Азбука безопасности в городе и дома: комплексный подход
Родители и воспитатели должны позаботиться о здоровье ребенка, уберечь его от опасностей. Взрослые не всегда могут быть рядом. Значит, нужно научить малыша, как вести себя в той или иной ситуации. Разработать хорошую последовательную программу для занятий в детсаду поможет издание «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет». В нем уделяется внимание поведению дома, среди людей, на природе, рассказывается, как избежать опасных ситуаций. Компакт-диск «Опыт освоения образовательной области детьми 3-7 лет» всецело посвящен безопасности на дороге.
Много разных ситуаций о поведении в общественных местах, во время поездок, в транспорте, в гостях рассматривается в книге «Азбука безопасного общения и поведения». Ее можно использовать для подготовки занятий с детками и рекомендовать родителям для домашних бесед. Она хорошо подойдет и для мам, чьи дети не ходят в детский садик.
Важно запомнить один момент: занятия по безопасности должны быть систематическими. Нужно возвращаться к уже рассмотренным темам, закреплять материал, а потом проверить, как детсадовцы его усвоили. Еще один серьезный аспект – в процессе занятий надо обойтись без нравоучений и менторского тона. Иначе ребенку сразу станет неинтересно. А вот если подойти к занятию, как к игре, будет самое то!
Азбука безопасности для детей дошкольного возраста
Юлия Верхозина
Азбука безопасности для детей дошкольного возраста
Многим родителям хватает времени, чтобы накормить ребенка или погулять с ним, научить его новым играм, словам, вместе посетить развивающий кружок.Но не все задумываются о проблеме его защиты от окружающих опасностей в повседневной жизни: дома, на улице, в общении с чужими людьми, при контакте с животными. А ведь такая проблема существует и заслуживает внимания. Сколько несчастных случаев, причем в своем большинстве однотипных, можно было бы избежать? Достаточно выделять пять минут в день тому, чтобы азбука безопасности для детей дошкольного возраста легла в основу поведения собственного ребенка и помогла ему развить представление об опасных ситуациях и факторах риска, научила предвидеть опасность из разных источников, по возможности избегать их, действовать по ситуации и неукоснительно соблюдать правила безопасности.
Безопасность ребенка дома.
Значительную часть времени дошкольник проводит дома, поэтому важно закрепить у него представление о предметах, используемых в быту, взаимодействие с которыми может быть опасным для его здоровья или жизни. Ребенок должен узнать от родителей, для чего они нужны, и как именно ими пользоваться во избежание несчастного случая.
Условно все предметы можно разделить на две группы:
те, которые ребенок не должен трогать без разрешения взрослых.В первую очередь это касается электроприборов и бытовой техники: детская безопасность напрямую связана с умением родителей указать на последствия неосторожного обращения с газовой плитой, розеткой, горячим чайником. Во вторую очередь это относится к лекарствам, алкоголю, бытовой химии, режущим и колющим приборам и инструментам, которые должны храниться в недоступных детям местах. Наиболее эффективный способ донести суть опасности до ребенка – это прямой запрет под страхом наказания, дополненный «живыми»
примерами.
те, которыми допустимо пользоваться самостоятельно, но после обучения навыкам их использования.Принцип такой: покушать вилкой или открыть окно – можно, бегать с вилкой в руке и высовываться в открытое окно – нельзя, и почему.
Безопасность ребенка на улице.
Наибольшую опасность для ребенка представляет улица. Дошкольник должен знать, где детям гулять можно, а где нет. На показательных примерах нужно уточнить, что такое улица, пешеходный тротуар и проезжая часть дороги, кто по ним может перемещаться. Гуляя с ребенком, следует обращать его внимание на окружающие предметы и объекты, которые он может встретить только на улице. Это грузовые и легковые машины, животные, насекомые, незнакомые люди. Рассказать, что именно может быть опасным, например, оса может ужалить, а собака – укусить, поэтому с ними лучше не контактировать. Другими словами, азбука безопасности для детей на улице представляет собой набор элементарных познаний о правилах поведения вне дома.
Особого внимания заслуживает обучение дошкольника правилам взаимодействия с чужими людьми. Чем для него опасно общение с незнакомцами? Тем, что ребенок не осознает мотивов их поведения, не знает их намерений и не предвидит последствий. Рассматривая ситуацию, когда взрослый дядя предлагает конфету за то, что дети поедут с ним кататься, родители должны четко сформулировать, почему это опасно.При этом указать на детали: у плохого человека не всегда бывает неприятная внешность.А для доступности понимания привести понятный ребенку пример: «Помнишь сказку о мертвой царевне, когда злая мачеха прикинулась доброй старушкой и угостила ее отравленным яблоком?». Далее ребенка нужно учить простым приемам защиты в виде громкого призыва о помощи и лучше в такой манере, чтобы окружающие не восприняли его как обычный детский каприз (например, «Этот дядя не мой папа!»
