Беседа по ознакомлению с народно-прикладным творчеством: «Ласковое слово «Дымка»
(Старший дошкольный возраст)
Цель: формировать патриотические чувства и уважение к истории русского народа через знакомство с народной дымковской игрушкой.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям дымковских мастеров. Образовательные: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства — дымковской глиняной игрушкой, историей её возникновения, элементами росписи, колоритом.
Развивающие: развивать внимание, эстетическое восприятие, память.
Материалы и оборудование: выставка народной дымковской игрушки; подборка иллюстраций, фотографий и картинок по теме дымковская игрушка.
Предварительная работа: подборка дымковских игрушек, аудиозаписей русской народной музыки, подготовка вопросов для детей по содержанию беседы.
Ход беседы:
Воспитатель начинает свой рассказ под аудиозапись русской народной музыки.
Давно это было, о том еще моему дедушке прадедушка сказывал. На правом берегу широкой реки Вятки с глубокой древности стоит Дымковская слобода, совсем недалече от города Вятки (ныне города Кирова). Исстари в слободе селился люд мастеровой — печники да игрушечники. Мастера-игрушечники лепили дымковские игрушки из красной глины, которую собирали по берегам реки. Готовые дымковские игрушки несколько дней сушили. Потом обжигали в печи, остужали и выбеливали мелом, растворенным в молоке, а уже потом украшали узорами.
Старые люди поговаривают, что и свое название Дымковская слобода получила потому, что в ней по утрам над каждой избой вился дымок из русских печек, когда мастера обжигали игрушки, которые весной везли в город Вятку на праздник Свистопляски.
Откуда же пошла традиция празднования местного праздника? В те времена не спокойно было на Руси. Однажды по реке к городу Вятке подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи, так звали людей, живущих по берегам реки Вятки, измыслили хитрость. Все жители города получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник Свистопляски. Позже древний праздник Свистопляски превратился в праздник Свистунья, а в наши дни в ярмарку Свистунью.
В этот день на городских валах и на базарной площади собирались горожане от мала до велика и свистели изо всех сил в глиняных уток и свинок. Выбор игрушки-свистульки был не случаен каждая свистулька имела свой магический смысл. Так свистулька-медведь своему обладателю, хозяину, «давала» богатырскую силу, баран — счастье, а корова — достаток. К сожалению, со временем люди забыли, какую магическую силу имеет образ той или иной игрушки-свистульки, но и в наши дни по традиции на ярмарке не только продаются дымковские свистульки, но и летит над городом, звонкий веселый свист.
Так и прославились своим ремеслом дымковские мастера-игрушечники по всей России-матушке!
Что же изображали в своих изделиях дымковские мастера? Первыми появились игрушки-свистульки, изображающие животных — это свинки, медведи, бараны с золотыми рогами, лошадки, козлики, уточки, петушки, гуси, индюки. Далее к фигуркам животных добавился женский образ — женщина с младенцем на руках. Дело в том, что после битвы с кочевниками осталось много вдов с детьми на руках. Поэтому появилась традиция: все сборы, вырученные с продажи игрушек передавать на содержание вдов, сирот, немощных и нуждающихся.
Дымковские мастера постоянно ищут новые образы для дымковской игрушки. К дымковским няням добавились фигурки водоносок, дам-модниц, птичниц, купчих. Появились мужские образы — офицеры, франты, продавцы пирогов. Кроме младенцев — детишки, разного возраста и пола. Вот скачет всадница на разгоряченном коне, хозяюшка хлопочет у печи, семья пьет чай за столом. А это что за звон и стук? Это стремительно мчится экипаж! Ямщик умело управляет лошадью, а в экипаже барыня-модница с офицером. По водной глади дымковские франты катают барынь на лодках. Пестрая сказочная карусель, скоморох, едущий на свинке, вызывает звонкий смех, галдят дети, скатывающиеся с горы на санках…
Дымковскую игрушку легко узнать среди других народных игрушек.
