Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Какие мы внутри». Колодкина А.Ю.


7160_otkrytoe zanyatie.docx

Конспект занятия по ознакомле нию с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Что за чудесница- водица- волшебница » Программное содержание: 1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе. 2. Познакомить детей с основными свойствами воды( текуча, без запаха, без цвета, без вкуса, прозрачна, растворитель) и с процес- сом очистки воды через бумажный фильтр. 3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе, к воде. Интеграция: Коммуникация, Социализация, Познание, Труд, Безопасность, Физическая культура, Чтение художественной литературы. Оборудование: Картинки с изображением воды в природе, картинки- схемы свойств воды, п розрачные стаканы, вода, молоко, чеснок, сахар, бумажные салфетки, глобус… Ход занятия: В. : Ребята, вы слышите, кто- то стучится? ( иду, открываю дверь, вношу Капельку) В. : Ребята, смотрите, что за гость к нам пришёл! Капелька. Давайте с ней поздороваемся и посадим её на самое почётное место. В. : А сейчас внимательно послушайте и определите, что это за звуки. ( звучит запись «Звуки воды») В. : Действительно, это звуки воды. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это путешествие. Эта Капелька путешествует по всему свету, много чего видела интересного, много знает о воде. Своими знаниями она хотела бы поделиться с вами. Согласны? Тогда в добрый путь. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране… В. : Так ли это? Как вы думаете? А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька, Называем их. Д. : Ручей, река, море, озеро, океан. В. : Значит, Капелька- это маленькая частичка чего? Д. : Воды. В. : А кому же нужна вода? ( дети отвечают, ответы сопровождаются показом картин) . Раст ениям, животным, птицам, рыбам, человеку В. : А может ли человек прожить без воды? А для чего нам нужна вода? Д. : Чтобы пить, мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения. В. : Конечно же, ни одно дело не сделаешь без воды, она необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля. В. : А сейчас ребята, пройдём и присядем за столы( девочки, затем мальчики) . Капелька хотела бы рассказать и даже показать волшебные свойства воды, для этого нам необходимо провести некоторые исследования. Вы готовы. Тогда начинаем. Во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не вертеться, не разговаривать, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились? Опыт 1. Текуча( демонстрирует воспитатель) У меня на столе 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой. Смотрите внимательно, что я делаю? ( переливаю воду) . Что делает вода? ( течёт) . ( На доску вывешивается символ) . ( Во время выяснения какого- либо свойства, на доске появляются значки, помогающие детям запомнить свойство, при повторении назвать его) . — Когда человек использует это свойство? ( Когда наливает воду в чайник, чашку, наполняет ванну…) Опыт 2. Прозрачна( коллективная работа) У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане- вода, в другом – молоко. Возьмите 1 ложку и опустите её в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой. — В стакане с молоком ложка видна? Нет- А в стакане с водой? Да видна- А почему её видно? Потому что вода прозрачна. ( Символ) — Когда человек использует это свойство? ( Рассматривание камешек на дне, рыбок в аквариуме) Опыт 3. Без запаха( коллективная работа) Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать? Я сейчас проверю, у вас на столах стоят стаканы, накрытые салфеткой, попробуйте узнать по запаху, что там лежит? ( чеснок) Вы все правы, угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем- нибудь пахнет? Значит, что можно сказать о воде? У воды нет запаха. ( Символ) — Когда человек использует это свойство? ( Когда отличает одну жидкость от другой) Опыт 4. Без вкуса( коллективная работа) Ребята, а конфеты вы любите? А почему вы их любите? ( сладкие, вкусные) . А лимон, какой на