,
«Помогите мне, я его не знаю!»
).
Ребенку также необходимо объяснить, что от посторонних людей может быть и польза, если вдруг он потеряется в толпе и ему придется воспользоваться помощью взрослых. Ежедневное повторение с детьми их имен, фамилий и хотя бы названия улицы, где они проживают, обязательно принесет свои плоды.
Безопасность дорожного движения для дошкольников.
Научить ребенка некоторым правилам, касающимся дорожного движения, – это лишь половина дела. Остальная часть – сформировать и закрепить практические навыки безопасного поведения при пересечении проезжей части и находясь в транспорте. В силу психологических особенностей дошкольникам свойственно видеть неполную картину происходящего, поскольку их поле зрения сужено до отдельных, наиболее броских деталей. Это значит, что ребенок вряд ли точно определит расстояние до приближающегося автомобиля или правильно оценит скорость его движения. Чтобы не создавать аварийных ситуаций, азбука безопасности для детей дошкольного возраста должна базироваться на принципе «делай, как я»
. Это значит, что лучший пример для ребенка – это поведение его родителей. Спешите? Все равно дождитесь разрешающего движение сигнала светофора.
Едете в автомобиле? Пристегнитесь и не превышайте скорость.Подобные действия намного эффективнее ежедневно повторяемой фразы: «Не перебегай дорогу на красный свет»
.
Начинать знакомство с правилами дорожного движения нужно как можно раньше. Их легко познать в игровой форме, тут помогут соответствующие картинки по безопасности для детей дошкольного возраста, наглядно демонстрирующие дорожную обстановку. Потом можно закрепить знания на практике, наблюдая за действиями пешеходов и передвижением машин.
Пожарная безопасность для дошкольников.
Огонь – ярая стихия, которая может быть как полезной, так и опасной. Какова польза от огня? Он может согреть, когда холодно. А чем опасен открытый огонь? Можно обжечься, поэтому необходимо соблюдать дистанцию и к нему не приближаться. Важно донести это до ребенка. А полученные знания закрепить на практике, причем основы безопасности детей дошкольного возраста в части обращения с огнем, как и правила движения на дорогах, лучше изучать в игровой форме.Простая инсценировка: пожарная машина спешит на вызов, дети играли со спичками, произошел пожар. Пожарным нужно скорее спасти детей, попавших в беду. К счастью, пожарные успели!Потушили пожар и сказали детям: «Со спичками играть нельзя, это опасно для жизни!»
.
Родителям следует учитывать, что прямых запретов при координации поведения ребенка должно быть не много, иначе они не будут учитываться. Для обучения основам безопасности лучше применять позитивные способы воздействия на дошкольника, в частности, наглядно демонстрировать примеры критических ситуаций и моделировать их возможные последствия, а за каждый случай соблюдения изученных правил хвалить его или поощрять иначе.
Правила дорожного движения для малышей
Одна из самых больших опасностей для ребенка в городе – транспорт. Это машины, мчащиеся по проезжей части и даже стоящие на обочине. Нужно рассказать, что люди, которые ходят пешком, называются пешеходами, а их взаимоотношения с транспортом регулируются правилами. И эти правила нужно четко соблюдать. Стоит объяснить следующее:
- Что такое проезжая часть, общественный транспорт, зебра, светофор, дорожные знаки, фары. Что еще забыла из важных вещей? Помогайте!
- Почему для пешеходов предназначены тротуары, а для машин – проезжая часть. И почему бывают воспитанные пешеходы и машины, а бывают невоспитанные.
- На что смотреть, когда надо перейти дорогу (вправо-влево, светофор, разрешающие знаки).
- Почему важно выделять себя в темноте, когда водитель может не заметить пешехода. Что такое светоотражатели и фликеры, зачем они нужны.
- Зачем надо пропускать все машины на дороге, даже медленно едущие. Особенно, если дорога скользкая, а дома ждет мама, испекшая свежие булочки.
- Почему машины опасны (тяжелые и быстро едут), почему опасны даже стоящие автомобили.
- Как обходить трамвай, автобус и стоящую машину.
Есть увлекательные игры на тему дорожного движения. Например, книжка-тренажер «Правила дорожного движения. Азбука безопасности» поможет развить осторожность и предугадывать опасности. Игры можно придумать и самостоятельно. После изучения материала мы предлагаем детям ситуации, а они выбирают, разрешается предложенное или запрещается. Ситуации – самые разнообразные, настоящие или сказочные, главное, чтобы заинтересовали детей. Желательно, не только самых активных, но и всю группу. Например, мы спрашиваем, можно или нельзя:
- очень быстро бежать на красный, если надо домой и скоро мультики;
- ездить «зайцем» раз в неделю;
- уступать в автобусе бабушке место;
- ходить по «зебре» в наушниках;
- выбегать на проезжую часть, если там лежит монета 10 рублей.