Она выделяется своим белоснежным фоном, по которому мастера наносили простые геометрические узоры. Это круги, кольца, точки, полосы, линии, ромбики, овалы, черточки. Дымковские мастера расписывали игрушки в добрый десяток ярких цветов: красный, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, зеленый… и даже золотили блестками. Кажется, что в облике каждой дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где она родилась. Представляешь заснеженные сугробы, мороз, румянец украшает лица людей. На фоне освещённого снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. И в наши дни дымковской игрушки делают вручную в отличие от других народных промыслов. Каждая игрушка уникальное произведение искусства, у каждой свой особый характер. Злому образу серого волка дымковские мастера предпочитают образ доброго барана или гордого красавца оленя. Дымковская собачка — это веселая, безобидная дворняга. Медведь — музыкант, играющий на балалайке или гармошке. Гордая красавица, барыня-модница кокетливо вскинув головку, не спеша прогуливается под ручку с бравым офицером. А рядом степенно идет няня, окруженная гурьбой ребятишек.
Как и в древности, дымковские фигурки не были детской забавой, свистульки делали для местного праздника, а нарядными статуэтками украшали комоды и полки с посудой, так и в наши дни фигурки из Дымково служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой, и на душе становится теплее.
Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию своего рассказа.
Воспитатель:
Вопросы по теме беседы:
- Почему поселение, слободу назвали Дымковской? (По утрам над каждой избой вился дымок из русской печки.)
- Из какого материала лепили свои игрушки мастера Дымковской слободы? (Мастера лепили игрушки из глины.)
- Как подготавливали дымковскую игрушку для росписи? Назовите этапы подготовки игрушки к росписи. (Готовую дымковскую игрушку несколько дней сушили. Обжигали в печи, остужали, выбеливали мелом, растворенным в молоке. А уже затем расписывали узорами.)
- Как спасли простые дымковские свистульки жителей города Вятка от врага? (Подкравшись к вражескому стану, жители подняли отчаянный свист. Враги подумали, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и убежали.)
- Как назвали жители свой особый праздник, в честь этого события? (С тех пор горожане отмечают свой особый праздник Свистунья.)
- Кого изображали в своих изделиях дымковские мастерицы? (Сначала изображали животных — уточки, свинки, медведи, бараны и др. Потом появились няни, барышни, водоноски, купчихи. К ним добавились мужские образы — кавалеры, офицеры, мужики, франты и образы детей разного возраста.)
- Из каких частей, элементов, состоят геометрические узоры дымковских изделий? (В росписи дымковских игрушек встречаются круги, овалы, кольца, точки, полосы, линии, ромбы, черточки.)
- Какие цвета использовали дымковские мастерицы для росписи игрушек? Назовите цветовую гамму дымковских игрушек. (Дымковские мастерицы расписывали игрушки в добрый десяток цветов — красный, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый…и даже золотили блесками.)
- Для чего покупают люди весёлую, озорную дымковскую игрушку? (Свистульки делают для местного праздника, ярмарки Свистуньи, а фигурками украшают свои жилища.)
Вывод:
Дымковская игрушка делается из глины вручную. Простые геометрические узоры и яркие краски делают её нарядной и праздничной. Вспоминая историю её появления, мы знакомимся и с историей нашей Родины.
Вот почему дымковская игрушка покорила не только сердца россиян, она полюбилась и зарубежным гостям и стала популярным русским сувениром, визиткой карточкой России.
Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства. Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).
Предварительная работа.
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера — народные умельцы.
Материалы, инструменты, оборудование.
4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран и пр.), поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка, декорация для разыгрывания мини-спектакля; дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами дымковского промысла. Альбом для детского творчества И.А. Лыковой «Дымковская игрушка».
Содержание занятия.
Воспитатель знакомит детей с дымковской игрушкой.
Примерное содержание рассказа воспитателя «Игрушки не простые — глиняные, расписные».
— С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину — и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это — будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали — «дымковская»…
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название — «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки — своих внучек.
И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки — одна с Емелей, а другая с козлятами, и всё это — настоящее чудо.
Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой — получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.
Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своём месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие — пёстро и весело, как в хороводе!
Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место — барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам — на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.
Воспитатель создаёт интерес к дымковской игрушке: показывает три-четыре фигурки, которые пришли в гости к детям, и обыгрывает эмоциональный диалог между ними. Предлагает детям рассмотреть дымковские игрушки и рассказать о них, какие они (весёлые, нарядные, яркие, красивые). Сообщает, что на следующих занятиях дети будут лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.