Гимнастика пробуждения после сна для 2 младшей группы ДОУ


Что такое гимнастика после сна в детском саду

Определение по ФГОС гимнастики пробуждения, которая проводится для младшей 2 группы детского сада — это комплекс, состоящий из упражнений, позволяющих ребенку от размеренного сна постепенно перейти к активной деятельности. Проводится под плавную музыку.

Гимнастика в кроватях

Важно! Для младших дошкольников в комплексе упражнений всегда должен присутствовать сюжетный герой, за которым они «повторяют» действия.

Цели и задачи гимнастики после сна

Цели комплекса пробуждения:

  • Улучшение настроения малыша;
  • Предотвращение возникновения плоскостопия и искривления позвоночника;
  • Воспитание культуры пробуждения у воспитанников ДОУ;
  • Приведение мышц всего тела в тонус.

Гимнастика выполняет в основном оздоровительную задачу, а именно: поддержание и укрепление здоровья ребенка.

Проведение тематических комплексов упражнений решает образовательную задачу и позволяет в игровой форме развивать детскую моторику и речь.

Виды гимнастики пробуждения

Разные виды гимнастики призваны решать отдельные задачи. Поэтому так часто планируется зарядка для пробуждения на недели вперед. Например, в первом комплексе дети разминаются исключительно в кроватях. Второй комплекс включает активные виды упражнений, такие как прыжки и приседания.

Виды гимнастики пробуждения:

  • Упражнения для дыхания;
  • Занятия музыкально-ритмические;
  • Корригирующие упражнения и комплексы (предотвращающие плоскостопие (ходьба по коврикам с различными поверхностями) или заболевания (закаливание));
  • Упражнения с инвентарем (обручи, мячи и т. д.);
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Разминка в постели.

Летом гимнастику советуют проводить на улице в кроссовках или чешках. Легкая разминка в этом случае включает в себя бег, прыжки, приседания, ходьбу по массажным поверхностям и закаливание.

Дополнительная информация! Все необходимые упражнения можно взять из книги Л. И. Пензулаевой «Физкультурные занятия (для детей 3-4 лет)».

Картотека тем для бесед в старшей группе и для ситуативного разговора

Разновидности гимнастики пробуждения

Организация пробуждения во второй младшей группе

Планировать зарядку следует заранее. Если в первой половине дня проводилась сюжетно-ролевая игра, то отличным продолжением станет тематическая гимнастика пробуждения.

В комплексе должны присутствовать:

  • Упражнения в кровати;
  • Активная деятельность (прыжки, ходьба, приседания, бег);
  • Закаливание (ходьба по разным на ощупь предметам (камни, песочек), обтирание прохладным полотенцем).

Правила проведения игровой гимнастики

Некоторые правила гимнастики после дневного сна:

  • Комнатная температура не должна быть ниже 16 и выше 25 градусов.
  • Для выполнения зарядки пробуждения не требуется специальная одежда или обувь, достаточно трусов и майки.
  • Не следует требовать от детей выполнять поставленные упражнения. А тех, кто просыпается раньше срока, нужно обучить самомассажу со специальными мячиками.
  • По времени проведения: упражнения в кровати — не более 2-х минут, активная нагрузка — 3 минуты, закаливание — 3 минуты.

Гимнастика в младшей группе ДОУ

Нюансы бодрящей гимнастики

  1. Подбирая комплекс заданий, нужно учесть те занятия, которые проводились до сна. Если перед обедом у детей была физическая культура, то в побудку не стоит включать упражнения, требующие насыщенных нагрузок на организм.
  2. Для сотворения хороших критерий выполнения упражнений температура в комнате не должна быть ниже 16–18 градусов.
  3. Так как все дети пробуждаются в различное время, есть смысл приготовить пару упражнений на самомассаж, к примеру, с массажными мячиками. Но, беря во внимание возраст подопечных, преподаватели должны направлять и корректировать деяния детей.
  4. Формой одежки для выполнения гимнастики в помещении являются трусики и маечка. Упражнения производятся с босыми ногами. Чешки либо носки требуются только в этом случае, если в комплекс входят танцевальные элементы.

