Дидактические игры для дошкольников 4-6 лет на тему: Фрукты, овощи, ягоды
Дидактические игры для дошкольников на тему: «Фрукты, овощи, ягоды»
Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель. Место работы: МБДОУ «Детский сад №3 «Улыбка», г. Калач — на – Дону. Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Фрукты, овощи, ягоды». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей о фруктах, овощах и ягодах в игровой форме.Дидактическая игра «Пятый лишний» Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений. Дидактический материал: Карточки с изображением пяти предметов, четыре из них относятся к одной тематической группе, а пятая к какой-нибудь другой группе. Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний предмет по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Карточки для игры: 1. Клубника, малина, киви, ежевика, смородина. Лишний киви потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.
2. Томат, баклажан, перец, картофель, банан. Лишний банан потому, что это фрукт, а остальные – овощи.
3. Крыжовник, персик, клюква, смородина, черника. Лишний персик потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.
4. Киви, яблоко, груша, персик, томат. Лишний томат потому, что это овощ, а остальные – фрукты.
5. Апельсины, яблоки, редис, лимон, банан. Лишний редис потому, что это овощ, а остальные – фрукты.
6. Груша, редис, чеснок, огурец, капуста. Лишняя груша потому, что это фрукт, а остальные – овощи.
Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды» Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод. Дидактический материал: Муляжи фруктов, овощей и ягод. Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника). Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить. Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание. Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде» Цель: Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей. Дидактический материал: Картинки фруктов и овощей, картинка с огородом и картинка с садом. Ход игры: Играют 2 ребёнка или 2 группы детей. Воспитатель даёт одному ребёнку (группе) картинку с изображением огорода, а другому ребёнку (группе) картинку с изображением сада. Перед детьми раскладываются картинки с изображением фруктов и овощей. Ребёнок (группа) у которого картинка с изображением огорода собирает овощи, а ребёнок (группе) у которого картинка с изображением сада собирает фрукты. В конце игры дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания. Варианты заданий: — одна группа придумывает загадку об овощах или фруктах, а другая группа должна найти и показать отгадку на картинке; — рассказать, что можно приготовить из овощей (фруктов).
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет Дидактическая игра для детей детей 5-6 лет Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Похожие статьи:
Игры на развитие координации движений для детей 5-7 лет
Дидактические игры с природным материалом для детей старшей группы в детском саду
Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду
Дидактические игры по ознакомлению с флорой и фауной для детей старшей – подготовительной группы
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Занятие на тему «Овощи и фрукты»
Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим
для детей с ОНР 3 уровня 3 года обучения
по теме «Овощи и фрукты»
Задачи:
Закреплять представления детей о фруктах (яблоко, груша, апельсин) и овощах (помидор, огурец, морковь): название, внешний вид, место произрастания, кто сажает.
Упражнять детей в определении качеств овощей и фруктов: форма (круглый, вытянутый), цвет (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый), образовывая словосочетания (существительное + прилагательное).
Закреплять умение дифференцировать овощи и фрукты.
Закреплять умение образовывать существительные единственного и множественного числа в речи.
Развивать зрительное, тактильное восприятие, концентрацию, устойчивость внимания, вербальную память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Способствовать закреплению умения отвечать на вопросы полным предложением.
Способствовать закреплению умения действовать в соответствии с инструкцией педагога.
Воспитывать желание помогать другим.
Интеграция образовательных областей:
физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа:
много
,
садовод, огородник.
Предварительная работа:
Рассматривание сюжетных картин по теме «Овощи и фрукты»
Чтение сказки «Репка»
Индивидуальная работа:
С Ксюшей
по совершенствованию умения в назывании овощей и фруктов и раскладывании их по тарелкам
С Катей
по совершенствованию умения в составлении простых предложений по вопросам
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: олимпийский зайка, мешочек, мяч, картинки грядок и деревьев
Раздаточный: 2 тарелки, натуральные фрукты и овощи (яблоко, груша, апельсин, морковь, помидор, огурец), подарки детям.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент:
Стук в дверь, вбегает олимпийский зайка
Здравствуйте, ребята, я олимпийский зайка принёс вам с олимпиады чудесный предмет, а чудесный он потому, что дают его только победителям.
Зайка показывает мешочек.
Что это за чудесный предмет? (ответы детей). Мешочек.
