Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим и социальным миром детей» в старшей группе.
Перспективное планирование «Ознакомление с окружающим и социальным миром детей» в старшей группе.
Сентябрь
1.
Предм, соц
Тема:
«История возникновения родного города».
Пр. сод.
Закрепить знания о родном городе: название, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города. Воспитывать интерес к истории города. (1.)
Природа
Тема:
«Беседа о лете». Д/игра «Не ошибись».
Пр. сод.
Учить устанавливать связь между комплексом условий и состоянием растений и животных. Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны. Дать детям представление о роли воды в жизни растений. (2.)
2.
Предм, соц
Тема:
«Как выращивают хлеб?»
Пр. сод.
Закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. Познакомить с трудом хлеборобов. Воспитывать чувство уважения к труду людей и к хлебу. (1.)
Природа
Тема:
«Беседа о лесе».
Пр. сод.
Дать детям понять, что лес — это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Познакомить с таким природным явлением, как ветер. (2.)
3.
Предм, соц
Тема:
«Знакомство детей с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный».
Пр. сод.
Закрепить знания о родовом понятии транспорт. Учить сравнивать различные виды транспорта, классифицировать его на наземный, воздушный, водный. (1.)
Природа
Тема:
Экскурсия «Деревья на нашем участке». Д/игра «Найди, что опишу». Д/игра «Загадай, мы отгадаем».
Пр. сод.
Закрепить знание названий деревьев. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Воспитывать бережное отношение к природе. (2.)
4.
Предм, соц
Тема:
« Моя семья».
Пр. сод.
Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. (5.)
Природа
Тема:
«Беседа о волшебнице – воде».
Пр. сод.
Рассказать о назначении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе (п/и «Ходят капельки по кругу»). (2.)
Октябрь
5.
Предм, соц
Тема:
«Страна, в которой мы живем. Природа России».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать чувство гордости за свою страну. (1.)
Природа
Тема:
«Грибное царство».
Пр. сод.
Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей. (2.)
6.
Предм, соц
Тема:
«Службы специального назначения».
Пр. сод.
Расширять представление о людях разных профессий. Рассказать о важности и значимости их труда. Учить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонные номера. (4.)
Природа
Тема:
«Беседа об овощах».
Пр. сод.
Формировать обогащенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользуясь при этом простейшей моделью; отражать результаты обобщения в развернутом речевом суждении. (2.)
7.
Предм, соц
Тема:
«Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Названия тканей».
Пр. сод.
Закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда». Познакомить с классификацией одежды по сезонам. Закрепить знания о свойствах ткани. Познакомить с названиями некоторых видов тканей и способах их получения. (1.)
Природа
Тема:
«Осенние изменения в жизни растений. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
Пр. сод.
Уточнить знания детей об осенних изменениях в жизни растений на основе личных наблюдений. Формировать представления о пейзажной живописи. Учить выделять средства выразительности. (2.)
8.
Предм, соц
Тема:
«О дружбе и друзьях».
Пр. сод.
Продолжать учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям. Уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними. (Персп. План.).
Природа
Тема:
«Дом под крышей голубой».
Пр. сод
. Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать. (2.)
Ноябрь
9.
Предм, соц
Тема:
«Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн».
Пр. сод.
Закрепить знания о природе России. Познакомить с историей возникновения страны, с ее символикой. Воспитывать интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. (1.)
Природа
Тема:
«Любите землю – матушку».
Пр. сод.
Объяснить детям, что только любовь к земле и труду дают возможность людям выращивать продукты питания. Рассказать о наиболее простых приемах земледелия. Познакомить с добрым отношением к земле. (2.)
10.
Предм, соц
Тема:
«Знакомство с трудом работников швейной промышленности».
Пр. сод.
Систематизировать знания о классификации одежды (см. зан.5). Закрепить знания о названиях тканей и способах их изготовления. Познакомить с трудом работников швейной промышленности: закройщики, портные; шьют в ателье, на швейных фабриках. (1.)
Природа
Тема:
«Беседа о труде людей осенью».
Пр. сод.
Систематизировать знания детей о труде людей осенью. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помочь им. (2.)
11.
Предм, соц
Тема:
«Как освещались дома».
Пр. сод.
Познакомить детей с историей создания осветительных приборов, с тем, что любая вещь создана трудом многих людей. Воспитывать интерес к истории возникновения и усовершенствования предметов, уважение к людям, создавших различные предметы.(1.,5.)