В прохладное время года малыши надевают пижамы

Картотека гимнастики пробуждения по ФГОС

Гимнастика после сна (2 младшая группа), картотека по ФГОС:

Название упражненийОписание
«Потягушки»Лежа, на вдохе потянуться руками вверх, а ногами изо всех сил вперед.
«Комарик»Исходное положение — на спине, прямыми руками хлопнуть перед собой, «поймав» комарика.
«Мячики»Прыжки возле кровати.
«Большой — маленький»Исходное положение — стоя. На слово «большой» (счет «один») ребенок выпрямляется во весь рост, на «маленький» (счет «два») — приседает и сжимается в комочек.
«Колобок»Лежа на кровати, переворачивать туловище то влево, то вправо.
«Кошечка — собачка»Исходное положение — на четвереньках. На слово «кошечка» — выгнуть спину дугой. При произнесении «собачка» — прогнуться (можно повилять «хвостиком» — скрещенными сзади ногами).
«Велосипед»Выполняется преимущественно в летнее время года. Лежа на спине, малыши ногами изображают езду на велосипеде.
«Обезьянки»Исходное положение — на спине, согнутые в локтях руки прижаты к груди. Поочередно выпрямлять то одну, то другую руку, «срывая» с воображаемого дерева бананы.
«Греемся на пляже»Лежа на спине, сгибать ноги поочередно к груди.

Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок

Наиболее распространенным сочетанием в гимнастике пробуждения являются стихи, музыка и непосредственно упражнения.

Музыкально-ритмический блок гимнастики пробуждения

Вот один из комплексов, который можно проводить, не поднимая малыша с кровати:

  1. «Потягушки» (тянемся по 5-10 секунд);
  2. «Комарик» (хлопать 5-10 раз);
  3. «Велосипед» (выполняется 10-15 секунд);
  4. «Музыканты» (выполняется под стишок):

Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

«Мы играли на гармошке и похлопали в ладошки (малыши несколько раз хлопают);

Ножками — топ! топ! (топают по кровати);

Ручками — хлоп! хлоп! (хлопают перед собой);

И ладошки опускаем (расслабляются, вытягивают руки вдоль корпуса).

Отдыхаем.»

Подготовительный просмотр:

Гимнастик и пробуждения для первой младшей группы

1. «Ручки просыпаются» — И. п.: лежа на спине. Подымать руки в стороны и опускать вниз.

2. «Ножки просыпаются» — И. п.: то же. Попеременно подымать то одну, то другую ногу.

3. «Колобок» — И. п.: то же. Перекаты на правый, потом на левый бок.

4. «Кошечки» — И. п.: стоя на четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, ворачиваясь в и.п.

Ходьба на месте рядовая, выходят из спальни на носках.

Спал цветок (Малыши посиживают на корточках, голова наклонена, ладошки под щекой, глаза закрыты.)

И вдруг пробудился (Медлительно открыть глаза, опустить руки через стороны, встать.)

Больше спать не возжелал (Малыши, стоя делают повороты головы вправо-влево, показываю пальчиком «не захотел».)

Потянулся, улыбнулся, (Малыши потягиваются, улыбаются,)

Взвился ввысь и полетел. (машут руками, разбегаются.)

1. «Солнышко просыпается» — И. п.: лежа на спине. Приподняться на локтях, повернуть голову влево-вправо.

2. «Солнышко радуется» — И. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок.

3. «Солнечная зарядка» — И. п.: то же. Подымать поначалу руки, потом ноги вверх-вперед.

4. «Солнышко поднимается» — И. п.: лежа на животике, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати.

5. «Солнышко высоко» — И. п.: сидя на коленях, упор руками впереди. Приподняться на руки и прямые ноги.

6. «Я – огромное солнышко» — И. п.: стоя на ногах около кровати. Поднять руки ввысь через стороны, потянуться, встать на носки.

Ах так солнышко встает- (Малыши посиживают на корточках, руки опущены, Медлительно встают.)

Выше, выше, выше (Малыши стоят, руки поднимают ввысь.)

К ночи солнышко зайдет- (Малыши присаживаются на корточки.)

Ниже, ниже, ниже. (Малыши посиживают на корточках, наклоняют голову вниз-вверх-вниз.)

