Дидактическая настольно-печатная игра по сенсорному развитию «Подбери по цвету»


Дидактическая настольно-печатная игра по сенсорному развитию «Подбери по цвету»

Тарасова Любовь Валерьевна

воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад №13 «Солнечный» (компенсирующий) г. Соликамск

[email protected]

Номинация: Создание программно-методического обеспечения образовательного процесса

Название конкурсной работы: Конспект дидактической настольно – печатной игры по сенсорному развитию «Подбери по цвету» для детей 2-3 лет с ЗРР

Автор: Тарасова Любовь Валерьевна

Дидактическая настольно-печатная игра по сенсорному развитию

Название: игра-лото «Подбери по цвету»

Возраст детей: 2-3 года

Цель игры: обогащение чувственного опыта детей с дидактическим материалом по сенсорному развитию. Формирование умения различать и называть основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный)

Тарасова Любовь Валерьевна, воспитатель группы раннего возраста МАДОУ «ЦРР – Детский сад №13 «Солнечный»

г. Соликамск

Игра – лото «Подбери по цвету»

ИГРАЮТ 1-4 РЕБЕНКА

Задачи:

дидактическая:

упражнять в умении соотносить различные однородные предметы по одному из сенсорных признаков: по цвету;

развивающая

: развивать умения различать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);

воспитательная:

поддерживать проявление интереса к игровому взаимодействию.

Игровая задача:

поможем Маше и Мише подобрать картинки похожие по цвету.

Игровые правила:

организационные:

игра проводиться в групповом помещении, количество игроков от 1 до 4 детей, игру ведет педагог;

дисциплинарные:

взрослый показывает карточку с изображением предмета определённого цвета, ребёнок должен зрительно увидеть, кому принадлежит данная карточка (контроль – соответствие цвета основной карты и маленьких карточек);

игровые:

кто будет самым внимательным, соберёт все карточки первым, кто поможет Маше и Миш, тот и победил.

Содержание (сюжет) игры:

-Ребята, к вам в гости пришли Маша и Медведь, скажите, пожалуйста, в каком мультфильме вы их видели?! (Ответы детей). Правильно, «Маша и медведь». Они пришли к вам не с пустыми руками, принесли они с собой игру, которая называется «Подбери по цвету», но они ребята, перепутали все карточки и просят вас помочь им найти всем карточкам, свои домики. На карточках изображены разные предметы, они разных цветов. Давайте посмотрим, в какие же цвета раскрашены их домики (Ответы детей: красный, синий, жёлты, зелёный). Правильно. Теперь выберите себе по одной карточке. Я буду показывать вам карточку, на которой нарисован предмет, кто знает, тот может говорить какого он цвета, и мы ищем для него домик такого же цвета. Кто будет самым внимательным, кто первым собер1т все карточки и поможет Маше и Мише, тот и победил. Давайте начнём (идёт игра, где воспитатель показывает картинку с изображением предмета определённого цвета, дети кто знают, называют изображенный предмет на карточке и цвет данного предмета и ищут для него домик такого же цвета, соотнося изображение и цвет).

Молодцы ребята, вы справились с заданием и помогли Маше и Мише.

Дидактические игры по формированию у детей представлений о цвете предмета

Цель:

  • научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету;
  • развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать.

«Найди предметы такого же цвета»

Воспитатель раздает детям карточки, на которых нанесены различные изображения красного, синего, желтого, зеленого цвета. Определив какого цвета изображение на карточке, дети подходят к столу и выбирают фигуры заданного цвета, называют цвет.

«Назови цвет предмета»

Воспитатель предлагает определить цвет игрушки, овощей и т.п.

«Разложи предметы по цвету»

Воспитатель выкладывает дидактический набор для свободной игры (мозаику, кубики) и побуждает детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету.

«Воздушные шары»

Ребенку предлагается карточка с изображением разноцветных ниточек и набор кругов – шариков. Надо шарики «привязать» к ниточкам подходящего цвета.

Веселый поезд

Ребенку предлагается карточка с изображением паровозика. В паровозик кладется карточка-ориентир с изображением цвета. Ребенок выбирает фигуры такого же цвета и «рассаживает» их по вагончикам.

«Найди чайную пару»

Воспитатель раздает детям разноцветные чайные чашки. На столах лежат блюдца соответствующих цветов. Детям предлагается найти чайную пару – соотнести цвет чашки и блюдца.

