Значение утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ
Утренняя гимнастика — это элемент режима дня, призванный укреплять и сохранять здоровье малышей, поднимать их эмоциональный тонус и настраивать на дальнейшую деятельность.
Цели и задачи утренней гимнастики для детей 1,5–3 лет
Образовательные цели утренних упражнений являются универсальными для дошкольников любого возраста и сводятся к:
- формированию, отработке и совершенствованию двигательных навыков (для детей 1,5–3 лет эта цель является главенствующей, так как младшие дошкольники только учатся координировать свои движения, определять направление движений рук, ног, туловища);
- укреплению здоровья (формировать правильную осанку, предотвращать плоскостопие, вырабатывать красивую походку);
- воспитанию культуры здоровья (дети учатся заботиться о своём здоровье, постигают основы физической культуры);
- стимулированию интереса к спорту;
- развитию умения согласовывать свои действия с действиями других людей;
- воспитанию личностных качеств (целеустремлённости, самостоятельности, трудолюбия).
Утренняя гимнастика создаёт у детей положительный эмоциональный настрой
На реализацию поставленных целей в первой младшей группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направлено решение таких задач, как:
- «пробуждение» организма малыша ото сна (даже с учётом того, что до детского сада дошкольники проходят или проезжают какое-то расстояние, многие из них находятся в сонном состоянии, обусловленном ранним подъёмом);
- активизация сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, органов и каналов восприятия окружающего мира (в основном с помощью бега, прыжков);
- укрепление опорно-двигательного аппарата малышей (за счёт повторений упражнений на тренировку мышц плечевого пояса, туловища, ручек и ножек);
- повышение работоспособности ребят (гимнастика способствует насыщению тканей и органов кислородом, а значит, дети становятся более энергичными);
- обеспечение организованного начала дня (дети выполняют движения вместе, и все последующие режимные моменты в детском саду также «по инерции» происходят слаженно);
- переключение малышей на совместные виды деятельности (даже если во время сбора детей в группе ребята играли в разные игры и отвлечь их было почти невозможно, гимнастика позволит перейти к общему занятию);
- знакомство с разными видами спорта (дети не только узнают название, но и соотносят вербальное описание с изображением, примеряют на себя некоторые спортивные занятия, например, коньки).
Приёмы проведения утренней гимнастики в первой младшей группе
Как и любой другой вид деятельности, выполнение утренних физических упражнений требует тщательного выбора способов взаимодействия в работе. Традиционно используется 4 вида приёмов.
Словесные приёмы
Речь взрослого имеет колоссальное значение для развития ребёнка. Тем более если это касается малышей 1,5–3 лет, которые только-только начинают говорить. Для того чтобы освоение речи происходило гармонично, с дошкольниками нужно разговаривать, иллюстрируя словом любое действие.
Объяснение
Упражнения утренней гимнастики должны быть обязательно разъяснены. При этом педагог старается подбирать короткие предложения с понятными словами, говорить не торопясь, чётко проговаривая все слова.
Педагог не только объясняет, но и показывает все действия
Загадки
Этот словесный приём, мотивирующий ребят на работу, требует от них не только определённого багажа знаний, но и словарного запаса. Поэтому загадки начинают обыгрываться со второго полугодия.
В своей практике я отбираю загадки с договорками по рифме, чтобы детям было легче угадать, о чём идёт речь. К примеру, перед выполнением комплекса в виде подвижных игр мы с детьми разгадываем загадки, в которых зашифрованы названия упражнений:
- Мы вернулись в поздний час. Кто в дверях встречает нас? Кто хвостом от счастья машет И на задних лапах пляшет, Лижет руки, лижет нос? Это — наш любимый … (Пёс) — игра «Лохматый пёс».
- Может он идти и литься, В лужах из него водица. И не заяц, но косой, Иногда он проливной, Осенью нередкий гость. Догадались? Это … (Дождь) — игра «Дождик».
- По сусекам поскребли, По амбарам помели. И по лесу, без дорог, Покатился … (Колобок) — игра «Катится колобок».
Стихотворения
В своей работе этот словесный приём я также использую для мотивации воспитанников. Во-первых, дети с удовольствием включаются в прослушивание рифмованных строк, а во-вторых, быстрее вникают в суть темы. Таким образом, стихотворения не только привлекают внимание малышей, но и дают им представление о тех заданиях, которые будут в утренней гимнастике. Например, если мы с малышами собираемся выполнять сюжетную гимнастику «Бабочка», то начинаем с прослушивания одноимённого стихотворения:
- Удивительный цветок: Жёлтый, красный лоскуток! А по краю — кружева. Ой! С усами голова! Вот так чудо-чудеса: Это бабочка-краса! Летняя красавица Очень всем нам нравится!
Методисты также выделяют комплексы упражнений, которые выполняются под иллюстрирующие их стихотворения (песенки), — «гимнастика в стихах».
