Беседа о домашних животных
30 ноября, отмечается Международный праздник, посвященный всем домашним животным. С незапамятных времен животные живут рядом с человеком в большом прекрасном доме, имя которому – Земля. Празднуют Международный день домашних животных в разных странах мира по-своему. Кто-то в этот день позволяет своим домашним питомцам делать все запрещенные ранее поступки: рвать обои, грызть мебель, кататься на шторах и даже есть со стола. Кто-то направляется вместе с домашним животным в салон красоты, кто-то покупает своему любимцу огромное количество вкусностей, а кто-то просто уделяет максимум внимания своему пернатому, водоплавающему или четвероногому другу. Во многих зоопарках мира в этот день дети минуту звенят в колокольчики, привлекая тем самым к проблемам животных. Акция «Колокольчик» постепенно становится традиционной и в городах России. Международный день домашних животных лишний раз напоминает человечеству о том, что оно в ответе за тех, кого приручило. Ведущий 1: Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать Вас на классном часе любви и добра – «Наши домашние любимцы»!. Поднимите фото и портреты своих братьев меньших. Вот сколько друзей у ребят класса. Ведущий 2: Каждому известно, что жизнь без животных скучна и безрадостна. Животные делают нашу жизнь радостней, а сколько добра и ласки приносят нам животные! Загадки о домашних животных. Ведущий 1: Отгадаем загадки, которые спрятались под игрушками. Каким животным, они посвящены? (домашним) (На столе игрушки-животные, дети выбирают зверя и отгадывают загадку) Есть у Савки пятачок, Два блинка и кренделек. Без шнурков на нем ботинки, А костюмчик из щетинки. (поросенок)
Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. (баран) С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерет, А лаптей не плетет. (коза) Чемпионка в быстром беге, Я порой вожу телеги. Дядя конюх мне принес Воду, сено и овес. (Лошадь)
Посмотрите-ка, ребятки, — Это родственник лошадки! Он, сестрица, братец, мама, Дед и папа — все упрямы! (Ослик) Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое. (Корова) Я обычная наседка, Уточка — моя соседка. Жаль, взлететь мне нелегко, Куд-кудах, ко-ко-ко! (Курица) Должностью своей гордится И кричит будильник-птица Спозаранку, в шесть утра: «Эй, пастух, вставать пора! Выводи, ку-ка-ре-ку, Стадо к сочному лужку!» (Петух) Человеку верный друг, Чутко слышу каждый звук. У меня отличный нюх, Зоркий глаз и острый слух. (Собака) Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (х И в море не купаются, И нет у них щетинки, Но все же называются Они морские… (морские свинки) Кто поёт, закрывши рот? Рот откроет — не поёт. Ходит поступью неслышной, Не боится темноты. И хотя он в шубе пышной, Любит греться у плиты. (Кот) » Ночные хищники» в нашем доме. Ведущий 2: Встречай те гостей, которые Вам расскажут «Отчего назвали кошку кошкой». (Стихотворение «Отчего назвали кошку кошкой» разыгрывают переодетые шестиклассники) У старика и старухи Был котенок черноухий, Черноухий И белощекий, Белобрюхий И чернобокий. Стали думать старик со старухой: – Подрастает наш черноухий. Мы вскормили его и вспоили Только дать ему имя забыли. Назовем черноухого “Тучей” – Пусть он будет большой И могучий. Выше дерева, Больше дома. Пусть мурлычет он громче грома! – Нет, сказала, подумав, старуха, – Туча легче гусиного пуха. Гонит ветер огромные тучи Собирает их в серые кучи. Свищет ветер Протяжно и звонко. Не назвать ли нам “Ветром” Котенка? – Нет, старуха, – Старик отвечает, – Ветер только деревья качает, А стена остается в покое. Не назвать ли котенка “Стеною”? Старику отвечает старуха: – Ты лишился на старости слуха! Вот прислушайся вместе со мною: Слышишь, мышка шуршит за стеною? Точит дерево мышка-воришка… Не назвать ли нам кошку – “Мышка”? – Нет, старуха, – Старик отвечает, – Кошка мышку со шкуркой съедает. Значит, кошка Сильнее немножко! Не назвать ли нам кошку кошкой?. Ведущий 1: У кого живёт кошка? Расскажите о своей любимице. (рассказы второклассников)