«Где ошиблась Белоснежка?»

Воспитатель расставляет чайные пары по цвету и при этом допускает ошибку и говорит: «К Белоснежке должны прийти гости. Она очень спешила и ошиблась, когда расставляла чайные пары. Помогите Белоснежке расставить правильно по цвету чайную посуду.»

«Машинки едут по домам»

У детей карточки с изображением разноцветных машинок. На столе лежат карточки с изображением гаражей разного цвета. Воспитатель предлагает ребенку найти для каждой машины свой гараж.

«Машина заблудилась»

Воспитатель расставляет все карточки по парам, при этом допускает ошибку и предлагает ребенку самому найти, какая машина «заехала» не в свой гараж — гараж другого цвета.

«На ремонт»

Воспитатель раскладывает в ряд все машинки, а затем убирает одну. Ребенок должен вспомнить, машины какого цвета не хватает.

«Цвета»

Вариант 1.

Отберите 3 элемента игры, чтобы 2 из них составляли общую пару. Предложите ребенку соединить подходящие элементы в одну карточку. При этом, он должен называть цвет изображенного карандаша. Предложите ребенку далее самостоятельно собрать остальные элементы в карточки.

Вариант2.

Все половинки карточек с изображением предметов сперва кладут лицевой стороной вверх в центре стола, затем переворачивают. Элементы с изображением карандашей делят поровну между игроками. Право первого хода определяется жеребьевкой или считалкой. Игрок, получивший право хода, берет со стола один из элементов, называет, каким цветом изображен предмет, и оставляет у себя, если у него есть второй элемент карточки с изображением карандаша. Проверкой служит замок Puzzle, разный у каждой пары элементов. Если подходящей половинки нет, элемент смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым соберет свои карточки.

«Рассели по домам»

(дидактическая игра «Большой — маленький»)

Разложите перед ребенком карточки картинками вверх.

Расскажите сказку, например такую.

В одной сказочной стране все предметы одного цвета так крепко подружились друг с другом, что решили поселиться на одной улице в домике такого же цвета. А чтобы братики и сестрички — большие и маленькие — жили на одном этаже, их нужно сразу соединить парами.

Предложите ребенку по очереди построить домики, у которых картинки на карточках будут одного цвета с крышей. В результате получатся следующие дома: красный — 5-этажный; коричневый — 3-этажный; желтый — 3-этажный; синий — 2-этажный; зеленый 2-этажный.

Когда дома будут построены, попросите ребенка сосчитать, сколько этажей в красном домике, сколько в зеленом, сколько в синем и г. д., назван, и показать соответствующие цифры.

Спросите у ребенка, кто живет или что находится, например, на втором этаже зеленого домика или па нервом коричневого и т. д. Попросите ребенка показать самый высокий и самый низкий лома, найти до­ма, одинаковые по высоте. Пусть он расскажет, сколько в них этажей и какого цве­та крыша.

«Разноцветные поляны»

Ребенку предлагается игровое поле — поляна, разделенное на разноцветные квадраты и силуэтные изображения игрушек, цветов разного цвета. На поляну можно класть предметы такого же цвета на соответствующие квадраты.

«Что художник раскрасил неверно?»

Воспитатель предлагает детям фрукты и овощи, которые раскрасил художник. Дети должны найти, что художник раскрасил неверно и назвать правильный цвет предмета.

«Собери поезд по цвету»

(дидактическая игра «Паровозик для зверят»)

На столе лежат карточки с изображением 6 разноцветных паровозиков и карточки-вагончики с изображением насекомых, рыб, птиц, дом. И диких животных. Воспитатель предлагает к паровозику подобрать вагончики с пассажирами того же цвета и выложить их в ряд.

Дидактические игры с геометрическими фигурами Дьенеша:

  • «Найди все фигуры как эта» (по цвету)
  • «Найди не такую фигуру как эта» (по цвету)

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета

Дидактические игры и упражнения

на закрепление понятия цвета

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

Варианты:

— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Сплети коврик из цветных полосок»

Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Неразлучные цвета»

Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

«Какие цвета использованы?»

Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

Варианты:

— детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.

«Уточним цвет предмета»

Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.

Дидактические игры направленные на развитие цветовосприятия

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

Подарки Феям

I
вариант
Цель.