Таблица: примеры гимнастики в стихах (составлено по материалам открытого доступа)
Название стихотворения | Ход гимнастики |
«Матрёшки» | Собрались матрёшки Поиграть немножко. По кругу ходили, Хоровод водили. (Ходьба) Побежали друг за дружкой — (Бег) Вот весёлые подружки! Платочками махали, (Движения руками) Весело плясали, (Приседают) Ножками потопали, (Движения по тексту) Ручками похлопали. Вот какие мы матрёшки: (Наклоны) У нас красные сапожки, Платочки цветастые, (Дуют на платочки) Ленточки атласные. (Упражнение на дыхание). |
«Зима» | Дети, стройтесь по порядку На весёлую зарядку. Чтоб размялись наши ножки, Мы пройдёмся по дорожке. А дорожка непростая, За собой нас увлекает. (Ходьба) На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать (Топают) И ладошками похлопать. (Хлопают) По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по той же по дорожке Скачем мы на левой ножке. (Прыгают) Мы на лыжах все пойдём, Заберёмся мы на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. (Идут широким шагом) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Руки на поясе, поднимают колени) По дорожке побежим, До лужайки добежим. Хлопья белые летят, Холоднее стало. Только, зимушка-зима, Ребят ты не испугала. (Бег) С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Ходьба, хлопки руками над головой) На пушистом на снегу Мы затеяли игру. Ты снежок и я снежок, Становись в кружок, дружок. |
«Ладошки» | Покажи-ка мне ладошки И похлопай ты немножко: Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп. На меня теперь смотри, (Делают любое движение) Точно всё ты повтори. Раз-два-три, раз-два-три. А теперь покажем ножки И потопаем немножко. Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Покажи мне ручки, ножки, Ими поиграй немножко. (Произвольные движения руками и ногами) Раз-два-три, раз-два-три. |
Видео: утренняя гимнастика в первой младшей группе под песенку
Короткие сказки
Такие истории по теме я придумываю сама. Периодически детям необходимо напоминать о важности выполнения гимнастики, поэтому одна из сказок может быть такой: «Жили-были два человечка — Хилячок и Толстячок. Один всё капризничал, ничего кушать не хотел, а второй только и делал, что жевал, ни в какую далеко от дома не уходил. Однажды сидели они во дворе, вдруг видят: идёт озорной мальчишка — Здоровячок. Стали они выспрашивать у него, чего это он такой довольный, радостный. И рассказал им Здоровячок, что он любит физкультуру, делает утреннюю гимнастику, кушает каши, овощи и фрукты. Тогда и Хилячок с Толстячком стали о своём здоровье заботиться, выполнять каждое утро физические упражнения и правильно питаться. И уже через месяц стали бодрыми и радостными мальчиками».
Придумывая сказки, нужно учитывать, что:
- они не должны быть слишком длинными, иначе дети отвлекутся от гимнастики;
- имена персонажей должны быть запоминающимися;
- по возможности к сюжету нужно подбирать картинки.
Сказки можно рассказывать от лица персонажа, который проводит гимнастику
Наглядные приёмы
Дошкольники воспринимают мир, прежде всего, через образы. Поэтому наглядность должна сопровождать любой вид деятельности малышей. И утренняя гимнастика не является исключением.
В работе со своими воспитанниками я использую:
- картинки, изображающие персонажей упражнений — кошечек, собачек, медвежат и др.;
- иллюстрации порядка выполнения всех элементов гимнастики (например, бегающие, прыгающие дети или ход работы над упражнением «Катится колобок»);
- демонстрацию (для первой младшей группы это показ всех движений педагогом или просмотр видео, где гимнастику выполняют сверстники малышей).
Практические приёмы
К таким способам работы относятся виды творческой деятельности:
- рисунки;
- поделки;
- аппликации.
Эти приёмы в первой младшей группе носят рефлексивный характер: так дети показывают свои впечатления от гимнастики. Например, после выполнения комплекса сюжетной гимнастики «Погремим погремушкой» мы с ребятами делаем аппликацию из заготовок погремушек для куклы Танюшки.
Выполнение аппликаций, помимо развития творческих способностей, помогает детям запомнить упражнения
Игровые приёмы
Игра как основной вид деятельности дошкольников представляет собой своего рода рамку для работы над физическими упражнениями. В утренней гимнастике активно применяются подвижные игры с элементами театрализации.
Таблица: картотека подвижных игр для утренней гимнастики (составлено по материалам открытого доступа)
Отрабатываемое умение (навык) | Название игры | Задачи | Ход игры |
Бег | «Солнышко и дождик» («Дождик», «Солнечные зайчики») |
| Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Педагог говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал «Дождик! Скорей домой!» бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять». Игра повторяется. |
«Бегите ко мне» |
| Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю, который встречает их приветливо, разведя руки широко в стороны, и делает вид, что хочет всех ребят обнять. После того как дети соберутся около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!». Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу. | |
Ориентирование в пространстве | «Лохматый пёс» |
| Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место. |
Развитие равновесия | «Карусели» |
| Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Дети останавливаются. |
Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы | «Катится Колобок» |
| Дети изображают колобков: они ложатся на ковёр, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую. Вначале взрослый помогает ребёнку, как бы переворачивая его, приговаривая: «Вот и покатился Колобок. Катится, катится, не догнать его». Затем дети перекатываются сами. |
Формирование навыка подражания | «Пузырь» |
| Дети вместе со взрослым встают в круг. Воспитатель говорит:
Дети, постепенно отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят звук «ш-ш-ш». |
Развитие ловкости | «Лягушки» |
| На одной стороне зала на полу лежит шнур — это «болотце». Дети-«лягушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут, вытянувши ножки». Дети выполняют прыжки на двух ногах в соответствии с ритмом стихотворения, продвигаясь вперёд (примерно 16 прыжков) до «болотца», и прыгают через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы игровое упражнение повторяется. |
Формирование навыка лазания | «Обезьянки» | Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке. | Воспитатель предлагает детям по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, встать лицом к ней и взобраться на 3–4 рейки. Это обезьянки. Остальные дети сидят или стоят и смотрят, как обезьянки собирают на деревьях фрукты. Затем на деревья взбираются другие обезьянки. |
Развитие внимания | «Флажок» | Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевая песенку | Дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Малыши идут по кругу и произносят текст. Выходит ребёнок по тексту, поднимает флажок, машет им и кладёт на место. Затем игра продолжается.
|
Это интересно. Некоторые утренние комплексы включают также 1–2 упражнения пальчиковых игр и/или дыхательной гимнастики.
ДЕТСТВО-ГИД
Из опыта работы «Комплекс утренней гимнастики» для детей ясельной группы
Мосиенко Елена Юрьевна, воспитатель МКДОУ № 16, г. Новосибирск
Сентябрь «Петушок, петушок» 1. Дети вместе с воспитателем ходят по площадке. Воспитатель поет песенку: Петушок, петушок Золотой гребешок, По двору идет, курочек зовет. Курочек зовет: «Ко-ко-ко, Курочки-хохлатки, Бегите без оглядки. Петушок вам зернышко нашел». На слова «бегите без оглядки» дети бегут за воспитателем. 2. Бег в среднем темпе — 30 секунд. Переход на ходьбу. 3. Подвижная игра в кругу «Надувайся, пузырь»: Надувайся, пузырь, надувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.