Отлично, отлично (Малыши встают, хлопают в ладоши.)

Солнышко смеется (Руки на пояс, повороты вправо-влево.

А под солнышком таким

Веселей живётся. (Кружение на месте в одну, а потом в другую сторону.)

Серенький, потянись. (Малыши стоят, руки вдоль тела, приподнимаются на носки, руки через стороны поднимают ввысь.)

Серенький, оборотись. (Малыши стоят, руки на поясе, делают повороты тела вправо-влево.)

Серенький, попляши. (Малыши делают пружинку.)

Серенький, поклонись. (Наклоны тела вперёд.)

Серенький, походи. (Ходьба на месте.)

По мосточку. (Ходьба по ребристой дорожке.)

Да по кочкам. (Прыжки по резиновым коврикам.)

1. «Ветерок» — И. п.: лежа на животике, руки вдоль тела. Приподнять голову, изобразить, как дует ветер: «Ф-ф-ф».

2. « Полет ветерка» — И. п.: то же. Развести руки в стороны.

3. «Ветерок гонит тучи» — И. п.: стоя на четвереньках. Движения тела вперед-назад, не отрывая ног и рук от кровати.

4. «Ветер дует над полями, над лесами и садами» — Рядовая ходьба переходящая в легкий бег.

1. «Медведь в берлоге» — И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» — И. п.: то же. Поочередное поднимание ног в резвом темпе.

3. «Зайчишки – трусишки» — И. п.: тсидя, ноги вытянуты, руки опущены вниз. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; возвратиться в и. п.

4. «Любопытные вороны» — И. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» — И. п.: стоя около кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» — И. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

1. «Ежата пробуждаются» — И.п.: лёжа на спине, руки вдоль тела. Поднять руки ввысь над головой, потянуться. Возвратиться в и.п.

2. » Ежата делают зарядку» — И.п.: то же. Поднять согнутые в коленях ноги, обхватить колени руками. Возвратиться в и.п.

3. «Ёжики отдыхают» — И.п.: то же. Повороты на левый-правый бок. Возвратиться в и.п.

4. «Ёжики резвятся» — И.п.: то же. Поднять руки и ноги, потрясти ими. Возвратиться в и.п.

5. Дыхательное упражнение «Дуем на лапки».

1. «Снежинки просыпаются» — И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» — И. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, возвратиться в и.п.

3. «Снежинки-балеринки» — И. п.: стоя около кровати, руки в стороны. Наклоны тела с вращением кистей.

4. «Снегопад» — И. п.: то же. Неспешные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» — И. п. то же. Кружение на месте на носках.

1. «Птички пробудились» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены. Руки в стороны, помахать руками-«птички машут крыльями».

2. Птички зовут друзей» — И.п.: стоя, руки на поясе, ноги немного расставлены. Поворот на право, произнести: «Чик-чирик», поворот на лево, произнести то же.

3. Птички клюют зёрнышки» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены, руки опущены. Присесть, постучать пальчиками по полу, произнести: «Клю-клю». Возвратиться в и.п.

4. «Птички веселятся» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены, руки опущены. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой.

1. «Петух пробуждается» — И.п.: лёжа на спине, руки вытянуты за головой. Поднять прямые ноги и руки ввысь, руки ввысь, возвратиться в и.п.

2. » Петух отыскивает зёрнышки» — И.п.: сидя, скрестив ноги, руки на поясе. Наклоны головы вправо-влево.

3. «Петух пьёт водичку» — И.п.: сидя на пятках, руки опущены. Встать на колени, руки ввысь, наклониться вперёд.

4. «Петух прыгает» — Прыжки на 2-ух ногах.

1. «Котёнок пробуждается» — И.п.- лежа на спине, руки вдоль тела. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, возвратиться в и.п.

2. «Котёнок сердится» — И.п.- сидя, ноги вытянуты, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф».

3. «Котёнок отдыхает» — И.п.- то же, одна рука на животике, другая на груди. Вдох через нос, выдох через рот.

4. «Котёнок разыгрался» — И.п.- стоя, ноги поврозь, руки понизу. Хлопок в ладоши — выдох, развести ладошки в стороны- выдох.

