Игры, направленные на формирование культуры речевого общения


Картотека игр на доброжелательность для детей 3-4 лет

Картотека игр на доброжелательность

для детей 3-4 лет

«Солнышко дружбу освещает»

Цель: развитие дружелюбия детей друг к другу, желание радовать.

На листе бумаги нарисован круг. Дети раскрашивают гуашью ладошки, и печатают ладошку, по нарисованному кругу, с кем рядом хотелось бы создать пару.

«Комплименты»

Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: отрабатывать навыки невербального общения. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

«Друзья»

Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе. Дети стоят в кругу. 1 куплет. Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд), Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем)! Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь), Вместе мы друзья (взялись за руки)! Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь) Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем) Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь) Вместе мы друзья (обнимают друг друга).

«Звериное пианино»

Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий раздает каждому ребенку карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук. Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.

«Весёлый паровозик»

Цель: Развивать сплочённость группы детей, умения сообща преодолевать препятствия. Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например: — Я веселый паровозик Лена, а ты кто? — А я красивый вагончик Саша. — Поехали дальше вместе. — Поехали. Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом . В таком положении они преодолевают различные препятствия: На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

Развлечение для детей старшего возраста «Добрые слова»

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Добрые слова»

Старшая группа

Цель:

воспитывать доброе отношение к себе, окружающим людям.

Задачи:

Побуждать детей к активному участию в обсуждении поставленной проблемы (объяснять, рассуждать);

Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;

Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Ведущий.

Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас на праздник доброты и вежливости. Ну а прежде чем начать наш праздник, предлагаю поиграть в игру.

«Раз, два, три, четыре, пять — Вместе мы пойдём гулять, Ручки к солнцу потянулись, Мы друг другу улыбнулись. Быстро за руки возьмёмся, И в кружочек соберёмся. Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта.

— Посмотрите, у нас образовался круг доброты и внимания друг к другу. И я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму.

Приглашаю вас сесть поудобнее на свои места, и пусть вам будет тепло, хорошо и удобно.

«Придумано кем-то просто и мудро — При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро — солнцу и птицам! Доброе утро — улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!»

— А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»? (ответы детей) Знаете, а добро бывает разное. Одно добро — это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать — это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и наши друзья. Как вы думаете, что это за добро? (ответы детей) Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы детей)

— Действительно о таких людях говорят: это «добрый человек». А добрые дела добрых людей называются добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас сделал добрые дела и какие. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы детей)

Ведущий.

Дети. Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях?

Дети.

Петрушка.

Ведущий

. А почему Петрушка молчит?

Пришёл, не поздоровался с нами, ничего не говорит. Что же с ним случилось?

Ведущий.

Сейчас я попробую у него узнать. Знаете, что мне рассказал Петрушка? Оказывается, он сегодня играл с ребятами из другого детского сада и поссорился с ними.

Ведущий.

Петрушка, что же произошло между вами?

Петрушка.

Сначала мне захотелось поиграть в красную машинку, и я отобрал её у мальчика. Потом мне надоело, и я сломал машинку. Затем я стал дёргать девочек за косички, а мальчиков за уши. Рассердились ребята и прогнали меня.

Ведущий

. Как вы думаете, дети, почему? Ответы.

Да, Петрушка, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым.

Как ты поступишь, Петрушка, если тебе надо поиграть игрушкой товарища?

Петрушка.

Я её отберу.

Ведущий.

А, что вы будете делать, ребята?

Дети.

Мы скажем «пожалуйста».

Ведущий

. А когда тебя угощают конфетой, что ты скажешь?

Петрушка.

Ничего.

Ведущий

. А вы, ребята? Ответы детей.

Ведущий

. Я предлагаю поиграть вам в игру:

«Не ошибись, пожалуйста».

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять его надо только тогда, когда я назову “волшебное слово” — пожалуйста. Будьте внимательны! -Встаньте, пожалуйста! -Будьте добры, похлопайте в ладоши! -Поднимите руки! — Потопайте, пожалуйста. -Попрыгайте, пожалуйста. -Руки вперед. Садитесь, пожалуйста.

Ведущий

. Молодцы, ребята. Я, думаю, и Петрушке было полезно поиграть.

