Проект «Наши зубки!»
Не обжора я, вовсе нет.
И тут он почувствовал, что невидимая иголка снова воткнулась в него.
Но я же не кушал иголку, откуда ей появиться? — не успел подумать малыш, как вдруг почувствовал невероятную боль в дырочке. И малыш, что есть силы, захныкал. От его рева проснулись все, начиная от самого маленького до старого дедушки. И принялись его, бедняжку, успокаивать, уговаривать.
Как только зубная боль утихомирилась, все до единого зубки, включая и не выспавшегося малыша, пошли в поликлинику. Кто — на профилактику, а кто — на лечение. Малыш после лечения стал таким здоровым, таким веселым, что даже его бледные щечки зарумянились, округлились. В глазках появился свет, и он почувствовал себя самым счастливым. А, главное, он понял, что нельзя кушать без меры много сладостей. И теперь у него стало так много друзей, что он и сам удивился!
Ирина Гурина «Сказка про зубную фею и вредный кариес»
Высоко над облаками есть Волшебная страна. Там живут волшебники и волшебницы. Прекрасным теплым вечером одна маленькая Феечка сидела на облаке и наблюдала за тем, что творилось в мире. Прямо под ее облаком на зеленой полянке стоял чудесный домик. А в садике за домиком играли мальчик и девочка. Вскоре из дома послышался голос их мамы:
— Машенька! Ванечка! Идите ужинать, умываться и спать.
Детки убрали игрушки и побежали в дом. Фея вздрогнула: чья-то черная тень мелькнула и пропала на пороге дома. И на мгновенье повеяло холодом. Кто бы это мог быть? Но так как больше ничего Феечка не увидела, она решила, что ей померещилось.
Мама испекла Маше и Ване на ужин вкусный пирог. Поставила на стол в плошках спелую сочную малину и налила в глиняные чашечки парного молока, что давала их корова Буренка. Деткам очень понравилось угощение! Они с аппетитом поели и помогли маме убрать со стола.
Потом мама пошла стелить им кроватки, а деткам сказала, чтобы они умылись, почистили зубки и шли в детскую слушать вечернюю сказку и спать.
Маша и Ваня так устали за день, что решили только умыться, а зубки договорились не чистить. И маме про это решили ничего не рассказывать, чтобы не расстраивать ее. Так и поступили.
Нехорошо, подумала Феечка. Обман никогда не приводит к добру.
Детки послушали мамину вечернюю сказку, и когда их глазки стали закрываться, мама зажгла на столе маленький ночничок, поцеловала их в румяные щечки и, прикрыв дверь, вышла из комнаты. Сквозь открытое окошко при свете ночника Феечке было хорошо видно, что происходит в детской. Она увидела, как дверь приоткрылась и в комнату тихо скользнула та самая черная тень, что она видела у порога дома. Феечка узнала, кто это, и задрожала от страха. Это был Злой Волшебник Кариес! Кариес приходит к людям, которые не ухаживают за своими зубками. Он заколдовывает их зубы, и те начинают чернеть, рушиться и очень болеть! Так, что приходится идти к Зубному доктору. Но иногда, даже добрый доктор не может спасти заколдованные вредным Кариесом зубки, и их приходится удалять. Больше всего Кариес любит детские зубки ведь они такие маленькие, такие нежные и их легче заколдовывать.
Исследовательская работа «Для чего необходимо чистить зубы»
Содержание
Глава I. Чистота зубов – залог здоровья ………………………………………………1-2
Глава 2. Методы и результаты исследований………………………………………….. 2-6
2.1. Практическая работа №1 «Социологический опрос»……………………………………3
2.2.Практическая работа №2 «Социологическое исследование»……………………… 4-5
2.3.Практическая работа №3 «Эксперимент по оценке качества чистки зубов с
помощью специальных красящих растворов» ……………………………………….6
Глава 3. Общие выводы по работе и рекомендации……………………………………. 7
Литература…………………………………………………………………………………… 8
Приложения
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ?
