Как мы теряем счастье и благополучие своих детей в погоне за материальными благами
Много говорили, как в бесконечной повседневной суете, в погоне за материальными благами мы теряем самое главное в своей жизни – это счастье и благополучие детей. Я спросила их: «Когда вы в последний раз видели восход солнца, когда остановились рассмотреть капельки изумрудной росы на листве, когда присели в траву, чтобы услышать пение птиц, посмотреть на их жизнь, посмотреть на небо, плывущие облака?»
Погрузившись в личный опыт, к родителям, большинству, я уверена, судя по их высказываниям, пришло понимание, как много мы упускаем в жизни в погоне за бытовым комфортом.«Какое же счастье мы можем дать своему ребёнку, если мы с утра до вечера зарабатываем деньги?
Безусловно, одеть и накормить – это важно. Но разве это делает человека счастливым: еда, одежда? Разве материальные блага приносят счастье? Мы с вами одеты и сыты, но разве мы все счастливы? Нас постоянно что-то беспокоит, выводит из равновесия». (Хотелось убедить в важности принимать максимальное участие в личной внутренней жизни ребёнка).
Я призвала родителей, остановиться, сойти с дистанции бегов повседневной суеты и попробовать посмотреть на свою жизнь со стороны наблюдателя. Зачитала Дейл Карнеги «Письмо отца сыну». Все очень проникновенно слушали, чувствовалось: сердце тронуто. Некоторые попросили отксерить письмо для чтения дома в семье.
Мы договорились: дома каждый расставит приоритеты в своей жизни по их значимости и выявит что является самым важным в его жизни.
Истинная родительская любовь
В первый год в работе с родителями большой очень значимой задачей стало: донести до сознания родителей разницу между истинной родительской любовью и ложной любовью.
Показать на жизненных примерах, дать им самим прочувствовать, что такое истинная любовь и что такое ложная любовь. На одной из наших встреч я медленно выразительно прочитала рассказ Н. Носова «Огурцы». После чтения, наступила тишина. Выдержав паузу, задала вопрос: «Кто из вас смог поступить так же как поступила с сыном мама мальчика, укравшего огурцы?».
И опять в воздухе повисла трепетная проникновенность в суть. Все единодушно признали, что не готовы отправить сына одного ночью, вернуть украденное. Тогда мы стали искать варианты: «А как же по-другому можно исправить такую ситуацию, чтобы из сына вырос честный парень?».
И тогда вновь произошла дискуссия, в которой родители общались между собой, а я наблюдала и слушала, узнавая их всё больше и больше. Они самостоятельно выдвигали решения, тут же их опровергали, делали новые и новые выводы, пока не пришли к единому мнению.
Истинная родительская любовь — это сформировать у ребёнка настоящие человеческие качества, строго следовать этому курсу без отклонений. А отклонения — это и будет ложная любовь.
А что делать с огурцами? Решили, что идти надо вместе с сыном и вернуть огурцы. Ну, уж коли время у нас сейчас такое не спокойное.
Неформальность укрепляет отношения
Всё больше и больше я понимала насколько важно вовлекать родителей в жизнь группы. Ведь основное время дети находились со мной, почти вся их сознательная жизнь протекала в рамках группы, а мамы и папы в домашних условиях в основном бывают озабочены бытовыми задачами, от которых их сложно отвлечь.
И дети активно помогали мне решать эту задачу. Пришла идея выехать на природу всей семьёй в выходные дни. Это была потрясающая поездка: папы с сыновьями готовили костёр, мамы с девочками хозяйничали на кухне. Абсолютно каждый был занят, участвовал в общем деле.
Если какая-либо мамочка принимала образ «заботливой хлопотушки-мамочки», забирающей инициативу в свои руки, на помощь приходила я. При этом не акцентировала её внимание на неправильности её действий.
Просто включала проверенный механизм воздействия детей на родителей, обращалась опять к самим ребятам с напоминанием, какие мы большие и самостоятельные, что к мамам надо относиться бережно и забирать большую часть работы на себя (детский навык манипулирования родителями обращала в позитивное русло, пригодилось).
Ну, а после сделанной работы, как полагается все удовольствия: строили снежную крепость, катались с горки, играли в игры, и конечно же большое застолье с вкусными шашлыками. Все сразу заметили, как много дети кушают (вот бы в д/с так), съедено было всё.
А на утро следующего дня, все отметили, что, приехав домой вечером, дети были спокойными, удовлетворёнными, усталыми и просто свалились спать раньше обычного. Проявили горячее желание, что почаще бы вот так собираться и выезжать за город. Сразу же наметили следующий выезд золотой осенью. Только вот погода не задалась в эту осень. Ну, ничего что-нибудь придумаем.
