Положение об открытых показах непосредственно организованной деятельности в ДОО.


Консультация «Открытые занятия как эффективная форма методической работы»

Открытое занятие- одна из эффективных форм

организации методической работы в ДОУ

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.

Поэтому в ДОУ используются новые, эффективные формы работы, способствующие активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Открытые занятия– одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ.

В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых занятий.

Открытое занятие в отличие от обычных – это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

На открытом занятии педагог показывает коллегам свой позитивный или инновационный опыт, по реализации методической идеи, применения конкретного методического приема или метода обучения.

В этом смысле открытое занятие имеет методическую цель, в которой содержатся основные позиции того, что воспитатель может показать посещающим на этом занятии.

Цели открытых просмотров разнообразны. До начала занятия педагог предварительно знакомит педагогов с занятием.

I Характеристика группы: -возрастные особенности детей;

-степень усвоения детьми программы;

-реальные учебные возможности детей.

II Рассказ о проекте предстоящего занятия: -место занятия в теме, разделе и т.п.;

-цели, задачи занятия;

-характеристика содержания учебного

-материала;

-структура занятия.

III Обоснование проекта открытого занятия -актуальность выбранной темы занятия;

-связь темы занятия с методической

проблемой, темой самообразования, над которой работает педагог.

IV План-схема открытого занятия 1. Тема занятия и «имя» занятия.

2. Сформулированные методические новшества, предложенные на предстоящем занятии.

3. Краткое структурное изложение наиболее интересного элемента занятия:

опорный конспект;

образцы дидактических материалов (дидактические игры, раздаточный материл, образец и т.д.);

памятки, буклеты;

список использованной литературы.

К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований.

1. Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса;

2. Открытое занятие является источником инновационного опыта и включает актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии;

3. Открытые занятия обязательно должно иметь новизну;

Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или методикам его изучения.

Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов.

В методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

4. Открытое занятие как форма организации воспитательно-образовательного процесса само может содержать новую, особую структуру;

5. Открытое занятие отражает решение методической проблемы, темы самообразования, над которой работает педагог;

Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ, именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе;

6. Открытое занятие показывает (доказывает) преимущества или высокую эффективность новации или традиции в организации деятельности детей, поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать;

7. Педагог заранее выбирает тему открытого занятия и готовит теоретический материал, наглядность, мультимедиа, пространство занятий, оборудование и т.д;

8. При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к воспитательно-образовательному процессу, занятие проводится в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д;

9. Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков детей, их ценностям.

Дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему без посещающих, также недопустимо объяснение только той части темы занятия, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя следующую часть на другое занятие или другую деятельность.

10. Для посещающих обязательно готовится рабочее место, которое располагается за спинами детей, чтобы посетители не отвлекали их внимание;

Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число посетителей на открытом занятии не может быть безграничным. Например, в группе из 20 детей приглашенных на открытое занятие бывает 10-15 педагогов. Наблюдения показывают, что посещение занятий хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для педагога, и для детей, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.

11. Открытые занятия и их содержание не должны противоречить программам, по которым работает педагог и ДОУ в целом.

12. Недопустима «репетиция» открытого занятия с одной и той же группой или подгруппой детей;

Накануне рекомендуется сообщить детям и родителям о проведении открытого занятия, это подготовит детей к ситуации, когда на занятии будут посетители;

13. Открытые просмотры занятий и других видов деятельности проводятся в соответствии с планом методической работы ДОУ и педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки;

Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, нежелательно также проведение таких занятий в одной и той же группе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.

14. При подготовке открытого занятия обязательно учитывается триединая дидактическая цель: обучающая, воспитывающая, развивающая и дополнительно – мотивационная;

При подготовке открытого занятия педагог должен учитывать три вида мотивации:

-социальную – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

-содержательную – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми, создание проблемной ситуации;

-прагматическую – усилить внимание детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса при подготовке будущего ученика (ФЭМП, развитие речи, детское экспериментирование, изодеятельность и т.д.).

15. Для актуализации познавательного интереса детей в ходе открытого занятия педагог может использовать разнообразные методические приемы:

-четкую организацию, планирование всех частей занятия;

-интригующее начало;

-учет индивидуальных особенностей детей;

-дружелюбный тон, жесты, мимику располагающие к себе;

-мотивы побуждения к деятельности.

Анализ открытого занятия с участием посетивших занятие не является обязательным. Если планом методической работы ДОУ планируется его анализ, то вначале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает методическую цель занятия и дает краткое описание работы по её достижению. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование присутствующих, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т.п.

Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете.

Готовясь к открытому занятию педагогу необходимо прогнозировать ожидаемые результаты и предполагаемые риски.

Методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в том числе открытых занятий способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях ДОУ, осмыслению передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует профессиональные умения и навыки.

Открытый показ НОД

Воспитатель: Бурганова Ольга Александровна Открытый показ НОД – 30.09.2016г. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Направление: Изобразительная деятельность. Рисование. Целевые ориентиры:

проявляет умение слышать других, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, овладевает способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.

Тема. «Здравствуй, это я!»

Цель:

упражнять в умении делать наброски; закреплять умение передавать характерные особенности, специфические черты, отражать их в рисунке; воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду, творческую самореализацию; способствовать формированию положительного настроя у детей.

Материал

: репродукции картин: И. Репин «Надя Репина, дочь художника», Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой», А. Венецианов «Вот те и батькин обед», И. Глазунов «Верочка», А. Шилов «Машенька Шилова», общая фотография группы; карандаши; 1/2 альбомного листа, лист бумаги формата А2, схема поэтапного рисования лица человека, образцы воспитателя — портреты девочки и мальчика.

Предварительная работа

. Знакомство детей с портретной живописью, ее особенностями, с тем, что художники рисуют портреты, используя разные материалы. Чтение художественной литературы о профессиях.

Оформление пространственной предметно-развивающей среды НОД в группе:

-выставка репродукций детских портретов,

-сказочный персонаж – художник (сюрпризный момент).

Литература:

1.Основная примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой// 2021г.

2.Комплексные занятия по изобразительной деятельности /подготовительная группа, авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2021.- 191с.

3. Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет), подготовительная группа ФГОС. Комарова Т.С.

Ход занятия

.

1.Организационный момент.

1.1.Формирование положительного эмоционального настроя.

Минутка вхождения в день «Друг»

«Собрались все дети в круг, Я — твой друг, и ты – мой друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся».

Приветствие гостей (воспитателей ДОУ).

2. Введение в тему.

— Ребята, у нас сегодня очень интересная тема «Здравствуй, это я!» (Демонстрирует картинку с изображением художника). Послушайте загадку и угадайте, кто это.

«У меня есть карандаш, Разноцветная гуашь, Акварель, палитра, кисть И бумаги плотный лист, А ещё мольберт-триножник,

Кто-же я……..(художник)!»

— Правильно, художник!

— Кто такой художник? ( Это человек, который создаёт картины).

— Кто помнит, с каким художником мы знакомились с вами недавно? (Левитаном).

— Что он изображал в своих картинах? (Природу, осень).

1.3. Познавательная деятельность.

— Обратите внимание на эту выставку картин. Вопросы:

— Как вы думаете, к какому жанру живописи относятся эти картины? (Портрет.)

— Кто на них изображен? (Дети.)

— Изображая детей, художники показывают не только как выглядят дети. Что, еще они хотели показать? (Время, когда жили, настроение.)

— Какой материал используют художники для рисования? (Ответы детей).

(Воспитатель показывает общую фотографию группы).

— Кого мы видим на этой фотографии? Можно нарисовать портрет группы, на котором будут все дети? Как же можно нарисовать это? (Предположения детей).

(На большом листе нарисовать всех, каждый рисует себя или друга, но всем сразу рисовать неудобно. Можно нарисовать на отдельных листах, вырезать и наклеить на большой лист.)

-Ребята, у меня есть цветок! Как он называется? (Демонстрирует цветик-семицветик. Дети дают ответы). Вы же знаете – он волшебный! Сейчас он поможет нам превратиться в художников! (Обыгрывание ситуации превращения).

Физ. минутка «Ветер дует..»

Творческая практическая деятельность. Рисование карандашами автопортрета.

а). Анализ образца воспитателя – портреты девочки и мальчика, рассматривание поэтапной схемы рисования портрета, демонстрация приёмов работы.

б). Дети рисуют автопортреты. (Воспитатель ведёт текущий индивидуальный и фронтальный инструктаж).

в). После рисования они вырезают портрет и наклеивают его на общий лист. На листе крупные портреты располагают ниже, а мелкие выше. Дети рассматривают общий вид картины. Каждый нарисовал себя; когда объединили все рисунки, получился портрет группы.

Рефлексия.

«Как вы думаете, один человек нарисовал бы этот портрет быстрее? Какими вы себя нарисовали? Веселыми или грустными? Понравился вам этот портрет?»