Авилкина Валерия Викторовна
Россия, Тюменская область, ХМАО – Югра, Сургутский район, г. Лянтор,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лянторская средняя общеобразовательная школа №4», 4 класс
Аннотация
Наше здоровье в немалой степени зависит от того, что и как мы едим. Это в полной мере касается и здоровья зубов. Но, то, что полезно для организма в целом – нередко вредно для зубов. И довольно глупо, укрепляя здоровье, разрушить себе зубы. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что и как полезно есть нашим зубам.
Гипотеза: Мы предположили, что человек рождается с залогом здоровых зубов и они должны оставаться такими всю жизнь.
Цель моей работы: выяснить, действительно ли чистота зубов является залогом здоровья; сформировать гигиенические навыки для предупреждения возникновения и развития кариеса.
Задачи:
- Выяснить, зачем нужны зубы и как они устроены?
- Какие продукты влияют на здоровье зубов?
- Как относятся дети к сохранению своих зубов?
Предмет исследования: зубы человека
Методы исследования: теоретический (анализ фактов из литературы, Интернет – источников); эмпирический (сравнение, сопоставление, проведение социального опроса); математический (статистическая обработка); исследовательский (эксперимент по оценке качества чистки зубов с помощью специальных красящих растворов).
Практическая значимость работы: исследовав состояние здоровья зубов и общий уход за ними, можно с уверенностью сделать вывод о необходимости и важности в целях предупреждения заболевания полости рта и зубов соблюдение режима дня, нормального сна, правильного и полноценного питания, закаливания организма, выполнение определенных гигиенических требований.
Глава I. Чистота зубов – залог здоровья
Наше здоровье в немалой степени зависит от того, что и как мы едим. Это в полной мере касается и здоровья зубов. Но, то, что полезно для организма в целом – нередко вредно для зубов. И довольно глупо, укрепляя здоровье, разрушить себе зубы. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что и как полезно есть нашим зубам. Мой папа работает врачом-стоматологом, он рекомендуют чистить зубы минимум два раза в день после еды. Периодически папа покупает нам ополаскиватель с фтором, которым мы полоcкаем рот. «Это необходимо для профилактики возникновения кариеса» — объясняет он нам. Возникают вопросы: что такое кариес и что нужно делать, чтобы его не было?
У взрослого человека 32 зуба, разных по строению и функции. Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережёвывания пищи. Здоровые зубы украшают лицо ослепительной улыбкой, но нельзя забывать, что зубы играют важную роль в формировании звуков речи.
Зубы самые твёрдые части нашего организма. [4] Сверху зуб покрыт эмалью — твердым, гладким блестящим веществом. Под эмалью скрывается дентин- основное вещество, из которого состоит зуб. Ещё глубже пульпа — мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. [5-6] У всех зубов есть корни. Основание зуба со всех сторон окружено десной.
Глава 2. Результаты исследования
Во все времена ослепительно белые зубы считались признаком прекрасного здоровья и красоты. С медицинской же точки зрения, гигиена полости рта является огромным эстетическим фактором и показателем культурности человека. Мы решили провести социологический опрос детей дошкольного образовательного учреждения «Улыбка» и выяснить, как они соблюдают гигиену полости рта. (Приложение 1, видеоматериал). [7]
2.1 Практическая работа №1 «Социологический опрос детей дошкольного образовательного учреждения «Улыбка»»
Оборудование: видеокамера, книга «Уроки Айболита».
Ход работы:
В тематическом опросе приняли участие 15 дошкольников. Им было предложено ответить на несколько вопросов.
Результаты исследования:
По результатам опроса мы выяснили:
а) в этом возрасте дети уже встречались со стоматологом;
б) знают азы ухода за полостью рта;
в) знают отрицательное влияние сладкого на зубы;
Вывод: Результаты опроса показали, что дошкольники знают об уходе за зубами, стремятся соблюдать гигиену полости рта, имеют представление о пище, которая полезна или вредна для зубов.
2.2 Практическая работа № 2 « Социологическое исследование»
Оборудование: анкеты.
Ход работы: Мы провели анкетирование среди учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы № 4. Всего было распространено 40 анкет, из них возращено было 40.
Анкета содержала вопросы, направленные на определение уровня санитарно-гигиенических знаний и навыков в области профилактической стоматологии, отношения старшеклассников к стоматологическому лечению.
