Конспект занятия по тестопластике для старшей группы «Сердечко для мамочки»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. И это не удивительно. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. Рецепт этого материала настолько древний, что никто не знает, когда же люди придумали его. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол». Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого теста можно смело доверять любому малышу. Этот комок дает ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в детском саду. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигуры и целые композиции. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так один ребенок предпочитает миниатюрные изделия, другой тяготеет к монументальности. Лепка не только интересное, но и весьма полезное занятие. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников. Лепка из соленого теста способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Также как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обоснованно можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Следующая >

Мастер-класс для педагогов по тестопластике

Автор -составитель:

Епанчинцева Ирина Святославна,

воспитатель

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

высшая квалификационная категория

Педагогический стаж 27 лет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: Представить возможности тестопластики как средства развития дошкольников

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с приемами тестопластики.
  2. Показать систему работы с тестом, как материалом для изодеятельности детей.

Оборудование: соленое тесто, заготовка для изготовления поделки «Цыпленок», материал для украшения поделки.

Ход мастер-класса

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто — «Хлебосол».

Тесто имеет ряд преимуществ:

• Материал экологически безвредный, не аллергенный.

• Удивительно пластичный материал.

• Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

• Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

При работе с тестом могут возникнуть трудности:

  1. Нужно научиться замешивать тесто. Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука.
  2. Необходимо учитывать тематическое планирование при разработке программы кружка.

При работе с тестом фантазии нет предела!!! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи, и направлена на:

  1. развитие сферы образов-представлений;
  2. формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
  3. развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  4. формирование пространственно-временных представлений;
  5. развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  6. развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  7. активизация формирования связей между полушариями мозга;
  8. развитие творческих способностей.

оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  1. развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  2. профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  3. развитие социальных эмоций;
  4. создание условий для развития самосознания и самооценки;
  5. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  6. предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия.

В игре «Узнай на ощупь» предлагаем детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников.

Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом.

Работа с тестом — это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика — это возможность использовать подручный материал:

  • Спагетти (колючки ежика)
  • Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
  • Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
  • Перец горошком (носик, глазки)
  • Чесночнодавилка (прически)
  • Стеки (прорисовывать)
  • Пуговицы (сделать рельефную поверхность)

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Каждое занятие кружка я начинаю с разминки:

  • Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
  • Катание колобка в ладошках;
  • Надавливание на колобок — получение лепешки;
  • Пришли «мышки» стали норки рыть;
  • Налетели «гуси» стали тесто щипать;
  • Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
  • Скатывание лепешки в колбаску;
  • Заворачиваем колбаску в «улитку»;
  • «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.

После разминки переходим к изготовлению поделки. Предлагаю сделать пасхального цыпленка (идея поделки взята на сайте https://yasno-solnishko.ru).

Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и неполного стакана воды. Добавим желтую гуашь.

  1. Затем мы раскатаем тесто в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавим овал. В качестве формочки мы возьмем пластиковый стаканчик и слегка его придавим с боков, чтобы получился овал.

  1. Овал отделим от остального теста и слегка смоченным в воде пальцем разгладим его края. Это тело цыплёнка.
  2. Для крылышек мы слепим небольшие овалы, тонко раскатаем их, слегка смочим водой и приклеим к цыплёнку. Зубочисткой нарисуем на крылышках полоски-пёрышки.
  3. Для глазок скатаем маленькие шарики, для клювика – квадрат.
  4. Для ножек мы слепим небольшие овалы, раскатаем их при помощи гуаши.
  5. В заготовке мы сделаем дырочки – вверху одну, для подвешивания яйца и две внизу, для крепления ножек. В ножках мы тоже проделаем дырочки для крепления к цыплёнку.

  1. Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.
  2. Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.
  3. Вставим в отверстия ленточки.

Ну, вот, наш пасхальный цыплёнок из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны.

