Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь и знать ребенок в этом возрасте


Физическое развитие

Рост и вес детей 5 лет

МальчикиДевочки
Рост (см)
110,0109,4
Вес (кг)
18,318,2

Данные показатели являются усредненными, зависят от многих причин и могут отличаться у разных детей.

1.1 Моторное развитие

Движение – это естественная потребность детей. Пятилетки активно и с удовольствием осваивают физические упражнения. Они выносливы, способны совершать длительные прогулки. Движения их координированы, они любят бегать. Этот возраст наиболее благоприятен для начала занятий в спортивных секциях, балетных и танцевальных студиях.

Перестраиваются сердечно – сосудистая и дыхательная системы. Они начинают функционировать более экономно, что позволяет повышать мышечные нагрузки. Способность выполнять физические упражнения возрастает до 25 минут.

1.2 Навыки самообслуживания

К пяти годам основные навыки самообслуживания (гигиена, одевание и др.) сформированы. Малыш должен выполнять их по собственной инициативе. Он может помочь другим ребятам застегнуть пуговку сзади, липучки на обуви.

Содержание:

  • Возрастные особенности в 5-6 лет Отличия девочек от мальчиков
  • Что должен знать и уметь пятилетний ребёнок?
      Математика
  • Ориентирование в пространстве
  • Развитие речи
  • Сообразительность и внимание
  • Физическое развитие
  • Моторика
  • Особенности речи
  • Когнитивное развитие
  • Эмоции и социальные навыки
  • Психология пятилетки или как воспитать счастливого дошкольника
  • Тест на определение уровня развития для 5-летних детей
  • Режим дня
  • Тревожные признаки для родителей
  • Как помочь ребёнку развиваться: идеи и советы
      Игры
  • Физическое развитие

    Уже к 3-м годам малыш осознает, кто он – мальчик или девочка. А в возрасте от 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость.

    Развитие мальчиков и развитие девочек значительно отличаются. Психолого-педагогические наблюдения показывают различия в особенностях мышления, речи, поведения. У девочек интенсивнее развивается левое полушарие, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. У мальчиков – правое, координирующее пространственно-образные представления.

    В мышлении:

    ДевочкиМальчики
    – мыслят более точно и целостно; – больше конкретизируют; – внушаемы; – тщательны в мелочах; – подробно излагают; – субъективны в оценках произошедшего; – все неизвестное вызывает настороженность; – при выполнении задания требуют четко поставленной цели и конкретизации.– видят суть; – производят обобщения; – любят поисковую деятельность и все новое, неизведанное; – почти не обращают внимания на качество выполнения; – незнакомые ситуации воспринимают позитивно; – любят разнообразие; слабо организованы.

    Речь:

    ДевочкиМальчики
    – имеет предметно-оценочный характер; – наполнена существительными, прилагательными, отрицаниями и утверждениями.– наполнена глаголами и междометиями; – используются обобщения.

    В применении норм поведения:

    .

    ДевочкиМальчики
    – с удовольствием подчиняются общепринятым правилам; – любят подражать авторитетным для них взрослым; – любят брать на себя роль наставников; – быстро адаптируются к новой обстановке.– не придерживаются авторитетов; – преобразовывают все вокруг себя; – неохотно соблюдают правила и нормы поведения, поскольку они мешают преобразующей деятельности.

    Как помочь ребёнку развиваться: идеи и советы

    В этот период дети постоянно учатся, поэтому важно познакомить их с новыми видами спорта, ремёслами и социальными ситуациями.

    Вот несколько советов, которые помогут родителям развить необходимые навыки у ребёнка:

    • предлагайте ему чаще играть, развивая такие навыки, как забота, отзывчивость, умение поделиться с другим чем-то и пр.;
    • пойте песни читайте рассказы, развивающие эмпатию;
    • привлекайте ребёнка к домашним делам: приготовлению пищи, уборке, стирке и т. д. Эти ежедневные обязанности помогут ему развить моторику и ответственность;
    • больше рисуйте вместе, делайте поделки. Это не только поможет в развитии мелкой моторики, но и многое расскажет о вашем ребёнке;
    • активно проводите время на свежем воздухе: катайтесь на велосипеде/самокате, плавайте, играйте с мячом и пр.

    Как быстро и легко научить ребёнка кататься на велосипеде?