«Азбука безопасности для малышей».план-конспект занятия (младшая группа) на тему
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Задачи:
- Закрепить представления о правилах безопасности в быту, на улице и на дороге.
- Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.
- Способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными действиями с предметами.
- Способствовать развитию интереса к участию в играх.
Материал: игрушечный мишка, игрушечная грузовая машина, макет перекрестка с пешеходным переходом (зеброй), детские иллюстрации по теме.
Ход занятия. I. Сюрпризный момент: в гости приходит мишка.
Воспитатель: К нам сегодня пришел очень необычный гость. Хотите узнать, что это за гость? Послушайте загадку:
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет?
Ответ: Медведь
(Дети садятся на стульчики. Стук в дверь. Воспитатель вкатывает машину с медвежонком, у которого забинтована лапа и голова).
Воспитатель: Здравствуй Мишка! Что случилось с тобой? Почему ты забинтован?
Мишка: Я решил поиграть со спичками, хотел развести костер.Воспитатель: Что ты, Мишка? Ребята, разве можно играть со спичками? Это же очень опасно! Правда, ребята?Мишка: Да, вот я и обжегся. А доктор Айболит пришел мне на помощь, потушил огонь и забинтовал меня.
Воспитатель: Присаживайся с нами Мишка, мы расскажем тебе о правилах безопасности, чтобы в следующий раз ты не попадал в неприятности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевёрнуты. Нужно взять картинку и объяснить, что нельзя делать и почему.
Игра с карточками «Азбука безопасности»
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились. Мишка, а ты хорошо знаешь дорожные правила? Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Мы -пешеходы», а мишка посмотрит. Но сначала, давайте выясним, кто является главным помощником на дороге.
Загадка: Он стоит у перехода.
В зной стоит и в непогоду.
Наш помощник с давних пор –
Работяга – …(ответы детей) светофор.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!
Игра «Мы — пешеходы».
Материал: макет пешеходного перехода, обозначенного «зеброй», знаком пешеходного перехода, светофором.
У пешеходного перехода стоят дети. Все ждут разрешающего сигнала светофора, чтобы перейти улицу. Воспитатель показывает красный сигнал светофора: «Можно переходить дорогу?» (нет). Дети стоят. Воспитатель показывает зелёный сигнал светофора: «Можно переходить дорогу?» (да). Дети переходят дорогу по «зебре». Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! А тебе, Мишка, понравилась наша игра?
Мишка: Да, ребята, очень понравилась. Теперь я буду очень внимателен, переходя дорогу. Ой, ребята, ну помогите мне, пожалуйста, у меня в корзинке много интересного, но я не знаю какими предметами можно играть, а какими нельзя?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем медвежонку!
Игра «Можно — нельзя».
Дети с помощью воспитателя показывают и рассказывают об опасных предметах .
Мишка: Да, ребята, вы так хорошо знаете правила, что я тоже их запомнил и расскажу о них своим друзьям, чтобы они не попали как я в беду.
Воспитатель: Помни, мишка, все правила эти и не попадай больше в неприятности, иначе может случиться и не такая беда. Выздоравливай и приходи к нам в гости.
Пассажиры тоже должны быть очень внимательными!
После того, как пешеход садится в машину, автобус или метро, он становится пассажиром. Но это не избавляет его от правил. Ремни безопасности и детские кресла в машинах придумали не просто так. А чтобы уберечь человека, который при экстренном торможении машины на скорости может вылететь головой в лобовое стекло и разбить его. Если не пристегнут. Что происходит при этом с головой и шейными позвонками, я не буду писать. Очень возмущает, что многие родители пренебрегают этими простыми вещами, важными для безопасности. Хотелось бы, чтобы наши занятия для малышей находили подтверждение в семье.
А детям мы рассказываем:
- почему не надо заступать за ограничительную линию в метро и стоять в дверях вагонов;
- чем опасен эскалатор для ножек и пальцев;
- должны ли дети пытаться пролезть в дверь автобуса первыми;
- можно ли облизывать поручни;
- почему считается культурным в салоне снимать со спины рюкзак и некультурным – ковыряться в ушах;
- зачем в общественном транспорте нужно держаться за поручни или сидения, не высовывать голову и руки в окна;
- почему фраза «разрешите, пожалуйста, выйти» является волшебной.
