Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике (монотипия) в старшей группе. Тема: «Бабочки»


Советы

  • Техника «монотипия» подразумевает использования принципа зеркальности. Об этом не стоит забывать, иначе вместо продуманных сюжетов и надписей выйдут непонятные кляксы.
  • Для картин, выполненных с помощью оттисков, лучше всего использовать акриловые краски. Преимущество таких красителей заключается в сочности цветов и плотной консистенции. Благодаря этому работы получаются яркими. Краску нужно обильно наносить на поверхность, но при этом не переборщить, иначе вместо задуманных картинок могут получиться кляксы.
  • Монотипия – техника рисования, благодаря которой можно создавать один уникальный отпечаток. Конечно, можно создавать несколько отпечатков, но они будут схожи по форме и цвету. Нужно учитывать, что стекло и пластик создают разные отпечатки, одни и те же усилия приведут к разным результатам.

Приемы монотипии

Монотипия – это техника рисования, в основе которой лежат разнообразные приемы. При работе с детьми принято использовать основные методы. Существует несколько видов монотипии. Их различают по использованию приемов и инструментов.

Предметная

В основе метода лежит изображение знакомого ребенку предмета. Чтобы получить необходимый результат, необходимо объяснить ребенку значимость соблюдения пошаговой инструкции.

Рисунок при использовании предметного приема выполняют на одной из сторон чистого листа. Перед началом работы лист сгибают пополам. Предмет рисуют таким образом, чтобы на одной стороне листа находилась часть предмета.

Этот метод помогает осваивать принцип симметрии. На второй стороне листа после оттиска появляется симметричное изображение части предмета.

После сложения листа по намеченному сгибу появляется полное изображение. Этот прием демонстрирует детям суть метода и помогает развивать пространственное мышление. Это необходимо для того, чтобы получить результат, максимально приближенный к задуманному.

Задача ребенка – создать на одной из сторон листа четкий контур предмета с необходимой густотой и насыщенностью гуаши. Задача педагога – помочь ребенку аккуратно сделать оттиск, чтобы получить рисунок с четкими контурами и границами.

Для дошкольников на начальном этапе рекомендуют предметную монотипию с изображением воздушных шаров, квадратов или предметов, имеющих четкую геометрическую форму.

Монотипия пейзажная

Те малыши, которые постарше, могут создавать пейзажи. В этом случае рисуют часть изображения на половинке бумаги, складывают и получают полную картинку. Таким образом, в частности, удобно рисовать лес на берегу озера и его отражение в воде.

Альтернативные техники

Существует несколько вариантов техники монотипии, которые применяют на занятиях рисованием с использованием вспомогательных элементов.

Вид монотипииОписаниеНеобходимые инструменты
АбстракцияФактурную пластиковую поверхность закрашивают однотонной краской, лист бумаги прикладывают к поверхности, затем аккуратно снимают, начиная от дальнего края.Пластиковый поднос или доска для работы с пластилином
Закрепление рисункаНа лист бумаги наносят краску в любом порядке, затем прижимают к рисунку мультифору, обе поверхности сминают. После распрямления листа полиэтиленовый пакет убирают. На бумаге получается рисунок с разводами, которые имитируют снежные сугробы.Мультифора, полиэтиленовый пакет
Создание узораНа листе бумаги рисуют разные узоры ватной палочкой или зубочисткой, затем делают оттиск. Результатом работы становится изображение снежной поверхности с разными узорами.Ватные палочки, зубочистки

Интересные факты

Художники из-за океана отличились своей практичностью. Американские мастера превратили монотипию в безотходное искусство. Краска, которая осталась на стекле, образует оригинальную картину. Ее оформляют в рамку и продают как произведение искусства. Монотипию в чистом виде используют довольно редко. Зачастую ее применяют в смешанной технике: на отпечатанной картине сочетают различные формы и текстуры, художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.

На сегодняшний день монотипия – это не только вид творчества, но и особый инструмент, который используют в психологии и педагогике. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Данная техника сможет благоприятно воздействовать на всех членов семьи. Детям будет интересно работать с разнообразными цветами и угадывать итоговый результат, а взрослые смогут заглянуть вглубь своей души и узнать себя лучше.

