Развитие речи у детей: как помочь ребенку научиться говорить?

Чаще всего здоровые дети произносят свои первые слова в возрасте около года. Если этого не происходит, многие родители начинают бить тревогу. Однако эксперты в области раннего развития пришли к выводу, что запуск речи – это индивидуальный процесс, для которого нет четкого возрастного периода. Исследования речевого развития показывают, что появление у ребенка речи зависит как от созревания определенных отделов головного мозга, так и от среды, в которой растет ребенок. Зная особенности своего ребенка, родители могут создать для него благоприятное окружение и помочь преодолеть трудности в развитии речи вашего малыша.

Развитие речи в раннем возрасте

Иногда за «настоящие» слова мы принимаем детский лепет. Ребенок до года пытается повторить речь взрослого на своем, часто понятном только маме, языке. Уже полугодовалый малыш использует жесты и отдельные звуки, чтобы обозначить свою потребность. Также в этом возрасте ребенок учится соединять гласные и согласные звуки, то если произносить слоги.

Сам процесс развития речи не является планомерным у детей раннего и дошкольного возраста, очень часто можно наблюдать скачки в речевом развитии. Все дети начинают говорить в разное время. К году некоторые дети уже могут произносить до 15 отдельных слов. А по подсчетам детского психолога Ш. Бюллер, к 1,5 годам словарный запас ребенка может достигать 232 слов. В то же время есть здоровые дети, которые в возрасте двух лет не говорят ни слова. Такие «молчуны» могут внезапно начать говорить целыми фразами, догоняя и опережая своих сверстников.

Чтобы разговорить молчуна и стимулировать развитие его речи, нужно озвучивать свои действия, побуждать к диалогу с помощью вопросов, с интересом слушать и пытаться понять ответы малыша. Тогда вы непременно услышите то заветное первое слово.

Что происходит после 3-х лет

Ребенок идет в детсад. К этому моменту он знает 250-700 слов – колоссальная цифра, правда? Детсадовец строит предложения из 5-8 слов, выполняет задания («надень это на шею»). А еще знает свое имя, понимает короткие рассказики и сказки.

Дальше речь развивается стремительно (хотя в обыденности мы этого не замечаем). Например:

  • 4 года. Ребенок употребляет 1500-2000 слов (больше, чем некоторые из нас знают из английского). Использует предлоги и союзы, начинает правильно произносить шипящие звуки.
  • 5 лет. Словарный запас 2500-3000 слов. Исчезают из слов перестановки слогов. В предложениях употребляются все части речи.
  • 7 лет. Ребенок дошкольного возраста употребляет до 3500 слов, из них много образных. И даже устойчивые выражения употребляет («без задних ног», «в поте лица» – иногда очень смешно слышать).

К подготовительной группе ДОУ у дошкольника развивается память, внимание и логическое мышление. Он может сам, связной речью объяснить значение какого-либо понятия («зима – это когда холодно и рано темнеет»). Ребенок имеет предпосылки для успешного школьного обучения.

Стадии развития речи ребенка

Как мы уже сказали, траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, в связи с чем психологи и другие специалисты в области раннего развития не устанавливают четких нормативов развития речи у детей.

Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, который ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Пассивный словарь всегда больше, чем активный, поэтому если ребенок не разговаривает, но понимает вашу речь, скорее всего, нет повода для беспокойства.

Речевые навыки, характерные для условной нормы в раннем и младшем дошкольном возрасте, представлены в таблице.

Возраст Развитие речи
1-3 месяца Крик.
3-6 месяцев Гуление – протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т.п.).
4-5 месяцев Визг, смех. Гуление в различных интонациях.
6 месяцев Лепет (слоги «ма», «ба»).
7-8 месяцев Увеличение количества произносимых звуков, звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), понимание простых слов и просьб.
9-11 месяцев Простые слова («мама», «баба», «дай», «на»).
1–1,5 года Простые фразы из двух слов («дай ням-ням», «там киса»).
2-3 года Фразы из 2-3 слов, появление вопросительных слов. Называние известных цветов, предметов, частей тела. Разучивание простых стихов, рассказывание коротких историй.
3 – 4 года Фразы из 4 и более слов. Речь ребенка способен понять посторонний человек.

