КАРТОТЕКА ИГР ПО ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТАкартотека (старшая, подготовительная группа) на тему


Прививаем хорошие манеры, играя

Хоро­шие манеры детям при­ви­вают с дет­ства: сна­чала роди­тели, потом вос­пи­та­тели и учи­теля. А эффект – неве­лик. Почему?! Воз­можно, все дело в том, что пра­ви­лам эти­кета обу­чают слиш­ком скучно и назидательно?!

Непи­сан­ные правила

Нормы эти­кета, хоть они и опи­саны в раз­ных источ­ни­ках, явля­ются «непи­са­ными» – ведь они не закреп­лены ни одним зако­ном. Это свое­об­раз­ное согла­ше­ние между людьми вести себя опре­де­лен­ным обра­зом. Эти­кет опре­де­ляет пра­вила пове­де­ния людей в самых раз­ных местах и при самых раз­ных обстоятельствах: • при знакомстве • в момент при­вет­ствия и прощания • в обще­ствен­ных местах (транс­порт, дорога, празд­нич­ные меро­при­я­тия, музей, кино­те­атр, театр, цирк, поли­кли­ника, биб­лио­тека, парик­ма­хер­ская, ресто­ран и пр.) • в теле­фон­ном разговоре • как вести себя в гостях • как при­ни­мать гостей • как вести себя за столом • как пра­вильно состав­лять письма, отве­чать на письма • обще­ние с незна­ко­мыми людьми, дру­зьями, стар­шими людьми • упо­треб­ле­ние веж­ли­вых слов (просьба, бла­го­дар­ность, сочувствие) • выбор одежды и при­чески для раз­ных меро­при­я­тий (dress code) • соблю­де­ние лич­ной гиги­ены и забота о здоровье • отно­ше­ние к мате­ри­аль­ным ценностям • поня­тие о вкусе, кра­соте, моде, стиле

Одно только пере­чис­ле­ние тем по пра­ви­лам эти­кета выгля­дит впе­чат­ля­юще. А ведь надо запом­нить пра­вила по каж­дой теме и, глав­ное, выпол­нять их. При­чем, все­гда. Счи­та­ется, что самый высо­кий уро­вень чело­ве­че­ской куль­туры в том, чтобы соблю­дать пра­вила эти­кета даже тогда, когда ты нахо­дишься один, и никто не может про­сле­дить, соблю­да­ешь ты эти­кет или нет. Воз­ни­кает вопрос, как при­вить такую высо­кую куль­туру детям?

Нра­во­уче­ния по этикету

Зна­ком­ство с эти­ке­том начи­на­ется с самого ран­него дет­ства, осо­знан­ное – лет с 5‑ти. Как это обычно про­ис­хо­дит? В дет­са­дах и шко­лах про­во­дятся спе­ци­аль­ные заня­тия – уроки по этике и эсте­тике. И пусть не оби­жа­ются на меня педа­гоги, но про­во­дятся, как пра­вило, скучно, нази­да­тельно, в совер­шенно одно­бо­кой форме заучи­ва­ния пра­вил. И какова же судьба всех подоб­ных нра­во­уче­ний? Полу­чаем обрат­ный эффект – выпол­нять пра­вила не хочется.

Это что каса­ется тео­ре­ти­че­ской части по эти­кету. А как прак­ти­че­ски при­ви­ва­ется эти­кет? Еще хуже. Я бы даже ска­зала, в нару­ше­ние всех пра­вил эти­кета. Окри­ками, нака­за­ни­ями, дик­та­том. «Не хло­пай две­рью!», «Вымой руки!», «Сядь прямо!», «Локти со стола убери!», «Не спеши, тща­тельно пере­же­вы­вай пищу!», «Не раз­го­ва­ри­вай с наби­тым ртом!», «Не чав­кай!», «Рот при­кры­вай, когда чиха­ешь!», «Уступи место бабушке!». А самое пара­док­саль­ное в этом ряду, вот это: «Что ты орешь, как ненор­маль­ный?!» (есте­ственно, эту фразу воз­му­щен­ные взрос­лые орут, как ненор­маль­ные). Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Детям мало ска­зать: «Делай так, а не иначе». Хорошо бы объ­яс­нить, почему не иначе. А еще лучше было бы при­ви­вать пра­вила эти­кета не напря­мую, а кос­венно, испод­воль, чтобы ребенку самому хоте­лось их выполнять.

С точ­но­стью до наоборот

Весьма нетра­ди­ци­он­ный спо­соб при­ви­вать хоро­шие манеры пред­ло­жил в свое время Гри­го­рий Остер, сочи­нив «Вред­ные советы». Идея при­ду­мать вме­сто полез­ных сове­тов вред­ные, при­шла ему в голову по вполне понят­ной при­чине. Чаще всего дети про­те­стуют про­тив всего, что им сове­туют и делают все наобо­рот. И если таким детям дать вред­ные советы, то, сде­лав наобо­рот, они как раз и будут посту­пать пра­вильно. Ну, например,

Нет при­ят­нее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, Что там спря­тано внутри. А кому смот­реть противно, Тот пус­кай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем, Пусть и он не пристает.