Природа
Тема:
Рассматривание картины «Пестрый дятел».
Пр. сод.
Расширить и уточнить круг конкретных представлений у детей о дятле, подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между внешним видом птицы и ее питанием, движением и образом жизни. Опыт «Какой бывает вода?». (2.)
12.
Предм, соц
Тема:
«Мужчины и женщины в семье».
Пр. сод.
Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. (1.)
Природа
Тема:
«Беседа об осени (обобщающая)».
Пр. сод.
Формировать обобщенное представление об осени в неживой природе; состоянии растений, особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды. Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы». (2.)
Декабрь
13.
Предм, соц
Тема:
«Памятники родного города».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о памятниках родного города. Познакомить их с памятником поэту или писателю, который жил и работал в родном городе. (1.)
Природа
Тема:
Беседа о том, кто как зимует.
Пр. сод.
Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. (2.)
14.
Предм, соц
Тема:
«Знакомство со свойствами дерева и металла».
Пр. сод.
Уточнить знания детей о свойствах дерева и металла, с которыми они познакомились в средней группе (металл – холодный материал, дерево – теплый, металл прочнее и тяжелее дерева). Познакомить их с новыми свойствами (дерево горит, а металл не горит). Познакомить детей с тем, как свойства металла и дерева люди используют при изготовлении разных предметов из них. (1.)
Природа
Тема
: Обучение новым способам ухода за комнатными растениями.
Пр. сод.
Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульверизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу. (2.)
15.
Предм, соц
Тема:
«Знакомство детей со строительными профессиями».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о различных профессиях людей. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим словом строитель. Учить детей группировать, объединять профессии людей по общему признаку. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что детей окружает. (1.)
Природа
Тема:
Беседа о зимующих и перелетных птицах.
Пр. сод
. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. (2.)
16.
Предм, соц
Тема:
«Новый год у ворот».
Пр. сод.
Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представление о празднике, его назначении для людей. (1.)
Природа
Тема:
Рассматривание картины К. Юона «Русская зима».
Пр. сод.
Сформировать представление детей о пейзажной живописи, любовь к зимним явлениям природы. Сообщить детям, что отсчет каждого нового года начинается с 1 января. (2.)
Январь
17.
Предм, соц
Тема:
«В гостях у кастелянши».
Пр. сод.
Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней. (5.)
Природа
Тема:
Экскурсия в зимний парк.
Пр. сод
. Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы. Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. (2.)
18.
Предм, соц
Тема:
«Правила безопасности в городе».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о транспорте, о его классификации. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с новыми правилами безопасности на улице. (1.)
Природа
Тема:
Беседа о домашних животных.
Пр. сод.
Обобщить конкретное представление о домашних животных. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение наполнять обобщенные существенные признаки конкретным содержанием. Воспитывать умение дополнять ответы сверстников. Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб. (2.)
19.
Предм, соц
Тема:
«Москва – столица России. Герб Москвы».
Пр. сод
. Уточнить знания детей о родном городе. Дать детям знания о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины. (1.)
Природа
Тема:
Рассказ о лягушке.
Пр. сод.
Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим живым организмам. (2.)
20.
Предм, соц
Тема:
«Все работы хороши».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться. (1.)
Природа
Тема:
Д/игра «Птичья столовая».
Пр. сод.
Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Уточнить представление детей о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе. (2.)
Февраль
21.
Предм, соц
Тема:
«Что такое музей? Музеи родного города».
Пр. сод.
Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знания об историческом или краеведческом музее города. (1.)
Природа
Тема:
Беседа о зиме.
Пр. сод.
Конкретизировать и углубить представление о зиме. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. (2.)
22.
Предм, соц
Тема:
«Знакомство со свойствами стекла и пластмассы».
Пр. сод
. Познакомить детей со свойствами стекла и пластмассы. Стекло – твердое, гладкое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжелое, холодное. Пластмасса – гладкая, мягкая, упругая, водонепроницаемая, прочная, непрозрачная, легкая, теплая. Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов. (1.)
Природа
Тема:
Воздух и его роль в жизни человека.
Пр. сод.
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. (2.)
23.
Предм, соц
Тема:
«День защитника Отечества. Знакомство со службой пограничников».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Познакомить их со службой пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам. (1.)