При сильном расхождении уровня развития речи ребенка с возрастными нормами желательно обратиться за консультацией к специалисту (неврологу, логопеду, психологу), чтобы исключить задержку психоречевого развития.

Симптомами задержки речевого или психического развития ребенка могут являться следующие признаки:

  • Проблемы с пережевыванием и проглатыванием пищи;
  • Постоянно открытый рот, обильное слюновыделение;
  • Отказ от общения;
  • Отсутствие контакта глаз;
  • Невнятность речи, «каша во рту»;
  • Трудности в понимании речи (не реагирует на просьбы);
  • Неадекватность поведения.

Своевременное обращение к специалистам позволяет как можно раньше выявить причину замедленного речевого развития ребенка и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.

Значение языкового развития детей

У маленьких детей языковое развитие совпадает с развитием мысли. Когнитивные навыки стоят рядом с языковыми, поэтому ребенок, который прикладывает усилия в развитии языка, будет также усерден и при изучении других учебных предметов и областей развития.

Язык – это общение, как выразительное, так и рецептивное. На выразительном языке говорят или общаются с помощью языка жеста. Рецептивный язык – это речь или информация, которую передают или понимают.

Влияние речи на письмо и чтение

Речь и грамотность (письмо и чтение) развиваются вместе. Ранние навыки речи и грамотности развиваются за несколько лет перед тем, как ребенок пойдет в школу и будет нуждаться в социальном взаимодействии и окружении, которое вовлечет ребенка в общение. Ранее эксперты считали, что у ребенка развитие языковых навыков происходило вразброс, а затем только приобреталась грамотность. Однако сейчас мы допускаем, что эти навыки взаимосвязаны и что ребенок не развивает их в изоляции от других.

Влияние речи на успехи в школе

Развитие речи ребенка непосредственно влияет на его успехи в школе. Это один из лучших способов предсказать, какие у него будут достижения в школе. Когда у ребенка выдающиеся навыки в речи, это влияет и на все другие учебные предметы. По существу чтение имеет непосредственное отношение к печати, и ребенок способен воспринимать эти написанные символы и придавать им смысл из-за раннего языкового развития.

Влияние речи на эмоциональное развитие

Развитие языка также важно и в способности ребенка выражать и передавать эмоции. Это начинается с лепетания и воркования младенца и связью, которая строится между ребенком и его воспитателями. Ранняя речь состоит больше из криков, выражающих потребности, и постепенно уступает место большей вербализации. Когда языковое развитие ребенка улучшается, обычно эмоциональных всплесков и истерик становится меньше. Ребенку, который может выражать эмоции через слова, будет легче справиться со школьными и учебными задачами, и он будет более успешен в школьной социальной среде.

Первое слово

Каким должно быть первое слово малыша? Специалисты по раннему развитию считают, что оно совсем не обязательно должно быть нам знакомым и привычным. Любой узнаваемый набор звуков, который является обозначением человека, предмета или действия (например, «бака» вместо «собака», «ка» вместо «каша»), специалисты склонны считать своеобразным словом.

Обычно дети произносят первое слово в возрасте 8-9 месяцев. Чаще всего это звукоподражания или слова из двух повторяющихся слогов.

Как понять, что ребенок сказал именно слово, а не просто набор звуков? Если высказывания ребенка повторяются при одних и тех же обстоятельствах, пусть даже вы не можете их понять, будьте уверены, ваш малыш сказал слово, просто его речевой аппарат еще недостаточно развит, чтобы произнести это слово разборчиво. Чтобы развитие речи вашего ребенка не замедлялось, не стоит говорить с малышом на его «детском» языке. Если ребенок, указывая на машину, произнес «би-би», скажите: «Правильно, это машина». Гуляя во дворе, попросите ребенка показать машину. А чтобы перевести слово «машина» из пассивного словаря ребенка в активный, укажите на машину и спросите: «что это?». Тогда ваш малыш непременно выучит новое слово и научится правильно его произносить.