Результаты исследования:
а) изучение данных интервьюирования школьников позволило установить, что знания и навыки по уходу за полостью рта у старшеклассников находятся на достаточно высоком уровне (Таблица 1). Так, среди школьников регулярно чистили зубы 93,5%, нерегулярно — 6,5%.
б) среди подростков, регулярно ухаживавших за полостью рта, однократную чистку зубов использовали 34,7%, двукратную — 58,8%. Причём правильно, после завтрака и перед сном, чистили зубы 51,1% школьников.
в) дети применяли для чистки зубов зубную щетку. Почти все подростки (93,0%) использовали зубную пасту, лишь некоторые — зубной порошок (0,3%).
г) большинство (81,0%) старшеклассников знали о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, применения зубочисток и ополаскивателей), а 59,7% применяли их на практике. Жевательную резинку употребляли 95% школьников, но после приёма пищи ею пользовались только 41,0% подростков. Более половины старшеклассников применяли жевательную резинку «когда захочется». [8]
д) о культуре правильного питания старшеклассники отвечали правильно, полезные и вредные для зубов продукты и напитки не путали. Однако большинство подростков не применяли на практике свои знания и употребляли легкоусвояемые углеводы в избыточном количестве. Почти все школьники (97,6%) употребляли углеводсодержащие продукты (чипсы, пирожные, кексы и др.) и напитки (различные колы и подобные) между основными приёмами пищи, причём считали, что после этого нет необходимости в полоскании рта, чистке зубов или употреблении жевательной резинки. Каждый второй подросток (49,9%) сообщил, что добавляет в чай более трёх ложек сахара.
Так как рациональное питание необходимое условие для того, чтобы зубы оставались крепкими и здоровыми, я в течение полугода вела наблюдение за питанием в школьной столовой (Таблица 2).
Мои наблюдения показали, что питание в школьной столовой разнообразное. Но по таблице 2 видно, что, содержащие основные источники кальция — молоко, молочные продукты, яйца, сырые овощи, в столовой не дают вообще или дают редко.
е) изучение ответов старшеклассников на вопросы, касающиеся отношения к стоматологическому лечению, выявило достоверные данные (Таблица 3). О страхе перед посещением врача-стоматолога сообщили 36,6% старшеклассников, об отсутствии страха – 63,4%. Негативное отношение к врачу-стоматологу высказали 32,4% школьников, позитивное – 67,6%. [9]
По-видимому, отношение детей к стоматологическому лечению влияло на причину обращений к стоматологу. Школьники чаще всего наносили визит к врачу для проведения профилактических процедур (65,7%), реже – для лечения зубов (59,9%).
Вывод: Таким образом, сравнительный анализ полученных данных показал, что у подростков достаточно хорошо сформированы навыки ухода за полостью рта: они регулярно чистят зубы с помощью зубной щетки и пасты, правильно применяют двукратную чистку зубов (после завтрака и перед сном).
В то же время у подростков не сохранились навыки правильного питания и регулярного применения дополнительных методов ухода за полостью рта.
У школьников было выявлено позитивное отношение к стоматологу, отсутствие страха перед лечением зубов, профилактическая направленность визитов к врачу. Клиническое стоматологическое обследование полости рта было проведено у третьей части респондентов.
Как не тверды наши зубы, они могут разрушаться. В норме во рту человека живёт большое количество микробов, некоторые из них при поступлении в полость рта сахара могут образовывать клейкие вещества, которые фиксируются на поверхности зуба (так называемый зубной налёт). Но с течением времени — 18-28 часов налёт становится твёрдым, бактерии на нём размножаются, а при повторном поступлении сахара образуется кислота, которая разрушает эмаль зуба. [10] Так начинается кариес. [11]. Итак, процесс образования твёрдого зубного налёта длится в среднем 20 часов, поэтому удаляя налёт с поверхности зуба 2 раза в день- 1 раз в 12 часов, можно значительно снизить вероятность возникновения кариеса. [12]
Оказывается, о гигиене полости рта заботились ещё древние люди. Они использовали различные предметы- палочки – зубочистки, для удаления с поверхности зуба кусочков оставшейся пищи. [13] Несколько тысяч лет назад жители Египта использовали щётки, сделанные из веточек деревьев с распушенными концами. [14] Но изобретателем современных щёток считается китайский император, сделавший первую зубную щётку 500 лет назад. [15] Щетина китайских зубных щёток была сделана из волос загривка сибирского дикого кабана, а ручки из дерева, или кости животного. В 1937 году изобрели нейлон и ворсинки стали делать из него. В наших магазинах и аптеках тоже очень большой ассортимент зубных паст, ополаскивателей флоссингов и зубочисток. [16]
Для того, чтобы выявить взаимосвязь между появлением мягкого налёта, приводящего в дальнейшем к кариесу и качеством чистки зубов, мы решили провести эксперимент. Основным условием опыта было то, что я должна прийти с нечищеными зубами.