Автор:Заместитель заведующего по УВР ,Бидова С.М., 29.03. 2016г.

Открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками играют важную роль в повышении профессональных компетенций в условиях введения ФГОС ДО.

Деятельность педагога во время проведения непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками даёт возможность оценить уровень профессионализма по созданию психолого педагогических условий в соответствии с новыми требованиями к ним. У коллег появляется возможность увидеть какие профессиональные компетенции обеспечивают реализацию ФГОС ДО на практике. Безусловно это положительный опыт, который можно внедрить в свою работу. Только продуманные, подготовленные открытые просмотры формируют у педагогов уверенность в себе, обеспечивают эффективность образовательной деятельности, создают социальную ситуацию развития ребёнка с его потребностями и интересами.

Результативность этой формы работы во многом зависит от ее правильной предварительной подготовки.

К подготовке и проведению открытых просмотров непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований.

В данном случае открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности, отличается от обычной непосредственно образовательной деятельности с детьми тем, что это специально подготовленная форма организации методической работы. Так в процессе подготовки открытых просмотров по речевому развитию детей в МБДОУ №29 «Малышка» реализованы основные требования к психолого – педагогическим условиям в рамках введения ФГОС ДО.

На открытых просмотрах непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию педагоги продемонстрировали коллегам свой позитивный или инновационный опыт по созданию психолого-педагогических условий для развития:

— речевого общения со взрослыми и сверстниками;

— обогащению речи детей; поощрению речевого творчества детей;

— развития у детей правильной речи; речевого мышления детей;

— планирующей и регулирующей функции речи; подготовки детей к чтению и письму.

Педагоги показали методические идеи и применили конкретные приемы и методы развития речи у детей. Обычно открытый показ проводился педагогами, имеющими высокий уровень профессинальной компетентности, высокие показатели воспитательно-образовательного процесса. В этот раз открытый показ непосредственно образовательной деятельности с детьми провели и молодые педагоги , не имеющие большого положительного опыта, у них появилась возможность провести самоанализ и анализ коллег, сравнить и определить для себя конкретные задачи по самообразованию для повышения уровня профессиональной компетентности с учётом требований ФГОС ДО.

В условиях введения ФГОС ДО, мы понимаем, что необходимо провести анализ кадрового обеспечения, комплексную оценку профессиональной деятельности педагогических работников в ДОУ, определить потребности, проблемы, каждого педагога в целях его эффективного методического сопровождения.

По моему твёрдому убеждению, подготовленный, с учётом требований ФГОС ДО, открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности с детьми, в которой реализуется деятельностный подход и интеграция образовательных областей, непременно будет способствовать повышению профессиональных компетентностей других педагогов.

В методической работе, открытый просмотр представляют определенный интерес не только для молодых педагогов.

Являясь формой организации воспитательно-образовательного процесса, открытый показ непосредственно образовательной деятельности содержит сегодня новую, особую структуру. Он может отражать решение методической проблемы, темысамообразования, над которой работает педагог., или ДОУ.

Готовясь к открытому просмотру, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, мультимедиа, оборудование, организовать образовательное пространство, продумать здоровьесберегающие и игровые технологии, предусматривающие наглядное моделирование и другие инновации и т.д.

Однозначно, открытые просмотры создают определённые неудобства и для педагога, и для детей. В связи с этим, в будущем, мы планируем практиковать изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.

Открытые показы непосредственной образовательной деятельности проходят в соответствии с годовым планом методической работы ДОУ.

Цель открытых просмотров по речевому развитию – повысить уровень профессиональных компетенций с учётом требований ФГОС ДО ( создать психолого педагогические условия для речевого развития детей), провести самоанализ по созданию этих условий. В ходе непосредственной образовательной деятельности, в основе которой лежит деятельностный подход, дети должны получить знания с учётом интеграции пяти образовательных областей. Недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на следующее мероприятие или перенося их на другую деятельность. Открытый показ непосредственной образовательной деятельности должен соответствовать образовательной программе, по которой работает педагог и ДОУ в целом. Конспекты всех открытых просмотров оформляются и хранятся в методическом кабинете.

Анализ открытых просмотров по речевому развитию позволил оценить проявления профессиональных компетентностей педагогических работников с учётом требований ФГОС ДО. У большинства педагогов профессиональные компетентности по созданию психолого – педагогических условий сформированы т. е. ориентиры хорошо сформированы и работают. Есть категория педагогов, у которых не только ориентиры хорошо сформированы и работают, но и могут научить других. К сожалению есть педагоги, у которых ориентир сформирован, но не всегда проявляется в педагогической деятельности.

