Что такое гимнастика после сна в детском саду
Определение по ФГОС гимнастики пробуждения, которая проводится для младшей 2 группы детского сада — это комплекс, состоящий из упражнений, позволяющих ребенку от размеренного сна постепенно перейти к активной деятельности. Проводится под плавную музыку.
Гимнастика в кроватях
Важно! Для младших дошкольников в комплексе упражнений всегда должен присутствовать сюжетный герой, за которым они «повторяют» действия.
Цели и задачи гимнастики после сна
Цели комплекса пробуждения:
- Улучшение настроения малыша;
- Предотвращение возникновения плоскостопия и искривления позвоночника;
- Воспитание культуры пробуждения у воспитанников ДОУ;
- Приведение мышц всего тела в тонус.
Гимнастика выполняет в основном оздоровительную задачу, а именно: поддержание и укрепление здоровья ребенка.
Проведение тематических комплексов упражнений решает образовательную задачу и позволяет в игровой форме развивать детскую моторику и речь.
Виды гимнастики пробуждения
Разные виды гимнастики призваны решать отдельные задачи. Поэтому так часто планируется зарядка для пробуждения на недели вперед. Например, в первом комплексе дети разминаются исключительно в кроватях. Второй комплекс включает активные виды упражнений, такие как прыжки и приседания.
Виды гимнастики пробуждения:
- Упражнения для дыхания;
- Занятия музыкально-ритмические;
- Корригирующие упражнения и комплексы (предотвращающие плоскостопие (ходьба по коврикам с различными поверхностями) или заболевания (закаливание));
- Упражнения с инвентарем (обручи, мячи и т. д.);
- Сюжетно-ролевые игры;
- Разминка в постели.
Летом гимнастику советуют проводить на улице в кроссовках или чешках. Легкая разминка в этом случае включает в себя бег, прыжки, приседания, ходьбу по массажным поверхностям и закаливание.
Дополнительная информация! Все необходимые упражнения можно взять из книги Л. И. Пензулаевой «Физкультурные занятия (для детей 3-4 лет)».
Картотека тем для бесед в старшей группе и для ситуативного разговора
Разновидности гимнастики пробуждения
Организация пробуждения во второй младшей группе
Планировать зарядку следует заранее. Если в первой половине дня проводилась сюжетно-ролевая игра, то отличным продолжением станет тематическая гимнастика пробуждения.
В комплексе должны присутствовать:
- Упражнения в кровати;
- Активная деятельность (прыжки, ходьба, приседания, бег);
- Закаливание (ходьба по разным на ощупь предметам (камни, песочек), обтирание прохладным полотенцем).
Правила проведения игровой гимнастики
Некоторые правила гимнастики после дневного сна:
- Комнатная температура не должна быть ниже 16 и выше 25 градусов.
- Для выполнения зарядки пробуждения не требуется специальная одежда или обувь, достаточно трусов и майки.
- Не следует требовать от детей выполнять поставленные упражнения. А тех, кто просыпается раньше срока, нужно обучить самомассажу со специальными мячиками.
- По времени проведения: упражнения в кровати — не более 2-х минут, активная нагрузка — 3 минуты, закаливание — 3 минуты.
Гимнастика в младшей группе ДОУ
Нюансы бодрящей гимнастики
- Подбирая комплекс заданий, нужно учесть те занятия, которые проводились до сна. Если перед обедом у детей была физическая культура, то в побудку не стоит включать упражнения, требующие насыщенных нагрузок на организм.
- Для сотворения хороших критерий выполнения упражнений температура в комнате не должна быть ниже 16–18 градусов.
- Так как все дети пробуждаются в различное время, есть смысл приготовить пару упражнений на самомассаж, к примеру, с массажными мячиками. Но, беря во внимание возраст подопечных, преподаватели должны направлять и корректировать деяния детей.
- Формой одежки для выполнения гимнастики в помещении являются трусики и маечка. Упражнения производятся с босыми ногами. Чешки либо носки требуются только в этом случае, если в комплекс входят танцевальные элементы.