Октябрь «Быстрые лошадки» 1. Педагог: Сегодня вы не просто ребятки, вы — быстрые лошадки. Дети ходят по площадке, изображая лошадок. Движения сопровождаются текстом: Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Ты, мой конь, Как огонь! Ты копытами стучишь, Звонко «иго-го» кричишь, Сильно об пол бьешь ногой (Дети бегают врассыпную по площадке в течение 45 с. Темп средний). И качаешь головой! Оседлать тебя хочу И скачу, скачу, скачу! (Переходят на ходьбу). Мы устали. Отдохнем. И водицы мы попьем. Заедим душистым сеном. Встанем тихо и заснем. (Останавливаются) 2. Заключительная ходьба. 3. Подвижная игра «Ходят по дорожке красные сапожки».
Ноябрь Комплекс 1. «Воробышки» 1. «Воробышки» Птички в гнездышках сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонечко летят. Полетели, полетели И на веточки уселись. Перышки почистили, Хвостиком встряхнули. Опять полетели. На дорожку сели, Прыгают, чирикают, Зернышки клюют. (Дети, сидя на корточках, поворачивают голову, встают, бегут, взмахивая вправо и влево руками. Темп средний. Садятся на скамейки, трут руками плечи, крутят попками. Снова «летят» (бегают). Садятся на корточки, поворачивают головки вправо-влево, имитируют действия птенцов). 2. Ходьба (30 секунд). 3. Подвижная игра «Ходит Ваня». 4. Дыхательные упражнения и релаксация.
Комплекс 2 «Мы — цыплята» 1. «Мы — цыплята» Курочки-хохлатки По двору гуляли. Курочки-хохлаточки Зернышки искали. Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней ребятки, Желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите, Зернышки ищите». Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы Полное корытце. Нужно зернышко найти. Ты побегай, поищи. Только дождик вдруг польет – Нам намочит гребешок Мама-курочка зовет, Всех под крылышко берет. (Дети вместе с воспитателем выполняют движения курочки и цыплят согласно тексту). 2. Ходьба в течение 30 секунд. 3. Подвижная игра «Солнышко и дождик». 4. Релаксация.
Декабрь Комплекс 1 «Зайка серенький сидит» 1. «Зайка серенький» Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. (Дети присели, шевелят кистями поднятых рук). Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (Дети присели, шевелят кистями поднятых рук). Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп – Надо лапочки погреть. (Встают, хлопают в ладоши). Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок (Дети прыгают на месте на обеих ногах. Темп средний). Надо зайке поскакать. Кто-то (мишка, лисичка, волк) зайку испугал. Зайка прыг — и ускакал! 2. Ходьба (30 секунд). 3. Подвижная игра «Кот и мышки». 4. Упражнения на дыхание или релаксация.
Комплекс 2 «Котята» 1. «Котята» Как у нашей кошки Подросли ребята, Подросли ребята, Пушистые котята. Спинки выгибают, Хвостиком играют. А у них на лапках Острые царапки, Длинные усищи, Зеленые глазищи. (Дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят. Стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки. Очень любят умываться, Лапкой ушки почесать И животик полизать. Улеглись на бочок (Имитируют умывание, чешут за ушками, «лижут» животик, прогибают спинку). И свернулись в клубок, А потом прогнули спинки Убежали из корзинки. (Разбегаются — бег в течение 30 секунд). 2. Ходьба (30 секунд). 3. Подвижная игра «Самолеты». 4. Дыхательные упражнения и релаксация.
Январь Комплекс 1 «Снежинки» 1. Дыхательные упражнения. 2. «Снежинки» Выпал беленький снежок, Всюду посветлело. Лепим, лепим мы снежки Ловко и умело. Очень весело сейчас Со снежками спляшем. Посмотрите-ка на нас, На веселье наше. (Дети прыгают на двух ногах, кружатся, руками делают «фонарики», полуприседают, бегают в разных направлениях). Вместе с нами поиграть Всех мы приглашаем. Быстро-быстро побежим – Никто нас не поймает. 3. Ходьба (30 секунд). 4. Подвижная игра «Раздувайся, пузырь». 5. Релаксация.
Комплекс 2 «Мишка» 1. «Веточки качаются» Дети поднимают вверх руки и раскачиваются из стороны в сторону. 2. «Мишка» Зайка по лесу гулял, А в берлоге мишка спал. Ближе зайка подбежал И зайчат к себе позвал. Услыхал медведь и давай реветь: «Кто тут смеет так шуметь?» (Дети прыгают. Воспитатель имитирует действия медведя, зовет ребят к себе и грозит пальцем. Повторяет последнюю фразу). Мишка, ты нас не пугай, Вместе с нами поиграй; Лапочками хлоп-хлоп, Ноженьками топ-топ. Выставляем ножки В беленьких сапожках, Хвостиками машем, (Дети хлопают в ладоши, топают ножками, поочередно выставляют вперед то одну, то другую ногу, пляшут). Весело все пляшем. Зайкам мишка помахал И в берлогу убежал. 3. Ходьба (30 секунд). 4. Подвижная игра «Лохматый пес». 5. Релаксация.
Февраль Комплекс 1 «Неваляшки» 1. «Неваляшки». Мы — милашки, Куклы-неваляшки, Куклы-неваляшки, Яркие рубашки. Мы не спим и не сидим, И ложиться не хотим. (Движения согласно тексту). 2. Ходьба (30 секунд). 3. Подвижная игра «Кот и мышки». 4. Релаксация.