Природа
Тема:
Рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь».
Пр. сод.
Формировать представление детей о явлениях зимней природы. Учить детей соотносить описания природы в стихах и прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание. Познакомить детей со свойствами воздуха. (2.)
24.
Предм, соц
Тема:
«Культура и традиции русского народа».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство). Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями. (1.)
Природа
Тема:
Праздник «Мы – друзья природы».
Пр. сод.
Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике. (2.)
Март
25.
Предм, соц
Тема:
«О мамах родных и очень важных».
Пр. сод.
Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей. (1.)
Природа
Тема:
Утренник «Здравствуй, весна!»
Пр. сод.
Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны. (2.)
26.
Предм, соц
Тема:
«Театры родного города» (Кукольный театр).
Пр. сод.
Уточнить знания детей о местах отдыха в родном городе. Дать знания о том, что такое театр, о разновидности театров. Познакомить с кукольным театром. (1.)
Природа
Тема:
Сравнительное наблюдение за рыбами.
Пр. сод.
Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окрасе, форме тела, строению плавников и т.д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Вызвать желание ухаживать за рыбами. (2.)
27.
Предм, соц
Тема:
«Из какой посуды раньше ели».
Пр. сод.
Познакомить детей с историей создания предметов посуды, с тем, что любая вещь создана трудом многих людей; люди усовершенствовали предметы посуды, чтобы ими было удобнее пользоваться. Воспитывать в детях интерес к истории возникновения и усовершенствования предметов, уважение к людям, создавшим различные предметы. (1.)
Природа
Тема:
Наблюдение за черепахой.
Пр. сод.
Углублять и расширять представления о черепахе: ее внешнем виде, типичном поведении ( медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Дать знания о месте обитания черепахи на воде. Учить ухаживать за черепахой, вызвать симпатию к ней, интерес. (2)
28.
Предм, соц
Тема:
«Литературная викторина по русским народным сказкам».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о русских народных сказках. Воспитывать в детях любовь к русскому устному народному творчеству. (1.)
Природа
Тема:
Д/игра «Назови три предмета», Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка», 1 часть (экологическая сказка).
Пр. сод.
Упражнять детей в классификации предметов. Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. (2.)
Апрель
29.
Предм, соц
Тема:
«Зоопарк».
Пр. сод.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, воспитывать в них интерес к миру животных. (1.)
Природа
Тема:
Знакомство с комнатными растениями.
Пр. сод.
Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Познакомить детей с новым растением – комнатным кленом. Воспитывать интерес к жизни растений. (2.)
30.
Предм, соц
Тема:
«День космонавтики».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о том, что 12 апреля – День космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, что полет человека в космос – это плот труда многих людей: ученых-конструкторов, механиков, врачей и др. Воспитывать в детях гордость за свою страну. (1.)
Природа
Тема:
Посадка семян гороха.
Пр. сод.
Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло). Воспитывать интерес к выращиванию овощей. (2.)
31.
Предм, соц
Тема:
«Откуда пришла книга».
Пр. сод.
Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей. Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили как можно дольше. (1.)
Природа
Тема:
Д/игра «Времена года».
Пр. сод.
Учить детей различать признаки времени года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. (2.)
32.
Предм, соц
Тема:
«Знаки, предупреждающие водителя и пешехода об опасности на дороге».
Пр. сод.
Закреплять знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках (информационно-указательных, запрещающих и предупреждающих), о назначении светофора. Учить использовать свои знания на практике. (6.)
Природа
Тема:
Беседа о диких животных.
Пр. сод.
Сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком). Учить анализировать объекты, выделять признаки, фиксировать и обобщать по элементам модели. (2.)
Май
33.
Предм, соц
Тема:
«9 Мая – День Победы».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. (1.)
Природа
Тема:
Рассматривание веток тополя, березы, ели.
Пр. сод.
Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь: почка, кора, липкие, пахучие, душистые, клейкие. (2.)
34.
Предм, соц
Тема:
«Мы все – жители планеты Земля».
Пр. сод.
Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране. (1.)
Природа
Тема:
Беседа об уходе за комнатными растениями.
Пр. сод.
Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь. (2.)
35.
Предм, соц
Тема:
«Предметы, которые нас окружают».
Пр. сод.
Закрепить знания детей о назначении предметов, о названиях материалов, из которых сделаны предметы. Расширять представление детей об истории создания предметов человеком, о функциях предметов. Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает. (1.)