Я не умничала, а просто стала одной из них
По любому вопросу, воспитательной задаче, я не доминировала в разговоре, не умничала, не читала лекции от лидеров-педагогов о правильности воспитания. Я просто стала одной из них.
Все знают, что грамотно составленными вопросами можно управлять дискуссией в нужном направлении, поэтому путём заранее продуманных вопросов и погружения родителей в жизненную ситуацию, я вовлекала их в дискуссии и к самостоятельному принятию решения.
На наших встречах они слушали не зачитываемые мною лекции, не меня, а друг друга, часто и много выражали свои мнения, подводили итог. Я же изучала их характер, отношение к ребёнку, к самим себе, к жизни в целом. Шаг за шагом мы развивали добрые отношения между собой.
А вкусно ли вас кормят?
К примеру, рассмотрим ситуацию с питанием. Этот аспект наиболее ясно выражает, насколько организация контроля в ДОУ должна зависеть от обратной связи, получаемой от родителей. Не касаясь материальных и технических аспектов организации питания, можно указать на постоянную необходимость вносить коррективы в меню дошкольников, основываясь на мнении родителей и детей.
Несмотря на юный возраст, дошкольники имеют право высказаться по поводу того, что они едят. Конечно же, у детей специфический взгляд на пищу, но если воспитатели замечают повальные отказы детей от того или иного блюда, то им необходимо, как минимум, поставить в известность администрацию детского сада.
Организация контроля в ДОУ в области питания может регулироваться ценной информацией, получаемой непосредственно от родителей. Совершенно не сложно будет провести анкетирование родителей, в процессе которого можно будет выяснить, какие блюда нравятся детям, какие не нравятся, какие продукты и блюда, а также целые разработки меню, могли бы рекомендовать сами родители. В некоторых дошкольных учреждения проводятся даже конкурсы и голосования, где выбираются лучшие блюда, рекомендуемые родителями и внедряемые затем в меню детского сада.
Мы можем сделать ребёнка счастливым
На самой первой встрече рассказала о себе и попросила родителей принять меня в свою семью, потому что общую задачу: как сделать так, чтобы ребёнок был счастливым, мы решать будем вместе. Заметьте: не воспитывать правильно ребёнка, а как сделать так, чтобы он стал счастливым. Очень важно продумывать каждое слово, каждую фразу, чтобы люди увидели и почувствовали искреннее доброе участие в их интересах.
А что может сделать нашего ребёнка счастливым? Простым вопросом я призвала родителей вникнуть: «Что делает НАС счастливыми?» Ох, и страстная была дискуссия. Перебрали все варианты счастья. Ко всеобщему удивлению сделали вывод, оказывается ни машина, ни квартира, не финансовое благополучие и прочее. Вроде бы простой вопрос, всё понятно.
Это как солнце светит. Ну, знаем мы, что такое Солнце, не удивить. Солнце и Солнце. Но, когда мы концентрируем внимание на Солнце, тогда начинаем понимать красоту, радость, исходящую от Него, тепло и что оно значит для жизни.
Следующим вопросом я снова погрузила родителей в их личный опыт: «С кем нам больше всего хочется общаться, к кому нас больше всего тянет, для какого человека ХОЧЕТСЯ сделать что-то хорошее?». (Продолжительная пауза для осмысления вопроса и начало дискуссии. Если заговорить самой и ответить, значит, проиграла, не получить ожидаемого результата).
Вывод вывели сами: Нас, лично, притягивают люди красивые, умные, культурные, деликатные. Грамотно выстроенные отношения являются основой для внешнего и внутреннего благополучия. Вот так наметились сами собой первые шаги в формировании привлекательной личности.
Организация контроля в ДОУ и образовательный процесс
В деле контроля и коррекции образовательного процесса, в дошкольном учреждении налаживание обратной связи с родителями действует не менее эффективно. Современное многообразие образовательных программ, практикуемых в ДОУ, позволяет системе дошкольного образования быть более гибкой по отношению к требованиям родителей. Другими словами, родитель, желающий, чтобы его ребёнок в ДОУ изучал какие-либо интересные и особенные специализированные предметы, имеет возможность найти ДОУ, где это желание будет удовлетворено. Но, порой, искомое ДОУ может находиться на другой стороне города, и родителям неудобно каждый день возить и забирать оттуда ребёнка.
Так почему же не прислушиваться к мнению родителей и не вносить изменения в образовательный процесс? Если родители выражают интерес по поводу внедрения, к примеру, астрономии для дошкольников в общий курс образования, можно найти средства и силы организовать дополнительные занятия в детском саду на эту тему. Или же, если родители выражают мнение по поводу того, что с детьми слишком много занимаются математикой, и слишком мало – рисованием, организация контроля в ДОУ всегда предполагает реальную возможность внесения изменений в учебный процесс.