Комплекс 2 «Белочки» 1. Дыхательные упражнения. 2. «Белочки» Рыженькие белочки скачут по ветвям, (Движения согласно тексту). Пушистенькие хвостики Мелькают тут и там. Маленькие белочки замерзли на снегу. Как согреть им лапочки в зимнюю пургу? Лапка лапку ударяет, Быстро-быстро согревает. Прыг да скок, прыг да скок, И свернемся мы в клубок. 3. Ходьба (30 секунд). 4. Подвижная игра «Кот и мышки». 5. Релаксация
Март Комплекс 1 «Наши ножки» 1. Дыхательные упражнения. 2. «Наши ножки» По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Шагают наши ножки, (Дети идут друг за другом, выставляют ножки, делают «пружинку»). Совсем не устают. Вот деточки попляшут И ручками помашут, (Делают руками «фонарики», кружатся, приседают). Покружатся на месте, Присядут, отдохнут. 3. Ходьба (30 секунд). 4. Подвижная игра «Курочка-хохлатка». 5. Релаксация.
Комплекс 2 «Догони мяч» 1. Дыхательные упражнения. 2. «Догони мяч» Мой веселый, звонкий мяч (Дети прыгают на двух ногах на одном месте). Ты куда помчался вскачь? (Бегают по всей комнате, имитируя игру с мячом). Желтый, Красный, Голубой, Не угнаться За тобой! 3. Ходьба (30 секунд). 4. Подвижная игра «Бусинки». 5. Релаксация
Апрель Комплекс 1 «Ладушки» 1. Дыхательные упражнения. 2. «Ладушки» Ладушки-ладушки, Где были? (Дети хлопают в ладоши, поворачиваясь вправо-влево). У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку, На головку сели. Попили, поели (Взмахивают руками, как крыльями, кладут руки на голову). Домой полетели. 3. Ходьба (30 секунд). 4. Подвижная игра «Мыши в кладовой». 5. Релаксация.
Комплекс 2 «Сорока» 1. Дыхательные упражнения. 2. «Сорока» (упражнение для рук) Сорока, сорока, Где была? (Дети водят указательным пальцем одной руки по ладони другой). Далеко. Кашу варила, Деток кормила. Этому дала кашки, Этому — киселька (Загибают одной рукой по одному пальцу другой руки). Этому — сметанки. Этому — конфетку. А этому не дала: Ты дров не рубил (Грозят указательным пальцем обеих рук). Воду не носил, Кашу не варил. 3. Ходьба (30 секунд). 4. Подвижная игра «Догони мяч». 5. Релаксация.
Май Комплекс 1 «Мишка косолапый» 1. Дыхательные упражнения. 2. Упражнения для кистей рук. Пальчики обеих рук соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них. Пальчики принимают форму шара. Воздух выходит, и пальчики принимают исходное положение. 3. «Мишка косолапый» Мишка косолапый (Дети идут вперевалку с ноги на ногу). По лесу идет. (Приседают, делая вид, что, собирают шишки). Шишки собирает, Песенки поет. Шишка отскочила Прямо мишке в лоб. (Дотрагиваются до лба ладошкой). Мишка рассердился И ногою топ! (Топают ногой). 4. Подвижная игра «Солнышко и дождик». 5. Релаксация.
Комплекс 2 «Лодочка» 1. Дыхательные упражнения. 2. «Лодочка» (Комплекс упражнений для кистей рук). Лодочка плывет по речке, По воде идут колечки. (Ладошки прижаты ребрами друг к другу, большие пальцы вплотную прижаты к ладоням). «Рыбка» Рыбка плавает в водице, Рыбке весело резвиться. (Положение ладоней то же. Извилистые движения кистями рук). 3. Ходьба (30 секунд). 4. Подвижная игра «Самолеты». 5. Релаксация.
Комплексы утренней гимнастики Роль партерной гимнастики для хореографии Об утренней гимнастике Конспект утренней оздоровительной прогулки >
Проведение утренней гимнастики в первой младшей группе детского сада
При составлении комплекса утренней зарядки педагог руководствуется, прежде всего, тем, чтобы у детей была возможность всесторонне развиваться, то есть подбираются движения разных видов. Кроме того, все реплики персонажей, если таковые подразумеваются конкретным видом гимнастики, иллюстрируются движениями.
В один комплекс гимнастики желательно включать разнообразные упражнения
Таблица: картотека комплексов утренней гимнастики в первой младшей группе
Название комплекса | Ход упражнения | Сопроводительные слова |
«Часики» |
| «Покажите, как идут часики. Тик-так, тик-так». |
| «Часики звонят — бом-бом-бом». | |
| «Часики сломались, нам нужно их починить специальным молоточком». | |
Повтор первого упражнения. | «Вот и заработали наши часики снова — тик-так, тик-так». | |
| «Теперь нам нужно повесить часики на стену повыше». | |
| «А теперь покажем, как быстро бежит время». | |
«Репка» | Идут друг за другом. | «У одного деда с женой его, бабкой, был огород». |
Передвигаются на внешней стороне стопы. | «Пошёл как-то дед репку сажать». | |
Прыгают вперёд, поднимая руки. | «Как раз и погода хорошая, солнечная, птички поют». | |
Идут на носочках, выполняя махи руками. | «Вдруг стал накрапывать дождик». | |
Бегут, соединив руки над головой «домиком». | «Побежал дед домой». | |
| «Собрался дед репку сажать, а лопату найти не может». | |
| «Стала репка большой, просто огромной. Захотел дед её из земли достать, а не смог». | |
| «Стал дед звать помощников: бабку, внучку, собаку Жучку, кошку Мурку и, наконец, мышку». | |
| «Вот и вытянули репку!» | |
| «Пошли они все домой, покушали, а потом помощники по своим домам побежали». | |
«Погремим погремушкой» |
| «Давайте погремим погремушками». |
| «А теперь давайте возьмём погремушки». | |
Спокойная ходьба. |
Отработка комплекса упражнений утренней гимнастики организуется в 3 этапа.
Таблица: хронометраж этапов утренней гимнастики
Этап | Цели | Виды упражнений | Время |
Вводный |
|
| 1–2 минуты |
Основной |
|
| 2–3 минуты |
Заключительный | Восстановление давления и пульса. |
| 0,5–1 минута |
Это интересно. В одном комплексе может использоваться 2–3 вида упражнений из каждого этапа.
