Картотека экспериментов в подготовительной группе
Экспериментирование в данном возрасте усложняется и совершенствуется. Проводя самостоятельную опытническую работу, дети ищут оптимальный способ ее осуществления. Помимо окружающей среды, ребята исследуют деятельность человека, расширяется тематика физических опытов и начинается работа на кухне. Примерная картотека тем-экспериментов, рассчитанная на старшую группу:
- Космос – 4 занятия;
- Экология – 8 занятий;
- Воздух – 3 занятия;
- Человек – 5 занятий;
- Температура- 5 занятия;
- Физические опыты- 5 занятий;
- Опыты на кухне – 3 занятия.
Во время экспериментирования ребята могут завести личные блокноты, где фиксируют результаты опытов. В работе воспитатель использует карточки-подсказки, картинки со сказочными персонажами.
Картотека экспериментов в старшей группе по ФГОС
Образовательные стандарты предусматривают всестороннее развитие личности ребенка. Экспериментирование в старшей группе направлено на стимулирование самостоятельного исследования действий, явлений и предметов. Для облегчения исследовательской работы в экспериментальном уголке размещают специальные схемы и модели с подробным алгоритмом действий. Дополнением могут служить познавательные книги, атласы и различные коллекции из природного материала.
Примерная картотека тем-экспериментов, рассчитанная на старшую группу:
- Космос – 5 занятий;
- Вода – 4 занятия;
- Воздух – 6 занятий;
- Песок – 5 занятий;
- Растения и животные– 13 занятий;
- Температура- 5 занятий;
- Магнетизм – 3 занятия.
Опыты и эксперименты подготовительная группа
Опытническую деятельность целесообразно проводить дома вместе с родителями. Экспериментируя, маленькие изобретатели познают самые сложные законы природы и растут творческими личностями.
Картотека опытов и экспериментов в детском саду, младшая группа
Дети младшей группы опытническую деятельность лучше всего воспринимают в игровой форме. Именно в этот период закладывается умение исследовать новые предметы. Малыши быстро включаются в игру и с большим удовольствием строят из песка, наблюдают за образованием инея и погружением предметов в воду. Таким образом, ребенок познает свойства материалов и работает над мелкой моторикой. Экспериментирование проводится для решения какой-то конкретной ситуации. Воспитатель ставит задачу и совместно с детьми пытается в игровой форме ее решить. В конце проведенного исследования ребята должны сделать определенный вывод. Например, можно ли лизать сосульку, есть снег, слепить пирожок из песка и т.д. Экспериментирование проводят в специальном уголке или во время прогулок на улице.
Примерная картотека тем-экспериментов, рассчитанная на младшую группу:
- Природные материалы – 8 занятий;
- Вода – 6 занятий;
- Воздух – 4 занятия;
- Песок – 4 занятия;
- Бумага – 4 занятия;
- Ткань – 3 занятия.
Важно! Экспериментирование в младшем возрасте не должно длиться больше 15 минут.
Опыты и эксперименты младшая группа
«Образование тени»
Задача: Знакомство с тенью, ее появление и зависимость от предмета и света.
Процесс:
- Отправиться на прогулку и понаблюдать за образованием тени на улице. Обратить внимание на деревья, кустарники и цветы. Определить размеры тени и ее степень прочности.
- Разыграть вместе с ребятами театр теней. Показать, что прозрачные предметы тень не образуют, т.к. свет проходит сквозь них. Если навести на предмет несколько источников света, можно получить несколько теней.
Вывод: Тень представляет собой темное пятно, которое появляется вместе с источником света. Световые лучи, попадая на преграду, преломляются и перемещаются на пол или стену в виде темного пятна.
«Свойства воды»
Задача: Знакомство с водой и ее свойствами.
Процесс: Дети работают с двумя стаканами. В одном налита вода, которую необходимо перелить в пустой стакан. Объяснить ребятам, что вода — это жидкость, которая льется из крана и течет в реке. Для примера показать кисель, который гуще и тяжелее переливается.
Вывод: Вода имеет жидкую форму, поэтому легко льется.
«Свойства воды»
Задача: Продолжение знакомства со свойствами воды.
Процесс: Дети наливают воду по прозрачным сосудам разной формы. Обратить внимание на то, что попадая в сосуд, жидкость принимает его форму.
Вывод: Вода имеет жидкую форму и легко принимает форму сосуда.
«Свойства песка»
Задача: Знакомство со свойствами песка.
Процесс: Дети рассматривают два стакана. В одном налита вода, в другом насыпан песок. Пусть пальчиками потрогают оба вещества. Обратить внимание на то, что вода мокрая, а песок сухой и состоит из мелких песчинок. Предложить ребятам вылить воду в песок.
Вывод: Песок сыпучий, быстро впитывает жидкость.
«Эксперименты с бумагой»
Задача: Знакомство с бумагой и ее свойствами.
Процесс: Дети рвут бумагу на мелкие кусочки, мнут в комочки и делают из них аппликацию. Контуры рисунка оформить заранее маркером. Обратить внимание детей на то, какие звуки издает лист при разрыве и сжатии.
Вывод: Бумага легко рвется и быстро сминается в комочки. С ней легко работать.
Эксперименты в средней группе картотека с целями
Свободное экспериментирование, которое проводилось в младшей группе, предусматривало действие ребят по интуитивному пути, в среднем возрасте эксперименты планируют по определенному плану:
- постановка конкретной задачи;
- выдвижение предположений детьми;
- совместная проверка гипотез;
- фиксация результата и подведение итогов.
Важно! Экспериментальная картотека для средней группы постоянно обновляется и формируется строго по разделам.
Примерная картотека тем-экспериментов, рассчитанная на среднюю группу:
- Космос – 3 занятия;
- Вода – 7 занятий;
- Воздух – 4 занятия;
- Песок – 6 занятий;
- Растения – 12 занятий;
- Температура- 3 занятия;
- Животные – 3 занятия.
Тематика | Цель | Содержание эксперимента |
«Песок» | Закрепить знания о свойствах влажного и сухого песка. |
|
«Вода: разные формы» | Дать представление о свойствах воды. |
|
« Животные» | Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность. |
|
«Температура» | Формировать у детей умение определять температуру воды. |
|