Я предлагаю игру

для старших детей на внимание. Скажите, как можно поздороваться или поприветствовать друзей и знакомых? Ответы детей.

Глазами и головой (дети здороваются глазами так, как придумывают в этот момент, можно предложить подмигивание, кивок головой и др.) — Руками (дети здороваются, как могут и как им позволяет фантазия) — Ртом (сказать: «Здравствуй!», «Привет!», «Здорово!») Ведущий.

А теперь немного изменим правила. Вы по сигналу начинаете двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом: • Один хлопок – здороваемся за руку; • Два хлопка – здороваемся плечиками; • Три хлопка – здороваемся спинками.

Ведущий.

Молодцы. И снова игра:

«Закончи предложение».

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте). За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи). Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день). Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста). Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет). Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер). Если девочка больна, хрипло кашляет она И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова). Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо). И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).

Ведущий.

Петрушка, а сказки ты любишь? Сказка нам добро несет, тот, кто знает – тот поймет! Оказывается в сказках тоже живёт добро. И мы в этом сейчас убедимся. Помогайте мне все хором.

Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор …(Айболит) Он в Африке живет. И ужасным голосом песни поет. Он просто злодей Это……(Бармалей) Деревянный мальчуган Он шумит как барабан, Любимец взрослых и детей, Всяких выдумщик затей, Длинный нос покажет ловко, Вместо носа не морковка! Кто же это? (Буратино) Человек немолодой Очень с длинной бородой! Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас) Я в ступе летаю – деток похищаю В избе на куриной Ноге проживаю, Нос крючком, глаза торчком Кто же я? (Баба-Яга) Все ждут его зимой, Он и добрый, он не злой, Бородой до глаз зарос. Краснощекий …(Дед Мороз) В сказке серым уродился, Все боятся – как огня! Все зверушки разбежались В домик спрятались от меня! Грозно вдруг зубами щелк.. Злой, ужасный, серый….(Волк) Этих маленьких детей Волк обидел — съел, злодей! Лишь один в живых остался, Волку в зубы не попался. Маме все он рассказал, братьев всех он показал Кто серые они? Если знаешь, назови! ( Козлята) Жил он в птичнике, боялся, Что над ним индюк смеялся, Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

Ведущий.

Добрыми бывают не только слова, но и дела.

Игра: «Выбери картинки с изображением добрых дел».

Ведущий.

А Петрушка вам поможет.

Ведущий.

Мы сегодня повторили так много добрых и ласковых слов и сейчас проверим, запомнил ли их Петрушка.

Игра: «Музыкальный стул»

Дети движутся под музыку по кругу, в середине которого стоит стул. Музыка останавливается и ребёнок, который стоит около стула, называет доброе слово.

Ведущий.

Молодцы, ребята и Петрушка всё-таки научился вежливости.

Петрушка.

Таким теперь я буду всегда. Спасибо, вам, ребята. Побегу к ребятам в другой детский сад, извинюсь перед ними за то, что их обидел. До свидания, ребята!

Ведущий

. В заключение нашего праздника предлагаю потанцевать под весёлую музыку: «Что такое доброта?»

Игра с элементами решения проектных задач «Вежливые слова и поступки» для младших школьников

