Уголок уединения в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой

Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).

  • 2 Как оформить центр уединения для дошкольников разного возраста
    2.1 Из чего сделать каркас для уголка уединения

    2.1.1 Фотогалерея: виды каркасов для уголка уединения

  • 2.2 Фотогалерея: идеи для оформления уголков уединения
  • 2.3 Видео: как оформить уголок уединения в детском саду и дома
  • 2.4 Видео: уголок уединения в русском стиле под названием «Горенка»
  • 3 Правила оформления уголка уединения по ФГОС
      3.1 Паспорт уголка уединения
  • 4 Наполнение уголка уединения в детском саду
      4.1 Предметы для выражения негативных эмоций

      4.1.1 Фотогалерея: предметы для выплёскивания негативных эмоций

  • 4.2 Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию
      4.2.1 Фотогалерея: предметы для расслабления и релаксации
  • 4.3 Пособия для развития эмоциональной сферы
      4.3.1 Фотогалерея: пособия для обогащения эмоциональной сферы
  • 5 Основные виды деятельности в уголке уединения
      5.1 Фотогалерея: работа в уголке уединения
  • Цель и задачи создания уголка уединения в ДОУ

    Поскольку нервная система дошкольника развивается, его психическое состояние весьма неустойчиво. Малыша легко удивить, развеселить, обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста.

    Дошкольников следует учить выражать негативные эмоции в конструктивной форме

    С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса. На достижение этого направлено решение ряда задач:

    • В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога. Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться.
    • Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Так, в уголке могут быть специальные подушки для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиду и т. п.
    • Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, где можно нарисовать свои эмоции или дидактические пособия, иллюстрации различных эмоциональных переживаний.
    • Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
    • Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт.

    В младшем возрасте воспитатель в нужный момент предлагает малышу отправиться в уголок уединения (например, когда замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей). В среднем же и старшем звене ребята уже сами проявляют желание отправиться в зону отдыха (а воспитатель, в свою очередь, делает всё для того, чтобы они полюбили это место). Они уже прекрасно знают, что там можно делать и как помочь самим себе обрести покой или просто поднять настроение.

    Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя.

    В уголке уединения должны находиться предметы, вызывающие у детей приятные переживания, например, воздушные шары

    «Центр уединения и релаксации»

    «Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника»

    Автор:

    Скворцова Наталия Александровна

    Воспитатель

    МДОУ№5 «Радуга»

    г. Тутаев

    Актуальность

    В группе детского сада ребенок находится целый день в коллективе, в независимости от своего настроения, переживаний. Порой устает от общения со своими сверстниками, от игр, от окружающей обстановки и иногда может проявлять негативные эмоции: гнев, злоба, агрессия, обида. Поведение, настроение ребенка сильно зависит от его эмоционального состояния. Поэтому большое значение приобретает проблема эмоционального благополучия ребенка.

    Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС, является охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

    Бывает время, когда хочется побыть одному со своими мыслями, переживаниями, настроением, хочется расслабиться. Ребенок тоже имеет на это право.

    Развитие предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС обращает внимание не только на обеспечение совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, но и возможности для их уединения.

    Поэтому для решения данной проблемы борьбы с отрицательными эмоциями у детей мною в группе был создан «Центр уединения и релаксации».

    Цель:

    создание личностного пространства для формирования эмоционального благополучия ребенка.

    Задачи:

    1. Расширить возможность личностного пространства в группе;
    2. Создать атмосферу психологического комфорта;
    3. Создать условия для овладения приемами саморегуляции у детей;
    4. Создать в детском коллективе положительный микроклимат.

    Организация «Центра уединения и релаксации» в групповой комнате

    Виды центров уединения:

    • « Норка» (младший возраст)

    • «Шатёр» (средний, старший возраст)

    • «Ширма» (используется в любом возрасте,применяется там, где не позволяет пространство)

    Наш центр гармонично вписался в групповое пространство. Для оформления использовала полупрозрачные ткани, так же использован принцип полуоткрытости , при необходимости его можно закрыть.

    Содержимое уголка периодически обновляется, но какие-то предметы находятся постоянно, это придает детям чувство уверенности и постоянства.

    Взаимодействие педагога и детей

    Педагог наблюдает, что делает там ребенок, сколько времени там проводит и как часто. «Центр уединения и релаксации» может иметь диагностическую и мониторинговую функцию.