вкус? ( Кислый) Попробуйте воду, она сладкая? кислая? солёная, может горькая? ( нет, нет, нет) Значит, у воды нет вкуса( Символ) — Когда человек использует это свойство? ( Когда готовит пищу) Опыт 5. Без цвета( демонстрирует воспитатель) Ребята, я возьму полоски цветного картона и приложу( каждую по очереди) к стакану с водой, а вы сравните цвет полосок и воды в стакане. Какого цвета вода? Вывод: Вода бесцветная( Символ) — Когда человек использует это свойство? ( Готовим пищу, пьём воду) Опыт 6. Вода- растворитель( коллективная работа) Ребята, у вас на столах, в тарелочках, лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Видите вы сахар? ( Да) А теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром? Сахар растворился? А что его растворило? Это вода. Вывод: Вода- растворитель( Символ) — Когда человек использует это свойство? ( Готовим, стираем, моемся, убираем квартиру, моем посуду и т. д. ) Чтобы лучше запомнить основные свойства воды, давайте поиграем в игру « День- ночь». Закрыть глаза и, открыв их по команде, назвать свойство воды, на условное обозначение которого показывает воспитатель. Ребята, а теперь хором( или кто- то индивидуально назовёт все свойства воды) . Физкуль Беленькое облако( округлённые руки перед собой) Поднялось над крышей( поднять руки над головой) Устремилось облако( руки тянем вверх, плавные покачивания руками над Выше, выше, выше головой из стороны в сторону) Ветер это облако( описать через стороны круг и опустить их, присесть) Зацепил за кручу Превратилось облако В грозовую тучу. Ребята, откуда берётся вода в кране. Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается? ( по трубам течёт с речки) Правильно, вода в кране- это вода реки. Человек направил воду по трубам, и она проделала большой путь, пока попала к нам домой. Ребята, а можно пить воду непосредственно из реки? ( Ответы детей) Прежде, чем вода попадёт к нам в кран, она проходит очистку на специальных очистных сооружениях. В быту( у каждого дома) есть кувшины- фильтры и даже целая очистительная станция, только маленькая. А как нам очистить вот эту воду? Для этого я возьму обыкновенную бумажную салфетку. Для удобства, чтобы не разлить воду, я положу салфетку в воронку и буду тихо лить воду. Смотрите, что с ней происходит. Где остаётся вся грязь? ( на салфетке) Пить нужно только чистую воду. Обобщение: Посмотрите, что у меня в руках? Это глобус( модель Земли) Какие цвета есть на глобусе? Какого цвета больше? Вода, как мы только выяснили, не имеет цвета, а голубым её обозначают потому, что в воде отражается голубое небо, поэтому она и кажется голубой. Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озёрах. Вода содержится и в земле. Возьмите любой камень с дороги – и в нём, в его мельчайших трещинах, есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном, в человеке. Человек на 2/ 3 состоит из воды( по пояс) . Вода помогает нам переваривать пищу, даёт клеткам питание, очищает организм, унося вредные вещества. В воздухе также находится вода. Вода используется человеком в повседневной жизни для полива. Много воды требуется для промышленных производств. Ребята, как вы думаете, где живут капли воды в нашей группе? Давайте совершим путешествие по группе, и каплями будем отмечать места, где расходуется вода. Дверь( туалет, умывальник) Раковина, где моют посуду Уголок природы Шкаф с кисточками и красками Шкаф с игрушками Чайник( Показ с яблоком: отрезанный кусочек яблока – это пресная вода, остальная часть яблока- солёная) . Поэтому водные богатства надо беречь. А как? — Не лить воду зря- Не пускать воду сильной струёй- Плотно закрывать кран с водой- Не засорять ручейки, реки и озёра Ребята, наша гостья Капелька решила остаться у нас, чтобы вы, видя её каждый день, помнили о том, что вода – это наше богатство и его нужно беречь. Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды Жить нельзя нам без ВОДЫ! ! ! Итог занятия: О чём мы говорили? Что нового вы узнали о воде? А что нужно делать для того, чтобы беречь воду?