В прохладное время года малыши надевают пижамы
Картотека гимнастики пробуждения по ФГОС
Гимнастика после сна (2 младшая группа), картотека по ФГОС:
Название упражнений | Описание |
«Потягушки» | Лежа, на вдохе потянуться руками вверх, а ногами изо всех сил вперед. |
«Комарик» | Исходное положение — на спине, прямыми руками хлопнуть перед собой, «поймав» комарика. |
«Мячики» | Прыжки возле кровати. |
«Большой — маленький» | Исходное положение — стоя. На слово «большой» (счет «один») ребенок выпрямляется во весь рост, на «маленький» (счет «два») — приседает и сжимается в комочек. |
«Колобок» | Лежа на кровати, переворачивать туловище то влево, то вправо. |
«Кошечка — собачка» | Исходное положение — на четвереньках. На слово «кошечка» — выгнуть спину дугой. При произнесении «собачка» — прогнуться (можно повилять «хвостиком» — скрещенными сзади ногами). |
«Велосипед» | Выполняется преимущественно в летнее время года. Лежа на спине, малыши ногами изображают езду на велосипеде. |
«Обезьянки» | Исходное положение — на спине, согнутые в локтях руки прижаты к груди. Поочередно выпрямлять то одну, то другую руку, «срывая» с воображаемого дерева бананы. |
«Греемся на пляже» | Лежа на спине, сгибать ноги поочередно к груди. |
Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок
Наиболее распространенным сочетанием в гимнастике пробуждения являются стихи, музыка и непосредственно упражнения.
Музыкально-ритмический блок гимнастики пробуждения
Вот один из комплексов, который можно проводить, не поднимая малыша с кровати:
- «Потягушки» (тянемся по 5-10 секунд);
- «Комарик» (хлопать 5-10 раз);
- «Велосипед» (выполняется 10-15 секунд);
- «Музыканты» (выполняется под стишок):
Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
«Мы играли на гармошке и похлопали в ладошки (малыши несколько раз хлопают);
Ножками — топ! топ! (топают по кровати);
Ручками — хлоп! хлоп! (хлопают перед собой);
И ладошки опускаем (расслабляются, вытягивают руки вдоль корпуса).
Отдыхаем.»
Подготовительный просмотр:
Гимнастик и пробуждения для первой младшей группы
1. «Ручки просыпаются» — И. п.: лежа на спине. Подымать руки в стороны и опускать вниз.
2. «Ножки просыпаются» — И. п.: то же. Попеременно подымать то одну, то другую ногу.
3. «Колобок» — И. п.: то же. Перекаты на правый, потом на левый бок.
4. «Кошечки» — И. п.: стоя на четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, ворачиваясь в и.п.
Ходьба на месте рядовая, выходят из спальни на носках.
Спал цветок (Малыши посиживают на корточках, голова наклонена, ладошки под щекой, глаза закрыты.)
И вдруг пробудился (Медлительно открыть глаза, опустить руки через стороны, встать.)
Больше спать не возжелал (Малыши, стоя делают повороты головы вправо-влево, показываю пальчиком «не захотел».)
Потянулся, улыбнулся, (Малыши потягиваются, улыбаются,)
Взвился ввысь и полетел. (машут руками, разбегаются.)
1. «Солнышко просыпается» — И. п.: лежа на спине. Приподняться на локтях, повернуть голову влево-вправо.
2. «Солнышко радуется» — И. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок.
3. «Солнечная зарядка» — И. п.: то же. Подымать поначалу руки, потом ноги вверх-вперед.
4. «Солнышко поднимается» — И. п.: лежа на животике, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати.
5. «Солнышко высоко» — И. п.: сидя на коленях, упор руками впереди. Приподняться на руки и прямые ноги.
6. «Я – огромное солнышко» — И. п.: стоя на ногах около кровати. Поднять руки ввысь через стороны, потянуться, встать на носки.
Ах так солнышко встает- (Малыши посиживают на корточках, руки опущены, Медлительно встают.)
Выше, выше, выше (Малыши стоят, руки поднимают ввысь.)
К ночи солнышко зайдет- (Малыши присаживаются на корточки.)
Ниже, ниже, ниже. (Малыши посиживают на корточках, наклоняют голову вниз-вверх-вниз.)
Отлично, отлично (Малыши встают, хлопают в ладоши.)
Солнышко смеется (Руки на пояс, повороты вправо-влево.