Что такое монотипия

Монотипия – это разновидность графического изображения в изобразительном искусстве, которая получила широкое распространение как уникальная техника рисования. Автором техники считают итальянского художника гравюры Джованни Кастильоне.

В России монотипия стала известна, благодаря художнице Елизавете Кругликовой. Елизавета освоила приемы монотипии, когда училась в Париже.

Основа техники – создание оттиска. Художник наносит на специальную пластину рисунок с помощью кисти или трафарета. Затем на него накладывается лист бумаги. Результатом работы становится оригинальное изображение, которое не поддается тиражированию.

При использовании профессионального оборудования оттиск с металлической пластины получается ярким и качественным. Пластину можно использовать несколько раз после очищения от краски.

Начиная с 90-х г. XX в., монотипия широко используется в психологии и педагогике для развития художественного восприятия различных объектов у детей старшего и младшего дошкольного возраста. Несмотря на то, что монотипию относят к разряду печатной техники, она существенно отличается от других видов, таких как гравюра, литография или ксилография.

Пошаговое рисование в технике монотипии для детей.

Основное отличие – это уникальность изображения, получаемого путем нанесения краски на основу и создания оттиска. Результатом работы в технике монотипия у детей становится получение акварельного рисунка на влажной бумаге.

Монотипию стали использовать как психологический инструмент, начиная с 20-х. г. XX в. Швейцарские психотерапевты использовали изображения, выполненные в технике монотипии, для тестирования и исследования личности.

Пациентам предлагали рисунки, выполненные путем оттиска с металлической пластины. Они должны были предположить, какой объект был взят за основу отпечатка. Со временем этот подход получил распространение в официальной педагогике и психологии. С помощью этого способа изучали возрастные особенности детей.

Специалистами в области дополнительного образования детей стали применяться техники монотипического изображения объекта с разными целями:

  • для развития художественных навыков;
  • для обучения основам рисования;
  • для формирования пространственного представления о предметах, их форме и цвете.

Достоинствами использования монотипии на занятиях рисованием у детей считают следующие свойства:

  • развитие мелкой моторики;
  • формирование творческого мышления;
  • развитие речи;
  • стабилизация эмоционального фона;
  • нормализация нервной системы;
  • работа над важными навыками, необходимыми для дальнейшей учебы (усидчивость, настойчивость, внимательность);
  • понимание форм предметов;
  • осознание нового умения;
  • работа над отличиями цветовых оттенков.

Польза монотипии для детей

Монотипия техника рисования очень простая, дети легко осваивают ее. В то же время она очень хорошо развивает цветовосприятие и воображение.

Всем известно, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. Вход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляют им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств.

Почему бы не использовать эту склонность малыша в созидательном русле? Монотипия – это именно тот вид творчества, который поможет в этом.

Что получает ребенок на занятиях:

  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса.
  • Радость и удовольствие.
  • Аннулирование страхов и тревог.
  • Развитие мелкой моторики.

Монотипия активно используется в арт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Суть монотипии

Это нетрадиционное направление живописи – отличный способ самовыражения и проявления индивидуальности для дошкольника. Простая техника позволяет создавать оригинальные картинки.

Суть метода: рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект. Интересный результат дает использование фактурной бумаги для рисунка с последующим переносом на гладкий лист. Полученный отпечаток всегда будет неповторимым и уникальным, при желании его дополняют деталями, получая знакомый предмет.

Особенности этой техники рисования

Важная особенность этого вида творчества состоит в том, что его результат всегда является уникальным. Монотипия — техника рисования для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности. Особенности использования ее для ребенка:

  • Развитие мелкой моторики движений.
  • Совершенствование мышления и воображения.
  • Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков.
  • Расширение знаний об окружающем мире.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.

На заметку! Детям нравится рисование, монотипия в детском саду — это ещё одна возможность заняться любимым делом. Процесс создания изображения становится увлекательной игрой, чем-то вроде волшебного действия.

Изобразительное искусство: история создания монотипии

Нетрадиционное рисование «монотипия» было изобретено гравером и художником итальянского происхождения Джованни Кастильоне. Хотя его работы смутно напоминали монотипии художников-последователей, однако именно он решил объединить станок с кустарным трудом. Наиболее яркими представителями этого направления являются такие мастера, как Эдгар Дега и Уильям Блейк.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]