Существует миф, что первым словом ребенка обязательно должно стать слово «мама». Действительно, некоторые дети говорят «мама» уже в 4-5 месяцев. Также еще до года дети могут говорить «ляля», «баба» и т.д. Все это простые в произношении слова, которые образуются из повторяющегося лепета ребенка. Первыми становятся именно те слова, которые легко произнести.

Виды речи

Речь бывает активной и пассивной:

  1. Активная — та, которую малыш использует. Ребёнок знает выученные слова, может уверенно их произносить, строить с их помощью предложения.
  2. Пассивная — та, которую чадо понимает, но по определённым причинам не произносит. Например, он может знать слово «телевизор», однако не говорить его, так как оно для него сложное.

Очень важно развивать и активную, и пассивную речь ребёнка.

Первые фразы

Важным этапом развития речи является овладение фразовой речью в дошкольном возрасте. К 1,5 – 2 годам в речи обычно появляются простые фразы из двух слов. Активно увеличивается словарный запас, в употребление входят глаголы, предлоги, наречия. В 2-3 года дети начинают использовать прилагательные. Возраст 3-5 лет часто называют возрастом «почемучек». В этот период дети всем интересуются, жадно познают окружающий мир и, соответственно, задают взрослым множество вопросов.

Если в этом возрасте у ребенка отсутствует фразовая речь, следует проконсультироваться со специалистом. Развивающие занятия помогут восполнить пробелы и заложить фундамент для дальнейшего развития речи вашего малыша.

Чтобы развить фразовую речь ребенка, можно делать следующее:

  • Читать ребенку книги, соответствующие его возрасту;
  • Рассматривать картинки;
  • Слушать с ребенком музыку, петь песни, танцевать;
  • Отвечать на вопросы ребенка и поддерживать его исследовательский интерес;
  • Обеспечивать ребенка новыми впечатлениями, обсуждать увиденное;
  • Следить за чистотой собственной речи;
  • Поощрять общение с детьми.

Также существует ряд игр и упражнений, которые способствуют развитию речи ребенка. К ним относятся:

  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика.

С этими и множеством других полезных упражнений вы можете познакомиться на занятиях в . Такие игры хороши тем, что их можно проводить дома самостоятельно. Они не только благотворно влияют на развитие речи, но и развивают внимание, память, мышление малыша. Выполняйте только те упражнения, которые вызывают у вас и вашего ребенка положительные эмоции, делайте это ненавязчиво и с неподдельным интересом. Самое важное – получать удовольствие от общения друг с другом.

Этапы речевого развития ребёнка от 0 до 7 лет

В помощь родителям

Полезная информация, советы и рекомендации от логопеда

Учитель – логопед высшей квалификационной категории

Горелова Варвара Ивановна

Этапы речевого развития ребёнка от 0 до 7 лет

Начинать заниматься

развитием речи ребенка надо,

когда ему несколько месяцев от роду,

а не в 3 года и он совсем не говорит.

Уважаемые родители, в этой статье Вы узнаете о столь важном психическом процессе развития, как речь

детей
от 0 до 7 лет,
познакомитесь с причинами возникновения речевых недостатков. Будете иметь чёткое представление о пути последовательного речевого развития детей.

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное. Становление навыка речи может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что становление речи тесно связано с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

Принято считать 4 этапа в становлении речи детей:

Первый этап –
подготовительный (с момента рождения до 1 года).
В этот период происходит подготовка к овладению речи. У младенца появляются голосовые реакции в виде крика, плача, они способствуют развитию движений отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного).

Через 2 недели

малыш начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца жизни поворачивает головку в сторону говорящего, следит за ним глазками; реагирует на интонацию (ласковая – оживляется, резкая – плачет).