А под солнышком таким
Веселей живётся. (Кружение на месте в одну, а потом в другую сторону.)
Серенький, потянись. (Малыши стоят, руки вдоль тела, приподнимаются на носки, руки через стороны поднимают ввысь.)
Серенький, оборотись. (Малыши стоят, руки на поясе, делают повороты тела вправо-влево.)
Серенький, попляши. (Малыши делают пружинку.)
Серенький, поклонись. (Наклоны тела вперёд.)
Серенький, походи. (Ходьба на месте.)
По мосточку. (Ходьба по ребристой дорожке.)
Да по кочкам. (Прыжки по резиновым коврикам.)
1. «Ветерок» — И. п.: лежа на животике, руки вдоль тела. Приподнять голову, изобразить, как дует ветер: «Ф-ф-ф».
2. « Полет ветерка» — И. п.: то же. Развести руки в стороны.
3. «Ветерок гонит тучи» — И. п.: стоя на четвереньках. Движения тела вперед-назад, не отрывая ног и рук от кровати.
4. «Ветер дует над полями, над лесами и садами» — Рядовая ходьба переходящая в легкий бег.
1. «Медведь в берлоге» — И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Перекаты с боку на бок.
2. «Зайчики – побегайчики» — И. п.: то же. Поочередное поднимание ног в резвом темпе.
3. «Зайчишки – трусишки» — И. п.: тсидя, ноги вытянуты, руки опущены вниз. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; возвратиться в и. п.
4. «Любопытные вороны» — И. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».
5. «Белочки на веточках» — И. п.: стоя около кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.
6. «Благородные олени» — И. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.
1. «Ежата пробуждаются» — И.п.: лёжа на спине, руки вдоль тела. Поднять руки ввысь над головой, потянуться. Возвратиться в и.п.
2. » Ежата делают зарядку» — И.п.: то же. Поднять согнутые в коленях ноги, обхватить колени руками. Возвратиться в и.п.
3. «Ёжики отдыхают» — И.п.: то же. Повороты на левый-правый бок. Возвратиться в и.п.
4. «Ёжики резвятся» — И.п.: то же. Поднять руки и ноги, потрясти ими. Возвратиться в и.п.
5. Дыхательное упражнение «Дуем на лапки».
1. «Снежинки просыпаются» — И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Повороты головы влево-вправо.
2. «Снежинки-пушинки» — И. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, возвратиться в и.п.
3. «Снежинки-балеринки» — И. п.: стоя около кровати, руки в стороны. Наклоны тела с вращением кистей.
4. «Снегопад» — И. п.: то же. Неспешные приседания с опусканием рук вниз.
5. «Танец снежинок» — И. п. то же. Кружение на месте на носках.
1. «Птички пробудились» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены. Руки в стороны, помахать руками-«птички машут крыльями».
2. Птички зовут друзей» — И.п.: стоя, руки на поясе, ноги немного расставлены. Поворот на право, произнести: «Чик-чирик», поворот на лево, произнести то же.
3. Птички клюют зёрнышки» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены, руки опущены. Присесть, постучать пальчиками по полу, произнести: «Клю-клю». Возвратиться в и.п.
4. «Птички веселятся» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены, руки опущены. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой.
1. «Петух пробуждается» — И.п.: лёжа на спине, руки вытянуты за головой. Поднять прямые ноги и руки ввысь, руки ввысь, возвратиться в и.п.
2. » Петух отыскивает зёрнышки» — И.п.: сидя, скрестив ноги, руки на поясе. Наклоны головы вправо-влево.
3. «Петух пьёт водичку» — И.п.: сидя на пятках, руки опущены. Встать на колени, руки ввысь, наклониться вперёд.
4. «Петух прыгает» — Прыжки на 2-ух ногах.
1. «Котёнок пробуждается» — И.п.- лежа на спине, руки вдоль тела. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, возвратиться в и.п.
2. «Котёнок сердится» — И.п.- сидя, ноги вытянуты, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф».
3. «Котёнок отдыхает» — И.п.- то же, одна рука на животике, другая на груди. Вдох через нос, выдох через рот.
4. «Котёнок разыгрался» — И.п.- стоя, ноги поврозь, руки понизу. Хлопок в ладоши — выдох, развести ладошки в стороны- выдох.
