ИГРА – «ОДИН — МНОГО»
ИГРА – «СЛОВА НАОБОРОТ»
Инструкция:
«Давай мы с тобой поиграем в игру, используя мяч. Я буду называть слово и бросать тебе мяч. Ты его ловишь, называешь слово наоборот и бросаешь мяч обратно мне. Понятно? Давай попробуем…»
Антонимы – существительные
Набор для первого раза | Набор для второго раза (закрепление) |
ночь – день друг – враг зима – лето мама – папа грязь – чистота жара – холод добро – зло польза – вред брат – сестра радость – грусть, печаль пол – потолок кошка – собака земля – небо запад – восток листок – тетрадь/альбом краски – карандаши светло – темно круг – квадрат огонь – вода растение – животное молчание – звук | север – юг богач – бедняк шум – тишина тепло – прохладно ясно – пасмурно карандаш – ручка шарик – кубик стол – стул дедушка – бабушка юбка – брюки нога – рука вода – лёд/снег ложка – вилка утро – вечер взрослый – ребёнок камень – песок лужа – море/океан кисло – сладко слёзы – улыбка мир – война, ссора осень – весна |
Бурдина С.В. Папка дошкольника. г. Киров, 2005г
ИГРА – «СЛОВА НАОБОРОТ»
Инструкция:
«Давай мы с тобой поиграем в игру, используя мяч. Я буду называть слово и бросать тебе мяч. Ты его ловишь, называешь слово наоборот и бросаешь мяч обратно мне. Понятно? Давай попробуем…»
Антонимы – прилагательные
Набор для первого раза | Набор для второго раза (закрепление) |
сильный – слабый богатый – бедный левый – правый больной – здоровый чистый – грязный глубокий – мелкий горький – сладкий смелый – трусливый громкий – тихий молодой – старый близкий – далёкий высокий – низкий прямой – кривой мягкий – твёрдый тяжёлый – лёгкий быстрый – медленный весёлый – грустный жаркий – холодный тёмный – светлый большой – маленький | толстый – тонкий черный – белый добрый – злой кривой – прямой прямой – кривой колючий – пушистый белый – чёрный круглый – квадратный пасмурный – ясный громкий – тихий новый – старый приятный – противный мокрый – сухой южный – северный острый – тупой аккуратный – небрежный радостный – печальный мирный – враждебный пустой – полный худой – толстый |
Бурдина С.В. Папка дошкольника. г. Киров, 2005г
ИГРА – «СЛОВА НАОБОРОТ»
Инструкция:
«Давай мы с тобой поиграем в игру, используя мяч. Я буду называть слово и бросать тебе мяч. Ты его ловишь, называешь слово наоборот и бросаешь мяч обратно мне. Понятно? Давай попробуем…»
Антонимы – глаголы
Набор для первого раза | Набор для второго раза (закрепление) |
гасить – зажигать греть – охлаждать помогать – мешать ложиться – вставать смеяться – плакать удаляться – приближаться говорить – молчать делать – лениться/ бездельничать мёрзнуть – греться засыпать – просыпаться закапывать – выкапывать пачкать – очищать, вытирать мочить – сушить говорить – молчать накрывать – убирать расстилать – застилать обувать – разувать надевать – раздевать одеваться – раздеваться строить – рушить | приносить – уносить собирать – разбирать клеить – отклеивать кипятить – остужать вкручивать/закручивать – выкручивать залезать – вылезать/ слезать сесть – встать написать/нарисовать – стереть работать – отдыхать есть – пить кушать/питаться – голодать медлить – спешить идти – бежать летать – плавать/ходить болеть – выздоравливать ломать – делать повернуться – отвернуться читать – писать/слушать поджигать – тушить |
Бурдина С.В. Папка дошкольника. г. Киров, 2005г
ИГРА – «ОДИН — МНОГО»
Инструкция:
«Давай мы с тобой поиграем в игру, используя мяч. Я буду называть слово и бросать тебе мяч. Ты его ловишь, называешь слово во множественном числе (когда много) и бросаешь мяч обратно мне. Понятно? Давай попробуем…»
Набор для первого раза | Набор для второго раза (закрепление) |
Один шар, а пять … (шаров) Один цветок, а много…(цветов) Одна ложка, а семь … (ложек) Одна пуговица, а десять … (пуговиц) Одно ухо, а два…(уха), но много… (ушей) Одно зеркало, а семь… (зеркал) Одно печенье, а много(печенья) Один гусь, а три … (гуся) Одни брюки, а много… (брюк) Одно дерево, а шесть… (деревьев) Одно плечо, а много… (плечей) Один бельчонок, а четверо … (бельчат) Один во рон, а много…(в о ронов) Одна вор о на, а четыре (вор о ны) Один лоб, а семь… (лбов) Одно кафе и много…(кафе) Один ребёнок, а много…(детей) Одно занятие, а девять(занятий) Одна машина, а восемь (машин) Одна рука, а много…(рук) | Одна ложка, а много…(ложек) Одна капля, а семь … (капель) Одна корова, а восемь…(коров) Один стул, а пять …(стульев) Одно стекло, а десять (стёкол) Один носок, а много…(носков) Один котёнок, а пятеро … (котят). Одна свеча, а много…(свечей) Одна берёза, а три … (берёзы) Один кедр, а два…(кедра) Одно окно, а много…(окон) Один человек – а много (людей) Один телёнок, а восемь (телят) Один глаз, а два … (глаза), но много… (глаз) Один стул, а семь…(стульев) Одна Луна, а много…(Лун) Одна земля, а много …(земли) Одна Земля, а много …(Земель) Один дом, а много…(домов) Один трансформер, а два …(трансформера) Одна кукла, а три… (куклы) |