Когда мультики – в помощь
Очень здорово после объяснения важного момента показывать детям мультик на соответствующую тему или давать задание. Малыши не могут долго концентрироваться на серьезном. А простые и короткие мультики с любимыми героями для закрепления материала будут в самый раз. Лично мне нравятся «Смешарики» с их 1,5-минутными сериями про безопасность. Есть цикл на тему дорожного движения, самые яркие серии из него:
- «Гармония света» – увлекательно о сигналах светофора;
- «Пешеходная зебра» и «Зебры в городе» – о пешеходном переходе;
- «В автобусе» – гротескно о том, как ведут себя невоспитанные пассажиры и чем это заканчивается.
- «Пристегните ремни» – о машине, которая не едет, если пассажиры не пристегнуты (машина мечты!!!);
- «Метро» – шикарная серия о непредсказуемых «пещерах» метро, эскалаторах и дверях.
Обучат дисциплинированному поведению и «Уроки тетушки совы». Снят целый цикл этих мультиков, посвященный безопасности на дороге. Серии длятся по 5 минут, расположены в логической последовательности, по ним можно обучать правилам и даже строить план занятий. Мне лично кажутся очень полезными «Во дворе и подъезде», «Велосипед», «Метро и железная дорога».
Что может случиться дома?
Что может произойти с ребенком в привычной домашней обстановке? Малыши – великие экспериментаторы и все хотят попробовать. Даже то, что взрослым не приходит в голову. Первое – конечно же, спички. Во-первых, их желательно прятать, во-вторых, важно напоминать, что спички – не игрушка. Но даже если они надежно спрятаны, в жилище может начаться пожар. Из-за короткого замыкания, слишком горячего обогревателя, по вине соседей. Что делать?
- Если наблюдаются дым или огонь, надо сразу бежать ко взрослому и сообщать о возгорании или задымлении.
- Если взрослого дома нет, надо открывать окно, дверь и звать на помощь, по возможности покинуть помещение.
- Ни в коем случае не прятаться в шкафу, под кроватью, в кладовке и других местах, где ребенка будет сложно найти.
- Звонить 01. Для этого родителям нужно сделать так, чтобы ребенок запомнил свой адрес. Только родителям, садик тут бессилен.
Мы в этих случаях практикуем игру «Куда спрятаться при пожаре»: предлагаем детям места, куда спрятаться, а они выбирают, туда можно или нет. На самом деле, никуда нельзя. Также используем демонстрационные карты с картинками «Азбука безопасности. Один в доме», рассказывающие об опасных ситуациях дома. Каждая карточка дополнена стишками для детей о самом правильном выходе из положения.
В этой серии есть еще развивающие игры-ходилки «Один в доме» и «Обучение с увлечением». Первая касается сугубо домашних ситуаций, вторая – дома, улицы и природы. В них могут играть по 2-4 человека. На группу можно купить пару таких и пару таких игр, чтобы увлечь одновременно всех детей. О пожаре рассказывают серии «Смешариков»: «Игры с огнем», .
Что еще опасно для ребенка в доме? Газовая плита, розетки в сочетании с проволокой или мокрыми руками, открытые окна (да и закрытые, но без специального детского ограничителя или блокиратора), молотки, средства бытовой химии, аптечка, миксер. Нет, это не фильм ужасов, и тут иногда хочется провести отдельное занятие для родителей. На все эти темы можно подобрать вспомогательный материал – стишки, картинки, мультфильмы, игры. О каждой можно написать отдельную статью.
МБДОУ г.Астрахани №52
Работа администрации МБДОУ по безопасности и охране жизни
и здоровья детей.
Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т.е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи образовательной организации.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые ДОУ в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников МБДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты
:
vОхрана жизни и здоровья детей
vОбеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ
Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм
.
Действия заведующего образовательной организации по обеспечению безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.
Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями:
vЦеленаправленная деятельность родителей, всех сотрудников МБДОУ в вопросах безопасности детей, освоения ими соответствующих умений навыков поведения, основам безопасности жизнедеятельности.
vСоздание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.
Основными задачами
в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
vИзучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
vСоздание медико-социальных, педагогических, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
vОбеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками МБДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
vПредотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
vПрофилактика производственного травматизма;
vВыполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
vФормирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций»
vОснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
vПовышение эффективности работы по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД города
vОбеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Управленческая составляющая
заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего учреждения — это прежде всего:
vНормативно-правовое обеспечение
vНаучно-методическое сопровождение
vРазработка программ и рекомендаций
vАттестация рабочих мест по условиям труда
Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо было создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий.
Проблема безопасности ДОУ определяется несколькими направлениями
:
vОбеспечение охраны труда сотрудников ДОУ.
vОбеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно-транспортного травматизма).
vПожарная безопасность.
vАнтитеррористическая защита.
vПредупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ
, решаемые В МБДОУ.
Остановимся на некоторых актуальных аспектах безопасности, решаемых в образовательной организации.
ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
– обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса:
vВ ДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно-образовательного процесса.
vРазработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, документация по действию сотрудников и воспитанников учреждения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий .
vРазработан паспорт безопасности (антитеррористической защищённости).
vВедется профилактическая работа с персоналом и детьми по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций, в т.ч. проведение:
1. учебных объектовых тренировок по эвакуации персонала и воспитанников при угрозе чрезвычайной ситуации в рамках 19-ти часовой программы;
2. занятий, досугов, бесед по ОБЖ с воспитанниками.
vОформлены информационные стенды по правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, антитеррористической безопасности.
vСистематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов.
vАдминистрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда.
v Установлен на входной двери домофон.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
.
Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03). В нашей образовательной организации разработано:
vПоложение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности.
vПротивопожарный режим.
vПлан противопожарных мероприятий.
vПроводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности.
vВыделяются целевые денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий.
vУстановлена системы оповещения о пожаре.
vПроводятся работы по замерам сопротивления.
vУчреждение укомплектовано первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану).
vЗа счет средств бюджета проводится обучение заведующего и заместителя заведующего по АХР в объеме пожарно-технического минимума.
vПроводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара.
vПроводится огнезащитная обработка сгораемых конструкций.
vРазработана и утверждена пожарная декларация.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении ведется следующая работа:
vУстановлено межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города.
vВопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на совещаниях педагогических работников, административных совещаниях при заведующем.
vРазработано и эффективно используется в работе перспективное планирование.
vОформлены стенды для детей и родителей по вопросам ПДД.
ВЫВОД:
Понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только: организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы,
vтранспортный и бытовой травматизм,
vнедостаточно защищенные условия труда и учебы,
vнезаконное вторжение в личное и информационное пространство,
vно и террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью.
vэто также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них.
Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЕТОМ
Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Главное, что нужно запомнить — спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игры. Даже маленькая искра может привести к большой беде в любом месте, даже на улице.
ЗАКРЕПЛЯЙТЕ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- Не играть со спичками, не разводить костры!
- Не включать электроприборы, если взрослых нет дома!
- Не открывать дверцу печки!
- Нельзя бросать в огонь пустые баночки и флаконы от бытовых химических веществ, особенно аэрозоли!
- Не играть с бензином и другими горючими веществами!
- Никогда не прятаться при пожаре, ни под кровать, ни в шкаф!
- При пожаре звонить 01, 112 (назвать свой адрес, телефон, фамилию и рассказать что горит)!
- Не играть с огнем!
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ ЛЕТОМ
большинство семей предпочитают проводить жаркие летние дни на пляжах водоёмов – озёр, рек, морей. Взрослые и малыши с удовольствием купаются и загорают, дышат свежим воздухом. Однако вода может быть опасной.
Поэтому перед поездкой на место отдыха следует изучить некоторые рекомендации:
- Не разрешайте купаться ребёнку без вашего присмотра, особенно на матрацах или надувных кругах.
- Отпускайте ребёнка в воду только в плавательном жилете или нарукавниках.
- Не позволяйте детям играть в игры, где участники прячутся под водой или их «топят». Такие развлечения могут окончиться трагедией.
- Не разрешайте заплывать за буйки и нырять в неизвестных местах водоёма, поскольку камни и ветки деревьев часто приводят к травмам.
- Контролируйте время пребывания ребёнка в воде, чтобы не допустить переохлаждения.
- Во избежание солнечных ожогов смазывайте кожу ребенка специальными солнцезащитными средствами.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРИРОДЕ ЛЕТОМ
Если вам удастся выбраться на природу (лес, парк), обязательно ознакомьтесь с правилами безопасности детей в леу летом:
- В таких местах обычно много клещей, укусы которых провоцируют тяжёлые заболевания. Поэтому ребёнка лучше одеть в штаны и закрытую обувь. Причём брюки следует заправить в резинку носков. Не помешает и обработка поверхности одежды средствами от насекомых.
- Объясните ребёнку, что запрещено трогать незнакомые грибы и кушать неизвестные ягоды или плоды, растущие в лесу, потому что они могут быть ядовитыми.
- Во избежание укуса таких насекомых, как шмели, осы и пчёлы, объясните малышу, что нужно оставаться недвижимым, когда они поблизости.
- Не позволяйте ребёнку подходить к животным, которые могут укусить его и заразить бешенством.
- Ни в коем случае не оставляйте детей без присмотра – они могут заблудиться.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСУ
БОЛЬШИНСТВО ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ВОЗНИКАЕТ ИЗ-ЗА НЕОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГНЕМ.
Находясь в лесу, необходимо помнить, что вполне реальна опасность возникновения лесного пожара даже от небольшого источника огня, особенно в сухую, теплую и ветреную погоду.