5. «Котёнок резвится» — Поскоки на месте.
1. «Потягушки» — И.п.- лежа на спине, руки вдоль тела, потягивание.
2. «Встаём» — И.п.- лежа на спине, руки вдоль тела, сесть с прямыми ногами, руки к носкам.
3. «Вот наклонилась ёлочка, зеленоватые иголочки» — И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки понизу, наклон тела вперед.
4. «Собираем ягоды» — И.п. – стоя, ноги немного расставлены, руки опущены. Присесть на корточки, «взять ягоду».
5. «Береза» И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела.
Подняться на носки, руки поднять через стороны ввысь.
1. «Потянулись» — И. п.: лежа на спине. Руки ввысь, потянуться, произнести: «Ух!»
2. «Паучок» — И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны. Поочерёдно сгибать руки и ноги.
3. «Колобок» И.п.: лежа на спине, руки развести в стороны. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками, возвратиться в и.п.
4. «Рыбка» И.п.: лежа на животике руки под подбородком. Приподнять голову, подвигать руками и ногами.
1. «Котята просыпаются” — И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять правую руку, потом левую, потянуться, возвратиться в и. п.
2. «Потянули задние лапки” — И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Приподнять и потянуть правую ногу, потом левую, плавненько попеременно опустить.
3. «Ищем друга” — И. п.: лежа на животике. Приподнять голову, поворот головой влево-вправо, возвратиться в и. п.
4. «Котенок сердитый» — И. п.: стоя на четвереньках. Приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.
5. «Котенок нежный» — И. п.: стоя на четвереньках. Голову ввысь, спину прогнуть, повилять хвостом.
«В гостях у солнышка»
1. «Улыбаемся солнышку» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены, руки опущены. Руки через стороны поднять ввысь, помахать ими, улыбнуться.
2. «Прячемся от солнышка» -И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени. Оборотиться вокруг собственной оси, переступая ногами по кругу.
3. «Загорают ножки» — И.п. сидя, ноги совместно, руки в упоре сзади. Сгибать и разгибать ноги.
4. «Радуемся солнышку» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены, руки на поясе. Подпрыгивания на месте.
1. «Жуки потянулись» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены. Потянуться, руки через стороны ввысь.
2. «Пробудились глазки» — И.п.: то же. Погладить закрытые глазки от переносицы к наружному краю глаз и назад.
3. «Пробудились ушки» — И.п.: то же. Растирать уши снизу ввысь в течение 20 секунд.
4. «Пробудились лапки» — И.п.: то же. Поднять впереди себя вытянутые вперёд и потрясти ими.
5. «Жуки нагреваются на солнышке» — И.п: лёжа на спине, руки вдоль тела. Поворот на животик, возвратиться в и.п.
6. «Весёлые жуки» — И.п.: лёжа на спине, руки вдоль тела. Хлопки руками впереди себя.
1. «Покажи ладошки» — И.п.: стоя, ноги немного расставлены, руки опущены. Руки вытянуть ладошками вперёд, сказать: «Вот!» Возвратиться в и.п.
2. «Хлопни по ладошке» — И.п.: то же. Присесть, хлопнуть в ладошки, встать.
3. «Поиграем пальчиками» — И.п.: сидя, ноги поврозь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Сжимать и разжимать кулачки в течение 20 секунд.
4. «Достань ладошками до колен» — И.п.: сидя, ноги совместно, руки опущены. Наклониться вперёд и хлопнуть ладошками по коленкам. Возвратиться в и.п.
5. «Дружные ладошки» — Малыши находят для себя пару, выходят из спальни, держась за руки.
Гимнастика после сна в первой младшей группе: теория и практика проведения.
Наталья Василишин 13.10.2017 2 3.1k
Пользу сна для физиологического и психического здоровья ребёнка переоценить трудно. А послеобеденный отдых имеет большущее значение для сотворения во 2-ой половине денька неплохого настроения у малышей. Принципиально и то, как происходит переход от сна к бодрствованию, ведь дети от 1,5 до 3 лет ещё совершенно мелкие, им тяжело стремительно переключаться. Для облегчения этого процесса разработана гимнастика пробуждения, она же бодрящая гимнастика.