Литература:

  1. https://aplik.ru/shkolniku/9-klass/ispolzovanie-priemov-testoplastiki-v-korrektcionnopedagogicheskoi-rabote-s-detmi-s-ogr/
  2. https://io.nios.ru/articles2/51/10/testoplastika-v-detskom-sadu
  3. https://yasno-solnishko.ru/detki-3-5-let/pashal-ny-j-tsy-plyonok-iz-solyonogo-testa.html

«Свидетельство о публикации в СМИ»: Серия А № 0004382

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Статья:

Комочек солёного теста- Лепить из него интересно! Комочек из теста мягкий, На ощупь приятный и гладкий. Лежит у меня на ладошке, Слепить из него могу кошку, Слонёнка слепить или мышку, Картинку, что видела в книжке Комочек помяла немножко, Слеплю ему ручки и ножки, Слеплю ему ушки и глазки, И вместе отправимся в сказку! И. Глебова
В основной общеобразовательной Программе приоритетом является развивающая функция, обеспечивающая становление личности ребенка.

Состояние отечественной системы дошкольного образования в настоящее время характеризуется переходом к новым подходам направленности воспитания на гуманистическую, личностно-ориентированную модель. Это значительно расширяет спектр решаемых воспитательных задач..

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность и лепка. В процессе изобразительной деятельности и лепки дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Изобразительное творчество и лепка дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. «Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие — исполнительство — творчество. Каждый ребенок, по моему глубокому убеждению, с детства должен расти в атмосфере любви, красоты, творчества. Совместную деятельность с детьми тестопластикой я стараюсь превратить в творчество, тогда из его рук будут выходить настоящие произведения искусств! Во время работы с тестом я стремлюсь развить у детей – эстетический вкус, чувство ритма, умение понимать прекрасное. Во время лепки из соленого теста у детей происходит активизация словаря, так как во время занятий, я прошу озвучить свои действия. Ребенок лепит и разъясняет: «У медведя такие широкие лапы, потому что…». Ребенок может фантазировать, может поделиться с другими детьми своими познаниями об окружающем мире. Я развиваю логическое мышление, так, как перед работой ребенок, прежде всего, должен последовательно обдумать план действий, обдумать каждую деталь: что? зачем? почему? После выполнения работы дети обыгрывают свою поделку, сочиняют какую- либо сказку, устраивают настоящие театральные представления. Планируя свою совместную работу с детьми, я использую игры – драматизации (дети лепят героев сказки, и озвучивают их). Обучение строю не на основе «делать по указанию или образцу», что предлагает взрослый, а «придумывать» свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальные воображения в деятельности. Содержание деятельности строю в соответствии с тематическим планированием логопеда, дефектолога, а также исходя из интересов воспитанников. Дети любят заниматься изготовлением поделок к праздникам (Новогодний тигр, елочки, сказочные подковы); изготовлением игрушек самоделок для малышей; изготовлением героев по мотивам русских народных сказок; атрибутов к сюжетно-ролевым играм: овощей, фруктов, хлебобулочных изделий в магазин. Гордостью детей считаю коллективные панно – «Морское дно», «Загадочный космос», «Корзина с фруктами».

Для создания предметно-развивающей среды мною была изготовлена картотека игр на художественно-эстетическое развитие детей. Наиболее интересными считаю «Угадай и расскажи о народной игрушке», «Узнай элемент узора», «На что похоже?», «Долепи поделку», «Чего на свете не бывает?», «Подумай и отгадай», «Фантастические герои».

Во время деятельности стараюсь, чтобы дети как можно реже говорили слово «не умею», объясняю, что мы здесь собрались, чтобы научиться, что я обязательно помогу. Этим я убираю страх у ребенка перед тем, что у него не получится. Иногда слово «не умею» прикрывает то, что ребенок не хочет заниматься. Тогда необходимо создать у детей мотивацию, вызвать заинтересованность и желание заниматься. Для создания мотивации к деятельности использую игровые приемы, через них развиваю интерес к тестопластике. Часто, чтобы заинтересовать детей, я применяю «оживление» и обыгрывание поделок, с которыми можно разговаривать, советоваться и играть. Содержание игровых действий зависит от содержания поделок. Если это птица, то она может «летать», «клевать», «говорить», «хвастаться друг перед другом».

При лепке животных из цирка, дети были дрессировщиками, рассказывали о своих животных самостоятельно; проводя игру по составлению фоторобота, дети принимали роль «сыщика» и придумывали себе положительного и отрицательного героя и т.д. Предлагая детям роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнять его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет свою работу. А также я беру на себя какую-либо роль — волшебницы красок, колдуна или бабушки – загадушки, которая перезабыла все сказки и не может рассказать их детям.