Конспект развлечения по валеологии для детей подготовительной группы

Конспект развлечения по валеологии для детей 6-7 лет «Путешествие в город Здоровячков»
Автор. Арстанова Алия Батаевна, воспитатель ГККП детский сад № 14 «Конжык», г. Актобе, Казахстан. Описание. Предлагаю конспект развлечения по валеологии «Путешествие в город Здоровячков» для детей подготовительной группы. Данная разработка будет интересна воспитателям дошкольных учреждений. Цель: Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: Закрепить знания детей о влиянии на укрепления здоровья двигательной активности, правильного питания, свежего воздуха, соблюдения личной гигиены. Развивать познавательный интерес к изучению своего здоровья. Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относится к себе. Ход занятия. Коммуникативная игра «Здравствуй!» (в кругу). Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Очень рад вас видеть я! Воспитатель : Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Кому бы вы хотели пожелать здоровья? Ответы детей. -А где прячется здоровье? Вы знаете? А для того, чтобы это выяснить, мы с вами отправимся в путешествие по тропинке здоровья и посмотрим. Куда она приведет. Звучит негромко музыка. Дети идут по дорожке и выполняют упражнения соответствующие тексту. Отправляемся вперед, Много нас открытий ждет. Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Обычная ходьба. Мостик в стороны качался, А под ним ручей смеялся. На носочках мы пойдем, На тот берег попадем. Ходьба на носках. Друг за другом мы идем Перейдем преграду в миг- И по кочкам прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах. -Дети, вот мы и оказались на весенней солнечной полянке. Я открою вам секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого есть много лучей. Эти лучи живут в каждой клеточке вашего организма. На поляне появляется Солнце. -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите, сколько у меня теплых, ласковых лучей. Они помогут вам в путешествии. Вот вам первый лучик. Как вы думаете, что он означает? На луче изображен атлет. Ответы детей. -Правильно, этот луч означает силу. Воспитатель: Каких людей вы считаете сильными? А где находится ваша сила? (в мышцах) . -Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие крепкие у вас мышцы, сильные мышцы. Как вы этого добились? Ответы детей. -Ребята, а теперь вместе покажем, как мы тренируем мышцы своего тела. Кто зарядкой занимается, Тот здоровья набирается! Комплекс ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение. Солнце: чтобы узнать, что обозначает мой второй лучик, давайте проведем опыт. Воспитатель: попробуйте глубоко вздохнуть, а теперь закройте ладошкой рот и нос. (Дети выполняют). -Что вы почувствовали? Почему вы долго не смогли находиться без воздуха? Ответы детей. -Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась — пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем! Вы знаете, что дыхание может быть лечебным. Давайте выполним упражнение «Очищающее дыхание». Включается музыка. (Музыкотерапия) — Сядьте выпрямившись, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели вверх. Когда вы вдохнете, представьте себе, что вы вдыхаете голубое небо (показывает голубое облако: цветотерапия), а выдыхаете белый дымок. Вдох-пауза, выдох-пауза. Когда воздух свеж и чист – дышится легко, появляется бодрость, поднимается настроение. Солнце: вот вам еще один мой лучик. Он покажет вам путь к необычному дереву. (На дереве висят предметы личной гигиены). Воспитатель: дети, какое необычное дерево, вы когда-нибудь видели такие деревья? А для чего нужны эти предметы? Ответы детей. А вы знаете правила личной гигиены? Расскажите нам о них. Воспитатель спрашивает о назначении и правилах пользования тем или иным предметом , дети отвечают. Дидактическая игра: «Быстро разложи». Солнце: ребята. а что еще нужно для того, чтобы вы росли крепкими. здоровыми, чтобы у вас никогда не болели зубы, хорошо видели глаза? Ответы детей. -Почему фрукты и овощи полезны для вашего здоровья? (в них много витаминов). Солнце: давайте доберёмся до витаминной полянки. (Дети идут под музыку за солнцем). Воспитатель: посмотрите, опять разыгрались наши овощи и фрукты. В них столько много витаминов, что они никогда не унывают и весело резвятся, опять спрятались. Ребята, вы видите их? Дети: нет. — Дети, они спрятались в этой песочнице. Давайте мы с вами отыщем их в песке и на ощупь угадаем, что это за овощ или фрукт. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Найди и назови». Выходят дети в костюмах овощей и фруктов. -Мы рады знакомству с вами. Вам понравилось? Мы хотим вам пожелать, чтобы вы росли всегда здоровыми, веселыми, умными и красивыми. А ещё гостям мы желаем (все вместе): Не болейте, не старейте, Молодейте, хорошейте! Фрукты и овощи: -Пусть солнечное тепло радует вас! Спасибо за внимание! Дети: До — сви-да-ни-я!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий развлечения в старшей и подготовительной группе. Путешествие в страну сказок и загадок Игровая программа для подготовительной группы детского сада Конспект игрового занятия по английскому языку с дошкольниками по теме «May Day» Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы

