Нетрадиционные способы разучивания стихотворений
Перед занятием по заучиванию стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения.
Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты: подготовка детей к восприятию стихотворения; выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза); беседа по содержанию стихотворения; повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз); чтение стихотворения детьми.
Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.
1 способ.
Метод иллюстрации.
Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
Согласно этого метода – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8.
Покажем это на примере стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…»
2 способ.
Учим стихи в движении.
Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Например, «Солнце светит (чертим руками в воздухе большой круг, а на лице изображаем улыбку), шепчут листья (прикладываем руку к уху, как бы прислушиваясь к шёпоту) и т.п. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или детям). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Или можно по-другому, педагог предлагает ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можете предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихотворений Дж. Родари»
(Воспитатель обращает внимание детей на коробочку (стоит на столе), в которой лежат различные кусочки ткани и баночки с запахами: лекарств, масел, краски, ванилина, лука, рыбы и т.п.)
— Ребята, посмотрите, в этой коробке что-то есть. Кажется эти банки чем-то пахнут… Давайте мы с вами вспомним, как нужно нюхать незнакомые вещества или предметы имеющие запах?
(Незнакомые вещества или предметы нужно нюхать осторожно, направляя струю запаха легким взмахом ладошки к носу)
— Молодцы, давайте осторожно понюхаем эти предметы.
(Дети по очереди нюхают)
— Ребята, как вы думаете, что это за запахи?
(Ответы детей)
Словарная работа
— Открою вам секрет, в этой коробке есть запахи различных ремесел. Кто из вас знает, что такое ремесло?
(Ремесло – это труд человека по изготовлению различных предметов, необходимых в хозяйстве)
—
Верно, ремесло – это труд человека по изготовлению различных предметов, необходимых в хозяйстве! А кто такой ремесленник?
(Ремесленник – это человек, который создает своими руками предметы необходимые в хозяйстве)
—
Верно. Ремесленник – это человек, который создает своими руками предметы необходимые в хозяйстве. Ребята, а вы знаете, что у каждого из нас есть один знакомый ремесленник? Зовут его – Язычок и каждый день он трудится. Подойдите, пожалуйста, ко мне и послушайте сказку.
(Дети располагаются перед макетом, так как им удобно)
Артикуляционная гимнастика
(Воспитатель встает возле макета)
— Жил был Язычок, он был совсем один. Ему негде было жить, а потому часто простужался и болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Где поселился Язычок, как вы думаете?
(Язычок поселился у нас во рту)
— Верно! Обрадовался язычок и решил навести в нем порядок.
— Ведь мой дом – моя крепость, — подумал Язычок, — и поставил две двери: первую дверь – губы,
ребята, потрогайте их своим языком, вот так…
(Воспитатель демонстрирует движения на макете, дети повторяют)
— И вторую дверь – зубы,
потрогайте их языком.
(Воспитатель демонстрирует движения на макете, дети повторяют)
— В новом доме не было окон, зато были стены, хотя очень необычные, они могли надуваться и сдуваться как шарики. Это были щеки
, потрогайте их своим языком, вот так..
(Воспитатель демонстрирует движения на макете, дети повторяют)
-Потолок был твердым и назывался нёбо.
Оно было неровное и напоминало купол.
(Воспитатель демонстрирует движения на макете, дети повторяют)
-Язычку очень нравился домик. Он был уютный и теплый, но частенько в нем было сыро. Интересно, почему?
(Ответы детей)
—
Язычку приходилось часто делать в домике ремонт. Он открывал двери, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны
(упр – ие “Почистим зубки и губки” движения языком по губам слева направо, потом по зубам справа налево).
Проект в средней группе ДОУ «Любимые стихи»
- 30 мая 2019
Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Конкурс «Проектная деятельность педагога в дошкольном образовательном учреждении»
Актуальность
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно их средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Замечательные стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака имеют для дошкольников огромную пользу: заучивание поэтических произведений расширяется кругозор ребенка, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенной памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительное исполнение развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Наиболее благоприятным периодом для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И, если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправлено учить малыша запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть – тем больший объем памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.
Цель проекта: Формирование у детей и родителей заинтересованности и умения заучивать и выразительно читать стихи.
Задачи проекта:
1. Научить детей выразительно читать стихи.
2. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное слово.
3. Дать информацию родителям о важности заучивания и выразительного чтения стихов, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенка, всестороннего развития ребенка.
4. Заинтересовать родителей в обмене информацией, поделиться опытом.
Участники проекта: Дети средней группы (4-5 лет). Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Типология проекта:
Творческий, групповой, практико-ориентированный, средней продолжительности (2 месяца).
Прогнозируемый результат:
- Развитие умения детей воспринимать и выразительно воспроизводить стихи, обогащение словарного фонда, развитие техники речи, увеличение объема памяти детей.
- Повышение родительской компетенции по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта поможет воспитанию у дошкольников любви к поэзии, родному языку, развитию творческого воображения, юмора, что неоценимо в дальнейшей самореализации, адаптации, учебе в школе наших воспитанников.
Автор: Бердинская Эльвира Галиевна, воспитатель МБОУ «Детский сад № 29», город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Проект Любимые стихи
Методика заучивания стихотворений
обеспечить запоминание,
научить выразительно читать перед слушателями,
воспитывать любовь к поэзии.
Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.
При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших. Списки произведений, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду», обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1-2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.
С теми, кто хочет, воспитатель может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике, что будет сюрпризом для группы. Воспитателю нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга.
2. Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
образец выразительного чтения,
пример выразительного чтения ребенка,
оценка чтения,
подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
3. Структура занятий
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.