Кошка – своенравный зверь, полный тайн, которые ещё не разгаданы. Люди никогда не были равнодушны к кошкам: они их рисовали, лепили, вышивали, фотографировали, ставили памятники, сочиняли стихи, рассказы. Кошки поселились с человеком 4 тысячи лет назад. Предком современной кошки считается ливийская или нубийская кошка. Сейчас в мире существует более сотни пород кошек. В древнем Египте кошек обожествляли, для кошек строили храмы, в их честь устраивались празднества, хоронили на специальных кладбищах в бронзовых, серебряных или золотых гробах. В Средние века отношение к кошкам резко изменилось. В кошке видели воплощение нечистой силы, считали помощниками ведьм. Кошек сжигали, отрезали лапы. На Руси кошка не была предметом поклонения, но зато не подвергалась и гонениям. В русских народных сказках кошка чуть ли не самое смышлёное животное. Кот сам сказки сказывает, песенки поёт. Кот-баюн был наделён голосом, слышным за 7 вёрст. Своим мурлыканьем он мог напускать сон, который не отличишь от смерти. Ведущий 1: Можете ли вы назвать себя внимательными и наблюдательными?! Что означает поведение кошек? Потирание головой о человека (Любовь, преданность, жажда ласки) Уши прижаты к голове (Подготовка к нападению) Урчание (Недовольство) Подёргивание хвостом (Недовольство) Мурлыкание (Удовольствие, спокойствие) Шипение ( Готовность к обороне) Кошки прекрасно предсказывают изменения погоды. Кошка закрывает лапами нос — Быть морозу Кошка лежит брюхом вверх — К теплу Кошка дерёт стену когтями — К непогоде Кошка к печке — Быть морозу Ведущий 2: С кошками связано много суеверий. Веками в Европе кошек замуровывали в стены домов с крысой во рту. Зачем? (Для отпугивания крыс и другой нечисти ) Во время грозы чёрного кота выбрасывали за дверь. Зачем? (Считали, что они притягивают молнию) Считалось, если сбросить кота за борт, то поднимется буря. Почему? (Кот бережёт корабль от бури ) В новый дом пускают кошку первой. Зачем? (Чтобы изгнать нечистую силу) До сих пор у нас сохранилась вера, что тот, кто убьёт кота, тому 7 лет удачи не видать. Кто любит и бережёт кошек, того хитрый зверь охраняет от всякой беды. Ведущий 1: Кошки спасали жизни людей. Во время пожаров, если дело было ночью, коты будили своих хозяев криками и беспокойным поведением, чем и спасали жизнь людям. Кошки защищают человеческие жилища от крыс и мышей. Знаете ли вы, ребята, что если у вас что-то болит и кошка ляжет на больное место, помурчит и легонько помассирует лапками-болезнь пройдет, правда нам после таких процедур не легко, ведь кошки забирают в себя плохую энергию. Может именно потому у них 9 жизней-оттого что их задача быть домашними лекарями, а это трудно и требует много сил и здоровья. Верный друг человека
Ведущий 2: Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается. На цепи сидит, Дом сторожит. В дом чужого не пущу Без хозяина грущу. Кто это? Кто из вас – хозяин собаки? Мы будем рады выслушать ваши рассказы о своих подопечных. (рассказы второклассников) Собака – первое животное, одомашненное человеком. Ее предки – различные виды волков. Человек приручил собаку примерно 12 тысяч лет назад. Произошло это во многих местах земного шара. Существуют различные гипотезы приручения собаки человеком. Одна из них – это совместное жилье и совместная охота. Собака пришла к человеку не как пленник или попрошайка. К человеку пришел равноправный партнер по охоте и защите общего жилья. В наше время насчитывается свыше трехсот пород собак. Ведущий 1: Собаки в годы Великой Отечественной войны помогали раненым на поле боя, находили мины и помогали солдатам в разведке. Тяжелая участь досталась в те годы и людям и собакам. Но собаки не менее полезны и в мирное время. Они помогают слабовидящим людям передвигаться на улицах, даже специальная профессия у собак имеется- называется поводыри. Они охраняют дома, защищают от хулиганов. Все знают, что нет ничего крепче собачьей верности. Доказательством тому-Хатико, который 7 лет ждал своего хозяина на вокзале и никуда не уходил. Балто-сибирским хаски, который в лютый холод по Аляске доставил жизненно важные медикаменты людям.И в конце концов, они так рады просто встречать вас, наши милые друзья, когда вы приходите домой. Им так нравится с вами играть! И нам так хочется, чтоб вы их не обижали, ведь они так любят вас, что готовы отдать свою жизнь. (Песенка «Преданней собаки нету существа») Домашний зоопарк. Ведущий 2: Какие ещё животные живут рядом с вами? Познакомьте нас с ними. (рассказы второклассников) Ведущий 1: Посмотрите на картинку и догадайтесь, какие домашние животные есть у меня в хозяйстве. Кто здесь лишний? Почему?