоматология. – 1998. – № 1. – С. 31–34.
  5. Леонтьев В.К., Аврамова О.Г. //Стоматология для всех. – 2000. – № 1. – С. 14–16.
  6. Лунёва Н.А., Маслак Е.Е. //Стоматология детского возраста. – 2002. – № 3-4. – С. 42-44.
  7. Энциклопедия для детей. Человек. //Аванта – 2001. – Том 18. – С. 131 — 134.
  8. Информационный портал «Детская стоматология»- Здоровые зубы детям.

Приложение1.

Памятка 1.

Несколько nрактuческuх советов по уходу за полостью рта

  1. У каждого члена семьи должна быть своя отдельная зубная щетка.
  2. Чистить зубы необходимо утром после завтрака и вечером перед сном. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот водой.
  3. После чистки зубов щетку намылить и оставить в таком виде в чистом стакане до следующей чистки зубов. Перед тем как чис­тить зубы, щетку надо промыть водой из-под крана.
  4. Ни в коем случае не пользоваться чужой зубной щеткой!
  5. Зубная щетка является средством личной гигиены.
  6. Желательно каждые три месяца менять свою зубную щетку.
  7. Средства ухода за полостью рта делятся на лечебные, профи­лактические и лечебно-профилактические. Какое средство вам не­обходимо — подскажет врач-стоматолог. Поэтому необходимо хотя бы один раз в год посещать стоматологическую клинику.
  8. Чистить зубы следует со всех поверхностей в течение 1,5-3 ми­нут. Число движений зубной щеткой при этом составляет 150-300.
  9. Необходимы и полезны для всего организма в целях преду­преждения заболевания полости рта и зубов соблюдение режима дня, нормальный сон, правильное и полноценное питание, закали­вание организма, выполнение определенных гигиенических требований.

Приложение 2

Памятка 2.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

  • Зубы покрыты эмалью.
  • Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.
  • Если за зубами неправильно ухаживать — появляется дырочка (кариес).
  • Дырка в зубе — всегда больно.
  • А ещё больные зубы вредят другим органам — сердцу, почкам.

ВРЕДНО!

  • Грызть орехи.
  • Есть очень холодную или очень горячую пищу.
  • Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).

РЕКОМЕНДУЕМ!

  • Ешьте фрукты и овощи.
  • НЕ злоупотребляйте сахаром и сладостями!
  • Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.
  • Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!
  • Дважды в год посещайте стоматолога.

И у вас будет ослепительная улыбка!

Приложение 3

Таблица 1 — Результаты анкетирования старшеклассников по вопросам ухода за полостью рта.

Варианты ответов Частота ответов
%
Чищу зубы: ежедневно 93,5
1 раз в день 34,7
2 раза в день 58,8
иногда 6,5
не чищу 0,0
Чистка зубов: после завтрака и перед сном 51,1
до завтрака и перед сном 7,7
Использую: зубную щетку и зубную пасту 93,0
зубную щетку и зубной порошок 0,4
Знаю о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, зубочистка, ополаскиватель.) 81,0
Применяю флоссинг, зубочистку, ополаскиватель 59,8
Пользуюсь жевательной резинкой: 95,8
после еды 41,1
когда захочется 54,7

Приложение 4

Таблица 2 – Перечень продуктов, способствующих укреплению структуры эмали зубов.

Наименование

продукта

часто

(1 раза в неделю)

редко

(1-2 раза в месяц)

вообще не дают
Молоко +
Творог (запеканки) +
Сыр +
Каши +
Яйца +
Овощные салаты +

Приложение 5

Таблица 3 — Отношение и причины обращений старшеклассников к стоматологу.

Варианты ответов Частота ответов,
%
Испытываю страх перед посещением стоматолога 36,6
Нет страха перед посещением стоматолога 63,4
Испытываю неприязнь к врачу-стоматологу 32,4
Положительно отношусь к врачу-стоматологу 67,6
Причина обращений к стоматологу: лечение зубов 59,9
профилактика 65,7

Ход опыта:

В 2 стакана налили простую воду, в один из стаканов насыпали лимонную кислоту и размешали её ложкой. Взяли 2 яйца, т. к. скорлупа яйца напоминает зубную эмаль, она такая же твёрдая, как эмаль. Одно яйцо положили в воду, а другое в воду с лимонной кислотой. И стали наблюдать. Яйцо, которое поместили в кислоту, сразу покрылось пузырьками, через 2 часа яйцо всплыло на поверхность. На следующий день мы посмотрели, что кислота разрушила скорлупу.

Вывод: кислота, которая образуется во рту после приёма пищи, разрушает зубную эмаль.

Опыт «Как нужно правильно чистить зубы»

Цель: узнать, как правильно чистить зубы.

Материалы: кусочки бумаги, зубная щетка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]