Похожие статьи:

Драматизация русской народной сказки в детском саду «Маша и медведь»

Игровое музыкальное развлечение для детей подготовительной группы в детском саду. Сценарий

Весенний досуг в подготовительной группе. Семик — русский обряд цветения

Развлечение в подготовительной группе. Русские обычаи

Игра-развлечение для детей подготовительной группы детского сада

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста по валеологии «Кушай на здоровье» Цели: — познакомить детей с различными питательными веществами (белки, жиры, углеводы, их ролью и значением для организма; — закрепить у детей знания и представления о полезных продуктах питания, их влияние на организм человека. Задачи: • дать представление детям о продуктах -…

Конспект занятия по валеологии для детей подготовительной к школе группе «Правильное питание — залог здоровья» Конспект занятия по валеологии для детей подготовительной к школе группе «Правильное питание – залог здоровья»

Цель: Уточнение и закрепление знания детей о правильном питании. Задачи: Расширять знания детей о строении своего организма. Формировать представления детей о…

Методическая разработка «Валеология»

Подготовительная группа

Цель: закрепление знаний о здоровье и болезнях, которые можно избежать. Использование правил заботы о собственном здоровье. Секреты долголетия, словарная работа по описанию состояния человека.

Тема 2: «Твое настроение»

2 младшая группа

Цель: формирование у детей эмоционального благополучия. Стабильности, положительной самооценки.

Средняя группа

Цель: продолжать работу по формированию у детей положительных эмоций, способность оценивать эмоциональное состояние другого человека, используя различные педагогические приемы.

Старшая группа

Цель: формировать способность к саморегуляции поведения в различных ситуациях.

Подготовительная группа

Цель: развивать способности в оценке собственного поведения, его произвольной коррекции, формирование психических новообразований (усидчивость, выдержка).

Март

Тема 1: «Закаливание организма»

2 младшая группа

Цель: дать детям понятие о положительном отношении к закаливающим процедурам, учить выполнять упражнения, запоминать комплекс.

Средняя группа

Цель: формировать знания у детей о том, что зарядка полезна, необходима. Учить выполнять игровую гимнастику с использованием музыкального сопровождения.

Старшая группа

Цель: продолжать формировать знания о разных видах закаливающих мероприятий. Оздоровительная гимнастика в режиме дня.

Подготовительная группа

Цель: воспитывать устойчивое положительное отношение к закаливающим мероприятиям, приучать детей выполнять знакомые комплексы самостоятельно.

Тема 2: «Сон – польза или вред?»

2 младшая группа

Цель: формировать положительное отношение к соблюдению режима дня, дать понимание того, что во время сна человек отдыхает. Рассказать о том, что человеку необходимо для сна.

Средняя группа

Цель: формировать представление о том, какие животные впадают в спячку и зачем им это нужно. Формировать понятие о пользе сна.

Старшая группа

Цель: закреплять знания о том, как человек восстанавливает силы во время сна, условиями для организации здорового сна для себя и окружающих.

Подготовительная группа

Цель: формирование знаний о том, что человеку необходимо для того, чтобы быть здоровым, воспитывать саморегуляцию поведения в режиме дня.

Апрель

Тема 1: «Сердце – главный орган человека»

2 младшая группа

Цель: формировать у детей представление о том, что сердце перекачивает кровь по нашим сосудам. Сердце есть у всех животных.