    Игры

    В мире гаджетов даже популярные детские игры утратили свою актуальность. А зря! Предлагаем вспомнить некоторые из них и сыграть вместе с детьми.

    Активные игры на улице

    1. Вышибалы

    Вам понадобится минимум 3 человека и мяч. Двое вышибал кидают друг другу мяч, стараясь выбить того, кто в центре.

    Попробуйте сыграть в вышибалы в своём дворе или в парке и вы увидите, как другие дети незамедлительно захотят присоединиться к вам.

    2. Классики

    Игра не только весёлая, но и развивает координацию. Да и сыграть в неё можно где угодно: и на земле, и на асфальте.

    Игры для компании детей

    Шумной детворе можно предложить игру-эстафету – это поможет направить активность детей в правильное русло.

    Задания для эстафеты:

    • ходьба на цыпочках;
    • прогулка с воздушным шаром или мячом, не касаясь его руками;
    • ходьба с книгой на голове;
    • пройти под препятствием (например, натяните ленту между двумя стульями).

    Нарисуй историю

    Выдумывайте историю и рисуйте её на бумаге.

    Продумайте детали до мелочей, например: «На лесной опушке стоял дом с красной крышей и кирпичной трубой. Стены у дома…». Добавьте героев и вы удивитесь фантазии вашего ребёнка.

    Игры с коробками

    Если в доме есть хотя бы одна картонная коробка, занятный вечер вам обеспечен. Девочкам из больших коробок (или нескольких маленьких) можно соорудить дом для кукол: наклеить обои, сделать окна, расставить мебель. Мальчикам можно сделать рыцарский замок, гараж со спуском или СТО.

    Создай сказку

    В эту игру хорошо играть всей семьей. Её суть – сочинить сказку, когда каждый участник говорит по одному предложению. Весёлая небылица и приятное времяпрепровождение вам обеспечены.

    5 лет – удивительный возраст, когда рядом с собой вы можете внезапно обнаружить не малыша, а вполне взрослого человека, со своим вкусом и мнением. И если к 3-4 годам вам стало легче в плане ухода за ребёнком, то к этому возрасту становится заметно проще в общении с сыном или дочерью.

    Вы уже лучше понимаете ребёнка, можете вместе ходить в кино или в музеи, путешествовать, обсуждать увиденное и просто веселиться. Наслаждайтесь моментом и обществом друг другапока не начались школьные будни и не появились новые заботы!

    Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

    3.1 В области «Окружающий мир»

    Знает:

    • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, их профессии, название своего города, села;
    • название столицы своей Родины, главные достопримечательности своего города;
    • о важности солнца, воздуха и воды для жизни;
    • виды транспорта, предметы бытовой техники, некоторые инструменты.

    Умеет:

    • определять материал – бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
    • делать обобщения (стул, шкаф – это мебель; платье, носки – это дежда).

    3.2 В области элементарной математики:

    К пяти годам ребенок научился:

    • сравнивать количество предметов в группах до 5 на основе счёта при помощи приложения и наложения;
    • различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
    • группировать предметы по цвету, размеру, форме;
    • понимать смысл слов, обозначающих части суток и определять их;
    • называть времена года, их признаки, последовательность.

    Чему следует научиться.

    Сформировать понятия:

    • о порядковых (первый) и количественных (один) числительных до 10;
    • о том, что такое четырехугольник (квадрат и прямоугольник – это четырехугольники);
    • о еще одной геометрической фигуре – овал.

    Научиться:

    • уравнивать две группы предметов (+1 и -1);
    • отсчитывать заданное количество предметов (до 10) из большого количества;
    • познакомиться с цифрами от 1 до 9;
    • понимать, как составить число 5 из единиц;
    • соотносить фигуры объемные (шар) и плоскостные (круг);
    • выкладывать предметы по длине (от короткого к длинному), по высоте (от низкого к высокому), по ширине (от узкого к широкому);
    • сравнивать на глаз предметы по показателям высоты, ширины, объема;
    • проверять сравнение путем наложения и приложения;
    • ориентироваться в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», а также «сначала», «потом»;
    • называть времена года, части суток, дни недели.