Бурдина С.В. Папка дошкольника. г. Киров, 2005г
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 484 комбинированного вида» 630112, город Новосибирск, ул. Селезнева, 48а, т. 224-02-13
Автор-исполнитель Зайкова Юлия Михайловна учитель-логопед первой квалификационной категории Новосибирск, 2020
Название пособия: дидактическая игра «Один – много».
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Необходимость создания пособия: В настоящее время специалисты в области раннего развития ребенка настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей и становлению речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и клеить, писать, одеваться, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Так что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для ребенка, как:
- отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
- сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
- недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
- неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
- если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
- такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, как у нормативно развивающегося ребенка, так и у ребенка с особыми образовательными потребностями (в частности, у детей с тяжелыми нарушениями речи).
У детей с ТНР часто наблюдается отставание в развитии общей и тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (ловкость, быстрота, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности.
У большого количества детей с ТНР часто при исследовании выявляются различные формы двигательных нарушений. Иногда даже незначительная дисфункция подвижной сферы без актуальных и целенаправленных коррекционных влияний может привести к вторичному недоразвитию более проблемных и дифференцированных движений и действий, что негативно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребёнка. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса влечет за собой изможденность и астеничность мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствуют их согласованности и плавности. Поэтому ребёнок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.
Таким образом, развитие мелкой моторики является одной из важнейших задач обучения ребенка с ТНР. Формировать мелкую моторику можно разными способами: через использование пальчиковых игр, игр на развитие тактильных ощущений, упражнений для самомассажа рук с использованием шишек, мягкого мяча, карандашей и т.д. Но наиболее удачным способом развития мелкой моторики у дошкольников с ТНР я считаю игры с прищепками. Они вызывают у ребенка интерес и способствуют развитию не только мелкой моторики, но и высших психических функций, зрительно-моторной координации.
Новизна игры заключается в том, что она обладает широкими возможностями. С помощью данной игры можно развивать у детей такую сложное понятие, как словоизменение, номинативную функцию речи (называние предметов), расширять словарный запас, формировать мелкую моторику и высшие психические функции.
Цель игры: развитие номинативной функции речи, формирование умения образовывать словоформы то же лексемы, имеющие разное грамматическое значение (словоизменение по числам: единственное и множественное число).
Задачи:
- Способствовать расширению словарного запаса детей.
- Формировать высшие психические функции и зрительно-моторную координацию.
- Развивать мелкую моторику руки.
- Формировать умение действовать в соответствии с инструкцией педагога.
- Развивать номинативную функцию речи.
- Формировать умение образовывать словоформы то же лексемы, имеющие разное грамматическое значение (словоизменение по числам: единственное и множественное число).
Описание пособия:
В комплект игры входят:
- Карты с заданиями – 10 шт,
- Прищепки – 20 шт,
Ход игры:
Педагог кладет перед ребенком карточку и спрашивает, что на ней изображено. Просит ребенка показать один предмет, много предметов и назвать их. Затем дает прищепку и предлагает прищепнуть картинку с одним предметом, с несколькими предметами.