Как и в случае с питанием, для того, чтобы узнать мнение и пожелания родителей, воспитатели могут регулярно проводить анкетирования и опросы соответствующего характера. Ежедневное сотрудничество воспитателей и представителей администрации с родителями – это полезная и необходимая работа, так как обе стороны процесса заинтересованы в одном – в создании лучших условий для развития и обучения детей.
Стиль общения педагога с родителямиконсультация (подготовительная группа) на тему
Стиль общения педагога с родителями
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [1]. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человечной. Умение общаться дается человеку от природы или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения его общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя — «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».
В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первое и необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями — это знание структуры общения.
Психологи выделяют три cоставляющие общения:
— Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.
— Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями — это то, что мы говорим.
— Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.
Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.
Следующий этап общения — речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.
Принципы построения коммуникации
В случае возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения.
Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими, создать положительный эмоциональный настрой, А. Ф. Кони советует в начале беседы использовать «зацепляющие» крючки. Это может быть что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос. «Зацепили крючком», и что дальше, успех гарантирован?
Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. В этой работе он указывает на то, что у каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но при этом сохраняя свои сущностные черты и свою уникальность. Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в диалог.
В наши дни выделяют много стилей общения, мы остановимся на основных:
Совместное творчество
В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.
Авторитарный стиль
Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.
Попустительский стиль
Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Стиль — дистанция
Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение — дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение — дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
Стиль — устрашение
Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.
Стиль — заигрывание
По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
Менторский стиль
Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя «бывалым» человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.
По мнению Г.Б. Мониной [2], эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».
Стиль «адвокат» педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях:
— родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
-родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
— педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. О проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника, человека, который искренне хочет помочь ребенку и родителям.
Педагоги со стажем часто жалуются на то, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, т.к. собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а негативная информация о ребенке, высказанная в критичном стиле о его поведении, часто воспринимается родителями болезненно, иногда даже агрессивно, перерастая в конфликт.
Во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации педагогу необходимо выбрать нужный стиль общения, грамотно построить стратегию поведения. Конфликт «педагог-родитель», как правило, предполагает протекание его по типу «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвинительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. К.Томас [3] предложил способы регулирования конфликтов. Они представлены в табл.1
Табл. 1 Способы регулирования конфликтов
№п/п | Стиль поведения | Сущность стратегии | Условия эффективного применения | Недостатки |
1 | Соревнование (конкуренция) | Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому объекту общения | Исход конфликта очень важен. Эффективен, когда человек обладает определенной властью: он знает, что его решение правильно и имеет возможность настаивать на нем. | При поражении-неудовлетворенность, при победе — чувство вины, непопулярность, испорченные отношения. |
2 | Уклонение | Уход или отсрочка решения конфликта, «бегство» от ответственности. | Исход не важен. Отстранение от решения конфликта, чтобы заняться им позже, быть более подготовленным к нему. Не тратить силы на его решение, когда положение безнадежно. | Переход конфликта в скрытую форму. |
№п/п | Стиль поведения | Сущность стратегии | Условия эффективного применения | Недостатки |
3 | Приспособление | Сглаживание разногласий за счет собственных интересов, действуя совместно с другими. | Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. | Вы уступаете в чем-то важном для себя. Другой человек не оценит Вашу уступку, воспримет ее за должное. |
4 | Компромисс | Поиск решения за счет взаимных уступок | Компромисс позволяет Вам сохранить взаимоотношения и Вы согласны получить хоть что-то, чем все потерять, можно воспользоваться кратковременной выгодой. | Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены |
5 | Сотрудничество | Совместный поиск разрешения конфликта, удовлетворяющего всех участников | Решение проблемы важно обеим сторонам. Есть время поработать над возникшей проблемой. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения | Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха |
По мнению Л.Б. Невалина, можно придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:
— Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.
— Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.
— Не терять самообладания; бестактность, брань-признак слабости и отсутствие аргументов.
— Опираться на факты и логику.
— Быть лаконичным.
— Прогнозировать последствия своих слов.
— Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.
— Уметь признать свою ошибку.
— Избегать нечестных приемов в споре.
— Не попадаться на удочку комплиментов.
Перечисленные предложенные Л.Б. Невалиным варианты не исчерпывают всего многообразия выработанных в длительной практике стилей общения. Они могут дать самые неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров при общении и находятся, как правило, эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности каждого, и педагогов, и родителей.
Конструктивное общение между педагогом и родителями возможно при наличии общих установок понимания цели, направленной на успешное воспитание ребенка.
Можно ли сказать, что использование различных приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с педагогом. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако, в большинстве случаев, если педагог постарается действовать продуманно и осознанно, выберет нужный стиль общения, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.