Конспект занятия в средней группе по теме: «Времена года»


Конспект итогового занятия для детей средней группы на тему: «Путешествие по временам года»

Автор: Беликова Вера Александровна, воспитатель МКДОУ ” Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида”

Пояснительная записка к авторскому материалу

Данное занятие предназначено для воспитателей детских садов. Относится к области: «Познания», «Коммуникация», «Творчество». С помощью данного занятия ребята в занимательной игровой форме закрепят полученные знания об окружающем мире природы, научатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Конспект поможет интересно про¬вести занятия, которые носят развивающий характер и включает в себя различные виды деятельности ребенка. Способствует формированию речи, памяти, логического внимания.

Конспект итогового занятия для детей средней группы на тему: «Путешествие по временам года».

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Возрастная группа: средняя Образовательные области:«Познание», «Коммуникация», «Творчество». Раздел: Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Путешествие по временам года». Програмные задачи: 1. Обучающие: – умение воспринимать образ каждого времени года; – обогатить словарный запас; – закрепить знания о зимующих и перелетных птицах; – закреплять умение замыкать линию в кольцо и раскрашивать, повторяя очертания на¬рисованной фигуры. 2.Развивающие: – развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать; – развивать эстетическое восприятие красоты природы; – развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление. 3. Воспитательные: – воспитывать любовь к природе; – доставить детям радость и удовольствие от игр; – воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы. Предварительная работа: заучивание стихов, примет, пословиц о разных времён года, рассматривание картин о временах года, наблюдения на улице, на участке во время прогулок в течении года, рисование всех времён года Словарная работа: активизировать в речи детей слова, характеризующие времена года.

Ход занятия: 1. Мотивационно – побудительный этап: Наши ушки на макушке. Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Ребята у меня в руках волшебный платок, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие по «Временам года», стоит только всех вас накрыть этим платком. Хотите отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет нам вспомнить и сравнить все времена года? 2. Организационно – поисковый этап: (накрываю детей платком) Звук превращения. – Итак, путешествие начинается, а в какое время года мы попали, вы должны угадать. Звучит мелодия «Звуки природы. Вьюга». – Как вы думаете, в какое время года за окном мы можем услышать такие звуки? (если дети не отгадывают по звуку, даю подсказку, загадку). Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила, И на санках прокатила. (снимаю платок, предлагаю сесть за столы) – Правильно, это зима, только в это время года воет вьюга за окном. – А кто нам расскажет, чем зима отличается от других времен года, вспомним приметы зимы. Слайд №1 Медведь в берлоге, белка в дупле, ежик под пеньком, заяц. (по щелчку дупло, сугроб, пенёк исчезают) – Снег укрыл белым одеялом всю землю и многие звери спрятались под ним от морозов. Посмотрите, здесь на дереве есть дверца, интересно кто же за ней спрятался? Как вы думаете? – Давайте проверим. Правильно, белочка, она заранее сделала запасы орехов, грибов и теперь спокойно может зимовать в дупле. А вот сугроб – он тоже необычный, наверное, это тоже, чей то, дом? – А как называется дом медведя? – Кто же спрятался под пенечком? – Да, это ёжик. Он свернулся клубочком и приготовился спать. – А зайцу, который зимой по лесам, по полям бегает, подарила зима новую шубку. Кто помнит, какую? Правильно- белую. – А зачем зайке белая шубка? – Да ребята, его не видно на снегу. (предлагаю повернуть стульчики к столу, обращаю внимание на иллюстрации с птицами, лежащими перед детьми) – С приходом зимы и птицам тяжело живётся. Не все из них остаются у нас на зимовку. Назовите тех птиц, которые улетают в теплые края. – А теперь тех птиц, которые остаются зимовать. – Все справились с заданием, молодцы. Звучит мелодия «Звуки природы. Журчащий ручей». – Ребята вы слышите эти звуки, это зиму сменяет другое время года. Рыхлый снег на солнце таит, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, Значит к нам пришла… Слайд № 2 (дети по картинкам составляют описательный рассказ) – Давайте составим небольшой описательный рассказ о весне по картинкам? – Верно, вся природа весной оживает. Все вокруг зеленеет и поет. В весенней суматохе, домашние животные потеряли своих детёнышей и не могут найти. Подойдите пожалуйста ко мне, давайте поможем малышам, найдём их мам. (дети на магнитной доске составляют пары из животных и их детёнышей) – Молодцы ребята. Весне радуются не только птицы, звери, и насекомые ведь вся природа оживает. Давайте и мы немного оживимся. Физкуль. Под песню группы Барбарики «Плакали зверюшки». Скачут, скачу во лесочке Зайцы серые клубочки Прыг-скок, прыг-скок Встал зайчонок на пенек Всех построил по порядку, стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. Два! Руками машут вместе. Три! Присели, дружно встали. Все за ушком почесали. На четыре потянулись. Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали как отряд. Звучит мелодия «Звуки природы. Пение птиц» – За весной идет следующее время года. Солнце подпекает, Цветы расцветают, Ягоды поспевают, Когда это бывает? – А кто назовёт это время года ? Верно, – лето. – Какие изменения происходят в природе с приходом лета? Слайд № 3 Фрукты – Правильно. Лето нам приносит много ягод, овощей и фруктов. Что это ребята?(показываю на яблоко) Оно какое? Оно красное. А это что? (показываю на грушу) это груша. Груша, какого цвета? Она желтая. Где растут фрукты? – Посмотрите как много овощей и фруктов. Кто назовет мне все фрукты, а кто перечислит овощи. – Почему вы не назвали вишню, малину, клубнику, сливу. – Правильно, по – тому, что это ягоды. – Отправляемся дальше. Прошла по лугам, По лесам, по полям. Припасы она заготовила нам, Упрятала их в погреба, в закрома, Сказала: За мною нагрянет зима. – Конечно осень. Предлагаю вспомнить признаки осени. – Посмотрите, мой знакомый художник прислал нам иллюстрации осени, всё ли на них верно? Слайд № 4 (Дидактическая игра «Что перепутал художник?») – А ещё ребята, ваши мамы осенью делают запасы на зиму, солят огурцы, помидоры. Давайте и мы поможем мамам. Садитесь за столы, давайте нарисуем помидоры в банке с красной крышкой, а огурцы в банке с зелёной крышкой. – Какую форму имеет помидор, а огурец? – Краску, какого цвета мы будем использовать при рисовании помидор, огурцов? (дети ватными палочками рисуют контур овощей, затем раскрашивать, повторяя очертания на¬рисованной фигуры). – Молодцы, ребята, все справились с заданием. 3. Рефлексивно – корригирующий этап: Ну, вот и завершилось наше путешествие. – Что вам особенно понравилось? – Мне очень понравилось путешествовать с вами, сегодня вы были активные, внимательные, и сообразительные. Вы в очередной раз доказали что вы очень много знаете об окружающей вас природе. Молодцы! -Ну а для того что бы нам снова оказаться в группе, мне необходимо всех вас накрыть платком. Звучит мелодия превращения. – Ну, вот мы и дома. Ещё раз хочу поблагодарить вас за так интересно проведённое с вами время.

