Что делать, если ваш ребёнок не может запомнить цифры? Как помочь?
Маша у нас умница. Очень сообразительная и талантливая и … Ну, вы поняли.
А вот цифры запомнить – никак не выходило! Сколько ни повторяли, ни считали, наклейки наклеивали – никакого проку.
Все цифры для Маши были на одно лицо.
Стоп!
«На одно лицо»
Вот оно! В этом и оказался главный секрет Маши и многих других детей.
Всё дело в восприятии! Оно у людей разное. Не только у детей, кстати.
Есть дети, для которых единица это – единица, а двойка это – двойка. Ну, знаете, как осёл это – осел, а барашка это – барашка. Вы бы, наверное, удивились, если ваш ребёнок не мог отличить осла от барана, так?
А есть дети для которых единица, двойка, тройка и все-все-все (равно как и буквы!) –
ПРОСТО ЗА — КО — РЮ — ЧКИ!
И вот теперь представьте себе. Дают вам листок закорючек и говорят:
– Эта закорючка называется «один», эта «два», а это вообще, – буква «а»! Всё запомнил? Повтори!
Представили? Страшно? Вот так и деткам, у которых никак не запоминаются цифры и буквы.
Ну да ладно, страшного в этом теперь ничего нет, ведь мы уже придумали решение, которое помогло нам выучить сначала буквы, а затем – и цифры.
Выучить буквы вам поможет наша «Азбука маленьких поэтов», а сегодня же мы расскажем вам о том,
Развитие в быту: как легко выучить цифры с ребенком?
Иллюстративное фото: Pexels.com Едва ли кто-то из взрослых способен восстановить в памяти то, как впервые научился узнавать цифры. Однако это вовсе не умаляет значимости данного процесса. Обучение цифрам является для детей «базовой программой», которую необходимо освоить. Если буквы знать до школы желательно, то цифры обязательно, а задача научить ребенка этому лежит на родителях.
Почему запомнить цифры бывает трудно?
Чаще всего, ребенку кажется, что они похожи: 3 и 2, 1 и 7, 9 и 6 – согласитесь, есть что-то общее в написании их элементов.
Другая причина – дошкольник не понимает смысла изучаемого материала: для чего нужны цифры? Что они значат? Почему он должен их учить?
Как выучить с ребенком цифры в таком случае? Об этом в своем Instagram-блоге рассказывает детский нейропсихолог Лейсан Усачева.
«Если маленькому ребенку сложно объяснить, для чего нужно учить так много букв, то в сторону цифр есть сильный аргумент: чтобы уметь самому покупать мороженое в магазине.
И тут малыш, немного поразмыслив, начинает понимать, что это точно ему пригодится», — пишет Лейсан Усачева (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены — прим.ред.)
По словам эксперта, часть заданий может быть похожа на те, что используются в процессе обучения букв. О том, как быстро и легко выучить алфавит с ребенком читайте в ранее опубликованной статье на NUR.KZ.
Можно добавить использование таких бытовых предметов, как:
- Пульт — переключи на 5 канал.
- Весы — на какую цифру показывают?
- Часы — около какой цифры находится стрелка?
- Календарь — выложи на стол столько конфет, сколько написано на календаре.
- Телефон — набери номер под диктовку.
Однако цифры мало знать, надо еще научиться считать. И вот для этого ловите следующие идеи от Лейсан Усачевой.
«Считайте вместе все, что перед вами. Допустим, ребенок уже все посчитал. Теперь какое-то количество съели, потеряли, положили в сумку, выбросили в мусор. Сколько осталось?
Далее, с учетом того, что ваш ребенок уже назубок знает количество людей в семье, проводите игры вне дома», — предлагает психолог.
Игры в магазине:
- Возьми всем по апельсину.
- Возьми по йогурту всем, кроме папы (он ведь не любит);
- Возьми всем по шоколадке, кроме мамы (она на диете) и младшей сестренки (у нее пока зубов нет).
- Возьми всем по два яблока.
- Раздели поровну на всех.
- Посмотри, сколько там и скажи, хватит ли всем.
«Если ваш ребенок не умеет умножать, он может складывать яблоки в пакет два раза по количеству человек в семье.
Конечно, сначала вы будете вместе решать эти задачки. А потом уже отправлять ребенка в самостоятельное «считательное» путешествие. Устраивайтесь поудобнее и наблюдайте за тем, как ваш малыш стоит и перебирает пальцы, пытаясь правильно все высчитать.