При обнаружении огня в лесу — главная задача — не дать пожару набрать силу и распространиться. В тех случаях, когда Вы видите, что самостоятельно огонь потушить не удастся, необходимо без промедления сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону «01».
При тушении загораний в лесу самым распространенным способом является захлёстывание огня на кромке пожара. Для захлёстывания используются зелёные ветви. Эффективно забрасывание кромки пожара грунтом, охлаждающим горящие материалы и лишающие их доступа воздуха.
НАДО СОБЛЮДАТЬ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КОСТРОМ В ЛЕСУ
- Запрещается разжигать костры в сухую, тёплую (жаркую) и ветреную погоду.
- Разжигать костры следует на специально отведённых для этого местах.
- Желательно, чтобы вблизи костра была вода, а также ветки для захлёстывания пламенина случай распространения горения.
- Не следует разжигать костёр вблизи деревьев, так как от этого они могут погибнуть.
- При посещении леса людям следует избегать курения. Помните! Что от незатушенноё сигареты может загореться сухая трава и возникнуть пожар.
- Сознательное поведение в лесу и строгое соблюдение несложных правил пожарной безопасности будет гарантией сбережения лесов от пожаров.
РЕКОМЕНДАЦИЯМ ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЛЕТНИХ КАНИКУЛАХ
- Расскажите детям о том, как правильно себя вести на детской площадке, в частности, катанию на качелях. К ним нужно подходить сбоку; садиться и вставать, дождавшись полной остановки; крепко держаться при катании.
- Соблюдайте питьевой режим, чтобы не допустить обезвоживания. Давайте ребёнку очищенную природную воду без газа.
- Если ваше чадо катается на велосипеде или роликах, приобретите ему защитный шлем, налокотники и наколенники.
- СЛЕДОВАНИЕ ПРОСТЫМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПОМОЖЕТ ОБЕЗОПАСИТЬ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА И ПОЗВОЛИТ ПРОВЕСТИ ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ С МАКСИМАЛЬНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ!
ПАСПОРТ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
Федеральный закон о противодействии терроризму ссылка
Федеральный закон о гражданской обороне ссылка
Федеральный закон о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ссылка
Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 года читать здесь
Методические рекомендации «Угрозы,вызываемые распространением идей терроризма и религиозно-политического экстремизма,межнациональной и межконфессиональной розни» читать здесь
Методические рекомендации к организации информационного противостояния терроризму и экстремизму в обществе читать здесь
Методические рекомендации для педагогов читать здесь
Наука и образование против террора ссылка
Национальный портал противодействия терроризму ссылка
Портал детской безопасности МЧС России Спас-Экстрим ссылка
Роскомнадзор открыл информационно-развлекательный сайт для детей и подростков
https://персональныеданные.дети/
Видеоролик по безопасности АНИТЕРРОР
Консультация для родителей «Безопасность детей летом» читать
Техника безопасности детей летом.Основные правила поведения читать здесь
Инструкции по безопасности читать здесь
Средства оказания медицинской помощи читать здесь
Стихи для детей о правилах безопасного поведения на воде читать здесь
О том, что не нужно идти с незнакомцами
Мы проводили эксперимент, пойдет ли ребенок за незнакомым дядей с красивым йорком, если тот предложит уйти с детсадовской площадки. Многие дети шли. Потом мы провели занятие на эту тему, а дядю поменяли на девочку 14 лет с воздушным змеем. Дети все равно шли за ней, но намного меньше. Или воздушный змей не так интересен, как йорк, или после занятия хоть кто-то что-то запомнил.
Мы и дальше работаем над этим вопросом. Потому что тема «незнакомец с конфетой» для детей дошкольного возраста и школьников очень важна, ее сложно переоценить. Объяснять, почему нельзя идти за дядей и садиться к нему в машину, должны в детсаду, в школе и дома. У нас обсуждаются такие моменты:
- Если незнакомец говорит, что его прислали родители забрать ребенка домой, ему верить нельзя.
- Если знакомый взрослый говорит то же, надо сначала спросить у воспитательницы, звонили ли ей родители.
- Если на улице предлагают конфету, котенка, отвести домой – не брать и не идти.
- Если настаивают – громко кричать «помогите, это не мой папа!» и убегать. Мы даже тренируемся, кто громче крикнет.
Есть сферы современной жизни, которые пока не отражены в методических рекомендациях. Например, поведение детей в интернете. Даже детсадовцы уже без проблем смотрят видео на ютубе и играют в забавные онлайн-игры с котиками. Недавно одна мама установила функцию «родительский контроль» на планшет ребенка и узнала, что ее дочку через вайбер «смущает» какой-то человек. Ребенок боялся признаться, ему было стыдно. Мама сменила девочке номер, а мы готовим беседу о том, что делать в таких случаях.