Никто не знает, что в мешочке, кроме победителей, они мне дали подсказку, только я не могу разгадать её. Помогите мне, ребята.
Основная часть:
По ходу проведения всех игровых упражнений стимулирую речевую активность детей, задавая уточняющие вопросы, вопросы на описание своих действий.
Игровое упражнение «Что внутри?»:
Давайте поможем узнать Зайке, что лежит у него в мешочке.
Сейчас каждый из вас засунет руку в мешок и попробует, не глядя, определить, что же ему попалось в руку, и рассказать, почему вы так решили.
Дети по очереди помещают руку в мешок и с помощью тактильного обследования предполагают, что попалось в руку. Данные предметы оставляют у себя на тарелках.
Ребята, так что же лежало у Зайки в мешочке? (ответы детей). В мешочке лежали овощи и фрукты.
Давайте расскажем, какие они.
Дети по очереди составляют словосочетания, описывающие конкретный фрукт или овощ, например, зелёное яблоко.
Игровое упражнение «Что где растет?»:
Для осуществления индивидуальной работы задаю вопросы как опору для составления предложения
Зайка: – Теперь я знаю, что лежало в моем мешочке. Но я не знаю, где растут все эти овощи и фрукты.
Давайте расскажем и покажем Зайке, где растет каждый овощ и фрукт.
Где растут овощи? (ответы детей). Овощи растут на грядке.
Где растут фрукты? (ответы детей). Фрукты растут на дереве.
Вешаю на доску картинки грядок и деревьев.
Где растут овощи? (ответы детей). Овощи растут в огороде.
Ребята, кто выращивает овощи? (ответы детей). Овощи выращивает огородник.
Где растут фрукты? (ответы детей). Фрукты растут в саду.
Кто выращивает фрукты? (ответы детей). Фрукты выращивает садовод.
Показываю картинку фрукта или овоща, дети его называют. Спрашиваю, кто его выращивает. Затем, кто правильно назвал, выходит и вешает на доску.
Теперь ты понял, Зайка, где растут овощи и фрукты, и кто их сажает?
Заяц: понял, спасибо, ребята.
Игровое упражнение «Разложи»:
Посмотрите, у нас на столе все продукты смешаны, давайте поможем Зайке разложить предметы так, чтобы он смог лучше понять. У меня есть две тарелки: в одну тарелку мы положим фрукты, в другую – овощи.
Распределяю детей на 2 команды: 1 команда раскладывает овощи, 2 – фрукты. В конце их деятельности проверяем, правильно ли всё разложено.
Игровое упражнение «Один-много»:
Олимпийский Зайка хочет посмотреть, какие вы ловкие и сообразительные.
Я бросаю каждому из вас мяч и называю фрукт/овощ в количестве одного предмета, вы должны поймать мяч назвать этот же фрукт/ овощ так, чтобы их стало много.
Например: Яблоко одно, а много… (яблок); Огурец один, а много… (огурцов); Груша одна, а много… (груш) и т.д.
Бросаю мяч каждому ребёнку по очереди и называю фрукт или овощ в единственном числе; дети ловят мяч и, произнося этот же овощ или фрукт во множественном числе, кидает мяч обратно.
Посмотри, Зайчик, какие ребята ловкие и сообразительные, не сделали ни одной ошибки!
Заключительная часть:
О чём мы сегодня говорили? (ответы детей). Мы сегодня говорили об овощах и фруктах.
О каких овощах и фруктах? (ответы детей). О яблоке, груше, апельсине, помидоре, огурце, моркови.
Где растут фрукты? (ответы детей). Фрукты растут в саду.
Где растут овощи? (ответы детей). Овощи растут в огороде.
Кто выращивает овощи? (ответы детей). Овощи выращивает огородник.
Кто выращивает фрукты? (ответы детей). Фрукты выращивает садовод.
Качественная оценка деятельности детей: хвалю, отмечаю тех, кто был более активным и принимал в занятии непосредственное участие.
Зайчик, понравилось тебе, как наши ребята занимались на занятии?
От лица Зайца:
Ребята, какие вы молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Вы все были такими смышлёными и сообразительными! Вы помогли мне разгадать, что же лежит у меня в мешке. За это я хочу подарить вам на память небольшие подарки.
Заяц раздаёт детям подарки.
А теперь мне пора возвращаться на Олимпиаду.