Закреплять представления о цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения)

Материал.

Куклы-феи разных цветов и оттенков. Игрушки и предметы разных цветов.

Детям предлагается подарить подарок Феечке-цвета. толь такого же цвета, как сама фея.

На начальных этапах используется одна кукула-фея, определенного цвета.

II
вариант
Цель.

Закреплять представления о цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения)

Материал.

Куклы-феи разных цветов и оттенков карточки — «коврики», по две-три геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины (используются разные материалы).

Детям предлагается подарить подарки Феечкам-цвета. Раздать цветные «билетики», назвать цвет, форму, величину.

Найди цветок такого же цвета

Цель.

Учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка.

Материал.

Наборное полотно. Цветы разных цветов, оттенков и размеров.

Посади бабочку на цветок нужного цвета

Цель

. Учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка.

Материал

. Наборное полотно. Цветы разных цветов, оттенков и размеров. Бабочки.

Воспитатель называет цветок, или описывает его отличительные признаки. Предлагает найти его и посадить на этот цветок бабочку.

Собери цветик-семицветик

Цель.

Закрепить знания детей о взаимосвязи цветов спектра.

Материал.

Наборное полотно зеленого цвета. Лепестки-сердечки 7 цветов, каждого цвета по 4 шт.

Найди два одинаковых сердечка

Цель.

Закрепить знания детей о взаимосвязи цветов спектра. Учить соотносить предметы по величине и цвету.

Материал.

Наборное полотно зеленого цвета. Лепестки-сердечки разного цвета и размера цветов, каждого цвета по 2 шт.

Жучок-солнышко

Цель.

Знакомить детей с цветами и оттенками, их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

Материал.

Цветы с 6 лепестками разного оттенка — синего, зеленого, красного цветов, 1 цветок с разноцветными лепестками. Жучки- солнышко такого же оттенка как каждый из лепестков.

Подбери предмет по цвету

Цель.

Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.

Материал.

I
вариант.
Карточки-пазлы с цветными предметами и серединки-квадраты 6 основных цветов.

II
вариант.
Карточки-пазлы с цветными предметами и серединки-пазлы основных цветов и оттенков.

Дети выбирают серединку пазла любого понравившегося цвета, подбирают карточки соответствующего цвета.

Теплые и холодные цвета
Цель.

Закреплять представления о группировке цветов спектра на теплые и холодные.

Материал.

Картинка солнышка и снежинки, круги разных цветов спектра и их оттенков.

Детям предлагается определить цвета которые подходят солнышку, и которые подходят снежинке, объяснить свой выбор.

Подбери палитру

Цель.

Учить детей находить цветовую-палитру в которой создана картина.

Материал.

Карточки-картинки исполненные в разной цветовой гамме и жанре. Карточки-палитры.

Дети выбирают большую карточку с изображением и из карточек-палитр подбирают ту, которая соответствует изображению. (Для удобства, с обратной стороны, приклеены одинаковые цифры-цифра карточки и цифра палитры соответствуют друг другу).

Игру можно проводить как соревнование: кто больше подберет правильных палитр к картинкам.

Составь Дымковский узор

Цель.

Учить детей составлять узор по мотивам Дымковской росписи.

Материал.

Элементы Дымковской росписи вырезанные из губки для посуды.

Я буду парикмахер

Цель.

Развивать умение детей обводить шаблоны и дорисовывать и вырезать «прическу».

Материал.

Шаблоны-портреты, цветная бумага разного оттенка и формата, простые карандаши, ножницы.

Дети моделируют прическу используя шаблон-портрет.

Собери цветок

Цель.

Упражнять в умении подбирать половинки одного цветка в соответствии с цветом и оттенком.

Материал.

Карточки-половинки с изображением цветов, различающиеся окраской и стилем.

Из предложенного набора карточек дети составляют цветок. Когда все цветы собраны, детям предлагается объединить карточки в группы по стилю изображения цветка.

Подбери вазу для цветка

Цель.

Развивать у детей цветовое восприятие – умение различать до пяти оттенков одного цвета, соотносить эти оттенки между собой.

Материал.

Карточки, по пять оттенков одного цвета, с цветами и горшками.

Составь картинку из геометрических фигур

Цель.

Учить детей составлять фигуры-силуэты используя геометрические фигуры. Развивать воображение. Закрепить названия основных цветов.