    В области элементарных математических представлений рекомендуются «Танграм», пазлы, сортировщики, простые головоломки, игры с цифрами до 5, различные «Путаницы» (Какой цифры не стало?), составление узоров из геометрических форм, «Скажи наоборот» (ручей узкий, река широкая), «Найди лишнее» и другие.

    ВНИМАНИЕ! До достижения ребенком 7 лет игровая деятельность является ведущей. Поэтому не надо говорить ребенку: «Пойдем заниматься». Надо призывать его пойти поиграть. Излишний дидактизм может убить в ребенке желание и стремление к школьному обучению.

    3.3 В области развития речи

    К пяти годам ребенок полностью овладевает связной речью. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой процент детей с речевыми нарушениями.

    ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Звуковая сторона речи – важный показатель для дальнейшего школьного обучения. Если ребенок в 5 лет пропускает или заменяет звуки, «проглатывает» слова, не может построить грамматически правильное предложение, следует срочно обращаться к логопеду. Тянуть нельзя!

    Нервная система дошкольника пребывает в стадии формирования. В коре головного мозга формируются нейронные связи, которые закрепляют звукопроизношение. Корректировать речевые патологии надо, пока нервная система лабильна и способна к изменениям. По достижении 7 лет исправить речевые недостатки будет гораздо сложнее, коррекция займет намного больше времени.

    Пятилетка может:

    • называть любимые литературные произведения и фамилии некоторых авторов;
    • рассказать короткую сказку, не изменяя последовательности сюжета;
    • заучивать наизусть и выразительно декламировать короткое стихотворение в 8 строчек и более;
    • исполнять роли в драматизации знакомых сказок, стихотворений;
    • составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
    • составлять небольшие описательные рассказы («Зимние забавы», «Как Дед Мороз подарки потерял»);
    • подробно пересказывать знакомые рассказы и сказки;
    • определять место звука в слове;
    • сравнивать слова по длительности;
    • на слух определять слово с заданным звуком;
    • принимать участие в беседе со сверстниками или взрослыми;
    • высказывать свою точку зрения (согласен или не согласен);
    • в разговоре использует все части речи;
    • подбирает к заданному существительному прилагательные;
    • находит синонимы к заданному слову (красивый – прекрасный).

    Для развития речи существует много различных занимательных игр. Из них можно порекомендовать:

    • «Подбери вопрос – кто? или что?» на определение живого и неживого;
    • «Угадай животное по признаку» (белый, маленький, пушистый – это заяц);
    • «Порядок в квартире» на соответствие предмета его месту;
    • «Письмо бабушке» – составление связного рассказа;
    • «Огород» – классификация фруктов, овощей и ягод по видовому признаку;
    • «Подбери красивые слова» – подобрать прилагательные к существительному «яблоко» – красное, круглое, вкусное, полезное;
    • «Путешествие в азбуку» – знакомство с буквами.

    Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Самыми популярными являются народные сказки. Пятилетки способны понимать юмор в литературе. Примером могут послужить рассказы Н. Носова.

    Рекомендуются к прочтению произведения Э. Успенского, «Буква «Ты» и другие рассказы Л. Пантелеева, «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Трям, здравствуйте!» С. Козлова, «Сипсик» Эно Рауд.

    Можно ежедневно читать по одной главе из «толстых» книг. Это «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, “Приключения Чиполлино” Дж. Родари, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, «Конек – горбунок» П. Ершова, «Повести о Малыше и Карлсоне» А. Линдгрен.

    Родители могут записать пятилетнего сына или дочь в детскую библиотеку. Интерес и любовь к литературе, которая возникнет у ребенка в этом возрасте, не погаснет. Книга останется лучшим другом малыша.

    Лучшие 8 приложений для Android

    SagoMini Поезда

    Приложение перенесет ребенка в захватывающую поездку на поезде по одной из трех локаций – по городу, волшебному лесу или зимней сказке. По пути машинисту нужно подбирать грузы и пассажиров. Это прекрасный вариант для дальней дороги, поскольку игра не требует подключения к Интернету.

    Доктор для животных

    Приложение является качественным симулятором работы ветеринарного врача. В процессе игры ребенок научится заботиться о домашних животных, узнает, как помочь питомцу во время болезни. Приложение имеет приятную анимацию и содержит много интересной информации о здоровье и гигиене, изложенной простым языком.

    Фиксики: Мастера на вертолёте!