При распределении времени на каждый из этапов нужно делать поправку на темп выполнения упражнений детьми
Таблица: пример конспекта утренней гимнастики в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Алёшина М., воспитатель МБДОУ Д/с №42 «Солнышко», г. Заволжье, Нижегородская обл. |
Вводный этап | Воспитатель вносит в группу медвежонка. Читает четверостишие, обращаясь к детям:
Медвежонок зовёт ребятишек вместе с ним поиграть.
|
Основная часть | <�… «Мишка большой, медвежонок маленький». Исходное положение (И. п.): Стоя, руки опущены вдоль туловища. В.: Понимаем ручки, покажем, какой большой Мишка. Вот какой! Опускаем руки. Вот какой у Мишки маленький медвежонок. Выполняем 3 раза. «Мишка пляшет». И. п.: Стоя, руки опущены вдоль туловища. В.: Покажем, как Мишка пляшет. Наклонился в одну сторону, в другую, вот какой весёлый Мишка. Выполняем 3 раза…> |
Заключительный этап | <�… Медвежонок предлагает ребятам идти кругом:
Мишка хвалит детей:
|
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/provedenie-utrenei-gimnastiki-v-pervoi-mladshei-grupe-gimnastika-s-mishkoi.html |
Видео: утренняя гимнастика в первой младшей группе с персонажем-куклой
Комплексы общеразвивающих упражнений
Комплексы ОРУ для учащихся 5-7 классов
Комплекс ОРУ на месте №1
1.И.п–О.с.
1- руки в стороны, 2- руки вверх, 3- руки в стороны, 4- И.п.
2. И.п.- стойка, ноги вместе руки в замок перед грудью. 1- выпрямить руки вперед,2- И.п.3 – выпрямить руки вверх, 4 – И.п.
3. И.п.- правая рука вверху, левая внизу. 1,2- отведение прямых рук назад, со сменой положения, 3,4 – то же левая вверху.
4. И.п.- стойка, ноги вместе, руки к плечам. 1-4 — разноименные круговые
вращения руками в одну сторону, 5-8 – разноименные круговые вращения руками в другую сторону.
5. И.п.- стойка, ноги врозь, руки перед грудью в замок. 1,2 –повороты туловища вправо, 3,4 – повороты туловища влево.
6. И.п.- стойка, ноги врозь, руки на поясе 1,2 – наклоны вправо, 3,4 – наклоны влево.
7. И.п.- стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1,2,3 – наклоны вперед, 4 – И.п.
8. И.п.- стойка, ноги врозь, руки в стороны. 1- наклон вперёд с поворотом вправо, касаясь правой рукой левой ноги. 2- И.п. 3- наклон вперёд с поворотом влево, касаясь левой рукой правой ноги. 4 – И.п.
9. И.п.- присед на правой ноге, левая в сторону прямая. 1-3- наклон вперёд к прямой ноге, 4 – перенос центра тяжести на левую ногу.
10. И.п.- выпад правой ногой вперёд, руки за спину, спина прямая. 1-3- пружинистые покачивания, 4 – смена положения ног прыжком.
11.И.п.-стойка, ноги врозь, руки вперёд, немного в стороны. 1- мах правой ногой к левой ноге, 2 – И.п, 3 – мах левой ногой к правой ноге, 4 – И.П.
12.И.п.- стойка ноги врозь, руки внизу. 1,3- прыжок, хлопок над головой, 2,4 –прыжок, руки в исходное положение.
Комплекс ОРУ №1
1. И. п. — о. с., на счет 1 — 2 — 3 — 4 руки в стороны, вверх, вперед, вниз. 4 раза.
2. И. п. — ноги врозь, руки в стороны. 1 — наклон вперед, хлопок ладонями за левым коленом, выдох; 2 — и. п., вдох; 3 — наклон вперед, хлопок за правым коленом, выдох; 4 — и. п., вдох. 4 раза.
3. И. п. — то же. 1 — руки на пояс, поворот направо; 2 — и. п.; 3 — 4 — то же налево. 4 раза.
4. И. п. — о. с., I — присесть, руки на колени, выдох; 2 — и. п.; 3 — присесть, обхватить колени руками, выдох; 4 — и. п., вдох 4 раза.
5. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять согнутые в коленях ноги; 2 — выпрямить; 3 — согнуть; 4 — и. п.4 раза.
6. И. п. — лежа па спине, ноги, согнутые в коленях, поднять.1 — 4 — круговые движения ног вперед («велосипед»); 5—8 — то же, вращая ноги на себя. 3 раза.
7. И. п. — лежа на спине, ладони положить на живот в область подреберья. 1 — 3 — выдох, легко надавливая ладонями на живот; 4 — пауза; 5 — 7 — вдох, выпячивая живот; 7 — пауза. 3
8. И. п. — ноги врозь руки па пояс, 1 — наклон влево, руки вверх; 2- 3 — то же вправо. 4 раза.
9. И. п. — о. с., руки на пояс, поднять правую ногу, согнутую в колене; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 4 раза.
10. И. п. — о. с. 1 — наклон вперед, расслабить мышцы рук; 2 — выпрямиться, руки вверх; 3 — наклон вперед, расслабляя мышцы, «уронить» руки, дать им свободно покачаться; 4 — и. п. 4 раза.
Комплекс ОРУ на месте (в колоннах) №1
И.п. – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1- руки в стороны, 2,4 — И.п., 3- руки вверх.
И.п. – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1-3 отведение прямых рук назад, 4 –И.п
И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1- руки вверх, правую ногу назад на носок, 2,4- И.п., 3- руки вверх, левую ногу назад на носок.
И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1-3 наклон вперед, руки отводить назад , 4- И.п.
И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1- руки вверх, прогнуться, 2- наклон вперед, 3- присед, 4 – встать.