Используемая литература .О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»Москва 2007. А.А. Грибовская «Занятие по изобразительной деятельности» Москва 2009. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» Москва 2010. Т.Н. Доронова « Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника»Москва2006. . 9. А.А. Грибовская «Коллективное творчество дошкольников» Конспекты занятий Москва 2004 .

Проект в ДОУ. Времена года. Средняя группа

Постановка проблемы

Дети мало проявляют познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, не интересуются тем, что ранее увидели, услышали, узнали. В основном с небольшим интересом наблюдают за окружающим, для обобщения результатов наблюдений нуждаются в помощи взрослого. В процессе познания не проявляют чувства удивления, не радуются новому; и лишь под руководством взрослого включаются в выполнение исследовательских заданий. Родители детей так же мало уделяют внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы. Не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы, не привлекают детей к совместному труду в природе

Сроки реализации

: октябрь — май.
Участники проекта
: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы: Янаки О.Е.

Цель проекта:

Формировать у детей среднего дошкольного возраста целостные представления о временах года.

Задачи:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

2. Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.

3. Развивать творческие способности каждого ребёнка с помощью формирования у детей практических навыков в развитии связной речи и других психических функций, используя различные виды деятельности.

4. Вызывать потребность внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, умение видеть прекрасное в разное время года.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (сентябрь) — Создание развивающей среды — Анкетирование родителей — Подбор методической литературы — Подбор художественной литературы и дид.игр — Картотека пальчиковых и подвижных игр — Материалы для экспериментирования

2. Практический (с 1 октября – по 15 мая) Организация деятельности детей

3. Заключительный (15 мая-31 мая) Определение результата практической деятельности с детьми

Формы работы:

— НОД — Дидактические игры — Подвижные игры — Пальчиковые игры — Речевые игры — Наблюдения в природе — Труд в природе — Экспериментальная деятельность — Продуктивная деятельность — Чтение художественной литературы — Музыкально – ритмические движения, слушание музыки

Предполагаемые результаты:

— Сформированы представления о временах года.

-Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.

— Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

— Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним.

— Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

План реализация проекта

:

Октябрь – ноябрь

Беседы Худож. творчество Чтение худ.лит-ры,
заучивание наизусть
Дид.игры Слушание музыки Развлечения Взаимодейст-вие с семьей
1.«Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников:И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Юона, К. Коровина, П. Трубецкого. 2.«Почему осень называют золотой»; 3. «Куда и почему улетают птицы»; 4.«Что нам дарит осень? ». 5.Рассматрива-ние гербария. Рисование на тему: «Краски осени», «Осенний лес», в нетрадиционной технике «фроттаж». Аппликации из сухих листьев В. Бианки «Паучок-пилот»; Э. Успенский «Как растили капусту»; Е. Благинина «Улетают, улетели. », «Осень»; Э. Машковская «Дело к зиме»; Майков «Осень»; А. Блок «Зайчик»; Г.Скребицкий «Лесной голосок»; Н. Сладкое «Почему ноябрь пегий», «Лесные шорохи», «Пороша»;, «Стрижи»; В. Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких зверях). Заучивание:

А.Майков «Пейзаж»; Э.Машковская «Осень».