Материал.

Карточки-образцы, набор геометрических фигур разных цветов и размеров.

Колумбово яйцо

Цель.

Учить детей составлять фигуры-силуэты используя все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Развивать сенсорные способности, пространственные представления, целостность восприятия.

Материал.

Овал размером 15×12см разрезанный на 9 частей: 3 треугольника (2 больших 1 маленький), 2 фигуры похожие на четырехугольник, одна из которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной. Для изготовления игры использован картон, одинаково окрашенный с одной стороны и разноцветный с другой. Карточки-образцы.

На начальном этапе дети находят сходства формы элементов игры с реальными предметами.

Далее детям предлагается составить фигуру-силуэт по предложенному образцу.

Когда дети усвоили приемы: самостоятельно придумывают и составляют фигуры.

Танграмм

Цель.

Упражнять детей в умении составлять новые образы, из имеющихся геометрических фигур, с опорой на образец и по замыслу.

Материал.

Квадрат из картона, окрашенный с одной стороны одним цветом, а с другой- разноцветный, разрезанный на 7 частей: 2 больших, 1 средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллерограмм.

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр

В игре развивается сообразительность, находчивость, инициатива.

Надежда Константиновна Крупская

Игра есть потребность растущего детского организма. Как помочь детям узнать, чем уникальны дидактические игры? Перед началом работы по ознакомлению дошкольников с дидактическими играми раннего возраста поставила цель:

Систематизировать материал одидактических играх доступных для усвоения детьми дошкольного возраста, используя разнообразные формы работы.

Знакомство с дидактическими играми начала с решения комплекса задач, которые реализуют поставленную цель:

 Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различие объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

 Учить выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца.

 Учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине, ориентироваться на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».

 Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.

 Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

Чтобы выполнить поставленные цели изадачи, начала работу вследующих направлениях:

 систематизация материала о дидактических играх доступных для усвоения детьми раннего возраста, используя разнообразные методы работы;

 пополнение развивающей среды;

 привлечение и активизация родителей в сенсорном воспитании малыша.

Основными принципами моей работы по ознакомлению дошкольников сдидактическими играми стали:

 учет возрастных особенностей при отборе содержания, тем занятий;

 создание эмоционально-психологического комфорта;

 уважение к личности каждого ребенка.

Формы работы по ознакомлению детей с дидактическими играми:

 занятие;

 чтение художественной литературы;

 рассматривание цветных картин и картинок;

 цветной план — карта;

 бесцветный план — карта;

 продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование);

 загадывание и отгадывание загадок;

 картотека дидактических игр;

 совместная работа с родителями;

 мини-музей М. Монтессори.

Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами и пособиями, атрибутами к играм, иллюстративными и демонстрационными материалами.

Знакомство детей с дидактической игрушкой начала с младшего возраста. Сенсорное воспитание направила на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве). Наблюдая за малышами в группе, убедилась, что знания, полученные словесным путем, и не подкрепленные чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Без обогащенного чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Все предметы и явления обладают комплексом свойств (размером, цветом, формой). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заполнить характеризующие его свойства. Ребенок, воспринимая, выделяет какие-либо свойства и признаки, но обычно это именно те, которые невольно бросаются в глаза. Поэтому поставила перед собой задачу: учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представление о сенсорных эталонах.

В начале года проводила диагностирование детей на различение цвета и цветовых оттенков. Выяснила, что лишь небольшая часть из них различала основные цвета. В процессе игр учила детей решать простые умственные задачи типа: поставить рядом два предмета одинакового цвета, опираясь на цветной план-карту, правильно называть их.

Работа проводилась поэтапно. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление, восприятие цвета. Для этого предлагала дидактические игры: «Подбери правильно», «Воздушные шары». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключение: «Такой же шарик», «такая же палочка», «Рыбка такого же цвета», «Матрешки разного цвета». Конечно же, не все дети справились с поставленной задачей. Часть из них не могли подобрать машинки, шарики, палочки по признаку цвета. Старалась использовать разнообразный дидактический материал, игры-самоделки. Например, размещение грибков двух цветов при выборе из 4-х, они увлеченно рассматривали грибочки, сопоставляли их, подбирали к эталону.