При подготовке к открытому показу непосредственно образовательной деятельности, педагог прогнозирует ожидаемые результаты и просчитывает педагогические риски. Таким образом, методически грамотный организованный открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности способствует повышению профессиональной компетентности педагога в создании психолого-педагогических условий согласно требований ФГОС ДО. В целях информационного обеспечения родителей и профессионального сообщества, все конспекты открытых просмотров с фото материалами размещаются на сайте МБДОУ №29 «Малышка». Педагоги, подготовившие высокого уровня — открытые просмотры, отмечаются дипломами и почётной грамотой и представляются на профессиональные конкурсы.

ДЕТСТВО-ГИД

За свою профессиональную деятельность я просмотрела сотни открытых занятий. Как Вы знаете, со стороны всегда лучше видны ошибки. Вот некоторые ошибки, которых Вы можете избежать:

1. Прежде, чем проводить открытое занятие, детально «прокрутите» его в голове. Особенно обратите внимание на связки между заданиями (что я скажу о следующем задании, где будут стоять дети, куда убрать тот или иной атрибут и т.д.).

2. Продумайте все вопросы. Не задавайте вопросов типа: «Что вы думаете об этой картине?» (это пример из жизни, так спросила одна воспитатель в самом начале занятия, при ознакомлении детей с картиной). Все ответы детей принимаются! Нельзя говорить: «Вася, ты сказал неправильно». Нужно спросить у других детей: «А кто думает иначе?».

3. Несмотря на то, что сейчас все занятия проходят более демократично (не обязательно сидеть за столами, поднимать руку при ответе и др.), держите всю ситуацию под контролем, особенно дисциплину! Я была свидетелем такой ситуации, когда дети в творческом порыве стали перекрикивать друг друга, вскакивали с мест, чтобы ответить на вопрос воспитателя. Ситуация стала неуправляемой! Педагогу пришлось замолчать, подождать, когда они успокоятся, и потом уже продолжить занятие. Сделать замечание детям на открытом занятии она не осмелилась. В итоге – темпоритм занятия был полностью сбит и общее впечатление от вроде бы хорошего творческого занятия оказалось не очень позитивным. Это не значит, что надо было сделать замечание. Это значит, что надо предугадывать все непредвиденные и проблемные моменты, и исправлять ситуацию «на ходу». Это «высший пилотаж» в профессиональной деятельности.

4. Насчет темпоритма. Это важная составляющая открытого занятия. Его нужно проводить в одном темпе, не затягивая время. Замедляет темп занятия излишняя вербализация (перегруженность словесным материалом), а иногда и самостоятельная продуктивная деятельность детей в практической части занятия (долгое рисование, лепка, конструирование, выполнение какого-то задания). Также сложно «держать» темпоритм на занятиях по развитию речи (это касается обучения пересказу, анализу слов, обучению грамоте и др.). Поэтому подумайте, стоит ли брать тот или иной методический прием именно на открытое занятие.

Например, при проведении игры в лото «Цвет» (правила такие: воспитатель показывает свою карточку, а дети находят у себя такую же) педагог может первый раз спросить о том, что изображено на карточке, какого цвета, у кого эта карточка. Но потом, чтобы не затягивать занятие, можно просто спрашивать: «У кого такая карточка?».

5. Сохраняйте сюжетную линию до конца занятия. Если Вы в начале занятия «отправились с детьми в лес», то не забудьте в конце занятия «выйти из леса».

6. Вы имеете право изменить занятие, подкорректировать его «на ходу», т.е. в процессе проведения (например, не проводить какое-то задание, а провести игру; убрать какую-то часть занятия из-за нехватки времени и пр.). Но закончить занятие надо обязательно рефлексивной частью.

Если Вам сделают замечание при анализе занятия (проверяющие или коллеги, например, скажут, что не все задачи решены), то вы должны назвать причину такой корректировки и сказать, что это была педагогически оправданная ситуация и Вы обязательно реализуете эту задачу в другие режимные моменты или на следующем занятии. Повторяю, Вы имеете право на любую внезапную корректировку НОД! Только надо уметь объяснить свои действия.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук.
Конспект индивидуального открытого занятия для родителей МЧС предупреждает: вода ошибок не прощает! Как разработать развивающее занятие Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС >

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]