Природа
Тема:
Рассматривание одуванчика.
Пр. сод.
Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях (строении) растения и их функции, о сезонном развитии растения. (2.)
36.
Предм, соц
Тема:
«Конкурс знатоков родного города».
Пр. сод.
Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее. (1.).
Природа
Тема:
Беседа о весне (обобщающая).
Пр. сод.
Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. (2.)
Литература.
1.Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы».- М.:Элизе Трэйдинг, ЦГЛ,2004.
2.БондаренкоТ.М. «Экологическое воспитание детей 5-6 лет:Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров».-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.
3.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; 2004.
4.Вострухина Т.В., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».2-е изд., испр. И допол.- М.:ТЦ Сфера, 2015.
5.Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа».-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
6.Хабибулина Е.Я. «Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий.»-СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Анжелика Гулакова
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Большое место при обогащении словаря детей занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.
Методика этих занятий была предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена В. И. Логиновой. Авторы выделяют 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:
1- первичное ознакомление с предметом.
2 — ознакомление с качествами и свойствами предметов.
3 — формирование понятий в процессе обобщений.
Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ними. Проводятся в младшем и среднем возрасте.
Значение:
1. Формируется целостное представление о предмете
2. Связь между назначением предмета, его строением, материалом.
Требования к данным занятиям:
1. Познавательная деятельность представлена практическими задачами и опирается на игровые приемы.
2. Использование наглядного материала по количеству детей.
3. Активные действия с предметами, дети выбирают пригодный и мотивируют выбор.
4. Предметы должны быть известны детям.
5. Руководство осуществляется через указания и вопросы.
Структура занятия.
Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Постановка учебной задачи (формирование дифференцированного восприятия осуществляется через игру).
2. Рассматривание предмета, строение, назначение, введение слова.
3. Выбор предмета детьми, закрепление знаний, закрепление слов.
На занятиях по углублению знаний о качествах и свойствах предметов формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.
Значение:
1. Формируется понятие, что все вещи изготовлены из различных материалов; существуют процессы превращающие материал в вещь (шитье, вязание, лепка, деревообработка и т. д.)
2. Формируются способности видеть в вещи материал, устанавливать свойства материала некоторыми способами (надавить, согнуть, надорвать)
.
Требования
1. Тщательное сенсорное обследование.
2. Наглядный материал по количеству детей.
3. Включение в деятельность.
4. Вычленяемые качества должны быть ярко представлены.
5. Сравнение с другими качествами и свойствами других предметов.
6. Руководство воспитателя осуществляется через вопросы и точные указания.
Структура занятия
1. Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Вычленение качеств в ситуации той или иной деятельности (сначала указание действия, затем вопрос детям)
.
2. Обучение обследовательским действиям вычленения нужного свойства (сначала указание действия, вопрос констатирующего и косвенного характера (Прочная бумага, почему)
.
3. Упражнение выделения нового качества и свойства в разнообразных предметах — закрепление свойств.
Усложнение — в старшем возрасте данные занятия усложняются, они называются «Сравнение предметов»
их цель подбор наиболее точного слова для характеристики выделяемых особенностей.
Требования
1. Достаточное количества сравниваемых признаков (форма, величина, цвет, их различие и общность.
2. Плановость сравнения в целом, частей и деталей, обобщение в целом.
3. Отбор приемов обучения — указания и вопросы.
4. Максимум речевой активности детей.
Формирование видовых и родовых понятий в процессе обобщения.
Занятия проводятся во всех возрастных группах. Переход к обобщению требует умения выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Выделяют два вида данных занятий – формирование видовых и родовых понятий.
Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями,например: стул, табурет, кресло.
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Необходимость выбора через игру.
2. Выбор предмета из группы сходных (как вы узнали., Почему взяли этот предмет, а не другой? Что есть у этого предмета, чего нет у других (и наоборот? После каждого ответа — мотивация- Почему вы так думаете?
3. Упражнение в выборе предметов.
Родовые понятия — предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков (для чего нужна машина, кто ей управляет)
2. Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое,что различное у всех видов и делаем вывод: все что служит для перевозки людей и груза называется — транспорт)
3. Упражнение в подведении видовых понятий под родовые.
Последующая работа основывается на закреплении и дифференцировке понятий.