Учитывая особенности восприятия цвета детьми, использовала сначала хроматические цвета: красный, желтый, синий, зеленый, а потом ахроматические: черный и белый. В затруднительных случаях обращалась к цветному плану. Старалась подбирать игрушки и предметы интенсивной окраски. Дошкольники научились простейшим умственным операциям, а именно — сравнивать, сопоставлять цвета. Главная задача дидактических игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. В процессе дидактических игр дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Знания детей, полученные в дидактических играх, закрепляла при проведении развивающих игр, которые помогли сделать родители. Эти игры представляют собой набор логических задач, возрастающей сложности. При выполнении задания предоставляла малышам самостоятельность. На первых порах, знакомя детей с играми, особое внимание уделяла цветному плану-карте, поддерживала их эмоциональными репликами. Это окрыляло детей, вселяло в них надежду в свои возможности. Дети старательно складывали узоры-дорожки по графическому изображению из кубиков, которые окрашены в красный, синий, желтый, зеленый цвета. Справившиеся с заданием детям давала машину того же цвета, что и дорожка для обыгрывания. Игра вызывала большой интерес у детей.

Наряду с дидактическими игрушками использовала и настольно-печатные игры «Лото», «Цвета», «В мире сказок», «Наш огород» — рамки-вкладыши. В них ребята подбирали маленькие карточки с изображенными предметами к большим картам по словесному содержанию. Маленькие карточки и большие карты, связанные между собой имели один цветовой фон.

Хорошо развивает умственные способности, логическое мышление, восприятие хроматических цветов настольная игра «Мозаика». Дети любят заниматься этой игрой во второй половине дня и в утренние часы.

Для проведения дидактических игр во время занятий и вне занятий, направленных на восприятие хроматических и ахроматических цветов, умственных способностей разработала, изготовила и систематизировала следующие дидактические пособия: божьи коровки больших и маленьких размеров, дидактические коврики «Веселая поляна», «Во саду ли, в огороде», настенный коврик «На солнечной полянке», «Украсим нашу елочку», «Цветик — семицветик».

Ознакомление детей с формой начинала позднее, чем ознакомление с цветом. Учила детей играть в «Цветовое лото» — заполнять карты с цветовыми полями трех видов геометрических фигур, подбирая их по цвету. Готовила цветовой план — большие карты с тремя полями белого цвета. На одном поле начерчен контур круга, на другом — квадрата, на третьем — треугольника — бесцветный план. Они такого же размера, как меньшие по величине геометрические фигуры разного цвета. В начале игры давала задание: искать фигурки такой же формы, как нарисованы на картах. Объясняла, что круг без углов, гладкий, а треугольник имеет острые углы. Просила ребят провести по контуру каждой фигуры пальчиком. Учила накладывать каждую выбранную фигуру на контурное изображение и убеждаться в их совпадении. В следующий раз давала фигурки большого размера. В этой игровой ситуации прикладывание не поможет, нужно решать задачу на глаз. Усложняла вариант этой игры — с пятью фигурами (добавляла овал, прямоугольник). Далее дети подбирали к образцам — фигурки пяти форм реальных предметов.

Ознакомление с величиной одновременно начинаю с ознакомления с цветом. Дети строили башни из трех одноцветных кубиков, существенно различающихся между собой по величине.

Огромное внимание уделяю в своей работе сенсорным материалам М. Монтессори. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют развитию речи. Дидактический материал постоянно совершенствуется в практике — это рамки — вкладыши. Ребенок учится соотносить форму с прорезями.

Объединение зрительного восприятия и мускульно-тактичного использовала в играх с карточками (цветной план). Ребенок по моей просьбе накладывал определенную форму, нарисованную на карточке, так, чтобы они полностью совпали. Для восприятия хроматического чувства использую шнуровки, застежки, плетение косичек из разноцветных шнурков. От ярких цветов перехожу к оттенкам.

Для распознавания оттенков шума использую коробочки, оклеенные в разные цвета, наполненные более или менее природным материалом. Встряхиванием их и производится шум. Особенно дети любят играть с газовыми разноцветными платочкам: подбрасывают вверх, ловят двумя руками, танцуют, называют цвета газовых платочков.