5. «Котёнок резвится» — Поскоки на месте.

1. «Потягушки» — И.п.- лежа на спине, руки вдоль тела, потягивание.

2. «Встаём» — И.п.- лежа на спине, руки вдоль тела, сесть с прямыми ногами, руки к носкам.

3. «Вот наклонилась ёлочка, зеленоватые иголочки» — И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки понизу, наклон тела вперед.

4. «Собираем ягоды» — И.п. – стоя, ноги немного расставлены, руки опущены. Присесть на корточки, «взять ягоду».

5. «Береза» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела.

Подняться на носки, руки поднять через стороны ввысь.

1. «Потянулись» — И. п.: лежа на спине. Руки ввысь, потянуться, произнести: «Ух!»

2. «Паучок» — И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны. Поочерёдно сгибать руки и ноги.

3. «Колобок» И.п.: лежа на спине, руки развести в стороны. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками, возвратиться в и.п.

4. «Рыбка» И.п.: лежа на животике руки под подбородком. Приподнять голову, подвигать руками и ногами.

1. «Котята просыпаются” — И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять правую руку, потом левую, потянуться, возвратиться в и. п.

2. «Потянули задние лапки” — И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Приподнять и потянуть правую ногу, потом левую, плавненько попеременно опустить.

3. «Ищем друга” — И. п.: лежа на животике. Приподнять голову, поворот головой влево-вправо, возвратиться в и. п.

4. «Котенок сердитый» — И. п.: стоя на четвереньках. Приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

5. «Котенок нежный» — И. п.: стоя на четвереньках. Голову ввысь, спину прогнуть, повилять хвостом.

«В гостях у солнышка»

1. «Улыбаемся солнышку» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены, руки опущены. Руки через стороны поднять ввысь, помахать ими, улыбнуться.

2. «Прячемся от солнышка» -И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени. Оборотиться вокруг собственной оси, переступая ногами по кругу.

3. «Загорают ножки» — И.п. сидя, ноги совместно, руки в упоре сзади. Сгибать и разгибать ноги.

4. «Радуемся солнышку» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены, руки на поясе. Подпрыгивания на месте.

1. «Жуки потянулись» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены. Потянуться, руки через стороны ввысь.

2. «Пробудились глазки» — И.п.: то же. Погладить закрытые глазки от переносицы к наружному краю глаз и назад.

3. «Пробудились ушки» — И.п.: то же. Растирать уши снизу ввысь в течение 20 секунд.

4. «Пробудились лапки» — И.п.: то же. Поднять впереди себя вытянутые вперёд и потрясти ими.

5. «Жуки нагреваются на солнышке» — И.п: лёжа на спине, руки вдоль тела. Поворот на животик, возвратиться в и.п.

6. «Весёлые жуки» — И.п.: лёжа на спине, руки вдоль тела. Хлопки руками впереди себя.

1. «Покажи ладошки» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены, руки опущены. Руки вытянуть ладошками вперёд, сказать: «Вот!» Возвратиться в и.п.

2. «Хлопни по ладошке» — И.п.: то же. Присесть, хлопнуть в ладошки, встать.

3. «Поиграем пальчиками» — И.п.: сидя, ноги поврозь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Сжимать и разжимать кулачки в течение 20 секунд.

4. «Достань ладошками до колен» — И.п.: сидя, ноги совместно, руки опущены. Наклониться вперёд и хлопнуть ладошками по коленкам. Возвратиться в и.п.

5. «Дружные ладошки» — Малыши находят для себя пару, выходят из спальни, держась за руки.

Гимнастика после сна в первой младшей группе: теория и практика проведения.

Наталья Василишин 13.10.2017 2 3.1k

Пользу сна для физиологического и психического здоровья ребёнка переоценить трудно. А послеобеденный отдых имеет большущее значение для сотворения во 2-ой половине денька неплохого настроения у малышей. Принципиально и то, как происходит переход от сна к бодрствованию, ведь дети от 1,5 до 3 лет ещё совершенно мелкие, им тяжело стремительно переключаться. Для облегчения этого процесса разработана гимнастика пробуждения, она же бодрящая гимнастика.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]