Пожарная безопасность для дошкольников
Огонь – ярая стихия, которая может быть как полезной, так и опасной. Какова польза от огня? Он может согреть, когда холодно. А чем опасен открытый огонь? Можно обжечься, поэтому необходимо соблюдать дистанцию и к нему не приближаться. Важно донести это до ребенка. А полученные знания закрепить на практике, причем основы безопасности детей дошкольного возраста в части обращения с огнем, как и правила движения на дорогах, лучше изучать в игровой форме. Простая инсценировка: пожарная машина спешит на вызов, дети играли со спичками, произошел пожар. Пожарным нужно скорее спасти детей, попавших в беду. К счастью, пожарные успели! Потушили пожар и сказали детям: «Со спичками играть нельзя, это опасно для жизни!».
Родителям следует учитывать, что прямых запретов при координации поведения ребенка должно быть не много, иначе они не будут учитываться. Для обучения основам безопасности лучше применять позитивные способы воздействия на дошкольника, в частности, наглядно демонстрировать примеры критических ситуаций и моделировать их возможные последствия, а за каждый случай соблюдения изученных правил хвалить его или поощрять иначе.
Неисчерпаемые темы, которые нужно обсуждать с детьми
Тема детской безопасности неисчерпаема. Мы даже не коснулись отдыха, поведения на водоеме и в лесу. А в этих темах таятся интересные вопросы: почему не стоит ходить зимой под балконами и по тонкому льду, лизать металлические конструкции на морозе, нырять в незнакомом месте на озере. Надеюсь, и их когда-нибудь обсудим.
Знаю, что многие наши родители обсуждают с детками книжки, которые им читают. И специально акцентируют внимание детей на ситуациях, когда герой поступил правильно или неправильно с точки зрения безопасности. Обсуждают, как надо делать правильно.
Например, можно ли идти в незнакомый лес во время вьюги, надо ли предупреждать родителей, даже если на минуточку выходишь из дома. Я такой подход очень поддерживаю. Скажем, «История о том, как Финдус потерялся» даст повод поговорить, что делать, если действительно потерялся (не прятаться!). Буду благодарна, если вы напишете книги из художественной литературы, которые можно обсудить с ребенком.
Дети не рождаются со знаниями правил безопасности. Они о таких вещах просто не думают. Для малышей мир прекрасен и интересен, поэтому надо мчаться вперед. Мы можем откорректировать их траекторию. При этом важны такие моменты:
- Стоит помнить, что дети часто копируют поведение родителей – на дороге, на природе, в обществе. И, чтобы чему-то научить, лучше начать с себя.
- Несмотря на шуточки и мультики, надо, чтобы дети восприняли занятия достаточно серьезно. Но при этом не заработали невроз из-за наших «пугалок». Мы повторяем, что все эти вещи не должны случиться, если запомнить, как надо себя вести. А если не знаешь, как – не бойся следовать здравому смыслу.
Я только наметила вопросы, которые можно затронуть в беседах на темы безопасности. Остальное – за вами! Не забывайте делиться статьями блога с друзьями, а также предлагаю оформить подписку на обновления блога — так вы всегда будите знать о выходе новых полезных материалов.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Азбука безопасности от 06.10.21 консультация (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Детский сад № 1 «Мамонтенок»
Азбука безопасности для детей дошкольного возраста.
Многим родителям хватает времени, чтобы накормить ребенка или погулять с ним, научить его новым играм, словам, вместе посетить развивающий кружок. Но не все задумываются о проблеме его защиты от окружающих опасностей в повседневной жизни: дома, на улице, в общении с чужими людьми, при контакте с животными. А ведь такая проблема существует и заслуживает внимания. Сколько несчастных случаев, причем в своем большинстве однотипных, можно было бы избежать? Достаточно выделять пять минут в день тому, чтобы азбука безопасности для детей дошкольного возраста легла в основу поведения собственного ребенка и помогла ему развить представление об опасных ситуациях и факторах риска, научила предвидеть опасность из разных источников, по возможности избегать их, действовать по ситуации и неукоснительно соблюдать правила безопасности.
Безопасность ребенка дома.
Значительную часть времени дошкольник проводит дома, поэтому важно закрепить у него представление о предметах, используемых в быту, взаимодействие с которыми может быть опасным для его здоровья или жизни. Ребенок должен узнать от родителей, для чего они нужны, и как именно ими пользоваться во избежание несчастного случая.
Условно все предметы можно разделить на две группы:
- те, которые ребенок не должен трогать без разрешения взрослых. В первую очередь это касается электроприборов и бытовой техники: детская безопасность напрямую связана с умением родителей указать на последствия неосторожного обращения с газовой плитой, розеткой, горячим чайником. Во вторую очередь это относится к лекарствам, алкоголю, бытовой химии, режущим и колющим приборам и инструментам, которые должны храниться в недоступных детям местах. Наиболее эффективный способ донести суть опасности до ребенка – это прямой запрет под страхом наказания, дополненный «живыми» примерами.