    Любимые герои помогут малышу решить множество интересных задачек, развивающих логическое мышление, память, способности к синтезу и анализу информации. Задача ребенка – оперативно устранять различные поломки по всему городу, вот тут-то и понадобится вертолет.

    Учимся Читать по Английски. Дошкольное образование

    Приложение построено по принципам, заложенным Марией Монтессори. В его основе лежит сюжет о животных, заколдованных злой волшебницей, которых нужно спасти. Слова озвучены носителями языка, благодаря этому ребенок услышит букву именно так, как она звучит в конкретном слове. В игре 16 уровней разной сложности. Обучение идет от простого к сложному.

    Динобум

    Приложение включает 20 развивающих головоломок разной сложности на развитие логики и мышления. Сравнить фигурки динозавров, собрать паззлы, найти подходящую тень – эти и другие задания помогут малышу научиться классифицировать и упорядочивать предметы по разным признакам.

    Социализация

    В пятилетнем возрасте малыш с удовольствием принимает участие в общих играх, способен взять на себя роль. Дети – лидеры сами организовывают игры со сверстниками.

    Дети знакомы с нормами поведения в социуме и в природе. Они могут давать нравственную оценку своим поступкам и действиям других людей. Пятилетки используют слова, обозначающие эмоциональные состояния (человек веселый, печальный, радостный, злой, сердитый). Ребята способны определить, что считается красивым, а что уродливым.

    Дети эмоционально откликаются на происходящее в книгах и мультфильмах, они способны понимать и оценивать скрытые мотивы поступков действующих лиц.

    Пятилетки стремятся осуществлять посильную помощь по дому, от которой взрослым отказываться нельзя, чтобы не отбить это желание.

    СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Домашние дела, которые можно поручить пятилетнему хозяину:

    • собрать постель;
    • посильная уборка в квартире (разложить свои вещи и игрушки по местам);
    • оплата мелких покупок;
    • уход за питомцами (кормление и уборка);
    • помощь в сервировке стола;
    • помощь в уборке чистого белья в шкаф;
    • полив домашних растений;
    • умение приготовить себе простой завтрак из хлопьев или творога.

    Что еще важно в воспитании ребенка школьного возраста

    Как родитель Вы всегда учитесь. Это нормально – чувствовать уверенность в своих знаниях. И также нормально признать, что Вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.

    Важно отметить, что, когда Вы сосредотачиваетесь на уходе за ребенком, Вы можете забыть или не успеть позаботиться о себе. Но забота о себе физически, умственно и эмоционально поможет Вашему ребенку расти и развиваться.

    Иногда Вы можете чувствовать себя разочарованным, расстроенным или подавленным. И это нормально – взять паузу, пока Вы не почувствуете себя лучше.

    Изобразительная деятельность

    Рисование, лепка, аппликация – это любимые занятия дошкольников.

    В этом возрасте дети способны воспринимать произведения высокого искусства. Следует посещать реальные или виртуальные музеи и выставки, обсуждая с ребенком увиденное. Малышей следует знакомить с видами искусства. Это изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура), декоративная и конструктивная (архитектура и дизайн).

    Сюжеты творений маленького живописца разнообразны. Это любимый город, природа в разное время года, иллюстрации к любимым произведениям, портреты, натюрморты, космос и другое.

    Юный художник может:

    • задумывать сюжет и название своему рисунку;
    • пользоваться красками, мелками, фломастерами, карандашами;
    • использовать цвет для передачи настроения;
    • передавать форму и цвет предметов в рисунке;
    • композиционно располагать главное в центре изображения, второстепенное – по краям;
    • смешивать цвета;
    • ваять при помощи пластилина, соленого теста, глины, мокрого песка;
    • конструировать из бумаги, ткани, природного и бросового материала;
    • соблюдать правила безопасности при использовании ножниц.

    Психология пятилетки или как воспитать счастливого дошкольника

    В 5 лет дети понимают гораздо больше, чем нам кажется. Другое дело, как ребёнок реагирует: обсуждает увиденное с родителями или же делает свои собственные выводы. Важно иметь доверительные отношения со своим чадом.

    Детская психика не выносит физических и грубых наказаний. Не менее сильный вред нанесут оскорбления. В 5 лет ребёнок способен выслушать взрослого и совместно с ним проанализировать свою ошибку.