Если ты при­шел к знакомым, Не здо­ро­вайся ни с кем, Слов «пожа­луй­ста», «спа­сибо» Никому не говори. Отвер­нись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.

Если руки за обедом Вы испач­кали салатом И стес­ня­е­тесь о скатерть Пальцы выте­реть свои, Опу­стите незаметно Их под стол и там спокойно Выти­райте ваши руки Об сосед­ские штаны.

На обложке этого сбор­ника сти­хо­тво­ре­ний честно напи­сано «Книга для непо­слуш­ных детей», а ниже при­писка – «Послуш­ным детям читать запре­ща­ется». Потря­са­ю­щая при­манка, согла­си­тесь? Конечно, есть и еще одна малень­кая хит­рость в том, что все сти­хо­тво­ре­ния напи­саны с необык­но­вен­ным, тон­ким чув­ством юмора. Соеди­не­ния метода от про­тив­ного и чув­ства юмора – хоро­ший ход для того, чтобы, на самом деле, научить эти­кету и высме­ять неве­же­ство, таким спо­со­бом наглядно про­де­мон­стри­ро­вав, как дол­жен вести себя по-насто­я­щему веж­ли­вый и куль­тур­ный чело­век и почему плохо посту­пать иначе.

Эти­кет для плю­ше­вого мишки

Одна­жды я наблю­дала в дет­ской такую сцену. Моя 5‑тилетняя дочь играла со своим люби­мым плю­ше­вым миш­кой. Она кор­мила его с ложечки и гово­рила ему: «Не чав­кай, пожа­луй­ста. Это непри­лично!» Понятно, что игру­шеч­ный мишка не мог чав­кать, про­сто дочке хоте­лось поучить его хоро­шим мане­рам. И, сама того не подо­зре­вая, она под­ска­зала мне еще одну идею, как можно учить детей эти­кету. В игре. С кук­лами и плю­ше­выми игрушками.

Детям не нра­вится заучи­вать пра­вила на уро­ках, они не любят, когда их одер­ги­вают и исправ­ляют их пове­де­ние (да еще, если это про­ис­хо­дит в рез­кой форме). Но дети не про­тив соблю­де­ния пра­вил эти­кета. И они пони­мают, что по пра­ви­лам жить удоб­нее для всех. Детям надо­едает одна и та же одно­об­раз­ная роль уче­ника, сидя­щего за пар­той. И так хочется почув­ство­вать себя в роли учителя.

Играя с кук­лами и плю­ше­выми игруш­ками, дети учат эти­кет очень охотно. Взрос­лым можно только под­бра­сы­вать все новые и новые ситу­а­ции, кото­рые будут разыг­раны, чтобы охва­тить все слу­чаи из жизни, где нужно знать пра­вила этикета.

Играя по пра­ви­лам этикета

Игра – это луч­ший спо­соб обу­че­ния для детей. И, конечно, не только играя в куклы можно научить детей эти­кету. При­ви­вать детям хоро­шие манеры можно с помо­щью мно­же­ства раз­ных игр, где (что уни­кально!) пра­вила эти­кета ста­нут пра­ви­лами игры!

СИТУАЦИЯ. Для игры выби­ра­ются обыч­ные быто­вые ситу­а­ции: «При­вет­ствие и зна­ком­ство», «Теле­фон­ный раз­го­вор», «Как дарить подарки», «Как вести себя в обще­ствен­ном транс­порте», «Как вести себя в зри­тель­ном зале». Пред­ло­жите детям при­ду­мать исто­рию по пра­ви­лам и про­тив них. Можно пред­ло­жить про­ил­лю­стри­ро­вать при­ду­ман­ные исто­рии сцен­ками. Не забы­вайте о чув­стве юмора.

РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На запис­ках пишутся пра­вила эти­кета так, чтобы они были сфор­му­ли­ро­ваны из двух частей: усло­вие и пра­виль­ное пове­де­ние. Потом все записки раз­ры­ва­ются на 2 части, и пере­ме­ши­ва­ются. Детям необ­хо­димо вос­ста­но­вить разо­рван­ные записки, пра­вильно подо­брав соот­вет­ству­ю­щие друг другу части.

ПИСЬМА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВЕЖЛИВОСТИ. Дети пишут друг другу (а может, даже и взрос­лым) письма, в кото­рых рас­ска­зы­вают, о чем им захо­чется. Глав­ное – изла­гая содер­жа­ние, не нару­шить эти­кет. Письма рас­сы­ла­ются элек­трон­ной поч­той. И вто­рой этап – полу­чив­ший письмо дол­жен оце­нить его с точки зре­ния соблю­де­ния пра­вил эти­кета. При­чем, можно про­ве­рить две вещи в соблю­де­нии пра­вил эти­кета: по состав­ле­нию письма и по пове­де­нию в опи­сан­ных в письме ситуациях.