Для закрепления знаний у дошкольников, полученных в детском саду, параллельно вела работу с родителями. Ознакомление детей с дидактическими играми у детей раннего возраста может быть эффективным только при условии активного привлечения родителей. Оформила стенгазеты, папку-передвижку, подготовила консультации «Воспитание сенсорной культуры у детей двух-трех лет», «Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста» и другие. Подключала родителей и к организации продуктивной деятельности детей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Предлагала детям задание, которое они совместно с родителями выполняли (нарисовать новогоднюю елку, вылепить на картоне силуэты елок, применяя при этом пластилин разных цветов).

Для закрепления знаний о дидактических играх, цвете и форме продумала и организовала предметную среду в группе. Создала мини-музей дидактических игр по М. Монтессори.

Коллективная работа детей с родителями, педагогами дала им возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, способствовала развитию коммуникативных качеств, творчеству и самостоятельности. Дети научились воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее — об их оттенках, сформировалось умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею.

Литература:

  1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  2. Зворыгина, Е.В., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова. — М.: Просвещение, 1985,. — 144 с.
  3. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. / Л. Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 168 с.

Дидактические игры для дошкольников по цветоведению

Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры. Дидактические игры помогают формированию чувства цвета у детей. У ребёнка в игре с цветной игрушкой, с картинками в дидактических играх происходит накопление, уточнение чувственного опыта. Научившись различать и называть цвет в играх, дети начинают замечать красоту и в сочетании, расположении.

В сенсорном воспитании детей дидактические игры и игрушки, по существу, являются ведущими средствами. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

«Что какого цвета?»

Научите ребенка правильно соотносить цвета различных предметов. Предложите ему выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец — зеленым и т. д.).

«Нарядить ёлочку»

Дайте ребенку задание — нарядить елочку разноцветными игрушками (шары закрасить красным цветом, фонарики — синим и т. д.).

Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игрушка.

Познакомьте ребенка с оттенками цветов (светло — красный, темно — синий и т. д.).

«Светофор»

Цель. Учить детей различать цвета, находить заданные цвета в окружающей обстановке.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть. Игровой зал делится пополам меловой линией или шнурком, один из детей при помощи считалки выбирается водящим. Он становится у линии и загадывает цвет. Например, красный. Остальные дети должны показать этот цвет на своей одежде или в окружающем интерьере. Одежду других детей указывать нельзя. Если у ребенка нет такого цвета на одежде, он должен пробежать мимо водящего так, чтобы не быть пойманным. После того как все дети пересекут линию, водящим может быть другой ребенок.

«Каким оно бывает»

Цель. Учить детей выделять признаки предметов.

Оборудование. Картинки с изображениями различных предметов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть, он показывает карточки с различными предметами, а дети называют признаки этого предмета. Например, педагог показывает карточку с изображением мячика. Дети перечисляют его признаки: мяч круглый, упругий – отскакивает от пола, красного цвета, большой и т. д. По итогам игры выбирается ребенок, назвавший больше всех признаков.

«Письмо от Незнайки»

Цель. Учить сопоставлять цвета с предметами.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям почитать письмо от Незнайки. Дети слушают рассказ, замечают в нем ошибки и указывают на них. Все вместе обсуждают, в чем ошибся Незнайка, и как правильно было написать. Текст письма может быть примерно таким: «Здравствуйте, дорогие ребята! Давненько мы с вами не виделись. Это лето я провел в Солнечном городе. Было очень жарко, синее солнце так и палило. В розовом небе не было ни одного облачка. Целыми днями я купался в оранжевой речке, загорал. Стал фиолетовым, прямо как огурец. Но вот лето кончилось, началась осень. Листья на деревьях посинели, стали опадать. Совсем скоро наступит зима, выпадет желтый снег, все поставят в домах красные елки, украсят их черными шариками и разноцветными красивыми гирляндами. После Нового года я приеду к вам в гости и привезу угощенье – розовые апельсины и сиреневые бананы. До свидания. Ваш друг Незнайка».

«Где встречается этот цвет»

Цель. Запоминание цветов.

Оборудование. Флажки разных цветов – желтый, красный, зеленый, синий, белый, голубой и т. д.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить известные им песни, сказки и стихотворения, в которых упоминаются цвета. Педагог показывает детям флажок, дети вспоминают строчки из стихотворений или песен, где упоминается такой цвет.

«На дороге»

Цель. Развитие умения четко различать цвета светофора, внимательности, знакомство с правилами дорожного движения.

