«Девочка, которая наступила на хлеб»
Ребенку стоит прочесть сказку Г.Х. Андерсена о бедной, но горделивой девочке, которая любила мучить насекомых. Когда она стала служить в помещичьем доме, хозяева напомнили ей, что надо навестить родителей. Она пошла. Но когда увидела мать с вязанкой хвороста, ей стало стыдно, что она такая оборванная. И Инге ушла, так и не повидавшись с матерью.
Через полгода ей снова напомнили о матери. Она взяла белый хлеб, который ей дали, и пошла. Она была одета в красивое платье, на ней были новые башмаки. Когда ей встретилась грязная лужа, она бросила под ноги хлеб и потом ступила на него. И вдруг ее начало затягивать в землю. Так она попала к болотнице.
Там, где жила болотница, было очень грязное место. К ней в гости пришли черт и ядовитая старушка, которой очень понравилась Инге. Она хотела сделать из нее истукана. Девушка, попав в ад, увидела мучения грешников. А ее мучения только начинались. Она была голодна и хотела отломить хлеба, но не могла двигаться. Она окаменела, превратилась в истукана. Потом она почувствовала, что на нее капают горячие слезы. Это плакала ее мать. На земле все уже знали о ее грехе. Люди даже сочинили песню о спесивой девочке, которая ступала на хлеб.
Только плохое слышала о себе Инге. Но все-таки одна маленькая девочка, услышав историю о ней, пожалела ее. Малютке очень хотелось, чтобы Инге попросила прощения. Девочка называла ее бедной и очень жалела.
Все уже умерли: мать, хозяйка, у которой работала Инге. Стала старенькой и девочка, которая думала об Инге. И задумалась Инге о том, что чужой человек любил ее и плакал о ней. Заплакала она, и растаяла ее каменная оболочка. Девочка превратилась в птичку.
С тех пор она летает и собирает крошки. Сама съедает только одну, а потом зовет других птиц. Она раздала столько крошек, сколько было в хлебе, на который она наступила.
ПАХОТА
Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем, Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз. Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь? Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень. Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку. Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.
«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева. ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха) Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг) * * * • Посеешь в пору – соберешь зерна гору. • Лучше голодай, а добрым семенем засевай. • Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. • Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. • Некогда лежать, когда пришла пора жать. • Ломота в спине, да зато хлеб на столе.
«Кусок хлеба»
Многое понять о значимости хлеба ребенку поможет рассказ А. Нуйкина «Кусок хлеба». В нем описан случай, как на тротуаре лежал кусок хлеба. Мимо шли люди: молодые, старые, дети. Один мальчишка взял и отфутболил кусок на середину дороги. Вдруг он услышал, что кто-то сказал про грех. Оглянулся и увидел старика. Тот посмотрел направо и налево и тихонько пошел к кусочку. Затем понес его к газону с надеждой накормить птичек.
Стоял старичок и думал о своем голодном детстве, когда даже к празднику мать подмешивала в муку траву или семена. Она работала одна, а голодных – восемь.
Этот старик знал голодное время, знает, как доставался хлеб. Подбирая кусочек хлеба, он мысленно поклонился нелегкому труду людей, которые выращивают его, и мозолистым рукам хлебороба. Для старика хлеб – святыня, к которой он всегда будет относиться бережно. И ему хочется, чтобы все, в том числе и юное поколение, так же ценили хлеб.
Легкий хлеб
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
— Ты что ешь, человече? — Хлеб, — отвечает косарь. — А он вкусный? — Да еще какой вкусный! — Дай мне отведать. — Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит: — Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече! — Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать: — Прежде всего надо землю вспахать… — Тогда и хлеб будет? — Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить… — И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом. — Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять… — Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.
— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть… — Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!.. — Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
— И буду хлеб есть? — Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть… — И все? — Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить. — И спечется хлеб? — Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, — закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит: — Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать. — Ну что ж, — говорит косарь, — раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня. — Конь, конь! Я тебя съем. — Что ж, — говорит конь, — ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них. — И то правда, — согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк — и бежать.
Прибежал к реке. Видит — на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит : — Гуси, гуси! Я вас съем. — Что ж, — отвечают гуси, — ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу. — Какую? — Спой нам, а мы послушаем. — Это можно. Петь я мастер. Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп — поднялись и полетели. Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.
Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!” Только он так подумал, глядь — идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему: — Дед, дед, я тебя съем! — И зачем так спешить? — говорит дел. — Давай сперва табачку понюхаем. — А он вкусный? — Попробуй — узнаешь. — Давай. Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.
Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит — на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит: — Баран, баран, я тебя съем! — Что ж, — говорит баран, — такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
— Спасибо за совет, — говорит волк. — Так мы и сделаем. Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!
Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой: — Съел я его или нет? А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит: — Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
«Цветок хлеба»
О великой ценности хлеба во времена голода пишет Ю. Яковлев в рассказе «Цветок хлеба». Мальчик Коля все время чувствовал себя голодным. Он ел все, что было съедобно. Это было голодное послевоенное время.
Когда бабушка испекла два душистых пшеничных каравая, Коля не мог насмотреться на них. В его воображении они были похожи на солнышки, которые улыбались ему. Он с наслаждением вдыхал запах коржей, по кусочку отламывал и мечтал, что настанут хорошие времена. Он каждый день будет есть такие коржи на завтрак, на обед и на ужин. Это было самым великим счастьем в его будущей жизни.
Потом он понес каравай деду на пасеку. Сам он уже поел, но когда пришел к деду, ему показалось, что дед должен поделиться с ним караваем. Но дед этого не сделал. Коля подумал, что дед жадничает. Оказывается, дед положил каравай обратно мальчику в сумку и отправил его домой. Придя домой, Коля увидел каравай и обомлел от радости. Он понял, что дед не жадный, а заботливый. Он думал о бабушке и о внуке, а сам питался пчелиной водичкой. Она заглушала голод. Коля любил дедушку и уважал его и тоже хотел, чтобы дед все-таки попробовал вкусный каравай. Мальчик завернул его в тряпочку и положил в дедовский сундук в надежде на то, что дед вернется с пасеки, угостится хлебом и почувствует большую радость от хлебной сытости. Вот такое «путешествие» совершил каравай послевоенного времени. В те годы хлеб был самой великой ценностью.
Этап коммуникативной деятельности
Беседа по предыдущему материалу на тему «Первостепенные потребности человека».
Дети стоят на коврике в кругу, держась за руки.
Воспитатель: Детишек всех собираю и занятие начинаю. Дети, давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем занятии экономического воспитания. Какие первоочередные потребности человека? (Еда и вода,одежда и обувь, уютное жилье.)
Почему именно эти потребности являются первоочередными? (Без них невозможна полноценная жизнь).
Дети скажите почему издавна говорит народная пословица — «Хлеб – кормилец, всему голова!» (Хлеб является главным необходимым продуктом питания на нашем столе).