«Времена года», «Когда это бывает», «Сложи картинку», «Такой листик, лети ко мне», «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги». Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность, закреплять знания детей о временах года. А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь». 1.Музыкальное развлечение «Праздник осени».

2.Праздник осенних именинников

Привлечь родителей к изготовлению поделок из природного материала, созданию альбома «Осень».
Декабрь–февраль
Беседы Художественное творчество Чтение худ. лит-ры,
заучивание наизусть
Дид. игры Слушание музыки Развлечения Взаимодействие с семьей
1. Экскурсия по зимнему городу. 2. Знакомство с искусством – рассматривание репродукций картин по теме «Зима»: К.Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна», И. Грабаря «Февральская лазурь». 3.«Как помочь птицам зимой?»; 4.«О чем грустит растение?»; 5.«Почему люди зимой не мерзнут? »; 6.«Как животные живут зимой?» Рисование по теме: «Мои волшебные снежинки» (свеча и акварель), «Первый снег» (рисование пальцами, оттиск печатками); «Я в волшебном лесу» (рисование разными материалами в нетрадиционных техниках) Я. Аким «Первый снег»; Е. Трутнева «Первый снег», «Елка»; Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Калинина «Про снежный колобок»; В. Чарушин «Что за зверь? »; Л. Чарская «Зима»; Н. Рубцов «Ворона»; «Покормите птиц зимой»; А. Клыков «Белка», «Как лиса зимует»; В. Покровский «Волк», «Медведь»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным».

Заучивание:

И.Демьянова «Воробей», русская народная потешка «Как на тоненький ледок».

«Времена года», «Узнай по описанию», «Одень Машеньку», рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы. Цель: развивать внимание, сообразительность. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «Времена года». В. Шаинский «Снежинки», А. Внукова «Если снег идет». Пение и слушание песен о зиме. 1.Новогодний утренник

2.Праздник зимних именинников.

3.Спортивное развлечение на улице «Проказница зима»

Привлечь родителей к оформлению альбома с, детскими работами, фотографиями на тему «Зима» Изготовление картин в технике «тестопластика» на зимнюю тематику. Разучивание стихов с детьми о зиме.
Март-май
Беседы Художественное творчество Чтение худ. лит-ры,
заучивание наизусть
Дид. игры Слушание музыки Развлечения Взаимодействие с семьей
1.«Кто просыпается весной? »; 2.«Чему учит мама своих малышей? »; 3. «Что ты видел необычного по дороге в детский сад? »; 4. беседа о цветах с рассматриванием иллюстраций с изображением первоцветов. 5.Рассматривание фотографий, открыток о весне. Аппликация: «Ветка с первыми листочками, «Весенний букет» (использование различных материалов) Рисование:«Березы весной», «Одуванчики» (нетрадиционные техники рисования) Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; Г. Скребицкий «На лесной полянке»; Н. Сладкое «Весенние радости»; В. Алферов «Март»; В. Зотов «Заяц-беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В. Бианки «Лесная газета»- С Ак-ти-па «Гнмпл», Л. Аким «Апрель»; И. Беляков «Подснежник проснулся»; К. Ушинский «Пчелки на разведке»; Г. Сереб-риикий «Счастливый жучок»; В. Степанов «Летающий цветок»; Е. Серова «Ландыш», «Фиалка»; Е. Чарушин «Воробей». Заучивание:

С.Маршак «Весенняя песенка»; М.Клокова «Зима прошла», нар. припевки о весне.

«Времена года». Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам. Прослушивание русской народной песни «Кулик – весна», Н.Любарский «Дождик», П.Чайковский «Времена года», В.Моцарт «Весенняя». 1.Праздник весенних именинников.

2.Праздник к 8 Марта.

3. Развлечение «Масленица»

Привлечь родителей к оформлению альбома с, детскими работами, фотографиями на тему «Весна». Изготовление информационного стенда для родителей. Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

Анкета для родителей
«Экологическое образование в семье»Цель проведения анкетирования
: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. 1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.) 2. Есть ли комнатные растения? Какие? 3. Кто ухаживает за животными или растениями? 4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать. 5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где? 6. С какой целью? 7. Где ребенок обычно проводит лето? 8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду? 9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Список литературы:

1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» (Методическое пособие). 2. Бабаева Т.И. Гогоберидзе А.Г. Логинова В.И. Михайлова З.А. и др. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Переработано в соответствии с федеральными государственными требованиями. 3. Интернет ресурсы.

Приложение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]