И.п. – стоя в шеренгах, руки на плечах рядом стоящего. 10 наклонов вперед под собственный счет.
И.п. – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1,2 – наклон вправо, 3,4 – наклон влево.
И.п. – стоя в колоннах, руки на плечах впереди стоящего. 1 – выпад вправо, 2,4 –И.п., 3 – выпад влево.
И.п. –стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1 – выпад вперед правой ногой, руки вперед, 2,4 –И.п., 3 –выпад вперед левой ногой.
И.п. – стоя в шеренгах, в выпаде правой ногой вперед, руки на плечах рядом стоящего. 20 прыжков со сменой положения ног в выпаде, под собственный счет.
И.п. – стоя в шеренгах, руки на плечах рядом стоящего. 12 приседаний под собственный счет.
И.п. – стоя в шеренгах, взявшись за руки, руки внизу. 1-3 – подскоки на месте, 4 — поворот на 90, 180 градусов.
Комплекс ОРУ в движении №2
1
. И.п.- руки перед грудью в замок. 1- руки вперёд; 2- и.п.; 3- ходьба на носках, руки вверх; 4- и.п.
2.
И.п.- правая вверху. На каждый счёт смена положений рук.
3.
И.п.- руки перед грудью. 1-2- отведение согнутых рук назад; 3- отведение прямых рук назад; 4- и.п.
4.
И.п.- руки к плечам. 1-4- четыре круговых движения вперёд; 5-8- тоже назад.
5.
И.п.- руки в стороны. 1-4- четыре круговых движения рук вперёд с подскоками; 5-8- тоже назад.
6.
И.п.- руки перед грудью в замок. Ходьба выпадами с поворотом туловища в сторону впереди стоящей ноги.
7.
На каждый шаг наклон к впереди стоящей ноге.
8.
1-4- руки через стороны вверх-вдох; 5-8- руки через стороны вниз-выдох.
Комплекс ОРУ с мячами №3
1. И. п.— глубокий присед, мяч в руках на полу. 1—2 — встать, мяч вверх, правую ногу назад на носок, потянуться, вдох; 3—4 — и. п., выдох. То же, но левую ногу назад. 6—8 раз.
2. И. п.— широкая стойка, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 — поворот туловища направо, мяч в левую руку, выдох; 2 — поворот туловища в и. п., левую руку с мячом в сторону, вдох; 3—4 — то же, но поворот налево. 8—10 раз.
3. И. л.—стойка ноги вместе, мяч в руках внизу. 1—3 — наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг ног, выдох; 4 — взять мяч, вернуться в и. п., вдох. Выполнять с прямыми ногами. Мяч перекатывать по замкнутому кругу один раз влево, другой раз — вправо. 6—8 раз в каждую сторону.
4. И. п.— стойка ноги вместе, мяч в руках внизу.1 — дугой влево мяч вверх и наклон туловища вправо, правую ногу в сторону на носок, выдох; 2—выпрямиться, приставить правую ногу, дугой влево мяч вниз, вдох; 3—4—-то же в другую сторону. Выполнять слитно, мяч внизу не задерживать. 8—10 раз.
5. И. п.— лежа на спине, мяч между стоп. 1—2 — поднять прямые ноги с мячом вперед, вдох; 3—4 — выдох. В дальнейшем упражнение можно несколько ускорить, делая все движения на два счета. 12—15 раз.
6. И. п.— стойка ноги вместе, прямые руки с мячом вперед. Развести руки, выпустить мяч, быстро присесть и, не давая мячу упасть на пол, поймать его двумя руками внизу. Ширину разведения рук следует постепенно увеличить. 6—8 раз.
7. Дыхательное упражнение. 3—4 раза.
8. И. п.— ноги на ширине ступни, мяч у плеча на ладони согнутой руки. Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками. По 8—10 раз каждой рукой. Ходьба на месте или с продвижением вперед, ударяя мячом о пол левой рукой и ловя его правой и наоборот. Дыхание равномерное (20—30 с).
Комплекс ОРУ в парах №4
1. И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки внизу.
1- руки в стороны, 2- руки вверх, встать на носки, 3- руки в стороны, опуститься на пятки, 4- и.п.
2. И.п. – стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверх. 1,3 — первый партнер выполняет наклон вперёд. 2,4 – второй партнёр выполняет наклон .
3. И.п.- стоя спиной друг к другу взявшись под руки. 1,3 – первый партнёр выполняет наклон вперед, 2,4 – второй партнер выполняет наклон вперёд.
4. И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверху.1,3 – наклон вправо, 2,4 — наклон влево.
5.И.п.- стоя в наклоне лицом друг к другу, ноги врозь, руки на плечах партнера. Наклоны вперед с помощью партнера.
6.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, руки внизу.
Круговые вращения с поворотами.
7.И.п.- стоя в наклоне лицом друг к другу, ноги вместе, руки на плечах партнера. Наклоны вперед с помощью партнера.
8.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за предплечья партнера.
Круговые вращения с поворотами.
9.И.п.- стоя в наклоне лицом друг к другу, ноги в широкой стойке, руки в стороны, сцеплены в замок.
Повороты туловища вправо, влево.
10.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за локти партнёра.
Круговые вращения с поворотами.
11.И.п.- стоя спиной друг к другу, взявшись за руки, руки вверху. 1, 3- выпад вперед правой ногой, 2,4 – выпад вперед левой ногой.
12.И.п. – присед на правой, левая в сторону, лицом друг к другу, взявшись за руки.
Перенос центра тяжести с одной стороны в другую.
13.И.п.- правая (левая) рука одного партнера в руке второго.
Повороты с имитацией метания мяча, с шага левой (правой) ногой в сторону метания.