    Очень важно в этот период не читать детям долгие нотации и стараться поменьше запрещать. Предлагайте альтернативу. Например, бить мячом дома о стены нельзя, на улице – можно. Или: рисовать на обоях нельзя, на листе бумаги – можно.

    Обязательно уделяйте время ребёнку ежедневно. Пусть всего лишь 15 минут после работы вечером, но это только ваше время без гаджетов и остальных домочадцев.

    Музыкальное творчество

    Музыка вызывает эмоциональный отклик у каждого ребенка. Любимые классические произведения пятилеток для прослушивания – пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П.И. Чайковского, народные песни.

    Дети с удовольствием поют доступные песни, танцуют под музыкальное сопровождение, могут сочетать танцевальные движения с пением, умеют передавать голосом и движением характер музыкального звучания. Им знакомы понятия: «громко – тихо», «быстро – медленно», «грустно – весело».

    Пятилетки играют на детских музыкальных инструментах – трещотках, ксилофонах, металлофонах, барабанах. Можно познакомить малыша с понятием «оркестр» и его звучанием. Яркой иллюстрацией к беседе об оркестре послужит произведение «Петя и волк» С. Прокофьева.

    Режим дня

    Детям 5 лет рекомендуется дневной сон продолжительностью 2 часа. Развивающим занятиям следует уделить 1,5 часа (3 занятия по 25 минут с перерывами).

    8:00-8:15пробуждение, гигиенические процедуры
    8:15-8:45утренняя зарядка
    8:45-9:15завтрак
    9:15-10:30развивающие занятия
    10:30-12:00прогулка
    12:00-12:30подготовка к обеду
    12:30-13:00обед
    13:00-15:00сон
    15:00-15:30подъем, одевание, гигиенические процедуры
    15:30-16:00игры, общение с взрослыми
    16:00-16:30полдник
    16:30-18:30прогулка
    18:30-19:00игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме, просмотр мультфильмов
    19:00-19:30ужин
    19:30-20:30общение с взрослыми, чтение книг, игры
    20:30-21:30водные процедуры, подготовка ко сну
    21:30-8:00ночной сон

    Эмоции и социальные навыки

    5 лет – это период эмоциональных крайностей. То вы замечаете, что ваш ребёнок лучше контролирует себя, то, внезапно, он начинает «играть» в маленького и кажется совершенно беспомощным.

    В это время дети учатся сдерживать свои эмоции, хотя могут и разрыдаться из-за опрокинутого стакана с водой. Важно научить ребёнка понимать свои чувства и справляться с ними. При этом «справляться» совсем не означает подавлять негативные эмоции.

    Пятилетний ребёнок уже может осознанно посочувствовать другому или поделиться с кем-то своими проблемами.

    Проверьте, насколько эмоциональное и социальное развитие вашего сына или дочери соответствует общепринятым нормам:

    • периодически ребёнок старается нравиться людям;
    • может отличать реальность от фантазии;
    • может проявлять более независимый характер;
    • осознаёт, что в обществе есть свои правила, которым необходимо следовать;

    Ваш ребёнок может стать более общительным, если начнёт ходить в сад и будет встречаться с большим количеством детей.

    Питание

    Режим питания пятилеток – четырехразовый. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные блюда, натуральный кофе.

    Примерное меню на 3 дня

    Понедельник

    Завтрак: каша геркулесовая молочная, чай, хлеб пшеничный с маслом и сыром.

    Обед: салат из свежих огурцов, суп гороховый, курица отварная, картофельное пюре,кисель клюквенный, хлеб ржаной.

    Полдник: запеканка творожная с вареньем, молоко.

    Ужин: рыба отварная с рисом; чай, хлеб, фрукты.

    Вторник

    Завтрак: омлет, чай, булка с маслом, сыр.

    Обед: морковный салат, борщ, котлета рыбная с отварным картофелем, морс, хлеб.

    Полдник: пирожок с повидлом, молоко.

    Ужин: кабачок фаршированный, чай, булка с маслом.

    Среда

    Завтрак: каша манная, какао, булка с маслом, сыр.

    Обед: суп овощной, тефтели с рисом и зеленым горошком, компот, хлеб.

    Полдник: ватрушка, молоко.

    Ужин: зразы картофельные с подливой, чай, хлеб, фрукты.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]