Помимо обучения счету, эти задания формируют правильное абстрактное мышление (с опорой на визуальное и тактильное восприятие)», — подытожила Лейсан Усачева.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1921237-razvitie-v-bytu-kak-vyuchit-tsifry-s-rebenkom/
суть методики
Как помочь? Очень просто! Вернёмся к сути, скажем так, «неприятности» (жуть, как не люблю слово «проблема») .
Все цифры на одно лицо! Значит, нам нужно «придумать лицо» каждой цифре!
То есть – форма каждой цифры должна перестать для ребёнка стать закорючкой, а должна стать особенной, запоминающейся.
Ну и, конечно, запоминаться она должна не просто так, а вместе с названием.
Все эти условия мы учли, и придумали стишки-ассоциации. Но ассоциации не просто с цифрой(таких вы найдёте много), а ещё и с формой цифры. Название цифры намеренно является рифмой. Теперь одну цифру нельзя перепутать с другой.
Да! На каждой картинке обязательно поищите вместе с малышом ровно столько чего-нибудь, сколько обозначает цифра.
Важное дополнение статьи от 16.04.2019! Наша окончательная и полная версия Стихосчёта готова! Нажмите сюда для того, чтобы перейти к доработанному сборнику Стихосчёта с раскрасками и прописями
✕
Как научить ребенка цифрам: игры и упражнения
Первые шаги
Сначала покажите ребенку, как выглядит цифра, объяснив, что именно этим символом обозначается, к примеру, единица. Затем переходите к развлечениям: разрисовывайте с ребенком циферку, вырезайте ее из бумаги, лепите из пластилина.
Далее – тренировка и проверка. Научился ли ребенок отличать цифру от прочих? Для того чтобы узнать это, существуют соответствующие упражнения. Например, сделайте карточки разных форм и цветов, на каждой из которых будет изображено по цифре. Затем попросите ребенка, отбирая карточки по одной, откладывать те, на которых нарисована нужная. Точно также можно делать с кубиками или фишками.
методика Волшебный «Стихосчёт»
0 — ноль
Нет баранки ни одной!
Значит, это цифра НОЛЬ!
1 — один
Худой носатый господин
Стоит столбом всегда ОДИН!
2 — два
Лебедь выплыл к нам едва,
Превратился в цифру два!
3 — три
Два колечка ты потри
И получишь цифру три!
4 — четыре
Это – вешалка в квартире!
А ещё – цифра четыре!
5 — пять
Если хвостик закруглять,
Сразу станешь цифрой пять!
6 — шесть
Сверху круга хвостик есть?!
Значит, это цифра шесть!
7 — семь
Покосился столб совсем!
Получилась цифра семь!
8 — восемь
Неваляшку мы попросим
Стать сегодня цифрой восемь!
Подготовка к обучению малышей до 3-х лет
Малыш-дошкольник в возрасте от 2-х до 3-х лет – это ребенок-“хочу”. Его сложно чем-то увлечь надолго, а тем более таким сложным делом, как изучение цифр до 10. Но нет ничего невозможного для любящих родителей. Стоит построить обучение в игровой форме! Нужно запоминать их на слух и обращать внимание на них повсеместно!
При этом родителям нужно:
- настроиться на “волну” малыша. Если в определенный момент ему не хочется играть с вами в счет, не стоит его заставлять. Этим вы только добьетесь полного протеста. Стоит подождать, пока у малыша появится настроение или, к примеру… договориться. Малыш каждый день по 5 (10-15-20) минут уделяет внимание цифрам, а вы разрешаете ему… столько же минут поиграть в планшет;
- не превращать обучение от 1 до 10 в академический урок. Ребенку в возрасте 3-х лет не понравится занятие за партой, а вот обучение в динамике его привлечет. Проводить уроки “как в школе” (только гораздо меньшей продолжительности) можно с малышом в 4 года и старше;
- обязательно проверять знания. Устройте интересный экзамен, в котором будут задействованы не только память ребенка, но и логика, и внимание, и воображение.
Изучаем понятие «Столько же»
Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):
- Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.
- Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».
В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (грибочки, морковки, помидорки).
- Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любыесюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.
Математика для малышей. Основные принципы
Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр — научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры. У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).
Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.
Итак, математические игры для малышей:
Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами
Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры. Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:
- Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;
- Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);
- Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);
- Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры — длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;
- Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
- Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
- Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon,Лабиринт, My-shop)
или рамки-вкладыша (Ozon, My-shop,Read)