Игра с элементами решения проектных задач для учащихся начальной школы «Вежливые слова и поступки»
Цель: Формирование навыков культурного поведения у воспитанников. Задачи: — продолжить знакомить детей с понятием «вежливость», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов; — развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор воспитанников; — воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям. Планируемые УУД:познавательные
: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы; •
коммуникативные
: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им; •
регулятивные
: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; •
личностные
: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями для работы в группах, пазлы, пословицы, бумага, ножницы, клей. Ход занятия – Начиная занятие, улыбнемся друг другу. Улыбнёмся и гостям — поделимся с окружающими своим хорошим настроением. — Давайте поприветствуем всех. (Ребята хором говорят: «Здравствуйте») — Видите, как хорошо всем, когда звучит наше приветствие. — Ребята, а как еще можно поприветствовать людей? (Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!) А кто сможет поздороваться на английском или немецком языке? А теперь давайте поздороваемся на вашем родном ненецком языке! Кто догадался. О чем мы будем говорить? Какая тема нашего занятия? Я предлагаю вам посмотреть видео. Какая же тема нашего занятия? Давайте определим цель нашей работы, для этого давайте обратим внимание на слайд: (слайд) 1. вспомнить — вежливые слова; 2. научиться – правильно использовать вежливые слова в различных ситуациях; 3. зачем знать? (зачем нам нужно знать вежливые слова?) чтобы быть вежливым, добрым, культурным человеком. Ребята, что обозначает слово «вежливость»? «Вежливость» — это качество вежливого человека, умение вести себя в обществе. В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый человек – это воспитанный человек, соблюдающий правила приличия». А как вы думайте, почему нужно быть вежливым? Как долго нужно быть вежливым: день, месяц, год? Почему? • Давайте попробуем вспомнить вежливые слова. У меня есть «цветик-семицветик», вам нужно выбрать лепесток и назвать вежливые слова 1. Слова приветствия
: добрый день, добрый вечер, доброе утро, здравствуйте. 2.
Слова прощания
: до встречи, до свидания, прощайте. 3.
Слова извинения
: простите, извините, мне очень жаль, жаль. 4.
Слова благодарности
: спасибо, очень признателен, благодарю. 5.
Слова просьбы
: не могли бы Вы мне помочь, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, если Вас не затруднит. 6.
Слова пожелания
: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Молодцы! • Ребята, не только слова должны быть у нас вежливыми, надо чтобы и поступки наши были разумными, чтобы никогда не приходилось за них краснеть, стыдиться. Давайте погорим о поступках с позиции вежливого человека: 1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Мальчик допустил четыре ошибки. Ответьте, какие это ошибки? (Мальчику не следовало кричать, а спокойно спросить: «Который час?». После ответа сказать «спасибо», забыл сказать «пожалуйста». 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст одного мальчика 8 лет, а другому 11 лет. (Дорогу уступит тот, кто вежливее). 3. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та разговаривала с другой учительницей. Она подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Фёдоровна ….» Что бы вы посоветовали Лене? Как вы думайте, с каким человеком приятно общаться? (с вежливым) Почему? (когда мы вежливы, нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться) Поэтому нам и нужны вежливые слова! • Физкультминутка — Я буду просить вас выполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «вежливое слово». Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки, пожалуйста! Опустите руки, пожалуйста! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Будьте любезны, садитесь на свои места. Молодцы! Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отражали в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Давайте проверим, как хорошо вы знаете пословицы и поговорки о доброте и вежливости. • Для этого вам нужно поработать в группах. Пословицы: 1. От вежливых слов язык не отсохнет! 2. На добрый привет — добрый ответ. 3. Жизнь дана на добрые дела.

Советы по выполнению задания (слайд) 1. Выберите капитана команды, вручите ему медаль командира. 2. Посмотрите план работы в группах. 3. Распределите между собой обязанности. 4. Начинайте выполнять работу, отмечайте выполненное задание + На работу вам дается 7 минут. 5. Защита работы. План работы


План защиты работы


• Оцените работу вашей команды: 1. Все ли члены группы принимали участие в работе?2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?3. Вам нравится результат работы группы?
• Оцените выступление других групп. Отдайте свой голос (цветную полоску), той группе, чье выступление на ваш взгляд наиболее удалась. Молодцы!
Подведение итогов В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Для чего нужно знать вежливые слова? Зачем нам нужно быть вежливым? Рефлексия Ребята, у вас на столах лежат смайлики «грустный» и «веселый». Покажите, пожалуйста, какое настроение у вас осталось после занятия. Занятие наше окончено, всем спасибо за внимание!
Презентация на тему: Вежливые слова и поступки

Рекомендуем посмотреть:

Главные черты воспитанного и вежливого человека Сказка для изучения темы «Этикетные слова» Внеклассное занятие для 2-3 класса. Внешний вид Беседы для младших школьников на формирование культуры речевого общения

Похожие статьи:

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета

Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 — 2 класс

Этические беседы с младшими школьниками

Беседы с детьми начальной школы об этикете

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]