    Эффективность работы зависит от того насколько дети осведомлены о назначении центра, его оснащенности и умении пользоваться атрибутами. По мере пополнения новыми атрибутами, детям демонстрируются различные виды деятельности с ними.

    Функционирование

    «Центра уединения и релаксации»

    На панно « Настроение» изображен теремок, открывая дверцы теремка, ребенок совершенствует мелкую моторику рук (дверцы на молнии, пуговицах, шнурке и т.д.) видит в прозрачных кармашках смайликов с различными эмоциями, которых может распределить по своему усмотрению в любом домике. Картинки в домиках могут меняться, например, эмоции мальчиков, девочек, веселые, грустные животные, открытки и т.д. (Это панно несет еще одну функцию – закрывает экран с батареей).

    Зеркало моего настроения. Если у ребёнка плохое настроение, он смотрит на себя в зеркало, улыбается. Настроение обязательно улучшится.

    Сердечко-мирилка. В случае возникновения конфликтной ситуации, ссоры или драки, берут сердечко просовывают руки и с помощью мирилки решают свой конфликт.

    «Подушка-обнимашка» для снятия стресса (с мелкими шариками), которую можно прижать к себе и перебирать пальчиками мелкие шарики, что так же успокаивает.

    Дидактические игры (шнуровки, бусы, игра «хорошо-плохо», угадай эмоцию).

    «Маски настроения», которые дети могут примерить.

    «Волшебные клубочки» В , в котором находятся клубочки из ниток. Этот зайчик приходит на помощь когда дети рассердились, можно предложить им перематывать нитки.

    «Семейный альбом» В центре уединения необходимо использовать те предметы, которые близки ребенку и вызывают у него чувство уверенности. Это может быть альбом с семейными фоторгафиями.

    Так же мы разместили игрушечный телефон, по которому можно позвонить маме или папе, бабушке и т.д

    Пособия для выплеска негативных эмоций.

    «Стаканчик для гнева» При проявлении агрессии можно предложить ребенку оставить все нехорошие слова и настроение в этом стаканчике, потом стаканчик закрывается и прячется.

    Коврик злости Обыкновенный коврик с шераховатой поверхностью. Ребенок без обуви вытирает ножки, пока не захочется улыбнуться.

    Перспективы развития

    В дальнейшем планирую поместить шкатулку «Добрых дел», которая будет стимулировать желание у детей «делать добро».

    Вывод:

    Правильно организованная предметно-развивающая среда (Центр уединения и релаксации), поможет детям отвлечься и забыть отрицательные эмоции и переживания, поможет разобраться во всем спектре чувств, которые они испытывают, научиться оценивать поступки, научиться взаимодействовать с педагогом и сверстниками, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

    Литература:

    — Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, г – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 125с.

    — Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис –пресс, 2004. – 160с – (Библиотека психолога образования)

    Интернет ресурсы:

    — https://www.maam.ru/detskijsad/sozdanie-psihologicheskogo-komforta-detei-v-detskom-sadu.html

    — https://festival.1september.ru/articles/628133/

    -https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/presentacii/ugholok-uiedinieniia-kak-odno-iz-uslovii-vniedrieniie-fgos-do

    Как оформить центр уединения для дошкольников разного возраста

    При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки.

    Для младшего дошкольного возраста актуален дизайн «Норка» — миниатюрный домик-палатка с маленьким входом

    Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.

    Из чего сделать каркас для уголка уединения

    Варианты каркасов центра уединения могут быть различными:

    • Простой вариант — один угол групповой комнаты отгораживается с помощью портьеры, закреплённой на карнизе, или же обычной ширмы. Ткань следует украсить бумажными цветами, звёздочками, бабочками, смайликами и пр.
    • Можно соорудить каркас домика из пластиковых труб и обшить его тканью.
    • Роль ведущей конструкции может исполнить обычный большой зонт (идеальный вариант — пляжный), к которому крепится ткань или занавес из ленточек: это может смотреться весьма оригинально. Также можно использовать большой абажур.

    Если в группе не очень много места, то для создания зоны уединения можно использовать ширму. Это удобно, поскольку такой уголок получится мобильным: его можно переносить с места на место по желанию детей и воспитателя.