- те, которыми допустимо пользоваться самостоятельно, но после обучения навыкам их использования. Принцип такой: покушать вилкой или открыть окно – можно, бегать с вилкой в руке и высовываться в открытое окно – нельзя, и почему.
Безопасность ребенка на улице.
Наибольшую опасность для ребенка представляет улица. Дошкольник должен знать, где детям гулять можно, а где нет. На показательных примерах нужно уточнить, что такое улица, пешеходный тротуар и проезжая часть дороги, кто по ним может перемещаться. Гуляя с ребенком, следует обращать его внимание на окружающие предметы и объекты, которые он может встретить только на улице. Это грузовые и легковые машины, животные, насекомые, незнакомые люди. Рассказать, что именно может быть опасным, например, оса может ужалить, а собака – укусить, поэтому с ними лучше не контактировать. Другими словами, азбука безопасности для детей на улице представляет собой набор элементарных познаний о правилах поведения вне дома.
Особого внимания заслуживает обучение дошкольника правилам взаимодействия с чужими людьми. Чем для него опасно общение с незнакомцами? Тем, что ребенок не осознает мотивов их поведения, не знает их намерений и не предвидит последствий. Рассматривая ситуацию, когда взрослый дядя предлагает конфету за то, что дети поедут с ним кататься, родители должны четко сформулировать, почему это опасно. При этом указать на детали: у плохого человека не всегда бывает неприятная внешность. А для доступности понимания привести понятный ребенку пример: «Помнишь сказку о мертвой царевне, когда злая мачеха прикинулась доброй старушкой и угостила ее отравленным яблоком?». Далее ребенка нужно учить простым приемам защиты в виде громкого призыва о помощи и лучше в такой манере, чтобы окружающие не восприняли его как обычный детский каприз (например, «Этот дядя не мой папа!», «Помогите мне, я его не знаю!»).
Ребенку также необходимо объяснить, что от посторонних людей может быть и польза, если вдруг он потеряется в толпе и ему придется воспользоваться помощью взрослых. Ежедневное повторение с детьми их имен, фамилий и хотя бы названия улицы, где они проживают, обязательно принесет свои плоды.
Безопасность дорожного движения для дошкольников.
Научить ребенка некоторым правилам, касающимся дорожного движения, – это лишь половина дела. Остальная часть – сформировать и закрепить практические навыки безопасного поведения при пересечении проезжей части и находясь в транспорте. В силу психологических особенностей дошкольникам свойственно видеть неполную картину происходящего, поскольку их поле зрения сужено до отдельных, наиболее броских деталей. Это значит, что ребенок вряд ли точно определит расстояние до приближающегося автомобиля или правильно оценит скорость его движения. Чтобы не создавать аварийных ситуаций, азбука безопасности для детей дошкольного возраста должна базироваться на принципе «делай, как я». Это значит, что лучший пример для ребенка – это поведение его родителей. Спешите? Все равно дождитесь разрешающего движение сигнала светофора. Едете в автомобиле? Пристегнитесь и не превышайте скорость. Подобные действия намного эффективнее ежедневно повторяемой фразы: «Не перебегай дорогу на красный свет».
Начинать знакомство с правилами дорожного движения нужно как можно раньше. Их легко познать в игровой форме, тут помогут соответствующие картинки по безопасности для детей дошкольного возраста, наглядно демонстрирующие дорожную обстановку. Потом можно закрепить знания на практике, наблюдая за действиями пешеходов и передвижением машин.
Пожарная безопасность для дошкольников.
Огонь – ярая стихия, которая может быть как полезной, так и опасной. Какова польза от огня? Он может согреть, когда холодно. А чем опасен открытый огонь? Можно обжечься, поэтому необходимо соблюдать дистанцию и к нему не приближаться. Важно донести это до ребенка. А полученные знания закрепить на практике, причем основы безопасности детей дошкольного возраста в части обращения с огнем, как и правила движения на дорогах, лучше изучать в игровой форме. Простая инсценировка: пожарная машина спешит на вызов, дети играли со спичками, произошел пожар. Пожарным нужно скорее спасти детей, попавших в беду. К счастью, пожарные успели! Потушили пожар и сказали детям: «Со спичками играть нельзя, это опасно для жизни!».
Родителям следует учитывать, что прямых запретов при координации поведения ребенка должно быть не много, иначе они не будут учитываться. Для обучения основам безопасности лучше применять позитивные способы воздействия на дошкольника, в частности, наглядно демонстрировать примеры критических ситуаций и моделировать их возможные последствия, а за каждый случай соблюдения изученных правил хвалить его или поощрять иначе.