Прогулка по лесуплан-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Прогулка по лесу» для детей старшего возраста
ВоспитательМБДОУДетский сад «Радуга» Горюнова Елена Константиновна
р.п. Базарный Карабулак 2021г.
Тема: «Прогулка по лесу». старшая группаОбразовательная область: Познавательное развитиеЦель: воспитание любви и бережному отношению к природе, лесу.Задачи:Образовательные: — расширять представление детей о разнообразии растительного мира; — дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный; — формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья; — учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.Развивающие:- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей; — развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать. — расширять и активизировать словарь.Воспитывающие:- формировать бережное отношение к природе; — систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произведений о природе. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкуль и песни «Наш лесочек так хорош!». Рисование «Красивое дерево». Экскурсия в лес.Методы и приёмы: Игровой, наглядный, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.Материалы и оборудование: Ноутбук, медиапроектор, слайды с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов , ягод и травянистых растений; два письма от старичка Лесовичка; пенёк (бутафорский), набор картинок с изображением деревьев и кустарников.Ход НОД I часть ВводнаяВоспитатель: Доброе утро ребята! Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку, а вот куда отправимся, нам поможет отгадка на загадку. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом Чудеса увидишь в нём!Дети: Лес. (на экране медиапроектора лес)Воспитатель:«Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес – это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес-верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес-родной дом растениям и животным. Лес-друг земледельца. Лес-украшение планеты!» (воспитатель обращает внимание детей на пенёк) Ребята смотрите, что это лежит на пеньке?Дети: Письмо.Воспитатель: Это письмо от старичка Лесовичка, и оно адресовано вам. (воспитатель читает письмо вслух) «Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придёте ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок». Ребята, вы хотите пойти в гости к старичку Лесовичку.Дети: Да.Воспитатель: Ребята, но прежде, чем отправится на прогулку в лес, мы с вами должны вспомнить правила поведения в лесу. Дидактическая игра «Можно-нельзя». Что, можно, а что нельзя делать в лесу?Дети называют , что можно: гулять, играть, собирать ягоды и грибы и др. что нельзя: ломать ветки, срывать цветы, калечить деревья, громко кричать, уносить животных из леса, бросать мусор.Воспитатель: Молодцы ребята, правила поведения в лесу вы знаете, можно отправляться на прогулку. Посмотрите, как красиво и тихо в лесу. Как называется лес, где растут берёзы, клёны, дубы, рябины?Дети: Лиственный.Воспитатель: Да, такой лес называется лиственный потому, что в нём растут лиственные деревья и кустарники. (на экране медиапроектора лиственные деревья.Воспитатель: Какие ещё виды деревьев вы знаете?Дети: Хвойные деревья.Воспитатель: Назовите хвойные деревья?Дети: Сосна, ель,пихта.Воспитатель: Правильно, ребята! Там где растут сосна, кедр, ель, пихта называется хвойный лес. (на экране медиапроектора хвойные деревья)Воспитатель: Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? В каком лесу мы гуляем? Дети: Смешанный лес.Воспитатель: Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу. В каком лесу мы гуляем?Дети: Мы гуляем в смешанном лесу.Воспитатель: Правильно, мы гуляем в смешанном лесу. Прогулки по лесу очень полезны для здоровья. (на экране смешанный лес)Дети исполняют песню «Наш лесочек так хорош!» Наш лесочек так хорош! Лучше леса не найдёшь! Есть у нас в лесу дела, Нам без леса никуда. Будем лес мы охранять И всем дружно помогать, И зверям, и птицам Помощь пригодится. Ты расти на радость людям, Мы дружить с тобою будем, Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес! Воспитатель: Сохраняя чистоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем растениям и животным. (на экране медиапроектора кустарники)Воспитатель: Чем отличаются деревья от кустарников?