    С помощью ширмы можно создать уютное место для уединения, дополнив его необходимыми атрибутами

    Фотогалерея: виды каркасов для уголка уединения


    Уголок, отделённый портьерой — очень простая и компактная конструкция


    Из пластиковых труб, обшитых тканью, получается устойчивая конструкция


    Зонтик с пришитыми к нему длинными лентами просто крепится к потолку


    Уголок из пляжного зонта с ленточками похож на карусель


    Если прикрепить к абажуру длинную полупрозрачную ткань, получится уютный уголок уединения

    Фотогалерея: идеи для оформления уголков уединения


    В таком домике дошкольники смогут почувствовать себя лесными жителями


    Внутри такого шатра ребёнок словно попадает в волшебный мир


    Ширма трансформируется в красивый сказочный терем, который можно переносить с места на место


    В таком теремке ребёнок сможет представить себя героем русской народной сказки


    Роль занавесок могут выполнять длинные разноцветные ленточки


    Для старших дошкольников можно полностью не отгораживать зону, а сделать купол, который символизирует уединение


    Роскошный шатёр принцессы можно сделать из обычной тюлевой ткани


    Красивый шатёр дополнен мягкой полянкой с заборчиком


    При организации уголка уединения можно использовать пространство между детской мебелью

    Видео: как оформить уголок уединения в детском саду и дома

    Видео: уголок уединения в русском стиле под названием «Горенка»

    Лучший уголок уединения (смотр-конкурс)

    Как известно, одной из важных задач воспитательного процесса в ДОУ является формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.

    Согласно существующим требованиям, при организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, является необходимым создание комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, программных занятий, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. Одной из наиболее эффективных форм работы в данном направлении является создание на базе группы Уголков психологической разгрузки («уголков уединения»).

    Уголок уединения- это место для покоя и отдыха, личных секретов и фантазий. Это место, где можно вспомнить свою семью, погрустить и подумать, успокоится и расслабиться.

    Уголок психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое. В соответствии с этой задачей в нашем детском саду с 23-28 ноября был проведён смотр-конкурс «Уголков психологической разгрузки».

    Целью данного конкурса является создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

    Исходя из поставленной цели данный конкурс решает следующие задачи:

    1. Активизация деятельности педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов психологических уголков для полноценного психофизического развития дошкольников;

    2. Привлечение родителей к организации образовательной среды для детей в группах дошкольной организации.

    3. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды.

    Среди основных критериев оценки уголков уединения были такие, как:

    — наличие в группе зоны для психологической разгрузки;

    — наличие материала для снятия агрессии;

    — наличие материала для саморегуляции;

    — наличие эмоционально-развивающих игр, направленных на обучение детей безконфликтному общению;

    — наличие материала, направленного на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;

    — наличие материала для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям;

    — эстетичность оформления психологического уголка;

    -креативность и оригинальность в оформлении уголка;

    -экологичность и безопасность используемых материалов;

    — соблюдение санитарно-гигиенических требований;

    — презентация уголка уединения педагогами группы;

    — рассказ детей о уголке уединения.

    Педагоги совместно с родителями и детьми проявили творческий подход в создании уголков уединения, тщательно продумали их внешний вид, форму и наполняемость с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы. Все постарались на славу! Вигвамы и шатры, тканевые и пластиковые домики, палатки и ширмы, представленные, как уголки психологической разгрузки, нашли свое место в каждой группе нашего детского сада. А всевозможные «кричалки» и «мирилки», различные дидактические игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и обучение бесконфликтному поведению – лишь малая часть атрибутики уголков уединения, представленных на суд жюри.

    Каждая вещь, представленная в уголках, несет определённую функцию и значение. Так, например, на мягкие красивые подушки ребёнок всегда сможет прилечь и отдохнуть; массажные мячики хорошо снимают мышечное напряжение, а игрушки-мякиши позволяют детям успокоится и расслабиться; калейдоскопы непременно повысят настроение, а мягкие игрушки-обнимашки станут верным другом ребенку.

    Каждая группа смогла создать неповторимый «маленький мир» для уединения, находясь в котором ребёнок чувствовал бы себя спокойно, комфортно и безопасно.

    Не менее интересными и познавательными были презентации уголков уединения. Ребята наперебой рассказывали о всех играх и игрушках, населяющих уголок, о том, как им нравится отдыхать в «домике», показывали фотографии любимой семьи.

    Для подведения итогов смотра-конкурса было сформировано жюри в составе:

    Председатель жюри – заведующий Искандырова Т.А.

    Члены жюри:

    Зам.зав по УВР Домнина А.Е.

    Зам. Зав. По УВР МБДОУ «Детский сад №408 г. Челябинска» Горянская Н.В.