Средняя группа

Цель: дать понятие о том, как работает сердце человека, какие условия нужны для его здоровья, так как оно перекачивает кровь по всему организму.

Старшая группа

Цель: закреплять знания детей о том, как человек должен заботиться о своем здоровье, особенно о здоровье сердца, рассказать о строении сердца.

Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

 В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: валеология, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, учение, личная гигиена, ЗОЖ, ФГОС.

Для того чтобы понять нужно ли применять валеологию в дошкольном учреждении, необходимо разобраться, что такое «валеология» и откуда взялось это понятие?

Валеология — это наука об искусстве быть здоровым, поддерживать здоровье, вести активный и правильный образ жизни, приучаться к нему необходимо с ранних лет.

Слово «валеология» происходит от латинскоого слова: «valeo» — быть здоровым». Этот термин в научный оборот ввел российский учёный-фармаколог, доктор медицинских наук, профессор Брехман, Израиль Ицкович, он и стал создателем новой отрасли медицины — валеологии, а также Брехман изобретатель многих лекарственных препаратов.

Валеология включает в себя несколько составных частей это: медицина, педагогика, психология, гигиена, физическая культура, обществознание, экология, биология, ОБЖ.

В дошкольном учреждении эта наука стала одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса для дошкольников.

Здоровье всегда было и будет на первом месте, поэтому центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка.

«Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Э. Н. Вайнер» [4]

Целью валеологии в ДОУ является формирование здоровья и расширение резервных возможностей организма детей с раннего возраста, увеличение количества и качества здоровья.

Вайнер Эдуард Наумович выделил основные задачи валеологии :

  1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
  2. Формирование установки на здоровый образ жизни.
  3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни [1].

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов. Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.

Согласно (ФГОС) образовательная область направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
  3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни [2].

Воспитание у детей валеологической культуры — это значит, создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Валеологическая культура дошкольника подразумевает:

– знание о своем здоровье;

– осознанное отношение к здоровью и жизни человека;

– умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;

– валеологическая компетентность.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет основные направления валнологии:

– Строение человека.

– Значение здоровой пищи.

– Как поддержать свое здоровье. [2]

Направление работы валеологического воспитания дошкольников, должно реализовываться не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД) (на занятиях), но и при организации: досуговых мероприятий, развлечений, утренников, прогулок, режимных моментов.

Главными союзниками воспитателя в поддержании здоровья дошкольника, являются родители. Взаимодействие с родителями необходимо, так как они являются эталоном для ребенка. Воспитателю необходимо донести до них важность и необходимость участвовать в воспитании здоровья своих детей. Для этого необходимо проводить консультации на тему «здоровья»; мероприятия совместно с родителями «мама, папа, я — спортивная семья» и т. д.

Методы и приёмы на занятиях по валеологии:

Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов (словесные, наглядные, практические, игровые,).

Словесный метод вдошкольном учреждении речь важна не только как средство обучения, но и как способ общения. Для младших групп это более быстрое освоение речи, а для старших групп расширение словарного запаса.

– диалог

– беседа (рассуждения)

– объяснения

– чтение литературы

Наглядный метод использование наглядности необходимо для успешной реализации задач образовательного процесса. Так как дети дошкольного возраста, воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций.

– наблюдение

– показ (рассматривание картин, иллюстраций)

– демонстрация (слайдов, диафильмов, кинофильмов)

Практический метод Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности.

– рисунки

– аппликации

– поделки

– опыты

Игровой метод позволяет дошкольникам осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков.

– дидактические

– подвижные

– театрализованные

Инновационный метод позволяет ребенку двигаться в ногу со временем, осваивать новые игры развивая логику, мышление, мелкую моторику и т. д.

– Монтессори

– сказкотерапия

– пескотерапия

– ТРИЗ и т. д.

Валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.

Литература:

  1. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
  3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — 334с.
  4. «Валеология: учебник для вузов», 2021 г. (цитата из библиотеки Google Книги).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]