Рекомендации по использованию игры:
- Данная дидактическая игра предназначена для детей дошкольного возраста с ТНР.
- Игра «Один – много» может использоваться как на занятиях по ФЦКМ, развитию речи, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
- Данная игра способствует развитию номинативной функции речи, обогащению словарного запаса детей, развитию словоизменения.
Следующая > |
Дидактическая игра «Разложи на множества»материал
Дидактическая игра
«Разложи на множества»
Описание материала: Материал предназначен для детей подготовительной группы, для закрепления темы «Множество».
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «Множество».
Программные задачи:
— закреплять умение детей формировать множества по определенным признакам;- формировать умение детей определять множества с наибольшим, со средним и наименьшим числом элементов;
— упражнять детей распределять элементы между множествами, которые находятся между собой в определенных отношениях (объединение множеств, пересечение множеств, подмножество – множество, которое является частью другого множества);
— формировать учебные навыки;
— развивать логическое мышление, память, воображение;
— воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
Планируемый результат: умение детей определять множества, видеть элементы и взаимосвязь между элементами различных множеств.Оборудование и материалы:
цифровой образовательный ресурс «Мир информатики», набор предметов, листочки с заданиями для детей, цветные карандаши.Ход:- Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Разложи на множества». Подойдите ко мне. На столе лежат предметы. Образуйте из этих предметов множества.
— Сколько множеств у вас получилось? Какие это множества? Сколько элементов в каждом множестве?
Ответы детей.
— Хорошо, ребята! А сейчас ещё раз посмотрите на эти же предметы и попробуйте образовать другие множества.
— Какие множества у вас получились? Сколько элементов в каждом множестве?Ответы детей.
— Вывод: Из различного набора предметов можно создавать различное число множеств на основе общих свойств или признаков.- Ребята, присаживайтесь за столы. Продолжаем играть дальше. Посмотрите на первый листочек с заданием. Какие множества здесь вы видите?
Ответы детей.
— Сейчас вы должны взять красный карандаш и закрасить элементы множества с наибольшим числом элементов. Какое множество самое большое и почему?Ответы детей.
— Ребята, теперь вы должны найти множество со средним числом элементов и закрасить эти элементы жёлтым цветом. Какое это множество и почему?Ответы детей.
— Теперь найдите множество с наименьшим числом элементов и закрасьте элементы этого множества в зелёный цвет.
— Молодцы! Переходим ко второму заданию на листочках.
Посмотрите: на листочках изображены предметы и 2 пересекающихся кружочка. Каждый кружочек – это множество. Прочитайте названия множеств. Теперь стрелочками от каждого предмета вы должны показать, какой предмет в какое множество должен быть помещён. Не забудьте про область пересечения двух множеств.
— Ребята, расскажите, что за множества у вас получились и сколько элементов содержит каждое множество.
Ответы детей.
— А что вы поместили в область пересечения двух множеств и почему?Ответы детей.
— Ребята, вы справились с предложенными вам заданиями. Давайте сейчас перейдём к компьютерным столам. На рабочих столах уже открыты задания, где вы должны будете составить множества из предложенных вам элементов. Элементы располагаются в правой части экрана, нажимая на левую кнопку компьютерной мыши, вы должны перемещать предметы в левую часть экрана, там будет находиться кружок или несколько кружочков, символизирующих собой множества.
— Задание 1: составьте из соответствующих элементов множество, являющееся объединением двух множеств – множество рыб и множество птиц.
— Сколько элементов в данном множестве у вас получилось? — В данном случае при объединении двух множеств мы получили множество живых существ.
— Задание 2: составьте множество живых существ, выделив подмножество – множество птиц.
— Сколько элементов у вас получилось во множестве птиц, а сколько во множестве живых существ?
Ответы детей.
— Задание 3: составьте множество предметов, сделанных человеком, выделив два подмножества — множество посуды и множество игрушек.
— Сколько элементов у вас получилось во множестве посуды, сколько во множестве игрушек, а сколько во множестве предметов, сделанных человеком?
Ответы детей.
— Задание 4: составьте множества обитателей моря и множество млекопитающих, не упустите момент, что здесь есть область пересечения этих двух множеств.
— Сколько элементов у вас получилось во множестве обитателей моря, а сколько во множестве млекопитающих?
Ответы детей.
Сколько элементов у вас получилось во множестве обитателей моря, а сколько во множестве млекопитающих?
Ответы детей.