    Педагог-психолог Мальтиникова Н.П

    Педагог-психолог Севрюгина Е.А.

    Стоит заметить, что все уголки уединения были оформлены замечательно, и жюри предстоял непростой выбор. Но тем не менее, по мнению компетентного жюри, места распределились следующим образом:

    I место – группы №7, №12, №5, № 2

    II место — группы №10, №6

    III место — №1, №8, №9

    Поздравляем победителей!!!

    И выражаем благодарность нашим детям, родителям и педагогам за поддержку идеи конкурса,

    творческие мысли, изготовление нестандартного игрового оборудования, любовь к детям и детскому саду!

    Правила оформления уголка уединения по ФГОС

    ФГОС предъявляет определённые требования к оформлению уголка уединения в ДОУ:

    • Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
    • Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
    • На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули.

      Пушистый коврик, подушки, плюшевые игрушки создадут ощущение уюта и комфорта

    • Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
    • Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
    • При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
    • Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

    Чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в уголке уединения желательно сделать «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка.

    Заглянув в окошко, воспитатель может незаметно оценить состояние ребёнка

    Паспорт уголка уединения

    На каждый центр уединения и релаксации воспитатель обязательно оформляет паспорт. Там прописываются следующие моменты:

    1. Название зоны (например, «Островок уединения», «Уютный домик», «Гнёздышко», «Остров отдыха» и т. п.).
    2. Цели организации уголка уединения и конкретные задачи, которые он выполняет.
    3. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием.

    Как сделать уголок уединения своими руками

    В стандартах ФГОС к уголку уединения предъявляются определённые требования:

    • Размеры уголка уединения не должны быть слишком большими, так как ощущение покоя и уюта для детей создаётся маленькими убежищами: домиками, палатками, шатрами.
    • Цветовая гамма уголка уединения должна быть неяркой, свет приглушённым, так как цель этого места – успокаивать, умиротворять, расслаблять.
    • На полу должен быть постелен коврик или мягкая подстилка, подушки.
    • Предметы, которые наполняют уголок уединения, должны быть развивающего характера, побуждать детей к творчеству, самосовершенствованию.
    • В уголке уединения для создания ощущения стабильности должна оставаться неизменной определённая часть предметов, нахождение остальных может носить периодический характер, подпитывая в дошкольниках интерес к этому месту.
    • При создании зоны релакса воспитателям следует учитывать возраст своих подопечных. Игрушки должны отвечать требованиям эстетики и гигиены.
    • Обязательно должны соблюдаться требования безопасности: отсутствие острых и бьющихся предметов.

    Обратите внимание! В уголке уединения можно сделать окошко, которое позволяет периодически наблюдать за ребёнком, чтобы убедиться в его безопасном состоянии и хорошем самочувствии. При этом оно не должно нарушать личного пространства малыша.

    Идеи для оформления уголка

    Создавая дизайн уголка уединения, воспитателю следует ориентироваться на возраст своих подопечных. Для младшей группы ДОУ актуальным является оформление пространства с низким узким входом. Ребёнок в такой обстановке будет чувствовать себя уютно и безопасно.

    Обучение дошкольников чтению — что дает, когда можно начинать учить

    Для остальных возрастных групп подойдут более объёмные пространства типа шатра или домика, вход в которые может быть занавешен куском ткани или прикрыт ширмой. Вместо игрушек в такой зоне можно расположить предметы исключительно для игр развивающего характера или других активностей:

    • Игры для развития эмоциональности (готовые или сделанные своими руками).
    • Магические предметы, превращающие негативные эмоции в позитивные.
    • Мягкие предметы для обнимания или битья, в зависимости от нахлынувших эмоций.
    • Изобразительная деятельность – нарисовать своё настроение в данный момент, или какое настроение малыш хочет испытывать в дальнейшем.
    • физическая деятельность – различные успокаивающие гимнастики или предметы для улучшения мелкой моторики.

    Мягкие игрушки будут кстати

    Вариантов создания каркасов для шатров может быть несколько:

    • Самый малозатратный вариант: отгородить угол общей комнаты ширмой или занавеской. Их можно декорировать вырезанными из бумаги цветами, звёздами, бабочками, птицами.
    • Самый удобный и оригинальный вариант для шатра – большой зонт. Его следует перевернуть и подвесить за ручку к потолку, что также не потребует серьёзных вложений. К зонту крепится кусок ткани или завеса из ленточек.
    • Если места в помещении для размещения зоны уединения недостаточно, то можно в качестве ограждения использовать ширму. Местоположение такой зоны можно менять по желанию;
    • Наиболее простой каркас домика в плане исполнения – вариант из пластиковых труб. Конфигурацию такого каркаса также можно изготовить своими руками и менять по желанию без особых финансовых или временных затрат.