Комплекс ОРУ со скакалками №5
- И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1-2
— натягивая скакалку, руки вверх, потянуться — вдох;
3-4
— и. п. — выдох. - И. п. — о. с, на скакалке, сложенной вдвое, держать за свободные концы. 1-2
— присед, натягивая скакалку вперед — вдох;
3-4
— и. п. — выдох. - И. п. — стойка ноги врозь на скакалке, руки вперед, скакалка натянута. 1-2
— отводя руки в стороны, наклон вперед — выдох;
3-4
— и. п. — вдох. - И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1-4
— перешагнуть через скакалку поочередно левой и правой ногой, выпрямиться, скакалка сзади;
5-8 —
перешагнуть назад в и. п. - И. п. — широкая стойка ноги врозь, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1 —
поднимая скакалку вперед — в стороны и натягивая ее, поворот туловища направо — вдох;
2
— и. п. — выдох. - И. п. — о. с, скакалка сзади. Прыжки на двух, вращая скакалку вперед (40-50 прыжков).
Комплекс ОРУ со скакалками №5
- И. п. — стойка ноги врозь, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1-2 —
натягивая скакалку, дугами вперед руки вверх —
в
стороны, прогнуться — вдох;
3-4
— и. п. —
выдох.
И. п. — стойка ноги врозь на скакалке, концы скакалки закручены на руки. 1-2
— глубокий присед, руки в стороны — выдох;
3-4
— и. п. — вдох. Приседать на всей ступне, туловище вертикально.
- И. п. — стойка ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, внизу сзади. 1
— наклон вперед, натянутую скакалку назад;
2 —
и. п. - И. п. — о. с, сложенную вчетверо скакалку вверх. 1
— мах правой, скакалку вперед, коснуться скакалкой носка ноги;
2
— и. п.;
3-4
— то же левой ногой. - И. п. — о.с. ноги врозь, скакалка, сложенная вчетверо, за головой.1
— поворот туловища направо;
2
— и. п.;
3-4
— то же налево. - И. п. — о. с, скакалка внизу сзади. Бег на месте, вращая скакалку вперед, перешагивая поочередно правой и левой ногой (60-70 прыжков).
Комплекс ОРУ со скакалками №5
- И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, за головой. 1-2
— натягивая скакалку, руки вверх, прогнуться — вдох;
3-4
— и. п. — выдох. - И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1
— присед, скакалкой обхватить голени;
2
— усилием рук наклонить туловище к коленям, голову наклонить — выдох;
3-4
— и. п. — вдох. - И. п. — то же. 1
— отставляя левую ногу назад и сгибая правую, — выпад, скакалку на колено;
2-3 —
пружинящие покачивания в выпаде;
4
— и. п.;
5-8 —
то же правой ногой.
- И. п. — о. с, скакалка, сложенная вдвое, внизу. 1
— наклон и встать на скакалку;
2-3 —
натягивая скакалку, пружинящие наклоны к прямым ногам;
4
— и. п. Стараться головой коснуться выпрямленных коленей. - И. п. — сед, скакалка, сложенная вчетверо, на коленях. 1-4
— сгибая ноги, перемах ногами в сед;
5-8
— перемах назад. - И. п. — о. с, скакалка, сложенная вчетверо, на шее. 1-2
— натягивая скакалку, руки вверх, правую ногу в сторону на носок, наклон вправо — вдох;
3-4
— и. п. — выдох;
5-8
— то же влево. - И. п. — о. с, скакалка спереди. Прыжки на двух, вращая скакалку назад.
Комплекс ОРУ с гимнастической палкой №6
1. И. п.— стойка ноги вместе, палка внизу. 1—2—палку вверх, подняться на носки и потянуться, вдох; 3—4 — и. п., выдох. 6—8 раз.
2. И. п.— стойка ноги врозь, палка внизу. 1 — наклон вперед, руками коснуться пола, выдох; 2—и. п., вдох. Во время наклона ноги прямые, задание усложняется изменением ширины хвата. 12—15 раз.
3. И. п.— стойка ноги врозь, палка впереди, хват шире плеч. 1 — поворот туловища направо; 2—и. п.; 3—4 —то же в левую сторону. При поворотах плечевой пояс закрепить, ноги с места не сдвигать. Дыхание равномерное. 10—12 раз.
4. И. п.— стойка ноги вместе, палка внизу. 1—4 — поднимая палку вперед, сесть на пол и вытянуть ноги; 5—8—встать, не касаясь руками и палкой пола. 10—15 раз.
5. И. п.— стойка ноги вместе, палка горизонтально вверху. 1— правую ногу в сторону на носок, наклон вправо; 2 — и. п.; 3—4 — то же в левую сторону. При наклоне — выдох, при выпрямлении— вдох. 10—12 раз.
6. И. п.— лежа на груди, палка вверху (руки свободно лежат на полу). 1 — 2 — прогнуться, поднимая палку повыше, вдох; 3—4 — и. п., выдох. Ширину хвата можно менять, постепенно уменьшая расстояние между руками. 6—8 раз.
7. И. п.— лежа на спине, палка внизу, хват на ширине плеч. 1—2 — сгибая ногу вперед, провести ее между руками и палкой, выпрямить и опустить вниз (палка между ног); 3—4 — и. п. Упражнение выполнять поочередно левой и правой ногой. Дыхание произвольное, не задерживать. 10—12 раз.
8. И. п.— о. с., палка на полу справа. Прыжки боком через палку, чередуя их с одним промежуточным прыжком на месте. Прыгать мягко, на носках. Прыжки через палку делать повыше, помогая движением рук. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу (20—30 с).
Комплекс ОРУ с обручем №7
1. И. п.—о. с., обруч держать внизу, 1 — поднять обруч вперед, посмотреть в него; 2—и. п. 6—8 раз.
2. И. п.— ноги врозь, обруч держать у груди согнутыми руками. 1 — поворот влево, выпрямить руки, отвести обруч влево; 2 — и. п.; 3—4 — то же в другую сторону. 6—8 раз.
3. И. п.— ноги врозь, обруч оставить перед собой. 1 —-наклон вперед, положить обруч на пол, выдох; 2—выпрямиться, вдох; 3 — наклон вперед, взять обруч; 4 —и. п. 6—8 раз.