Дети: Деревья высокие, а кустарники низкие.Воспитатель: (поясняет) У дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков.Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?Дети: малина, шиповник, смородина сирень и т.д.Дидактическая игра: «Назови правильно» (воспитатель показывает картинки деревьев и кустарников, дети называют)Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно назвали кустарники и деревья.Физкультминутка.Мы корзиночки возьмём, В лес по ягоды пойдём. (дети шагают по кругу друг за другом) Раз, два, три, четыре, пять, Будем ягоды искать. (останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши) Пробежимся по дорожке, (бегут по кругу) Перепрыгнем через лужи. (прыгают на двух ногах) Под листочек мы заглянем- (приседают) Ягод соберём на ужин: (имитируют сбор ягод) Ежевики и малины, Голубики и калины. (шагают на месте) Гроздья спелые брусники И немного земляники. (выполняют «пружинку», хлопают в ладоши)Воспитатель: Какие растения есть в лесу?Дети: Грибы.Воспитатель: Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные.Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте ещё вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Как вы думаете, кто люби грибы?Дети: Грибы любят белки, они их запасают на зиму.Воспитатель: Молодцы ребята. (на экране медиапроектора ягоды и грибы)Воспитатель: Какие ещё есть растения в лесу?Дети: Ещё в лесу много цветов.Воспитатель: Правильно ребята в лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут. (на экране медиапроектора травянистые растения)Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в лес. Ребята посмотрите на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка. Давайте его прочитаем. (воспитатель читает письмо) «Ребята! Как же вы меня порадовали-соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю раскрасить все растения и вместе с взрослыми оформить книгу «Растения леса». Эта книга поможет вам ещё лучше узнать удивительный мир природы. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок». Ребята давайте поблагадарим старичка Лесовичка. Картинки с изображением растений я вам предлагаю раскрасить в свободное время. Вот и закончилась наша прогулка в лес.Ребёнок: «Лес дремучий, досвидания! Мы дружить с тобою рады, Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес!»III часть Заключительная. Рефлексия Вам понравилась прогулка в лес? Что вам больше понравилось на прогулке? Что нового вы узнали?
Прогулка в лесу
Обычно занятие проводится в спортивном или музыкальном зале. Однако летом приятнее проводить это занятие на свежем воздухе, тем самым вы сможете разнообразить двигательную активность детей, познакомить их с плодами деревьев, развить тактильные способности, повысить эмоциональный фон детей.
Необходимые пособия: гимнастическая скамейка, гимнастические палки 5 шт., кубики с длиной грани 10см. — 10шт., гимнастический мат — 1шт., гимнастический канат — 1шт., обручи (хула-хуп) 5 шт., палочки (карандаши) с наклеенными на одном конце полосками папиросной бумаги для дыхательных упражнений — по числу детей; природный материал (шишки, каштаны, жёлуди, орехи) — по числу детей, корзинка 1шт. Пособия необходимо заранее разместить в порядке, соответствующем сюжету занятия.
Дружно за руки возьмёмся, Тонкой змейкой обернёмся. В лес гулять сейчас пойдём И гостинцев соберём. (Идём боком по канату, лежащему на полу (или на лугу) в виде «змейки»
.) Вьётся узкая тропинка Меж берёзок и осинок. А вокруг растут цветы Небывалой красоты. Длинный тонкий стебелёк, Сверху жёлтенький глазок. (
Каждый ребёнок наклоняется за «цветком»
.) А потом на спинке Вырастут пушинки. (
Дуем на цветок
.)
Угадайте, мальчики, Это — … (одуванчики
). Мы подуем на цветок, Разлетится наш пушок. (
Дуем на цветок
.)
Поднимай повыше ножки, Мы идём не по дорожке. (Перешагиваем через спортивные палки, лежащие на кубиках высотой 10 см
.) Вот коряга на пути, Нам её не обойти. Дуба толстый корешок. Лужи серенький глазок. (
Перепрыгиваем через обруч
.)
Вот лесной ручей бежит, Песню тихую журчит. Видишь мостик впереди? По нему смелей иди. (Идём по гимнастической скамейке
.)