(белка – дикое животное) Ведущий 2: Я делал общую фотографию домашних животных, а мой фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось. (Картинка чудо-животного). Помогите мне разобраться, части тела каких животных есть на фотографии. Чей это хвост? (Кошачий). Чья это голова? (Лошадиная). Чьё это туловище? (Коровье). Чьи это рога? (Бараньи). Чьи это лапы? (Собачьи). Ну теперь понятно, кого я фотографировал. Давайте перечислим домашних птиц Ведущий 1: А знаете ли вы историю о том, как гуси спасли город. Давным-давно это было. Ни много, ни мало в Древнем Риме. Жил себе Рим, не тужил, как вдруг напали на римлян дикие народы-галлы. Их было так много, что половина римлян бежала из города, а другая половина закрылась в кремле -Капитолии. Галлам очень хотелось захватить сей кремль, получить его богатства, но не могли они его взять как ни старались. Ведь с одной стороны кремля были стены и ворота, а с другой стороны крутой обрыв, т.к. кремль стоял на горе. Тогда галлы решились взобраться на обрыв и взять кремль хитростью. Лезли по обрыву они так тихо и проворно, что ни одна собака в городе не услыхала их. Да только вот не задача-гуси учуяли шорохи и загоготали, захлопали крыльями. Люди проснулись и сумели отбиться от захватчиков. С тех пор римский народ чествует гусей, приносит ему дары в знак глубокой благодарности! Ведущий 2: Пришло время подвести итоги анкетирования по классу. Просмотр мультфильма «Кот, который гулял сам по себе».
Родителям рекомендуется:
— показать ребенку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;
— обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;
— поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;
— прочитать стихи и рассказы о домашних животных;
— рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.
Задание 2.
Отгадать загадки (выучить по выбору).
Му-му-му, молока кому? (Корова)
Идет, идет, бородой трясет, травки просит: «Ме-ме-ме, дайте вкусной мне». (Коза)
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)
Спереди — пятачок, сзади — крючок, посредине — спинка, а на ней — щетинка. (Свинья)
По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран)
Мягкие лапки, а в лапках царапки. Все время умывается, а с водой не знается. (Кошка)
Я большой и я красивый, я бегу — и вьется грива, Длинный шелковый хвосток и копытами — цок, цок. (Конь)
Задание 3.
Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Корова — «му-у» (корова мычит). Кошка«мяу» (кошка мяукает). Собака — …. Свинья — …. Лошадь — … . Овца — … .
Задание 4.
Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): кошка — кошки, собака — собаки …; котенок — котята, жеребенок — жеребята … .
Задание 5.
Дидактическая игра «У кого — кто?» (падежное согласование существительных): у кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята), у овцы — …, у козы — … ; котенок — у кошки, щенок — у …, теленок — у …, жеребенок — …, козленок — … .
Задание 6.
Дидактическая игра «Кто чем питается?» (употребление творительного падежа имен существительных): кошка — молоком, корова — травой, коза — …, собака — …, лошадь — … .
Задание 7.
Дидактическая игра «Кто как ест?»: корова — жует, собака — грызет, кошка — лакает … .
Задание 8.
Подобрать признаки к существительным: кошка (какая?) — …, щенок (какой?) — …, козленок (какой?) — …, жеребята (какие?) — …, телята (какие?) — … .
Задание 9.
Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): кошка — кошечка, собака — собачка, свинья — свинка… .
Задание 10.
Отгадать загадки (употребление родительного падежа существительных).
У кого рога?
У кого мягкие лапки?
У кого вымя?
У кого щетина?
У кого пятачок?
Задание 11.
Загадать аналогичные загадки самостоятельно.
Задание 12.
Составить описательный рассказ о домашнем животном по плану. Кто это? Где живет? Каков внешний вид? Какие имеет повадки? Чем питается? Какую пользу приносит? Кто у него детеныши?
Задание 13. Упражнения для пальчиков.
Коготочки
У кошкиной дочки на лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши, пусть посмотрят малыши.
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко: «Мяу». |
Коза
Идет коза рогатая за малыми ребятами. — Кто кашу не ест, молоко не пьет, Забодаю, забодаю! | Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «забодаю» «козу» «напускать» на ребенка. |
Задание 14.
Вырезать картинка с изображением домашних животных и вклеить в альбом.