2.3 Практическая работа № 3 «Эксперимент по оценке качества чистки зубов с помощью специальных красящих растворов»
Оборудование: зубоврачебное кресло, кариес-маркер зубная щётка, паста.
Ход работы:
Вначале я ознакомилась с оборудованием стоматологического кабинета. [17] Затем врач-стоматолог провёл осмотр моей полости рта. [18] Далее доктор с помощью аппликатора нанёс на мои зубы специальное красящее вещество-кариес-маркер, которое затем смыл водой. [19-20] Участки эмали, покрытые мягким налётом, оставались окрашенными. [21] Это говорит о высоком риске возникновения кариеса. Следующим этапом было тщательное полоскание полости рта антисептиком хлоргекседином и повторная оценка присутствия на эмали зубов мягкого налёта. [22] На последнем этапе опыта я провела чистку зубов с помощью зубной щётки и пасты. [23] После чего стоматолог опять нанёс мне на эмаль зубов кариес-маркер, смыл водой и оценил результат.[24-25]
Вывод: На нечищеных зубах скапливается большое количество мягкого налёта, что значительно повышает риск развития кариеса; тщательное полоскание полости рта антисептиком несколько улучшает ситуацию, но полностью налёт не убирает и лишь добросовестная чистка зубов не менее 3-4 минут полностью убирает мягкий налёт с зубов.
3. Выводы:
1.Зуб – не камешек, а живой орган, очень важный для человека.
2.Кариес – это разрушение зуба под действием различных факторов.
3.Уже несколько тысяч лет назад люди начали чистить зубы.
4. Личная гигиена полости рта является простым и наиболее доступным методом предупреждения заболеваний зубов и фактором оздоровления всего организма.
Глава 3. Рекомендации:
1.Существуют определенные правила ухода за зубами, которые позволяют избежать болезней зуба.
2.Проведя исследовательскую работу я узнала, что большинство респондентов знают эти правила, но не всегда их выполняют.
3.Я постараюсь всегда правильно ухаживать за зубами, потому что поняла – это очень важно.
«ЗАБУДЬ ПРО ЛЕНЬ – ЧИСТИ ЗУБЫ ДВАЖДЫ В ДЕНЬ»
Литература
- Авраамова О.Г. Использование фторосодержащих зубных паст в системе профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (планирование и эффективность). – Автореф. дис. … докт. мед. наук. – М., 2005. – 45 с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Строение моего тела. Зубы.
- Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. – М., 2001. – C. 115-122.
- Купец Т.В., Матело С.К. //Детская стоматология. – 1998. – № 1. – С. 31–34.
- Леонтьев В.К., Аврамова О.Г. //Стоматология для всех. – 2000. – № 1. – С. 14–16.
- Лунёва Н.А., Маслак Е.Е. //Стоматология детского возраста. – 2002. – № 3-4. – С. 42-44.
- Энциклопедия для детей. Человек. //Аванта – 2001. – Том 18. – С. 131 — 134.
- Информационный портал «Детская стоматология»- Здоровые зубы детям.
Приложение1.
Памятка 1.
Несколько nрактuческuх советов по уходу за полостью рта
- У каждого члена семьи должна быть своя отдельная зубная щетка.
- Чистить зубы необходимо утром после завтрака и вечером перед сном. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот водой.