С целью поддержания интереса использовала элементы театрализации, сюрпризные моменты, игровых персонажей (Буратино, Незнайка, Лунтик), дидактические игры (например, «названия игр»). В совместной деятельности тестопластикой, я активизирую речь ребенка и пополняю его словарный запас. (Что ты сейчас лепишь? Что ты потом будешь лепить? Какие ты у зайчика сделаешь ушки? Для чего ты мишке сделал такие мощные, сильные лапы? Какой твой герой будет по настроению: грустный, веселый, задорный, хитрый?)

С помощью тестопластики, я стремилась создавать условия для творческого самовыражения воспитанников (лепка для настольного театра, атрибуты для сюжетно ролевых игр «Дом», «Магазин»; регулярные выставки детского творчества в детском саду, в городской детской библиотеке, в библиотеке Мичуринского Сельсовета Искитимского района, в музее города Бердска и т.д.).

В своей педагогической деятельности, применяя принцип интеграции обучения, развиваю мышление ребенка, его знания в области формирования элементарных представлений в математике, ориентировки в пространстве (поделить кусок теста и посчитать части, сравнить их по величине, форме, какие части поделки находятся впереди, сзади, слева, справа). Развиваю речь ребенка: предлагаю рассказать о своей поделке, описать ее, дать ей название, сочинить рассказ о ее приключениях. Задействую поделки в игровой деятельности: желательно чтобы ребенок поделку сразу домой не забирал, а некоторое время использовал ее в играх. В группе мы собирали коллекцию, чтобы можно было показать для сверстников настольный театр. Это вызывает у детей желание слепить новых героев и развить сюжет сказки или игры.

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как наиболее экологически безопасную.

Чтобы научить ребенка техническим навыкам лепки и развивать у него мелкую моторику, для начала я беру руки ребенка в свои руки, даю ему прочувствовать силу нажатия на комочек теста: при раскатывании теста в шар, палочку различной ширины и длинны. Мышцы ладони должны быть напряжены, кисти рук прямые. Поэтому предлагаю ребенку раскатывать тесто на доске. Все детали делаем только руками. Сразу приучаю ребенка работать аккуратно. Рассматривая образец, дети анализируют форму деталей и их расположение. Затем образец убираю. Я на своем куске теста показываю технические приемы лепки: оттягивание, прощипывание, промазывание и другие. После показа я убираю свою работу. Это делается для того, чтобы ребенок не копировал изделие. Если ребенок затрудняется в процессе работы, я показываю ему нужный технический прием на своем куске теста. Если идет самостоятельная работа, я не вмешиваюсь в работу ребенка. Могу только на своем куске теста показать, как исправить ошибку. При совместной деятельности я могу брать в руки изделие ребенка и по его просьбе исправить поделку. Учу детей работать со стекой. Чтобы дети приобрели опыт и знали, какой стороной можно сделать рисунок на тесте, дырочку, прорезь, отрезать необходимый кусок теста.

Я считаю необходимо начинать с создания условий в группе — небольшого уголка творчества. В моей группе я разместила: краски (акварельные, гуашь),

цветные карандаши, фломастеры, мелки, восковые мелки, разные кисточки, кусочки поролона, ножницы, цветную и бархатную бумагу. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцвет, вату, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер, и другой бросовый материал. Все это сосредоточенно в разных коробочках, шкатулках, в специальных контейнерах. В уголке творчества я делаю ежемесячно сменяющуюся выставку по ознакомлению с народно — прикладным искусством. Главная моя задача создать условия и предоставить все это многообразие для творческой фантазии детей. Могу с уверенностью сказать, что каждый ребенок находит то, что ему необходимо для воплощения своей задумки.

С помощью поделок из теста происходило развитие общения (ходим в гости друг другу, говорим вежливые слова друг другу); обыгрыванием детских стихов и песенок поделками прививала моральные и нравственные ценности.

Начатая мною работа имеет широкие границы и возможности, и требует продолжения. Работа в данном направлении подтверждает, что художественно- эстетическое развитие складывается и развивается не только на основе продуктивной деятельности (лепки из соленого теста), но и при восприятии художественных произведении, в игровой деятельности, при формировании целостной картины мира – поэтому перспективой своей работой я вижу необходимость соответствующим образом организовать эти виды деятельности и их совершенствование. Планирую разработать программу кружковой деятельности по тестопластике.

Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста.

Автор: Дмитриева Елена Николаевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 45» г. Саров

Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием. И это не удивительно. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость.

Рецепт этого материала настолько древний, что никто не знает, когда же люди придумали его. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол».

Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому комок светлого, мягкого теста можно смело доверять любому малышу. Этот комок дает ощущение чего-то живого, и лепка вызывает самые приятные чувства. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в детском саду.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигуры и целые композиции.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так один ребенок предпочитает миниатюрные изделия, другой тяготеет к монументальности.

Лепка не только интересное, но и весьма полезное занятие. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников. Лепка из соленого теста способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Также как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обоснованно можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.

Конспект занятия:
«Золотая рыбка».
Программное содержание:

  • Продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом на плоскости, создавая изображение в полуобъеме.
  • Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа.
  • Развивать аккуратность в работе.
  • Закреплять умение определять подсистему и надсистему объекта.
  • Формировать подвижность мышления. Побуждать детей фантазировать на основе изменения признака формы.

Методы и приемы:

Беседа, объяснение, использование иллюстрации с изображением золотой рыбки, использование загадки, морфологический анализ: «Волшебная дорожка», Д/и «Где это можно увидеть?», «Что это может быть, если там есть?»

Материалы:

Картон голубого цвета, стеки, шаблоны геометрических фигур (шар, овал, треугольник, квадрат), цветные пайетки. Соленое тесто желтого цвета, печатки. Иллюстрация с изображением золотой рыбки.

Предварительная работа:

Наблюдение за рыбками в аквариуме, вспомнить способы лепки.

Ход занятия:

На мольберте размещена иллюстрация с изображением золотой рыбки (перевернутая).

Воспитатель

:- Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Что это может быть?»

Что это может быть, если там есть туловище и хвост?

Дети:

(ответы)

Воспитатель

: Что это может быть, если там есть туловище, хвост, плавники, чешуя?

Дети:

Рыбка.

Воспитатель

: Правильно . Отгадайте мою загадку, и вы узнаете какая это рыбка.

Золотая, но не цепочка.

Плавает, но не лодка.

Исполняет желание, но не волшебная палочка.

Дети

: Золотая рыбка. (иллюстрация переворачивается)

Воспитатель:

Ребята, а где можно встретить золотую рыбку?

Дети:

В море, в аквариуме, в сказках, книгах и т.д.

Воспитатель:

В какой сказке говорится о золотой рыбке?

Дети:

В сказке о старике и о золотой рыбке.

Воспитатель

: Скажите, кто автор этой сказки?

Дети

: А.С. Пушкин.

Воспитатель:

Правильно, А. С.Пушкин. В этом году ему исполнилось 223 года со дня рождения. А кто мне может сказать, почему золотая рыбка в сказке могла исполнять желание?

Дети:

Потому –что волшебная.

Воспитатель:

Скоро будет волшебный праздник, какой?

Дети:

Новый Год!

Воспитатель:

Новый год самый волшебный праздник, в который исполняется все желания, а исполняет их Дед Мороз. Но я думаю, что каждый ребенок хотел бы иметь еще и рыбку – волшебницу на Новый год, чтобы иметь возможность загадать ей свое желание. А вы хотели бы сделать свою золотую рыбку?

Дети

: Да.

Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала мы сможем сделать рыбку?

Дети:

(ответы).

Воспитатель:

Рыбок мы сделаем из соленого теста. Затем этими рыбками сможем украсить красавицу – елку, чтобы и другие ребята могли загадать свое желание.

Дети сели за столы.

Воспитатель

: Ваши рыбки могут быть разными и отличаться частями. Какими?

Дети:

(ответы).

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы обратим внимание на хвост рыбки. Поможет нам в этом игра «Волшебная дорожка». Рыбка будет путешествовать по волшебным дорожкам, и форма хвоста будет меняться в зависимости от геометрической фигуры, которая ей встречается. На пути первым встречается треугольник. Какую форму примет хвост?

Дети

: Треугольную.