Оборудование. Три цветных бумажных круга с ручкой, чтобы их было удобно держать – зеленый, желтый, красный или картонная модель светофора, в которой можно переключать цвета.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть. Выбирается жюри из 3 человек, остальные дети делятся на пешеходов и водителей. Например, девочки будут пешеходами, мальчики – водителями. Все вместе вспоминают, какие цвета бывают у светофора, на какой цвет можно двигаться пешеходам и водителям. Педагог рисует на полу две широкие полосы, это будет дорога, и включает негромкую музыку. Воспитатель встает на перекрестке и переключает цвета на светофоре. Дети перемещаются по дороге согласно показаниям светофора. Жюри внимательно следит за перемещениями детей, отслеживает, чтобы все двигались только на зеленый цвет.

«Какой цвет любимый»

Цель. Научить детей четко различать цвета и оттенки, правильно называть их названия, развитие внимательности.

Оборудование. Красочные картинки с изображениями сказочных героев.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями сказочных героев: «Ребята, как зовут эту девочку? (Дети отвечают). Да, это Мальвина. Как вы думаете, какой цвет она любит больше всего? А почему вы так решили?» Дети могут ответить, что любимый цвет у Мальвины голубой, так как она всегда носит платья голубого цвета и даже волосы у нее голубые. Также педагог показывает изображения других персонажей, а дети предполагают, какой цвет у них любимый, объясняют почему и называют все цвета, присутствующие на картинке. Воспитатель обращает внимание детей на оттенки, отмечает, что голубой цвет похож на синий, розовый – на красный и т. д. Затем дети могут рассказать, какие цвета нравятся им. После того как все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает вспомнить других известных детям героев и подумать, какие цвета эти герои любят.

«Назови предмет»

Цель. Развитие внимательности, запоминание цветов и их названий.

Оборудование. Кольца от пирамидок одинаковой формы, но разных цветов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть, быстро показывая детям одно из колец, потом убирает его и произвольно выбирает детей, которые должны назвать предметы такого же цвета. Как только дети начинают затрудняться с ответами, педагог предлагает ответить желающим, затем все вместе перечисляют названные предметы. После этого воспитатель показывает следующее кольцо. Дети старшего дошкольного возраста должны давать ответы без промедления.

«Нарисуй одним цветом»

Цель. Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.

Оборудование. Цветные карандаши, листы бумаги.

Ход игры. Воспитатель раздает детям цветные карандаши, по одному карандашу каждому ребенку, листы бумаги и предлагает нарисовать этим карандашом любой подходящий по цвету предмет. Для этого отводится 10–15 минут. Затем дети поочередно показывают остальным свои рисунки, говорят, что на них изображено и каким цветом. Если ребенок нарисовал неподходящий, с точки зрения воспитателя, предмет (синее солнце, например), не надо критиковать ребенка – можно сказать, что в полете творческой фантазии предметы могут принимать любые формы и цвета.

Примечание: детей старшего дошкольного возраста можно разделить на команды и проводить соревнования – одним и тем же цветом нарисовать как можно больше предметов.

«Прислушайся к себе»

Цель игры. Научить детей связывать эмоциональное состояние с цветом.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Ход игры: маленькие дети еще не всегда верно могут описать, что именно происходит у них на душе. Можете предложить ребенку оценить свое эмоциональное состояние. Попросите ребенка прислушаться к себе. Поинтересуйтесь у него, в какой бы цвет окрасил свое настроение, на какое животное или растение похоже его настроение? Если бы он испытывал радость, какого бы цвета она была? На какое животное или растение он был бы похож? Таким образом, нужно попросить описать ребенка разные эмоциональные состояния, включая негативные: гнев, обиду и т. д.

«Нарисуйте контур человечка»

Теперь пусть ребенок представит, что он чувствует радость. Попросите его заштриховать цветным карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем попросите малыша представить обиду, гнев, страх, счастье. Для этих эмоций выбирайте разные карандаши (для негативных – темные). Пусть ребенок объяснит, какой частью своего тела он ощущает эти эмоции, что их может вызвать.

Чтобы обсудить с ребенком способы выражения гнева, попросите ребенка ответить на такие вопросы: «Что тебя может разозлить? Что ты чувствуешь в состоянии гнева? Что ты сделаешь, чтобы не злиться?» Пусть ребенок каждое слово окрасит в свой, по его мнению, цвет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]