- После чистки зубов щетку намылить и оставить в таком виде в чистом стакане до следующей чистки зубов. Перед тем как чистить зубы, щетку надо промыть водой из-под крана.
- Ни в коем случае не пользоваться чужой зубной щеткой!
- Зубная щетка является средством личной гигиены.
- Желательно каждые три месяца менять свою зубную щетку.
- Средства ухода за полостью рта делятся на лечебные, профилактические и лечебно-профилактические. Какое средство вам необходимо — подскажет врач-стоматолог. Поэтому необходимо хотя бы один раз в год посещать стоматологическую клинику.
- Чистить зубы следует со всех поверхностей в течение 1,5-3 минут. Число движений зубной щеткой при этом составляет 150-300.
- Необходимы и полезны для всего организма в целях предупреждения заболевания полости рта и зубов соблюдение режима дня, нормальный сон, правильное и полноценное питание, закаливание организма, выполнение определенных гигиенических требований.
Приложение 2
Памятка 2.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
- Зубы покрыты эмалью.
- Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.
- Если за зубами неправильно ухаживать — появляется дырочка (кариес).
- Дырка в зубе — всегда больно.
- А ещё больные зубы вредят другим органам — сердцу, почкам.
ВРЕДНО!
- Грызть орехи.
- Есть очень холодную или очень горячую пищу.
- Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
РЕКОМЕНДУЕМ!
- Ешьте фрукты и овощи.
- НЕ злоупотребляйте сахаром и сладостями!
- Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.
- Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!
- Дважды в год посещайте стоматолога.
И у вас будет ослепительная улыбка!
Приложение 3
Таблица 1 — Результаты анкетирования старшеклассников по вопросам ухода за полостью рта.
Варианты ответов | Частота ответов |
% | |
Чищу зубы: ежедневно | 93,5 |
1 раз в день | 34,7 |
2 раза в день | 58,8 |
иногда | 6,5 |
не чищу | 0,0 |
Чистка зубов: после завтрака и перед сном | 51,1 |
до завтрака и перед сном | 7,7 |
Использую: зубную щетку и зубную пасту | 93,0 |
зубную щетку и зубной порошок | 0,4 |
Знаю о дополнительных методах гигиены полости рта (флоссинг, зубочистка, ополаскиватель.) | 81,0 |
Применяю флоссинг, зубочистку, ополаскиватель | 59,8 |
Пользуюсь жевательной резинкой: | 95,8 |
после еды | 41,1 |
когда захочется | 54,7 |
Приложение 4
Таблица 2 – Перечень продуктов, способствующих укреплению структуры эмали зубов.
Наименование продукта | часто (1 раза в неделю) | редко (1-2 раза в месяц) | вообще не дают |
Молоко | + | ||
Творог (запеканки) | + | ||
Сыр | + | ||
Каши | + | ||
Яйца | + | ||
Овощные салаты | + |
Приложение 5
Таблица 3 — Отношение и причины обращений старшеклассников к стоматологу.
Варианты ответов | Частота ответов, | |
% | ||
Испытываю страх перед посещением стоматолога | 36,6 | |
Нет страха перед посещением стоматолога | 63,4 | |
Испытываю неприязнь к врачу-стоматологу | 32,4 | |
Положительно отношусь к врачу-стоматологу | 67,6 | |
Причина обращений к стоматологу: лечение зубов | 59,9 | |
профилактика | 65,7 |
Ход опыта:
В 2 стакана налили простую воду, в один из стаканов насыпали лимонную кислоту и размешали её ложкой. Взяли 2 яйца, т. к. скорлупа яйца напоминает зубную эмаль, она такая же твёрдая, как эмаль. Одно яйцо положили в воду, а другое в воду с лимонной кислотой. И стали наблюдать. Яйцо, которое поместили в кислоту, сразу покрылось пузырьками, через 2 часа яйцо всплыло на поверхность. На следующий день мы посмотрели, что кислота разрушила скорлупу.
Вывод: кислота, которая образуется во рту после приёма пищи, разрушает зубную эмаль.
Опыт «Как нужно правильно чистить зубы»
Цель: узнать, как правильно чистить зубы.
Материалы: кусочки бумаги, зубная щетка.