В 2 -3 месяца

появляются звуки («э-э-э», «а-а-а», «о-о-о»), гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).

К 3-4 месяцам

превращение отдельных звуков в целые перетекания одного звука в другой — «о-о-а-а-у-у».

В 4-5 месяцев

малыш слышит окружающие звуки, видит у окружающих его людей артикуляционные движения губ и пытается подражать. Взрослые наблюдают появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу». Многократное повторение приводит к усвоению и закреплению двигательного навыка.

С 5-6 месяцев

путём подражания ребёнок произносит отдельные слоги (совершенствуется случайный лепет), появляются попытки имитации слышимых звуков, налаживается своеобразный диалог с окружающими людьми.

К 7-8 месяцам

родители должны заметить у ребёнка частое повторение лепета, малыш начинает понимать смысл некоторых слов, появляются смысловые паузы (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого). Малышом используется лепет в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их повторение без осознания значения (как — будто эхо).

В 9-10 месяцев

возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма — ма», у малыша усложняется лепет. Он внимательно вслушивается в речь взрослых, у него происходит расширение пассивного словарного запаса, произносятся новые слоги – «ав», «на».

К 11-12 месяцам

увеличивается количество облегченных слов, смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений). Малыш начинает понимать более 20 слов, произносит 5-10 облегченных слов, у него усовершенствуется подражание. Подражая взрослым, малыш начинает использовать элементы звучащей речи в виде: фонемы, разнообразного тона, темпа, ритма, мелодики, интонации. Во втором полугодии жизни ребёнок воспринимает определённые звуко — сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай и т.д.).

Становление периодов речи до 1 года жизни у малышей проходит по-разному, например, если малыш болен, страдает от постоянного дискомфорта в животе или, очень много спит, то рамки развития речи сдвигаются. Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Поэтому родители не всегда могут заметить те или иные проявления нормального речевого развития малыша.

А вот на втором году жизни ребенка речевые изменения становятся все более очевидными, и их легче заметить.

Второй этап – преддошкольный
(от 2 лет до 3 лет),
происходит становление активной речи малыша. Ребёнок внимательно смотрит на артикуляцию взрослого, слушает говорящего и пытается повторить услышанные им слова, самостоятельно проговаривает их в искажённом виде. Первые слова или звукосочетания ребёнка одновременно могут означать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации. Такую речь называют
ситуативная.
Например, слово
КАША
обозначает —
ВОТ КАША, ДАЙ КАШУ, ГОРЯЧАЯ КАША; БИ – ВОТ МАШИНА, ХОЧУ МАШИНУ, ЕДУ НА МАШИНЕ, НА САНКАХ
и т.д.

С 1,5 лет слово ребёнка приобретает обобщённый характер. В активном словаре идёт накопление всё новых и новых слов, количество которых к 1,6 месяцам составляет 10 – 15 слов. За период второго года жизни словарный запас активно расширяется – 300 слов. Малыш практически овладевает навыками употребления существительных единственного и множественного числа; употребляет глаголы во времени и лице, использует некоторые падежные окончания. К концу 3 года жизни у ребёнка формируется грамматический строй речи; появляются элементы согласования; словарный запас увеличивается до 1000 слов. Одни слова малышом употребляются активно, он знает их значение, предназначение, другие слова он может соотнести с предметом, но не употребляет это слово в речи и оно попадает у ребёнка в пассивный словарь. Задача родителей активизировать такие слова в речи детей.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).

В этот период развивается навык слухового контроля за собственным произношением звуков, т.е. формируется фонематическое восприятие. Увеличивается словарный запас и к 4 – 6 годам он достигает 3000 – 4000. С 3 до 4 лет ребёнок начинает пользоваться простыми предложениями, после 4 лет появляются сложные предложения, а с 5 лет ребёнок свободно использует в своей речи сложносочиненные и сложноподчинённые предложения; высказывания напоминают короткий рассказ, появляется желание пересказать (рассказать) сказку, поделиться своими впечатлениями, т.е. формируется и совершенствуется связная устная речь.