    Уголок уединения в детском саду из пластиковых труб

    Применение обыкновенных сантехнических пластиковых труб для изготовления зоны уединения в детском саду позволяет создавать множество конфигураций: от замков до ракет. Всё ограничивается только собственной фантазией дизайнера. Используя в качестве драпировки ткань или ленты, можно таким пластиковым конструкциям придавать различные образы.

    Вариант из ПВХ труб будет бюджетным

    Большим преимуществом для таких конструкций является простота их монтажа и мобильность изготовленных конструкций.

    Переход из семьи, где ребёнок был окружён самыми близкими и родными, в коллектив абсолютно незнакомых людей для малыша, наверное, первое самое сильное потрясение. Не стоит недооценивать его влияние на неокрепшую нервную систему. Каждый ребёнок переживает подобный стресс по-своему. Главная задача взрослого это научить ребёнка не прятать свои эмоции в себе, а выражать их таким образом, чтобы не нанести вреда ни себе, ни окружающим, оказавшимся в аналогичной ситуации. И уголки уединения в детских садах помогают решить эту задачу.

    Наполнение уголка уединения в детском саду

    Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.

    Предметы для выражения негативных эмоций

    Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов:

    1. Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться).
    2. «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
    3. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
    4. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой.
    5. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.
    6. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

    Фотогалерея: предметы для выплёскивания негативных эмоций


    Глядя на своё отражение в забавном зеркале, малыш успокаивается


    Вместе с криком можно выплеснуть гнев и обиду


    Подушка или мягкий модуль, который можно поколотить, поможет ребёнку освободиться от гнева и агрессии


    В стаканчике гнева ребёнок оставляет свои плохие мысли и чувства


    Назначение такой мирилки — преобразовать детский конфликт в увлекательное действие

    Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

    Для расслабления дошкольников могут использоваться:

    • Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
    • Красивый настольный фонтан, водопад.
    • Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно.
    • Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
    • Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
    • Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
    • Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
    • Коллекции морских ракушек, магнитов.
    • Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.
    • Бутылочки с гелем для душа (можно развести глицерин с водой), в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
    • Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).

    Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

    Фотогалерея: предметы для расслабления и релаксации


    Маленьким воспитанникам помогают успокоиться игрушки-пищалки


    Рассматривание фотоальбома помогает ребёнку успокоиться


    Настольный фонтан или водопад подействует на ребёнка завораживающе и успокоит его


    Картину можно оформить по своему желанию: элементы крепятся на липучки


    Привлекательная подвеска заинтересует ребёнка и отвлечёт его от переживаний

    Пособия для развития эмоциональной сферы

    В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

    • Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно.
    • Маски (например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
    • «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций».
    • «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
    • «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).

    Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

    Фотогалерея: пособия для обогащения эмоциональной сферы


    Можно предложить ребёнку положить своё плохое настроение в один мешочек и взять хорошее из другого


    Подушке ребёнок может рассказать о своём настроении, поделиться переживаниями


    Ребёнок выбирает настроение, которое ему подходит, и помещает туда магнитик со своей фотографией


    Забавная шапочка поможет малышу лучше понять своё эмоциональное состояние или попробовать почувствовать какую-то эмоцию

    Основные виды деятельности в уголке уединения

    С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя. Обозначим основные направления:

    • Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
    • Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
    • Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Педагог предлагает воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).
    • Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
    • Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы), сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.

    В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

    Фотогалерея: работа в уголке уединения


    Чтобы дать выход негативным эмоциям, дошкольник может нарисовать свой страх или гнев


    Манипуляции с лучиками-ленточками помогут успокоить или помирить поссорившихся ребят


    Ребёнок рассказывает о своём хорошем поступке и кладёт фишку в специальную коробочку


    Игра поможет разобраться в положительных и отрицательных поступках и оценить своё собственное поведение

    Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному. Задача воспитателя — помочь детям привести в порядок свои мысли и чувства. Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности. В зависимости от возраста воспитанников педагог продумывает интересный дизайн «домика», подбирает необходимые атрибуты и дидактические игры, многие из которых легко сделать своими руками. На их основе детям предлагаются эффективные виды деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]