Кто по мостику пройдёт, На полянку попадёт. (По очереди спрыгиваем со скамейки
.) На полянке не зевай И подарки собирай. (
Собираем жёлуди, шишки, каштаны, орехи
.)
Что нашёл ты, расскажи И в корзину положи. (Называем свои находки и кладём их в корзину
.) Ручки мы теперь помоем И потрём свои ладони. Пальчики помоем Водою ключевою. (
Трём ладони и каждый пальчик
.) Водичка-водичка, Умой моё личико. (
Имитируем умывание
.)
А теперь мы отдохнём И осмотримся кругом. (Садимся на пол и отдыхаем
.) Долго наши ножки Ходили по дорожке. (
Круговые движения ступнями в обе стороны
.)
Кто шуршит там под листом? Может, это гнома дом? (Ложимся на живот
.) Это ящерка ползёт За собою нас зовёт. Мы за нею поползём И нору в песке найдём. В норку ящерка ушла, Нас с собой не позвала. (
Ползём по-пластунски
.)
С цветка на цветок Летит мотылёк, (Встаём, прыгаем из одного обруча в другой и машем руками
.) Нектар собирает (
Садимся
.) И вновь улетает. (
Снова бежим
.)
А это кто? Чёрен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт, (Идём пружинистой походкой
.) Летит — громко жужжит? (
Бежим и жужжим
.) Ну, конечно же, жук! На траву — плюх! (
Падаем на четвереньки
.) Крылья сложил — Всех насмешил! (
Убираем руки за спину
.)
Вот улиточка ползёт, На себе свой дом везёт. (Ползём на четвереньках, опираясь на кисти рук, указательные пальцы вытянуты вперёд
.) Если кто к ней прикоснётся, В дом улитка заберётся! (
Прячем руки и голову под себя
.)
Ну, и нам домой пора. Собирайся, детвора! (Встаём, берёмся за руки
.) Ничего мы не забыли И в лесу не насорили. По мосточку перейдём, На тропинку попадём. (
Идём по скамейке в обратную сторону
.) На тропинке не зевай, Выше ноги поднимай! (
Перешагиваем через гимнастические палки
.) Будем дома отдыхать И о лесе вспоминать. (
Идём по канату в обратном направлении
.)
Упражнения к сюжетному занятию «Прогулка в лесу»
1. Взявшись за руки цепочкой, идти боком приставным шагом по канату, выложенному «змейкой». 2. Нагнуться, поднять с пола палочку с приклеенными полосками папиросной бумаги («цветок»). 3. Глубокий вдох, медленный выдох на полоски бумаги. Повтор 2–3 раза. 4. Идти, переступая через гимнастические палки, положенные на кубики высотой 10см. 5. Присесть, руки отвести назад. Перепрыгнуть через обруч на мат. 6. Идти по гимнастической скамейке. 7. Спрыгнуть со скамейки. 8. Нагнуться, поднять с пола какой-либо плод. 9. Назвать плод, положить в корзину. 10. Нагнуться за «водой», потереть ладони и каждый палец на обеих руках. 11. Имитировать «умывание лица». 12. Сесть на пол, ноги вытянуть. 13. Круговые вращения ступней ног вправо и влево. 14. Ползти по-пластунски. 15. Прыгать из обруча в обруч, которые лежат на полу. 16. Присесть, встать. 17. Идти пружинящей походкой. 18. Бежать по кругу, произнося звук «ж». 19. Опуститься на четвереньки, сложить руки за спину. 20. Ползти, опираясь на колени и кисти рук, указательные пальцы вытянуты вперёд, как рога улитки. 21. Стоя на четвереньках, прятать голову и руки под себя. 22. Встать, построиться в шеренгу по одному. 23. Идти по гимнастической скамейке, спрыгнуть на пол. 24. Перешагивать через гимнастические палки. 25. Идти боком по канату.
Ольга Казанская, воспитатель
д/с №1277, г. Москва