У ребёнка улучшается фонематическое восприятие: он дифференцирует гласные и согласные звуки; мягкие и твёрдые согласные, шипящие и свистящие; Р и Л. К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок начинает говорить чисто.

Четвёртый этап – школьный (от 7 до 17 лет).

Это этап сознательного усвоения речи. Ребёнок в 7 лет полностью овладевает звуко – буквенным анализом; усваивает грамматические правила построения высказывания. Появляется новый вид речи –
письменная речь.
Разумеется, представленные этапы не могут иметь строгих и чётких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.

Отмечено, что за последние несколько лет сильно увеличилось число детей с недостатками речи.

Причин возникновения речевых нарушений у детей огромное количество. Об этом важно знать, не только тем родителям, у которых уже есть малыш, но и будущим родителям. Причины речевых недостатков возникают как при неправильном развитии плода во внутриутробном периоде (период от 4 недель до 4 месяцев беременности)

, так и после рождения малыша.

  • Увеличилось число патологий беременности; увеличилось число родовых травм; заболеваний матери во время беременности, требующие лечения (от заболеваний сердца до инфекционных заболеваний); аллергий матери; перенесенных ею переливаний крови; травм, полученных матерью во время беременности, падений и ушибов; токсикозов беременности, не зависимо от срока беременности; затяжных или стремительных родов, обвития плода пуповиной; наследственных предрасположенностей, генетических аномалий;
  • Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, лёгких или тяжёлых наркотических средств во время беременности (от 4 недель до 4 месяцев), способствуют возникновению тяжёлых нарушений речи от 0 до 7 лет.

Как правило, у детей возникают трудности в формировании звукопроизношения, устной и письменной речи у детей школьного возраста. Наблюдается отставание физического, и умственного развития.

  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, травмы головного мозга до 7 лет и др. причины, связанные с хроническими заболеваниями);
  • Множественные социальные причины; особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности), «двуязычие» в семье; сюсюканье с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющимся в ней неправильным произношением;
  • Отсутствие или замена эмоционального общения между малышом и близкими людьми;
  • Неправильная речь взрослых (заикание, нарушение при произношении звуков, быстрый темп речи);
  • Психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье) задерживают развитие речи, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание;

Познакомившись с этим материалом, заботливые родители обратят внимание на развитие речи своих детей, захотят приобрести определённый ресурс знаний, пониманий в вопросах развития речи плохоговорящих или неговорящих детей. Зададутся вопросом — что делать?

Первый совет, изучите все нормативные речевые критерии, соответствующие возрасту ребёнка.

Второй, начните устранение ошибок речи у детей как можно раньше. Проконсультируйтесь со специалистами (логопедами, психологами, дефектологами, психоневрологами, отоларингологами, педиатрами).

Третье, как уже отмечалось, речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых, поэтому искренне советую, разговаривайте, играйте, развивайте своих любимых деток. Знайте, только от Вашей поддержки и Вашего участия зависит успешное будущее детей.

УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

Выводы

Развитие речи – это сложный процесс, у каждого ребенка он протекает по-разному. Специалисты выделяют несколько этапов развития речи у детей, на каждом из которых происходит освоение новых речевых навыков. Эти стадии не имеют строгих возрастных границ. Переход от одного этапа развития речи к другому может происходить как плавно, так и скачкообразно.

Если малыш здоров, речевое развитие происходит само собой, когда вы общаетесь с ним и рассказываете о мире вокруг. Ваш ребенок наблюдает за вами и старается скопировать вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи. Необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он сможет реализовывать потребности, характерные для своего возраста. Можно предложить ребенку игры на развитие мелкой моторики, а также познакомить с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Если вы чувствуете, что малыш испытывает трудности и развитие его речи сильно отстает от условных границ нормы, необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы исключить проблемы со здоровьем и задержку психоречевого развития.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]