ДОРИФМУЙ. Не слож­ная игра. Подой­дет для малы­шей. Взрос­лые читают сти­хо­тво­ре­ние, не окан­чи­вая фразу, а дети добав­ляют нуж­ные слова в конце строки. Например, В обмене доб­рых слов участвуйте И гово­рите чаще… (здрав­ствуйте)

Нужно знать, как два­жды два Все… (вол­шеб­ные слова)

В день не бойся раз до ста Гово­рить… (пожа­луй­ста).

ДИАЛОГ С ПОДТЕКСТОМ. Эта игра обычно про­хо­дить очень весело. В ее основе сти­хо­тво­ре­ние Вадима Левина «Мистер Сноу». – Мистер Сноу! Мистер Сноу! Вы при­дете в гости снова? – Через час. Даю вам слово. – Вот спа­сибо, мистер Сноу… Это сти­хо­тво­ре­ние уни­вер­сально в том смысле, что одним и тем же тек­стом может выра­зить совер­шенно раз­ный под­текст, вклю­чая и прямо про­ти­во­по­лож­ные: вос­торг, радость, сдер­жан­ность, без­раз­ли­чие, разо­ча­ро­ва­ние, огор­че­ние, испуг, ужас. Каж­дый ребе­нок испол­няет это сти­хо­тво­ре­ние, дру­гие уга­ды­вают под­текст и обсуж­дают, в какой мере каж­дое про­чте­ние было так­тич­ным по отно­ше­нию к мистеру Сноу.

Веж­ли­вый-мед­веж­ли­вый

Учат эти­кету и про­из­ве­де­ния искус­ства. Одни напря­мую, дру­гие в более заву­а­ли­ро­ван­ной форме. Дети читают, увле­ка­ются сюже­том, сопе­ре­жи­вают пер­со­на­жам, а между строк зна­ко­мятся с пра­ви­лами пове­де­ния. Есть много пре­крас­ный тво­ре­ний, кото­рые могли бы войти в книгу по эти­кету. Вот лишь самые популярные: 1. «Очень веж­ли­вый индюк» (Б. Заходер) 2. «Урок веж­ли­во­сти»: Мед­ведя лет пяти-шести учили, как себя вести…(С. Маршак) 3. «Мой­до­дыр», «Федо­рино горе» (К.Чуковский) 4. «Сказка о поте­рян­ном вре­мени» (Е.Шварц) 5. «Малень­кий принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Театр хоро­ших манер

Очень полезно ста­вить с детьми спек­такли по лите­ра­тур­ным про­из­ве­де­ниям. Эти­кет и театр – нераз­де­лимы. Во-пер­вых, все про­из­ве­де­ния, так или иначе, учат эти­кету в самом широ­ком смысле, а именно пра­ви­лам обще­ния людей – добру, спра­вед­ли­во­сти, так­тич­но­сти, сочув­ствию, дружбе. Во-вто­рых, исто­ри­че­ский фон любой пьесы отра­жает осо­бен­но­сти эти­кета сво­его вре­мени. В‑третьих, играя роль, ребе­нок про­жи­вает по пра­ви­лам эти­кета, если роль поло­жи­тель­ная, и про­тив пра­вил, если роль отри­ца­тель­ная. Опыт такого про­жи­ва­ния даст ребенку воз­мож­ность самому все почув­ство­вать. Не понять, не узнать, не заучить, а ПОЧУВСТВОВАТЬ. И это наи­луч­шим обра­зом при­учит ребенка сле­до­вать пра­ви­лам этикета.

Ради чего, собственно?

Вся­кая тео­рия без прак­тики мертва. Если ваш ребе­нок мало обща­ется, ведет замкну­тый образ жизни, если вы не посе­ща­ете с ним театры, музеи, кафе, не любите ходить в гости или при­ни­мать гостей, то ситу­а­ции, в кото­рых ребенку пона­до­бится при­ме­нить пра­вила эти­кета, будут весьма огра­ни­чены, све­дены до мини­мума. Есте­ственно, то, что не тре­бует при­ме­не­ния, будет разумно счи­таться вашим ребен­ком не нужным.

Задача роди­те­лей состоит, прежде всего, в том, чтобы соци­а­ли­зи­ро­вать жизнь ребенка самым опти­маль­ным обра­зом. Это будет и раз­ви­вать его куль­турно, и сде­лает жиз­ненно необ­хо­ди­мым поня­тие «эти­кет». Дети будут наблю­дать за пове­де­нием дру­гих людей в раз­ных обсто­я­тель­ствах, видеть, что зна­чимо для дру­гих, и нач­нут смот­реть на себя со сто­роны. Они будут учиться уже не самим пра­ви­лам, а спо­со­бам вза­и­мо­дей­ствия с дру­гими людьми по этим правилам.

И глав­ное! Роди­тели, соблю­дайте пра­вила эти­кета сами. Обя­за­тельно. Даже самые нескуч­ные игры не при­учат детей к хоро­шим мане­рам, если перед гла­зами у них не будет достой­ного при­мера для под­ра­жа­ния в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос насто­я­щим джентль­ме­ном или леди, будьте сами джентль­ме­ном или леди.

Автор: Инга Зайонц

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]