4. И. п.— о. с., обруч держать внизу, изнутри. 1 — обруч вверх; 2 — опустить обруч за спину; 3 — поднять вверх, 4 — и. п. 6—8 раз.
5. И. п.— о. с., обруч держать впереди. 1— опуская обруч вниз-назад, перешагнуть левой ногой внутрь обруча; 2 — перешагнуть правой; 8 — опуская обруч вниз-вперед, перешагнуть из обруча левой ногой назад; 4 — то же правой. 4—6 раз.
6. И. п,— ноги врозь, обруч вверх. 1 — наклон влево; 2 — и. п.; 3—4 — то же вправо. 6 раз.
7. И. п.— ноги врозь, обруч держать за спиной в опущенных руках. 1 — наклон вперед, прогибаясь, обруч отвести назад; 2 —и. п. 6 раз.
8. И. п.— о. с. в центре обруча, лежащего на полу. 1 — присесть, взять обруч двумя руками, выдох; 2 — встать, поднять обруч двумя руками, вдох; 3 —присесть, положить обруч; 4 — и. п. 6—8 раз.
9. И. п.— о. с., руки с обручем вперед. 1 — мах левой ногой, коснуться обруча; 2 — и. п.; 3—4 —то же правой ногой. 6— 8 раз.
10. И. п.— о. с., обруч вертикально на полу, руки хватом сверху, кисти держать рядом. 1 — мах левой ногой назад, прогнуться; 2 — и. п.; 3—4 —то же правой ногой. 6—8 раз.
11. И. п. — лежа на полу, обруч на полу за головой, держать двумя руками. 1— поднять прямые ноги и обруч вперед, коснуться верхней части обруча; 2—3 —держать; 4 — и. п. 6— 8 раз.
12. И. п. — лежа на полу, обруч впереди держать согнутыми руками. 1—2 — поднять обруч, выпятить живот вперед, вдох; 3—4 —и. п.— втянуть живот в себя, выдох. 3—5 раз.
Комплекс ОРУ с флажками №8
1. И. п.— о. с., руки с флажками внизу. 1—2—3 руки в стороны, вверх, вперед; 4 — и. п. 4 раза.
2. И. п.— о. с., руки с флажками в стороны. 1 — выпад правой вперед, поставить флажки на колено; 2 — и. п.; 3—4 то же другой ногой. 6 раз.
3. И. п.— ноги- врозь, руки с флажками вверх. 1 — наклон вперед, руки с флажками вниз, выдох; 2 — и. п., вдох. 6 раз.
4. И. п.— о. с., руки с флажками вниз. 1— присесть, руки вперед; 2-й. п. 6—8 раз.
5. И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперед. 1 — поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на флажок; 2 —и. п. — то же в другую сторону. 6 раз.
6. И. п.— о. с. 1 — шаг левой вперед, руки с флажками вперед-вверх, прогнуться; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.
7. И. п.— ноги врозь, руки с флажками в стороны. 1 — мах левой ногой вперед, руки с флажками вниз; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.
8. И. п. — сидя ноги врозь, руки с флажками вверх. 1— наклон вперед, коснуться флажками левой ноги; 2 — и. п.; 3 — то же к другой ноге. 6 раз.
9. И. п.— лежа на спине, руки с флажками в стороны. 1 — поднять левую ногу вперед, флажками коснуться носка; 2 — и. п.; 3—4 — то же другой ногой. 6 раз.
10. И. п. — о. с., руки с флажками внизу. 1— левую руку в сторону; 2 — правую руку в сторону; 3 — левую руку вниз; 4 — правую руку вниз. 4—6 раз.
Комплекс ОРУ «Зарядка лыжника» №9
1. Ходьба на месте с махами руками.
2. В стойке ноги врозь пружинящие полуприседы с различными положениями рук.
3. Наклоны туловища в стороны, вперед, назад, руки на пояс.
4. Круговые движения руками вперед, назад.
5. Поочередные выпады вперед, руки в стороны.
6. Прыжки со сменой положения ног из стойки ноги врозь правой с разноименными движениями рук.
Анализ утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ
Любой вид деятельности в ДОУ подвергается систематическому мониторингу (диагностике), что позволяет не только увидеть прогресс в развитии у детей, но и оценить эффективность используемых педагогом приёмов в работе. Анализ утренней гимнастики может проводиться в двух форматах:
- методистами и педагогами (обычно утреннюю гимнастику оценивают как один из элементов работы с детьми для составления общего впечатления о методической грамотности педагога);
- самим воспитателем (для оценки уровня подготовки малышей и выявления организационных или содержательных недочётов в работе).
В обоих случая план диагностики будет один.
Анализ утренней гимнастики — один из элементов общего мониторинга уровня физического развития малышей
Схема анализа утренней гимнастики
Схема анализа гимнастики включает следующие критерии оценивания:
- Общие сведения о группе (название, общее количество детей и число присутствовавших в этот день).
- Оценка уровня подготовки к проведению упражнений (влажная уборка, проветривание).
- Внешний вид педагога (спортивная одежда, собранные волосы) и детей (спортивная форма, подходящая обувь, у девочек подобраны волосы).
- Сколько времени длилась гимнастика.
- Количество проработанных этапов (вводный, основной и заключительный).
- Описание и хронометраж каждого из этапов с указанием целей, которые были достигнуты или не достигнуты.
- Оценка степени участия педагога (объяснение заданий, демонстрация движений).
- Какой эмоциональный фон был создан.
- Общая оценка работы (высокая, хорошая, удовлетворительная).
Утренняя гимнастика в первой младшей группе — это не только важная часть соблюдения режима дня, способствующая укреплению здоровья, обеспечению условий для полноценного физического развития детей, но и способ организовать ребят на совместную деятельность, воспитать чувство товарищества. Поэтому к организации гимнастики педагог должен подходить с особой тщательностью. Нельзя забывать и о том, что проведение комплекса упражнений в начале дня создаёт позитивный эмоциональный фон в группе, где большинство малышей тяжело переживают утреннее расставание с мамами.