Воспитатель:

Следующей на «волшебной дорожке» встретится какая форма? И т.д.

Практическая часть

Во время работы, воспитатель напоминает на сколько частей делить кусочек теста, какой формы туловище (обтекаемой, похожей на овал). Как украсить рыбку. Из чего можно сделать чешуйки (пайетки).Работа детей.

Анализ работ.

Предложить детям выпустить рыбок в море ( или украсить ими елку), а чтобы они стали волшебными их надо рассмотреть, чем они отличаются.

Воспитатель:

Ребята, какими частями ваши рыбки отличаются?

Дети:

(ответы).

Воспитатель:

Чем еще отличаются рыбки?

Дети

: Цветом чешуек, размером и т.д.

Предложить детям загадать свое желание. Обратить внимание детей на то, что рыбки исполняют только добрые желания. Спрашивает разрешение, у детей могут ли и другие дети загадать свое желание, когда рыбки будут висеть на елке.
Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста.

Как приготовить соленое тесто

В тестопластике применяется знакомое всем молодым мамам соленое тесто. Состав теста для лепки очень прост:

  • 300 г муки
  • 300 г соли
  • 200 мл воды
  • 1 ст.л растительного масла (по желанию)

Смешать соль с мукой и, тщательно помешивая смесь, постепенно влить воды. Опытные арт-терапевты рекомендуют брать соль мелкого помола, а чтобы консистенция была более эластичной добавлять в смесь столовую ложку рафинированного масла. Неиспользованную часть теста можно хранить в холодильнике до следующего сеанса.

О том, как приготовить соленое тесто и какие материалы понадобятся для творчества можно посмотреть вот в этом подробном видео-уроке:

Как лепить из соленого теста

Тесто — невероятно податливый материал, из которого можно слепить что- угодно: от горшочков и фигурок животных до панно самых разных размеров. Поэтому поделки из соленого теста — это огромный простор для фантазии, развития умений и создания чудесных вещей для декора, игр и подарков друг другу.

Для создания самых простых изделий из теста достаточно иметь скалку и доску, для детей старше трех лет и взрослых можно запастись кулинарным декором, использовать зубочистки для прорисовки деталей.

Практически для всех поделок из теста заготовкой обычно является «колбаска» или «шарик». Для создания, например, человечка используют шарик для головы, а колбаски – для лепки тела, рук и ног.

Сложные фигуры можно создать из раскатанного теста с применением шаблонов и формочек. Украсить изделие можно лентами, бусинами, листиками или косичками из теста или чем-то другим на выбор ребенка. И конечно же, особый этап — это раскрашивание полученной фигуры.

Раскрашивать поделки из соленого теста своими руками можно, как на этапе лепки, так и во время замешивания теста и после полного высыхания изделия.

А сушить поделки из соленого теста можно при комнатной температуре, в духовке при температуре 50 градусов и в микроволновке в самом маленьком режиме разморозки. Просушка изделий из теста, конечно, потребует времени, но зато потом такой подарок будет долго радовать своего создателя и хозяина!

Как сделать слепки из соленого теста

Пример занятия арт-терапией с детьми

Поделки из теста могут стать самостоятельным занятием с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие может нести дополнительную образовательную информацию, например, мастеря сову из соленого теста, рассказать ребенку все интересные факты об этой птице. Но, большой плюс тестопластики в том, что сама по себе лепка приносит ощутимую пользу, как мыслительным процессам, так и психологически гармонизируя сознание.

В преддверии 8 марта, я провела такое занятие с сынишкой. Тема была банальная — подготовка подарков для учителей своими руками. Несмотря на то, что сначала мне пришлось его уговаривать пойти полепить, потом, я не могла его остановить! Так он разошелся, создавая поделки одну лучше другой)))

Так у нас появились вот такие 8-ки с цветочками и корзинки с фруктами и цветами.

Как только наши поделки из теста досохнут ( а сохнут они и в духовке при малой температуре и просто в комнате), мы планируем приклеить к ним магнитную ленту, чтобы они стали теплым украшением холодильника у любимой учительнице)))

В этом видео я показала наше видение лепки из соленого теста к празднику 8 марта:

В видео ниже представлено еще несколько мастер-классов по изготовлению поделок из соленого теста:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]